Научная статья на тему 'Влияние парфюмерно-косметических средств на психофункциональное состояние человека'

Влияние парфюмерно-косметических средств на психофункциональное состояние человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHO-FUNCTIONAL STATE / ШАМПУНИ / SHAMPOOS / ВИДЕОЭКОЛОГИЯ / VIDEO ECOLOGY / ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ORGANOLEPTIC PROPERTIES / ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА / ELECTROENCEPHALOGRAM / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева Е.Г., Родионова О.М., Лямина Д.С.

Исследовательская работа посвящена вопросам влияния средств личной гигиены, часто используемой человеком. Исследуемая выборка состояла из девушек, которая была поделена на основную (экспериментальную) группу 30 человек и контрольную 10 человек возраста 22 22 года. Этнический состав был представлен европеоидной (n=20), негроидной (n=10) и американоидной (n=10) расами. (n=20). У студенток основной группы дважды снимали психофизиологические показатели: до и после мытья головы с применением исследуемых шампуня и бальзама для волос. Комплексное обследование включало в себя: анализ видеоэкологического влияния оформления тюбика на испытуемых; органолептическое исследование шампуни; анкетирование испытуемых; психофизиологическое тестирование на АПК УПФТ-1/30-«Психофизиолог» и методом электроэнцефалографии с применением электроэнцефалографа-регистратора «Энцефалан-ЭЭГР-19/26».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PERFUME AND COSMETICS ON THE MAN’S PSYCHOFUNCTIONAL CONDITION

The research work is dedicated to questions of the influence of personal hygiene means, often used by the person, on the psychological functions of a person. The research was conducted on a group of girls, who have been divided into the main (experimental) group (30 people) and control group (10 people). The age of the examinees is 20-22. On the level of ethnic representation, the groups had people from Caucasian (n=20), Congoid (n=10) and Amerikanoid (n=10) races (n=20). The students of the main group are tested for psychophysiological indicators twice: before washing of the hair with application of investigated shampoos and hair balm. The comprehensive examination included an analysis of video ecological influence of registration of a tube on examinees, organoleptic research of shampoos, questioning of examinees, psychophysiological testing for agrarian and industrial complex of UPFT-1/30 “Psikhofiziolog” and a method of electroencephalography with the use of the electroencephalograph registrar “Entsefalan-EEGR-19/26”.

Текст научной работы на тему «Влияние парфюмерно-косметических средств на психофункциональное состояние человека»

Психологическая служба ставит своей целью создание режима наибольшего интеллектуального и социального благоприятствования развитию обучающихся.

Концепция психологической службы содержит возможности интеграции её деятельности с реальной жизнью образовательной организации за счет:

- создания коллектива единомышленников путем изменения позиции педагогов комплекса от предметно-центрированной к личностно-ориентированной;

- единого пространства для развития обучающихся,

- обеспечения непрерывности развития, опирающегося на знание об этапах становления сознания,

- использования в учебно-воспитательном процессе не селективной диагностики, а диагностики развития.

Основные направления работы психологической службы в этом контексте, по нашему мнению, заключаются в следующем:

1. Повышение психологической компетентности будущих специалистов, как плановая работа по:

- выходу за пределы функционального понимания человека («ученик, студент») к целостному, системному видению его;

Библиографический список

- развитию способности сообразовывать свои педагогические действия (воздействия) с закономерностями развития ребёнка;

- развитию способностей к проектированию развивающей образовательной среды;

- оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и профессиональной самореализации.

2. Разработка, апробация и внедрение в практику обучения диагностического инструментария, позволяющего отслеживать развитие ребёнка в процессе обучения (через выяснение уровней его актуального развития, зоны ближайшего развития и зоны саморазвития). Подготовка будущих специалистов (педагогов и психологов) к реализации этой диагностической функции.

3. Психологическое обеспечение методической работы путем совместной с обучающимися деятельности по установлению внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребёнка и изменение этой структуры вместе с методами обучения.

4. Оказание оперативной психологической помощи участникам образовательного процесса.

1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва: Смысл, Альпина-нон-фикшн, 2011.

2. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности. Психологические исследования. 2015, 8 (40), 2. Available at: http://psystudy.ru

3. Методология психологии: проблемы и перспективы. Под редакцией В.П. Зинченко. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2013.

4. Клочко В.Е Проблема сознания в психологии: постнеклассический ракурс. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013; 4: 20 - 35.

5. Клочко В.Е. Л.С. Выготский - классик постнеклассической психологии. От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. 2015: 61 - 64.

6. Краснорядцева О.М. Современные методологические и методические проблемы профессиональной подготовки преподавателя психологии. Сибирский психологический журнал. 2004; 20: 109 - 11.

References

1. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskojprirody. Moskva: Smysl, Al'pina-non-fikshn, 2011.

2. Leont'ev D.A. Vyzov neopredelennosti kak central'naya problema psihologii lichnosti. Psihologicheskie issledovaniya. 2015, 8 (40), 2. Available at: http://psystudy.ru

3. Metodologiya psihologii: problemy iperspektivy. Pod redakciej V.P. Zinchenko. Moskva: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2013.

4. Klochko V.E Problema soznaniya v psihologii: postneklassicheskij rakurs. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2013; 4: 20 - 35.

5. Klochko V.E. L.S. Vygotskij - klassik postneklassicheskoj psihologii. Ot istokov k sovremennosti 130 let organizacii psihologicheskogo ob-schestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubilejnoj konferencii: V 5 tomah. Otvetstvennyj redaktor: Bogoyavlenskaya D.B. 2015: 61 - 64.

6. Krasnoryadceva O.M. Sovremennye metodologicheskie i metodicheskie problemy professional'noj podgotovki prepodavatelya psihologii. Sibirskijpsihologicheskijzhurnal. 2004; 20: 109 - 11.

Статья поступила в редакцию 16.03.17

УДК 57.04

Alieva E.G., 6-year student, PFUR (Moscow, Russia), E-mail: alieva.katena@bk.ru

Rodionova O.M., senior lecturer, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),

E-mail: proktor6@mail.ru

Lyamina D.S., 3-year student, PFUR (Moscow, Russia), E-mail: dalyam1995@gmail.com

THE INFLUENCE OF PERFUME AND COSMETICS ON THE MAN'S PSYCHOFUNCTIONAL CONDITION. The research work is dedicated to questions of the influence of personal hygiene means, often used by the person, on the psychological functions of a person. The research was conducted on a group of girls, who have been divided into the main (experimental) group (30 people) and control group (10 people). The age of the examinees is 20-22. On the level of ethnic representation, the groups had people from Caucasian (n=20), Congoid (n=10) and Amerikanoid (n=10) races (n=20). The students of the main group are tested for psychophysiological indicators twice: before washing of the hair with application of investigated shampoos and hair balm. The comprehensive examination included an analysis of video ecological influence of registration of a tube on examinees, organoleptic research of shampoos, questioning of examinees, psychophysiological testing for agrarian and industrial complex of UPFT-1/30 - "Psikhofiziolog" and a method of electroencephalography with the use of the electroencephalograph registrar "Entsefalan-EEGR-19/26". Key words: psychofunctional state, shampoos, video ecology, organoleptic properties, electroencephalogram, students.

Е.Г. Алиева, студент 6-го курса РУДН, г. Москва, E-mail: alieva.katena@bk.ru

О.М. Родионова, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека Экологического факультета РУДН,

г. Москва, E-mail: proktor6@mail.ru

Д.С. Лямина, студент 3-го курса РУДН, г. Москва, E-mail: dalyam1995@gmail.com

ВЛИЯНИЕ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСт СРЕДСТВ НА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Исследовательская работа посвящена вопросам влияния средств личной гигиены, часто используемой человеком. Исследуемая выборка состояла из девушек, которая была поделена на основную (экспериментальную) группу - 30 человек и контрольную - 10 человек возраста 22 - 22 года. Этнический состав был представлен европеоидной (n=20), негроидной

(п=10) и американоидной (п=10) расами. (п=20). У студенток основной группы дважды снимали психофизиологические показатели: до и после мытья головы с применением исследуемых шампуня и бальзама для волос. Комплексное обследование включало в себя: анализ видеоэкологического влияния оформления тюбика на испытуемых; органолептическое исследование шампуни; анкетирование испытуемых; психофизиологическое тестирование на АПК УПФТ-1/30-«Психофизиолог» и методом электроэнцефалографии с применением электроэнцефалографа-регистратора «Энцефалан-ЭЭГР-19/26».

Ключевые слова: психофункциональное состояние, шампуни, видеоэкология, органолептические свойства, электроэнцефалограмма, студенты.

В цивилизованном мире человек регулярно сталкивается с комплексом средовых факторов, которые способны оказывать благоприятное и неблагоприятное воздействие на его здоровье [1 - 4]. Немногие люди, уделяющие должное внимание гигиене, знают, что ежедневное применение, например, средств по уходу за волосами способно влиять на самочувствие человека в целом [5]. Активные вещества и компоненты, которые входят в состав парфюмерно-косметических средств по уходу за волосами, при регулярном использовании, способны оказывать влияние на психоэмоциональное и психофункциональное состояние человека [6; 7].

Шампунь и бальзам являются одними из основных средств по уходу за волосами. В зависимости от своего назначения они могут по-разному воздействовать на кожу головы. К примеру, лечебные средства, содержащие хину, резорцин и эфирные масла, способны уменьшить чувствительность кожи головы [8]. Шампуни и бальзамы, изготовленные на высокопроцентном спирту, имеют свойство вызвать раздражение кожи и аллергию [9].

Группа «А» - 10 девушек - представительницы американоидной расы (Мексика, Панама, Колумбия).

У студенток основной группы дважды снимали психофизиологические показатели: до и после мытья головы с применением исследуемых шампуня и бальзама для волос.

В качестве контроля анализировали психофизиологические характеристики студенток, которые мыли голову без средств для ухода за волосами.

Комплексное обследование включало в себя (таблица):

- анализ видеоэкологического влияния оформления ШБ на исследователей;

- органолептическое исследование ШБ;

- анкетирование исследователей;

- психофизиологическое тестирование на АПК УПФТ-1/30-«Психофизиолог»;

- исследование методом электроэнцефалографии с применением электроэнцефалографа-регистратора «Энцефалан-ЭЭГР-19/26».

Таблица 1

Обобщающая таблица методов исследования

Метод исследования

№ п/п Группа органо-лептический видеоэкологический АПК УПФТ-1/30-«Психофизиолог» «Энцефалан-ЭЭГР-19/26» Итого:

до после до после

1 Контроль (без ШБ) - - 10 10 10 10 40

2 Основная (с ШБ) 40 40 30 30 30 30 200

3 Всего: 40 40 40 40 40 40 240

4 Итого проведено исследований:

Все эти нежелательные моменты называются мыльными эффектами, которые могут быть вызваны тем, что в состав мыла добавляют не только щелочь, но и различные добавки для цвета, запаха и др. Поэтому надо внимательно выбирать сорт мыла и пользоваться только тем, которое благоприятно влияет на индивидуальные свойства кожи.

Современные шампуни действуют на волосы и кожу более благоприятно, чем туалетное мыло. Однако и они способны вызвать на коже раздражающий щелочной эффект, в некоторой степени повторяя отрицательное действие мыла. Поэтому после мытья волос шампунем специалисты рекомендуют кислотное полоскание и использование бальзамов и других средств по уходу за волосами.

Целью нашего исследования стало изучение влияния парфюмерно-косметических средств по уходу за волосами на психофункциональное состояние человека, на выборке учащейся молодежи.

Методы проведения работы: анализ видеоэкологических и органолептических характеристик шампуня и бальзама, психофизиологическое и электроэнцефалографическое тестирование испытуемых.

Работа была проведена на базе лабораторий экологической медицины и экологической психологии кафедры судебной экологии с курсом экологии человека экологического факультета РУДН в период с 01 июня по 31 июля 2016 г. За это время осуществлялось комплексное обследование субъективными и инструментальными методами шампуня и бальзама (ШБ) для волос различных производителей и психофизиологических характеристик 40 студенток 2 - 3 курсов различных факультетов РУДН до и после применения данных средств ухода за волосами.

Возраст студенток был в пределах 20 - 22 лет, в исследовательскую группу вошли 40 девушек:

Группа «Е» - 20 девушек из Российской Федерации - представительницы европеоидной расы: 10 девушек - контрольная группа; 10 - основная (экспериментальная);

Группа «Н» - 10 девушек - представительницы негроидной расы (Зимбабве, Кения, Нигерия);

Для оценки видеоэкологического восприятия оформления ШБ студенткам предлагалось выбрать из 5 шампуней и 2 бальзамов для волос, условно обозначенных «D», «I», «S», «L» и «R», наиболее привлекательно оформленный флакон.

В процессе органолептического анализа (в том числе, во время мытья головы) испытуемым предлагалось оценить привлекательность цвета, запаха и консистенции ШБ.

Для фиксации результатов видеоэкологического и органо-лептического анализов и анкетирования студентов были разработаны 2 оригинальных опросника: видеоэкологический и орга-нолептический.

Психофизиологические исследования проводились с помощью АПК УПФТ-1/30-«Психофизиолог» и электроэнцефалографа-регистратора «Энцефалан-ЭЭГР-19/26».

Анализ полученных данных проведён на персональном компьютере с использованием универсального статистического пакета программ для АПК УПФТ-1/30-«Психофизиолог» и «Энце-фалан-ЭЭГР-19/26», электронных таблиц EXCEL for WINDOWS XP.

Часть экспериментальной работы проводилась на мобильной версии электроэнцефалографа-регистратора «Энцефа-лан-ЭЭГР-19/26» с выездом исследователей и испытуемых в салон красоты для проведения процедуры мытья и сушки волос с последующей регистрацией и анализом ЭЭГ. Все эксперименты осуществлялись в одинаковых условиях.

Для статистической обработки результатов исследования использовались стандартные статистические методы: дисперсионный однофакторный анализ, метод ранговой корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента. Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программ StatSoft Statistica 6.0.

Сравнительный анализ полученных результатов по тестовым заданиям основной и контрольной группы проверялся с помощью t-критерия Стьюдента. При этом вычислялся уровень статистической значимости (p) сравниваемых параметров. На уровне значимости р < 0.05 различия считались достоверными.

Влияние факторов среды на психофункциональное состояние испытуемых оценивалось методом однофакторного дисперсионного анализа One-way ANOVA. Влияние считалось значимым при р < 0.05.

Психофизиологические исследования показали, что у девушек из различных регионов Мира имеются различия в изменении психофункциональных показателей после применение шампуня и бальзама для волос производителя «S». Так, показатели тревожности и вариационной кардиоинтервалометрии наиболее выраженно улучшились у девушек из стран Латинской Америки; вариационной кардиоинтервалометии и простой зрительно-моторной реакции - у студенток из РФ и стран Африки. Уверенное повышение эмоционального фона наблюдалось у девушек из РФ и стран Латинской Америки. У девушек из стран Африки, на фоне общего улучшения функционального состояния, эмоциональный фон повысился только у 30% исследователей.

Выводы

1. Исследование слепым методом органолептических свойств шампуня и бальзама для волос производителей «D», «I», «S», «L» и «R», а также их сравнительный анализ показали, что продукты производителей «S» и «I» лидируют в выборе испытуемых.

Библиографический список

2. При выборе того или иного средства по уходу за волосами 70% покупателей не читают и не принимают во внимание информацию на флаконах, а руководствуются такими характеристиками, как «запах», «консистенция», «мнение знакомых», «цена». Оформление флаконов шампуня и бальзама производителя в 65% случаев нравится потребителям.

3. Применение шампуня и бальзама для волос производителя привело к улучшению психофизиологических показателей. По группам наблюдались некоторые отличия, например, показатели тревожности и вариационной кардиоинтервалометрии наиболее выраженно улучшились у девушек из группы «А»; вариационной кардиоинтервалометии и простой зрительно-моторной реакции - у студенток из групп «Е» и «Н».

4. Анализ данных, полученных при электроэнцефалографическом исследовании, показал, что после процедуры мытья волос с применением шампуня и бальзама для волос производителя повышение эмоционального фона наблюдалось у европеоидной группы в 70%, у негроидной в 30% и у американо-идной в 60% случаев. Незначительное число девушек африканок, показавших выраженное повышение эмоционального фона объясняется культурально-бытовыми и физиологическими особенностями.

1. Артамонова Е.В., Бутенин М.А., Родионова О.М. Влияние малых и сверхмалых доз Sulphur и Mercurius solubilis на интерстициальный гуморальный транспорт в зависимости от степени разведения. Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине: Научные труды VII Международного конгресса. Санкт-Петербург, 2015; Том 7.

2. Родионова О.М., Глебов В.В., Артамонова Е.В., Бутенин М.А., Аникина Е.В. Влияние растительных гомеопатических монопрепаратов на скорость лимфатического дренажа тканей здоровых мышей. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2016; Том 161; № 6: 740 - 742.

3. Кузьмина Я.В., Глебов В.В., Шастун С.А. Оценка адаптационных процессов иногородних студентов к антропогенным условиям Москвы. Агаджаняновские чтения: Всероссийская научно-практическая конференция Москва, РУДН 28 - 29 января 2016: 83 - 91.

4. Глебов В.В. Состояние сердечно-сосудистой системы как адаптационный показатель в процессе развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5: 183 - 185.

5. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы. Вестник РУДН, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности» 2013; 5: 68 - 73.

6. Глебов В.В. Состояние сердечно-сосудистой системы как адаптационный показатель в процессе развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5: 183 - 185.

7. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis. Procedía - Social and Behavioral Sciences. Volume 146, 25 August 2014: 226 - 232.

8. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: учебник для вузов. Москва: Издательский Дом «Деловая литература», 2000.

9. Узарашвили В.Р., Глебов В.В. Выявление аллергических реакций и психо-эмоционального состояния среди учащейся молодежи (на примере студентов РУДН). Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 231 - 233.

References

1. Artamonova E.V., Butenin M.A., Rodionova O.M. Vliyanie malyh i sverhmalyh doz Sulphur i Mercurius solubilis na intersticial'nyj gumoral'nyj transport v zavisimosti ot stepeni razvedeniya. Slabye i sverhslabye polya i izlucheniya v biologii i medicine: Nauchnye trudy VII Mezhdunarodnogo kongressa. Sankt-Peterburg, 2015; Tom 7.

2. Rodionova O.M., Glebov V.V., Artamonova E.V., Butenin M.A., Anikina E.V. Vliyanie rastitel'nyh gomeopaticheskih monopreparatov na skorost' limfaticheskogo drenazha tkanej zdorovyh myshej. Byulleten' 'eksperimental'noj biologii i mediciny. 2016; Tom 161; № 6: 740 - 742.

3. Kuz'mina Ya.V., Glebov V.V., Shastun S.A. Ocenka adaptacionnyh processov inogorodnih studentov k antropogennym usloviyam Moskvy. Agadzhanyanovskie chteniya: Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya Moskva, RUDN 28 - 29 yanvarya 2016: 83 - 91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obra-zovaniya. 2014; 5: 183 - 185.

5. Laver B.I., Glebov V.V. Uroven' zdorov'ya i fizicheskogo zdorov'ya uchaschihsya shkol v usloviyah raznogo 'ekologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvy. Vestnik RUDN, seriya «'Ekologiya i bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti» 2013; 5: 68 - 73.

6. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya. 2014; 5: 183 - 185.

7. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 146, 25 August 2014: 226 - 232.

8. Vilkova S.A. Tovarovedenie i 'ekspertiza parfyumerno-kosmeticheskih tovarov uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'skij Dom «Delovaya literatura», 2000.

9. Uzarashvili V.R., Glebov V.V. Vyyavlenie allergicheskih reakcij i psiho-'emocional'nogo sostoyaniya sredi uchaschejsya molodezhi (na prim-ere studentov RUDN). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 231 - 233.

Статья поступила в редакцию 30.03.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.