Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРИФЕРИЙНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРИФЕРИЙНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ЦУР) / ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО КЛИМАТУ / ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Важенина Т.М.

Статья посвящена влиянию новой коронавирусной инфекции на социально-экономическое и устойчивое развитие территорий, физически удаленных от некоторого центра. В работе приведен обзор существующих подходов к изучению, обобщению и структурированию периферии, дана авторская трактовка периферийного муниципального образования. Идея исследования базируется на том, что достижение целей устойчивого развития территорий, особенно периферийных, в сложившейся ситуации пандемии коронавируса становится более сложным, что требует скоординированных корректирующих действий всех государственных систем и общества в целом. В работе рассмотрено возможное влияние пандемии на развитие регионов России, что обусловлено карантинными мерами и, как следствие, спадом производства.Исследования в этой области ограничены недостатком информации о влиянии данной инфекции на замедление развития удаленных регионов. Требуется более глубокое изучение проблемы различными учеными и экономистами, а также совокупный научный вклад для достижения наилучших результатов в развитии периферийных территорий в сложившейся обстановке.Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса требуют разработки ряда мер для более быстрого и безболезненного выхода из сложившейся ситуации, что особенно необходимо периферийным муниципальным образованиям, часто не имеющим достаточного количества ресурсного потенциала. Автором сделан вывод о необходимости развития периферийных территорий в рамках концепции устойчивого развития с ориентацией на цели последнего и предложены рекомендации для перехода на путь устойчивого развития. Соблюдение данных рекомендаций при адаптации их к конкретному образованию позволит ему в перспективе достичь устойчивого развития и обеспечить достойный уровень жизни населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Важенина Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PERIPHERAL MUNICIPAL FORMATION

The article is devoted to the impact of a new COVID-19 infection on the socio-economic and sustainable development of territories that are physically remote from a certain center. The idea of the study is based on the fact that achieving the goals of sustainable development of territories in the current situation of the COVID-19 pandemic becomes more difficult. This requires coordinated corrective actions by all state systems and society as a whole. The paper considers the possible impact of the pandemic on the development of Russian regions, due to quarantine and as a result of the decline in production.Research in this area is limited by the lack of information on the impact of this infection on slowing the development of remote regions. This requires a more indepth study of this problem by various scientists and economists, more cumulative scientific contribution to achieve the best results of the development of peripheral territories in the current situation.Trends in the development of the Russian economy in the context of the coronavirus pandemic require the development of measures for a faster and painless way out of this situation. This is especially necessary for peripheral municipalities that do not have sufficient resource potential. The author concludes that it is necessary to develop peripheral territories within the framework of the concept of sustainable development and recommendations for the transition to the path of sustainable development are offered. Compliance with these recommendations when adapting them to a specific education will allow it to achieve sustainable development in the future and provide a decent standard of living for the population.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРИФЕРИЙНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

Влияние пандемии коронавируса на устойчивое развитие периферийных

муниципальных образований

Impact of the coronavirus pandemic on the sustainable development of peripheral municipal formation

DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-90-99

УДК 332.14

Т. М. Важенина, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (Тюмень, Россия)

T. M. Vazhenina, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen»/ IUT (Tyumen, Russia)

Статья посвящена влиянию новой коронавирусной инфекции на социально-экономическое и устойчивое развитие территорий, физически удаленных от некоторого центра. В работе приведен обзор существующих подходов к изучению, обобщению и структурированию периферии, дана авторская трактовка периферийного муниципального образования. Идея исследования базируется на том, что достижение целей устойчивого развития территорий, особенно периферийных, в сложившейся ситуации пандемии коронавируса становится более сложным, что требует скоординированных корректирующих действий всех государственных систем и общества в целом. В работе рассмотрено возможное влияние пандемии на развитие регионов России, что обусловлено карантинными мерами и, как следствие, спадом производства.

Исследования в этой области ограничены недостатком информации о влиянии данной инфекции на замедление развития удаленных регионов. Требуется более глубокое изучение проблемы различными учеными и экономистами, а также совокупный научный вклад для достижения наилучших результатов в развитии периферийных территорий в сложившейся обстановке.

Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса требуют разработки ряда мер для более быстрого и безболезненного выхода из сложившейся ситуации, что особенно необходимо периферийным муниципальным образованиям, часто не имеющим достаточного количества ресурсного потенциала. Автором сделан вывод о необходимости развития периферийных территорий в рамках концепции устойчивого развития с ориентацией на цели последнего и предложены рекомендации для перехода на путь устойчивого развития. Соблюдение данных рекомендаций при адаптации их к конкретному образованию позволит ему в перспективе достичь устойчивого развития и обеспечить достойный уровень жизни населению.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, периферийные территории, цели устойчивого развития (ЦУР), Парижское соглашение по климату, экология, социально-экономическое развитие.

The article is devoted to the impact of a new COVID-19 infection on the socio-economic and sustainable development of territories that are physically remote from a certain center. The idea of the study is based on the fact that achieving the goals of sustainable development of territories in the current situation of the COVID-19 pandemic becomes more difficult. This requires coordinated corrective actions by all state systems and society as a whole. The paper considers the possible impact of the pandemic on the development of Russian regions, due to quarantine and as a re sult of the decline in production.

Research in this area is limited by the lack of information on the impact of this infection on slowing the development of remote regions. This requires a more in-depth study of this problem by various scientists and economists, more cumulative scientific contribution to achieve the best results of the development of peripheral territories in the current situation.

Trends in the development of the Russian economy in the context of the coronavirus pandemic require the development of measures for a faster and painless way out of this situation. This is especially necessary for peripheral municipalities that do not have sufficient resource potential. The author concludes that it is necessary to develop peripheral territories within the framework of the concept of sustainable development and recommendations for the transition to the path of sustainable development are offered. Compliance with these recommendations when adapting them to a specific education will allow it to achieve sustainable development in the future and provide a decent standard of living for the population.

Keywords: COVID-19 pandemic, peripheral territories, sustainable development goals, Paris climate agreement, ecology, socio-economic development.

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 2

Введение

Актуальность темы исследования заключается в ориентации на устойчивое развитие муниципальных образований, в том числе и периферийных, и предполагает достижение социальной и экономической стабильности, планомерное повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов территории, доходов населения и качества их жизни, а также рациональное использование природных ресурсов [1] в условиях новой коронавирусной инфекции. Сегодня человечество столкнулось с серьезной угрозой, влияющей, в первую очередь, на жизнь и здоровье населения, а во вторую - на развитие территорий и сферы хозяйства, состоящей из природоформирующей и социальной сфер, а также материального производства. Все эти элементы единой социально-экономической системы претерпевают существенные изменения, что сказывается и на устойчивом развитии муниципальных образований. Сбалансированность развития экономической, социальной, экологической сфер, а также сферы инфраструктуры и политики позволяет системе устойчиво развиваться. Любое изменение в развитии подсистем влечет нарушение баланса [2], что и обусловливает актуальность темы исследования в сложившейся ситуации пандемии коронавируса. Основной целью статьи является изучение влияния COVID-19 на возможность достижения устойчивого развития в условиях введенных ограничений и запретов на периферийных территориях [3].

Теория исследования

Проблемы достижения устойчивого развития и структурные преобразования региональных социально-экономических систем являются объектом научных исследований ряда авторов: О. И. Боткина, В. А. Волконского, Л. В. Канторовича, Ф. Н. Клоцвога, А. А. Куклина, В. А. Макарова, А. Г. Поляковой,

A. Н. Пыткина, О. А. Романовой, А. И. Татаркина, А. Г. Шеломенцева и др.

Значительный опыт исследований в области проблем развития периферийных территорий, накопленный отечественными учеными и практиками, раскрывается в трудах Р. Х. Адукова, В. В. Кузнецова,

B.В. Милосердова, Т. Г. Нефедовой, В. В. Пациорковского, А. Д. Урсула и др. [1].

Существуют различные базовые и современные научные подходы к исследованию периферии. Их систематизация и структурирование представлено в работе Е. И. Кайбичевой [4] (табл. 1).

Автор придерживается географического подхода и дает собственную трактовку понятия периферийного муниципального образования. Это территория, физически удаленная от некоторого центра (столицы государства, областного центра), в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Устойчивое развитие периферийного муниципального образования - это безопасное, непрерывное во времени его социально-экономическое развитие, характеризующееся сбалансированностью интересов различных субъектов хозяйствования и управления, не порождающее диспропорций между центром и периферией, сохраняющее способность будущих поколений удовлетворять свои потребности и трансформирующееся из устойчивого роста экономики [1; 2]. Из данного определения следует, что устойчивое развитие трансформируется из устойчивого роста экономики (при соблюдении других представленных выше условий). В настоящее время объявление пандемии в совокупности с дальнейшим негативным развитием ситуации на нефтяном рынке, ростом до критических показателей индекса страха и снижением экономической активности может привести к рецессии экономики практически всех стран мира. В долгосрочной перспективе это может значительно замедлить развитие отрасли «зеленых» технологий и возобновляемых источников энергии. Соответственно баланс развития подсистем будет нарушен и достижение устойчивого развития территорий может стать невозможным в течение длительного периода времени. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш отметил в послании, посвященном социально-экономическим последствиям распространения COVID-19: «Если бы нам удалось достичь больших успехов в выполнении Целей устойчивого развития и Парижского соглашения по климату, мы были бы лучше подготовлены к борьбе с пандемией»1.

По данным ООН, кризис COVID-19, вероятно, окажет значительное негативное влияние на действия в области устойчивого развития. Длительная стагнация мировой экономики негативно скажется на реа-

1 22 апреля в 50-й раз отмечают День Земли [Электронный ресурс] // Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО. URL: http://www.isedc-u.com/press-tsentr/novosti/3802-22-aprelya-v-50-j-raz-otmechayut-den-zemli.html (дата обращения: 25.04.2020).

лизации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Парижского соглашения об изменении климата1 [5].

Таблица 1

Подходы к изучению, обобщению и структурированию периферии

Автор(ы) Подход

Современные подходы

Б. Е. Ярошевский, Nemes Nagy J. Отношения «центр - периферия» рассматривается с трех основных позиций: географической, экономической и властной (социальной).

W. Leimgruber Выделяются четыре основных подхода к исследованию периферии: экономический, геометрический, экологический и социальный.

О. А. Чернова, Л. Г. Матвеева Инновационный подход

И. Стародубровская, Д. Лободанова, Л. Борисова, А. Филюшина Периферия отличается от остальных (развитых, старопромышленных регионов) «отсутствием кластеров и возможности инновационной активности».

О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш Использование разнородных критериев периферийности: управленческие (формальный политико-административный статус и статус неформальный - доступ территории к центральной власти, ее роль в формировании национальной элиты); социально-экономические (развитие территории в терминах экономической модернизации и передовой социальной структуры); исторические (принадлежность к историческому ядру или позднее присоединенным территориям); географические (физическое расстояние от центра и реальное расстояние, определяемое через замер транспортной доступности).

Базовые подходы

M. Andreoli J. Penzes Т. М. Важенина Т. Г. Нефедова Географический (геометрический) подход. Он основан на использовании в качестве базовой характеристики понятия «периферия», степени ее физической удаленности от центра. На этом подходе строится понимание периферии в теориях пространственного развития, где периферией считаются территории с низкой транспортной доступностью и плохо развитой транспортной инфраструктурой, находящиеся на значительном удалении от центра.

D. J. Webber, N. Curry M. Tykkylainen M. Marada, P. Chromy P. Chromy, V. Jancák Экономический подход (пространственный), суть которого заключается в идентификации в качестве ключевого фактора, определяющего периферию, уровня социально-экономического развития территории. В рамках экономического понимания центр представлен высокоразвитыми территориями, а периферия - странами, регионами и их частями, имеющими относительно невысокий (по сравнению с центром) уровень развития.

H. Eskelinen, F. Snickars Управленческий (политический) подход к исследованию периферии в трудах отечественных и зарубежных ученых не получил должного развития. В рамках управленческого подхода, при идентификации периферии в качестве главенствующего рассматривается фактор наличия или отсутствия у органов власти территории возможности участия в принятии тех или иных политических решений, затрагивающих интересы данных территорий. Периферийными считаются территории, которые по разным причинам отстранены от процессов принятия важнейших для них управленческих (политических) решений. Центр, в свою очередь, ассоциируется с местом, из которого осуществляется управление политическими процессами. Существует формальная управленческая структура: каждое государство имеет столицу, административные центры регионов и управляемую периферию. В исследованиях управленческий подход используется в сопряжении с экономическим и географическим подходами.

Источник: [4].

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время автору статьи представляется важным и необходимым совершенствовать существующие механизмы перехода территорий на путь устойчивого развития. Особенно это касается образований муниципального уровня. Учитывая географическую удаленность многих периферийных муни-

1 Альтернативный независимый обзор о реализации ЦУР от гражданского общества [Электронный ресурс] // Открытая школа устойчивого развития. URL: https://vk.com/openshkola (дата обращения: 29.04.2020).

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 2

ципальных образований от больших городов, можно полагать, что снижение темпов развития таких территорий должно протекать медленнее, чем в крупных городах и столице государства. Связано это в первую очередь с запланированным более коротким периодом самоизоляции периферийных территорий, обусловленным численностью населения и соответственно количеством заболевших на данных территориях. Во вторую - ограничительными мерами, введенными из-за распространения коронави-русной инфекции, которые заставляют бизнес, особенно на периферии, находить новые, порой нестандартные решения, чтобы остаться на рынке. В целом на экономику периферийных муниципальных образований ситуация с новым коронавирусом пока не оказала глобального влияния, но власти ожидают, что негативное влияние пандемии проявится позднее и может носить более длительный характер.

Исходя из вышеизложенного отметим, что достижение устойчивого развития периферии осложняется рядом причин: снижение доходов населения с возможной полной потерей занятости из-за снижения или остановки хозяйственной деятельности постепенно может привести к тому, что семьи и уязвимые слои общества окажутся за чертой бедности; перевод системы обучения на дистанционный режим делает его менее эффективным и малодоступным для многих жителей периферийных муниципальных образований, так как не везде есть качественный высокоскоростной Интернет; сбои в снабжении и неадекватный доступ к чистой воде затрудняют процесс здоровьесбережения населения, особенно в период пандемии; в связи с оптимизацией системы здравоохранения, запущенной в нашей стране в 2010 г., в настоящее время наблюдается отсутствие на территориях многих периферийных муниципальных образований фельдшерских пунктов, не говоря уже о поликлиниках и больницах, что существенно повышает уязвимость периферийного населения в области сохранения здоровья.

Счетная палата РФ прогнозировала, что расходы на развитие системы здравоохранения за 20202022 гг. будут на уровне 2,9 % ВВП. Общие расходы бюджетной системы России на здравоохранение оцениваются в 2020 г. в 3,6 % ВВП. В 2022 г. расходы планируются на уровне 3,4 % ВВП. Для сравнения, затраты США на здравоохранение в 2018 г. составили 14,3 % ВВП, Германии - 9,5 %, Франции и Швеции -9,3 %. По мнению экспертов, финансирование здравоохранения РФ, учитывая сложившуюся ситуацию с пандемией, должно быть на уровне не ниже 7-10 % ВВП1.

Институтом исследований и экспертизы Внешэкономбанка в рамках доклада «Тенденции развития российской экономики в условиях пандемии коронавируса и возможные антикризисные меры» была составлена карта влияния пандемии коронавируса на развитие отдельных регионов России (рис. 1).

Прогнозная динамика валового регионального продукта на карте представлена различными цветами, где ярко красный - самые пострадавшие регионы со снижением ВРП до 7 %, а зеленый - регионы, которые кризис из-за пандемии коронавируса затронет менее всего.

Рис. 1. Влияние пандемии коронавируса на развитие отдельных регионов России.

Источник: составлено ВЭБ.РФ

1 Мясников и эксперты ВЭБа предложили поствирусную перестройку медицины [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/20/04/2020/5e9d53599a7947343ee6db81 (дата обращения: 20.04.2020).

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2

Кроме того, авторы доклада полагают, что, кроме резкого падения деловой активности и снижения платежеспособного спроса населения, наступит стагнация из-за резкого сокращения экспорта сырья и углеводородов.

Аналитики Внешэкономбанка считают, что снижение экспорта сырья коснется в первую очередь: металлов; оборудования; древесины; машин и транспортных средств. Также прогнозируется снижение продаж за рубеж минеральных продуктов.

Таким образом, по мнению исследователей Внешэкономбанка, за 2020 год ВВП Российской Федерации снизится чуть менее чем на 4 %, а доходы населения - менее чем на 7 %, а в следующем году оба показателя должны вернуться на докризисный уровень.

Влияние пандемии коронавируса на экологическую составляющую устойчивого развития очевидно. Из-за карантинных мер по всему миру снижается негативное антропогенное влияние на окружающую среду.

По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в период с начала февраля по начало марта выбросы СО2 в Китае сократились как минимум на 25 %, что связано с жесткими государственными мерами по борьбе с распространением вируса. Люди стали меньше пользоваться автомобилями, сократились объемы производства1.

Будет ошибочным полагать, что снижение такой активности существенно повлияет на улучшение экологии в мире, поскольку оно вызвано не системными факторами. В мировой истории уже были случаи уменьшения выбросов СО2 вследствие экономических кризисов, эпидемий или войн, но каждый раз, как только экономика восстанавливалась, показатели выбросов снова увеличивались [6; 7].

Спутники NASA и Европейского космического агентства (ESA) по мониторингу загрязнения окружающей среды также обнаружили значительное снижение содержания диоксида азота над территорией Китая. Есть свидетельства того, что это изменение, по крайней мере частично, связано с замедлением экономического роста после вспышки коронавируса2.

Китай является крупнейшим загрязнителем атмосферы на нашей планете. Ежегодно он производит около 30 % общемирового объема выбросов СО2, на втором месте - Соединенные Штаты Америки [3]. На рис. 2 представлен общий годовой объем выбросов CO2 по регионам мира за период с 1751 по 2017 г., где отчетливо можно увидеть устойчивый рост выбросов углекислого газа в атмосферу.

Рис. 2. Годовой общий объем выбросов СО2 по регионам мира, 1751-2017 гг.

Источник: информационно-аналитический центр по диоксиду углерода (CDIAC); глобальный углеродный проект (GCP).

Примечание: разница между глобальной оценкой и суммой национальных итогов обозначается

как «статистические различия»

1 Как пандемия коронавируса может повлиять на климат нашей планеты [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/trends/green/5e73d27b9a7947f940241261 (дата обращения: 27.04.2020).

2 Airborne Nitrogen Dioxide Plummets Over China [Электронный ресурс] // NASA. URL: https://earthobservatory.nasa. gov/images/146362/airborne-nitrogen-dioxide-plummets-over-china (дата обращения: 24.04.2020).

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 2

Рис. 3. Некоторые рекомендации органам местного самоуправления для перехода периферийных муниципальных образований на путь устойчивого развития

Общемировые экологические проблемы не могут не отражаться и на развитии периферийных территорий. Проблемы устойчивого развития этих территорий связаны не только с вопросами экологической обстановки, которая улучшается по мере удаления от больших городов и промышленных центров, но и с вопросами обеспечения доступным качественным жильем и общественным транспортом, сохранения культурного и природного наследия территорий, участия самого общества совместно с органами местной власти в решении возникающих проблем по достижению целей устойчивого развития.

Доступ населения к качественному и недорогому жилью в России до сих пор не решён. По данным 2018 г., 67 % от общей площади жилых помещений оборудованы одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением и газом. Наблюдается значительная разница качества жилья в зависимости от типа местности - 79 % от общей площади жилых помещений в городской местности и только 34 % в сельской, подключенных к необходимым коммуникациям1. Постепенно снижаются процентные ставки по ипотечным кредитам, являющимся ключевым инструментом доступности жилья для россиян. Но в этой сфере необходимо сохранение положительной тенденции в условиях экономического кризиса 2020 г. Особенно это актуально для «сельской ипотеки», так как доходы населения сельских территорий и малых периферийных городов существенно ниже, чем в столице государства или областном центре.

Федеральные стратегические документы не решают проблемы развития периферийных территорий, которые массово покидает население. Это, в свою очередь, может обострить региональное неравенство: люди живут там, где им более комфортно и есть возможность достойного проживания [8; 9]. Миграция населения в крупные города может привести к деградации периферийных территорий. При принятии решений на местном уровне не должен действовать принцип универсализации принимаемых решений, обязательно должны приниматься во внимание локальные особенности территорий. Это может помочь сохранению и укреплению периферийных муниципальных образований.

Трудности перехода периферийных территорий к устойчивому развитию имели место и до появления новой коронавирусной инфекции и сейчас только усилятся, так как устранение последствий пандемии связано с дополнительными финансовыми расходами государственного и местных бюджетов, которые могли пойти на усиление позиций устойчивого развития регионов. На рис. 3 представлены некоторые рекомендации для перехода периферийных муниципальных образований на путь устойчивого развития [10; 11; 12; 13; 14; 15].

Выше представлена только часть из множества необходимых рекомендаций органам местного самоуправления для перехода периферийных муниципальных образований на путь устойчивого развития при содействии государства. Чтобы цели устойчивого развития достигались, обществу и власти нужно объединять свои усилия и планомерно следовать к намеченной цели, преодолевая на пути все возникающие трудности.

Заключение

Новая коронавирусная инфекция проводит принудительный эксперимент по изменению нашего образа жизни. Органы государственной власти субъектов РФ активно разрабатывают меры по устранению последствий противоэпидемических ограничений и стараются в полной мере их реализовать. Органы местного самоуправления, в свою очередь, принимают соответствующие меры в рамках своих полномочий, согласно рекомендациям на региональном уровне. При этом характер участия субъекта РФ в финансировании рекомендуемых к принятию на местном уровне мер разнится, что может привести к нехватке местного бюджета и создать дефицит средств. Чтобы местное самоуправление имело возможность регулирования расходования собственных средств, региональные предписания оформляются им в форме рекомендаций или поручений «по согласованию».

Изменения коснулись и образа жизни населения: независимо от территории проживания люди стали ограничивать себя в передвижениях. Все большее их число работает не выходя из дома и сокращает количество поездок, общественный транспорт существенно сокращает свою работу, многие садятся на велосипеды, что является более экологичным. Такая тенденция может изменить отношение людей к рабочему процессу и, как следствие, повлиять на общую картину воздействия человека на окружающую среду. Во главу угла встают цели устойчивого развития. И их достижение должно осуществляться как на

1 Жилищные условия населения [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_62/Main.htm (дата обращения 22.04.2020).

уровне стран, регионов и крупных городов, так и на территориях периферийных муниципальных образований.

После окончания пандемии население должно кардинально изменить свое отношение к проблемам экологии, чрезмерному потреблению ресурсов, к вопросам глобального потепления. Общество практически созрело для освоения новых конструктивных путей развития и изменения всей структуры общественного мироустройства [16].

Список литературы

1. Важенина Т. М. Экономическое обеспечение устойчивого развития периферийного муниципального образования: дис. ... канд. экон. наук. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2012. 147 с.

2. Важенина Т. М. Методика экономической оценки устойчивого развития периферийного муниципального образования // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 3. С. 11-19.

3. Ritchie Roser, Mispy Ortiz-Ospina. Measuring progress towards the Sustainable Development Goals. URL: https://sdg-tracker.org/ (дата обращения: 25.04.2020).

4. Кайбичева Е. И. Эволюция теоретических подходов к исследованию периферийных территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 1. С. 4-17. DOI: org/10.24891/re.16.1.4.

5. Шеломенцев А. Г., Дорошенко С. В., Трушкова Е. А., Шихвердиев А. П. Стратегии-2030: подходы к разработке в регионах России // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Т. 9. № 4. С. 570-592. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-4-570-592.

6. Kurushina E. On regularities of economic dynamics in times of crisis // Canadian Journal of Science, Education and Culture. 2014. Т. 2. № 2 (6). С. 378-384.

7. Гурьева М. А., Шевелева Н. П., Мостовая Д. А. Экологически ориентированные инновации в концепции «зеленого» роста / / Международные научные исследования. 2016. № 1 (26). С. 8-10.

8. Kiseleva L. S., Strielkovski V. Economic analysis of happiness, wellbeing and health: a tyumen region case study // Актуальш проблеми економжи. 2014. Т. 161. № 11. С. 245-254.

9. Kiseleva L. Health as an economic resource in the context of contemporary theories // Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics. 2013. Т. 2. № 3. С. 62-71.

10. Rudneva L. N., Pchelintseva I. G., Gureva M. A., Simarova I. S. Sustainable development and "green" economy: main concepts and approaches // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 12. С. 23-33.

11. Гурьева М. А., Руднева Л. Н. Оценка устойчивого развития региона на основе индикативной системы оценки уровня экологизации экономики // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2013. № 3. С. 104-116.

12. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Механизмы эффективного государственного управления депрессивными территориями региона для обеспечения их социально-экономического развития // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3. С. 41-53.

13. Любаненко А. В. Методика стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования // Вестник кибернетики. 2006. № 5. С. 156-160.

14. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А. Моделирование устойчивого социально-экономического развития северных территорий // Математическое моделирование и информационные технологии: Национальная (Всероссийская) научная конференция (7-9 ноября 2019 г., г. Сыктывкар): сборник материалов [Электронный ресурс]. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2019. С. 24-25.

15. Birmingham R. C. Economic growth and strategies for economic development in Russia / / Russian Analytical Digest. 2013. № 133. P. 5-9.

16. Управление внешнеэкономической деятельностью в условиях новой индустриальной экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. П. Шевелева, Е. А. Корякина, Н. С. Кулакова, Н. В. Зонова, Д. В. Чумлякова. Киров: Изд-во МЦИТО, 2019.

References

1. Vazhenina T. M. Ekonomicheskoe obespechenie ustojchivogo razvitiya periferijnogo municipalnogo obra-zovaniya [Economic Support of Sustainable Development of the Peripheral Municipal Formation]. Tyumen, Tyumen state oil and gas University, 2012, 147 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vazhenina T. M. Metodika ekonomicheskoj ocenki ustojchivogo razvitiya periferijnogo municipalnogo obrazovaniya [Methodology economic sustainability assessment of peripheral municipal formation]. Korpora-tivnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki severa: Vestnik nauchno issledovatelskogo centra korpora-tivnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], 2014, no. 3, pp. 11-19. (In Russian).

3. Ritchie, Roser, Mispy, Ortiz-Ospina. Measuring progress towards the Sustainable Development Goals. Available at: https://sdg-tracker.org/ (Accessed 25.04.2020).

4. Kaibicheva E. I. Evolyuciya teoreticheskih podhodov k issledovaniyu periferijnyh territorij [Development of Theoretical Approaches to the Study of Peripheral Areas]. Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2018, vol. 16, iss. 1, pp. 4-17. D0I:org/10.24891/re.16.1.4 (In Russian).

5. Shelomentsev A. G., Doroshenko S. V., Trushkova E. A. and Shikhverdiyev A. P. Strategii-2030: podhody k razrabotke v regionah Rossii ["Strategy-2030: Approaches to Development in Russian Regions"]. Ars Adminis-trandi, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 570-592. DOI: 10.17072/2218-9173-2017-4-570-592. (In Russian).

6. Kurushina E. On regularities of economic dynamics in times of crisis. Canadian Journal of Science, Education and Culture, 2014, 2 (6), pp. 378-384.

7. Gureva M. A., Sheveleva N. P., Mostovaya D. A. Ekologicheski orientirovannye innovacii v koncepcii «ze-lenogo» rosta [Environmentally oriented innovations in the concept of green growth]. Mezhdunarodnye nauchnye issledovaniya [International Scientific Research], 2016, 1(26), pp. 8-10. (In Russian).

8. Kiseleva L. S. & Strielkovski V. Economic analysis of happiness, wellbeing and health: a tyumen region case study. Актуальш проблеми економжи, 2014, 161(11), pp. 245-254.

9. Kiseleva L. Health as an economic resource in the context of contemporary theories. Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics, 2013, 2(3), pp. 62-71.

10. Rudneva L. N., Pchelintseva I. G., Gureva M.., Simarova I. S. Sustainable development and "green" economy: main concepts and approaches. International Journal of Applied Business and Economic Research, 2017, 15(12), pp. 23-33.

11. Gureva M. A., Rudneva L. N. Ocenka ustojchivogo razvitiya regiona na osnove indikativnoj sistemy ocenki urovnya ekologizacii ekonomiki [Assessment of Sustainable Development of the Region on the Basis of an Indicative System for Assessing the Level of Greening the Economy]. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Urfu Bulletin. Series: Economics and Management], 2013, no. 3, pp. 104-116. (In Russian).

12. Shihverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Oganezova N. A. Mekhanizmy effektivnogo gosudarstvennogo upravleniya depressivnymi territoriyami regiona dlya obespecheniya ih social'no-ekonomicheskogo razvitiya [Mechanisms of Effective State Management of Depressed Territories of the Region to Ensure their Socio-Economic Development]. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki severa: Vestnik nauchno issledovatelskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [[Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], 2018, no. 3, pp. 41-53. (In Russian).

13. Lyubanenko A. V. Metodika strategicheskogo analiza social'no-ekonomicheskogo razvitiya munici-pal'nogo obrazovaniya [Methodology for strategic analysis of socio-economic development of a municipality]. Vestnik kibernetiki [Bulletin of Cybernetics], 2006, no. 5, pp. 156-160. (In Russian).

14. Shikhverdiyev A. P., Vishnyakov A. A. Modelirovanie ustojchivogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya severnyh territorij [Modeling of Sustainable Socio-Economic Development of the Northern Territories]. Ma-tematicheskoe modelirovanie i informacionnye tekhnologii: Nacional'naya (Vserossijskaya) nauchnaya konferenci-ya [Mathematical Modeling and Information Technologies: National (all-Russian) Scientific Conference], Syktyvkar, publishing house of Syktyvkar State University, 2019, pp. 24-25. (In Russian).

15. Birmingham R.C. Economic growth and strategies for economic development in Russia. Russian Analytical Digest, 2013, vol. 133, pp. 5-9.

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. № 2

16. Sheveleva N. P., Koryakina E. A., Kulakova N. S., Zonova N. V., Chumlyakova D. V. Upravlenie vnesh-neekonomicheskoj deyatel'nost'yu v usloviyah novoj industrial'noj ekonomiki [Management of Foreign Economic Activity in the New Industrial Economy]. Kirov, publishing house of ICITO, 2019. (In Russian).

Для цитирования: Важенина Т. М. Влияние пандемии коронавируса на устойчивое развитие периферийных муниципальных образований // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 2. С. 90-99. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-90-99.

For citation: Vazhenina T. M. Impact of the coronavirus pandemic on the sustainable development of peripheral municipal formation // [Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2020. No. 2. P. 90-99. DOI: 10.34130/2070-4992-2020-2-90-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.