Научная статья на тему 'Концептуальные основы обучения младших школьников разрешению конфликтов в странах европейского союза'

Концептуальные основы обучения младших школьников разрешению конфликтов в странах европейского союза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КУЛЬТУРА МИРА / МЕДИАТОРСТВО / CONFLICT RESOLUTION / TEACHING PRIMARY SCHOOL CHILDREN / EUROPEAN UNION / CULTURE OF PEACE / MEDIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Надежда Владиславовна, Егоров Артем Витальевич

Исследуются концептуальные основы обучения младших школьников разрешению конфликтов в странах Европейского союза с целью интеграции мировых достижений в области конфликтологического обучения в эффективное развитие региональной педагогической науки и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyses the conceptual framework of teaching primary school children conflict resolution in the countries of the European Union in order to integrate the global achievements in the field of conflict studies training into the effective development of regional educational science and practice.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы обучения младших школьников разрешению конфликтов в странах европейского союза»

УДК 378.126:37.013

Н. В. Самсонова, А. В. Егоров

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Исследуются концептуальные основы обучения младших школьников разрешению конфликтов в странах Европейского союза с целью интеграции мировых достижений в области конфликтологического обучения в эффективное развитие региональной педагогической науки и практики.

This article analyses the conceptual framework of teaching primary school children conflict resolution in the countries of the European Union in order to integrate the global achievements in the field of conflict studies training into the effective development of regional educational science and practice.

Ключевые слова: разрешение конфликтов, обучение младших школьников, Европейский союз, культура мира, медиаторство.

Key words: conflict resolution, teaching primary school children, European Union, Culture of Peace, mediation.

Международное педагогическое науковедение — междисциплинарная область знаний, важнейшая задача которой — переориентация мировых достижений в области образования и воспитания в соответствии с целями развития региональной педагогической науки и практики. Страны Западной Европы бесспорно занимают одни из первых мест по степени развития конфликтологического обучения, а также по масштабам и глубине интернационализации общественной жизни, развития интеграционных процессов, охватывающих экономику, социальные отношения, науку, культуру, образование.

Социально-экономическая нестабильность и снижение нравственной культуры в обществе вызвали такие негативные последствия, как обострение этнонациональной напряженности, рост межнациональных конфликтов, распространение ксенофобии в полиэтнической среде. Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации младших школьников и подростков.

В настоящее время отмечается, что интерес к конфликтам в большей степени смещается к проблемам их регулирования и практической работы с ними [3, с. 35]. Прагматическая ориентация конфликтологии фактически обусловила возникновение практики конфликтологического обучения уже с младшего школьного возраста. Именно такой возраст становится наиболее сенситивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Кроме того, этот период характеризуется пиком расстройств личностных качеств и свойств, деформацией общепринятых норм поведения, что приводит в действие силы, опустошающие духовный мир ребенка и разрушающие его психику. Обучение школьников разрешению конфликтов, воспитание в них межэтнической толерантности и повышение этнокультурной компетентности рассматривается как основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу становления культуры мира и мирного сосуществования народов.

При проведении анализа методической и педагогической литературы по обучению школьников в Европе 8; 12 и др.] было установлено, что все западноевропейские технологии, стратегии, тренинги, учебные пособия и методические указания по обучению разрешению конфликтов младших школьников базируются на ряде основополагающих уставных декларативных документов, принятых под эгидой европейских интеграционных объединений: ООН, Европейского союза, Совета Европы, ЮНЕСКО.

Важную роль в определении главных направлений общей социально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств играет Европейский союз. Входящие в него государства, прежде всего Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, согласовывают актуальные вопросы внешней оборонной политики, формируют единую стратегию научно-технического развития; созданы условия для свободного передвижения через государственные границы граждан, а также товаров и капиталов.

Хотя процесс сближения западноевропейских государств в целом развивается довольно успешно, проблема отношений между народами стран, людьми разных этносов, оказывается более сложной. В связи с этим значима задача «европейского воспитания» [2, с. 73], которое должно способствовать духовному сближению европейских народов. Существенным аспектом интеграции становится и формирование «европейского сознания». Это значит, что жители того региона должны осознавать себя не только немцами, французами или англичанами, но прежде

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 14 — 22.

всего европейцами, которых связывает западноевропейская цивилизация с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в результате длительного совместного культурного развития и взаимодействия народов. Следовательно, молодые поколения европейцев нужно воспитывать в соответствии с принципом «двойной лояльности» — и к своей стране, и к объединенной Европе. Реализация таких целей объективно требует известного сближения национальных систем образования и создания общих принципов воспитания и обучения молодежи.

В современной западноевропейской практике конфликтологического обучения разработано достаточно способов для разрешения самых разных конфликтов, и научно-практический багаж постоянно пополняется новыми методами.

Заметный вклад в развитие конфликтологического образования в Европе сделан Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO). Ее задача — дать образование всем, на всех уровнях и на протяжении жизни, потому что оно играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей. В то же время это инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития. Важнейшая цель Организации определена следующим образом: «Содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» [12]. Выполнение этого обеспечивается рядом программ и ратификационных

соглашений, принятых под эгидой ЮНЕСКО: Конвенцией против дискриминации в образовании; Конвенцией по защите и продвижению диверсификации культурного самоопределения; Рекомендациями по образованию в области международного взаимопонимания, сотрудничества, мира и образования по правам и фундаментальным свободам человека.

Для успешной интеграции мировых достижений в области конфликтологического обучения в эффективное развитие региональной педагогической науки и практики необходимо обозначить, какие признанные ценности европейского образования должны стать «фундаментом» конфликтологического обучения младших школьников.

Цели образования, направленные на обеспечение и сохранение мира последующими поколениями и зафиксированные в преамбуле Хартии ООН (Charter of the United Nations) [9, с. 74]:

— учить толерантности и совместному сосуществованию в мире друг с другом как хорошие соседи;

— объединять усилия по поддержанию международного мира и безопасности;

— обеспечивать недопустимость использования насильственного разрешения конфликтов.

В главе VI «Мирное разрешение споров» указывается, что стороны любого спора, который может подорвать поддержание международного мира и безопасности, обязаны прежде всего искать решение посредством переговоров, запросов, медиаторства, примирения, арбитража, юридического урегулирования, прибегать к региональным агентствам, или соглашениям на местном уровне, или другим мирным средствам, находящимся в зоне их выбора.

В резолюциях ООН одной из основополагающих ценностей, приобретающей первостепенное значение в конфликтологическом образовании, становится культура мира (Culture of Peace), которая по определению резолюций представляет собой свод правил, моделей поведения и стилей жизни, отвергающих насилие и предотвращающих конфликты путем рассмотрения их внутренних причин, что служит разрешению проблем с помощью диалога среди отдельных личностей, групп и наций.

В Уставе ЮНЕСКО под миром понимается «мир, установленный "в сознании людей" и базирующийся на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Ректор Института культуры мира ЮНЕСКО Э. Р. Тагиров отмечает, что то духовное влияние, которое оказывает эта организация на весь мир, ставит ее на особое место в системе международных институтов и позволяет распространять ее деятельность на самые разнообразные области, включая образование, где протекает процесс формирования и развития миротворческой, миросозидательной, миростроительной личности [8, с. 10].

Автором понятия «культура мира» считается Ф. Мак-Грегор, впервые опубликовавший в 1986 году на испанском языке в Перу книгу под названием «Культура мира» (F. MacGregor «Cultura de Paz»). В том же году на конференции ЮНЕСКО в Севилье было оглашено близкое по смыслу Заявление о насилии, которое подписали 20 видных ученых [5, с. 13]. На конгрессе «Мир в умах людей» который состоялся в 1989 году в Ямусукро, Кот-д'Ивуар, культура мира начала приобретать статус основной идеологии ЮНЕСКО. Декларация Конгресса призвала к созиданию нового видения культуры мира, основанной на универсальных ценностях — жизни, свободе, законности, солидарности, расширении прав человека и достижении равенства между

женщинами и мужчинами. Официально концепция культуры мира стала программой действий ЮНЕСКО в 1992 году.

В контексте вышесказанного особое значение имеет программа ЮНЕСКО «На пути к культуре мира», главный методологический и стратегический ориентир которой — обеспечение перехода от «культуры войны» и насилия к «культуре мира», толерантности, межнациональному и межконфессиональному согласию, диалогу культур, народов и цивилизаций. Декларация и программа ООН, а затем и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001 — 2010)», не случайно определили проблему перехода к культуре мира как шанс выживания и дальнейшего развития человечества. Годом культуры мира уже был объявлен 2000 год. Главная задача, поставленная перед образовательными и культурными институтами, — «учиться жить вместе». Данная программа в качестве «ненасильственной идейно-психологической и ценностной альтернативы» должна быть противопоставлена «мощной исторической традиции, считающей войны приемлемым инструментом разрешения споров» [5, с. 15].

Культура мира понимается как совокупность таких норм, эталонов и образцов взаимодействия субъектов в конфликтных социальных ситуациях, которые позволяют разрешить конфликт без насилия, унижения достоинства какой-либо из сторон, ущемления ее жизненных интересов и прав человека. Она призывает не только к духовно-нравственному преображению людей, но и к снижению уровней экономической дифференциации, другим мерам социальной защиты, что требует усилий и правительств, и самих заинтересованных лиц и групп. Как справедливо отмечает один из ведущих разработчиков программы, «это была попытка предотвратить конфликты, устраняя их корневые причины, чтобы решать проблемы посредством диалога и взаимного согласования...» [7]. В силу своей направленности на укоренение идеи защиты мира в сознании людей программа прежде всего обращена к молодежи и ее образованию в духе мирного созидания, толерантности и ненасилия.

Формирование «глобальной этики с планетарным сознанием» [5, с. 6] становится

существенным аспектом просветительской работы начиная с младшего школьного возраста. Для популяризации ценностного содержания программы особая роль отводилась и отводится Интернету. Конструктивный смысл использования мировой Сети, в которой размещаются все главные манифесты программы, нормативно-правовые основы и соответствующие УМК для обучения школьников, состоит в обращении к гражданскому обществу разных стран напрямую, через политические барьеры. Манифест культуры мира (2000) доступен в сети Интернет на 44 языках, под ним было зарегистрировано почти 75 миллионов подписей.

Большое значение в формировании идейного потенциала культуры мира приобрели как мировое гуманистическое наследие, включая концепции ненасильственного изменения мира Л. Толстого, М. Ганди, М. Л. Кинга, так и современное изучение конфликтов, поиск способов их урегулирования. Здесь необходимо также обратить внимание на смену научных парадигм в исследовании конфликтов благодаря работам Л. Козер, Дж. Бертона. Если в прежних теориях ставка делалась на их предельное обострение и победу одной из противоборствующих сторон, то сегодня конфликтология подчеркивает роль интегративных процессов, выдвигая идеал конструктивного и ненасильственного разрешения противоречий между сторонами. В свою очередь, развитие конфликтологии стимулируется ценностями, родившимися в лоне концепции культуры мира [6 и др.].

Современное видение мира предполагает устранение всякого конструктивного насилия, в том числе и внутри национального сообщества. Реализация культуры мира — процесс прекращения войн и повсеместной ликвидации распространенного структурного насилия. Это требует гуманистического признания прав и достоинств каждого человека и максимального отказа от насилия, подавления и притеснения — легитимных инструментов в человеческом взаимодействии. В таком контексте культура мира должна пониматься как создание мирных, несиловых поведенческих образцов, нацеленных на организацию сотрудничества, гармоничного взаимодействия как на личном и групповом уровне. В резолюции ООН 53/25 особо отмечается роль образования в обучении и сохранении основополагающих ценностей. Программа культуры мира интегрирует ценностные установки, мировоззренческие взгляды, традиции, образ жизни и типы поведения, которые выражают и реализуют основные гуманистические принципы и которые необходимо внедрять в программу обучения младших школьников преодолению конфликтов. Среди целей конфликтологического образования и воспитания выделяются следующие:

— способствовать обучению культуре мира посредством образования, путем пересмотра учебных планов для обеспечения принятия качественных ценностей, отношений и стилей

поведения культуры мира, включая мирное разрешение конфликтов,' диалог, достижение консенсуса и активное ненасильственное поведение;

— способствовать уважению всех прав человека, которые, как и культура мира, становятся под угрозу при проявлении войны и насилия;

— содействовать продвижению понимания, толерантности и солидарности среди народов и культур посредством взаимообогащающего процесса;

— поддерживать коммуникацию различных сторон и свободный обмен информацией и знаниями;

— способствовать международному миру и безопасности, применять умения использования гуманитарных мер в ситуациях вооруженных конфликтов, постконфликтные инициативы [9].

Позитивное отношение к присутствию в социуме всевозможных этнических сообществ, добровольная адаптация социальных и политических институтов к потребностям и интересам разных этнических групп обусловили появление многих западноевропейских правовых актов и законодательных положений, послуживших фундаментом конфликтологического образования школьников. Так, в рамках программы «Строим Европу для детей и вместе с детьми» по правам детей в Евросоюзе Совет Европы проводит кампанию против телесного наказания детей «Руки прочь от детей!» Реализация запрета телесных наказаний подразумевает изменения в законодательстве, а также разработку новой государственной политики в этой сфере и рекомендаций для тех, кто работает с детьми в рамках конфликтологического образования.

В настоящее время особое внимание в разрабатываемых программах Совета Европы уделяется искоренению насилия в школах. Школы не обеспечивают достаточный уровень обучения и социализации ребенка, если он обучается в атмосфере унижения и подавления. Одна из основных целей программы «Дети и насилие» («Children and violence») — законодательное внедрение последовательной политики по искоренению насилия в школах.

Обучение разрешению конфликтов в школах Западной Европы на региональном уровне регулируется следующими документами:

• Рекомендацией № 135 от 2003 года по созданию местных представительств по предотвращению и борьбе с насилием в школе, разработанной Конгрессом местных и региональных органов самоуправления при Совете Европы [12];

• Рекомендацией № 10 по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией в школьном образовании и посредством него, а также Резолюцией № 160 по созданию местных представительств по предотвращению и борьбе с насилием в школе, принятых Европейской комиссией против насилия и нетерпимости [9];

• Рекомендацией № 1501, принятой в 2001 году, по обязанностям родителей и учителей в образовании детей [12] и Рекомендацией № 1286 от 1996 года [там же] по европейской стратегии по правам детей от 2001 года;

• Европейской хартией за демократические школы без насилия (European Charter for Democratic Schools without Violence), инициированной проектом «За работу демократических учреждений» («Making democratic institutions work»), представленной 50 делегатами-студентами из европейских школ. Хартия была принята посредством электронного референдума на Парламентской ассамблее ООН в 2001 году.

Под эгидой ЮНИСЕФ — Детского фонда Организации Объединенных Наций (United Nations Children's Fund — UNICEF) — функционирующего под девизом «Каждому ребенку — здоровье, образование, равные возможности и защиту на пути к гуманному миру!», был разработан образовательный проект «The State of the World's Children», посвященный путям выхода детей из конфликта в чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах и постконфликтных ситуациях. Проект прошел успешную апробацию в Хорватии после гражданской войны в 1996 — 1998 годах. В начальных школах был введен успешный инновационный 20-недельный курс обучения детей выходу из конфликтов [9, с. 47], организованный при сотрудничестве ЮНИСЕФ Макмастерским университетом Канады и хорватским Министерством образования.

Во всем спектре существующих теоретических разработок западноевропейской конфликтологии по данной проблеме можно выделить три основных направления, и прежде всего исследование теоретических основ интернационального воспитания [10]. В работе этого направления была заложена психолого-педагогическая база интернационального воспитания детей и подростков.

Ко второму направлению можно отнести труды, раскрывающие отдельные аспекты формирования этнонациональной толерантности учащихся с учетом их психолого-возрастных особенностей, становление интернационального сознания [11].

В работах третьего направления определены психолого-педагогические задачи, содержание, формы и методы, а также освещен практический опыт межнационального общения молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности [1; 4]. При этом отмечается, что изучение этнокультурных особенностей — важная сфера проявления эмоций и психических состояний, необходимое условие, способствующее позитивному развитию культуры мира и эмоциональной толерантности младших школьников. Большая роль здесь принадлежит учебным заведениям, ибо школа — важнейший транслятор национальной и мировой культуры. Она призвана давать общее образование и воспитывать уважительное отношение к инонациональным культурным ценностям. Именно в рамках школьного учебного процесса происходит обретение и усвоение растущим человеком системы ценностей социума, приобщения к национальным обрядам, верованиям народа, традиционным для того или иного этноса видам труда, быта, стереотипам поведения. Поэтому многие западноевропейские исследователи характеризуют этнокультурную направленность конфликтологического образования как приоритетную составляющую для современной школы.

Таким образом, западноевропейские школы имеют и необходимую нормативно-правовую базу, и собственный опыт в решении проблемы обучения младших школьников разрешению конфликтов. Способности к разрешению конфликтов, толерантность и культура мира не могут формироваться в общественном сознании сами по себе. Однако, несмотря на значительный интерес ученых к обозначенной проблематике, вопросы подготовки младших школьников к преодолению конфликтов, воспитания межэтнической толерантности и становления культуры мира малоизучены, изобилуют нерешенными задачами и требуют более глубокого анализа. Необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия для развития каждой личности в этом направлении именно на стадии начального общего образования. И тогда терпимость, понимание, затем и уважение к инокультурным ценностям станут этапами в развитии сознания школьника, подготовленными его психическим развитием, процессом социализации в полиэтнической среде, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с разными этнофорами.

Список литературы

1. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. СПб., 2001.

2. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика. Проблемы «европейского воспитания» // Педагогика. 2000. № 2. С. 70 — 81.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.

4. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета / пер. с англ. В. А. Светлова. СПб., 1998.

5. Самарин А. Н. «Культура мира» как открытый междисциплинарный проект // Конфликтология. 2005. № 1. С. 13 — 21.

6. Тагиров Э. Р. ЮНЕСКО: историческая миссия в эпоху глобализации // Конфликтология. 2005. № 1. С. 9—12.

7. Adams D. UNESCO and Culture of Peace. UN, 2004. URL: http://www.culture-of-

peace.info/monograph/contents.html

8. Atici M. Primary School Students' Conflict Resolution Strategies in Turkey // International Journal for the Advancement of Councelling. 2007. 26 Apr. P. 13 — 17.

9. Best Practices of Non-violent Conflict Resolution in and out-of-School. URL: http://www.unesco.оrg/education/nved/index.html

10. Саrnevale P., Pruitt D. Negotiation and Mediation // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 531 —

582.

11. Constructive Conflict Management. An Answer to Critical Social Problems? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. № 1.

12. Sintra Plan of Action. International Forum on Education for Non-Violence. UNESCO Interregional Project for Culture of Peace and Non-violence in Educational Institutions.URL: http://portal.unesco.org/education/en/ev.php

Об авторах

Надежда Владиславовна Самсонова — д-р пед. наук, проф., Российский государственный университет им. И. Канта, e-mail: samsonovanadezhda@rambler.ru

Артем Витальевич Егоров — асп., Российский государственный университет им. И. Канта.

About authors

Prof. Nadezhda Samsonova, Immanuel Kant State University of Russia, e-mail: samsonovanadezhda@rambler.ru

Artem Egorov, PhD student, Immanuel Kant State University of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.