3) ставит в ситуацию формирования интеллектуальной саморегуляции, обеспечивая развитие процессов самонаблюдения, оценку собственных результатов.
Таким образом, методика «Шкалы когнитивных стилей» обеспечивает условия и средства формирования рефлексивной позиции, которая является предпосылкой личностного и профессионального развития; методика формирует представление об особенностях собственного когнитивного стиля, что служит повышению эффективности профессионального образования. Методика позволяет составить профиль доминирующих когнитивных стилей как одного респондента, так и целой группы, что может быть использовано в образовательном процессе для выстраивания оптимальной стратегии обучения.
Библиографический список
Цель применения данной методики - как формирование у субъектов профессионального образования установок на самонаблюдение, анализ своего профиля когнитивных стилей, так и развитие самосознания - неотъемлемой характеристики процесса развития личности. Методика имеет прогностический потенциал: позволяет осуществлять анализ групповых когнитивных стилей с целью диагностики возможностей субъекта профессионального образования для формирования метапрофессиональ-ных качеств, компетенций и компетентностей еще на входе его в профессиональное обучение, готовя студента к условиям будущего «когнитивного менеджмента» и сохраняя человеческие ресурсы от процессов самоотчуждения и отчуждения от профессии.
1. Пузько В.И. Когнитивно-стилевой подход в системе инновационного высшего профессионального образования. Материалы международной научно-методической конференции, 24-27 мая, Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2015: 18 - 25.
2. Пузько В.И., Эльзессер А.С. Опыт конструирования и адаптации методики «Шкалы когнитивных стилей». Материалы международной научно-практической конференции, 24-27 мая, Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2016: 109 - 133.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва: Академия, 2009.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003.
5. Тимкина Ю.Ю. Учёт когнитивных стилей студентов как основа индивидуализации иноязычного образования. Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016, № 5: 38 - 43
6. Евтух Т.В. Связь разноуровневых индивидуальных свойств и когнитивных стилей. Фундаментальные исследования. 2014, 5: 600 - 603.
7. Королева А.Н. Взаимосвязь индивидуальных когнитивных стилей и критического мышления студентов гуманитарных специальностей. Социально-экономические явления и процессы. 2014; 11: 235 - 240.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2013.
9. Самонаблюдение. Большой психологический словарь. Москва: АСТ, 2014.
10. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. Москва: Смысл, 2006.
11. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
12. Афанасьев К.Е., Шмакова Л.Е. Математика и информатика. Available at: http://umk.portal.kemsu.ru/uch-mathematics/papers/ posobie.htm
References
1. Puz'ko V.I. Kognitivno-stilevoj podhod v sisteme innovacionnogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskojkonferencii, 24-27 maya, Vladivostok: MGU im. adm. G.I. Nevel'skogo, 2015: 18 - 25.
2. Puz'ko V.l., 'El'zesser A.S. Opyt konstruirovaniya i adaptacii metodiki «Shkaly kognitivnyh stilej». Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskojkonferencii, 24-27 maya, Vladivostok: MGU im. adm. G.I. Nevel'skogo, 2016: 109 - 133.
3. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2009.
4. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.
5. Timkina Yu.Yu. Uchet kognitivnyh stilej studentov kak osnova individualizacii inoyazychnogo obrazovaniya. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2016, № 5: 38 - 43
6. Evtuh T.V. Svyaz' raznourovnevyh individual'nyh svojstv i kognitivnyh stilej. Fundamental'nye issledovaniya. 2014, 5: 600 - 603.
7. Koroleva A.N. Vzaimosvyaz' individual'nyh kognitivnyh stilej i kriticheskogo myshleniya studentov gumanitarnyh special'nostej. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2014; 11: 235 - 240.
8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2013.
9. Samonablyudenie. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Moskva: AST, 2014.
10. Velichkovskij B.M. Kognitivnaya nauka: osnovy psihologii poznaniya. Moskva: Smysl, 2006.
11. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili: o prirode individual'nogo uma. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.
12. Afanas'ev K.E., Shmakova L.E. Matematika i informatika. Available at: http://umk.portal.kemsu.ru/uch-mathematics/papers/posobie.htm
Статья поступила в редакцию 13.03.17
УДК 159
Serov V.A., MA (Psychology), Novosibirsk University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Fil T.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
CHANGE OF THE IDENTITY IN THE PERIOD OF MID-LIFE CRISIS. It is shown that the experience of the mid-life crisis leads to changes in the identity of an individual. The direction of a personality at this time is changing. There are doubts about its purpose in life, there is a reassessment of their life values, there are new needs and motives of activity. There is a loss of landmarks and correction of activities, the desire to realize lost creative opportunities, there is a need to transfer your experience to the younger generation. The key factors in the mid-life crisis are the rethinking of career achievements by the individual, the emergence of difficulties in interpersonal communication. There is a collapse of identity. The positive result of the mid-life crisis presupposes the growth of the individual's creative potential, the acquisition of wisdom and understanding of the transcendent aspects of consciousness in old age. Key words: age crisis, mid-life crisis, midlife crisis signs, personality.
В.А. Серов, магистр психологии, Новосибирский Университет экономики и управления, E-mail: [email protected] Т.А. Филь, канд. психол. наук, зав. каф. психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский Университет экономики и управления, E-mail: [email protected]
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
Аннотация. Показано, что переживание кризиса середины жизни приводит к изменениям в идентичности личности. Направленность личности в это время изменяется. Появляются сомнения по поводу своего предназначение в жизни, возникает переоценка своих жизненных ценностей, появляются новые потребности и мотивы деятельности. Наблюдается потеря ори-
ентиров и коррекция деятельности, стремление к реализации упущенных творческих возможностей, возникает потребность передать свой опыт младшему поколению. Ключевыми факторами кризиса середины жизни является переосмысление карьерных достижений личностью, появление трудностей в межличностном общении. Возникает крах идентичности. Положительный результат кризиса середины жизни предполагает рост творческого потенциала личности, приобретение мудрости и понимания трансцендентных аспектов сознания в преклонном возрасте.
Ключевые слова: возрастной кризис, кризис середины жизни, признаки кризиса середины жизни, личность.
Одна из актуальных и недостаточно исследованных проблем психологии личности является проблема жизненного пути личности - его структуры, психологических циклов, фаз, критических периодов. Кризис в самом общем смысле можно определить как особое явление в структуре жизненного пути личности, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенденции - разрушение старого и мешающего, и одновременно создание нового, целостного и гармоничного. Кризис - это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т. п., и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Американский психолог Дж. Холлис определяет кризис середины жизни как турбулентные эмоциональные изменения, которые возникают на протяжении взрослого периода жизни и сопровождаются вопросами о правильности сделанных нами выборов, о реализации наших возможностей и ощущением застоя [1].
Понятие кризиса рассматривается в психологии в контексте развития кризиса идентичности, в контексте рассмотрения возрастных кризисов и в контексте кризисных состояний, вызванных проживанием неблагоприятных ситуаций [2; 3; 4].
Более глубокое изучение и понимание процесса переживания кризиса середины жизни возможно лишь с изучением психологических факторов преодоления данного кризиса. Насколько процесс переживания кризиса середины жизни будет быстрым или медленным, зависит именно от факторов, влияющих на кризис середины жизни. Мы полагаем, что одним из таких факторов будет идентичность, способствующая более успешному переживанию данного явления. Идентичность представляет из себя последовательность и непротиворечивость личности, осознание индивидом непрерывности, способности личности при восприятии сохранять себя во времени. Это некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной других людей, признающими эти тождества и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении [5].
Следует отметить, что переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между тем, что он пережил за все свое детство и тем, что он предполагает пережить в будущем: между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидание других по отношению к себе. Обладать идентичностью для взрослого человека - значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое. В-третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. В период проживания кризиса середины жизни у взрослого человека происходит переосмысление и переоценка жизни, изменяется система отношений и образ-Я, появляется новое чувство времени. Личность, имеющая определенный уровень достигнутой идентичности, проходит период проживания кризиса середины жизни мене остро и сглажено. Человек до момента вхождения в кризис середины уже обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. По мере того как имеющие цели, ценности и убеждения теряют свою неизменность, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни - запускается процесс разрешения кризиса. Достигнутая идентичность помогает в момент протекания кризиса середины жизни выработать новые жизненные смыслы, определиться с постановкой целей на ближайший период развития, выявить новые социальные роли для личности в значимом окружении, отбросить неэффективные ранее использованные копинг-стратегии. Решающим признаком личностной зрелости после прохождения кризиса середины жизни под влиянием идентичности как психологического фактора преодоления этого кризиса, является осознание себя субъектом жизни, когда внешняя событийность внутренние противоречия и превращения, а также достижения
связываются со стратегиями самоопределения и самореализации и личностными смыслами. Т. о., кризис середины жизни, переживаемый личностью, обеспечивает возможность обретения ею новой целостности и жизненных смыслов, которые являются необходимым условием самореализации личности.
В данном литературном обзоре мы попытаемся показать взаимосвязь кризиса середины жизни с личностной идентичностью.
Концепция идентичности в современном обществе привлекает особое внимание. Термин «идентичность» впервые был использован Э. Эриксоном. Этот ученый первым изучил идентичность, применяя как социологический, так и психоаналитический метод. По Э. Эриксону, идентичность считается процессом «организации жизненного опыта в свое собственное Я» [5, с. 18]. По мнению А. Ватермана, идентичность связана с наличием у личности отчетливого самоопределения, куда входит выбор целей и взглядов, которым личность следует в период своей жизни [6]. Джон Гарсиа в своей работе оценивает идентичность по умственным способностям человека [7].
Изучение психологических особенностей переживания кризиса середины жизни началось в 70-х годах прошлого века, когда Д. Левинсоном был впервые применен термин «кризис середины жизни» [8]. С тех пор в зарубежной психологии продолжается дискуссия относительно закономерностей переживания кризиса в период взрослости. Р. Кесслер, Дж. Клаузен, С. Розенберг, М. Фаррелл считают переживания указанного кризиса скорее исключением, чем правилом. Э. Эриксон, Б. Ливехуд, Дж. Холлис, Д. Шарп, Г. Шихи, К.Г. Юнг, выражают противоположное мнение, поскольку знания определенных процессов при столкновении с изменениями не устраняет необходимости пережить и перестрадать их. Так, по мнению Б. Ливехуда, в возрасте 35-45 лет у человека происходит борьба с пустотой, ему кажется, что он «потерял почву под ногами и еще не нашел новый путь» [8].
С. Гроф и К. Гроф выделили понятие духовных кризисов [9]. По мнению С. Грофа, кризисы не просто имеют положительное значение, они способствуют избавлению от психических нарушений. С. Гроф определяет следующие типичные признаки кризиса: паника, тревожность, повышенная чувствительность к критике, актуализация фобий, переоценка смысла жизни и изменение иерархии мотивов и ценностных ориентаций. Р.А. Ахмеров кризисы делил на те, что имеют отношение к социуму, и те, которые касаются определенного лица без опоры на конкретный возраст личности. Последние он называл «биографическими» и классифицировал их следующим образом: кризис нереализован-ности; кризис опустошенности; кризис бесперспективности [10]. П.П. Горностай связывает появление и развитие жизненного кризиса в период взрослости с изменением жизненных ролей личности, сопровождается большими противоречиями, которые человек не может самостоятельно и конструктивно решить [11].
К.-Г Юнг рассматривал понятие кризиса середины жизни в рамках бессознательных структур. По мнению этого ученого, распад Персоны сопровождается высвобождением двух ранее угнетенных бессознательных структурных элементов личности: отвергнутого и низшего элемента, с которым человек всегда боролся (Тень), и того, который скрывается за ним (Анимус - для женщины, Анима - для мужчины). Как утверждает К.-Г Юнг, переходный период и кризис середины жизни связаны с важным сдвигом от ориентации на Персону к ориентации на самость [4]. С помощью этого изменения человек сбрасывает слои семейного и культурного влияния и достигает определенной степени уникальности при интернализации внутренних и внешних фактов и действий. М. Стайн определяет три стадии процесса личностной трансформации в середине жизни: это стадии расставания, лиминальности и реинтеграции. Первая стадия связана с безвозвратной потерей и требует расставания с прошлым (мечтами, мифами, идеалами, иллюзиями прошлого). Автор отмечает, что эти прошедшие образования следует «оплакать и похоронить» [12]. Поняв и обработав природу потери, личность может войти в лиминальность. Суть явления лиминальности определяется готовностью субъекта к резким переменам своей судьбы. Однако пока полностью не закончится расставания с бывшим паттер-
ном организации либидо и сопутствующим набором установок и самосознания, такой переход остается невозможным. Вторая стадия характеризуется периодом «подвешенности», неуверенности: возникает множество вопросов, главным из которых является вопрос о своей бывшей идентичности и понимание самого себя. Итак, в глубинах бессознательного рождаются сильные и новые черты личности, которые будут иметь существенное значение для будущего. М. Стайном достаточно полно описано явление психологической лиминальности. В этом состоянии ощущение идентичности индивида оказывается подвешенным, диффузным, туманным, не вполне ясным. Личность перестает фиксироваться на определенных ментальных образах и смыслах (как своих, так и чужих). «Я» втягивается в область, которую она не может контролировать, когнитивные и поведенческие паттерны которого не признает «своими». Ведущими на этой стадии есть чувства отчуждения, предельности и смещения. Границы между «Я» и «не-Я» становятся менее определенными и сближаются значительно больше, чем в периоды фиксированной психологической идентичности. Время деформируется: фиксированные границы памяти размываются и тускнеют, прошлое выступает странным образом; будущее не имеет определенного образа или контура. «Я» не привязано к определенным внутренним образам, идеям или чувствам. Кроме того, лиминальность характеризуется необычной степени уязвимостью по отношению к внезапным эмоциональным «порывам», возникающих либо изнутри, либо снаружи, резким сменам настроения, эмоционально напряженных образов и чувств, внезапных достижений и потерь доверия. Внутренняя основа смещается, и поскольку она становится неустойчивой, человек легко поддается внешнему влиянию и давлению. Ключевой психологической проблемой и задачей «реинтеграции» - третьей стадии переходного периода середины жизни - является попытка Эго снять психическое напряжение путем принятия его одной стороны (и идентификации с ним) и неприятие (подавление) другого. Противоположности поддерживают лояльность Эго с равной настойчивостью и уверенностью, чтобы поставить Эго на службу Самости.
Другой представитель юнгианского направления, Дж. Хол-лис, подчеркивает, что кризис середины жизни является событием психологическим, а не хронологическим, и его симптомы начинаются с переживания депрессивных состояний, которые проявляются в пагубных привычках, аморальном поведении, направленных на преодоление внутреннего глубинного давления [1]. Личность в это время должна найти выход из внутреннего конфликта. Автор отмечает, что осознание кризиса середины жизни происходит благодаря влиянию бессознательного. Факторами такого влияния могут выступать психологические травмы, перенесенные в этот период, в частности смерть или болезнь близкого человека. В когнитивной сфере кризис середины жизни оказывается в несоответствии всемогущего магического детского и героического подросткового мышления актуальным жизненным задачам и опыта личности. Такое несоответствие заключается в функционировании реалистического мышления, что приводит к чувству фрустрации. Личность в это время характеризуется мыслями о собственной интеллектуальной несостоятельности, об отсутствии таланта и мужества, которые выступают факторами краха надежд, ожиданий и планов. Реалистичное мышление в среднем возрасте имеет определенную цель: сохранение равновесия и восстановление смиренного, но достойного отношения человека к окружающему миру. Кризис середины жизни или «Переход через Перевал» (согласно концепции Дж. Холлиса)
Библиографический список
характеризуется кризисом идентичности, ось которой проходит через Эго и Самость [1]. К факторам возникновения кризиса идентичности во время переживания периода середины жизни Дж. Холлис относит трудности в карьерных достижениях, кризис межличностных отношений и ролевой кризис. Кризис середины жизни, по мнению Дж. Холлиса, определяется исчезновением проекции и возникновением недовольства от потенциальной потери жизненных сил. Проблемы в построении и продолжении карьерного роста в этом возрасте приводят к кризису идентичности, которая была сформирована опытом работы и квалификацией индивида, его стремлением к производительности, с одной стороны, и к трансценденции - с другой, то есть к преодолению душевной пустоты, через достижения успеха. Ролевой кризис личности является одним из ведущих факторов середины жизни и определяется в противоречии ролей Персоны и Тени. При изменении ролей личность чувствует потерю своего «Я». Лицо скрывает человеческую индивидуальность, но, как отмечает К.Г- Юнг, в Персоне нет ничего реального: она представляет собой необходимый компромисс между личностью и обществом [14]. В той мере, в которой личность отождествляет себя со своей персоной, то есть со своим социальным «Я», она будет чувствовать тревогу, когда придется избавиться от внешней адаптации и обратиться к внутренней реальности. Исходя из таких мыслей К.Г- Юнга, Дж. Холлис одним из аспектов перехода через кризис середины жизни называет радикальное изменение отношений личности с собственной персоной. Сложность такой перестройки отношений сказывается тем, что первая половина жизни индивида в основном идет на создание и укрепление Персоны, при этом содержание внутреннего мира игнорируется. Индивид скрывается в свою Тень, которая представляет собой ту часть личности, которая подверглась вытеснению. Вообще столкновения с Тенью вызывают боль, поскольку личность начинает открыто переживать эмоции, которые не соответствуют нормам, принятым в мире Персоны. К середине жизни столкновение с Тенью в виде таких качеств, как эгоцентризм, зависимость, желание, ревность и другие, личность отрицала и проектировала их на других, однако в среднем возрасте способность к самообману постепенно истощается. Такая встреча со своими не самыми лучшими качествами вызывает боль, их признание начинается с прекращения проекции их на окружающих [15]. Поэтому выдающимся моментом переживания кризиса середины жизни, соглашаясь с К.Г- Юнгом, является лишение проекций своей Тени.
Таким образом, переживание кризиса середины жизни приводит к изменениям в идентичности. Направленность личности в это время определяется чувством сомнения по поводу того, как реализовал человек свое предназначение в жизни, переоценкой своих жизненных ценностей, появлением новых потребностей и мотивов деятельности, коррекцией деятельности по упущенным возможностям, стремлением к реализации творческих возможностей, чувством надобности передать свой опыт младшему поколению, а также потерей ориентиров. Ключевыми факторами кризиса середины жизни является переосмысление карьерных достижений личностью, ее трудности в межличностном общении (крах идентичности, проявляющееся в противоречии Эго и Самости) и конфликт ролей личности (потеря всемогущества Эго, противопоставление Персоны и Тени). Положительный результат кризиса середины жизни предполагает рост творческого потенциала личности, приобретение мудрости и понимания трансцендентных аспектов сознания в преклонном возрасте.
1. Холлис Дж. Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. Перевод с английского. Москва: Когито-Центр, 2009.
2. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Москва: Психотерапия, 2007.
3. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. Москва: Тривола, 1994.
4. Юнг К.-Г. Исследование феноменологии самости. Москва: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.
5. Эриксон Э. Детство и общество. Санкт-Петербург: ООО Речь, 2000.
6. Waterman A. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and review of research. Development psychology. 1982: 341 - 358.
7. Garcia J. The logic and limits of mental aptitude testing. Amer. Psychologist, 1981: 1172 - 1180.
8. Ливехуд Б. Кризис жизни - шанс жизни. Калуга: Духовное познание, 1994.
9. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. МТМ, 1995.
10. Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни. Москва: Прогресс, 1993: 140 - 151.
11. Горностай П.П. Личность и роль. Москва: Интерпресс ЛТД, 2007.
12. Стайн М. В середине жизни: Юнгианский подход. Перевод с англ. Москва: Когито-Центр, 2009.
13. Юнг К.-Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Перевод с немецкого. К.: AirLand, 1994.
14. Васюк К.М. Особенности проявления эгоцентризма личности в периоды жизненных кризисов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2012.
References
1. Hollis Dzh. Pereval v seredine puti: Kak preodolet' krizis srednego vozrasta i najti novyj smysl zhizni. Perevod s anglijskogo. Moskva: Kogi-to-Centr, 2009.
2. Kozlov V.V. Rabota s krizisnojlichnost'yu. Moskva: Psihoterapiya, 2007.
3. 'El'konin B.D. Vvedenie vpsihologiyu razvitiya. Moskva: Trivola, 1994.
4. Yung K.-G. Issledovanie fenomenologii samosti. Moskva: Refl-buk; K.: Vakler, 1997.
5. 'Erikson 'E. Detstvo i obschestvo. Sankt-Peterburg: OOO Rech', 2000.
6. Waterman A. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and review of research. Development psychology. 1982: 341 - 358.
7. Garcia J. The logic and limits of mental aptitude testing. Amer. Psychologist, 1981: 1172 - 1180.
8. Livehud B. Krizis zhizni - shans zhizni. Kaluga: Duhovnoe poznanie, 1994.
9. Grof S., Grof K. Duhovnyj krizis: ponimanie 'evolyucionnogo krizisa. MTM, 1995.
10. Ahmerov R.A. Biograficheskij trening prikrizisah serediny zhizni. Moskva: Progress, 1993: 140 - 151.
11. Gornostaj P.P. Lichnost'irol'. Moskva: Interpress LTD, 2007.
12. Stajn M. Vseredine zhizni: Yungianskijpodhod. Perevod s angl. Moskva: Kogito-Centr, 2009.
13. Yung K.-G. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya. Perevod s nemeckogo. K.: AirLand, 1994.
14. Vasyuk K.M. Osobennosti proyavleniya 'egocentrizma lichnosti v periody zhiznennyh krizisov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 05.04.17
УДК 37.015.3
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Klochko Yu.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of the Internal Affairs
Directorate, Barnaul Law Institute (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR EDUCATION. The article reveals the conceptual foundations of psychological support in the context of modern development and the psychologization of education. The concepts of "a sovereign personality" and "a self-actualizing personality" are disclosed, as well as their fundamental differences. The authors show that education as the contents of the activities of educational (educational) institutions should be consistent with the laws of the formation of the multidimensional human world, take into account these laws and rely on them. Specificity of the psychological support of the educational process is to monitor the formation of the human world, its expansion, the succession of changing the stages of development as an outlet to new dimensions accompanied by crises, and to adapt educational influences to the truth of the picture of what is happening in a growing human being.
Key words: concept, self-actualizing personality, sovereign personality, psychological service, integration, humanization, psychologization of education.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический
университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Ю.В. Клочко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики по ОВД ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический
институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыты концептуальные основы психологического сопровождения в условиях современного развития и психологизации образования; раскрыты понятия «суверенная личность» и «самоактуализирующаяся личность», а также их принципиальное отличие. Авторами показано, что образование как содержание деятельности учебных (образовательных) учреждений, должно сообразовываться с закономерностями формирования многомерного мира человека, учитывать эти закономерности и опираться на них. Специфика психологического обеспечения образовательного процесса заключается в том, чтобы отслеживать становление мира человека, его расширение, последовательность смены этапов развития как выхода к новым измерениям, сопровождающегося кризисами, и сообразовывать учебные и воспитательные воздействия с истиной картиной того, что происходит в растущем человеке по мере обретения им человеческого в себе.
Ключевые слова: концепция, самоактуализирующаяся личность, суверенная личность, психологическая служба, интеграция, гуманизация, психологизация образования.
На современном этапе развития психологического знания основным направлением психологического сопровождения образовательного процесса является психолого-педагогическое проектирование развивающей образовательной среды. Собственно продуктом этой деятельности является человек, достигающий такого уровня развития, который можно определить понятием «суверенная личность». При этом проектируется не сам человек - как воплощение какого-либо стандарта, а развивающая среда, позволяющая формировать человека, способного выходить за пределы норм и требований природной и социальной среды, личность, способная к самоактуализации и саморазвитию. Суверенная личность - личность, способная творить себя, т.е. не только способная к творчеству как созиданию чего-то в окружающем мире, но, прежде всего, к самотворчеству как реализации своих сущностных сил.
Понятие «суверенная личность» отличается от понятия «самоактуализирующаяся личность», введенного А. Маслоу, представителем американской гуманистической психологии [1]. От-
личается оно и от понятия «автономный тип личности», активно используемого Д.А. Леонтьевым [2]. Отличие заключается в том, что суверенная личность способна самостоятельно взаимодействовать с культурой и на основе этого взаимодействия строить свою картину мира, свой многомерный ценностно-смысловой мир, проектировать и реализовывать свой образ жизни в этом мире. Суверенная личность есть результат суверенизации как особого процесса дифференциации, происходящего в системе «взрослый-ребёнок» на различных стадиях развития этой общности. Взрослый эмансипирует ребёнка от себя. Ребёнок эмансипируется от взрослого по мере своей растущей способности выходить к миру культуры без медиаторов, без посредников.
Смыслы и ценности, из которых ребёнок структурирует свой многомерный мир, хранятся в культуре в своей идеальной форме (В.П. Зинченко) [3]. Только в контакте со взрослым эти идеальные формы становятся достоянием ребёнка, превращаясь в аффективные, переживаемые смыслы и ценности предметов и явлений. Посредническая функция взрослого, а не директив-