характер профилактической работы. В основном используются следующие методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, элементы групповой дискуссии и приемы саморегуляции. Занятия начинаются краткой беседой, в которой обсуждаются результаты предыдущей встречи и задается новая тема. Особенно важно создать теплую, доверительную атмосферу в ходе занятия. Игры и упражнения сопровождаются анализом проделанного и усвоенного. На завершающем этапе рекомендуется использовать рефлексию, интенсивно проработать возникшие эмоции, выразить впечатления, обсудить результаты совместной работы. Занятия станут более эффективными, если школьник будет получать положительную обратную связь, заинтересованную поддержку взрослых. Конечным результатом процесса является повышение уровня социально-психологической адаптации
Предложенная модель организации сопровождения процесса может быть рекомендована педагогам-психологам, дефектологам и специальным педагогам, владеющим технологией проведения тренингов и коррекционных программ.
Список литературы /References
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 376 с.
2. Жданова О.В. Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности: Текст научной статьи по специальности «Народное образование». М.: Педагогика, 2015. 38 с.
3. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1980. 200 с.
4. Самсыгина Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии // Consiliummedicum. Педиатрия, 2004. № 2. С. 3-10.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Кадыржанова Ж.Е. Email: [email protected]
Кадыржанова Жанна Елемесовна - старший преподаватель, магистр психологии, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается понятие экзистенциального кризиса, роль экзистенциального кризиса в развитии личности взрослого человека, причины возникновения экзистенциального кризиса в зрелом возрасте, признаки кризиса, сущность жизни при экзистенциальном кризисе, последствия экзистенциального кризиса, пути преодоления кризиса, признаки тревожности человека при экзистенциальном кризисе, пути борьбы с кризисом. Также изложены теоретические подходы к проблеме кризисов зрелого возраста. Показано, что нормативные возрастные кризисы - необходимые и закономерные этапы развития взрослого человека, обусловливающие непрерывность процессов развития, самоактуализации и самотождественности личности. Проблема особенности переживания кризиса середины жизни лиц зрелого возраста. А также рассматриваются вопросы экзистенциальной проблемы человека, экзистенциального одиночества, экзистенциального страха и разрешенные и неразрешенные кризисные ситуации в зрелом возрасте.
Ключевые слова: экзистенциальный кризис, личность, зрелость, тревожность, смысл жизни, невроз, конфликт, внутренний конфликт, «кризис середины жизни», взрослость, переоценка ценностей.
THE EXISTENTIAL CRISIS OF ADULTHOOD AND THE WAYS
OF ITS OVERCOMING Kadyrzhanova J.E.
Kadyrzhanova Jeanne Elemesovna - Senior Lecturer, Magister of Psychology, WESTERN KAZAKHSTAN INNOVATIVE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY, URALSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article deals with the concept of existential crisis, the role of existential crisis in the development of adult personality, the causes of existential crisis in adulthood, signs of crisis, the essence of life in an existential crisis, the consequences of existential crisis, ways to overcome the crisis, signs of human anxiety in an existential crisis, ways to deal with the crisis. Also, theoretical approaches to the problem of crises of adulthood are presented. It is shown that the normative age crises are the necessary and natural stages of adult development, which determine the continuity of the processes of development, self-actualization and self-identity of the individual. The problem of the features of the crisis of the middle life of adults. And also the questions about the existential problem of man, about existential loneliness, existential fear and resolved and unresolved crisis situations in adulthood.
Keywords: existential crisis, personality, maturity, anxiety, meaning of life, neurosis, conflict, internal conflict, «mid-life crisis», adulthood, reassessment of values.
УДК 159.922.899(075)
Стремительный водоворот повседневной жизни «закручивает» людей в заботы о насущном хлебе, карьерном росте, заботе о семье. Однако на определенном жизненном этапе каждый приходит к осознанию бренности бытия, когда все, к чему человек так стремился многие годы, кажется пустым и ненужным делом. Наступает экзистенциальный кризис, который характеризуется переоценкой ценностей, осознанием неизбежной смерти и поиском новых идеалов и смысла жизни. Экзистенциальный кризис - это отрезок жизни, когда подвергаются сомнению и пересмотру все привычные жизненные опоры [1; 16].
В этот момент человек задает себе вопросы: «Кто я?», «В чем смысл жизни?«, «Что я могу сделать в этой жизни?», «Как обрести настоящую свободу?». Обычно от процесса осмысления своего бытия отвлекают каждодневные дела и развлечения. А остроту экзистенциальному кризису добавляют непростые жизненные повороты - когда человек страдает, борется, чувствует беззащитность, преодолевает жизненные препятствия.
Экзистенциальный кризис зрелости возникает также и вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. В. Франкл пишет: «Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты». Даже имея семью, друзей, хорошую работу, зачастую человек, переживающий экзистенциальный кризис, чувствует себя изолированно, отчужденно. Здесь можно говорить о так называемом «одиночестве в толпе».
Экзистенциальный кризис середины жизни инициирует глубокие размышления относительно своего существования в мире, своего места в нём, собственных возможностей и способов преодоления различных жизненных ситуаций.
К.Г. Юнг писал: «Человек развивается в течение всей жизни из темных или даже вовсе необъяснимых задатков, и только наши дела покажут, кто мы есть. Мы как солнце, которое питает жизнь земли и производит всякого рода прекрасное, диковинное и дурное, мы как матери, которые носят во чреве еще неизведанное счастье и страдание. Мы не знаем наперед, какие дела и злодеяния, какая судьба, какое добро и какое зло содержится в нас; и только осень покажет, что было зачато весной, лишь вечером станет ясно, что началось утром» [2; 32].
Проявлению кризиса более склонны люди творческих профессий, которые имеют больше свободного времени и привыкли к самоанализу. Те, кто занят физическим трудом, менее подвержены размышлениям и «копанием» в себе [3; 48]. Тем не менее кризис не обходит и их стороной. Причину его появления чаще всего связывают с определенными жизненными ситуациями, которые требуют более детального рассмотрения: уход из жизни близкого человека или члена семьи; страх собственной смерти, связанный с опасностью для жизни; длительное нахождение в одиночестве; отсутствие возможности общения с родными людьми или любимым человеком; разочарование в религии; использование психотропных препаратов; чувство одиночества и отторжения обществом; взросление детей и их самостоятельная жизнь, в которой уже нет столько места для заботы родителей [4; 44].
Рассматриваемый феномен является типичной проблемой разумного существа, избавленного от необходимости решать злободневные вопросы, касающиеся выживания. У таких индивидов излишек времени, поэтому они начинают задумываться о смысле собственного существования жизни.
Экзистенциальный кризис завершает взросление и выводит на новую ступень развития. Кризис пройден, когда человек находит свой смысл бытия, становится автором своей жизни. Осознает, что он не должен и не хочет жить ту жизнь, которую придумали для него другие. Так, человек обретает свободу действий и оборотную ее сторону - ответственность за нее перед собой и миром. Он сам начинает ставить себе цели, опираясь на интуитивное знание себя, и сам оценивает, справился ли он и насколько хорошо. Виктор Франкл утверждал, что помогают обрести смысл жизни проживание и чувствование ценностей жизни, творчество, осознание и принятие обстоятельств, которые мы не можем изменить.
Задача нового периода, который начинается вместе с экзистенциальным кризисом, это умение жить свою неизбежную, но осмысленную, ответственную, красивую и достойную жизнь. Иррационалистическое направление современного философского ученья, воздвигающее в центр исследования бытие людских субъектов и утверждающее чутье человека в качестве базисного метода постижения реальности, именуется экзистенциализмом. Он оказал колоссальное влияние на развитие культуры прошлого столетия. При этом экзистенциализм никогда в чистой вариации в виде отдельного направления философии не существовал [5; 114]. Человеческий субъект стремится уверовать в то, что существование имеет смысл, однако одновременно с этим, взирая на собственное бытие, словно со стороны, он внезапно осознает, что же существование людей не характеризуется ни объективным смыслом, ни заданным предназначением.
Экзистенциальный кризис человека может быть ложно диагностирован, являть собой следствие или сопровождать нижеприведенные явления: депрессивное расстройство; продолжительную изоляцию; острый дефицит сна; неудовлетворенность собственным существованием; серьезную психологическую травму; ощущение одиночества и изолированности в мире; приобретенное понимание собственной смертности, чаще наступающее по причине диагностирования неизлечимого недуга; убежденность в отсутствии смысла существования и цели бытия; поиск жизненного смысла; потеря понимания функционирования реальности; предельная степень переживания, блаженства либо боли, вызывающая стремление отыскать смысл; осознание сложности устройства Вселенной [6; 119].
Все исследователи приходят к выводу, что преодолеть кризис бытия можно только признав, что смысл жизни состоит в проживании настоящего момента. У человека нет заданной миссии и нет объективного смысла существования, но каждый создает субъективный смысл своей жизни. Соответственно, для преодоления кризиса нужно найти свой личный смысл жизни. Что это может быть: работа; создание семьи или развитие семьи; рождение и воспитание детей; творчество; социальная активность, благотворительность; передача своего опыта, обучение младшего поколения; поиск
любви, построение отношений; вера; забота о животных; Аргументировать факт существования человека помогают СМИ, семья, стереотипы, установки и убеждения, полученные из других источников в ходе социализации. Чувство тотального одиночества - второй элемент экзистенциального кризиса. Преодолеть его можно только признав, что даже самый высокий уровень эмпатии не позволит понять и прочувствовать другого человека. Внутренний мир каждой личности уникален, да, это вызывает иногда чувство одиночества, но нужно научиться пользоваться этим. Успешное преодоление кризиса предполагает принятие своей уникальности и неповторимости. Если выделить в этом конкретную особенность, развивать ее и задействовать в самореализации и осуществлении смысла жизни, то кризис разрешится успешно. Преодолеть кризис и найти цель в жизни необходимо, иначе состояние перейдет в уныние, пассивность, равнодушие к себе и своей жизни. Постепенно к этому присоединятся зависимости, девиации, деградация и саморазрушение.
Таким образом, экзистенциальный кризис в зрелом возрасте предоставляет возможность открытия глубин существования. Переживание кризиса похоже на ситуацию, когда в земле открывается трещина, которая прежде была засыпана песком так, как трещина появляется в земле во время землетрясения. Трещина позволяет индивиду глубже заглянуть во что-то очень важное. Кризис может стать поворотной точкой в жизни человека, новой жизненной возможностью [6; с. 116].
Кризис является, конечно же, болезненным состоянием, но в то же время это шанс прочувствовать мир и шанс найти себя, прояснить свою позицию на земле, взять на себя ответственность за собственную жизнь и двигаться дальше.
Список литературы /References
1. Райгородский Д.Я. Психология зрелости. Самара: «Бахрах-М», 2003.
2. Бабурин С.В., Баканова А.А. Психологическая помощь в острых кризисных ситуациях. СПб., 1999. С. 262-264.
3. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Рос. Пед. Агентство, 1988.
4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1994. 207 с. 187.
5. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. В кн.: Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.
6. Поливанова К.К. Психологический анализ кризисов возрастного развития. Вопросы психологии. № 1, 1994. С. 115-119.