ми рынка труда.
2. Финансирование как инструмент управления качеством, когда норматив стимулирует установленные текущие и конечные результаты: сохранность контингента, сложность учебных программ, уровень квалификации выпускников и их трудоустройство.
3. Финансирование как инструмент получения прибыли, при котором делается упор на повышение рентабельности использования вложенных средств.
Системе среднего профессионального образования России, как мы полагаем, предстоит осуществить переход от первой модели ко второй. Это возможно только при условии более активного вовлечения работодателей (как основных налогоплательщиков) в управление бюджетами государственных учреждений профессионального образования. Участие заказчиков кадров, учет их требований к структуре и качеству подготовки будущих специалистов позволят совершенствовать модель нормативного финансирования и заменить действующий ныне «распределительный бюджет» на «бюджет экономического управления».
Литература
1. Аллахвердиева А.Л. Управление региональной системой высшего профессионального образования (на материале Северного Кавказа) / Мин-во образования РФ, Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007. - 231 с.
2. Давыдова Е.А. Проблемы российской системы образования в условиях ее трансформации // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Экономика, 2008. - №1.
3. Данилов А.Е. Маркетинговое исследование конъюнктуры российского рынка образовательных услуг. Адаптация маркетинга к изменяющимся условиям экономики России. -М., 2006. - С. 133-144.
УДК 332.122:574(571.54)
4. Комов А.Н. Содержание и организационные формы партнерства учебных заведений и работодателей // Экономические науки. - 2007. - №4.
5. Кузнецов В.В. Модернизация системы начального профессионального образования // Модернизация региональной системы образования. - 2006. - №6.
6. Лапыгина Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Вестник Волжского госу-ниверситета. - 2006. - №14.
7. Макеева Т.Е. Технологии регулирования взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе // Научные ведомости БелГУ Сер. Философия, социология, право. - 2008. - Вып. 5, №12 (52).
8. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: учебник. -М.: Экономика. - 1978. - 345 с.
9. Перова Е.Ю. Развитие рынка образовательных услуг на современном этапе // Проблемы экономики. - 2007. - Вып. №5 (15).
10. Полилова Т.А. Инфраструктура образовательного интернет-пространства / Ин-т прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. - М., 2000. - №43.
11. Проценко Т.Г. Многоуровневый образовательный комплекс: факторы самоорганизации // Регион: экономика и социология. - 2008. - №4.
12. Фадеева О.А. Управление образовательным учреждением в условиях рынка образовательных услуг // Эффективное управление университетом и развитие международного сотрудничества. 2005.
13. Фролов С.П. Молодежь в научном потенциале Сибири. - М.: ИСПИ РАН, 2007.
14. Чащин В.В. Потенциал маркетинга на рынке образовательных продуктов РФ // Альманах современной науки и образования. 2008 - №9 (16).
Цыренов Даши Дашанимаевич, аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Адрес: 670013, г Улан-Удэ, ул. Смолина, 40 в.
Tsyrenov Dashi Dashanimaevich, post-graduate of department «Taxes and taxation», East-Siberian State Technological University. 670013, Ulan-Ude, Smolin str. 40.
А.М. Барлуков
Концептуальные основы моделирования эколого-экономических процессов в Республике Бурятия в рамках стратегии устойчивого развития
В статье рассматриваются теоретические подходы к определению устойчивого развития, экологоэкономического моделирования, а также проблемы устойчивости развития туризма в рамках создания туристско-рекреационной особой экономической зоны, вопросы улучшения состояния окружающей среды в регионе за счет развития экологически безопасных производств, повышения занятости и обеспечения роста реальных доходов населения, снижения социальной напряженности в республике.
Ключевые слова: устойчивое развитие, безопасное и рациональное природопользование, экологизация экономического механизма, эколого-экономическое моделирование.
A.M. Barlukov
Conceptual bases of ecologic and economic processes modeling in the Republic of Buryatia within the limits of the sustainable development strategy
The article deals with the theoretical approaches to the definitions of sustainable development, ecologic and economic modeling, and also with the problems of tourism sustainable development within the limits of tourist-recreational special economic zone creation, the issues of improvement the environment condition of the region a by development of environmentally safe production, increasing of employment and growth of real incomes ofpopulation, reduction of social tension in the republic.
Keywords: sustainable development, safe and rational environmental management, greening of economic mechanism, ecologic and economic modeling.
Загрязнение окружающей среды представляет серьезную опасность для здоровья и благополучия будущих поколений. Сохранение привычного способа хозяйствования человечества может привести к дистабилизации состояния биосферы. Поэтому перед современными людьми возникла задача экстренного усовершенствования всех сторон их жизнедеятельности в соответствии с необходимостью поддержания сложившегося в природе баланса.
Это заставляет обновить полученные ранее знания, которых стало недостаточно даже для обеспечения самосохранения человечества.
Проведенная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро конференция под эгидой ООН, на которой был поднят вопрос о необходимости перехода к модели устойчивого развития, стала важным шагом на пути решения глобальных противоречий между экономикой, обществом и окружающей средой [1]. Комиссией Брутланд было введено понятие «устойчивое развитие», обозначающее такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [2]. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений.
Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не столько с ограниченностью собственно минерального сырья, сколько со взаимодействием и взаимовлиянием антропосистемы и биосферы.
Осознание этого взаимодействия и взаимовлияния получило выражение в понятии хозяйственной емкости биосферы - предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы [3]. С появ-
лением этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: «Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека» [4].
Концепция устойчивого развития стала результатом объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.
Экономический подход к данной концепции подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и применение экологичных, природо-, энерго- и материалосберегающих, технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.
Социальная составляющая устойчивого развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ.
С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы.
Согласование этих составляющих в рамках реализации концепции устойчивого развития очень сложная задача, поскольку все они должны рассматриваться сбалансировано.
В конечном итоге для решения экологических проблем необходимы синтез социальноэкономических возможностей, изменения в социальной политике и сознании людей.
«Модель», «моделирование» - это междисци-127
плинарные общенаучные понятия, с помощью которых можно эффективно познавать сложноорганизованные системы, в том числе социальноэкологические. Представление объектов различной природы в виде системы, состоящей из взаимодействующих элементов, выбор математической структуры, отражающей это взаимодействие, и исследование такой модели становятся характерными особенностями моделирования.
Модель, не нарушая объективного многообразия, присущего оригиналу, определяет наиболее актуальные его аспекты, требующие отображения в данный момент. Отсюда вытекает одно из основных требований, в соответствии с которым она должна быть как сходна с оригиналом в некоторых аспектах, так и отлична от него. Число параметров, их существенность определяются человеком-модельером на основе практической потребности с учетом реальных возможностей данного этапа познания [5].
Эколого-экономическое моделирование -это описание экономических и экологических процессов в их взаимосвязи в виде экологоэкономических моделей. Непосредственной причиной возникновения данной области исследований стали беспокоящие человечество процессы изменений в окружающей среде, связанные с научно-техническим прогрессом, и соответственно потребность в целенаправленных действиях по их сдерживанию как в глобальном масштабе, так и в локальных рамках отдельных экономических объектов.
Разработка показателей, характеризующих качество окружающей среды, прогнозирование возможных ее изменений в результате принятия тех или иных хозяйственных решений, обратного влияния экологических факторов на производство и экономические процессы в целом; планирование мероприятий по охране окружающей среды (строительство очистных сооружений, создание безотходных технологий) - таковы основные сферы применения эколого-экономического моделирования.
Причем следует отметить, что главным принципом здесь должен быть принцип оптимизации: во всех случаях использование ресурсов природы, улучшение тех или иных объектов окружающей среды (устранение загрязнения воды или воздуха) должны приносить максимум общественной полезности при минимуме затрат.
В частном случае критерием оптимальности может выступать сопоставление затрат на улуч-
шение состояния природы, уничтожение загрязнителей с полученным экономическим эффектом.
Степень участия экологических и экономических факторов в эколого-экономической модели может быть различной. В одних случаях модели «чисто» экономические (наряду с выпуском продукции учитывается и выпуск «побочной продукции» - отходов как загрязнителей среды); в других - экологические, моделируются взаимосвязи экологических факторов, однако результаты расчетов неиспользуются в тех или иных прогнозных или плановых производственных задачах: такова, например, модель природной экосистемы, содержащая уравнения баланса живого органического вещества (биомассы).
Рядом исследователей делаются попытки построения комплексов и систем экологоэкономических моделей в целях планирования и управления состоянием окружающей среды.
Практическое применение (для прогнозирования воздействия структуры экономики на окружающую среду) в ряде стран приобретают расширенные модели межотраслевого баланса, включающие наряду с производственными отраслями также отрасли, уничтожающие вредные отходы. Решающую роль в развитии этого направления сыграли работы В.В. Леонтьева, который утверждал, что «...загрязнение и другие нежелательные (или желательные) внешние эффекты производственной деятельности с чисто практической точки зрения следует рассматривать как часть экономической системы [5]».
Среди многочисленных работ по экологоэкономическому моделированию выделяют два общих подхода: метод системной динамики Дж. Форрестера и метод, основанный на анализе затрат-выпуска, который впервые был применен
В.В. Леонтьевым.
Сторонники первого подхода широко используют экспертные оценки, тем самым снижаются требования к объему информации. Однако при этом возникает опасность получить теоретически необозримую модель, трудно поддающуюся содержательной интерпретации.
Наиболее перспективными являются эколого-экономические модели, основанные на межотраслевом балансе. Одна из таких моделей «Регион».
Модель «Регион» позволяет прогнозировать изменения природной среды под влиянием хозяйственной деятельности, сравнивать альтернатив-
ные по экономической эффективности варианты развития региона с точки зрения их влияния на природную среду, оптимизировать программы развития по критериям, связывающим эффективность экономики и состояние природной среды.
В свете накопившихся в республике социальноэкономических и экологических проблем, с одной стороны, и наметившегося экономического подъема - с другой, исключительно важно выбрать правильный вектор ее развития.
Принимая во внимание геоэкономическую специфику Республики Бурятия, определяемую в решающей степени наличием на ее территории уникальной экосистемы - озера Байкал, а также исходя из задач, сформулированных в утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», таким вектором развития для республики на обозримую перспективу должна стать стратегия перехода к экономически, социально и экологически устойчивому развитию. Эта стратегия будет определять ориентированную на долгосрочный период программу действий республики по сбалансированному и взаимоувязанному решению стоящих перед ней экономических, социальных и экологических проблем.
Модель устойчивого развития делает акцент на обеспечении экономического роста и обусловленного им повышения уровня и качества жизни за счет более экономного и эффективного использования природных ресурсов, развития сфер хозяйственной деятельности с минимально возможным уровнем производственного потребления материальных и энергетических ресурсов, всемерной интеллектуализации хозяйственной деятельности и все более широкого использования энерго- и материалосберегающих и малоотходных технологий.
Одним из центральных положений концепции является то, что переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Таким образом, стратегия перехода республики к устойчивому развитию - это, с одной стороны, стратегия комплексного, системного и сопряженного решения стоящих перед республикой проблем, а с другой - неотъемлемая составная частью общегосударственной стратегии перехода страны на путь устойчивого развития.
Основные элементы нового хозяйственного
механизма, ориентированного на безопасное и рациональное природопользование и обеспечивающего решение важнейших задач и целей стратегии перехода республики к устойчивому развитию, перечислены ниже:
1. Организационно-правовые условия эффективной реализации всей совокупности экологических и социально-экономических мер с помощью действенной системы стимулов и санкций в области природопользования, предусматривающей:
• платность природопользования, включающую в себя плату за пользование природными ресурсами и плату за все виды загрязнения окружающей среды (платежи за нормативные, сверхнормативные и залповые выбросы);
• стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
• увеличение доли использования вторичных ресурсов;
• повышение степени утилизации отходов;
• создание и последовательное применение системы воздействующих на наиболее экологически опасные производства экономических инструментов, включающей экологические акцизы на товары повышенного уровня загрязнения, увеличение налогообложения крупных предприятий добывающего сектора, вызывающих негативные и крупномасштабные изменения природной среды;
• экологическое страхование.
2. Ведение экологического зонирования Байкальской природной территории согласно следующим принципам:
• выделение зон с режимом особого природопользования;
• строгая территориальная привязка зон;
• охранительный принцип, дающий гарантии долговременной работоспособности природного потенциала;
• принцип устойчивого (сбалансированного) развития территории, гарантирующий право местного населения на достойную жизнь.
3. Система лимитирования и лицензирования природопользования, включающая:
• систему экологических регламентаций, норм и правил, обеспечивающих соблюдение специальных режимов хозяйствования по зонам;
• систему экологической экспертизы;
• систему лимитирования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов.
4. Экологический мониторинг с помощью сети наблюдательных пунктов и пунктов обработки данных с информационными системами на базе единой для Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края региональной вычислительной сети.
5. Система экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
6. Система методов экономической оценки негативных экологических воздействий хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и хозяйственных комплексах.
7. Эффективные системы управления природоохранной деятельностью на предприятиях (экологический менеджмент), в том числе соответствующие международным стандартам серии КО 14000. Введение экологических паспортов предприятий с включением в их состав показателей по соответствующим лучшим мировым технологиям и реального плана выхода на такие показатели.
8. Системы экологического контроля, оповещения и действий в чрезвычайных ситуациях.
9. Система массового экологического образования и воспитания, нацеленная на активную пропаганду и укоренение в массовом сознании идей устойчивого развития.
10. Научно-технические исследования, ориентированные на решение задач устойчивого развития.
11. Общественные экологические движения и неправительственные организации, участвующие в решении экологических проблем и осуществлении экологического контроля и мониторинга.
В целом по каждому хозяйственному комплексу республики должен вестись постоянный мониторинг его техногенного воздействия на окружающую природную среду с помощью таких показателей, как объемы забора свежей воды, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; доли экологически опасных, экологически чистых и экологически безопасных отраслей и производств.
На основе указанных частных показателей с помощью интегральных индикаторов должны определяться общий уровень техногенного воздействия каждого хозяйственного комплекса на окружающую природную среду и оценки денежного выражения ущерба, нанесенного ей. Одним из важнейших источников экологического мони-
торинга в республике должна стать обязательная экологическая отчетность предприятий.
Для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, воспроизводству природных ресурсов, компенсации причиненного природопользователем вреда, а также на случай непредвиденных расходов создается единая система экологических фондов. Источниками формирования фондов являются платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и юридических лиц; инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.
Охрана окружающей среды относится к числу центральных задач стратегии. Ее реализация будет обеспечиваться посредством осуществления в предстоящей перспективе глубокой, экологически ориентированной структурной перестройки всей системы хозяйственной деятельности в республике. Наряду с этим предстоит существенно изменить экономический механизм хозяйствования, нацелив его на безопасное и рациональное природопользование, обеспечивающее решение важнейших задач и целей стратегии перехода республики к устойчивому развитию [6]. Одной из важнейших предпосылок экологизации экономического механизма является изменение общественного сознания в республике, утверждение экологически ориентированных форм поведения у основной массы населения Бурятии, у всех субъектов хозяйственной деятельности.
Имеющиеся природно-рекреационные ресурсы Республики Бурятия, их размер и качество, а также потенциальная значимость туристической отрасли для экономики региона позволяют позиционировать будущий туристско-рекреационный комплекс как международный, ориентированный в первую очередь на иностранного туриста.
Цели создания туристско-рекреационной ОЭЗ в Республике Бурятия вытекают прежде всего из российских приоритетов, связанных с созданием благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России, эффективным использованием
богатейших туристско-рекреационных ресурсов и повышением конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта.
Это позволяет реализовывать сценарий развития республики на основе туризма, причем туристско-рекреационный комплекс должен стать источником прорывного системного роста экономики республики.
Создание зоны позволит задействовать механизм привлечения крупных инвестиций на основе государственно-частного партнерства и, что немаловажно, обеспечит регулируемое, экологически безопасное развитие туризма на озере Байкал, являющемся участком Всемирного природного наследия.
При создании туристско-рекреационной особой экономической зоны туристическая отрасль должна стать реальным локомотивом экономики Республики Бурятия.
1. Создание туристско-рекреационной ОЭЗ позволит к 2031 г. достигнуть 1 млн прибытий.
2. Туризм - отрасль с высокой добавленной стоимостью, поэтому прогнозируется при среднегодовом росте прибытий в 10%, рост вклада туризма в ВРП в 17%.
3. При допущении сохранения текущих темпов роста ВРП Республики Бурятия (6% в год) доля туристической отрасли достигнет 6,1%, доля экономики туризма - 21,5% (при рассмотрении мультипликативного эффекта - рост в 3,5 раза).
4. Создание 4,6 тыс. рабочих мест в туристической отрасли и 16 тыс. новых рабочих мест в экономике туризма к 2025 г., средняя месячная заработная плата будет составлять 14 тыс. р.
5. Бюджетная эффективность характеризуется растущим высокими темпами потоком налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты. Поступления в федеральный бюджет и внебюджетные фонды к 2035 г. возрастут на 20% (766 млн р. в год), а налоговые поступления в региональный и местные бюджеты Республики Бурятия - на 26% (1073 млн р. в год).
Так, создание туристско-рекреационной особой экономической зоны должно способствовать улучшению состояния окружающей среды в регионе за счет развития экологически безопасных производств; выравниванию республики по степени обеспеченности и качеству предоставляемых населению социальных услуг; повышению занятости населения, что, в свою очередь, снизит социальную напряженность и обеспечит рост реальных доходов жителей республики [7].
Реализация стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию обеспечит выход Бурятии на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчиво растущей экономикой, наличием самостоятельного среднего класса, стабильным социальным положением. Будет сформирована основа для структурной перестройки республиканского хозяйства и устойчивого развития экономики, преодолено отставание основных макроэкономических показателей Республики Бурятия от среднероссийского уровня, обеспечено опережающее развитие приоритетных экологически ориентированных секторов и производств.
Важным итогом осуществления мероприятий стратегии станет укрепление финансовой базы бюджетов всех уровней за счет обеспечения дополнительных поступлений. Ежегодные отчисления в консолидированный бюджет Российской Федерации к моменту завершения стратегии планируются на уровне 1800 млн р.
Экологическими результатами выполнения мероприятий стратегии будут коренные изменения в промышленной экологии Республики Бурятия и на этой основе сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, поддержание устойчивости и биоразнообразия природных экосистем республики. Экологический эффект оценивается путем сопоставления экологических затрат в рамках конкретных проектов и предотвращенного ущерба атмосфере воздуха, водным и земельным ресурсам, подсчитанного согласно методике, утвержденной Госкомэкологии России. По расчетам, экологические затраты в рамках проектов составят 1942,7 млн р., предотвращенный ущерб
- свыше 89 млн р. в год.
В частности, только перевод вагоноремонтного завода ВСЖД с генераторного газа на пропанбутан позволит сократить выброс вредных веществ в атмосферу на 594 тонны в год; внедрение современных технологий доочистки сточных вод в г. Улан-Удэ, на очистных сооружениях канализации в пос. Заиграево обеспечит уменьшение их сброса до 5 тонн в год. Развитие экологобезопасных производств в АПК снизит выброс вредных веществ в атмосферу на 95 тонн в год, неочищенных сточных вод - на 620 м3 в сутки, производственных отходов - на 2610 тонн в год.
Важнейшим результатом реализации стратегии станет также значительный социальный эффект. Осуществление намечаемых в рамках стратегии проектов и мероприятий обеспечит сохранение
и реконструкцию более 27 тыс. существующих и создание свыше 4 тыс. новых рабочих мест, что снизит социальную напряженность в республике и обеспечит рост реальных доходов населения.
Кроме того, стратегия перехода к устойчивому развитию создаст реальную основу для успешного решения целого ряда важнейших социальноэкономических задач как федерального, так и регионального уровня:
- ускорение социально-экономического развития Республики Бурятия и Российской Федерации в целом;
- содействие эффективной интеграции России в мировое экономическое пространство;
- обеспечение благоприятных условий для привлечения российского и иностранного капитала, передовой техники, технологии и управленческого опыта;
- расширение экспортного потенциала Республики Бурятия.
Несмотря на существующие экономические трудности и экологические проблемы, республика, располагая богатейшими минерально-сырьевыми ресурсами, имеющими устойчивый спрос на рынке, а также обладая удобным географическим положением и открывшимися возможностями для развития внешнеэкономической деятельности, имеет хорошие перспективы для перехода на траекторию устойчивого развития.
Решение во многом взаимосвязанных экономических и экологических проблем региона тре-
бует разработки эколого-экономических моделей динамики его развития.
Литература
1. Повестка на 21 век: извлечения конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). - М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1997. - 31 с.
2. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. - М.: Ноосфера, 1998. - 500 с.
3. Лосев К.С., Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 416 с.
4. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации // Россия на пути к устойчивому развитию. - 1996. - № 5. - С. 64-71.
5. Горстко А.Б., Угольницкий Г.А. Введение в моделирование эколого-экономических систем. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1990. - 112 с.
6. О стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 гг. и период до 2015 г.: постановление правительства Республики Бурятия № 159 от 27 мая 2002 г.
7. Барлуков А.М. Эколого-экономические перспективы устойчивого развития Байкальского региона // Самоидентификация человека и образование: материалы межрегион. науч. конф. (г. Улан-Удэ, 1-4 июля 2010 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С. 75-78.
Барлуков Александр Михайлович, аспирант кафедры экономики Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: 8 (301-2) 21-35-06, e-mail: [email protected]
Barlukov Aleksander Mikhailovich, post-graduate of economy department, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24a, tel. 8 (301-2) 21-35-06, e-mail: [email protected]
УДК 338.48 В.Б. Брюханова
Условия и факторы формирования организованного рекреационного пространства в регионе
В статье рассматриваются проблемы формирования рекреационного пространства, актуальные в условиях неполной занятости и социальной нестабильности общества.
Ключевые слова: рекреация, экономическое пространство, жизнедеятельность, социальные проблемы.
V.B. Bryukhanova
Conditions and factors of organized recreational space forming in the region
The article is devoted to the problems of recreational space forming in the region, which are urgent in modern conditions of underemployment and social unrest.
Keywords: recreation, economic space, vital activity, social problems.
Необходимость сбалансированности экономической и социальной составляющих рыночных преобразований повышает общественную значимость исследования вопросов регионального
управления рекреационной деятельностью, выявления условий и факторов формирования организованного рекреационного пространства (ОРП). «Организованное рекреационное пространство