Научная статья на тему 'Управление профессиональной карьерой специалиста туристического бизнеса'

Управление профессиональной карьерой специалиста туристического бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керими Кира Мухамедовна

Представлены рекомендации по управлению профессиональной карьерой в сфере туризма. Рассматриваются возможные варианты профессионального образования и их характеристика. Освещаются вопросы современной подготовки кадров для сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the recommendations of professional career management in the tourism industry. The possible variants of professional education and their characteristics are considered here. The author raises a number of difficult questions of modern staff preparing in the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональной карьерой специалиста туристического бизнеса»

УДК 338.48

К.М. Керими УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРОЙ СПЕЦИАЛИСТА ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Представлены рекомендации по управлению профессиональной карьерой в сфере туризма. Рассматриваются возможные варианты профессионального образования и их характеристика. Освещаются вопросы современной подготовки кадров для сферы туризма.

K.M. Kerimi PROFESSIONAL CAREER MANAGEMENT IN THE TOURISM INDUSTRY

The article presents the recommendations of professional career management in the tourism industry. The possible variants of professional education and their characteristics are considered here. The author raises a number of difficult questions of modern staffpreparing in the tourism industry.

Условия рыночной экономики в нашей стране, связанные со все более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, заставляют человека по-новому взглянуть на алгоритм построения своей карьеры.

Выбирая профессиональную деятельность в туристическом бизнесе, важно помнить о специфике данной сферы: предъявляемые высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Таким образом, перед системой подготовки кадров особенно остро встают вопросы, связанные с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных специалистах, подготовленных с учетом интеграции Российской Федерации в мировое образовательное и экономическое пространство [1, с.66]. Структуры профессионального туристского образования оказались не вполне готовыми к решению новых отраслевых задач. Сегодня может идти речь лишь о разработках и первых шагах по созданию полноценной системы, которая включает в себя:

1) довузовское (школьное профильное) образование;

2) начальное профессиональное образование;

3) среднее профессиональное образование;

4) высшее профессиональное образование;

5) дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки всех уровней, повышения квалификации сотрудников туристской отрасли);

6) послевузовское профессиональное образование (магистратура, аспирантура, докторантура) [1, с.66].

Довузовская подготовка носит, в основном, профориентационный характер. Ведь карьера человека начинается не в момент окончания обучения, а гораздо раньше - при

выборе профессии. Поэтому первостепенной задачей довузовского образования является формирование ориентации на профессиональную деятельность, выявление мотиваций, личных качеств и предрасположенности к выбираемой профессии.

Специфика сферы социально-культурного сервиса и туризма заключается в ее бифункциональности, которая предъявляет личности специалиста амбивалентные требования. С одной стороны, это достаточный профессионализм в определенном виде деятельности (знание соответствующих технологических операций с материальными объектами) [2, с.176], с другой - ряд качеств, полученных как результат наследственности, воспитания, социализации. К ним можно отнести: общительность, эмпатийность,

стремление к инноватике, высокий уровень креативности, коммуникативных и организаторских способностей [3, с.24], владение методами экспресс-психодиагностики, сотрудничество, неконфликтность, миротворчество по природе и по убеждению. Выбирающему данную отрасль важно обращать внимание на самовоспитание выдержки и эмоциональной устойчивости при общении с клиентами, коллегами, партнерами, что, несомненно, поможет им эффективно трудиться в дальнейшем.

Действительно, являясь «развилкой» для выбора будущей профессии, в рамках которой молодой человек будет строить свою карьеру, довузовскому образованию следует взять на себя данную ответственность и задать соответствующее характеру и способностям человека «карьерное направление».

Начальное и среднее профессиональное образование в сфере туризма, к сожалению, характеризуется несоответствием качества подготовки специалистов этого уровня современным требованиям. Как показывает опыт, многие выпускники не приходят работать в отрасль. Причину этого, в основном, можно видеть в несоответствии личностных качеств специфическим особенностям социокультурной сферы и туризма и/или в неадекватной самооценке, завышенных притязаниях выпускников, нереалистичных ожиданиях в начале карьерного пути [4, с.19]. Безусловно, наряду с данными существует множество других как объективных, так и субъективных причин. Таким образом, выявляется решение актуальной задачи - восполнение, при необходимости, упущения школьного образования, т.е. помощь в определении с правильностью выбора планируемой сферы деятельности (тесты, личное интервью, беседы со специалистами) и/или в четком представлении о потенциальных возможностях трудоустройства (ознакомление с профессиональными требованиями, организация встреч с работодателями).

В этом отношении ценность дополнительного образования состоит в том, что оно максимально приближено к конкретным требованиям жизни и, в большинстве случаев, непродолжительно. Учитывая, что значительное число специалистов туристской индустрии не имеют базового отраслевого образования, краткосрочное дополнительное образование позволяет оперативно получить знания, не отвлекаясь от практической деятельности.

Среди неучтенных факторов специалисты туристской отрасли отмечают недостаточную проработанность таких форм дополнительного профессионального образования как краткосрочные тренинги, стажировки, мастер-классы. Существенным пробелом является незначительное количество программ, ориентированных на лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование (повара, бармены, администраторы и т. д.). В решении вопроса должны быть заинтересованы, прежде всего, потенциальные работодатели, которые могут внести собственный вклад, ведь «средства, вложенные в образование, являются инвестициями, а не затратами, так как носят в равной степени социальный и экономический характер» [6, с. 8]. В большинстве своем,

получающие дополнительное профессиональное образование делают это осознанно, с пониманием своих возможностей и перспектив, и вложенные в них материальные и нематериальные затраты восполняются в полной мере.

Высшее профессиональное образование, являющееся сложным и многоаспектным институтом, требует отдельного внимания и анализа. Статистика показывает, что сегодня

высшее профессиональное образование для туристской индустрии реализуется в 68 городах РФ. Специалистов готовят более 250 вузов, причем из них 80% - непрофильные [1, с.70].

Послевузовское образование - подготовка кандидатов и докторов наук - реализуется в высших учебных заведениях по соответствующим специальностям. Значительное количество кандидатских диссертаций по туристской проблематике защищается по экономическим и педагогическим специальностям. Подготовленные ученые-отраслевики должны пополнить профессорско-педагогический состав учебных заведений, привлекаться к научным исследованиям.

Вместе с тем, такие пожелания не всегда реализуются на практике. В значительной мере ученые-отраслевики устраиваются на работу в другие сектора экономики города, которые предлагают более перспективный карьерный рост и уровень заработной платы.

Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы современной подготовки кадров для сферы туризма:

• очевидность разрыва между учебными программами по подготовке кадров для отрасли и ее реальными потребностями;

• отсутствие системы диверсифицированного и сбалансированного профессионального образования в сфере туризма, тесно интегрированного с наукой и бизнес-структурами туристской отрасли;

• отсутствие отраслевого заказа на потребности в специалистах разного уровня, что приводит к полной хаотичности в численности и профессиональной направленности подготовки специалистов. Это нередко усложняет трудоустройство молодых специалистов, не обеспечивает конкретные потребности предприятия;

• отсутствие отраслевых стандартов, которые определяют перечень основных навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей всех уровней работников туристской индустрии;

• резкая диспропорция в подготовке специалистов разных уровней с явным дефицитом специалистов начального и среднего профессионального образования и соответствующих образовательных учреждений;

• отсутствие тренинговых центров, оснащенных современным и постоянно обновляющимся оборудованием для прохождения практик [1, с.71].

Определенный вклад в решение сложившихся в области образования проблем, в том числе в управление профессиональной подготовки кадров туристской сферы, внесла прошедшая в Саратове с 22 по 24 марта первая специализированная выставка «Образование + карьера - 2007». Ее цель - предоставить наиболее полную информацию о возможности получения образования в России и за рубежом. В ходе проведенного анализа можно отметить позитивный сдвиг в пользу увеличения спектра образовательных услуг, отвечающих потребностям широкого круга потенциальных клиентов как по возрастному критерию, так и разнообразию востребованных областей знания. Сфера профессионального туристского образования была представлена тремя высшими учебными заведениями нашего города - Саратовским государственным техническим университетом, Саратовским государственным университетом им. Н. Г. Чернышевского, Саратовским государственным социально-экономическим университетом. Каждый вуз в рамках государственного образовательного стандарта реализует свой собственный подход к подготовке специалистов сферы туризма.

Основной причиной проблемной ситуации на рынке образовательных услуг туристской индустрии остается отсутствие научно обоснованной потребности («заказа») в специалистах. Разработка отраслевой потребности в кадрах должна учитывать как количественные, так и качественные параметры, что является основой профессионального уровня кадрового потенциала.

Важнейшим рычагом управления качеством, профессионализмом отраслевого потенциала специалистов являются стандарты, в которых приводится набор специальных

знаний, умений, навыков, предъявляемых к сотрудникам различных профессий отрасли. На основе отраслевых профессиональных стандартов возможно осуществление корректив действующих и введение новых образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающих качественное и содержательное улучшение подготовки кадров для туристской индустрии в условиях изменения соотношения теоретических и практических блоков, а также усиления языковой и информационной подготовки, изучения современных мировых технологий организации турбизнеса [1, с.73]. Одновременно содержание профессионального туристского образования должно быть ориентировано не только на спрос, но и на потребности развития личности в социокультурном, экономическом, политическом ракурсах.

Итак, получение профессионального образования в сфере туризма направлено на позитивное изменение жизни молодых людей, формирование разносторонне развитой личности. Профессиональное образование является основой дальнейших достижений и побед, залогом качественного управления профессиональным ростом и развитием. В настоящее время ощущается острая необходимость разработки и применения инновационных подходов в сфере профессионального туристского образования, трудоустройства молодых специалистов, повышения профессионализма, то есть координации усилий всех заинтересованных сторон для поддержания молодых специалистов в их карьерных устремлениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яндовский А.Н. Совершенствование системы подготовки кадров для туриндустрии / А.Н. Яндовский // Проблемы развития туристского и гостиничноресторанного бизнеса в РФ и за рубежом: сб. статей. Вып. 10. М.: МАТГР, 2006. С. 66-73.

2. Лысикова О. В. Перспективы развития карьеры в российском туристическом бизнесе / О.В. Лысикова // Актуальные проблемы производственного менеджмента: сб. науч. статей. Саратов: Аквариус, 2002. С. 175-179.

3. Оганян К. Кадры для социальной сферы / К. Оганян // Человеческие ресурсы. 1998. № 3. С. 24-25.

4. Богдан Н. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза / Н. Богдан,

Е. Могилевкин // Управление персоналом. 2004. № 13. С. 18-21.

5. Махмудов Л. Карьерная ориентация граждан / Л. Махмудов // Человеческие ресурсы. 2004. № 4. С. 7-9.

6. Чичкина С. Кадры - важнейшая проблема отрасли / С. Чичкина // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005. № 6. С. 26-27.

7. Ярская-Смирнова Е. Студенческое кадровое агентство / Е. Ярская-Смирнова, Н. Ловцова // Человеческие ресурсы. 2000. № 1. С. 37-38.

8. Полевая М. В. Социально-психологические особенности абитуриентов академии / М.В . Полевая // Проблемы развития туристского и гостинично-ресторанного бизнеса в РФ и за рубежом: сб. статей. Вып. 10. М.: МАТГР, 2006. С. 160-168.

Керими Кира Мухамедовна -

аспирант кафедры «Менеджмент туристического бизнеса»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 17.04.07, принята к опубликованию 19.06.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.