Научная статья на тему 'Концептуальные основы публичной политики в сфере туризма'

Концептуальные основы публичной политики в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
222
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИЗМ / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТУРИЗМА / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / PUBLIC POLICY / TOURISM / TOURISM PUBLIC POLICY / TOURISM PUBLIC POLICY FORMULATION AND IMPLEMENTATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лоншакова Наталья Евгеньевна

Отражены результаты концептуального представления публичной политики в сфере туризма, обусловленные необходимостью формирования нового видения сферы туризма в России, повышения эффективности туристской политики с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в туристско-рекреа-ционных услугах и улучшения качества жизни граждан в долгосрочной перспективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual basis of Tourism Public Policy

The article looks into the outcomes of the conceptualization of tourism public policy due to the necessity of developing a new vision of tourism in Russia, improving the efficiency of tourism policy for the best satisfaction of tourism and recreational service needs and improvement of life quality in the long term outlook

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы публичной политики в сфере туризма»

Политология

УДК 32:338.48

Лоншакова Наталья Евгеньевна

Natalia Lonshakova

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

CONCEPTUAL BASIS OF TOURISM PUBLIC POLICY

Отражены результаты концептуального представления публичной политики в сфере туризма, обусловленные необходимостью формирования нового видения сферы туризма в России, повышения эффективности туристской политики с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в туристско-рекреационных услугах и улучшения качества жизни граждан в долгосрочной перспективе

The article looks into the outcomes of the conceptualization of tourism public policy due to the necessity of developing a new vision of tourism in Russia, improving the efficiency of tourism policy for the best satisfaction of tourism and recreational service needs and improvement of life quality in the long term outlook

Ключевые слова: публичная политика, туризм, пуб- Key words: public policy, tourism, tourism public policy, личная политика в сфере туризма, механизм формиро- tourism public policy formulation and implementation вания и реализации публичной политики в сфере ту- mechanism ризма

Политологическое осмысление развития туризма в современной России представляется целесообразным на основе создания соответствующей теоретикоконцептуальной базы публичной политики в рассматриваемой сфере.

К настоящему времени в научной литературе, нормативных правовых актах и иных документах уже сложились подходы к пониманию сущности публичной политики. Однако конкретные механизмы ее формирования и реализации изучаются явно недостаточно.

Опыт показывает, что формирование эффективной, открытой, общественно значимой политики должно быть соответствующим

образом сконструировано, исходя из конкретных условий:

- особенностей страны;

- уровня управления;

- области осуществления политики.

Поэтому в раскрытии понятия «публичная политика в сфере туризма» принципиальное значение принадлежит уяснению его составляющих - «публичная политика» и «туризм».

Понятие «публичная политика» было введено в оборот в первой половине XX в., когда возникла потребность в соединении политической теории и практики с целью оценки фактической деятельности правительств в

обеспечении общественных интересов. В последующем проблематика публичной политики стала предметом научного дискурса в трудах зарубежных исследователей, а с конца 80-х -начала 90-х гг. и отечественных ученых.

В настоящее время теоретические и прикладные исследования публичной политики находятся в фокусе внимания российских политологов. Однако взгляды на понятие и сущность рассматриваемого явления неоднозначны. Говоря о публичной политике как ином состоянии поля политики [5], следует обратить внимание на разное содержательное наполнение и неоднозначность использования термина «публичный» (и словосочетаний с ним), широко употребляемого в самых разных контекстах в выступлениях политиков и государственных деятелей, в нормативных правовых актах, в средствах массовой информации, в трудах ученых и т.д. [1-3].

Как и публичная политика, явление туризма, несмотря на гораздо более длительную историю, до настоящего времени не получило однозначного определения. При этом подавляющее большинство известных автору научных работ сфокусировано на изучении сферы туризма, как одной из приоритетных отраслей экономики. Однако можно говорить о происходящей эволюции в понимании понятия «туризм» от определения его в виде путешествия либо движения населения, не связанного с переменой места жительства и работы, к осознанию социальной роли туризма в развитии общества.

По мнению автора, научное осмысление рассматриваемого явления в настоящее время должно базироваться на понимании как экономической (конкурентоспособность страны в целом и ее отдельных регионов, вклад в валовой внутренний продукт, обеспечение продуктивной занятости населения, повышение доходов бюджетов всех уровней и др.), так и социально-культурной значимости туризма (решение глобальных задач формирования здорового образа жизни, рекреации человеческого потенциала и др.). В связи с чем возникает не-

обходимость в формулировании понятия туризма, адекватного целям настоящего исследования.

Под туризмом будем понимать явление общественной жизни, оказывающее прямое и косвенное воздействие на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы и обеспечивающее возможности для удовлетворения потребностей граждан в туристско-рекреационных услугах и в конечном итоге повышения уровня и качества жизни населения.

При такой трактовке туризма, с учетом существующих подходов к обоснованию сущности публичной политики, становится возможным предложить авторское определение понятия «публичной политики в сфере туризма», которое можно представить как процесс системного долгосрочного взаимодействия политических акторов, основанный на их взаимной ответственности за непрерывное и устойчивое развитие туризма и направленный на удовлетворение личных и общественных интересов и потребностей в данной сфере.

С учетом сказанного автор предлагает концепцию публичной политики в сфере туризма как политики, основывающейся на следующих идеях:

1) объединение политических акторов для участия в механизме формирования и реализации публичной политики в рассматриваемой сфере на системной и долгосрочной основе;

2) разделение ответственности участников за непрерывное и устойчивое развитие сферы туризма;

3) стратегическое управление развитием туризма, ориентированное на удовлетворение общественно значимых потребностей в туристских услугах и повышение потенциала рекреационной функции туризма;

4) использование процессного подхода к формированию и реализации публичной политики в сфере туризма.

Исходя из первой концептуальной идеи, следует, что переведение государственной

политики в сфере туризма в русло публичности предполагает, прежде всего, установление долгосрочных партнерских отношений, поддержание конструктивного диалога между политическими акторами в данной сфере. При условии партнерского взаимодействия политических акторов между собой, повышения инициативы граждан можно говорить о возникновении синергетического эффекта системы публичной политики в сфере туризма.

Вторая концептуальная идея публичной политики в сфере туризма базируется на взаимной ответственности политических акторов за непрерывное и устойчивое развитие туризма.

В этой связи следует признать полезными рекомендации [6], подготовленные Всемирным советом по туризму и путешествиям (ШТТО) для Российской Федерации. Решение существующих проблем и формирование нового видения сферы туризма в России ШТТО рассматривает через соблюдение следующих условий:

- российское правительство должно придать сфере туризма приоритетный статус;

- предприниматели должны соотносить интересы бизнеса с нуждами людей, культуры и окружающей среды;

- все участники должны разделять цель долгосрочного роста и процветания.

Раскрывая третью концептуальную идею, следует учитывать, что публичная политика в сфере туризма формируется в контексте ряда актуальных глобальных вызовов нашего времени, а также долговременных тенденций мирового развития. Мир становится все более сложным, динамичным и менее предсказуемым. В этих условиях формирование и реализация эффективной публичной политики в сфере туризма невозможны без создания и поддержания потенциала, адекватного вызовам и позволяющего своевременно и эффективно реагировать на происходящие изменения.

Таким образом, следует согласиться с идеей Г.В. Атаманчука, что основу государст-

венной публичной политики должны составлять стратегические ориентиры [4], базирующиеся на реализации личных и общественных интересов и потребностей в сфере туризма, обеспечении их баланса и направленные, в конечном итоге, на повышение качества жизни граждан в долгосрочной перспективе.

В этой связи повышаются требования к процессу формирования и реализации публичной политики в сфере туризма. Данное обстоятельство обосновывает введение четвертого концептуального принципа. Автор предлагает рассматривать публичную политику в сфере туризма с позиций процессного подхода, что позволит отслеживать ход ее формирования и реализации на каждом из этапов (целеполагание, планирование, реализация, контроль, анализ, регулирование) и, как следствие, повысит ее эффективность и результативность. Использование процессного подхода позволяет анализировать все этапы механизма формирования и реализации публичной политики во взаимосвязи (системность является одним из принципов процессного подхода), усиливает горизонтальные связи между политическими акторами.

При этом под механизмом формирования и реализации публичной политики в сфере туризма автор предлагает понимать совокупность принципов, методов (инструментов) и процессов формирования и реализации публичной политики в сфере туризма, представляющих собой целостность. Целостность в данном случае выступает как объективная характеристика, определенное качество явления публичной политики в сфере туризма.

В заключение следует отметить, что сформированные автором новые концептуальные представления о механизме разработки и реализации публичной политики в сфере туризма представляют собой основу для дальнейших исследований туристской политики Российской Федерации.

1. Беляева НЮ. Публичная политика в России: сопротивление среды / НЮ. Беляева // Полис. - № 1. - 2007. - С. 22-32.

2. Михеев В.А. Социальное партнерство и пути совершенствования публичной политики / В.А. Михеев //Власть. - 2005. - № 7. - С. 13.

3. Сунгуров АЮ. Публичная политика как поле взаимодействия и как процесс принятия решений /АЮ. Сунгуров // Публичная политика. -2005. - СПб, 2006. - С. 8.

Коротко об авторе________________________________

Лоншакова Н.Е., аспирантка, Государственный университет управления (ГУУ), г. Москва Тел. 8-905-711-82-96

Научные интересы: проблемы, механизмы и процессы государственной публичной политики в современной России

___________________________________Литература

4. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. - 4-е изд. стер. - М.: Омега-Л, 2006. - С. 82.

5. Шматко Н.А. Феномен публичной политики / Н.А. Шматко // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 106.

6. World travel & tourism Council. Российская Федерация. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику. - 2006. - С. 5.

_________________________Briefly about the author

N. Lonshakova, Post-graduate student, Department of State Management and Policy of State University of Management

Areas of expertise: problems, mechanisms and processes of state public policy in modern Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.