Научная статья на тему 'Концептуальные основы психологического сопровождения образования'

Концептуальные основы психологического сопровождения образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ / SELF-ACTUALIZING PERSONALITY / СУВЕРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / SOVEREIGN PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGICAL SERVICE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова О.А., Клочко Ю.В.

В статье раскрыты концептуальные основы психологического сопровождения в условиях современного развития и психологизации образования; раскрыты понятия «суверенная личность» и «самоактуализирующаяся личность», а также их принципиальное отличие. Авторами показано, что образование как содержание деятельности учебных (образовательных) учреждений, должно сообразовываться с закономерностями формирования многомерного мира человека, учитывать эти закономерности и опираться на них. Специфика психологического обеспечения образовательного процесса заключается в том, чтобы отслеживать становление мира человека, его расширение, последовательность смены этапов развития как выхода к новым измерениям, сопровождающегося кризисами, и сообразовывать учебные и воспитательные воздействия с истиной картиной того, что происходит в растущем человеке по мере обретения им человеческого в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR EDUCATION

The article reveals the conceptual foundations of psychological support in the context of modern development and the psychologization of education. The concepts of “a sovereign personality” and “a self-actualizing personality” are disclosed, as well as their fundamental differences. The authors show that education as the contents of the activities of educational (educational) institutions should be consistent with the laws of the formation of the multidimensional human world, take into account these laws and rely on them. Specificity of the psychological support of the educational process is to monitor the formation of the human world, its expansion, the succession of changing the stages of development as an outlet to new dimensions accompanied by crises, and to adapt educational influences to the truth of the picture of what is happening in a growing human being.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы психологического сопровождения образования»

References

1. Hollis Dzh. Pereval v seredine puti: Kak preodolet' krizis srednego vozrasta i najti novyj smysl zhizni. Perevod s anglijskogo. Moskva: Kogi-to-Centr, 2009.

2. Kozlov V.V. Rabota s krizisnojlichnost'yu. Moskva: Psihoterapiya, 2007.

3. 'El'konin B.D. Vvedenie vpsihologiyu razvitiya. Moskva: Trivola, 1994.

4. Yung K.-G. Issledovanie fenomenologii samosti. Moskva: Refl-buk; K.: Vakler, 1997.

5. 'Erikson 'E. Detstvo i obschestvo. Sankt-Peterburg: OOO Rech', 2000.

6. Waterman A. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and review of research. Development psychology. 1982: 341 - 358.

7. Garcia J. The logic and limits of mental aptitude testing. Amer. Psychologist, 1981: 1172 - 1180.

8. Livehud B. Krizis zhizni - shans zhizni. Kaluga: Duhovnoe poznanie, 1994.

9. Grof S., Grof K. Duhovnyj krizis: ponimanie 'evolyucionnogo krizisa. MTM, 1995.

10. Ahmerov R.A. Biograficheskij trening prikrizisah serediny zhizni. Moskva: Progress, 1993: 140 - 151.

11. Gornostaj P.P. Lichnost'irol'. Moskva: Interpress LTD, 2007.

12. Stajn M. Vseredine zhizni: Yungianskijpodhod. Perevod s angl. Moskva: Kogito-Centr, 2009.

13. Yung K.-G. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya. Perevod s nemeckogo. K.: AirLand, 1994.

14. Vasyuk K.M. Osobennosti proyavleniya 'egocentrizma lichnosti v periody zhiznennyh krizisov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 05.04.17

УДК 37.015.3

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University

(Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Klochko Yu.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of the Internal Affairs

Directorate, Barnaul Law Institute (Barnaul, Russia), E-mail: chenklo@mail.ru

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR EDUCATION. The article reveals the conceptual foundations of psychological support in the context of modern development and the psychologization of education. The concepts of "a sovereign personality" and "a self-actualizing personality" are disclosed, as well as their fundamental differences. The authors show that education as the contents of the activities of educational (educational) institutions should be consistent with the laws of the formation of the multidimensional human world, take into account these laws and rely on them. Specificity of the psychological support of the educational process is to monitor the formation of the human world, its expansion, the succession of changing the stages of development as an outlet to new dimensions accompanied by crises, and to adapt educational influences to the truth of the picture of what is happening in a growing human being.

Key words: concept, self-actualizing personality, sovereign personality, psychological service, integration, humanization, psychologization of education.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический

университет», г. Барнаул, E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Ю.В. Клочко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики по ОВД ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический

институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Барнаул, E-mail: chenklo@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыты концептуальные основы психологического сопровождения в условиях современного развития и психологизации образования; раскрыты понятия «суверенная личность» и «самоактуализирующаяся личность», а также их принципиальное отличие. Авторами показано, что образование как содержание деятельности учебных (образовательных) учреждений, должно сообразовываться с закономерностями формирования многомерного мира человека, учитывать эти закономерности и опираться на них. Специфика психологического обеспечения образовательного процесса заключается в том, чтобы отслеживать становление мира человека, его расширение, последовательность смены этапов развития как выхода к новым измерениям, сопровождающегося кризисами, и сообразовывать учебные и воспитательные воздействия с истиной картиной того, что происходит в растущем человеке по мере обретения им человеческого в себе.

Ключевые слова: концепция, самоактуализирующаяся личность, суверенная личность, психологическая служба, интеграция, гуманизация, психологизация образования.

На современном этапе развития психологического знания основным направлением психологического сопровождения образовательного процесса является психолого-педагогическое проектирование развивающей образовательной среды. Собственно продуктом этой деятельности является человек, достигающий такого уровня развития, который можно определить понятием «суверенная личность». При этом проектируется не сам человек - как воплощение какого-либо стандарта, а развивающая среда, позволяющая формировать человека, способного выходить за пределы норм и требований природной и социальной среды, личность, способная к самоактуализации и саморазвитию. Суверенная личность - личность, способная творить себя, т.е. не только способная к творчеству как созиданию чего-то в окружающем мире, но, прежде всего, к самотворчеству как реализации своих сущностных сил.

Понятие «суверенная личность» отличается от понятия «самоактуализирующаяся личность», введенного А. Маслоу, представителем американской гуманистической психологии [1]. От-

личается оно и от понятия «автономный тип личности», активно используемого Д.А. Леонтьевым [2]. Отличие заключается в том, что суверенная личность способна самостоятельно взаимодействовать с культурой и на основе этого взаимодействия строить свою картину мира, свой многомерный ценностно-смысловой мир, проектировать и реализовывать свой образ жизни в этом мире. Суверенная личность есть результат суверенизации как особого процесса дифференциации, происходящего в системе «взрослый-ребёнок» на различных стадиях развития этой общности. Взрослый эмансипирует ребёнка от себя. Ребёнок эмансипируется от взрослого по мере своей растущей способности выходить к миру культуры без медиаторов, без посредников.

Смыслы и ценности, из которых ребёнок структурирует свой многомерный мир, хранятся в культуре в своей идеальной форме (В.П. Зинченко) [3]. Только в контакте со взрослым эти идеальные формы становятся достоянием ребёнка, превращаясь в аффективные, переживаемые смыслы и ценности предметов и явлений. Посредническая функция взрослого, а не директив-

но-направляющая функция воспитателя, направленная на то, чтобы ребёнок «усвоил» что-то из культуры - это основа суверенизации. Директивная педагогика может осуществить только зависимую, подчиненную обстоятельствам жизни личность, сознание которой фрагментарно и неосмысленно с точки зрения выделения себя из потока событий, воспринимаемого как жизнь.

Поэтому суверенизация как способность к созиданию, конструированию образа мира и образа жизни в нем посредством активного полагания себя в мир культуры, сопровождается авто-номизацией как способностью осознать течение своей жизни и встать над ней для управления ею. В вариативном, подвижном социальном мире, не несущем в себе былых гарантий стабильного, но покорного бытия, свобода и ответственность личности, проявляющиеся в реализации права на выбор и ответственности за него, являются единственными гарантиями устойчивости личности.

Самосозидание как признак суверенности строится на активности, которая имеет своим источником не актуальные потребности, а «актуальные возможности». Эту еще не реализованную, но уже требующую реализации возможность и можно определить как ценность. Главная ценность жизни - возможность для самореализации, которая возникает на пересечении субъективных (способности) и объективных (средовых) факторов. Сливаясь, они порождают ситуации развития, созидание которой осуществляется как психолого-педагогическое проектирование развивающей образовательной среды.

Самоактуализирующуюся личность отличают (по А. Мас-лоу) интерес к неизведанному, и этот интерес можно стимулировать (проблемные методы) и диагностировать (методики по установлению индекса чувствительности к проблемам). Способствуя превращению растущего человека в субъекта самостоятельной мыслительной деятельности, можно не только удержать интерес к неизведанному, но и «вырвать» его из состояния растворенно-сти его «Я» в потоке событий, обособить от слепого повторения поведения окружающих, бессознательных стереотипов и предрассудков, определяющих жизнь людей, развивающихся по конформному типу, демонстрирующих пассивное подчинение обстоятельствам и принимающих все происходящее как неизбежное и неподчиненное человеку.

Для самоактуализирующейся личности свойственны спонтанность проявлений, простота и естественность, сознательный конформизм на уровне внешнего поведения, соблюдение традиций и ритуалов, но с должным юмором по поводу необходимости им подчиняться. Это свойство гораздо лучше, чем импульсивный протест, противопоставление себя другим. Здесь проявляется адекватность с собой, принятие себя, а не самопривязанность, проявляющаяся в нежелании меняться и отсутствии идеалов. Формирование сознательного конформизма есть одна из задач процесса суверенизации.

Суверенная личность способна самостоятельно обеспечивать устойчивость своего бытия в мире за счет саморазвития. Обучение может помочь в формировании способности человека к самодвижению как способу сохранения устойчивости психологической системы, каковой и является человек.

Центральным, интегральным образованием психологической системы является многомерный мир человека - предметный, смысловой, ценностный. Человек не рождается с этим миром, он образуется, проходя в своем развитии определенные стадии, связанные с усложнением мира, обретением им все новых измерений, полный набор которых и характерен для суверенной личности. Образование, как содержание деятельности учебных (образовательных) учреждений, должно сообразовываться с закономерностями формирования многомерного мира, учитывать эти закономерности и опираться на них [4].

Школа подготовки суверенных личностей должна быть комплексной школой, ибо суть психологического обеспечения образовательного процесса заключается в том, чтобы отслеживать становление мира человека, его расширение, последовательность смены этапов развития как выхода к новым измерениям, сопровождающегося кризисами, и сообразовывать учебные и воспитательные воздействия с истиной картиной того, что происходит в растущем человеке по мере обретения им человеческого в себе. Содержание жизненного мира будет зависеть от образа жизни человека и меняться в зависимости от него. Структура же мира человека инвариантна - она сохраняет в себе последовательность «слоев и пластов» (Л.С. Выготский) личностного устройства, порядок их «упаковки», которая закладывается в период материнского детства и до конца школьного

возраста. Не может смысловое сознание прийти раньше предметного. Смысл всегда есть смысл предмета, он неотрывен от него и не существует без него. Не может ценностное сознание прийти раньше смыслового. Человек, не способный переживать предмет по отношению к себе, своим актуальным потребностям (смысл), не способен переживать отношение этого предмета по отношению к другим (ценность). Пользуясь библейской истиной, нельзя возлюбить ближнего, не возлюбив себя. Педагоги должны понять суть происходящего в человеке, т.е. иметь определенный уровень психологической компетентности, позволяющий им работать профессионально, т.е. сообразуя свои действия с тем, что реально происходит в психологических системах, с которыми они имеют дело. Всякое действие, не сообразованное с психологическими реалиями, либо бесплодно, либо антигуманно, т.е. является насилием над ребёнком [5].

Профессионализм - это способность сообразовать свои педагогические действия с особенностями развития растущего человека как целостной психологической системы, стремящейся к суверенизации, т. е. к обретению способности жить без педагогических (обучающих, воспитывающих) воздействий на него. Профессионализм, таким образом, есть уровень развития профессионального образа мира учителя, позволяющий ему понимать особенности развития растущего человека (психологическая компетентность), понимать ту информацию, которую он получает от психолога (психолого-педагогический билингвизм) и превращать это понимание в психологически обоснованные педагогические решения. Профессионализм есть способность, основанная на знаниях, умениях и навыках работы в гуманистически выдержанном образовательном процессе, т.е. процессе, сообразованном с закономерностями формирования человеческого в человеке, а потому и очеловеченном процессе, что и означает гуманистическом [6].

Процесс психологизации образования осуществляется повсеместно и спонтанно. Претворяясь в жизнь в форме организации психологической службы в учреждениях образования, психологизация остается процессом недостаточно осознанным, плохо отрефлексированным. Спонтанная психологизация возникает из ощущения педагогами необходимости опоры на научное знание о механизмах развития растущего человека, возникающее под воздействием актуализирующейся потребности в гуманизации образования. С другой стороны, эта спонтанность опирается на непонимание того, что гуманизация образования, его «очеловечивание», это не проблема ученика, а педагога, вынужденного менять свои установки как на ученика, так и по отношению к самой сущности своего труда.

Таким образом, спонтанная психологизация является результатом определенного разрыва между концепцией, которая призвана определить методологические, мировоззренческие позиции, в опоре на которые развиваются образовательные учреждения, объединяющие педагогов в отношении целей и задач, обозначенных в концепции, и каждодневной практикой обучения, воспитания и развития.

Какой бы значительной не казалась концепция, какой бы личностно-ориентированной она не была, в каких бы формах она не декларировала свою приверженность новой (субъект-субъектной) парадигме, духовности и гуманизму (гуманитаризму, ва-леологизму, экологизму и т.д.), непосредственно перейти на уровень конкретных педагогических действий и операций, туда, где собственно принимаются и реализуются педагогические решения, концепция не может. Нужна опосредующая ступень, которая могла бы методологические (иногда достаточно сложные для понимания) идеи и концепты перевести на язык, обеспечивающий определенное понимание механизмов развития растущего и развивающегося человека и согласования педагогических действий и воздействий с этими механизмами. Таким посредником между имеющейся концепцией и практикой её реализации и выступает психологическая служба, осуществляющая психологическое сопровождение образовательного процесса.

Образовательное учреждение, ставшее на путь гуманизации, закрепившее этот путь концептуально, нуждается в концепции психологической службы, но в зависимости от того варианта гуманизации, который заложен в концепции жизнедеятельности и развития этого образовательного учреждения, и от тех конкретных условий, в которых оно пытается этот вариант реализовать. Таким образом, облик психологической службы образовательного учреждения задается «сверху» концепцией образовательного учреждения, а «снизу» - многообразием факторов, определяющих его функционирование.

Психологическая служба ставит своей целью создание режима наибольшего интеллектуального и социального благоприятствования развитию обучающихся.

Концепция психологической службы содержит возможности интеграции её деятельности с реальной жизнью образовательной организации за счет:

- создания коллектива единомышленников путем изменения позиции педагогов комплекса от предметно-центрированной к личностно-ориентированной;

- единого пространства для развития обучающихся,

- обеспечения непрерывности развития, опирающегося на знание об этапах становления сознания,

- использования в учебно-воспитательном процессе не селективной диагностики, а диагностики развития.

Основные направления работы психологической службы в этом контексте, по нашему мнению, заключаются в следующем:

1. Повышение психологической компетентности будущих специалистов, как плановая работа по:

- выходу за пределы функционального понимания человека («ученик, студент») к целостному, системному видению его;

Библиографический список

- развитию способности сообразовывать свои педагогические действия (воздействия) с закономерностями развития ребёнка;

- развитию способностей к проектированию развивающей образовательной среды;

- оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и профессиональной самореализации.

2. Разработка, апробация и внедрение в практику обучения диагностического инструментария, позволяющего отслеживать развитие ребёнка в процессе обучения (через выяснение уровней его актуального развития, зоны ближайшего развития и зоны саморазвития). Подготовка будущих специалистов (педагогов и психологов) к реализации этой диагностической функции.

3. Психологическое обеспечение методической работы путем совместной с обучающимися деятельности по установлению внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребёнка и изменение этой структуры вместе с методами обучения.

4. Оказание оперативной психологической помощи участникам образовательного процесса.

1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва: Смысл, Альпина-нон-фикшн, 2011.

2. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности. Психологические исследования. 2015, 8 (40), 2. Available at: http://psystudy.ru

3. Методология психологии: проблемы и перспективы. Под редакцией В.П. Зинченко. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2013.

4. Клочко В.Е Проблема сознания в психологии: постнеклассический ракурс. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013; 4: 20 - 35.

5. Клочко В.Е. Л.С. Выготский - классик постнеклассической психологии. От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. 2015: 61 - 64.

6. Краснорядцева О.М. Современные методологические и методические проблемы профессиональной подготовки преподавателя психологии. Сибирский психологический журнал. 2004; 20: 109 - 11.

References

1. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskojprirody. Moskva: Smysl, Al'pina-non-fikshn, 2011.

2. Leont'ev D.A. Vyzov neopredelennosti kak central'naya problema psihologii lichnosti. Psihologicheskie issledovaniya. 2015, 8 (40), 2. Available at: http://psystudy.ru

3. Metodologiya psihologii: problemy iperspektivy. Pod redakciej V.P. Zinchenko. Moskva: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2013.

4. Klochko V.E Problema soznaniya v psihologii: postneklassicheskij rakurs. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2013; 4: 20 - 35.

5. Klochko V.E. L.S. Vygotskij - klassik postneklassicheskoj psihologii. Ot istokov k sovremennosti 130 let organizacii psihologicheskogo ob-schestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubilejnoj konferencii: V 5 tomah. Otvetstvennyj redaktor: Bogoyavlenskaya D.B. 2015: 61 - 64.

6. Krasnoryadceva O.M. Sovremennye metodologicheskie i metodicheskie problemy professional'noj podgotovki prepodavatelya psihologii. Sibirskijpsihologicheskijzhurnal. 2004; 20: 109 - 11.

Статья поступила в редакцию 16.03.17

УДК 57.04

Alieva E.G., 6-year student, PFUR (Moscow, Russia), E-mail: alieva.katena@bk.ru

Rodionova O.M., senior lecturer, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),

E-mail: proktor6@mail.ru

Lyamina D.S., 3-year student, PFUR (Moscow, Russia), E-mail: dalyam1995@gmail.com

THE INFLUENCE OF PERFUME AND COSMETICS ON THE MAN'S PSYCHOFUNCTIONAL CONDITION. The research work is dedicated to questions of the influence of personal hygiene means, often used by the person, on the psychological functions of a person. The research was conducted on a group of girls, who have been divided into the main (experimental) group (30 people) and control group (10 people). The age of the examinees is 20-22. On the level of ethnic representation, the groups had people from Caucasian (n=20), Congoid (n=10) and Amerikanoid (n=10) races (n=20). The students of the main group are tested for psychophysiological indicators twice: before washing of the hair with application of investigated shampoos and hair balm. The comprehensive examination included an analysis of video ecological influence of registration of a tube on examinees, organoleptic research of shampoos, questioning of examinees, psychophysiological testing for agrarian and industrial complex of UPFT-1/30 - "Psikhofiziolog" and a method of electroencephalography with the use of the electroencephalograph registrar "Entsefalan-EEGR-19/26". Key words: psychofunctional state, shampoos, video ecology, organoleptic properties, electroencephalogram, students.

Е.Г. Алиева, студент 6-го курса РУДН, г. Москва, E-mail: alieva.katena@bk.ru

О.М. Родионова, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека Экологического факультета РУДН,

г. Москва, E-mail: proktor6@mail.ru

Д.С. Лямина, студент 3-го курса РУДН, г. Москва, E-mail: dalyam1995@gmail.com

ВЛИЯНИЕ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСт СРЕДСТВ НА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Исследовательская работа посвящена вопросам влияния средств личной гигиены, часто используемой человеком. Исследуемая выборка состояла из девушек, которая была поделена на основную (экспериментальную) группу - 30 человек и контрольную - 10 человек возраста 22 - 22 года. Этнический состав был представлен европеоидной (n=20), негроидной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.