Раздел 9 ЭКОНОМИКА
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 338.12
Gurova S.L. ^ASTAL REGIONS AS A SPECIAL GROUP OF OBJECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC REGULATION. The paper presents a theoretical approach to the consideration of the prospects of development of coastal regions as a separate type of classification group of social and economic policy, based on consideration of the territorial competitive advantages due to tellurocratic and tallasocratic factors.
Key words: coastal regions, socio-economic development, tellurocraty, tallasocraty.
С.Л. Гурова, аспирант каф. экономики и менеджмента ЧОУ ВПО «Северо-Кавказский институт бизнеса,
инженерных и информационных технологий», г. Армавир, Е-mail: [email protected]
ПРИБРЕЖНЫЕ РЕГИОНЫ КАК ОСОБАЯ ГРУППА ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье представлен теоретический подход к рассмотрению перспектив развития регионов прибрежного типа как отдельной классификационной группы объектов социально-экономической политики, основанный на рассмотрении территориальных конкурентных преимуществ, обусловленных теллурократическими и талла-сократическими факторами.
Ключевые слова: прибрежные регионы, социально-экономическое развитие, теллурократия, талла-сократия.
Сложившаяся палитра регионов как объектов социальноэкономической политики государства определяет индивидуально-адаптивные подходы к регулированию параметров их развития в экономическом и пространственном аспектах. Традиционно по типу пространственной локализации, во-многом детерминирующей экономические характеристики территорий, выделяют следующие типы субъектов: центральные, срединные, периферийные, приграничные, анклавные. [1]. В то же время из сферы теоретических и методико-прикладных исследований, по нашему мнению, необоснованно «выпадает» еще один тип территориальных формирований - регионы прибрежного типа. Перспективы их развития нами связываются с теорией новых форм пространственной организации экономики, опирающиеся на сетевые, мультилокационные образования, а также с разработкой концептуальных положений, базирующихся на учете теллуро-и талассократических факторов.
Применение такого подхода к исследованию условий, факторов и перспектив развития рассматриваемых нами прибрежных регионов обусловлено достаточно исследованным и распространенным характером отраслевых и пространственно-экономических направлений региональной науки. По мнению авторов, исследуемый тип регионов, его особенности следует рассматривать в неразрывной связи с факторами и условиями размещения и специализации, обусловленными морем и сушей как главными доминантами их образования.
Данный подход базируется на положениях фундаментального дуализма геополитики, отраженного в географическом устройстве территорий и их цивилизационного развития. Этот дуализм выражается в противопоставлении «теллурократии» (сухопутного могущества) и «талассократии» (морского могущества) [2].
«Теллурократия», «сухопутное могущество», связано с фик-сированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентаций и характеристик [2].
«Талассократия», «морское могущество» представляет собой тип цивилизации, основанной на противоположных установках. Этот тип динамичен, подвижен, склонен к техническому развитию. Его приоритеты - кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индивидуального предпринимательства [2].
Рассмотрим особенности теллуро- и талассократичной природы прибрежных регионов России. Следует отметить, что на территории прибрежных регионов в настоящее время проживает свыше 22 млн. человек постоянного населения. Среди данного типа региональных субъектов можно выделить три условных подгруппы:
1 подтип - демографически обеспеченные и развитые в социально-экономическом плане субъекты побережья Балтики, Черного и Азовского морей, Юг Приморья и Сахалина;
2 подтип - сложные в демографическом плане и малообеспеченные инфраструктурными объектами регионы Севера, побережья Карского моря, Дальнего Востока;
3 подтип - сложнодоступные, но ресурсоизбыточные регионы Курил, Корякское побережье Берингова моря, а также обширные районы побережья Охотского и Чукотского морей.
Прежде всего, теллурократичным по своему происхождению следует считать преимущества регионов, обусловленные наличием обширных и зачастую всесезонных зон отдыха и примыкающих к ним сервисных территорий туристско-рекреационной специализации экономики. Сухопутная пограничность с рядом иностранных государств обуславливает разнообразие и насыщенность торгово-производственных связей, а также полиэтнические особенности территории. В этой зоне активно про-
Рис. 1. Конкурентные преимущества прибрежных регионов в контексте влияния теллуро- и талласократических факторов
текают также миграционные и транзитно-трансфертные процессы, что обусловлено развитостью дорожной сети, дружественным характером международных отношений. В этой связи прибрежные регионы следует рассматривать с позиций «входных ворот» для ресурсов, капитала, знаний, технологий и товаров.
Помимо туристической и досуговой специализации экономики, следует выделить судостроительную и судоремонтную ориентацию промышленности, развитое портовое хозяйство, дороги и таможенные посты в инфраструктурном плане. Кроме того, традиционно южные регионы благоприятны для развития отраслей сельского хозяйства, обладающих существенным экспортно-ориентированным потенциалом.
Говоря о влиянии на социально-экономическое развитие прибрежных регионов факторов талассократического характера, в первую очередь, следует выделить влияние рыбопромышленного промысла и близости морских коммуникаций. Выгодное географическое положение большинства регионов позволяет активно организовывать и использовать торговые связи со странами Восточной Азии, Океании, средиземноморского бассейна и Атлантического океана, формировать и эксплуатировать инфраструктуру для транспортировки углеводородов.
В геополитическом аспекте усиление барьерных функций прибрежных регионов следует рассматривать как реакцию на наличие прилегающих морских границ ряда стран, достаточно сильных в экспансионном плане. Поэтому обустройство приграничной инфраструктуры, таможенных и физических барьеров является неотъемлемым атрибутом регионального компонента общегосударственной политики.
В этом плане рассматриваемые нами прибрежные регионы, в соответствии с теорией талассократичности, опираются на линейность цепочек прибрежных городов-портов с дисклока-цией в них военных баз [3].
Следует также принимать во внимание детерминанту наличия лечебных и ихтиологических ресурсов моря, которые во
многом обусловлены меромиктическим характером водной поверхности. Это позволяет вести промышленную рыбную ловлю, в том числе, используя донное траление, что в значительной доле определяет социально-экономический профиль рассматриваемых регионов.
Подводя итог, следует отметить, что предложенная нами позиция рассмотрения прибрежных регионов в контексте влияния факторов и условий талассократической и теллурократичес-кой природы обладает более высоким уровнем теоретического познания и обобщения и позволяет в геополитическом, геоэко-номическом контексте объяснять, прогнозировать развитие тех или иных явлений и процессов в них, объединенных не только территориальной общностью, но и смежностью и переплетением отраслевых, социально-экономических, культурных, этно-кон-фессиональных связей (рис. 1).
В контексте использования положений представленного нами теоретического подхода сформулируем направления пространственно-экономического развития прибрежных регионов с учетом детерминант их конкурентных преимуществ:
- формирование на базе прибрежных регионов специальных зон туристско-рекреационного типа;
- создание региональных агентств по использованию ресурсов прибрежных субъектов;
- выделение особых экономических зон общефедерального масштаба;
- создание новых пространственно-сетевых конструкций на базе вовлечения имеющейся прибрежной инфраструктуры в экономические локусы промышленного и аквакультурного характера.
Выделенные сущностно-специфические особенности прибрежных регионов позволяют разрабатывать более детальные программы, планы и проекты комплексного социально-экономического развития их территорий, с целью реализации теллуро-и талласократических конкурентных преимуществ.
Библиографический список
1. Казаков, М.Ю. Пространственное развитие экономики региона: теоретические возможности и практические аспекты / М.Ю. Казаков, А.Н. Бобрышев // Russian journal of Earth Sciences. - 2012. - № 12.
2. Дугин, А.Г. Основы геополитики. - М., 1997.
3. Адаменко, Е.А. Формирование перспективных направлений развития субрегиональных социально-экономических систем: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Ставрополь, 2011.
Bibliography
1. Kazakov, M.Yu. Prostranstvennoe razvitie ehkonomiki regiona: teoreticheskie vozmozhnosti i prakticheskie aspektih / M.Yu. Kazakov, A.N. Bobrihshev // Russian journal of Earth Sciences. - 2012. - № 12.
2. Dugin, A.G. Osnovih geopolitiki. - M., 1997.
3. Adamenko, E.A. Formirovanie perspektivnihkh napravleniyj razvitiya subregionaljnihkh socialjno-ehkonomicheskikh sistem: avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk. - Stavropolj, 2011.
Статья поступила в редакцию 09.04.14
УДК 330.34:005.548.1
Yeryomin R.V., Ozerov P.V. CONCEPTUAL BASES OF MULTIPLAYER MONITORING OF AGRICULTURAL SECTOR MODERNIZATION PROGRAMS. The paper presents the general and specific view on the rules of monitoring programs for modernization of agricultural sectors. The paper distinguishes monitoring conducted from the positions of various categories of users.
Key words: monitoring, agriculture, modernization, industry development program.
Р.В. Еремин, канд. эконом. наук, доц. каф. отраслевой и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Донской гос. аграрный университет», п. Персиановский, Е-mail: [email protected]; П.В. Озеров, канд. эконом. наук, доц. каф. отраслевой и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Донской гос. аграрный университет», п. Персиановский, Е-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО МОНИТОРИНГА ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯСТВА
В статье приведены общие и специфические положения об особенностях мониторинга программ модернизации отраслей сельского хозяйства, проводимого с позиций различных категорий пользователей.
Ключевые слова: мониторинг, сельское хозяйство, модернизация, отрасли, программы развития.
Современный этап развития сельского хозяйства характеризуется активизацией межсубъектных и межтерриториальных интеграционных процессов, как в экономической, так и в производственно-технологической сферах, что требует непрерывной диагностики среды их функционирования на предмет выявления структурных и функциональных дисбалансов в развитии отдельных предприятий, асимметрии в функционировании хозяйствующих субъектов отдельных территорий и степени их участия в формировании валового продукта сельскохозяйственной отрасли.
Формирование и осуществление эффективной стратегии модернизации отраслей сельского хозяйства определяет необходимость поиска резервов совершенствования механизмов управления, которое проистекает в основном посредством реализации стратегических целевых программ и проектов, мониторинг эффективности выполнения которых и степени их влияния на последующее развитие отраслей в целом, как правило, проводится фрагментарно, в основном ввиду отсутствия необходимого инструментария. В существующих государственных программах развития сельского хозяйства среди проблем отраслевого менеджмента, решение которых обеспечит устойчивое развитие объектов управления, отмечается необходимость принятия управленческих решений с учетом отраслевых особенностей функционирования отдельных производственных зон, предприятий и целых территорий, что определяет значимость разработки эффективного и оперативного механизма его информационного обеспечения.
Совершенствование механизмов принятия управленческих решений при реализации стратегических векторов модернизации сельского хозяйства должно происходить за счет оптимизации методических подходов к проведению полносистемного, качественного мониторинга, отвечающего запросам всех заинтересованных пользователей [1].
Главенствующая роль мониторинга заключается еще и в том, что он способствует выработке релевантной информации для реализации комплексно-целевых программ модер-
низационных преобразований в отрасли, налаживанию взаимодействия инициаторов модернизации в лице властных структур федерального центра и территориальных органов отраслевого управления [2].
Методологические трудности формирования концепции проведения мониторинга реализации стратегии модернизации отраслей сельского хозяйства, по нашему мнению, во-многом обусловлены отсутствием разработок, позволяющих иметь представление об использовании информационно-аналитической базы в системе принятия стратегических решений отраслевого управления. Важной задачей является поисково-эвристическая постановка и решение проблемы организации постоянного монитори-рования проектируемых и реализуемых стратегических программ развития отрасли в контексте их результативности, эффективности, преемственности, соответствия запросам целевой аудитории и т.д.
Система мониторинга реализации мероприятий развития отраслей сельского хозяйства, как составное звено единой информационно-обслуживающей среды отраслевого менеджмента, должна отвечать следующим требованиям:
1. Обладать существенным прогностическим потенциалом и высокой степенью аналитичности вырабатываемой информации для принятия эффективных управленческих решений.
2. Обеспечивать не тенденциозные параметры оценки с однородной констатацией изолированного факта, такого как «рост» или «снижение», а многоаспектные характеристики изучаемых явлений.
3. Количество показателей мониторинга должно быть оптимальным для получения релевантной информации, при этом диагностика развития процессов модернизации не должна сводиться к статистическому анализу с огромным количеством малоинформативных и противоречащих друг другу показателей, а содержать небольшое количество показателей, наиболее точно отражающих суть изучаемых процессов.
4. Показатели, включаемые в систему мониторинга реализации стратегических направлений развития отраслей сельско-