Научная статья на тему 'Концептуальные основы многопользовательского мониторинга программ модернизации отраслей сельского хозяства'

Концептуальные основы многопользовательского мониторинга программ модернизации отраслей сельского хозяства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОТРАСЛИ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / MONITORING / AGRICULTURE / MODERNIZATION / INDUSTRY DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Еремин Р. В., Озеров П. В.

В статье приведены общие и специфические положения об особенностях мониторинга программ модернизации отраслей сельского хозяйства, проводимого с позиций различных категорий пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF MULTIPLAYER MONITORING OF AGRICULTURAL SECTOR MODERNIZATION PROGRAMS

The paper presents the general and specific view on the rules of monitoring programs for modernization of agricultural sectors. The paper distinguishes monitoring conducted from the positions of various categories of users.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы многопользовательского мониторинга программ модернизации отраслей сельского хозяства»

Библиографический список

1. Казаков, М.Ю. Пространственное развитие экономики региона: теоретические возможности и практические аспекты / М.Ю. Казаков, А.Н. Бобрышев // Russian journal of Earth Sciences. - 2012. - № 12.

2. Дугин, А.Г. Основы геополитики. - М., 1997.

3. Адаменко, Е.А. Формирование перспективных направлений развития субрегиональных социально-экономических систем: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Ставрополь, 2011.

Bibliography

1. Kazakov, M.Yu. Prostranstvennoe razvitie ehkonomiki regiona: teoreticheskie vozmozhnosti i prakticheskie aspektih / M.Yu. Kazakov, A.N. Bobrihshev // Russian journal of Earth Sciences. - 2012. - № 12.

2. Dugin, A.G. Osnovih geopolitiki. - M., 1997.

3. Adamenko, E.A. Formirovanie perspektivnihkh napravleniyj razvitiya subregionaljnihkh socialjno-ehkonomicheskikh sistem: avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk. - Stavropolj, 2011.

Статья поступила в редакцию 09.04.14

УДК 330.34:005.548.1

Yeryomin R.V., Ozerov P.V. CONCEPTUAL BASES OF MULTIPLAYER MONITORING OF AGRICULTURAL SECTOR MODERNIZATION PROGRAMS. The paper presents the general and specific view on the rules of monitoring programs for modernization of agricultural sectors. The paper distinguishes monitoring conducted from the positions of various categories of users.

Key words: monitoring, agriculture, modernization, industry development program.

Р.В. Еремин, канд. эконом. наук, доц. каф. отраслевой и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Донской гос. аграрный университет», п. Персиановский, Е-mail: erv700@yandex.ru; П.В. Озеров, канд. эконом. наук, доц. каф. отраслевой и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Донской гос. аграрный университет», п. Персиановский, Е-mail: Ozerov-petja@rambler.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО МОНИТОРИНГА ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯСТВА

В статье приведены общие и специфические положения об особенностях мониторинга программ модернизации отраслей сельского хозяйства, проводимого с позиций различных категорий пользователей.

Ключевые слова: мониторинг, сельское хозяйство, модернизация, отрасли, программы развития.

Современный этап развития сельского хозяйства характеризуется активизацией межсубъектных и межтерриториальных интеграционных процессов, как в экономической, так и в производственно-технологической сферах, что требует непрерывной диагностики среды их функционирования на предмет выявления структурных и функциональных дисбалансов в развитии отдельных предприятий, асимметрии в функционировании хозяйствующих субъектов отдельных территорий и степени их участия в формировании валового продукта сельскохозяйственной отрасли.

Формирование и осуществление эффективной стратегии модернизации отраслей сельского хозяйства определяет необходимость поиска резервов совершенствования механизмов управления, которое проистекает в основном посредством реализации стратегических целевых программ и проектов, мониторинг эффективности выполнения которых и степени их влияния на последующее развитие отраслей в целом, как правило, проводится фрагментарно, в основном ввиду отсутствия необходимого инструментария. В существующих государственных программах развития сельского хозяйства среди проблем отраслевого менеджмента, решение которых обеспечит устойчивое развитие объектов управления, отмечается необходимость принятия управленческих решений с учетом отраслевых особенностей функционирования отдельных производственных зон, предприятий и целых территорий, что определяет значимость разработки эффективного и оперативного механизма его информационного обеспечения.

Совершенствование механизмов принятия управленческих решений при реализации стратегических векторов модернизации сельского хозяйства должно происходить за счет оптимизации методических подходов к проведению полносистемного, качественного мониторинга, отвечающего запросам всех заинтересованных пользователей [1].

Главенствующая роль мониторинга заключается еще и в том, что он способствует выработке релевантной информации для реализации комплексно-целевых программ модер-

низационных преобразований в отрасли, налаживанию взаимодействия инициаторов модернизации в лице властных структур федерального центра и территориальных органов отраслевого управления [2].

Методологические трудности формирования концепции проведения мониторинга реализации стратегии модернизации отраслей сельского хозяйства, по нашему мнению, во-многом обусловлены отсутствием разработок, позволяющих иметь представление об использовании информационно-аналитической базы в системе принятия стратегических решений отраслевого управления. Важной задачей является поисково-эвристическая постановка и решение проблемы организации постоянного монитори-рования проектируемых и реализуемых стратегических программ развития отрасли в контексте их результативности, эффективности, преемственности, соответствия запросам целевой аудитории и т.д.

Система мониторинга реализации мероприятий развития отраслей сельского хозяйства, как составное звено единой информационно-обслуживающей среды отраслевого менеджмента, должна отвечать следующим требованиям:

1. Обладать существенным прогностическим потенциалом и высокой степенью аналитичности вырабатываемой информации для принятия эффективных управленческих решений.

2. Обеспечивать не тенденциозные параметры оценки с однородной констатацией изолированного факта, такого как «рост» или «снижение», а многоаспектные характеристики изучаемых явлений.

3. Количество показателей мониторинга должно быть оптимальным для получения релевантной информации, при этом диагностика развития процессов модернизации не должна сводиться к статистическому анализу с огромным количеством малоинформативных и противоречащих друг другу показателей, а содержать небольшое количество показателей, наиболее точно отражающих суть изучаемых процессов.

4. Показатели, включаемые в систему мониторинга реализации стратегических направлений развития отраслей сельско-

Мониторинг реализации стратегии модернизации отраслей сельского хозяйства

Целевая Унификация Отраслевые особенности Исходные

аудитория ее аналитических данных, их деятельности требования к

запросы релевантность информации

“-Л-1:'

Базовый блок

Основные Функции Отраслевые Предмет и объект Требования

компоненты элементы мониторинга

Целевые установки

Категориальный состав пользователей

Вариативный

блок

Г осударство

Инвесторы

X

Предприятия

Е

Население

Мониторинг Мониторинг Мониторинг условий Мониторинг условий

эффективности инвестиционного функционир ов ания, функционирования,

реализации стратегии климата в отрасли с мониторинг создания мониторинг создания

целевого учетом реализации рейтинга рейтинга

использования стратегии модернизации экономического экономического

ресурсов отрасли благоприятствования благоприятствования

принципы

I

методы и инструменты

I

принципы

I

методы и инструменты

I

Т

принципы

I

методы и инструменты

I

принципы

методы и инструменты

результат результат результат результат

Сравнительный анализ процесса реализации стратегии модернизации отрасли

Рис. 1. Концептуальная модель системы мониторинга программ и проектов модернизации отраслей сельского хозяйства

го хозяйства должны отражать все аспекты их функционирования и отвечать запросам конечных потребителей вырабатываемой информации.

5. Система мониторинга должна учитывать и строиться с учетом существующих стратегических приоритетов террито-

риального и социально-экономического развития на средне-и долгосрочную перспективу.

6. Нндикативные показатели, включаемые в систему мониторинга должны иметь обоснованную базу сравнения, с целью повышения обоснованности их интерпретации;

7. показатели должны учитывать территориальную индивидуальность и специфические особенности функционирования смежных отраслей и отраслей-контрагентов и др.

8. Мониторинг должен быть построен таким образом, чтобы не только выявить степень эффективности и результативности реализации стратегических направлений отраслевых преобразований, но и диагностировать степень потенциальной возможности саморегулирования.

В настоящее время нет единой утвержденной для всей сельскохозяйственной отрасли методики отслеживания тенденций развития, отсутствует разграниченная система показателей по основным категориям пользователей результатов мониторинга [3]. Но в общем виде методику проведения мониторинга можно представить следующим образом.

На первом этапе происходит принятие управленческого решения о начале мониторинга, затем определяется его цель и объект. Затем утверждается перечень показателей, характеризующих объект мониторинга, определяется набор методов

проведения мониторинга. Немаловажным этапом является сбор достоверной и статистически значимой информации о состоянии объекта мониторинга в разрезе показателей. Затем осуществляется непосредственно обработка информации, её анализ, с последующим изучением и экономической интерпретацией полученных результатов.

Вместе с тем реализация подобного алгоритма применительно к процессам развития отраслей сельского хозяйства требует научной разработки концептуальных элементов общеметодологического и специфического порядка (рис. 1).

Формирование системы мониторинга реализации стратегии модернизации отраслей сельского хозяйства на основе обозначенных в исследовании подходов и принципов создаст комплекс организационно-экономических предпосылок для повышения управляемости отраслью, для целей её дальнейшего развития и решения проблем продовольственной и экономической безопасности.

Библиографический список

1. Еремин, Р.В. Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона с позиции различных групп пользователей II Управление экономическими системами: электронный интернет-журнал. - 2011. - № 4.

2. Озеров. П.В Использование программно-целевого подхода в развитии поляризованного экономического пространства II Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 23.

3. Бобрышев, А.Н. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона I А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков I I Kant. - 2011. - № 2.

Bibliography

1. Eremin, R.V. Osobennosti provedeniya monitoringa socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona s pozicii razlichnihkh grupp poljzovateleyj // Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnihyj internet-zhurnal. - 2011. - № 4.

2. Ozerov. PV Ispoljzovanie programmno-celevogo podkhoda v razvitii polyarizovannogo ehkonomicheskogo prostranstva // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). - 2011. - № 23.

3. Bobrihshev, A.N. Konceptualjnihe osnovih monitoringa socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona / A.N. Bobrihshev, M.Yu. Kazakov // Kant. - 2011. - № 2.

Статья поступила в редакцию 02.04.14

УДК 657

Kobylatova M.F., Kusch Ye.N. TAX ADMINISTRATION: BASICS, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS.

The paper studies approaches to the definition of tax administration, reveals its main problems and prospects of development in Russia.

Key words: special tax regimes, patent system of taxation, individual entrepreneurs, potential income, preferences.

М.Ф. Кобылатова, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь; Е.Н. Кущ, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: darkabyss@mail.ru

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены подходы к определению сущности налогового администрирования, выявлены его основные проблемы и перспективы развития в России.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налог, органы, система.

Налоговая система любой страны является важнейшим механизмом воздействия на рыночные отношения, эффективность функционирования которого предопределяет финансовое благополучие государства в целом. Существенные изменения в налоговых системах большинства стран мира, внесенные за последние двадцать лет, способствовали повышению собираемости налогов, усилению их контролирующей и регулирующей функций, совершенствованию налогового администрирования.

Среди первостепенных задач налогового администрирования выделяются: формирование объективно обоснованной налоговой политики, защищающей внутренние рынки страны от иностранной конкуренции, путем введения дополнительных налоговых стимулов и ограничений; разработка таких мер в области налогообложения, которые способствуют развитию малого бизнеса в стране, контролируют организаций-монополистов и не препятствуют реализации программ социальной поддержки на-

селения; прогнозирование и планирование налоговых поступлений и составление на базе полученных данных расчетов перспективного роста доходности отдельных субъектов экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговое администрирование основывается на принципах, установленных ст. 3 НК РФ. К ним относятся законность, презумпция невиновности налогоплательщика, равенство перед законом, определенность элементов налогов, стабильность налоговой системы, единство экономического пространства и другие [1].

Таким образом, налоговое администрирование призвано обеспечивать эффективность проводимой налоговой политики, в рамках установленного законодательства о налогах и сборах. От того, насколько успешной будет деятельность компетентных государственных органов в этой области, зависит экономическое благополучие населения страны. Слабо развитая система налогового администрирования не способна обеспечить соблю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.