Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - БАЗИС СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В МЕНЯЮЩЕЙСЯ СРЕДЕ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - БАЗИС СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В МЕНЯЮЩЕЙСЯ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ / РАБОЧЕЕ МЕСТО / ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антропов В.А., Пышминцева О.А., Воронина Л.Н.

Целью исследования является обоснование общероссийской национальной идеи как базиса для системы адаптации инновационно ориентированного человека к динамично меняющимся условиям внешней среды. Сама тема национальной идеи вечна. От ее формулировки зависит целостность государства, обустройство образовательной политики, в целом отношение к человеку. На переломе веков и идеологий появилась еще одна проблема, решение которой также связано с национальной идеей: методология, теория и технология формирования целостной системы адаптации. Ранее в таком подходе проблема адаптации не рассматривалась. Она была «распределена» среди разных наук: адаптация к образовательному учреждению в педагогике, адаптация к рабочему месту в экономике труда, адаптация к трудовому коллективу в социальных науках и т. д. В условиях стабильного функционирования экономики проблемы адаптации не стояли так остро, так как смена поколений проходила в неизменной ситуации. Теперь каждое поколение переживает многочисленные изменения в технике, технологии, в целом жизни социума. Появилась потребность обобщения имеющегося знания на базе современной методологии. В основании такой методологии с нашей точки зрения должна лежать национальная идея, в центре которой находится инновационно ориентированный человек. На базе этих размышлений и была сформулирована цель настоящей работы. В качестве методологии был использован системный и процессуальный подходы, а в качестве методов применялись изучение литературы, анализ и синтез, дедукция и индукция. Результатами проведенной работы и соответствующим научным вкладом является обоснование общероссийской национальной идеи как базиса для системы адаптации инновационно ориентированного человека к динамично меняющимся условиям внешней среды. Применение результатов возможно при разработке стратегий и программ развития страны и ее регионов, корректировке государственных образовательных стандартов, написании учебников и др. Направления будущих исследований многоплановы, прежде всего, это разработка модели личности и деятельности гражданина России на междисциплинарной основе, совершенствование системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антропов В.А., Пышминцева О.А., Воронина Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDEA - THE BASIS OF THE SYSTEM OF ADAPTATION OF MODERN MAN IN A CHANGING ENVIRONMENT

The purpose of the study is to substantiate the all-Russian national idea as a basis of a system for adapting an innovatively oriented person to dynamically changing conditions of the external environment. The very theme of the national idea is eternal. The integrity of the state, the arrangement of educational policy, and the general attitude towards the person depend on its wording. At the turn of centuries and ideologies, another issue of national idea appeared: methodology, theory and technology of a holistic adaptation system formation. Previously, the problem of adaptation was not considered in such a sub-course. It was “distributed” among various sciences: adaptation to an educational institution (school, university) in pedagogy, adaptation to a workplace in the labor economy, adaptation to a labor collective in social sciences, etc. In the context of the stable functioning of the economy, adaptation problems were not so acute, since the change of generations took place in the unchanged conditions. Now each generation endures numerous changes in the equipment, technology, society life in general. Therefore, there was a need to synthesize the existing knowledge and to present it on the basis of modern methodology. From our point of view, such a methodology should be based on a national idea, which has an innovatively oriented person as a center. On the basis of those reflections, the purpose of the present work had been formulated. Systematic and procedural approaches were used as the methodology for the work, and literature study, analysis and synthesis, deduction and induction were used as methods. The results of the work carried out and the corresponding scientific contribution are the substantiation of the all-Russian national idea as the basis for the system of adapting an innovative-oriented person to dynamically changing conditions of the external environment. The application of the results is possible when developing strategies and programs for the development of the country and its regions, adjusting state educational standards, writing textbooks, etc. The directions of future research are multifaceted; first, it is the development of a model of personality and activity of a citizen of Russia on an interdisciplinary basis, the improvement of the vocational education system.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - БАЗИС СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В МЕНЯЮЩЕЙСЯ СРЕДЕ»

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 3

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ MODERN CONCEPTS AND MECHANISMS OF ECONOMIC MANAGEMENT

Национальная идея — базис системы адаптации современного человека в меняющейся среде

National Idea — the Basis of the System of Adaptation of Modern Man in a Changing Environment

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-36

УДК 332

В. А. Антропов, Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург, Россия)

О. А. Пышминцева, Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург, Россия)

Л. Н. Воронина, Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург, Россия)

V. A. Antropov, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia)

O. A. Pyshmintseva, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia)

L. N. Voronina, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia)

Целью исследования является обоснование общероссийской национальной идеи как базиса для системы адаптации инновационно ориентированного человека к динамично меняющимся условиям внешней среды. Сама тема национальной идеи вечна. От ее формулировки зависит целостность государства, обустройство образовательной политики, в целом отношение к человеку. На переломе веков и идеологий появилась еще одна проблема, решение которой также связано с национальной идеей: методология, теория и технология формирования целостной системы адаптации. Ранее в таком подходе проблема адаптации не рассматривалась. Она была «распределена» среди разных наук: адаптация к образовательному учреждению в педагогике, адаптация к рабочему месту в экономике труда, адаптация к трудовому коллективу в социальных науках и т. д. В условиях стабильного функционирования экономики проблемы адаптации не стояли так остро, так как смена поколений проходила в неизменной ситуации. Теперь каждое поколение переживает многочисленные изменения в технике, технологии, в целом жизни социума. Появилась потребность обобщения имеющегося знания на базе современной методологии. В основании такой методологии с нашей точки зрения должна лежать национальная идея, в центре которой находится инновационно ориентированный человек. На базе этих размышлений и была сформулирована цель настоящей работы. В качестве методологии был использован системный и процессуальный подходы, а в качестве методов применялись изучение литературы, анализ и синтез, дедукция и индукция. Результатами проведенной работы и соответствующим научным вкладом является обоснование общероссийской национальной идеи как базиса для системы адаптации инновационно ориентированного человека к динамично меняющимся условиям внешней среды. Применение результатов возможно при разработке стратегий и программ развития страны и ее регионов, корректировке государственных образовательных стандартов, написании учебников и др. Направления будущих исследований

многоплановые прежде всего, это разработка модели личности и деятельности гражданина России на междисциплинарной основе, совершенствование системы профессионального образования.

Ключевые слова: адаптация, национальная идея, механизм адаптации, рабочее место, инновационно ориентированный человек.

The purpose of the study is to substantiate the all-Russian national idea as a basis of a system for adapting an innovatively oriented person to dynamically changing conditions of the external environment. The very theme of the national idea is eternal. The integrity of the state, the arrangement of educational policy, and the general attitude towards the person depend on its wording. At the turn of centuries and ideologies, another issue of national idea appeared: methodology, theory and technology of a holistic adaptation system formation. Previously, the problem of adaptation was not considered in such a sub-course. It was "distributed" among various sciences: adaptation to an educational institution (school, university) in pedagogy, adaptation to a workplace in the labor economy, adaptation to a labor collective in social sciences, etc. In the context of the stable functioning of the economy, adaptation problems were not so acute, since the change of generations took place in the unchanged conditions. Now each generation endures numerous changes in the equipment, technology, society life in general. Therefore, there was a need to synthesize the existing knowledge and to present it on the basis of modern methodology. From our point of view, such a methodology should be based on a national idea, which has an innovatively oriented person as a center. On the basis of those reflections, the purpose of the present work had been formulated. Systematic and procedural approaches were used as the methodology for the work, and literature study, analysis and synthesis, deduction and induction were used as methods. The results of the work carried out and the corresponding scientific contribution are the substantiation of the all-Russian national idea as the basis for the system of adapting an innovative-oriented person to dynamically changing conditions of the external environment. The application of the results is possible when developing strategies and programs for the development of the country and its regions, adjusting state educational standards, writing textbooks, etc. The directions of future research are multifaceted; first, it is the development of a model of personality and activity of a citizen of Russia on an interdisciplinary basis, the improvement of the vocational education system.

Keywords: adaptation, national idea, adaptation mechanism, working workshop, innovative-oriented person.

Введение

Наш авторский подход лежит в плоскости формулировки и реализации «национальной идеи». Приняв национальную идею, государство утверждает свою стратегию, определяет возможное место каждого человека в ее реализации. Только в этом документе будут связаны такие ранее несводимые судьбоносные понятия, как стратегия государства и рабочее место (в широком смысле) гражданина в цепочке ее реализации.

Этапы реализации стратегии (до уровня рабочего места) дадут возможность далее технологически прописать требования входа и выхода на эти уровни и их рассогласование (выход с предыдущего уровня и вход на следующий уровень). Величина рассогласования (по ряду сформулированных ранее характеристик) определит и величину самой адаптации. Например, выход из уровня «школа» и вход на уровень «вуз» или «вуз — организация (рабочее место)» определит рассогласование требований «входа» и «выхода». В условиях динамично изменяющегося рынка труда критерии рассогласования определят развивающиеся сейчас сертификационные центры. Они будут проводить объективную и независимую экспертизу имеющейся у человека квалификации, необходимой для выполнения определенных работ или решения конкретных задач [1, с. 88].

В сформулированном подходе оказываются жестко связанными национальная идея и адаптация, поскольку отлаженная технология адаптации обеспечит развивающемуся человеку карьерное продвижение с ясным пониманием своего места и роли в реализации «национальной идеи».

Обсуждаемая нами проблема междисциплинарна, находится на пересечении философии, экономики, психологии, педагогики. По каждой отрасли опубликовано достаточное количество литературы. В этой статье мы не ставим задачу подробного анализа ведущих понятий нашего исследования (национальная идея и адаптация), это сделано до нас.

Обзор публикаций по данной тематике, представленных в международных базах цитирования, показал, что их авторами преимущественно являются российские исследователи [2; 3] и исследователи на постсоветском пространстве [4; 5; 6]. Можно сделать вывод, что проблема формулировки национальной идеи находится вне европейской повестки социальных наук.

Однако связь национальной идеи и экономического развития страны является предметом особого интереса для российских исследований [7]. Так, например, по проблемам национальной идеи

исследователи активно спорят о ее формировании1, понятийно-терминологическом аппарате и конкретности формулировок [8, с. 43; 9; 10]; обсуждают, какая национальная идея нужна России сегодня [11], исследуют проблемы междисциплинарных связей, прежде всего с образованием [12; 13], а также с инновационными процессами [14]. Как видно из приведенных источников, тема национальной идеи активно изучается вне связи с понятием адаптации.

То же можно сказать и о связи адаптации с национальной идеей. Проблема адаптации исследуется в научном сообществе в различных аспектах. Прорабатываются теоретические и методологические основы адаптации [15]. Процесс социально-экономической адаптации населения рассматривают с позиции междисциплинарного и институционального подходов [16]. Исследуют адаптацию как процесс управления хозяйствующих субъектов [17], а также в разрезе социально-демографических групп населения [18]. Актуальной темой исследования являются проблемы адаптации персонала в современных условиях [19; 20] и т. д.

Перечень можно продолжить, но и так ясно, что обсуждаемая тематика адаптации не пересекается с проблемами национальной идеи, так же как и национальная идея с проблемами адаптации. Этот вывод для нас важнейший, так как из него следует конкретизация цели и задач исследования: на базе имеющегося материала осмыслить диалектическую зависимость этих двух категорий, связать ранее не связанное и на этой базе построить мотивационный механизм адаптации человека к меняющимся условиям внешней среды.

Теория/методология исследования

Недостающее звено в наших рассуждениях — это сам адаптирующийся человек, от уровня его мобильности и восприимчивости к новым меняющимся условиям зависит результат адаптации. Таким образом, в состав системы и механизма реализации национальной идеи (многоуровневой адаптации) входят следующие элементы:

- Целеполагание как необходимый элемент системы и ее механизма. В нашем случае целью является осмысленное восприятие гражданами России национальной идеи как необходимое условие их эффективной адаптации к динамично меняющимся условиям внешней среды;

- Принципы реализации цели. К таковым мы относим: системность, непрерывность, экономическую целесообразность, социоморфность. Системность и непрерывность заложены нами в формирование механизма адаптации и не требуют дополнительных объяснений. Принцип экономической целесообразности предполагает такую организацию работы системы, которая обеспечивает своевременный переход работника с одного уровня на другой при наличии сформированной квалификации (компетенции) и его эффективную адаптацию на новом рабочем месте. Принцип социоморфности вытекает из действия систематических «законов адекватности» [21] — по разнообразию, по сложности, по неопределенности, по системности. Для нас этот принцип требует соблюдения адекватности предлагаемого механизма современным реалиям внешней и внутренней среды всех адаптационных процедур;

- Кадровая политика, обеспечивающая формирование и реализацию модели личности гражданина для динамичного, инновационного развития России. Это важнейший элемент системы, так как создание модели должно учитывать существующие реалии образовательной российской политики и осмысленные пути ее дальнейшего развития. Здесь главная проблема — какая модель заменит общество потребления? И какая модель личности будет востребована новым обществом? Мы исходим из предположения, что ведущей характеристикой человека нового общества будет инновационность, инновационная восприимчивость;

- Технология реализации национальной идеи. В реализации технологии участвуют все организации и их трудовые коллективы, образовательные учреждения. Она обеспечивает развитие человека по мере его продвижения по уровням: семья, образовательная школа, профессиональное образовательное учреждение, производство;

- Подсистема мониторинга. В составе механизма обязательно присутствие этого важнейшего компонента — подсистемы мониторинга (контроллинга) эффективного продвижения человека по этим уровням. Критерием эффективности могут служить:

1 Лутовинов В. И. Формирование национальной идеи в современной России. URL: https://postrf.ru/blog/formirovanie-natsionalnoy-idei-v-sovremennoy-rossii/ (дата обращения: 12.06.2020).

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 4

1) степень достижения цели (в необходимое время и с нужным качеством) по всему дереву целей уровней продвижения;

2) время адаптации человека на новом рабочем месте (в т.ч. и в образовательном учреждении);

3) время вырабатываемости;

4) инновационность профессиональной деятельности и др. (рис. 1).

Система открыта, целостна, обеспечивает вход и выход из нее на любом уровне. Движение по уровням технологии позволит получить эффективно адаптирующегося человека, входящего в систему с какого-либо уровня. Это отлаженный системно работающий механизм, выполняющий цели адаптации человека к меняющимся условиям. У предлагаемого механизма есть недостатки, но неоспоримо главное: нам неизвестны работы по адаптации, где были бы связаны единым подходом реалии рабочего места в меняющейся экономике и национальная идея. И еще одно немаловажное обстоятельство. Разрабатываемая технология адаптации универсальна, так как рассмотрена на макроуровне. Потому ее можно взять за основу для разработки механизмов профессионального развития обучаемых, корректировки кадровой политики организации и ее элементов.

Цель

Осмысленное восприятие населением национальной идеи какусловие эффективной адаптации к динамично меняющимся условиям внешней среды

Принципы

Кадровая политика

Системность Непрерыв- Экономическая Социомор-фность

ность целесообразность

Реализация

Дошкольные образовательные учреждения

Обще- Професси-

образова- ональные

тельные образова-

учрежде- тельные

ния учреждения

Ä.

Степень Время адаптации Время

Контроллинг достижения человека к врабатыва

цели новым условиям емости

Инновационность профессиональной деятельности

Результат

Инновационно ориентированный и восприимчивый к динамическому развитию человек

Рис. 1. Механизм реализации многоуровневой адаптации населения к динамично меняющимся условиям внешней среды

Рассмотрим более подробно проблемы формирования национальной идеи как базиса системы адаптации инновационно ориентированного человека (гражданина) к новым условиям. Как теория, так и методология концептуального обоснования адаптационных процессов должна опираться на какую-то главную мысль. Для нас это необходимость формирования в России национальной идеи.

Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»1, пишет, что имя новой национальной идеи — «идеология русско-российской цивилизации». Определен также объект этой идеи — Русский мир, понимаемый в цивилизационном (в культурно-географическом, НАД-этническом) смысле — как важнейший, но не единственный и не доминирующий элемент формирующейся сегодня Евразийской цивилизационной общности. Помимо имени и объекта новой Национальной идеологии, определен также её предмет. Это цивилизационное развитие Российской Федерации и Русского мира, призванное стать целью внутренней и внешней политики российского руководства.

Владимир Путин в одном из интервью в честь 75-летия Победы также назвал национальную идею России. Он заявил, что это «патриотизм, но не "квасной, затхлый и кислый". Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед»2. Национальная идея, как «путеводная звезда», должна показывать направление развития государства и принадлежит не только правителям, но и всему народу. На государственном уровне национальная идея должна составлять базу для разработки стратегии, внешней и внутренней политики, а на уровне гражданина должна проецироваться на семью, школу и производство.

В настоящее время в России существуют стратегические документы развития, на их базе нами развивается вся логическая цепочка: национальная идея — государственная стратегия развития — прогнозирование экономики, ее отраслей и регионов — развитие техники и технологии — кадровое обеспечение всех элементов цепочки — формирование и реализация системы профессионального образования.

Для нас во главе угла формирования всех адаптационных механизмов стоит национальная идея и вытекающая из нее модель развивающейся личности на всех этапах перехода: из семьи в школу, от школы к вузу, из вуза в трудовой коллектив.

Далее наша логика выстраивается в аспекте установления соответствия качеств подготовленного специалиста и требований рабочего места. Именно качеств, а не компетенций! И подготовка не «человека-кнопки» с клиповым мышлением, а инновационно ориентированной личности, активного участника реализации национальной идеи, знающей в этом процессе свое место и роль. От наличия национальной идеи, четкости ее формулировки, от того, насколько она воспринимается гражданами, зависит целостность государства, понимание модели гражданина этого государства, его основополагающих ценностей и смыслов.

Государственная идея в ее общем виде определяет путь движения страны, способ ее существования в настоящем и в прогнозируемом будущем. По словам М. Горшкова, «людей в государстве объединяет общая идея — та самая национальная идея, которую мы ищем и никак не найдем. Ее отсутствие — это на сегодня куда более серьезная преграда для модернизации страны, чем научно-техническое отставание. И в этом смысле организующую роль в силах сыграть, безусловно, государство. Именно оно должно выдвинуть идеи, которые станут движущей силой модернизационного прорыва. Причем люди поверят в них только тогда, когда будут лично заинтересованы в успехе реформ»3.

Только на уровне такой идеи можно формулировать модели и механизмы социально-экономической адаптации населения России к новым условиям. Для формирования механизма (технологии) адаптации нужно понимание критериев адаптации — это соответствие норме. Но кто и как ее задает? Во всех случаях необходимо понимать соответствие ситуации норме. Проблемы адаптации самым непосредственным образом связаны с вопросами нормирования. Логика проста. Процесс адаптации направляет движение граждан к заданному параметру. Выпускника образовательного

1 Национальная идея найдена. 31.07.2014. Ria.ru. URL: https://ria.ru/20140731/1018124260.html (дата обращения: 14.04.2020).

2 Помнить все. Владимир Путин рассказал о своем понимании национальной идеи России. URL: https://rg.ru/2020/05/11/vladimir-putin-rasskazal-o-svoem-ponimanii-nacionalnoj-idei-rossii.html (дата обращения: 11.05.2020).

3 Добрынина Е. Капитал не по Марксу / Интервью: Михаил Горшков, директор Института социологии РАН. Рос. газета. Фед. вып. № 6228 (252) от 08.11.2013. URL: https://rg.ru/2013/11/08/sociologia.html (дата обращения: 14.04.2020).

учреждения (и далее абитуриента) — к хорошим оценкам по предметам для поступления в вуз, работника — к требованиям рабочего места (профессиональной квалификации), гражданина страны (региона) — к требованиям социума, сложившихся социально-экономических отношений (или осознания противоречий с ними). И везде есть необходимый перечень количественных и качественных параметров, которым необходимо следовать, т.е. к неким нормативам.

Отсутствие таких нормативов ведет к бездоказательному изложению материала и невозможности проверки степени достижения поставленных задач (их не диагностичности). Пример тому — отсутствие ряда необходимых обоснованных нормативов в системе профессионального образования. Это касается процедур аккредитации, материально-технической базы, организации работы преподавателей [22] и др.

Не потеряли актуальности слова Маслоу о том, что «адаптация означает пассивное принятие облика, который предписывается культурой и окружением. Но что делать, если эта культура больна?» [23, с. 173]. Именно эта проблема сейчас обсуждается в глобальном мире, где идет столкновение культур. Сказанное выше позволяет утверждать, что проблема адаптации, понимаемая как некое приспособление, является методологической многоуровневой проблемой, решаемой в любой организации конкретным работником в режиме реального времени. И лучший вариант — сделать это на базе национальной идеи.

Результаты исследования и их обсуждение

Страна переживает трудный процесс преобразований, охвативший все общество, реализуемый через национальные проекты. Каждый человек так или иначе участвует в них. От его вовлеченности, восприимчивости к инновациям, а не пассивного созерцания зависит успех развития нашего государства. Эти условия могут быть обеспечены за счет разработанных, методологически осмысленных и реализованных механизмов адаптации человека и трудовых коллективов к новым условиям динамично развивающейся экономики России.

Дедуктивный подход развертывания мысли от национальной идеи к рабочему месту — это движение сверху вниз для руководителя любого ранга. Движение снизу вверх — для работника, гражданина. Это встречное движение обоих потоков наполняет жизнью все адаптационные процессы в регионе, позволяет выстраивать иерархию полномочий, сфер ответственности, систем мотивации и стимулирования.

В нашем понимании, адаптация — это сложнейший процесс, присущий всему живому, в том числе и развивающемуся человеку. В буквальном смысле адаптироваться — значит приспособиться к существующим условиям, быть законопослушным, соответствовать государственному порядку, Конституции России, неписаным правилам этики и морали. По большому счету — соответствовать стратегии развитии государства, идее его развития, видеть свое место в стратегии. Все это может быть сформулировано в национальной общегосударственной идее. Дело человека — принять эти порядки, т.е. приспособиться, адаптироваться. Насколько велика степень свободы человека в этом процессе приспособления?

Адаптация — это всегда приспособление к нормативу: школьника к своему новому классу, молодого специалиста — к рабочему месту, руководителя — к более высокой должности. Этих нормативов может и не быть. Тогда вступают в силу «неписаные правила». Они склеивают всю цепочку образовательной траектории человека, делая ее целостной: выход из одного элемента системы является входом в другой элемент. Каждый элемент сопровождается моделью (перечнем характеристик) входных и выходных характеристик человека, представляя собой систему «вложенных матрешек». И самая большая описывает характеристики человека, россиянина, работника. Она вытекает из видения и миссии нашего государства, стратегии его развития.

Любой россиянин проходит все уровни адаптации, если смотреть через призму образования. Главное — преемственность этапов, где выход из одного является входом для другого. Только в этом случае будет обеспечена качественная адаптация развивающейся личности. Многоуровневая адаптация (ее механизм) для нас — это технология, связывающая национальную идею и место человека в социуме, его конкретное рабочее место. Адаптация в таком подходе становится реальным инструментом организации жизни, а не сторонним методом воздействия. Во главе угла нашего понимания связи национальной идеи и рабочего места стоит инновационно ориентированный человек. Для понимания механизма адаптации необходима формулировка модели инновационно ориентированного человека, прежде всего требований к личности человека.

Ранее эти требования формулировались съездами КПСС, Российской академией образования, институтами образования. Теперь, в условиях реформ, перехода от общества потребления к новому типу, нужен новый критерий требований к личности. Сам по себе этот критерий сформирован быть не может. Он определяется миссией государства, его стратегией, кадровой политикой, вытекающей из нее системой ценностных ориентаций. В целом можно сказать, что модель личности задается общегосударственной идеей. Ее формулировка — трудная задача.

Мы считаем наличие модели необходимым условием эффективной адаптации гражданина. Ее формулировка решает многие проблемы, по крайней мере, их конкретизирует, переводя из чисто качественных описаний в количественные, диагностируемые оценки (проблемы квалиметрии).

Транслирование на нижние уровни управления этих требований конкретизирует работу и меру ответственности руководителей субъектов федерации и других руководителей. И если этот процесс дойдет до конкретного человека и его рабочего места, то запустятся все мотивационные механизмы с четким пониманием меры ответственности каждого. За этим процессом последует активизация инновационной восприимчивости человека, так как он увидит свое место в обществе и идущих реформах, ощутит и свою ответственность за них.

В научных кругах активно обсуждают вопрос о том, кто такой сейчас гражданин России, какими качествам он обладает, в каком обществе мы живем. По данным опроса ВЦИОМ ощущение народного единства есть более чем у половины сограждан (54 % в 2017 г.). И молодёжь от 18 до 24 лет говорит об этом существенно чаще остальных (63 %)1. Но общество резко неоднородно — в среднем по стране 26 % детей растут в семьях, находящихся за чертой бедности, на селе много хуже, там 45 %2. Социологи утверждают, что власть все более теряет контроль над умонастроениями людей3. Как видно, данные соцопросов противоречивы. И нет ответа на вопрос, как обустраивать свою жизнь в обществе и в своей семье. Общество расслоилось.

Заключение

В заключение наших размышлений можно констатировать следующее. Проблема адаптации, понимаемая как некое приспособление, является методологической многоуровневой проблемой, решаемой в любой организации конкретным работником в режиме реального времени. И лучший вариант достижения результата — сделать это на базе национальной идеи.

Любой россиянин проходит все уровни адаптации, если смотреть на эту проблему через призму образования. Главное здесь — это преемственность этапов, где выход из одного этапа является входом для другого. Только в этом случае будет обеспечена логически осмысленная качественная адаптация развивающейся личности. Многоуровневая адаптация (ее механизм) для нас — это технология, связывающая национальную идею и место человека в социуме, его конкретное рабочее место. Адаптация в таком подходе становится реальным инструментом организации жизни, а не сторонним методом воздействия.

Модель адаптации личности (если она будет) верхнего уровня в нашей схеме проецируется на нижние уровни, конкретизируется в виде различных требований к человеку (гражданину, личности, работнику). На государственном уровне — это модель личности инновационно ориентированного гражданина России. На отраслевом уровне — это требования к работнику данной сферы деятельности (отраслевые стандарты). На уровне организации — это соответствие работника миссии организации, ее стратегии, кадровой политике. На уровне конкретного рабочего местам — это требования по его организации и требования к человеку, который его обслуживает. На уровне профессионального образовательного учреждения — федеральные государственные стандарты (ФГОСы), системы менеджмента качества (СМК), профессиональные компетенции, трансфессии и т. д. Все эти нормативные требования должны лежать в основе функционирования единой государственной адаптационной системы со своими входами и выходами из каждого ее элемента.

1 Ципляев В. Глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров: «Зафиксирован рекордный уровень счастья» // Аргументы и факты. № 44. 2019 г. URL: https://aif.ru/politics/russia/glava vcioma valeriy fyodorov zafiksirovan rekordnyy uroven schastya (дата обращения: 21.02.2020).

2 Премьер перешел черту бедности // Аргументы недели. № 45 (689). 20.11.19 г. URL: https://argumenti.ru (дата обращения: 21.02.2020).

3 Костиков В. Какие Чапаевы нужны России? // Аргументы и факты. №47. 2019. URL: https://aif.ru/politics/ opinion/kakie chapaevy nuzhny rossii naydyot li strana novyh geroev (дата обращения: 21.02.2020).

Во главе угла нашего понимания связи национальной идеи и рабочего места стоит инновационно ориентированный человек. Для понимания механизма адаптации необходима формулировка модели инновационно ориентированного человека, прежде всего требований к личности человека.

Диалектическое взаимодействие понятий национальной идеи и рабочего места позволяет рассмотреть и проанализировать эффективность адаптационных процессов любого уровня управления, учет интересов каждого (дедуктивно-индуктивный подход). И тогда появится адаптация без принуждения, как главный стимул преобразований в семье, школе, вузе, на производстве. Вот главная мысль наших предложений.

Сформулируем главное: у нас есть две реперные точки. Это национальная идея государства и рабочее место гражданина (личности). Они разнесены годами реализации, теориями и концепциями и никогда вместе, как показывает наш опыт, не обсуждались. Между ними — преемственно связанные уровни адаптации. Каждый из них может быть концептуально прописан для конкретной отрасли, региона, организации, если взять за основу предлагаемую нами логику построения.

Благодарности

Публикация подготовлена в рамках НИР по государственному заданию Института экономики Уральского отделения РАН 2019-2021 гг.

Список литературы

1. Ганеев А. Р., Харин А. А., Харина О. С. Сертификация профессиональных квалификаций как один из основных инструментов развития человеческого капитала для построения инновационной экономики // Инновации. 2015. №6 (200). С. 84-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24110022 (дата обращения: 11.04.2020).

2. Kuznetsov M. A. National-cultural ideology as a factor social and economic development of the Russian Federation // Revista San Gregorio, 2020, vol.38, pp. 53-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Selezneva A. V. Patriotism as a political value: political-psychological analysis // Tomsk State University Journal of Philosophy Sociology and Political Science, 2017, vol., 38 pp. 200-208. DOI: 10.17223/1998863y/38/20.

4. Allahverdiev K. The national idea and national ideology in the sustainability of ethnocultural identity // Central Asia and the Caucasus, 2015, vol. 16, Issue 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-national-idea-and-national-ideology-in-the-sustainability-of-ethnocultural-identity/viewer (дата обращения: 02.10.2020).

5. Sagatova A. S., Abdrahmanova A. A. About the role of the national idea «Mangilik El», as a strategy for the development of Kazakhstan in the context of globalization // Bulletin of the Karaganda university. History. Philosophy series, 2019, № 2, pp. 74-79.

6. Gachechiladze R. National idea, state-building and boundaries in the post-Soviet space (the case of Georgia) // GeoJournal, 1997, № 43, pp. 51-60. DOI: https://doi.org/10.1023/A1006814530090.

7. Ermolenko A. Search for the new ideas of russian economic development from the perspective of the theory of passionarity // Terra Economicus, 2016, vol. 14, Is. 2, pp.90-99. DOI: 10.18522/2073-6606-2016-14-2-90-99.

8. Нерсесянц В. С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М.: Изд-во НОРМА. 2001. 64 с.

9. Национальная идея России / под ред. проф. Б. А. Аникина. М.: Изд. Торговая корпорация Дашков и К0, 2002. 326 с.

10. Чубайс И. Б. Национальная идея — что это такое? URL: http://www.hse.ru/data/2012/04/10/1251617697/ Чубайс_О_национальной_идее.doc (дата обращения: 27.04.2020).

11. Национальная идея России / под общей ред. С. С. Сулакшина : в 6 т. М.: Научный эксперт. 2012. Т.1. 752с.

12. Антропов В. А. Национальная идея России — необходимое условие для воссоздания отраслевого профессионального образования // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2016. № 4 (32). С. 140-146.

13. Багдасарян В. Э. Российское образование: выбор пути. М.: Отчий дом. 2019. 336 с.

14. Овсеенко Ю. С. Национальная идея современной России: инновационный фактор // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 1 (3). С. 19-24.

15. Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.

16. Дорошенко С. В., Трушкова Е. А. Макромодель адаптации населения в изменяющейся экономике: подходы и решения // Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 4. С. 617-629. DOI: 10.31063/2073-6517/2019.16-4.2.

17. Афанасьев М. А., Староверова О. В., Уринцов А. И. Адаптация как процесс управления хозяйствующим субъектом // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 201-206.

18. Щанина Е. В. Социальное поведение и социальная адаптация пожилых людей в современном российском обществе : монография. Ульяновск: Зебра, 2018. 221 с.

19. Пешкова Д. М., Никишина А. Л. К вопросу об адаптации персонала в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72268 (дата обращения: 13.06.2020).

20. Thedieck B., Pfeifer D., Lippitz V. The Innovative Employee: Traits, Knowledge and Company Culture // Innovation Management. URL: https://innovationmanagement.se/2013/06/06/the-innovative-employee-traits-knowledge-and-company-culture/ (дата обращения: 02.10.2020).

21. Субетто А. М. Социоморфность системы образования как критериальное основание квалиметрии страновых образовательных систем // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика : тезисы межд. конф.-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика». Новгород; М., 1994. 285 с.

22. Шеломенцев А. Г., Антропов В. А., Козлова О. А., Терентьева Т. В. Федеральный университет как социально-ответственный институт регионального развития // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 2. С. 257-276.

23. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352 с.

References

1. Ganeev A. R., Kharin A. A., Kharina O. S. Certification of professional qualifications as one of the main instruments of development of the human capital for innovative economy creation. Innovacii [Innovations], 2015, No. 6 (200), pp. 84-90. (In Russian).

2. Kuznetsov M. A., 2020. National-cultural ideology as a factor social and economic development of the Russian Federation. Revista San Gregorio, Issue 38, pp. 53-6.

3. Selezneva A. V., 2017. Patriotism as a political value: political-psychological analysis. Tomsk State University Journal of Philosophy Sociology and Political Science, vol.38, pp. 200-208. DOI: 10.17223/1998863y/38/20

4. Allahverdiev K., 2015. The national idea and national ideology in the sustainability of ethnocultural identity. Central Asia and the Caucasus, vol. 16, issue 3-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/the-national-idea-and-national-ideology-in-the-sustainability-of-ethnocultural-identity/viewer (Accessed 02.10.2020).

5. Sagatova A. S., Abdrahmanova A. A., 2019. About the role of the national idea «Mangilik El», as a strategy for the development of Kazakhstan in the context of globalization. Bulletin of the Karaganda university. History. Philosophy series, No. 2, pp. 74-79.

6. Gachechiladze R., 1997. National idea, state-building and boundaries in the post-Soviet space (the case of Georgia). GeoJournal, No. 43, pp. 51-60. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1006814530090.

7. Ermolenko A., 2016. Search for the new ideas of russian economic development from the perspective of the theory of passionarity. Terra Economicus, vol. 14, issue 2, pp. 90-99. DOI: 10.18522/2073-6606-2016-14-2-90-99.

8. Nersesiants V. S. Nacional'naya ideya Rossii vo vsemirno-istoricheskom progresse ravenstva, svobody i spravedlivosti. Manifest o civilizme [The national idea of Russia in the world-historical progress of equality, freedom and justice. Manifest on Civilism]. Moscow: Publishing house NORMA, 2001, pp. 64. (In Russian).

9. Nacional'naya ideya Rossii [The National Idea of Russia]. Ed. Prof. B. A. Anikin. Moscow: Publishing house Dashkov and К0 Trading Corporation, 2002, pp. 326. (In Russian).

10. Chubais I. B. Nacional'naya ideya — chto eto takoe? [National idea — what is it?]. Available at: http://www.hse.ru/data/2012/04/10/1251617697/чубайс_0_национальной_идее.doc (Accessed 27.04.2020). (In Russian).

11. Nacional'naya ideya Rossii [The National Idea of Russia]. Under the general ed. S. S. Sulakshin. In 6 vols. Moscow: Scientific expert, 2012, vol. 1, pp. 752. (In Russian).

12. Antropov V. A. The national idea of Russia is a necessary condition for the re-creation of sectoral vocational education. Vestnik UraFskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshheniya [Bulletin of the Ural State University of Railways], 2016, No. 4 (32), pp. 140-146. (In Russian).

13. Bagdasarian V. E. Rossijskoe obrazovanie: vybor puti [Russian education: choosing the way]. Moscow: Father's house, 2019, pp. 336. (In Russian).

14. Ovseenko Yu. S. National idea of modern Russia: innovative factor. Istoricheskaya i sociaFno-obrazovateFnaya my^sF [Historical and socio-educational thought], 2010, No. 1 (3), pp. 19-24. (In Russian).

15. Korel L. V. Sociologiya adaptacij: Voprosy teorii, metodologii i metodiki [Sociology of adaptations: Questions of theory, methodology and methodology]. Novosibirsk: Science, 2005. pp. 424. (In Russian).

16. Doroshenko S. V., Trushkova E. A. A Macromodel of population adaptation in changing economic conditions: approaches and solutions. Zhurnal ekonomicheskoj teorii [Russian Journal of Economic Theory], 2019, vol. 16, No 4, pp. 617629. DOI: 10.31063/2073-6517/2019.16-4.2. (In Russian).

17. Afanasev M. A., Staroverova O. V., Urintsov A. I. Adaptation as the way for the economic entity management process. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016, No. 2, pp. 201-206. (In Russian).

18. Shchanina E. V. Social'noe povedenie i social'naya adaptaciya pozhilyh lyudej v sovremennom rossijskom obshchestve: monografiya [Social behavior and social adaptation of older people in modern Russian society: monograph]. Ulyanovsk: Zebra, 2018, pp. 221. (In Russian).

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 4

19. Peshkova D. M., Nikishina A. L. On the question of adaptation of personnel in modern conditions. Sovremenny'e nauchny^e issledovaniya i innovacii [Modern research and innovation], 2016, No. 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72268 (Accessed 13.06.2020). (In Russian).

20. Thedieck B., Pfeifer D., Lippitz V. The Innovative Employee: Traits, Knowledge and Company Culture. Innovation Management. Available at: https://innovationmanagement.se/2013/06/06/the-innovative-employee-traits-knowledge-and-company-culture/ (Accessed 02.10.2020).

21. Subetto A. M. Sociomorphism of the education system as a criterion for the qualification of country educational systems. Sravnenie sistem vy^sshego obrazovaniya isravniteFnaya pedagogika: Tezisy' mezhd. konf.-seminara «Sravnenie sistem vy^sshego obrazovaniya i sravniteFnaya pedagogika» [Comparison of higher education systems and comparative pedagogy: Theses of the intern. conf. seminar "Comparison of higher education systems and comparative pedagogy"]. Novgorod; Moscow, 1994, pp. 285. (In Russian).

22. Shelomentsev A. G., Antropov V. A., Kozlova O. A., Terenteva T. V. Federal University as a socially responsible institution for regional development. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management], 2016, vol. 15, No 2, pp. 257-276. (In Russian).

23. Maslou A. Motivaciya ilichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg: Peter, 2006. pp. 352. (In Russian).

Для цитирования: Антропов В. А., Пышминцева О. А., Воронина Л. Н. Национальная идея — базис системы адаптации современного человека в меняющейся среде // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4. С. 55-64. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-36

For citation: Antropov V. A., Pyshmintseva O. A., Voronina L. N. National idea — the basis of the system of adaptation of modern man in a changing environment // Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 4. Р. 55-64. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-4-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.