КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Гравшина И.Н., к.э.н., доц. Филиала ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в Рязани
Аграрная, по мнению академика Бузда-лова И.Н., является основой «формирования и совершенствования общей экономической политики государства» [2, с.39].
В научной литературе неоднозначны трактовки рассматриваемого понятия, а зачастую и противоречивы. Следует отметить, что законодательно государственная аграрная политика определена как составная часть социально-экономической политики, направленная на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. [1] Таким образом, меры практического осуществления аграрной политики формируются исходя из нормативного закрепления ее сущностного содержания, как некоего элемента общегосударственной политики. Другими словами, аграрная политика проводится исходя из существующих общих представлений об отечественном сельском хозяйстве, исходя из сложившихся взглядов, интересов отдельных групп, общих экономических концепций и функционирующих институциональных систем.
На наш взгляд, современная национальная аграрная политика должна представлять собой систему взаимосвязанных, последовательных нормативно-правовых, административных, финансово-экономических и социальных мер, направленных на достижение стратегических целей развития агропромышленного комплекса. Принципы результативности реализуемых мер требует обеспечения системности и согласованности.
В соответствии с Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства» основными целями государственной аграрной политики являются повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, создание благоприятного инвестиционного климата и наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную
продукцию. [1] Все эти целевые установки в настоящее время сводятся к одному - обеспечению продовольственной независимости России в параметрах, определенных Доктриной продовольственной безопасности РФ.
Для достижения каждого из заданных ориентиров необходимо создать такую систему мер, которая обеспечивала бы взаимосвязь всех ее составляющих.
Исходя из дефиниции аграрной политики в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», основными составляющими современной аграрной политики, на наш взгляд, должны стать:
1. государственное субсидирование;
2. налоговое стимулирование;
3. кредитное регулирование;
4. страховое регулирование;
5. инфраструктурное развитие территорий (рис.1).
Фундаментом национальной аграрной политики выступает четырехуровневая система нормативно-правового регулирования АПК, эффективность которой во многом зависит от степени проработанности каждого уровня [3, с. 18].
Каждый элемент аграрной политики требует детальной проработки в рамках нормативного регулирования, что позволит учесть факторы внешнего воздействия на региональном и муниципальном уровнях.
Даже если вопросы государственного субсидирования сельского хозяйства нормативно проработаны и практически отлажены, на практике оказывается, что на сегодняшний день имеет место избирательность государственной поддержки и дифференциация регионов и муниципалитетов по уровню субсидирования, а существующие механизмы не позволяют сельскохозтоваропроизводителям осуществлять планирование бюджетных субсидий и ассигнований. Поэтому следует проводить дальнейшую работу по совершенствованию механизма государственного субсидирования, делая его более открытым и доступным для хозяйствующих субъектов.
Рисунок 1 - Основные составляющие национальной аграрной политики
Другими важными элементами аграрной политики являются институты страхования, кредитования и налогообложения. Аналитический обзор показывает, что система агростра-хования, сформировавшаяся в России, с каждым годом не облегчает, а осложняет жизнь сельскохотоваропроизводителей. Во-первых, высокие затраты на страхование и отсутствие разнообразных страховых программ делают сельскохозяйственное страхование недоступным для большинства предприятий. В соответствии с Докладом о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, за последние пять лет число страховых компаний, заключивших субсидированные договоры страхования урожая, сократилось с 64 до 42 организаций в 2013 году. Количество сельскохозяйственных организаций, получивших субсидии по договорам страхования, уменьшилось с 3158 в 2012 г. до 2701 в 2013 году. Кроме того, данные статистики свидетельствуют о том, что за последние годы объемы страховых премий растут, а страховые выплаты неизменно снижаются. Так, сумма уплаченных страховых премий по договорам страхования урожая в 2011 г. составила 13736 млн. руб., а в 2013 г. - 10653 млн. рублей. Важно отметить, что система аг-рострахования находится в состоянии своего развития и в основу действующей модели системы поддержки на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей положен принцип софинансирования, предусматривающий возмещение части затрат. Специфика сельскохозяйственной отрасли и внешние макроэкономические и политические условия требуют разнообразия страховых продуктов, более глубокой проработанности механизма осуществления страховых выплат и особых государственных гарантий их получения.
В рассматриваемой системе особое место отводится налоговому регулированию, необходимость совершенствования которого на-
зрела давно. Многие исследователи подчеркивают важность реформирования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, некоторые из них предлагают конкретные научно обоснованные концепции, требующие осмысления и адаптирования к настоящим условиям. [4, стр.31] В любом случае очевидна неизбежность и необходимость совершенствования института налогообложения сельского хозяйства.
Таким образом, национальная аграрная политика представляет собой самостоятельный комплекс последовательных нормативно-правовых, административных, финансово-экономических и социальных мер, органично вписанный в общую концепцию стратегического развития государства, направленный на достижения стратегических целей в области АПК.
Источники
1. Федеральный закон №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 12151309/#block_5
2. Буздалов И.Н. Научно обоснованная аграрная политика - главное условие обеспечения продовольственной безопасности / И.Н. Буздалов // Никоновские чтения-2014. Теоретико-методологические проблемы измерения, прогнозирования и управления продовольственной безопасностью России. - М.:ВИАПИ имени А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2014. - С. 39-44.
3. Гравшина И.Н., Котеев С.В. К вопросу о развитии аграрного сектора в условиях международных санкций / И.Н. Гравшина, Котеев С.В. // Агропродовольственная политика России. -2015. - № 4. - С. 17-20.
4. Мазлоев В.З. Адаптация хозяйственного механизма АПК к санкционным мерам / В.З. Мазло-ев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - №2. - С. 28-31.