Научная статья на тему 'Налоговое администрирование: сущность, проблемы, перспективы развития'

Налоговое администрирование: сущность, проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
888
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГ / ОРГАНЫ / СИСТЕМА / SPECIAL TAX REGIMES / PATENT SYSTEM OF TAXATION / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / POTENTIAL INCOME / PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобылатова М. Ф., Кущ Е. Н.

В статье рассмотрены подходы к определению сущности налогового администрирования, выявлены его основные проблемы и перспективы развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION: BASICS, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The paper studies approaches to the definition of tax administration, reveals its main problems and prospects of development in Russia.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование: сущность, проблемы, перспективы развития»

7. показатели должны учитывать территориальную индивидуальность и специфические особенности функционирования смежных отраслей и отраслей-контрагентов и др.

8. Мониторинг должен быть построен таким образом, чтобы не только выявить степень эффективности и результативности реализации стратегических направлений отраслевых преобразований, но и диагностировать степень потенциальной возможности саморегулирования.

В настоящее время нет единой утвержденной для всей сельскохозяйственной отрасли методики отслеживания тенденций развития, отсутствует разграниченная система показателей по основным категориям пользователей результатов мониторинга [3]. Но в общем виде методику проведения мониторинга можно представить следующим образом.

На первом этапе происходит принятие управленческого решения о начале мониторинга, затем определяется его цель и объект. Затем утверждается перечень показателей, характеризующих объект мониторинга, определяется набор методов

Библиографический список

проведения мониторинга. Немаловажным этапом является сбор достоверной и статистически значимой информации о состоянии объекта мониторинга в разрезе показателей. Затем осуществляется непосредственно обработка информации, её анализ, с последующим изучением и экономической интерпретацией полученных результатов.

Вместе с тем реализация подобного алгоритма применительно к процессам развития отраслей сельского хозяйства требует научной разработки концептуальных элементов общеметодологического и специфического порядка (рис. 1).

Формирование системы мониторинга реализации стратегии модернизации отраслей сельского хозяйства на основе обозначенных в исследовании подходов и принципов создаст комплекс организационно-экономических предпосылок для повышения управляемости отраслью, для целей её дальнейшего развития и решения проблем продовольственной и экономической безопасности.

1. Еремин, РВ. Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона с позиции различных групп пользователей // Управление экономическими системами: электронный интернет-журнал. - 2011. - № 4.

2. Озеров. П.В Использование программно-целевого подхода в развитии поляризованного экономического пространства // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 23.

3. Бобрышев, А.Н. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков / / Kant. - 2011. - № 2.

Bibliography

1. Eremin, R.V. Osobennosti provedeniya monitoringa socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona s pozicii razlichnihkh grupp poljzovateleyj // Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnihyj internet-zhurnal. - 2011. - № 4.

2. Ozerov. P.V Ispoljzovanie programmno-celevogo podkhoda v razvitii polyarizovannogo ehkonomicheskogo prostranstva // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). - 2011. - № 23.

3. Bobrihshev, A.N. Konceptualjnihe osnovih monitoringa socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona / A.N. Bobrihshev, M.Yu. Kazakov // Kant. - 2011. - № 2.

Статья поступила в редакцию 02.04.14

УДК 657

Kobylatova M.F., Kusch Ye.N. TAX ADMINISTRATION: BASICS, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS.

The paper studies approaches to the definition of tax administration, reveals its main problems and prospects of development in Russia.

Key words: special tax regimes, patent system of taxation, individual entrepreneurs, potential income, preferences.

М.Ф. Кобылатова, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь; Е.Н. Кущ, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: darkabyss@mail.ru

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены подходы к определению сущности налогового администрирования, выявлены его основные проблемы и перспективы развития в России.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налог, органы, система.

Налоговая система любой страны является важнейшим механизмом воздействия на рыночные отношения, эффективность функционирования которого предопределяет финансовое благополучие государства в целом. Существенные изменения в налоговых системах большинства стран мира, внесенные за последние двадцать лет, способствовали повышению собираемости налогов, усилению их контролирующей и регулирующей функций, совершенствованию налогового администрирования.

Среди первостепенных задач налогового администрирования выделяются: формирование объективно обоснованной налоговой политики, защищающей внутренние рынки страны от иностранной конкуренции, путем введения дополнительных налоговых стимулов и ограничений; разработка таких мер в области налогообложения, которые способствуют развитию малого бизнеса в стране, контролируют организаций-монополистов и не препятствуют реализации программ социальной поддержки на-

селения; прогнозирование и планирование налоговых поступлений и составление на базе полученных данных расчетов перспективного роста доходности отдельных субъектов экономики.

Налоговое администрирование основывается на принципах, установленных ст. 3 НК РФ. К ним относятся законность, презумпция невиновности налогоплательщика, равенство перед законом, определенность элементов налогов, стабильность налоговой системы, единство экономического пространства и другие [1].

Таким образом, налоговое администрирование призвано обеспечивать эффективность проводимой налоговой политики, в рамках установленного законодательства о налогах и сборах. От того, насколько успешной будет деятельность компетентных государственных органов в этой области, зависит экономическое благополучие населения страны. Слабо развитая система налогового администрирования не способна обеспечить соблю-

дение налогоплательщиками действующего налогового законодательства. Это способствует развитию теневого сектора экономики, уменьшению объема налоговых поступлений в бюджет, и, как следствие, снижению уровня жизни граждан. В налоговом администрировании широко используются методы планирования и прогнозирования. Они не только помогают в реализации фискальной функции налогов, но и обеспечивают возможность оптимизировать тактику и стратегию регулирования налоговых правоотношений.

Помимо планирования и прогнозирования, в осуществлении эффективного налогового администрирования помогают методы регулирования и налогового контроля. Налоговое регулирование предполагает своевременное внесение поправок в налоговую политику страны с целью достижения прозрачности, ясности и открытости действующего правового механизма. Сущность налогового контроля, как метода налогового администрирования, выражается в контроле налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками нормативных актов о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой их уплаты (перечисления) в консолидированный бюджет.

Существенным недостатком в организации работы налоговых органов на сегодняшний день является отсутствие такой концепции, которая бы объединила методологию налогообложения с автоматизированной системой и организационной структурой налоговых органов. С каждым годом на налоговый учет становятся все больше физических и юридических лиц, но действующая система электронного документооборота, не способна обеспечивать оперативное взаимодействие инспекций между субъектами страны.

В настоящее время для повышения эффективности налогового администрирования требуются следующие условия: максимальная автоматизация процесса сбора, обработки и хранения бухгалтерской и налоговой отчетности; создание централизованного информационного пространства с возможностью оперативного получения необходимых данных для проведения контрольных мероприятий; стандартизация функциональности налогового администрирования; унификация программно-технических комплексов. Важным направлением в совершенствовании налогового администрирования является перераспределение всех функций в области налогообложения между компетентными государственными органами. Интеграция полномочий позволит налоговым органам осуществлять деятельность только в рамках налоговых правоотношений и освободит от излишнего документооборота.

Среди приоритетных направлений налоговой политики РФ остается совершенствование налогового администрирования. В частности, особое внимание уделяется противодействию уклонения от уплаты налогов путем размещения средств в оффшорных зонах. Планируется разработка документа, в соответствии с которым будет разрешен обмен налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями. С учетом

Библиографический список

того, что одним из обязательных положений вышеупомянутого документа будет возможность российских налоговых органов участвовать в налоговых проверках на территории стран-оффшоров, аналогичная возможность на взаимной основе будет предоставлена представителям налоговых органов таких стран. Поскольку подобные положения не соответствуют положениям законодательства РФ, во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями, планируется внесение изменений в статью 87 НК РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в РФ, когда это предусмотрено соответствующим международным соглашением [2].

Важным аспектом в совершенствовании налогового администрирования является также борьба с «фирмами-однодневками». Для реализации данного направления налоговым органам будут предоставлены дополнительные полномочия в части камеральных проверок, истребования необходимых для проведения мер по контролю документов, установлении фактов участия бе-нефициариев в схемах уклонения от уплаты налоговых платежей. Среди прочих мер по улучшению механизма налогового администрирования хотелось бы выделить следующие: расширение использования института банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), в том числе в случаях изменения сроков уплаты налогов (сборов); увеличение до одного месяца срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок; уточнение положений Кодекса об учете в налоговых органах организаций (в частности, управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, организаций - ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков); уточнение обязанностей органов, осуществляющих регистрацию и миграционный учет физических лиц по месту жительства, а также регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, информировать налоговые органы о фактах такой регистрации или постановке на учет, либо о фактах рождения и смерти физических лиц; установление обязанности налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей информировать налоговые органы о заключении и прекращении договоров простого товарищества, а также об участниках таких договоров [2].

Направления совершенствования налогового администрирования призваны повысить собираемость налоговых платежей в консолидированный бюджет. Становление администрирования в нашей стране занимает длительный период времени, так как специфика экономики России не позволяет в полной мере использовать опыт зарубежных стран. Попытки компенсировать недостающие в бюджет налоговые платежи путем повышения ставок налогов, приводят к развитию теневого сектора экономики и, как следствие, еще меньшей налоговой доходности. Поэтому налоговое администрирование было и остается главным инструментом налоговой политики любого государства.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 25 января 2013 г. - М., 2013.

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) [Э/р] «КонстультантПлюс».

Bibliography

1. Nalogovihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii. Chasti pervaya i vtoraya: tekst s izm. i dop. na 25 yanvarya 2013 g. - M., 2013.

2. Osnovnihe napravleniya nalogovoyj politiki Rossiyjskoyj Federacii na 2014 god i na planovihyj period 2015 i 2016 godov (odobreno Praviteljstvom RF 30.05.2013) [Eh/r] «KonstuljtantPlyus».

Статья поступила в редакцию 04.04.14

УДК 332.1: 330

Ozerov P. V,, Yeryomin R. V. DEVELOPMENT SYSTEM OF MONITORING AND DIAGNOSTICS OF REALIZATION OF DEVELOPMENTAL PROGRAMS OF TERRITORIES. The article reveals the basics of the scientific and methodological ideas of formation and use of monitoring and diagnostics of programs for development of territories based of multiparametric assessment of the main stages of program-oriented management with the use of expert's reports.

Key words: region, socio-economic development, software-oriented management, monitoring, diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.