K.M. Kerimi
Forming Professional Identity of a Tourism Specialist in Conditions of a City Social Space (by the example of Saratov)
The results of author's research of tourism specialist social space, represented by educational, professional and tourist fields are analyzed.
Key words and word-combinations: professional identity, tourism, resources of social space.
Анализируются результаты авторского исследования социального пространства специалиста сферы туризма, представленного образовательным, профессиональным и туристским полями.
Ключевые слова и словосочетания: профессиональная идентичность, туризм, ресурсы социального пространства.
УДК 338.48(470.44) ББК 65.433(235.54)
К.М. Керими
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВА)
1И нтеграционные процессы в сфере туризма наряду с усилением конкурентной борьбы на мировых рынках определяют индустрию туризма как одну из самых неоднозначных, находящуюся в состоянии перманентных изменений. Осознание важности развития туризма в качестве одной из уже не столько перспективных, сколько реальных отраслей экономики на различных уровнях (глобальном, локальном) предопределено попытки трансформации отрасли в положение устойчивого развития. Проект Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма», утвержденный Правительством в 2012 г., является подтверждением системности выработанного подхода в управлении сферой российского туризма. В этом документе сформулированы основные направления развития туротрасли, отражены запланированные размеры въездного и внутреннего турпотока и объемы оказываемых туристам платных услуг. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Бар-зыкина, приоритетное направление программы - это регионализация турбизнеса, передача основных полномочий в регионы, развитие внутреннего туризма в России. Он выразил мнение, что успешность программы
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 6 9
будет во многом зависеть от последующих действий и наличия необходимых ресурсов, в том числе и кадровых.
С переходом от плановой экономики к рыночной наблюдается смена привычного трудового уклада: работать на одном производстве с вынужденным уходом из профессии в непредсказуемых условиях российского капитализма и, как следствие, переход от экстернальности к личной ответственности сотрудника на протяжении всего процесса профессионализации. Наблюдаемая диверсификация экономики в условиях глобализирующегося мира привела к появлению новых профессий в сфере туризма (аниматор, трансфермен), следствием чего выступает нечеткое представление специалистов о конструировании своей профессиональной идентичности.
Процесс формирования профессиональной идентичности в сфере туризма во многом обусловлен характером сферы туризма как сервисной деятельности, что выражается в требованиях к специалисту. Наличие определенных личностных качеств зачастую играет доминирующую роль в карьерном продвижении. Формируются дополнительные возможности в выборе индивидуальных образовательных и профессиональных стратегий, что требует переориентации специалиста на максимальное использование как собственного человеческого капитала, так и ресурсов социального пространства.
Развивая идею детерминированности процесса формирования профессиональной идентичности специалиста сферы туризма в рамках деятельност-но-активистского подхода В.А. Ядова [1], теории социального пространства П. Бурдье [2], теории структурации Э. Гидденса [3], следует рассмотреть внешние факторы, влияющие на ее формирование. Совокупность внешних факторов представлена социальным пространством актора, которое может определяться как «набор возможностей действия» [4, с. 49] с присущими ему ресурсами. Формирование профессиональной идентичности специалиста сферы туризма обусловлено, по мнению И.В. Зорина [5, с. 327], взаимодействием трех типов полей: образовательного, профессионального, туристского.
В данном случае необходимо исследование ресурсов социального пространства специалиста сферы туризма на примере регионального центра - города Саратова. Изучение образовательного поля осуществлялось посредством контент-анализа информации об образовательной выставке «Образование. Карьера. Занятость» [6]. Решение о проведении первой выставки «Образование и карьера» было принято в 1994 г. по инициативе рабочей группы, состоявшей из руководителей ведущих вузов Москвы. Целью выставки стала «насущная необходимость поднять престиж российского образования... и желание организаторов предоставить российской молодежи наиболее полную информацию о возможностях получения образования в России и за рубежом» [7, с. 39]. Задачами выставки являются распространение данных о вакансиях и консультирование по вопросам трудоустройстава, представление последних достижений индустрии образования.
Организуемая в Саратове специализированная выставка «Образование + карьера» проводится ежегодно, начиная с 2007 г. В ходе проведенного анализа отмечен позитивный сдвиг в пользу увеличения спектра образовательных услуг,
7 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
отвечающих потребностям широкого круга потенциальных клиентов как по возрастному критерию, так и разнообразию востребованных областей знания. Основной причиной проблемной ситуации на рынке образовательных услуг сферы туризма и социокультурного сервиса остается отсутствие социального заказа и научно обоснованной потребности в таких специалистах [8, с. 311]. Разработка отраслевой потребности в кадрах должна учитывать количественные и качественные параметры, что является основой профессионального развития кадрового потенциала.
В Саратовской области сфера профессионального туристского образования представлена тремя высшими учебными заведениями: Саратовским государственным техническим университетом им. Гагарина Ю.А. (кафедра «Менеджмент туристического бизнеса»); Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского (кафедра «Туризм и культурное наследие»); Саратовским социально-экономический институтом (филиалом) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (кафедра гостиничного и туристического бизнеса). Каждый вуз в рамках государственного образовательного стандарта реализует собственный подход к подготовке специалистов сферы туризма. Однако отсутствие общей концепции и единой стратегии развития региона как туристического направления отрицательно сказывается на видении качественного и количественного характера подготовки специалистов туризма и социокультурной сферы.
Направленные на развитие туризма проекты и инициативы, осуществляемые как на национальном, так и на региональном уровнях, формируют профессиональное пространство специалиста в сфере туризма. Проведенный контент-анализ представленных на официальном сайте министерства молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области [9] объявлений о событиях в сфере туризма, анонсированных за период с 21 февраля 2006 г. (с момента запуска сайта) по 1 октября 2012 г., дает возможность предметно исследовать и сформировать мнение о качественном и количественном содержании ресурсов профессионального пространства специалиста в сфере туризма на примере Саратовской области (таблица).
Мероприятия в сфере туризма в Саратовской области, 2006-2012 гг.
Наименование мероприятия Выставки Семинары Пресс-туры (из них инфотуры) Совещания (экспертные советы) Форумы Конкурсы Фестивали Конференции
Количество 17 8 8 (3) 5 14 17 5 15
Таким образом, «потребление» специалистом сферы туризма выявленных ресурсов оказывает влияние на формирование его профессиональной идентичности.
Среди инициативных практик, формирующих профессиональное пространство специалиста сферы туризма, выделяется национальный всероссийский проект «Город России. Национальный выбор», направленный на выявление наиболее значимого и символичного города с помощью голосования Интернет-пользователей. Целью проекта является становление и укрепление национальных цен-
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 7 1
ностей, поддержания интереса к истории и культуре, формирование гордости и уважительного отношения к историко-культурному наследию российских городов, следствием чего, по мнению разработчиков и экспертов, станет продвижение и повышения имиджа городов и регионов на национальном и международном уровнях. Эффективным инструментом для этого признан геобрен-динг - создание бренда города или региона. В частности, по итогам голосования в 2012 г. Саратов занял 13 место из 81 [10]. Возобновившееся голосование в 2013 г. по данным на 1 марта 2013 г. [11], определило Саратов в десятку городов России, набравших наибольшее число голосов. Эти данные могут расцениваться как показатель интереса к родному городу среди местного населения.
Результаты другого реализуемого проекта - создания тематического парка «Россия» - были получены путем открытого голосования (в опросе приняли участие около 3000 человек), итоги были подведены в конце 2012 г. По итогам отобрано семь наиболее значимых экспонатов, проранжированных по степени популярности среди населения Саратовской области, которые войдут в экспозицию региона в рамках парка «Россия»: автодорожный мост между городами Саратов и Энгельс, место приземления Ю.А. Гагарина, Саратовская консерватория имени Л.В. Собинова, Парк Победы, Утес Степана Разина, Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, городской парк в Саратове. Проект реализуется по инициативе Русского географического общества и Правительства Московской области при поддержке Президента РФ. Парк площадью 1000 га планируют расположить в Московской области на территории городского округа Домодедово. Он представляет собой ландшафтно-рекреационный комплекс на основе природных, архитектурных и исторических памятников, а также культурных и научно-технических достижений России. В нем будут собраны достопримечательности нашей страны в уменьшенном виде [12]. Данный проект не имеет аналогов в мире.
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области реализует мероприятия локального характера, направленные на поддержание и развитие туризма региона. Так, в 2012 г. состоялась первая региональная туристическая выставка «Путешествуй по Саратовской области», приуроченная к празднованию Всемирного дня туризма. В рамках мероприятия была представлена деятельность туристических компаний, саратовских вузов, музеев, гостиничных и сувенирных предприятий, а также состоялось заседание экспертного совета по вопросам развития внутреннего и въездного туризма. Министерство возобновило проведение пресс-туров, осуществляемых во взаимодействии с турфирмами города и направленных на приобщение местного населения к практикам туризма и путешествий. Сложно переоценить значимость развития туризма для Саратовской области, поскольку наличие богатейшего историко-культурного наследия, благоприятные природно-климатические условия создают основания для интенсивного развития различных видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, событийного, сельского. По мнению О.В. Лысиковой, особые перспективы в Саратовской области имеют экологический и индустриальный туризм [13, с. 57].
Итак, профессиональная идентичность специалиста сферы туризма является
7 2 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
сложным комплексом различных аспектов взаимоотношений актора с ресурсами социального пространства, представленного туристским, образовательным и профессиональным полями, а также базовой категорией в профессиональной туристской деятельности актора, основой его успешной карьеры и необходимой предпосылкой реализации человеческого капитала в контексте социального пространства. Результаты эмпирического исследования отражают современное состояние ресурсов социального пространства специалиста сферы туризма Саратова.
Библиографический список
1. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб., 2006.
2. Социология социального пространства: в 2-х т. / пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н.А. Шматко. М.; СПб., 2005.
3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М., 2005.
4. Левада Ю. К проблеме изменения социального пространства-времени в процессе урбанизации // Статьи по социологии. М., 1993.
5. Зорин И.В. Профессиональное туристское образование и карьера в туризме. М., 2005.
6. URL: http://expo.sofit.ru/exhibitions
7. Булгакова Е. Образование и карьера в XXI веке: новые горизонты // Платное образование. 2004. № 9 (23). С. 38-41.
8. Керими К.М. Профессиональное образование в сфере туризма как залог успешной карьеры специалиста // Молодые ученые - науке и производству: мат-лы конф. Саратов, 2007.
9. URL: http://www.tourism.saratov.gov.ru
10. URL: http://город-россии.рф/res
11. URL: http://город-россии.рф/rating
12. URL: http://www.sport.saratov.gov.ru/news/tourism/
13. Лысикова О.В. Birdwatching как перспективное направление экологического туризма в Саратовской области // Науч. труды национального парка «Хвалынский». Вып. 4. Саратов; Хвалынск, 2012.
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 7 3