Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность туристской дестинации Московской области'

Инвестиционная привлекательность туристской дестинации Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСО / TOURIST DESTINATION / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ASSESSMENT OF RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шариков В. И.

Анализируются организационно-экономические условия обеспечения инвестиционной привлекательности туристской дестинации Московской области. Автор проводит анализ способствующих и сдерживающих факторов развития туризма в Московской области, анализ инвестиционной привлекательности туристской дестинации. Вы деляются условия, влияющие на повышение инвестиционной привлекательности ту ристской дестинации Московской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шариков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment attractiveness of tourist destinations of the Moscow region

The article analyzes the organizational and economic conditions to ensure the attractiveness of a tourist destination of the Moscow region. The author analyzes the positive and negative factors to the development of tourism in the Moscow region. The author determines the conditions that improve the investment attractiveness of tourist destinations of the Moscow region

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность туристской дестинации Московской области»

3. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Эксмо-Пресс, 2010. 460 с.

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Инфра-М, 2009.312 с.

5. Говорова Н.А. Конкурентоспособность -основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 24-29.

УДК 338.486(470.311)

В.И. ШАРИКОВ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ МОСКОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Анализируются организационно-экономические условия обеспечения инвестиционной привлекательности туристской дестинации Московской области. Автор проводит анализ способствующих и сдерживающих факторов развития туризма в Московской области, анализ инвестиционной привлекательности туристской дестинации. Выделяются условия, влияющие на повышение инвестиционной привлекательности туристской дестинации Московской области.

Ключевые слова: туристская дестинация, инвестиционная привлекательность, фактуры инвестиционной привлекательности, оценка туристских ресурсов.

The article analyzes the organizational and economic conditions to ensure the attractiveness of a tourist destination of the Moscow region. The author analyzes the positive and negative factors to the development of tourism in the Moscow region. The author determines the conditions that improve the investment attractiveness of tourist destinations of the Moscow region.

Keywords: tourist destination, investment attractiveness, assessment of resources.

Эффективное развитие и инвестиционная привлекательность туристской дестинации Московской области зависят от соблюдения многих организационных и экономических условий.

В качестве туристской дестинации Московской области могут рассматриваться:

• регион (географическое пространство), который посещает турист;

• совокупность турпродуктов, производимых и потребляемых в этом регионе;

© Шариков В.И., 2014

• географическая территория, обладающая необходимыми туристско-рек-реационными ресурсами и способная удовлетворить потребности туристов.

Основным преимуществом Московской области является ее близость к главному экономическому и политическому центру России - Москве, а также высокая инфраструктурная обустроенность территории. Московская область - одна из наиболее привлекательных среди субъектов Российской Федерации территорий для внешних и внутренних инвесторов.

Для создания условий, способствующих инвестиционной привлекательности Московской области, необходимо учитывать ее текущее социально-экономическое положение.

К преимуществам области относятся:

• выгодное географическое положение;

• развитая транспортная инфраструктура;

• высокая инвестиционная активность;

• наличие квалифицированной рабочей силы;

• развитый научно-производственный комплекс;

• богатый культурно-исторический потенциал.

К сдерживающим факторам развития региона относятся:

• сложная демографическая ситуация;

• нестабильность финансовой сферы, затрудняющая разработку среднесрочных и долгосрочных программ;

• высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения;

• высокая степень износа производственных фондов;

• несоответствие темпов развития структуры производства и сопутствующей инфраструктуры;

• достаточно высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню экономического и социального развития.

К возможностям развития Московской области относятся:

• высокая инвестиционная привлекательность;

• наличие инновационного потенциала развития;

• наличие возможностей для развития туристского бизнеса;

• наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финан-

совый рынок, фондовый рынок, логистика);

• наличие возможностей для реализации программ государственно-частного партнерства.

Факторами, оказывающими негативное влияние на социально-экономическое положение региона, являются:

• возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения отдельных положений законодательства, последствия которых могут привести к снижению поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Московской области);

• возрастание различий в социальном и экономическом развитии муниципальных образований Московской области;

• последствия финансового кризиса.

Очевидно, что туристская дестина-

ция Московской области обладает следующими показателями:

• наличие большого количества достопримечательностей (побуждают туриста совершить путешествие);

• наличие средств размещения, питания и развлечений, а также других предприятий сферы услуг;

• наличие большого числа транспортных маршрутов;

• наличие вспомогательных предприятий и служб (предоставляют рекламные услуги, обеспечивают персоналом);

• предприятия дестинации ориентированы не только на туристов, но и на местных жителей.

Жизненный цикл развития туристской дестинации Московской области состоит из следующих этапов: де-стинация не подвергалась изменениям под воздействием туризма; рост ту-

ристских потоков, формирование туристского рынка и инфраструктуры; приток инвестиций в туризм и создание новых рабочих мест; сокращение объемов туристского потока, средства обслуживания практически не используются; новая идея развития дестина-ции [4].

В современных условиях можно выделить следующие основные факторы, влияющие на развитие туристской дестинации Московской области [3, с. 59]:

• рост объема инвестиций в транспортно-логистическую систему региона;

• активное развитие туристской инфраструктуры с участием государства и бизнеса;

• рост инвестиций в информационные системы;

• расширение масштабов и диверсификация деятельности туристских предприятий (организаций);

• оптимизация расходов туристских предприятий (организаций).

Туризм при поддержке государства развивается, в первую очередь, как сфера частного бизнеса, в связи с чем первостепенное значение для его развития приобретает инвестиционный климат региона. Отличительные черты инвестиций: высокая степень риска получения планируемого дохода; относительно длительный период окупаемости капитальных вложений.

Инвестиционная привлекательность туристской дестинации Московской области - одно из основных направлений в обеспечении ее поступательного развития. Это наиболее сложный вид управленческой деятельности, связанной с реализацией инвестиционных проектов, созданием и продвижением новых туристских про-

дуктов (услуг), преобразованием организационной структуры и т.п.

Выделяют следующие этапы проведения анализа инвестиционного проекта:

1. Предварительный анализ - определяет возможность реализации бизнес-идеи и анализа положения предприятий дестинации в отрасли.

2. Коммерческий (маркетинговый) анализ - анализ рынка сбыта, определение целевых сегментов и разработка комплекса маркетинга (ассортимента, качественных показателей, ценовой и распределительной политики, стратегии продвижения турпродукта на рынок).

3. Технический анализ - определение типа технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта, особенностей местных условий, влияния на экологию.

4. Финансовый анализ - дает количественную оценку, включает анализ деятельности дестинации за 3-5 лет, анализ безубыточности производства, прогнозирование денежных потоков и определение эффективности проекта.

5. Экономический анализ - определяет, превысят ли выгоды дестинации все затраты по реализации проекта, соответствие национальным интересам.

6. Институциональный анализ -анализ внешних (административных, законодательных) и внутренних факторов (квалификация менеджеров, их мотивация и совместимость проекта с целями и организационной культурой организации), анализ трудовых ресурсов и организационной структуры.

7. Анализ рисков - предполагает учет всех возможных изменений в будущем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Проект всегда сопровождается элементом неопределенности,

что может привести к недостоверности прогнозов, используемых в финансовом анализе при оценке потоков денежных средств.

Одним из условий, сдерживающих развитие туристской дестинации Московской области, является отсутствие рыночной оценки туристских ресурсов, вследствие чего они не приносят факторный доход. По своей экономической природе туристские ресурсы де-стинации связаны не только с землей и ее недрами. Они соединяют в себе природные, исторические и социально-культурологические факторы Московской области. В связи с этим туристские ресурсы следует рассматривать в качестве особого вида ресурсов, которые отличаются от чисто природных факторов (земли, недр). В соответствии с этим туристские ресурсы де-стинации являются особым, самостоятельным экономическим фактором. Перспективным направлением развития туристской дестинации является проектирование и создание туристских кластеров - взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий и организаций, обеспечивающих функционирование туристской индустрии.

Эффективное социально-экономическое развитие туризма в Московской области и его инвестиционная привлекательность зависят от своевременного получения и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в регионе.

В связи с этим необходимо дать оценку воздействия туризма на экономику страны в целом и Московской области в частности. Эта оценка предполагает построение вспомогательно-

го счета в туризме, который в России пока не используется.

Вспомогательный счет в туризме (по ЮНВТО) позволяет оценить:

• въездное и выездное туристское потребление посетителей;

• внутреннее потребление посетителей-резидентов;

• туристское потребление в пределах рассматриваемой территории;

• внутреннее предложение и спрос, занятость в организациях туристской индустрии;

• валовое накопление основного капитала, затраты на развитие туризма;

• нестоимостные показатели - число прибытий, поездок, ночевок, средств размещения и т.д.

В этих условиях эффективное развитие туристской дестинации возможно при четко сформулированной концепции развития туристской отрасли России, которая позволит повысить уровень качества и конкурентоспособности туристских услуг.

Перечислим ряд условий, которые, на наш взгляд, будут прямо или косвенно способствовать инвестиционной привлекательности туристской дести-нации Московской области:

• формирование статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику региона;

• наличие достоверной статистической информации о состоянии туристской инфраструктуры и туристских ресурсов. Внесение собирательной группировки «Туризм» в ОКВЭД позволит построить вспомогательный счет в туризме для оценки экономического эффекта от туризма в экономике,

в том числе с учетом мультипликативного фактора;

• использование смешанных источников финансирования (федеральный бюджет, бюджет Московской области, внебюджетные источники) с привлечением частных инвестиций на основе кластерного подхода в условиях финансового кризиса;

• создание комфортной предпринимательской среды, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма, на основе государственно-частного партнерства;

• использование механизма субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, направляемым инвесторами в туристско-рекреационные объекты с длительным сроком окупаемости, для активизации привлечения частных инвестиций в туризм;

• субсидирование процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по банковским кредитам, привлекаемым туристскими организациями области;

• субсидии по компенсации налога на прибыль туристской организации в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет региона;

• размещение на конкурсной основе средств регионального бюджета для

финансирования туристских инвестиционных проектов;

• финансирование привлекательных инвестиционных проектов на долевых началах;

• законодательное обеспечение инвестиционной деятельности;

• формирование благоприятного инвестиционного имиджа Московской области как центра всесезонного туризма;

• стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых средств размещения;

• развитие инфраструктуры территорий (транспорт, электроснабжение, связь, коммунальное хозяйство), создание благоприятных условий для развития туристских зон на территории региона;

• разработка градостроительной документации на размещение туристских объектов для предотвращения хаотичной застройки местности.

Таким образом, повышение уровня инвестиционной привлекательности туристской дестинации Московской области является необходимым условием ее эффективного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"».

2. Постановление Правительства РФ от 02.10.2006 г. № 595 «О Федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"» (ред. от 21.03.2012).

3. Ополченов И.И. Управление качеством в сфере услуг: учебник. М.: Советский спорт, 2008. 246 с.

4. Все о туризме: туристическая библиотека. URL: http://www.tourlib.net/books_tourism/ bogolubov4.htm (дата обращения: 26.03.2014).

5. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» / Туристические особые экономические зоны. URL: http://www.oao-oez.ru/ special_economic_zones/tourism_recreation_ zones/ (дата обращения: 27.03.2014).

6. Федеральный портал PTOTOWN.RU / Цели, задачи, показатели стратегии развития Московской области до 2020 года. URL: http://protown.ru/russia/obl/articles/7803.html (дата обращения: 20.03.2014).

УДК 332.02:338.48

Н.А. ЛОНШАКОВА, Н.Е. ЛОНШАКОВА

РАЗВИТИЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Анализируется понятие публичной политики и возможности развития взаимодействия государства, частного сектора, СМИ и потребителей в сфере туризма. Предлагаются принципы формирования публичной политики в сфере туризма, раскрываются функции и проблемы реализации публичной политики в российской туриндустрии.

Ключевые слова: публичная политика, туризм, принципы публичной политики, функции публичной политики, туристская политика.

The authors analyze the concept of public policy in tourism and opportunities of interaction between the government, the private sector, medias and consumers in tourism. The authors propose guidelines for the formation ofpublic policy in the field of tourism, analyze functions and problems of implementation of public policy in tourism in Russia.

Keywords: public policy, tourism, principles of public policy, public policy function.

Политологическое осмысление развития туризма в современной России представляется целесообразным на основе анализа соответствующей теоретико-концептуальной базы публичной политики. В связи с этим необходимо прежде всего сформировать понятийный аппарат публичной политики в сфере туризма с использованием уже сложившихся подходов, отраженных в научной литературе, нормативных правовых актах и иных документах.

Понятие «публичная политика» было введено в оборот в первой половине XX в., когда возникла потребность в соединении политической теории и практики в целях оценки фактической деятельности правительств в обеспечении общественных интересов [20, с. 9]. В последующем проблематика публичной политики стала предметом научного дискурса в трудах зарубежных исследователей, а с конца 1980 - начала 1990-х гг. - и отечественных ученых.

© Лоншакова Н.А., Лоншакова Н.Е., 2014

В ходе дискуссий по поводу интерпретации понятия «публичная политика» американскими и западноевропейскими учеными были сформулированы и обоснованы различные его определения. Наиболее простые из них следующие: публичная политика - это политика, проводимая в интересах «публики» (Т. Биркланд) [16, с. 17], и публичная политика как «совокупность действий правительства и все то, что правительства делают или не делают» (Т. Дай) [18].

Сегодня теоретические и прикладные исследования публичной политики находятся в фокусе внимания российских политологов, однако взгляды на понятие и сущность рассматриваемого явления неоднозначны.

Говоря о публичной политике как ином состоянии поля политики [15, с. 106], нельзя не обратить внимание на разное содержательное наполнение и неоднозначность использования термина «публичный» (и словосочетаний с ним), широко употребляемого в раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.