Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропов В.А., Воронина Л.Н.

Основной целью исследования является развитие концептуальных основ формирования механизма развития образовательного потенциала региона с позиции социокультурного подхода. В работе рассмотрены вызовы системе российского профессионального образования и обоснованы мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на эффективное развитие и реализацию образовательного потенциала региона. Авторами предлагается концепция развития профессионального образования на основе национальной идеи, конкретной цели развития государства. В противовес современной концепции модернизации российского профессионального образования, заключающейся в переходе от образования как общественного блага к образовательной услуге, разработана авторская схема управления развитием образовательного потенциала региона с использованием методологии дедуктивного построения от национальной идеи до конкретного человека и его рабочего места. Именно такой механизм должен быть заложен в основу развития образовательного потенциала государства, региона или организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА»

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY

Концептуальные основы развития образовательного потенциала региона Conceptual basis for the development of the regional educational potential

УДК 332

В. А. Антропов, Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург, Россия)

Л. Н. Воронина, Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург, Россия)

Основной целью исследования является развитие концептуальных основ формирования механизма развития образовательного потенциала региона с позиции социокультурного подхода. В работе рассмотрены вызовы системе российского профессионального образования и обоснованы мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на эффективное развитие и реализацию образовательного потенциала региона. Авторами предлагается концепция развития профессионального образования на основе национальной идеи, конкретной цели развития государства. В противовес современной концепции модернизации российского профессионального образования, заключающейся в переходе от образования как общественного блага к образовательной услуге, разработана авторская схема управления развитием образовательного потенциала региона с использованием методологии дедуктивного построения от национальной идеи до конкретного человека и его рабочего места. Именно такой механизм должен быть заложен в основу развития образовательного потенциала государства, региона или организации.

V. A. Antropov, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia)

L. N. Voronina, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia)

Ключевые слова: образовательный потенциал, факторы, концептуальные основы развития, социокультурный подход, национальная идея, механизмы управления.

The main purpose of the research is the development of the conceptual foundations for the formation of the mechanism for the development of the educational potential of the region from the perspective of socio-cultural approach. The paper considers the challenges of the Russian professional education system and substantiates motivating and demotivating factors influencing the effective development and implementation of the educational potential of the region. The authors propose the concept of the vocational education development on the basis of the national idea, the specific goal of the state. In contrast to the modern concept of Russian vocational education modernization, which consists in the transition from education as a public goods to an educational service, the authors have developed a management scheme for the development of the regional educational potential using the methodology of deductive construction from the national idea to

© Антропов В. А., Воронина Л. Н., 2018

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 2

a specific person and his/ her workplace. Such a mechanism should be the basis for the developmentof the ed-ucationalpotential of thestate, region or organization.

Keywords: educational potential, factors, conceptual foundations of development, socio-cultural approach, national idea, management mechanism.

Введение

Процессы, происходящие в современном мире, объективно ведут к осознанию значимости образования как социально-культурного феномена, играющего значимую роль в развитии страны. Происходит трансформация функций образования, акцентируется внимание на исторически сформированных и устойчивых социально-ценностных элементах образовательной деятельности [14, с. 257].

Справедливо утверждение, что такое желание посмотреть на состояние и перспективы развития общества через призму реформаци-онных процессов в образовании правомерно и оправданно, поскольку последнее есть та сфера нашего бытия, в которой человек не только «образуется», то есть получает знания, но и «научается» жить в культуре, то есть формирует свой духовный облик, и в которой происходит его становление как человека социального. А если так, то каково образование, таково и общество, и наоборот, каково общество, таково и образование [11, с. 137].

Осознание объективности идущих сложных перемен в жизни российского общества напрямую связано с динамикой реформ, проводимых в системе российского профессионального образования уже достаточно длительное время. Анализ современной литературы и реалии функционирования образовательных институтов показывают, что она проводится несистемно, точечно, не опирается на четко сформулированные ключевые факторы его развития, без должного обоснования наличия в конкретном регионе соответствующих образовательных систем, которые обеспечивали бы развитие экономики.

Логика развития показывает, что необходимая увязка коэволюционного развития экономики и профессионального образования региона в их диалектическом взаимодействии должна опираться на четко сформулированную целостную совокупность ключевых факторов развития региона и характеристик (существен-

ных признаков] понятия «экономического потенциала» и его важнейшего элемента — образовательного потенциала. Он является одним из важнейших показателей эффективности образования, который определяет характер и степень включенности образования в социально-экономические процессы страны [15, с. 62].

Исследование места и роли образовательного потенциала в динамике этих процессов возможно на основе социокультурного подхода, «сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемого и преобразуемого деятельностью человека» [6, с. 3]. Идеи такого подхода и развиваются в настоящей статье.

Теория и методология исследования

На базе социокультурного подхода нами предполагается выявление, обоснование и оценка ключевых факторов развития и реализации образовательного потенциала региона. Предварительный анализ проблемы исследования позволяет предположить, что к таким факторам можно отнести:

— внешнее окружение (дальнее и ближнее];

— предметно-пространственную среду профессионального становления будущего работника (внутренняя среда];

— технологию формирования профессионального образовательного потенциала;

— ресурсное обеспечение (кадры для подготовки кадров, материально-техническое обеспечение, инфраструктура].

Обоснование системы ключевых факторов позволит далее разработать институциональный механизм развития и реализации образовательного потенциала регионов в условиях модернизации профессионального образования. Цель такого механизма — достижение заранее заданных показателей в виде модели личности гражданина и востребованного «здесь и теперь» специалиста, перечня профессиональных компетенций, образовательных программ, заказа работодателям по стационарной и внутрифирменной подготовке работников.

Показатели «образовательного потенциала» не могут быть одинаковы для всех уровней управления (федерального, регионального, фирменного, самоуправления конкретного человека]. При построении механизма форми-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2

рования и развития образовательного потенциала региона будем исходить из того, что экономика на любом уровне управления — это сложная многоуровневая система. В этой связи и соответствующие эффективные механизмы должны быть прописаны для разных взаимодополняющих уровней. Для нашей проблемы мы выделим следующие уровни:

1. Микроэкономический уровень. Это уровень конкретных субъектов хозяйствования, т. е. образовательное учреждение, организация, фирма и конкретный участник рыночных отношений, потребитель (участник рыночных отношений) на индивидуальных рынках труда и образовательных услуг. В ходе формирования системы развития образовательного потенциала региона микроэкономический уровень будет представлен нами внутриорганиза-ционными иерархическими уровнями, т. к. на каждом из них присутствуют разные по сфор-мированности уровни образования и, соответственно, разные мотивы развития наличного профессионального образовательного потенциала. Этот уровень можно назвать наноуров-нем (если кто-то еще не присвоил себе авторство такого подхода) и поставить его на первое место.

2. Мезоэкономический уровень. Это прежде всего территориальные производственные социально-экономические комплексы, объединенные рациональным размещением на данной территории производительных сил и наличием транспортных коммуникаций «без разрывов и узких мест».

3. Макроэкономический уровень. Это уровень национальной экономики в территориальном (регион, область, город) или отраслевом (промышленность, транспорт, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т. п.) разрезе.

Соответственно, будут разными и механизмы формирования потенциала.

В нашем исследовании «образовательный потенциал региона» — это органичная часть экономического потенциала, характеризующаяся совокупностью имеющихся ресурсов и возможностей их реализации для развития экономики региона в условиях социокультурной среды в реальном режиме времени, наличием соответствующего образовательного уровня населения, обеспеченностью предметно-пространственной информационно-образо-

вательной средой и современными технологиями обучения. Все сказанное задается факторами внешней и внутренней среды в рамках модели востребованного (подготавливаемого в образовательном учреждении) экономикой региона специалиста.

Для обоснования системы ключевых факторов на первом этапе исследования возможно использование классического STEEP-анализа, т. е. исследования социальных, экономических, экологических и политических факторов внешней среды. Полученные нами в ходе исследования факторы могут быть интерпретированы как вызовы системе российского профессионального образования в целом [2]:

1. Неблагоприятная демографическая ситуация, которая не позволяет обеспечить полноценный набор в профессиональные образовательные учреждения. Это повлечет за собой нехватку востребованных кадров для инновационной экономики России.

2. Существующая система подготовки инженерно-технических кадров не соответствует требованиям времени [3], имеется разрыв в системных связях между кадрами и рынком, необходима разработка единой кадровой политики с участием государства, вузов и работодателей.

3. В стране разрушена система массовой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Сохранившиеся профессиональные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в значительной мере материально и морально устарели. Проблема резко усиливается тем, что в новом Законе «Об образовании» устранено вообще понятие начального профессионального образования [8].

4. Отсутствует современная национальная система сертификации и квалификаций рабочих профессий. Сейчас в России используются еще советские системы, которые включают 7 тысяч рабочих профессий. В развитых странах их 600—800 тысяч. Совместно с Торгово-промышленной палатой России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, ассоциациями работодателей необходимо разработать новую, современную национальную систему квалификаций и систему профессиональных стандартов, и уже на этой основе доработать государственные образовательные стандарты для учреждений профессионально-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 2

го образования. Такая работа в ряде отраслей уже идет, в Минобрнауки рассматривается вопрос о формировании Федеральных государственных стандартов (ФГОС) 4+ и последующих поколений.

5. Качество подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней (НПО, СПО, ВПО] не устраивает работодателей, так как не соответствует требованиям современного производства, необходимости его технологической модернизации.

6. Подготавливаемые в профессиональных образовательных учреждениях будущие работники не соответствуют масштабам и требованиям развивающейся экономики России. Профессионально-квалификационная структура подготовки кадров не соответствует потребностям экономики из-за отсутствия объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики.

7. Сохраняется нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по причине отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, а также низкой стоимости труда молодого специалиста [5, с. 22].

8. Продолжающееся снижение качества образования, фиксирующееся кадровыми службами предприятий в процессе набора персонала, не способствует развитию предприятий, обеспечению конкурентоспособности продукции российских предприятий на глобальном рынке.

9. Наблюдается рост доли преподавателей, не знающих современных производственных технологий, активных (интерактивных] методов и средств обучения, что не позволяет обеспечить подготовку востребованных экономикой кадров.

10. Образование перестает работать как механизм социального лифта и перемешивания, обеспечивающий переход талантливой молодежи на более высокие уровни управления и квалификаций.

11. Высшая профессиональная школа до сих пор не отошла от знаниевого подхода к организации обучения, не встала на позицию экономики знаний [3], потому образовательные технологии не обеспечивают производство инноваций и инноваторов.

По каждому из этих вызовов существуют положительные примеры их устранения, однако до сих пор они точечны и не являют собой систему целостной модернизации и развития образовательного потенциала государства, региона, конкретного предприятия.

Среди важнейших глобальных факторов, влияние которых определяет становление и развитие образовательного потенциала, необходимо назвать следующие:

— ускорение темпов развития общества;

— переход к постиндустриальному, информационному обществу;

— возникновение и обострение глобальных проблем;

— динамичное развитие экономики;

— возрастание роли человеческого капитала.

Это мотивирующие факторы системы образования. Все большее количество фактов свидетельствует о неуклонном росте ее значимости для реализации предпринимаемых странами усилий по интеллектуализации общественного труда с целью накопления образовательного потенциала, что является важным фактором экономического развития и обеспечения соответствующей самодостаточности.

К факторам, сдерживающим (демотивиру-ющим] развитие образовательного потенциала нового качества в условиях глобализации, можно отнести следующие:

— несоответствие конъюнктуры рынка образования и конъюнктуры рынка труда;

— неспособность и невосприимчивость российской экономики к инновациям;

— медленное развитие отечественной фундаментальной и прикладной науки;

— общее падение уровня производства в России;

— региональная дифференциация образовательного потенциала в России.

Мотивирующие и демотивирующие факторы, влияющие на развитие образовательного потенциала страны (региона, образовательного учреждения] требуют переосмысления всей системы российского профессионального образования на новой концептуальной основе.

Мы считаем, что время модернизаций, трансформаций, реформ прошло. Нужна новая идеология, новое концептуальное видение построения системы профессионального образо-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2

вания и соответствующего образовательного потенциала на базе национальной инновационной системы, которая поможет создать единую информационно-технологическую среду с возможностью формирования образовательного потенциала нового уровня, способствующего развитию инноваций научно-технической направленности в соответствии со стандартами мировой экономики.

Разработка институциональных механизмов развития и реализации образовательного потенциала региона может быть осуществлена только в условиях ясности состояния и динамики развития внешней среды. Если же она нестабильна, то можно строить лишь прогнозные модели, на основе собственного опыта. Такую смелость мы на себя и берем.

Известно, что в системе профессионального образования продолжаются перемены. Изучение массы идущих документов не дает ответы на многие насущные вопросы: куда идет страна; в русле каких тенденций она находится; какой гражданин и специалист ей нужен и какая для этого нужна система профессионального образования.

Нужно понимание российской идеи, нашей идентичности в этом резко меняющемся мире. О том же сказал Президент РФ Владимир Путин, заявив о необходимости национальной идеи в целом для российского государства: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии или стратой в обществе. Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной» [12]. О формулировке можно спорить, но ее необходимость очевидна, и не только для профессионального образования.

Мы живем сейчас в условиях, когда в ученом мире общим местом стало обсуждение вопросов о том, что общество потребления себя изжило, что на его смену должно прийти другое. Какое это должно быть общество — пока неясно; но при этом обсуждаются проблемы глобализации, глоболокализации, коллабора-ции, экономики знаний, сетевых технологий, поведенческой экономики и пр. Однако понятно, что вместе с новым вектором мирового развития должна прийти и новая модель профес-

сионального образования. Что она возьмет с собой из прошлого опыта?

Выступая на Гайдаровском экономическом форуме, председатель Сбербанка Г. Греф заявил: «Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний». Он считает, что нужно поменять всю цепочку «наука — образование — бизнес», чтобы встроиться в глобальную экономику [13].

Уже сейчас идет сокращение вузовской сети. В принятой Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы предусмотрено скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом. Предполагается сокращение количества филиалов вузов до 80 %, а общего числа вузов до 40 %, при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах [5, с. 18].

Бывший министр экономического развития Г. Греф не оговорился, он просто озвучил план действий по окончательному демонтажу российского суверенного образования, в целом — российского суверенитета. Эти планы разработаны представителями крупного транснационального бизнеса, который сегодня на Западе и у нас в России определяет основные направления внутренней политики. Делается это в рамках международного проекта «Глобальное образование», который был навязан круглым столом европейских промышленников, объединяющим 47 крупнейших корпораций, и представлен ЮНЕСКО как модель для всего мира.

Лейтмотив проекта заключается в том, что образование превращается в высокорентабельную сферу бизнеса, а вместо знаний утверждаются компетенции и соответствующие навыки в виде товара, который в данный момент нужен бизнесу.

Уже разработаны программы по отмене бюджетного системного высшего и среднего образования. Это форсайт-проект (от англ. Foresight — «предвидение»] «Образование—2030» [10], разработанный при участии Московской школы управления «Сколково», Агентства стратегических

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 2

инициатив (АСИ), НИУ «Высшая школа экономики», Сколтеха. Из него вышел проект «Глобальное будущее образование», представленный Правительству в сентябре 2015 года. Конечная цель проекта заключается в ликвидации к 2030 году национальных традиционных моделей образовательных систем и переходе на глобальные образовательные платформы («Университет для миллиарда»].

Ближайшая намеченная на 2017—2022 годы цель — уход государства из сферы образования, за исключением административных функций, и приход в него «инновационного бизнеса», который вместо государственного задания будет готовить кадры по своим программам и своему усмотрению.

Бесплатное образование по этим документам предполагается ликвидировать. Останется немного исключений, например, военное образование, ряд ведущих стратегических вузов.

Если принять логику авторов проектов о переходе от образования как общественного блага к его пониманию как «образовательной услуги», то все становится понятно. Именно так живет или собирается жить в перспективе западный мир. Но приемлем ли мы такую точку зрения?

Начало идущих преобразований было положено в 90-е годы прошлого века, которые были закреплены федеральными стандартами образования. Авторы сумели сделать революционный шаг — они заменили понятия «образование» и «воспитание» понятием «компетенция». Ключевым стало слово «услуга».

Таким образом, целостный педагогический процесс взаимодействия «педагог — обучаемый» был заменен на утилитарное взаимодействие «продавец — покупатель». Организовать такое взаимодействие возможно, если полностью изменить образовательную идеологию (см. табл.].

Переломным годом стал 2010-й, когда по закону № 83-Ф3 [7] началась коммерциали-

зация бюджетных учреждений, а по закону № 210-ФЗ [9] образование и здравоохранение из государственной обязанности стали сферой услуг. А если это услуга, то её можно передать частному бизнесу.

Предполагается, что в скором будущем останутся только те вузы, которые встраиваются в систему «Глобального образования». Уже работает проект «5-100-20», по которому к 2020 году пять российских университетов должны войти в сотню лучших. Сейчас в проекте уже участвует более 20 вузов. Это ключевые стратегические высшие учебные заведения, которые, в частности, ковали кадры для российского ВПК.

По условиям участия в проекте «5-100-20» необходима фундаментальная трансформация в соответствии с международными стандартами, должен быть определённый процент иностранных специалистов, преподавателей и студентов, треть программ должна быть на иностранном языке, аспиранты должны публиковать свои работы на английском языке в международных журналах!

Сегодня бизнесу нужен тот, кто обладает только определёнными компетенциями или навыками, которые нужны работодателю. Ни о каком моральном, патриотическом, разностороннем развитии личности речи не идёт. Бизнес не будет за это платить. Таким образом, создаётся, как сказал руководитель программы «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков и один из разработчиков форсайт-проекта «Образование—2030», «человек одной кнопки».

Эта мировая тенденция дошла и до нас. Впереди шестой технологический уклад, который меняет самого человека, его сознание, восприятие, развитие.

Образованной личностью очень сложно управлять, внушать ложные цели. Человеком, получившим вместо знаний, умений и на-

Российское образование на переломе

Объекты осмысления Было Стало

Образование Общественное благо Образовательная услуга

Сфера Государство Бизнес-структура

Финансирование Государственное Частное

Взаимодействие Педагог — ученик Продавец — покупатель

Вуз Светоч идей Бизнес-структура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель выпускника Личность Человек-кнопка

Контроль качества Экзамен Совокупность баллов ЕГЭ (не видя студента)

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2

выков т. н. компетенции, управлять легко. Образование мешало созданию биообъекта, следовательно, образование надо демонтировать. Причём в глобальном масштабе.

Человечество в конечном счете в этой схеме будет разделено на тех, кто контролирует, и тех, кого контролируют. Все эти подходы и лежат в основе проекта «Глобальное образование» [4], которое призвано изменить мировоззренческую систему человечества. И Россия уже практически втянута в эту глобализацию. Но прошла ли она «точку невозврата»? В форсайт-образовании прописано, что создаётся двухуровневая система. Остаётся так называемое человеческое — традиционное классическое образование для детей «элиты», безумно дорогое. И остальное — дешёвое — для всех остальных.

Смысл внедряемых конвергентных технологий — изменение сознания человека, который перестаёт себя ощущать личностью, добровольно становится частью нейромира. В советских школах и институтах человека учили как Личность. Там давали не «компетенции», а знания, учили думать, мыслить логически, проводить исследования. Готовы ли мы стать другими, послушными? Ведь это гарантия сытой «западной жизни» для всех, принявших это мироустройство. Как видите, логика в образовательных реформах (модернизациях, трансформациях) есть. Так уже устроен тот мир. Но приемлема ли эта концепция для России, для ее народа, для нас лично?

Мы предлагаем другую концепцию, основанную на базисе национальной идеи, конкретной цели развития государства. Такой цели, которая, как писал в начале ХХ века русский философ Евгений Трубецкой, «поднимала бы народное дело над национальным эгоизмом». А вопросы образования — это дело всенародное.

Что же такое национальная идея? Вокруг самого понятия «национальная идея» чрезвычайно большая путаница [1]. Национальная идея существует почти так же объективно, как законы физики, генетики и т. д., ее нельзя выдумать, она не может быть навязана какой-то партией или политиком, ее надо выявить. Но национальная идея не может появиться по желанию политика. Она «включается», обретая высокую энергетику в очень редких случаях. Скажем, когда нация осознает себя единым этнокультурным сообществом, решая добиваться

права на самостоятельное государство, то есть независимость. Это много раз случалось в мировой истории, когда перед нацией возникала угроза большой войны, что могло привести к уничтожению целого народа.

Если говорить о профессиональном образовании, то национальная идея позволит решить проблему в комплексе, а не точечно, идя по цепочке: национальная идея — стратегия развития государства — кадровая политика — система профобразования — соответствующие образовательные учреждения — технологии обучения. Есть два варианта осмысления идеи и нахождения своего (работника образовательного учреждения) места в ее реализации: дедуктивный и индуктивный.

Индуктивный подход — движение от своего рабочего места вверх по иерархии, насколько хватит желания и допустит система: кафедра, вуз, субъект Федерации — к национальной идее, которое позволяет каждому думающему члену российского общества увидеть свое место в происходящих преобразованиях, выбрать свой путь развития. Только в таком методологически осмысленном подходе можно увидеть диалектическое сочетание потребности личности в профессиональном образовании и потребности государства ее (потребность) поддержать и использовать.

Это механизм развития социально ориентированного государства, деятельность которого основана на социокультурном подходе. С нашей точки зрения, именно этот механизм должен быть заложен в основу развития образовательного потенциала государства, региона, организации в контексте социокультурного подхода. Из теории систем известно, что система эффективно развивается, если элементы нижних уровней иерархии обладают необходимым числом степеней свободы и возможностями обратной связи. Именно такой мы и видим нашу систему формирования образовательного потенциала.

Дедуктивный подход ориентирован сверху вниз. Наверху — вопросы высшего смысла: зачем живем, куда идем, будет ли жить Россия, к чему готовить наших детей, наших студентов, есть ли жизнь после смерти. Не увернуться от этих философских вопросов, тем более что все они связаны с образованием, с философией образования. Это вновь проблемы необходимости для государства национальной идеи.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 2

Методология, теория и практика формирования образовательного потенциала на основе социокультурного подхода

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2

Мы предлагаем схему управления развитием образовательного потенциала региона (см. рисунок), имеющую методологию дедуктивного построения от национальной идеи до конкретного человека и его рабочего места. Как вход, так и выход из этой схемы позволяют «связать несвязуемое» — государственную идею и рабочее место конкретного гражданина, воспринимаемого как личность, живущего в пространственно-временной среде, базисом которой является социокультурное пространство.

Схема управления развитием образовательного потенциала региона имеет следующую логическую последовательность:

— формулировка общегосударственной идеи;

— прогноз научно-технического развития России и ее кадрового обеспечения;

— концепция промышленной политики России, развития отрасли (региона);

— видение и миссия развития конкретной организации (предприятия);

— стратегия развития в социокультурной среде конкретного региона;

— модель работника;

— механизмы развития образовательного потенциала (учет внутренних факторов развития);

— технология внутрифирменного обучения на основе учета требований рабочего места;

— механизмы учета электронной информационной социокультурной внешней и внутренней среды;

— развитие идеологии наставничества.

Любой блок этой схемы может быть развернут более подробно, т. к. каждый из них имеет свой экспериментальный и теоретический базис, а также систему оценки результативности его функционирования. В качестве примера тщательной теоретико-методической проработки каждого блока приведем примеры уже наработанного материала: обоснование необходимости формулировки национальной идеи как базиса механизмов формирования и развития образовательного потенциала (методологический аспект); свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ «Оценка рабочего места и содержания труда специалиста»; «Программа оценки уровня соответствия персонала рабочему месту; «Оценка профессионального развития инженерно-конструкторских работников» (прикладной аспект) и др.

Внутренним мотивационным механизмом развития образовательного потенциала конкретной личности работника будет механизм диалектического сочетания потребности личности работника в профессиональном развитии и потребности организации в его квалификационном использовании и продвижении.

Выводы

Анализ ключевых внешних и внутренних факторов развития и реализации профессионального образовательного потенциала указывает на необходимость переосмысления концептуальных основ процессов модернизации всей системы формирования и развития образовательного потенциала региона в социокультурном аспекте. Один из вариантов — положить в качестве методологической основы формирования такой системы четкую и ясную формулировку национальной идеи, смыслом которой является понимание основополагающих характеристик личности специалиста будущего, который придет на смену нашему поколению и будет жить в новой социокультурной среде.

Такой верхний методологический уровень осмысления концепции должен опираться на нижний уровень системы формирования образовательного потенциала — требования современной организации рабочего места. Диалектическое единство верхнего и нижнего уровней системы обеспечит иерархия всех других необходимых звеньев, разработка которых может быть обеспечена только на междисциплинарном уровне экономики, педагогики и психологии профессионального образования. Этот путь уже проложен лауреатом Нобелевской премии 2016 года Р. Талером из Чикагского университета «за вклад в изучение поведенческой экономики». Только в таком подходе может быть решена проблема концептуального междисциплинарного осмысления механизмов формирования образовательного потенциала региона для современной социокультурной среды. Но для этого необходима проработка многих пока еще недостающих компонентов системы.

Статья выполнена в соответствии с планом НИР Института экономики УрО РАН № темы 0404-2018-0012 в ИСГЗ ФАНО.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 2

Список литературы

1. Антропов В. А. Национальная идея России — необходимое условие для воссоздания отраслевого профессионального образования // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2016. № 4 (32). С. 140—146.

2. Антропов В. А. Современные вызовы российской системе профессионального образования // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2013. № 2 (18). С. 63—77.

3. Борисова B. Заказ на инженера. Кто и как будет готовить будущих технарей // Российская газета: Федеральный выпуск. 2011. № 5413 (37). С. 14.

4. Будущее глобального образования 2015—2035. URL: http://map.edu2035.org/users/sign_ in?mode=first&project=futuremap (дата обращения: 15.12.2017).

5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. URL: http://static.government.ru/ media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 24.07.2017).

6. Лапин Н. И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 3—12.

7. О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216080/ (дата обращения: 22.01.2018).

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017).

9. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 05.12.2017). URL: http://legalacts.ru/doc/FZ-ob-organizacii-predostavlenija-gosudar-i-municipal-uslug/ (дата обращения: 22.01.2018).

10. Образование 2030. Результаты первого этапа российского форсайта. URL: iteach.ru>getpifile.php?... Edu2030...texts.,.2010_12_06... (дата обращения: 16.09.2017).

11. Сиземская И. Н. Образование на волне российской модернизации // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 2 (14). С. 137—142.

12. Советы лидерам. Владимир Путин поддержал инициативы бизнеса и назвал патриотизм национальной идеей // Российская газета от 03.02.2016. URL: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstvennoj-nacionalnoj-ideej.html (дата обращения: 10.09.2017).

13. Четверикова О. Международный проект «Глобальное образование», который был навязан URL: https://pikabu.ru/story/mezhdunarodnyiy_proekt_globalnoe_obrazovanie_kotoryiy_byil_navyazan_4419083 (дата обращения: 12.09.2017).

14. Шеломенцев, А. Г., Козлова, О. А., Антропов, В. А., Терентьева, Т. В. Федеральный университет как социально-ответственный институт регионального развития // Вестник УрФУ Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 2. С. 257—276. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26168728 (дата обращения: 10.01.2017).

15. Экономический потенциал населения в контексте регионального развития: социокультурный аспект: кол. моногр. / А. Г. Шеломенцев, О. А. Козлова, С. В. Дорошенко, А. И. Кузьмин, М. Н. Макарова, Е. А. Трушкова и др. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017, 194 с.

References

1. Antropov V. A. Natsional'naya ideya Rossii — neobkhodimoye usloviye dlya vossozdaniya otraslevogo professional'nogo obrazovaniya [The national idea of Russia — a necessary prerequisite for reconstruction of the industrial vocational education]. Vestnik of the Ural State University of Railway Transport. 2016. No. 4 (32). pp. 140—146.

2. Antropov V. A. Sovremennyye vyzovy rossiyskoy sisteme professional'nogo obrazovaniya [Dynamics of modernization processes in Russia]. Vestnik of the Ural State University of Railway Transport. 2013. No. 2 (18). pp. 63—77.

3. Borisova B. Zakaz na inzhenera. Kto i kak budetgotovit' budushchikh tekhnarey [The order of the engineer. Who and how will prepare the future of tech]. The Russian newspaper: Federal issue. 2011. No. 5413 (37). P. 14.

4. Budushcheye global'nogo obrazovaniya 2015—2035 [The future of global education 2015—2035]. Available at: http://map.edu2035.org/users/sign_in?mode=first&project=futuremap (accessed 15.12.2017).

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2

5. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016—2020 gg.: rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r. [The concept of the Federal target program of development of education for 2016—2020: the order of the Government of the Russian Federation of 29.12. 2014. No. 2765-r]. Available at: URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (accessed 24.07.2017].

6. Lapin N. I. Sotsiokul'turnyy podkhod i sotsiyetal'no-funktsional'nyye struktury [Sociocultural approach and societal-functional structures]. Sociological research. No. 7. 2000. pp. 3—12.

7. O vnesenii izmeneniy vstat'i 30 i34 Federal'nogo zakona «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» federal'nyy zakon ot 01.05.2017N 83-FZ [Federal law «About modification of articles 30 and 34 of the Federal law on contract system in the field of purchases of goods, works, services for providing the state and municipal needs: of 01.05.2017. No. 83-FZ]. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_216080/ (accessed 22.01.2018].

8. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ [Federal Law «On Education in the Russian Federation» of 29.12.2012. No. 273-FZ (edition of 29.07.2017]].

9. Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: federal'nyy zakon ot 27.07.2010 N 210-FZ [Federal law «About the organization of providing the state and municipal services» of 27.07.2010. No. 210-FZ (edition of 05.12.2017].] Available at: http://legalacts.ru/doc/FZ-ob-organizacii-predostavlenija-gosudar-i-municipal-uslug/ (accessed 22.01.2018].

10. Obrazovaniye2030. Rezul'taty pervogo etapa rossiyskogo forsayta [Education 2030. Results of the first stage of the Russian foresight]. Available at: iteach.ru» getpifile.php?Edu2030 ... texts ... 2010_12_06... (accessed 16.09.2017].

11. Sizemskaya I. N. Obrazovaniye na volne rossiyskoy modernizatsii [Education on the wave of Russian modernization]. Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 7, Philos. 2011. No. 2 (14]. pp. 137—142.

12. Sovety lideram. Vladimir Putin podderzhal initsiativy biznesa i nazval patriotizm natsional'noy ideyey [Advice to leaders. Vladimir Putin has supported the initiative of business and called patriotism, the national idea]. The Russian newspaper from 03.02.2016. Available at: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstven-noj-nacionalnoj-ideej.html (accessed 10.09.2017].

13. Chetverikova O. Mezhdunarodnyy proyekt «Global'noye obrazovaniye», kotoryy byl navyazan [International project «Global education», which was imposed]. Available at: https://pikabu.ru/story/mezhdunarodnyiy_proekt_ globalnoe_obrazovanie_kotoryiy_byil_navyazan_4419083 (accessed 12.09.2017].

14. Shelomentsev A. G., Kozlova, O. A., Antropov, V. A., Terenteva, T. V. Federal'nyy universitet kak sotsial'no-ot-vetstvennyy institut regional'nogo razvitiya [Federal University as a socially responsible Institute of regional development]. Vestnik UrFU. Series: Economics and management. 2016. T. 15. No. 2. pp. 257—276. Available at: http://eli-brary.ru/item.asp?id=26168728 (accessed 10.01.2017].

15. Ekonomicheskiy potentsial naseleniya v kontekste regional'nogo razvitiya: sotsiokul'turnyy aspekt: kol. monogr. [Economic potential of the population in the context of regional development: socio-cultural aspect: monograph] / A. G. Shelomentsev, O. A. Kozlova, S. V. Doroshenko, A. I. Kuzmin, M. N. Makarova, E. A. Trushkova, etc. Ekaterinburg: Institute of Economics UB RAS, 2017. 194 p.

Для цитирования: Антропов В. А., Воронина Л. Н. Концептуальные основы развития образовательного потенциала региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 2. С. 26—36.

For citation: Antropov V. A., Voronina L. N. Conceptual basis for the development of the regional educational potential // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2018. № 2. P. 26—36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.