Библиографический список
1. Могилъницкий Б.Г. О генезисе немецкого идеалистического историзма (к постановке вопроса) // МИВИН. Томск, 1982. Вып. 16.
2. Дилътей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000.
3. Шпет Г.Г. История как проблема логики: критические и методологические исследования: в 2 ч. М., 2002.
4. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. М., 1983.
5. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Восстание масс: сб. М., 2003.
6. Лейбниц Г.В. Защита Бога, основанная на рассмотрении Его справедливости в ее согласии с другими Его свойствами и всеми действиями // Мартин Лютер. 95 тезисов. СПб., 2002.
7. Фейербах Л. История философии: собр. произв. в 3 т. М., 1974. Т. 2.
O.V. Lysikova
Social Changes of Cultural Practices of Tourism in Conditions of Global Communication Systems
Tourism is considered as a global media project asserting values of the consumer society. The significance of virtual communication that enhances the real communication in models of interactions between tourists, travel agents, and media is revealed.
Key words and word-combinations: tourism, cultural practices, globalization, virtualization, communication.
Туризм раскрывается как глобальный медиапроект, утверждающий ценности общества потребления. Показано значение виртуальных коммуникаций, которые усиливают реальные коммуникации в моделях интеракций между туристами, турагента-ми, СМИ.
Ключевые слова и словосочетания: туризм, культурные практики, глобализация, виртуализация, коммуникация.
УДК 316.334.2:338.48 ББК 60.561.2+65.433
О.В. Лысикова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ СИСТЕМ КОММУНИКАЦИИ
I лобальные системы коммуникации активно входят в повседневную жизнь современных людей, вызывая кардинальные социальные изменения. Интернет и СМИ тесно связаны со всеми сферами общественной деятельности. Анализ их роли имеет концептуальное значение для понимания того, какие традиционные и новые ценности присутствуют в социуме, в каком направлении идет трансформация габитусов - наборов предрасположенностей, которые, согласно теории П. Бурдье, структурируют восприятие и практику.
Глобальные системы коммуникации порождают многомерную и многоуровневую реальность, идея которой сегодня приобре-
194 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
тает особое звучание, оформляясь в концепцию виртуальной реальности. Она является атрибутивной характеристикой физической и социальной реальности, присутствуя во всех сферах общественной жизни и меняя привычный окружающий нас мир.
В качестве методологических оснований данного исследования выступают теоретические положения концепций социальных трансформаций постмодерна Ж. Бодрийяра, В.Н. Ярской; виртуализации общества Д.В. Иванова, В.В. Афанасьевой; социального конструирования в туризме Дж. Урри, Н.Е. Покровского, Т.И. Черняевой, Д.Н. Замятина. С нашей точки зрения, под воздействием виртуальной реальности рождается ряд феноменов - образцов новых гибридных форм культуры, таких, как образование, туризм, труд, шоу-бизнес, реклама, масс-медиа [1, с. 118].
У туризма есть уникальная особенность, которая нуждается в особом анализе в контексте виртуализации общества. Возникновение человеческого общества одновременно связано с возникновением человеческой культуры, по мере развития которой постепенно формируется динамичная искусственная среда обитания, новое пространство культуры, принципиально отличающееся от природного. Существуют природные и культурные трансцендентности, включенные, но не всегда проявляющие себя напрямую в символическом и реальном пространствах «социальной перспективы». Поэтому туризм как таковой реализуется в двух диаметрально противоположных пространствах - природном и культурном. При этом виртуальный туризм в качестве своей цели и объекта общения и познания может выбирать либо первое, либо второе, либо сочетать их.
Интенсивное влияние Интернета и СМИ заметно сказывается на современных культурных практиках туризма, которые претерпевают существенные трансформации. Глобальные системы коммуникации активно влияют на сознание и поведение людей. Формируются новые туристские интересы, потребности, мотивации, утверждающие ценности эпохи консьюмеризма. Фокусирование внимания на потребительском поведении и соответствующих идентичностях, по мнению В.Н. Ярской, демонстрирует серьезное продвижение в отечественной социологии [2, с. 206].
В академическом дискурсе туризма происходит смена научной парадигмы: зарождается теоретическая модель виртуализации, время и пространство перестают быть абсолютными и линейными, диверсифицируясь и интерпретируясь, становясь относительными и нелинейными. Интернет и СМИ формируют новые способы деятельности, презентируя, а подчас и навязывая модели и варианты туризма и путешествий. Глобальный масштаб их влияния на контекстуальные особенности трансформации культурных практик туризма демонстрируют результаты исследований зарубежных и российских авторов.
Виртуальная реальность утверждает существование своего времени, своего пространства и своих законов существования.
Виртуальная реальность, с которой знакомится турист с помощью новейших коммуникационных технологий, в конечном итоге порождена константной реальностью. Это свойство определяется как «порожденность». Вторым свойством виртуальной реальности является «актуальность», что определяет ее опера-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 195
тивное существование «здесь и сейчас», пока активно существует порождающая ее константная реальность. Интерактивность демонстрирует возможность взаимодействия виртуальной реальности с константной, влияние первой на объективную реальность.
Опираясь на теорию горизонтов виртуального бытия В. В. Афанасьевой [3, с. 9], определим место виртуального туризма в предлагаемой автором иерархии виртуального бытия среди естественных, технических, культурных, мистических виртуальностей.
Виртуальный туризм находится в трех взаимосвязанных полях - в качестве предпосылки, дополнения, продолжения практик реального туризма, по существу являясь его аналогом, и соотносится со всеми четырьмя горизонтами виртуального бытия - естественными, техническими, культурными, мистическими виртуальностями. Так, исследования последних не столько вскрывают особенность мистической реальности как реальности виртуальной, сколько показывают способы введения в заблуждение людей благодаря искусству иллюзии, фокуса, перемещения их в особую реальность.
О магическом ракурсе виртуального бытия рассуждает Ж. Бодрийяр: «В объективе и на экране объект отдает себя во власть медиальных и телематических техник... Человек стремится трансцендировать себя в виртуальной вечности... для сохранения в сложных информационных сетях, в искусственной памяти. Притязание на потенциальное существование, желание быть презентированным на экранах и в программах - эта страсть является магической, ее храмом является черный ящик» [4, с. 40]. Одновременно и глашатай, и критик постмодерна, Ж. Бодрийяр интерпретирует виртуализацию общества как радикальную трансформацию способа существования западной цивилизации. По его мнению, индивиды загнаны в своеобразную ловушку - мир образов или «гиперреальности», создаваемой СМИ, где вымысел и реальность практически неразличимы [4, с. 20].
Сфера туризма относится к тем областям жизни и деятельности, где мифы, фантазии, «гиперреальность» и моделируемое поведение клиентов максимально используются профессиональными агентами. Отражая это качество, Дж. Урри вводит в научный дискурс концепт «воображаемые мобильности», под которыми понимаются главным образом «воображаемые путешествия», осуществляемые с помощью СМИ. В настоящее время «во многих отношениях телевидение есть культура» [5, с. 29]. Оно позволяет совершать «воображаемое путешествие», когда события и люди из разных дальних уголков планеты «входят в наш дом» и преобразуют нашу повседневную жизнь. Социальная и культурная специфика современной способности видеть резюмируется тезисом о том, что «зрение оказалось взаимосвязанным с воображаемым и виртуальным путешествием, с живой жизнью на экране» [5, с. 30].
В современном научном дискурсе виртуальность рассматривается как яркая характеристика повседневной жизни человека и выступает важнейшим компонентом социальных изменений современных институтов и практик. Так, анализируя соотношение реальности и виртуальности, Д.Э. Уиллок предлагает «теорию крыльца», которая в приложении к советской действительности звучала бы как «теория лавочки у подъезда» или «теория завалинки». «До наступления
196 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
эпохи размножения образов, распространяемых СМИ, люди имели обыкновение сиживать на крыльце, чтобы поговорить о мире, в котором они живут, обменяться мнениями» [6, с. 39]. Тотальное влияние телевидения, Интернета в настоящее время заменяет людям такое крыльцо, в котором как в материальной сущности уже нет потребности. В социальных сетях Интернета обсуждаются и решаются проблемы, исключая межличностные интеракции.
Современные российские исследователи тоже активно обращаются к изучению глобальных систем коммуникации. Особого внимания заслуживает концепция виртуализации общества Д.В. Иванова, которая является социоцент-ристской моделью современных социальных изменений. Развитие виртуализации как тенденции обновляемой социальности автором объясняется исходя из представлений об обществе как процессе реализации ценностей, историческими вехами которого выступают формирование и упадок социальных институтов как реальности. Глобальная сеть Интернет, будучи средой развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу, способствует многократному увеличению объема коммуникаций, которые компенсируют не только дефицит информации, времени, но и социальной реальности как таковой. Компьютеризация повседневности вводит в обиход виртуальную реальность в качестве аналога и компьютерной симуляции реальных людей, вещей, поступков. Общее представление о феномене замещения реальности образами позволяет разрабатывать социологический подход: не компьютеризация жизни виртуали-зирует общество, а виртуализация социума компьютеризирует жизнь. В эпоху постмодерна сущность человека отчуждается уже не в социальную, а в виртуальную реальность. В перспективе виртуализации общества, когда отношения между людьми примут форму отношений между образами, общественные изменения будут трактоваться с помощью дихотомии «реальное / виртуальное» [7, с. 30]. Виртуализация общества становится неотъемлемым компонентом культуры постмодерна, в которой тесно взаимосвязаны материальные объекты и симулякры, проявление искренних чувств и их аналогов.
Обычный туризм привычно связан с перемещением человека в реальном пространстве-времени. Следовательно, виртуальный туризм невозможен вне движения в виртуальном аналоге реальных коммуникаций. Из этого вытекает, что виртуальный туризм соотносится с первым «естественным» горизонтом виртуального бытия. Созданные с помощью компьютерных технологий и средств масс-медиа технические виртуальности также находятся в зоне интересов виртуального туризма. Если продолжить рассмотрение многообразных интересов и мотивов современного туриста, то, безусловно, для него аттрактивны различные объекты культуры, искусства, религии, истории, природы.
Современное телевидение выполняет функцию управления интересом и вниманием телезрителей на этапе планирования и организации туристической поездки - начальной фазы туристского опыта. Для телезрителей как потенциальных туристов потребление продукции СМИ предшествует потреблению собственно туруслуг.
Дж. Урри полагает, что не следует говорить о замещении реальных путешествий виртуальными и воображаемыми, однако между ними существуют тес-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 197
ные взаимосвязи и сложные пересечения. Им анализируются отличия виртуального путешествия по Интернету, воображаемого перемещения посредством телефона, радио, телевидения от реального путешествия, предлагаемого глобальной инфраструктурой туристической индустрии. Социолог рассуждает о том, что сегодня путешествуют не только туристы, но и предметы, культуры и образы. Сложилась общая «мобильная культура», производная от «принуждения к мобильности». При этом многочисленны сами виды мобильности: физическая, воображаемая, виртуальная, добровольная, вынужденная. Дж. Урри приходит к выводу о том, что в настоящее время значительно меньше, чем прежде, «туризма» как такового существует в пределах специфического обособленного пространства-времени, что знаменует своеобразный «конец туризма» внутри более общей «экономики знаков» [8, с. 147].
Туристические места стремительно распространяются по земному шару в связи с проникновением масс-медиа в сферу туризма. Так, популярные телевизионные передачи направлены на конструирование и режиссуру имиджа объектов сферы туризма и гостеприимства. Всемирная телевизионная сеть и Интернет активно распространяют среди зрителей и потребителей визуальные образы, «упаковки» многочисленных туристических мест и объектов, которые завоевывают свою рыночную нишу в мировом туристическом пространстве. Д.Н. Замятин размышляет о множественности имиджей территории в зависимости от того, кто репрезентирует ее образ: социальная группа, корпорация, художник, писатель или СМИ [9, с. 15].
Расширенное воспроизводство и потребление визуальных образов формирует многомерность новых отношений и коммуникаций, которые составляют особенность современной культуры туристского потребления. В рамках виртуального туризма развивается особый уровень общения, который предусматривает остановку для повторения восприятия увиденного, паузу для отдыха, приглашение к участию собеседников, возможность личного ответа на поставленный вопрос, психологический комфорт, особо значимый для представителей третьего возраста и людей с ограниченными физическими возможностями, оберегает от рисков. «Развитие интерактивных форм гиперреальности, как представляется, в будущем будут стимулировать «туризм без путешествия» - использование возможностей, скажем, Интернета и других технических систем для создания «реальности» путешествия без физического перемещения в социокультурном пространстве» [10].
Однако и при организации реальных турпоездок социальные взаимодействия акторов носят как личный, так и опосредованно-дистанционный характер в рамках глобальной сети Интернет. По мере накопления опыта пространственной мобильности находящийся в перманентном состоянии потенциального -реального - виртуального туриста человек сам является носителем достаточного объема знаний не только для уверенного общения с сотрудниками турагентств, но и для самостоятельной режиссуры своей поездки, бронирования тура с помощью Интернета.
В рамках анкетного опроса, проведенного нами среди клиентов турфирм (Ы = 1277) Москвы, Волгограда, Саратова, Астрахани (октябрь - декабрь 2010 г.) в ответе на вопрос об изменениях, произошедших в их туристской
198 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
активности за последние годы, 6,4% респондентов сообщили о том, что заказывают туруслуги по Интернету. Среди наиболее важных факторов, влияющих на выбор страны, города, направления путешествия, 5,9% респондентов отмечают Интернет. Пока невелико количество людей, для которых Интернет является определенно важной системой коммуникации в организации своего путешествия, однако тенденция численного роста таких пользователей очевидна. Новейшей практикой в социальных коммуникациях туристов является ведение онлайн-дневников, сопровождаемых фотографиями о турпоездках, что генерирует феномен геоблогеров - медиатуристов.
В интервью с экспертом турбизнеса самостоятельное бронирование туров по Интернету отнесено к одному из значительных социальных изменений в практиках туризма: «Развиваются сетевые проекты практиков турбизнеса, перевод в формат он-лайн бронирования, в Великобритании в нашем понимании турагентств уже нет. Туристы в Интернете через серверы и ресурсы сами себе все заказывают, так турагенты теряют 10-15%, но имеют устойчивый поток бронировщиков-туристов. В Санкт-Петербурге и Саратове ситуация сходная, патриархальная из-за монополии авиалиний, в Москве огромное разнообразие предложений, поэтому клиент продвинут, подкован, разборчив» (жен., представитель зарубежной компании, стаж 10 лет). Экспертному мнению созвучна точка зрения туриста, высказанная на Интернет-форуме: «Сейчас Интернет дает возможность самому все спланировать и забронировать и при этом немного сэкономить, да и свобода ж полнейшая - всегда все можешь сам переиграть» [11 ]. Планирование турпоездок также осуществляется при помощи социальных сетей, члены которых оказывают друг другу помощь во время путешествий.
В России некоммерческие организации способствуют поиску контактов и полезной информации. Широким разнообразием отличаются туристские Интернет-ресурсы - веб-сайты, порталы, блоги, электронные журналы, Интернет-путеводители. Распространенным способом транслирования своих знаний и впечатлений о поездке широкой аудитории являются туристские Интернет-форумы. Виртуальные сообщества путешественников - это своеобразные салоны, в которых формируются культурные установки туристов. Основным стимулом к публичным высказываниям на Интернет-форумах является «конструирование позитивной идентичности», поскольку рассказы туристов больше характеризуют самих авторов, нежели места их путешествий [12, с. 128].
Велика роль Интернета и в продвижении предприятий туристской инфраструктуры на рынок. Если турфирма не имеет своего сайта, не поддерживает на должном уровне оперативный контент, то у нее практически нет перспектив развития.
Коммуникация как обмен символами с целью поддержания связей, создания общности эффективнее всего обеспечивается компьютерными мультимедиа, которые позволяют комбинировать текст, изображение, видеоряд, звук; осуществлять интеракцию в реальном времени и виртуальном пространстве, получить «доступ в коммуникационную сеть в режиме 24/7» [13, с. 46].
Локальным модусом взаимодействий СМИ и турагентов является конструирование совместными усилиями образов принимающих туристских дестина-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 199
ций, что демонстрируют результаты исследования И.Л. Савкиной, анализирующей материалы карельских газет за 2005-2006 гг. в ракурсе сопредельного туризма россиян в Финляндию. Автор резюмирует, что СМИ и турагентства оперируют тремя комплексами образов: «Европа - культура плюс цивилизация»; «Финляндия - природа плюс цивилизация»; «Россия - природа плюс культура». Идея высокой культуры как специальной принадлежности России и Карелии используется СМИ в туристском дискурсе [14, с. 204].
В нашем опросе относительно влияния СМИ на выбор турпоездки голоса респондентов распределились следующим образом: важно - 36,48%; не особенно важно - 27,92%; совсем не важно - 35,6%, из чего делаем вывод об активном влиянии СМИ на формирование предпочтений потенциальных туристов, чьи ценностные представления являются компонентом идентичности как потребителей медийной продукции.
Проведенный регрессионный анализ данных нашего анкетного опроса позволяет установить ряды зависимости между коммуникативными факторами и причинами выбора турпоездки.
Личный опыт оказывает доминирующее воздействие на выбор туристами страны, города, направления предстоящей турпоездки. Такие коммуникативные факторы, как СМИ, рекомендации сотрудников турфирм, мнения близких играют второстепенную роль и влияют на туристов равноценно. Обращают на себя внимание высокие коэффициенты линейных регрессий относительно воздействия СМИ на принятие решений туристами по следующим полям: престижность места отдыха, безопасность, вид транспорта, расходы. Этот вывод соотносится с утверждением Т.И. Черняевой о том, что «стратегия победы производителя туруслуг над потребителем» начинается с принудительного выбора визуального объекта - места, достопримечательности, транспорта [15, с. 74]. В сравнительном анализе коммуникативных факторов СМИ и рекомендаций сотрудников турфирм проявляются сходные показатели по уровню воздействия на принятие решений практически по всем рассматриваемым полям.
Итак, в силу виртуализации современного общества туризм становится своего рода глобальным сетевым медиапроектом, представленным в Интернете и СМИ. Глобальные системы коммуникации активно влияют на сознание и поведение людей, формируя туристские интересы, потребности, мотивации. Это приводит, с одной стороны, к развитию виртуальных путешествий, а с другой - к использованию возможностей и ресурсов Интернета и СМИ в конструировании потенциальными туристами собственных культурных практик пространственной мобильности. Как показали результаты эмпирического исследования, российские туристы принимают во внимание материалы СМИ при планировании и организации своих путешествий. Значение виртуальной коммуникации состоит в усилении реальной коммуникации, в том числе на моделях взаимоотношений: турист - турагент; турист - Интернет, СМИ; турагент - Интернет, СМИ.
Библиографический список
1. Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М., 2008.
200 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Е.С. Лосева
2. Ярская В.Н. Жизненный путь в постмодерн: пространство и время // Современное общество: территория постмодерна: сб. науч. статей. Саратов, 2005.
3. Афанасьева В.В. Тотальность виртуального. Саратов, 2005.
4. Бодрийяр Ж. Америка / пер. с фр. Д. Калугина. М., 2000.
5. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия; [Кимилев Ю.А. Рефераты] // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 1.
6. Уиллок Д.Э. Реальность как предмет переговоров: хаотические аттракторы нашего понимания // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.
7. Иванов Д.В. Виртуализация общества: Версия 2.0. СПб., 2002.
8. Урри Дж. Туризм и глобальное // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.
9. Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социологические исследования. 2002. № 2.
10. Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация. иЯЬ: http://www.i-u.ru/biblio/ агсЫуе/п0У1к0Уа_80с/80с_п0у22.азрх (дата обращения:
05.11.2009).
11. Интернет-форум туристов. иЯЬ: http://happyr0binz0n.f0rum24.ru (дата обращения:
10.08.2010).
12. Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса // Социологические исследования. 2007. № 2.
13. Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб., 2008.
14. Савкина И.Л. «Что ищет он в стране далекой?» (образы достойной жизни в материалах СМИ Карелии о туризме в Финляндию) // Образ достойной жизни в современных российских СМИ: сб. ст. Екатеринбург, 2008.
15. Черняева Т. И. Туризм как потребление: тренды виртуализации и конструирование туристического ландшафта // Философские науки. 2007. № 7.
E.S. Loseva
The Influence of Political Changes in Soviet Russia on the Transformation of the State Style in Architecture of 1930-1960th
The influence of political changes on architectural styles is grounded. The dependences of cultural artifacts on features of political life of the society are shown.
Key words and word combinations: architectural style, Stalin neoclassicism, political changes.
Обосновано влияние политических перемен на архитектурные стили. Показаны зависимости культурных артефактов от особенностей политической жизни общества.
Ключевые слова и словосочетания: архитектурный стиль, сталинский неоклассицизм, политические перемены.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 201
УДК 316.722:72(091)
ББК 71.4(2)+85.113
Е.С. Лосева ВЛИЯНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В СОВЕТСКОЙ РОССИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ 1930-1960-Х ГОДОВ
I I еснижающийся интерес к истории советского периода в нашей стране обусловлен не столько открытием части засекречен-