Концептуальные и методические подходы к совершенствованию процессов управления инновационными проектами в условиях цифровой трансформации
Петров Михаил Николаевич,
к.т.н., DBA, Заместитель генерального директора
по развитию, ООО «Петербургский машиностроительный
завод»
E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена вопросу разработки концептуальных и методических подходов к совершенствованию процессов управления инновационными проектами в условиях цифровой экономики. На основании проведённого анализа эволюции основных теоретических подходов к феномену цифровая экономика, перспективных цифровых технологий и платформ, существующих изменений в бизнес-моделях и бизнес-процессах, характерных для нового этапа экономических отношений, формируемых цифровой экономикой, в силу их высокой значимости для инновационной и проектной деятельности в период 4-ой промышленной революции, предложены следующие основные решения: формирование «сетевого капитала» инновационной и проектной деятельности, формирование глобальной корпоративной Agile-культуры, формирование экосистемной парадигмы в области инновационной и проектной деятельности, тотальная цифровизация инновационной деятельности на основе применения перспективных цифровых методов и инструментов. Разработанные в настоящей статье методологические подходы могут послужить необходимой основой для цифровой трансформации предприятий различных форм собственности.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, концепции цифровой экономики, цифровые технологии и платформы, цифровые бизнес-модели, управление инновационными проектами.
LQ S Ое
см см о см
03
Цифровая экономика начала развиваться в 60-х годах двадцатого века (первый этап развития) в результате автоматизации существующих технологий и бизнес-процессов. Существенными вехами данного этапа являлись развитие электронного трейдинга (70-е гг. 20-го века) и создание сети Интернет (1983 г.) [1]. «Термин «информационная экономика» впервые был озвучен еще в 1976 г. сотрудником Стэнфордского центра междисциплинарных исследований М. Поратом и стал массовым после выхода знаменитой книги М. Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», в которой он писал, что производительность и конкурентоспособность факторов или агентов (будь то индивид, фирма или национальная экономика) зависят, в первую очередь, от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях» [2].
Возникновение понятия «цифровая экономика» (ЦЭ) с последующим формированием соответствующих концепций произошло в конце двадцатого века с появлением и развитием электронной торговли, созданием мобильной связи, а также глобальным распространением Интернета (второй этап развития). Канадский экономист Дон Тапскотт в своей работе «Digital Economy» («Цифровая экономика») [3], опубликованной в 1994 г. одним из первых сформулировал понятие Digital Economy. Важнейшими последствиями цифрови-зации автор считал возникновение новых бизнес-моделей, значительное снижение трансакционных издержек, возникновение прямого взаимодействия потребителей с поставщиками и исключение посредников. В 1995 г. американский учёный-информатик Николас Негропонте в своей работе «Being Digital» («Цифровое существование») [4] «сформулировал концепцию электронной экономики, заключавшейся в переходе от обработки атомов, составляющих материю физических веществ, к обработке битов, составляющих материю программных кодов» [5]. Н. Негропронте выделил следующие преимущества цифровой экономики по отношению к существующим экономическим моделям:
• замена физического веса продуктов информационным объёмом;
• снижение потребности в сырьевых источниках на основе виртуализации хозяйственных связей;
• новые формы глобального перемещения услуг и товаров на основе сети Интернет;
• формирование цифровых средств расчётов
на базе криптовалют;
• кардинальное снижение издержек в результате
использования электронных товаров.
«Многие зарубежные и отечественные исследователи отождествляют «цифровую экономику» (digital economy) с такими категориями, как «информационная экономика» (information economy), «экономика знаний» (knowledge economy), «интернет-экономика» (internet economy), «сетевая экономика» (net-economy), «электронная экономика» (e-economy), «новая экономика» (new economy) и др.» [2].
Поскольку «стройной теории цифровой экономики не существует» [6] рассмотрим этимологию и существующие подходы к определению категории «цифровая экономика» применительно к целям настоящего исследования.
В научных исследованиях современного периода [2], [7] эволюция концепций цифровой экономики представляется как развитие феномена неоэкономики, «или новой экономики, связанной с активным использованием высоких технологий (т.н. хай-тек, в том числе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)) и производством на их основе экономических благ» [7] (данный термин «... исследователи П. Друкер, Д. Белл, Р. Солоу, Л. Туров, Р. Гордон, П. Ромер стали применять ... вместо известного - «постиндустриальное общество» - в отношении высокотехнологичных отраслей экономики» [2]). Основу т.н. new economy составляют информационно-коммуникационные технологии, отличающие её от индустриальной (или «старой» экономики) и создающие новые источники роста на основе сетевых эффектов, нематериальных активов (идей), накопления и передачи информации, как фактора развития производства. Концепция неоэкономики развивалась в работах У.Д. Нордхауза, С.Д. Оли-нер, Д.Е. Сайкель и О. Гердина.
Широкомасштабное распространение интернета в рамках существующих экономических отношений послужило импульсом для развития концепций электронной (сетевой) экономики, существенный вклад в формирование которых внесли Х. Вэриан, Дж.П. Бейли, МакНайт, Дж.К. МакКи-Мэйсон, К. Шапиро, Ф. Хан и др. Первоначально под данным понятием понималась экономика интернет-услуг на основе категории «информационное благо» (всё, что подлежит оцифровыванию, копированию и последующей перепродажи с целью получения прибыли), однако впоследствии данная концепция была расширена в результате учёта эффекта сетевых технологий (телевидение, спутниковые и бестроводные сети) и многочисленных наукоёмких пользовательских приложений (онлайн-банкинг и электронная торговля) в результате чего формируется категории «умная экономика» (smart economy) и «экономика идей» (доступ к различным данным на основе ИКТ). «В начале 2000-х гг. термин «электронная экономика» был уточнен в докладе «International e-Economy
Benchmarking: The World's Most Effective Policies for the e-Economy» («Международное сопоставление электронных экономик: наиболее эффективные политики развития»), основной целью которого являлось сравнение результатов реализации пунктов повестки дня, связанной с электронной экономикой («e-аgenda») в странах G7. Электронная экономика представлена как динамическая система взаимоотношений между гражданами, бизнесом и правительством, использующими онлайн-технологии прежде всего для собственной выгоды с целью получения общественных или экономических благ в целом» [7]. В концепциях Л. Бадди и И.А. Стрельца электронная (сетевая) экономика представлена в качестве подсистемы новой экономики, в которой взаимодействие хозяйствующих субъектов основывается на распределительных возможностях ИКТ, производстве и распределении т.н. «сетевых благ», для которых присущи комплементарность, наличие внешних сетевых эффектов, экономия на масштабе производства и «эффект ловушки». В работах М. Ва-фопулоса происходит расширение понимания феномена сетевой экономики от технологического до социально-технологического, а также уточняются понятия ««информационные блага», «цифровые блага», «сетевые блага» (network goods), «веб-блага»» [7], к которым данный экономист относит любые физические и цифровые блага вызывающие сетевые эффекты. Б.В. Салихов в своих трудах называет данный тип экономики ««экономикой высокой нравственности» и отмечает, что условием становления данной экономики (основанной на новейших созидательных или интеллектуальных знаниях) должно стать постоянное воспроизводство недостающих интеллектуальных благ» [8], [9].
Дальнейшее развитие концепция цифровой экономики, после публикации работ Д. Тапскот-та и Н. Негропонте, получила в 2000-х г.г. в трудах таких учёных, как Б. Кахин, Р. Стоу, Б. Йоханс-сон, Э. Бриньольфссон, С. Шарма, М. Скилтон, В.М. Кульков, Л.В. Лапидус, Т.Н. Юдина, Е.Н. Ве-дута, Т.Н. Джакубова, Е.В. Богомолов и др.
В исследовании Е.В. Купчишиной [7], в рамках рассмотрения существующих теоретических подходов к феномену цифровая экономика на современном этапе развития, выделены следующие основные группы концепций:
1. Техноцентристская (Д. Тапскотт, Н. Негропон-те, Э. Бриньольфссон, Б. Кахин, Б. Йоханссон, Ч. Карлссон, Р. Стоу, Б. Карлссон).
2. Трансформационная (С. Шарма).
3. Экосистемная (М. Скилтон).
4. Воспроизводственная (Л.В. Лапидус, В.М. Кульков, Т.И. Чинаева, Т.Н. Юдина).
5. Институциональная (Е.В. Богомолов, Е.В. Куп-чишина).
В коллективном исследовании О.В. Дьяченко, Е.А. Истоминой авторы, помимо техноцентрист-ских концепций цифровой экономики, основанных на экономическом росте в результате использова-
сз о
со £
m Р
сг
от А ш
ния современных цифровых технологий, выделяют также антропоцентричные концепции, использующие «в качестве основного драйвера роста человеческий фактор, инвестиции в человеческий капитал» [6], определяя при этом цифровую экономику, как
• как сектор экономики, производящий различные цифровые технологии и компоненты;
• совокупность отношений хозяйствующих субъектов на электронных площадках;
• «совокупность электронных бизнес-процессов, протекающих в организационных структурах различного уровня» [6];
• цифровые рынки;
• этап хозяйственного развития. Руководствуясь представленными выше теоретическими концепциями и методологическими подходами, можно сформировать авторское определение категорий «цифровая экономика» и «цифровая трансформация»:
Цифровая экономика - это новый этап хозяйственных отношений, возникающий в результате реализации 4-ой гуманитарно-технологической революции, коренным образом изменяющий существующие бизнес-модели и парадигмы в сферах производства, потребления и социума; основанный на передовых цифровых технологиях (создающих на основе единой информационной среды сетевые эффекты) и рассматривающий человеческий капитал (носителя знаний и информации) в качестве главного ресурса формируемых перемен.
Цифровая трансформация - это процесс перехода различных хозяйствующих субъектов к новой парадигме экономического взаимодействия, определяемого перспективными трендами и драйверами Индустрии 4.0.
Взаимосвязь цифровой экономики с перспективными технологиями 4-ой промышленной революции и концепцией интеллектуального производства [8] требует их отдельного рассмотрения в рамках настоящего исследования с целью выявления существующих мегатрендов и оценки степени их влияния на инновационно-проектную деятельность.
Являясь по характеру реализуемых перемен в социуме, бизнесе и экономике гуманитарно-технологической, «эта революция происходит при переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе развития цивилизации» [10], в ходе её реализации «решающее значение приобретают не машины, а люди. На первый план выходят не промышленные, а гуманитарные технологии. ... Императивом становится не «человек для экономики», что было характерно для индустриальной эпохи, где он мыслился как деталь огромного ^ социально-технологического механизма, а «эко-= номика для человека»» [11]. е Одним из наиболее существенных системных й изменений происходящих сегодня процессов, яв-° ляется слияние биологических, физических и циф-ав ровых технологий, смещение акцентов в ряде сек-
торов экономики «с продажи продуктов на предоставление услуг» [12], беспрецедентно быстрые темпы создания и распространения инноваций, принципиально новые организационные и экономические структуры, а также новые правила конкуренции.
«Формирование цифровой экономической среды тесно связано с применением различных цифровых технологий. Именно цифровые технологии создают базис для цифровой экономики» [13]. На основе анализа современных научных и профессиональных источников можно выделить следующие, наиболее значимые, с точки зрения цифровой трансформации инновационной и проектной деятельности, «прорывные» цифровые технологии и платформы [13], [14], [15], [1б]:
1. Искусственный интеллект (ИИ) - совокупность технологий создания интеллектуальных компьютерных программ и машин, «свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека» [13].
2. Интернет вещей (Internet of things) - концепция совокупности технологий, основанных на удалённом мониторинге, контроле и управлении различными процессами в режиме реального времени.
3. Технология больших данных (big data) - совокупность методов обработки различных данных (структурированных и неструктурированных) для принятия решений на основе сверхбольших объёмов разноплановой информации.
4. Системы распределённого реестра (блок-чейн) - совокупность алгоритмов хранения и обмена данными в сети Интернет.
5. Облачные технологии (Cloud Computing) - «информационно- технологическая концепция, подразумевающая обеспечение повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему объему конфигурируемых вычислительных ресурсов» [13].
6. Нейротехнологии - совокупность глобально конкурентоспособных технологических решений, использующих основные принципы функционирования нервной системы человека.
7. Квантовые технологии - компьютерные технологии реализации вычислений, обработки данных и шифрования, основанные на квантовом эффекте «запутывания», кардинальным образом повышающие возможности существующих ИКТ.
8. Когнитивные технологии - совокупность информационных технологий автоматизированной обработки неструктурированных данных, использующих внешние источники информации, ранее накопленный опыт и методы машинного обучения.
9. Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность - основа концепции смешанной реальности («континуум реальности-виртуальности»).
10. Аддитивные технологии ^D-печать) - совокупность технологий «создания физического объ-
екта посредством его послойной печати с цифрового 3D^cyHKa или модели» [11].
11. Новые материалы - материалы многократного применения, являющиеся одной из основ формирования циркулярной экономики (экономики замкнутого типа).
12. Мобильные сети пятого поколения (5G) - основа реализации корпоративных стратегий в IoT и М2М, облачных сервисов, мультимедийных услуг, развития интеллектуальных транспортных систем и др.
13. Цифровые «двойники» - современная парадигма цифрового проектирования и моделирования (Smart Digital Twin), основанная на формировании адекватных математических моделей, создаваемых изделий или производственных процессов.
14. Организация «безлюдных» (умных) производств нового типа (формирование трёх взаимосвязанных видов «предприятий будущего»: цифровых, умных и виртуальных фабрик [17]).
15. Роботизация - развитие гибких производственных систем нового поколения (ГПС), «формирование цифровой экосистемы промышленной организации» [18]. Отдельного внимания, в рамках настоящего исследования, заслуживает анализ существующих изменений бизнес-моделей и бизнес-процессов характерных для нового этапа экономических отношений, формируемых цифровой экономикой, в силу их высокой значимости для инновационной и проектной деятельности в период 4-ой промышленной революции. Среди существенных изменений, формирующих новую бизнес-парадигму, характерную для цифровой трансформации, применительно к сфере инновационного и проектного менеджмента необходимо выделить следующие:
• реализация проактивной защитной стратегии противодействия подрывающим инновациям;
• перманентная генерация инновационных прорывов в виде «взрывных» инноваций;
• перевод на аутсорсинг управления материальными активами (цифровая модель бизнеса);
• формирование бизнес-моделей на основе цифровых платформ, генерирующих ценность для бизнеса на основе сообщества пользователей и цифровых партнёров (внешних ресурсов);
• развитие «цифровых концентраторов» (хабов) на основе сетевого эффекта, формирование «сетевого капитала», как новая парадигма экономических отношений (экономика цифровых концентраторов);
• формирование отраслевых кластеров (новых бизнес-моделей) в формате «более масштабных и динамичных структур: цифровых экосистем» [19];
• создание единого сетецентрического информационно-управленческого пространства (новая парадигма коллективного хозяйственного управления - «Цифровой Госплан 2.0»);
• формирование механизмов омниканально-го управления («омниканальность: интегриро-
ванная цепочка добавленной стоимости, создающая многопродуктивный, многоканальный клиентский опыт в соответствии с событиями в жизни клиента» [20]), регулирующих взаимодействия участников различных экосистем; формирование бизнес-моделей В2В2С: стирание границ между В2В и В2С, переход корпораций к взаимодействию с конечными потребителями; кардинальное сокращение жизненных циклов создания инновационных продуктов («циклы разработки становятся короче циклов принятия решений» [14]) в результате использования концепции «минимально жизнеспособного продукта» (MVP);
широкое использование в инжиниринге сторонних вычислительных ресурсов в виде облачных сервисов;
цифровизация систем бережливого производства;
развитие риск-менеджмента и индустрии маркетинговых исследований на основе Big Data-а-налитики;
формирование платформ по сбору идей, крауд-сорсинг- и краудфандинг-агрегаторов на базе социальных сетей, как новая парадигма решения крупномасштабных проектных задач; формирование корпоративных социальных сетей, как метод решения сложных междисциплинарных задач;
использование технологий блокчейн в контрактной и финансовой сферах; формирование на основе цифровых технологических платформ новой формы экономических отношений - «экономика совместного потребления», значительное снижение транзакционных издержек и повышение производительности; необходимость внедрения инноваций во всех формах для обеспечения приемлемого уровня конкуренции;
формирование интеллектуальных систем управления созданием радикально новых продуктов на основе систем поддержки принятия решений (СППР);
кардинальное изменение характера трудовых отношений («гибкая революция» труда), формирование новых форм социальных и трудовых контрактов;
использование виртуальных форм обучения и развития человеческого капитала; развитие и внедрение технологий гибкой организации и быстрого обучения коллективов и проектных групп;
«использование геймификации в корпоративном управлении» [14];
«консьюмеризация» информационно-коммуникационных технологий и повышение корпоративной мобильности (использование личных ресурсов и инструментов пользователя при решении корпоративных задач); развитие «цифровых» корпоративных талантов, «трансформация HR-функции и подразделений по работе с персоналом в HR3.0» [19];
сз о со от m Р от
от А
=Е
Q. в
OJ
со
• развитие адаптивных операционных моделей («открытые и текучие компании... гибкие иерархии, новые способы измерения профессиональных результатов и вознаграждение в соответствии с этим» [12]);
• внедрение системы управления и контроля на основе промежуточных результатов;
• развитие функции корпоративного предпринимательства;
• использование моделей динамического ценообразования;
• использование гибких методологий управления процессами (методология АдНе-производства) и проектами, развитие межфункциональных команд;
• использование гибкой ИТ-архитектуры, перевод в цифровой формат всей цепочки создания стоимости;
• замена традиционных организационно-экономических систем киберэкономическими системами;
• использование модели открытых инноваций. На основании проведённого анализа можно
сформировать основные концептуальные и методические подходы к совершенствованию процессов управления инновационными проектами в условиях цифровой экономики:
1. Формирование «сетевого капитала» инновационной и проектной деятельности, как основного драйвера перехода к цифровой экономике и основы повышения экономической эффективности в результате наличия сетевых эффектов масштаба: развитие удаленного кросс-функционального «виртуального» взаимодействия участников проектных групп и междисциплинарного дистанционного решения сложных научно-технических задач (концепция «мега-сайнс») на базе специализированных корпоративных, отраслевых и межотраслевых профессиональных сетей; развитие сетевого взаимодействия «умных цифровых предприятий»; создание новых сетевых рынков для инновационных продуктов на основе принципов омника-нальности.
2. Формирование глобальной корпоративной Ад-Не-культуры: гибкие методы управления инновациями, гибкие методы управления проектами, гибкие методы управления производственными процессами (гибкое «бережливое производство»), гибкие методы управления кооперацией «умных производств», гибкие методы управления мобильным персоналом, гибкие организационные структуры.
3. Формирование экосистемной парадигмы в области инновационной и проектной деятельности: создание экосистем проектных сервисов и сервисов развития инновационных продуктов на отраслевом и корпоративном уровнях.
4. Тотальная цифровизация проектной деятельности - использование современных цифровых инструментов: удалённое цифровое взаимодействие проектных групп в режиме реально-
го времени на основе принципов «консьюме-ризации»; использование моделей краудфан-динга и краудсорсинга при решении различных проектных задач; использование Big Da-ta-аналитики при осуществлении маркетинговых исследований и оценки рисков проектной среды; использование технологий блокчейн в контрактной и финансовой проектных сферах; использование систем электронного документооборота; использование систем искусственного интеллекта и концепции «цифрового двойника проекта» для распределения ресурсов и формирования хода проектных работ; использование технологий интернета вещей для осуществления удалённого мониторинга этапов реализации проекта.
5. Тотальная цифровизация инновационной деятельности на основе применения перспективных цифровых методов и инструментов: кардинальное сокращение жизненных циклов создания инновационных продуктов в результате использования концепции «минимально жизнеспособного продукта» (вывод на рынок инновационных продуктов с ограниченными функциональными возможностями), применения цифровых двойников изделий и производственных процессов, внедрения опережающей итеративной проработки новых концепций на основе интеллектуальных СППР с целью перманентной генерации «разрушающих» инновационных продуктов, применения модели открытых инноваций, использования в инжиниринге сторонних вычислительных ресурсов в виде облачных сервисов, внедрения киберфизических систем и концепции «умных производств», формирования оптимального облика кооперационных связей на основе возможностей сетецентриче-ского информационно-функционального управленческого пространства.
Литература
1. Аверьянова Д.А. Этапы развития цифровой экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 3-1. - с. 10-13.
2. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика // Наука и инновации. - 2019. - № 1. - с. 54-59. https:// doi.org/10.29235/1818-9857-2019-1-54-59
3. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. McGrawHill; 1995. 342 p.
4. Negroponte Nicholas. Being Digital. New York: Alfred A. Knopf; 1995. Р. 245.
5. Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. - 2018. - № 4. - с. 32-38.
6. Дьяченко О.В., Истомина Е.А. Теоретические основы цифровой экономики в документах стратегического планирования // Вестник Челябинского государственного университета.
Экономические науки. - 2018. - № 8 (418). -Вып. 62. - с. 90-102.
7. Купчишина Е.В. Эволюция концепций цифровой экономики как феномена неоэкономики // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. - № 68. - с. 426-444.
8. Усков В.С. Тенденции формирования и проблемы развития цифровой экономики в России // Проблемы развития территории. - 2019. - № 2 (100). - с. 53-66.
9. Салихов Б.В., Летунов Д.А. Интеллектуальная экономика как нравственно-этическая форма инновационного развития // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 3 (27). - с. 108111.
10. Малинецкий Г.Г. Риски цифрового мира. Проектирование цифрового будущего. Научные подходы. Коллективная монография / Под ред. Г.Г. Малинецкого, В.В. Иванова, П.А. Верника М.: ТЕХНОСФЕРА, 2020. - 356 с.
11. Малинецкий Г.Г. Цифровая реальность и проектирование будущего России. Проектирование цифрового будущего. Научные подходы. Коллективная монография / Под ред. Г.Г. Малинецкого, В.В. Иванова, П.А. Верника М.: ТЕХНОСФЕРА, 2020. - 356 с.
12. Шваб Клаус. Четвёртая промышленная революция / Клаус Шваб: [перевод с английского]. - Москва: Эксмо, 2016-208 с. - (Библиотека Сбербанка. Т. 63)
13. Нестеренко Е.А., Козлова А.С. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 2 (31). -с. 9-14.
14. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация: Анализ, тренды, мировой опыт / Александр Прохоров, Леонид Коник. - [б.м.]: Издательские решения, 2018. - 368 с.
15. Top 10 Strategic Technology Trends for 2017 // Gartner, 14.10.2016,[Электронный ресурс]. -Доступно: URL: https://www.gartner.com/ doc/3471559
16. Нуреев Р.М., Карапаев О.В. Три этапа становления цифровой экономики // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2019. - № 2 (Т. 10). - с. 6-27.
17. Гурьянов А.В., Заколдаев Д.А., Жаринов И.О., Нечаев В.А. Принципы организации цифровых проектных и производственных предприятий Индустрии 4.0 // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2018. - № 3. - Т. 18. - с. 421-427.
18. Богинский А.И., Чурсин А.А. Создание перспективной продукции в условиях цифровой экономики. М.: Инновационное машиностроение, 2019. 316 с. ил.
19. Кулагин В., Сухаревски А., Мефферт Ю. Digi-tal&Scale: Настольная книга по цифровизации бизнеса / Владимир Кулагин, Александр Суха-ревски, Юрген Мефферт. М.: Интеллектуальная Литература, 2019. - 293 с.
20. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения / Питер Вайл, Стефани Ворнер; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 257 с.
CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO IMPROVING THE PROCESSES OF MANAGING INNOVATIVE PROJECTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Petrov M.N.
LLC "Petersburg Machine-Building Plant"
This article is devoted to the development of conceptual and methodological approaches to improving the management of innovative projects in the digital economy. Based on the analysis of the evolution of the main theoretical approaches to the phenomenon of the digital economy, promising digital technologies and platforms, existing changes in business models and business processes that are characteristic of a new stage of economic relations formed by the digital economy, due to their high importance for innovation and design activity during the 4th industrial revolution, the following main solutions are proposed: the formation of a "network capital" for innovation and project activities, the formation of a global corporate Agile culture, the formation of an ecosystem paradigm in the field of innovation and project activity, the total digitalization of innovation activity based on the use of promising digital methods and tools. The methodological approaches developed in this article can serve as the necessary basis for the digital transformation of enterprises of various forms of ownership.
Keywords: digital economy, digital transformation, digital economy concepts, digital technologies and platforms, digital business models, innovation project management.
References
1. Averyanova D.A. Stages of development of the digital economy // Economics and business: theory and practice. - 2019. -No. 3-1. - With. 10-13.
2. Golovenchik G. Theoretical approaches to the definition of the concept of digital economy // Science and innovations. - 2019. -No. 1. - p. 54-59. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-1-54-59
3. Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. McGraw Hill; 1995. 342 p.
4. Negroponte Nicholas. Being digital. New York: Alfred A. Knopf; 1995. R. 245.
5. Basaev Z.V. Digitization of the Economy: Russia in the Context of Global Transformation // World of the New Economy. -2018. - No. 4. - p. 32-38.
6. Dyachenko O.V., Istomina E.A. Theoretical Foundations of the Digital Economy in Strategic Planning Documents // Chelyabinsk State University Bulletin. Economic sciences. - 2018. - No. 8 (418). - Issue. 62. - p. 90-102.
7. Kupchishina E.V. Evolution of the concepts of the digital economy as a phenomenon of neo-economics // State Administration. Electronic Bulletin. - 2018. - No. 68. - p. 426-444.
8. Uskov V.S. Formation trends and development problems of the digital economy in Russia // Problems of territory development. - 2019. - No. 2 (100). - With. 53-66.
9. Salikhov B.V., Letunov D.A. Intellectual economy as a moral and ethical form of innovative development // Problems of modern economics. - 2008. - No. 3 (27). - With. 108-111.
10. Malinetsky G.G. Risks of the digital world. Designing the digital future. Scientific approaches. Collective monograph / Ed. G.G. Malinetsky, V.V. Ivanova, P.A. Vernika M.: TECHNO-SPHERE, 2020. - 356 p.
11. Malinetsky G.G. Digital reality and designing the future of Russia. Designing the digital future. Scientific approaches. Collective monograph / Ed. G.G. Malinetsky, V.V. Ivanova, P.A. Vernika M.: TECHNOSPHERE, 2020. - 356 p.
12. Schwab Klaus. The fourth industrial revolution / Klaus Schwab: [translated from English]. - Moscow: Eksmo, 2016-208 p. - (Library of Sberbank. T. 63)
C3
о
CO
от m Р от
от А
IE
13. Nesterenko E.A., Kozlova A.S. Directions for the development of the digital economy and digital technologies in Russia // Economic security and quality. - 2018. - No. 2 (31). - With. 9-14.
14. Prokhorov A., Konik L. Digital transformation: Analysis, trends, world experience / Alexander Prokhorov, Leonid Konik. - [b.m.]: Publishing solutions, 2018. - 368 p.
15. Top 10 Strategic Technology Trends for 2017 // Gartner, 10/14/2016, [Electronic resource]. - Available: URL: https:// www.gartner.com/doc/3471559
16. Nureev R.M., Karapaev O.V. Three stages in the development of the digital economy // Journal of Economic Regulation (Issues of economic regulation). - 2019. - No. 2 (T. 10). - With. 6-27.
17. Guryanov A.V., Zakoldaev D.A., Zharinov I.O., Ne-chaev V.A. Principles of organizing digital design and manufac-
LO S Q.
e
CM CM
o
CM CO
turing enterprises of Industry 4.0 // Scientific and technical bulletin of information technologies, mechanics and optics. - 2018. -No. 3. - T. 18. - p. 421-427.
18. Boginsky A.I., Chursin A.A. Creation of promising products in the digital economy. M.: Innovative engineering, 2019. 316 p. ill.
19. Kulagin V., Sukharevski A., Meffert Y. Digital&Scale: Handbook on business digitalization / Vladimir Kulagin, Alexander Sukharevski, Jurgen Meffert. M.: Intellectual Literature, 2019. -293 p.
20. Weil P., Warner S. Digital Business Transformation: Changing the Business Model for the Next Generation Organization / Peter Weil, Stephanie Warner; Per. from English. - M.: Alpina Publisher, 2019. - 257 p.