4. Рассадин В.И. Сложение группы непроизводных субстантивов в бурятском языке // История развития бурятского языка: сб. ст. Улан-Удэ : изд-во БНЦ СО РАН, 2006. С. 3-16.
5. Гурулев С.А. Реки Байкала: происхождение названий. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. 112 с.
6. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; СПб. : Университетская книга, 2002. 272 с.
7. Болд Л. ТYрэг-монгол хэлний Yндсэн тооны нэрийн гарлын болон бYтцийн харьцуулсан судалгаа // Nomadic Studies. Bulletin №8. Улаанбаатар, 2004. Х. 94-116.
8. Рамстедт Г. Введение в алтайское языкознание. Морфология. М. : Изд-во ин. лит-ры, 1957. 254 с.
9. Брагинская Н.В. Кто такие мирмидонцы? // От мифа к литературе: сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. М. : Изд-во РГГУ, 1993. С. 231-256.
10. Цымбурский В.Л. «Друг» и «дрожь»: к этимологии нескольких слов с затемненной внутренней формой // Режим доступа: http://russ.ru/academ (дата обращения -22.02.2010 г.)
С.А. Тигина
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Современное языковое образование закономерно мыслится как психолингвистическое в своей основе и рассматривает язык как достояние индивида, или живое знание, акцентирует специфику функционирования языковых знаний в индивидуальном сознании человека (А. А. Леонтьев, А. А. Залевская и др.).
Современный этап развития требует качественно новых подходов к языковому образованию, направленных и на овладение определённой суммой знаний о том, как устроен язык, как он функционирует: как мы воплощаем смыслы в слова (говорим и пишем), как переходим от прочитанного или услышанного к смыслу (понимаем прочитанное или услышанное) (А.А. Леонтьев), и на формирование и развитие психолингвистической компетенции.
Уточнение сущности психолингвистической компетенции делает необходимым определение её структуры и содержания, а также механизмов реализации.
Анализ структуры языковой личности (лингводидактическая модель Ю. Н. Караулова [4. С. 48-68]) в психолингводидактической проекции позволяет выделить в структуре психолингвистической компетенции три компонента: когнитивный, мыслеречедеятельностный и личностно-смысловой (модифицированный вариант концепции [8. С. 2-13]).
Когнитивный компонент психолингвистической компетенции, участвующий в репрезентации (кодировании) и в трансформации информации, включает совокупность следующих элементов:
- лингвистических (в том числе речеведческих) понятий и формируемых на их основе знаний о системе языка;
- языковых операций в качестве средств для выполнения речевых действий, в том числе текстовых (инвентивных - отбор содержания, диспозитивных - выстраивание композиции, элокутивных - языковое оформление текстов различных типов, стилей речи, речевых жанров);
- коммуникативной деятельности (использование языковых средств и функциональных разновидностей текстов в типовых речевых ситуациях: в продуктивном и рецептивном регистрах, монологическом и диалогическом режимах, устной и письменной формах речевой деятельности).
Мыслеречедеятельностный компонент, рассматриваемый нами как комбинация успешно сочетаемых навыков и умений в зависимости от коммуникативного контекста, включает в себя:
- понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию), предполагающее в последующем продуктивное воспроизведение текста с разной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- чтение текстов разных стилей и жанров и владение разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлечение информации из различных источников;
- создание текстов различных стилей и жанров (письмо, рассказ, заметка, доклад и
т.д.);
- выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мыслями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободное, правильное изложение собственных мыслей в устной и письменной форме при соблюдении норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), а также адекватное выражение отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- речевой самоконтроль, оценку своей речи с точки зрения её правильности, способность к рефлексии и совершенствованию собственных текстов [6. С. 77].
Личностно-смысловой компонент, ориентированный на эволюционный путь от личностной составляющей, от национально-специфической ориентации к глобальному полилогу, составляют:
- мировоззренческие и ценностные установки, идеологические стереотипы;
- коммуникативные и познавательные потребности;
- мотивы речевого поведения.
Анализ известных теоретико-методологических построений структуры и механизмов речевой деятельности (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя), сопровождаемый сложными процессами порождения и восприятия речи (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. А. Зимняя, А. А. Залевская, Т. В. Ахутина и др.), некоторых концепций классической риторики и неориторики (А. К. Михальская), в частности этапов универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову» (инвенция - изобретение содержания речи, диспозиция - расположение изобретённого, элокуция - языковое оформление высказывания, меморио - запоминание, акцио - произнесение), позволяет условно выделить пять механизмов реализации психолингвистической компетенции. Допускаем следующее определение процесса реализации психолингвистической компетенции как специфического образования в структуре языковой личности - это комплекс взаимообусловленных мыслере-чевых умений, с помощью которого реализуются мотивирующий, смыслоформирующий, моторный, мнемонический и контрольный механизмы данного вида компетенции (конкретные мыслеречевые умения частично характеризуются нами по М.С. Соловейчик [7. С. 233238]).
Мотивирующий механизм психолингвистической компетенции обеспечивает порождение речевой интенции при реализации общего замысла (самого общего нерасчленённого смысла высказывания) и умение не только осознавать потребность речемыслительного действия (по Б. Скиннеру, - это мотив речевого высказывания или требование к выполнению определённого действия, обращение информационного характера (сообщение) и, наконец, желание выразить в языковой форме (т.е. сформулировать) какую-либо мысль [5. С. 260] (выделено мной. - С. Т.), но и прогнозировать результат этого действия (предполагать тему, цель, речевую ситуацию, стиль, тип речи, жанр планируемого дискурса).
Смыслоформирующий механизм реализации психолингвистической компетенции лежит в основе развития образа результата речемыслительного действия, его смыслового программирования и определяет выбор стратегии/(-ий) порождения будущего высказывания на этапе создания, построения и языкового оформления высказывания/речи (в классической терминологии инвенции, диспозиции, элокуции). В соответствии с этим целесообразным представляется выделение инвентивной, диспозитивной и элокутивной опор в составе смыс-лоформирующего механизма, позволяющих обеспечить мыслительный анализ как содержательной стороны речи, так и её структурной организации и языкового оформления.
Инвентивная опора предопределяет когнитивную стратегию, вычленяющую основные смысловые элементы предметного содержания речевого высказывания и формирующую иерархию смысловых единиц в контексте будущего дискурса. Инвентивная опора обеспечивает умение осознавать тему и основную мысль высказывания, разграничивать известную и новую, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, выделять возможные микротемы, их примерное содержание и смысловую иерархию.
Диспозитивная опора может обусловливать коммуникативную стратегию, выстраивающую логику предмета речи и жанра, тем самым определяя последовательность отображения смысловых единиц в речевом высказывании с учётом правил их комбинирования. Диспозитивная опора обеспечивает умение намечать/понимать ход развития мысли, планировать последовательность микротем (в рецептивном регистре - понимать логику построения высказывания).
Элокутивная опора становится основой языковой стратегии, включающей отбор слов по их основным семантическим признакам, дифференциацию слов по их значению, нахождение (выбор из имеющихся «эталонов») грамматической конструкции, определение места элемента (выбранного по значению слова) в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками (выбор нужной словоформы из соответствующего ряда грамматических форм слова). Элокутивная опора определяет умение формулировать мысль, обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений между собой, соблюдать нормы литературного языка, выбирать языковые средства с учётом задачи речи, речевой ситуации, основной мысли и содержания высказывания (в рецептивном регистре - умение понимать значения слов, контекстуальную смысловую нагрузку слов, форм слов, синтаксических конструкций, интонаций) (трансформированный вариант концепции [2. С. 49-52]).
Моторный механизм реализации психолингвистической компетенции определяет произносительную стратегию и стратегию письма в конкретной речевой ситуации. Обеспечивает речепроизносительные умения (фонационные, артикуляционные, ритмико-слоговые, темпо-ритмические), умение мелодико-интонационного и эмоционально-выразительного оформления речевого высказывания, соблюдая орфоэпические и другие языковые нормы (в устной речи); графические, каллиграфические, орфографические, пунктуационные умения (в письменной речи).
Мнемонический механизм реализации психолингвистической компетенции обеспечивает функционирование единой информационной базы (памяти), из которой черпаются все необходимые для реализации соответствующих процессов единицы и стратегии оперирования ими [3. С. 358]. Мнемонический механизм регулирует процессы актуализации (извлечения из памяти) знаний и представлений о способах осуществления речевой коммуникации, знания о социальных правилах (нормах) речевого общения в различных ситуациях реализации речевой деятельности, правил языкового оформления речевых высказываний, соответствующих понятию «языковая норма», речевых, языковых и социальных «эталонов» тех единиц или элементов, из которых складываются соответствующие стороны речевой деятельности (например, эталоны нормативного звукового образа отдельных слов и словосочетаний, грамматические эталоны словоформ, речедвигательные эталоны, необходимые для процесса реализации речи). Так, мнемонический механизм фундирует все стороны речевого процесса, включая как содержательный аспект речи, так и аспект её языкового выражения.
Контролирующий механизм реализации психолингвистической компетенции выполняет сличение и оценку соответствия внутреннего и внешнего оформления речевого высказывания эталону языковой/речевой памяти индивида и замыслу в целом, а также коррекцию «вербализации» (словесного выражения) основной идеи и предметного содержания сообщения. Так, речь идёт о наличии «множественного контроля» (А. А. Залевская). Рассматриваемый механизм обеспечивает умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, оценивать содержание, языковые средства с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения, требований культуры речи, оценивать этическую сторону речевого поведения, вносить необходимые коррективы (в продуктивном регистре); умение понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, осознавать степень своего понимания чужого высказывания, глубину проникновения в его смысл, пользоваться приёмами совершенствования понимания сообщения (выяснение значений незнакомых слов, постановка вопросов, возвращение к прочитанному и т.д.).
Таким образом, смена ориентаций языкового образования, функционирование в нём психолингвистической парадигмы обусловили необходимость структурировать компетенцию языковой личности обучаемого и смоделировать механизмы её формирования в контексте психолингводидактической концепции. В связи с этим в рамках нашего исследования мы выделяем психолингвистическую компетенцию, которая представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из когнитивного, мыслеречедеятельностного и личностно-смыслового компонентов, реализуемую посредством мотивирующего, смыслоформирующе-го, моторного, мнемонического и контрольного механизмов.
Разрабатываемая нами концепция, диагностическая способность которой проходит апробацию в серии проводимых в настоящее время психолингвистических экспериментов (включая формирующий) по моделированию психолингвистической компетенции школьников, базируется на данных об устройстве языка, о мыслеречевом процессе с деятельностно-коммуникативными потребностями личности. Представление о трёхкомпонентной структуре психолингвистической компетенции, а также системе механизмов её реализации не противоречит ряду психолингводидактических идей и концепций (в частности трёхуровневой модели языковой личности Ю. Н. Караулова, трихотомии язык - речь - речевая деятельность, структуре и механизмам речемыслительной деятельности и т.д.) и помогает обобщить некоторые из них.
ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ
1. Артюшков И. В. Внутренняя речь и её изображение в художественной литературе (на материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого): Моногр. - М.: МПГУ, 2003. - 348 с.
2. Ворожбитова А. А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка: Таблицы, схемы, алгоритмы. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 248 с.
3. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. - М.: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 2007. - 560 с.
4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 264 с.
5. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 318 с.
6. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
7. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под. ред. М. С. Соловейчик. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 384 с.
8. Черепанова Л. В. Концептуальные основы формирования лингвистической компетенции школьников: Автореф. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 40 с.
Н.С. Трухановская