Трансформация бизнеса в современной экономике России
сч со £
Б
а
2 ©
Носова Светлана Сергеевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры региональной и инновационной экономики, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», [email protected]
Широкова Лидия Вячеславовна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теории и организации управления, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»
Макаренко Анна Викторовна, старший преподаватель, кафедры экономической теории, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
В статье раскрыто экономическое содержания цифрового бизнеса в качестве экономического роста российских компаний и экономики России в целом. Подчеркнуто, что проблематика, связанная с формированием цифрового бизнеса, привлекла закономерный интерес зарубежных и российских ученых. Отмечены специфические черты концепции современного цифрового бизнеса. Рассмотрены результаты цифрового бизнеса с трех позиций: прежде всего, с режиме производства нового цифрового продукта, способствующего росту производительности труда и высокотехнологичного производства во всех секторах российской экономики, формированию компетенций и технологических прорыва; далее с позиции цифрового менеджмента, включающего в себя нормативное регулирование, проектный подход в управлении, привлечение внешних консультантов, min управленческих рисков, а также создание национальных киберфи-зических систем. Доказано, что встроенные в воспроизводственный процесс комплексные цифровые технологии дают возможность компаниям добиваться большего при меньших затратах, выявлять и анализировать ценные сведения, планировать стратегии, прогнозировать результаты и сотрудничать в рамках общего опыта. Доказано, что цифровые технологии ускоряют воспроизводственный процесс. Те компании, которые не используют цифровые технологии в бизнесе, они отстают от тех, кто их внедряет. Именно, в этой связи в статье дана оценка роли цифрового бизнеса как фактора роста инноваций, концентрации производства и пространственного развития российской экономики, что, в конечном итоге, способствует созданию и применению цифровых технологий, цифровой платформы, новой технологической основы для преодоления турбулентности в современной российской экономике и решению проблем координации действий в мировом масштабе. Утверждается, что благодаря цифровым технологиям создаются благоприятные условия для взаимодействия производителя с конечным потребителем.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровой бизнес, цифровые технологии, цифровой продукт, цифровая инфраструктура, трансакци-онные издержки.
Статья издается в рамках исполнения программы повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ (договор № 02.a03.21.0005, 27.08.2013).
Постановка вопроса. Современный этап развития мировой экономики можно с полной уверенностью назвать эпохой цифровой экономики, где в результате цифровых технологий будет обеспечен доступ к надежным цифровым данным, которые заменят или усилят умственный труд человека, что оптимизирует новые возможности роста сотрудничества в решения актуальных проблем. «В этих условиях, как верно утверждает В.М. Кульков, необходима стратегия прорыва, в основу которой должно быть положено формирование в России такой экономической системы, которая адекватно бы отражала всю совокупность факторов и целей национального развития и сочеталась бы, с одной стороны, с передовыми технологическими трендами, а с другой стороны, с обеспечением реального суверенитета и национальных интересов страны». [1,24] В самом широком смысле под процессом "цифровизации" обычно понимается социально-экономическая трансформация, инициированная массовым внедрением и усвоением цифровых технологий, т.е. технологий создания, обработки, обмена и передачи информации.» В настоящее время цифровизация экономики играет приоритетную роль в современной экономике стран - лидеров. В ближайшем будущем цифровая экономика охватит значительную часть мирового хозяйства. При этом изменится само производство - продукт его станет синтезом цифровых данных, что означает увеличение доли искусственного интеллекта в его стоимости. Это, конечно, не означает, что цифровой продукт не будет обладать предельной полезностью. Будет, иначе зачем его производство. Важно учесть, что с появлением цифровых носителей (интернет, мобильные телефоны и все прочие средства сбора, хранения, анализа и доставки информации) становится возможным быстрее, точнее и эффективнее тиражировать и распространять данные в цифровой форме и управлять информационными «вливаниями». Цифровые технологии становятся исходным материалом в принятии различных стратегических решений, например, относительно увеличения платежеспособного спроса на товары и услуги, расширения международных хозяйственных связей и привлечения иностранного капитала, повышения эффективности управления и, в конечном итоге, обеспечения роста благосостояния населения. И все это происходит в результате использования цифровых технологий, т.е. сквозного проникновения информации во все сферы жизни.
Но это уже не существенно решать такие вопросы: что и сколько производить, как производить и для кого это производство? И не коллективу промышленного предприятия решать его успех или не успех в современной рыночной экономике. Эту миссию в условиях цифровой экономики берет на себя глобальный капитал в лице ТНК. Она правит балом производства и продаж создаваемых благ. Обратите внимание, что санкции, предъявляемые США и западноевропейскими странами к экономике России - это и есть первые ласточки развития цифровой экономики. Они дают нам посыл, что в мировой цифровой экономике место России должно меняться. «Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, из-за санкций сложились «не самые лучшие условия» для внешних заимствований, ситуация также «не способствует» притоку иностранных инвестиций. Медведев не исключил, что в связи с этим может быть увеличена налоговая нагрузка.» [2]
По существу, своими санкции США создают турбулентность в экономическом развитии России с целью укрепления своих позиций по всем
Однако важно подчеркнуть следующий момент: что подобные злоупотребления против одной страны, в конечном итоге, мультиплицируют глобальную турбулентность. Современная мировая хозяйственная система, именно, это и демонстрирует. Мы являемся свидетелями проявления провалов (фиаско) рынка планетарного масштаба.
На сегодняшний день причиной неравномерного развития стран в эпоху глобализма, наш взгляд, связаны с асимметричной информацией. Она становится характерной чертой экономического развития. Чтобы преодолеть эту асимметрию в информации в России только 15.06 2017 Президент Рф В.В. Путин сказал: «без цифровой экономики у России нет будущего». [3]
Понятие «цифровая экономика» не имеет в научной литературе строгой трактовки. Под эти термином обычно подразумевается производство товаров и услуг с ис-
пользованием новеиших, или высоких, технологий. В узком смысле цифровая экономика - это производство товаров и услуг с применением цифровых технологий. Существует еще одно, довольно узкое определение новой экономики, когда под ней понимается производство товаров и услуг с помощью сети Интернет и ее производных. Цифровая экономика охватывает всю систему макроэкономических отношений, например, воздействует на темпы роста производительности труда в отраслях.
Подчеркнем лишь одно положение, что Россия отстает от мировых лидеров в цифровых технологиях. «С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия». [4] Если учесть этот разрыв, то, по мнению экспертов, России вряд ли удастся догнать стран - лидеров к 2024 г. Вероятно разрыв сократится, но окончательно не исчезнет.
Теоретический анализ цифрового бизнеса. Цифровой бизнес (digital -business) - это производство товаров и услуг на основе цифровых технологий, которое дает возможность копирования и распространения информации без потери ее точности (бит в бит) в силу использования цифрового ее представления. Это означает, что в цифровом формате информация не искажается при переносе с одного носителя на другой. Главными задачами цифрового бизнеса являются продвижение бренда и увеличение сбыта с помощью маркетинговых тактик. Рыночная стоимость цифрового бизнеса может превышать или быть меньше балансовой стоимости чистых активов в зависимости от будущих прибылей хозяйствующего субъекта. Чтобы правильно спрогнозировать рыночную стоимость цифрового бизнеса, необходимы достоверные данные в цифровом формате, так как они позволяют:
- реально оценить результаты деятельности организации;
- определить «слабые» звенья и при необходимости более рентабельно разместить, принадлежащие им активы;
- отследить действие «золотого правила экономики», в рамках которого, прирост доходов от капиталовложений должен быть больше возмещения затрат на капитал;
- создать эффективную мотивацион-ную систему, включающую в себя не только поощрения и вознаграждения, но и, как следствие, делегирование полномочий и увеличение ответственности сотрудников.
Становление цифрового бизнеса решает ряд проблем, среди которых особо выделяется проблема «цифрового неравенства», или асимметрии информация. Цифровой бизнес снижает асимметричность информации в результате применение всемирной сети Интернет для выполнения экономических операций. Здесь возникают реальные перспективы для изменения вертикальных взаимоотношений в обществе. Благодаря наличию и распространенности социальных сетей, информация может легко транслироваться, в особенности если она будет поддержана участниками социальных сетей. Такая ситуация меняет архитектуру отношений. Компании начинают получать значительно больший объем генерируемой информации и одновременно становятся менее чувствительными к каждому отдельному элементу такой информации. Таким образом, в условиях цифровой экономики следует ожидать замещения информации, получаемой непосредственно опытным путем, информацией, генерируемой информационными моделями. Отсюда меняется коллаборация экономических, а также социальных субъектов. Как правильно пишет С.С.Носова: «Поэтому неслучайно в работах известных зарубежных экономистов был сделан акцент на особый новаторский процесс хозяйствования - процесс кол-лаборации, в основе которого лежит устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов с целью постоянного поиска новых возможностей для роста инновационного предпринимательства, ориентации на инновации как результат практического использования кластерных нововведений и на пространственное развитие экономики».[5,2] Физическое расстояние между компаниями исчезает. Процесс коллаборации активно развивается как в сфере производства, так и в сфере обращения через посредство интернета («интернет вещей»). Прозрачность и объективность корпоративной информации позволит повысить эффективность решений по выбору номенклатуры и объемов продукции, поставщика ресурсов, технологий. В условиях цифровой экономики будут облегчены условия задачи масштабирования бизнеса как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Развитие технологий получения, хранения, комплексирования и распространения информации позволит расширить и упорядочить сферу экономической деятельности бизнеса, связанную с проектным сектором экономики. Это позволит создать условия разработки модельного «портрета» проекта в рамках автоматизированной координации процессов. Возникнет индустрия эффективного регулирования информационной проницаемости среды.
Известны 2 подхода к оценке эффективности проектов внедрения цифровых технологий в бизнес:
- многокритериальный, предполагающий оценку эффективности проектов по многим критериям: функциональная структура; информационное, математическое, организационное и кадровое обеспечение; - финансовый, предполагающий оценку эффективности проектов по финансовым показателям;
- территориальный, способствующий формированию «территорий опережающего развития» (ТОР).
Нужно признать, что в регионах ускоренно развивать цифровой бизнес не так -то легко. Кроме государственного участия , необходимо искать внебюджетные инвестиционные источники. Более того нужно создать условия для притока квалифицированных иностранных специалистов особенно в восточные и южные регионы России.
Возможные негативные последствия перехода к цифровому бизнесу связаны с различием процессов материального производства, распределения, обмена и потребления, с одной стороны, и миром информационных переменных, с другой. В частности, практически не поддается органической интеграции информация о человеке как потребителе, как производителе, как члене экономического сообщества.
Неограниченное повышение прозрачности лишает участников экономической деятельности стимулов к проведению экономических операций. Это относится и к процессам маркетинга, ценообразования, динамики курса валют, функционирования фондового рынка. Особенно остро ставится вопрос о включение в базу знаний искусственного интеллекта Сегодня такую ситуацию представить себе невозможно. Однако получение более глубоких знаний требует проведения нового цикла исследования. Поэтому одной из задач развития цифрового бизнеса является задача инвентаризации существующих компьютерных моделей соци-
© 3
В
S
г
3
CM
со £
Б
а
2 ©
ально-экономических систем, определение сферы их адекватности и эффективности. Необходимо развертывание широкого фронта работ по разработке методологии компьютерно-математического моделирования на основе аппарата последних достижений современной математики, а также успехов в сферах психологии, социологии, информатики и др. Особое внимание следует уделить индустриализации процесса моделирования, стандартизации процессов разработки, анализа и интерпретации моделей. Следует регламентировать структуру описания моделей, разработать своеобразный паспорт модели, позволяющий получать однозначную информацию о модели как фрагменте мира моделей и как образе реальных социально-экономических систем. Должны быть разработаны и опробованы методы комплексирования различных моделей и синтезирования гибридных образцов виртуальных и реальных социально-экономических систем. Роль цифровых технологий в трансформации российского бизнеса. Эффективность от применения цифровых технологий выигрывают развитые страны. В настоящее время они контролируют рынки. Таким образом, развитые страны становятся странами-лидерами. Следствием этого может стать их доминирование на основных мировых рынках и, соответственно, вытеснение развивающихся стран, включая и современную Россию. В этой связи «на сегодняшний день главная задача России - не заниматься обсуждением, а разработать и утвердить конкретную стратегию по созданию так называемой информационной (цифровой) инфраструктуры, в реализации которой следует опираться на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. [6,1644]
Сейчас в формировании цифрового бизнеса основная ставка делается на интеллектуальный капитал, разворачивается борьба за таланты. В этой связи страны-лидеры стараются привлечь талантливых ученых и специалистов, создавая наиболее привлекательные условия для работы Задача России не допустить утечку мозгов из страны, ибо это снижает уровень ее конкурентоспособными в глобальной цифровой экономике. «Эксперты сходятся во мнении, что для успешного развития и самореализации в цифровом мире следует комплексно развивать компетенции по трем направлениям: это названные вами soft skills, профессиональные hard skills и собственно цифровые навыки - digital skills.»[7] Итак, digital-
технологии в бизнесе трансформируют его в цифровой бизнес. «Для реализации инновационной политики предприятия и его деятельности, развития и внедрения высокотехнологичных инновационных производств, минимизации возможных рисков, необходим, с одной стороны, достаточно высокий уровень безопасности основных фондов хозяйствующих субъектов, с другой - оптимальный удельный вес интеллектуального капитала в общей структуре капитальных вложений, а также наличие институтов, снижающих трансакционные издержки, повышающих эффективность использования ресурсов за счет создания новых возможностей привлечения капитала за счет снижения информационных издержек за счет распределения и объединения рисков.» [8] Цифровой бизнес и электронная торговля. Одним из условий успешного функционирования цифровой экономики является динамичное развитие электронной торговли. Рассмотрим, как это происходит на примере моделей «ЬшпезБ^о-^отег» (В2С) и «ЬцатеББ-Ь-Ьиз1пез8»(В2В).
Модель В2С. В настоящее время книги, билеты, продукты, компьютеры и комплектующие, домашняя утварь и садовый инвентарь активно продаются через Интернет. Лидерами на российском сетевом рынке являются магазины по продаже электронных товаров. Большинство онлайновых магазинов предлагают осуществлять платежи посредством кредитных карт или других электронных методов оплаты. Киберрынок России имеет значительный потенциал. Значительная часть Интернет-рынка остается открытой. Торговля через всемирную сеть позволяет мелкому и среднему бизнесу преодолевать препятствия с меньшими потерями, чем на традиционном рынке. Кроме того, выход на региональные рынки предоставляет больше возможностей для роста. В целом же региональные рынки имеют значительный потенциал для развития Интернет-торговли.
Модель В2В. Цифровой бизнес внутри корпораций находится в России в развивающемся состоянии. До сих пор еще нет достаточных условий для его успешного развития. Предполагалось, что быстрое развитие электронной торговли внутри корпораций начнется лишь тогда, когда будут созданы необходимые для этого экономические и законодательные условия. Сейчас абсолютные и относительные показатели российского сегмента В2В значительно ниже, чем в развитых странах.
В настоящее время в России существуют десятки проектов В2В как в лесной и химической промышленности, в металлургии и в производстве компьютеров, так и в других отраслях. Кроме того, наблюдается тенденция к интеграции российских предприятий с западными системами В2В. Первоначально это происходило в сырьевой и обрабатывающей промышленности. Например, существуют сайты для торговли оборудованием для нефтяной и газовой промышленности. в современной рыночной экономике становятся актуальными отношения, управляемые клиентами.
Как правильно подчеркнуто: «В этой связи большое значение имеет активное внедрение цифрового маркетинга», [9, 515] как органической части цифрового бизнеса с целью нового технологического развития.
Факторы, препятствующие развитию цифрового бизнеса. В России существует ряд факторов, которые препятствуют развитию цифрового бизнеса и формированию полноценной цифровой экономики, а именно:
■ ограниченная клиентура электронного рынка вследствие низкой степени компьютеризации и интернетизации;
■ высокая стоимость доступа в Интернет при низком качестве связи;
■ теневой сектор, составляющий значительную часть российской экономики, не стимулирует полное доверие в партнерских отношениях и их прозрачность;
■ отсутствие достаточного по объему венчурного капитала, который на Западе является главным источником инвестиций в проекты Интернет компаний;
■ отсутствие достаточной культуры менеджмента информационных проектов тормозит создание промышленности информационных технологий;
■ бездумное копирование западных форм практик В2В и В2С без учета психологии агентов российского рынка;
■ отсутствие правильного понимания среди населения, государственных чиновников и предпринимателей всей значимости мер, направленных на решение гражданских проблем и проведение политики, которая поддерживает развитие информационного общества в стране, а также интеграцию России в новую глобальную экономику;
■ неэффективная координация существующих в стране электронных информационных ресурсов;
■ неблагоприятная для развития цифровой экономики законодательная система.
Преодоление выше перечисленных факторов, сдерживающих рост цифрового бизнеса, обеспечивает решение двух проблем - немедленного доступа к максимальному объему информации и предоставления услуг, в том числе инвестиционных, а также и консультационных и всех сопряженных, максимально широкому рынку, в пределе всемирного, в онлайновом режиме. Развитие новой экономики должно сопровождаться согласованными действиями как внутри государства между заинтересованными государственными и коммерческими структурами, так и сочетаться с усилиями мирового сообщества. В этом случае новая экономика окажется стимулом для структурной и технологической перестройки и модернизации национальной экономики.
Роль цифрового бизнеса в экономическом росте. Цифровой бизнес играет огромную роль в расширении цифровой экономики, которая изменяет представления об инвестиционной привлекательности в системе мировой экономики. Цифровая экономика, с одной стороны, нуждается в растущей капитализации, с другой - является источником этого процесса. Вследствие этого новое качество экономической глобализации проявляется в стремлении к цифровизации бизнеса. Насыщенность компьютерами сама по себе не приведет к качественному изменению цифрового бизнеса. К качественному изменению может привести только внедрение новых цифровых технологий (ЦТ), которые реализуются с помощью компьютеров. Выход один -необходимо выбирать те базовые ЦТ, без которых развитие маркетинга не возможно уже сейчас. К таким ЦТ относятся средства коммуникации, математическое, алгоритмическое, программное обеспечение. Поэтому необходимо особое внимание обращать на способы построения и структуру каналов связи локальных вычислительных сетей, выбирать современные цифровые каналы.
Gartner определил шесть критически важных шагов, которые позволят ИТ-директору и другим топ-менеджерам построить успешную цифровую компанию и поменять правила игры в бизнесе.
Шаг 1: Создание правильного типа мышления и общего понимания
Шаг 2: Лидеры должны занимать свое место
Шаг 3: Создание цифрового бизнесцентра совершенствования
Шаг 4: Разработка стратегии для отклика на возможности и угрозы
После того как определена необходимость в цифровой стратегии, необходимо дать ответ на следующие пять пунктов:
Новые цифровые бизнес-модели. Портфель продуктов и сервисов.
Информация как актив. Технология. Контент, медиа и каналы
Шаг 5: Нахождение, развитие и приобретение цифровых бизнес-навыков и ролей
Шаг 6: Создание новых бизнес-возможностей. [10]
Развитие цифрового бизнеса должно сопровождаться согласованными действиями между заинтересованными государственными и коммерческими структурами, и сочетаться с усилиями мирового сообщества. В этом случае цифровой бизнес окажется стимулом для структурной и технологической перестройки и модернизации национальной экономики.
В ближайшие 10 лет большинство отраслей переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation и т.д.). Как и в предыдущих промышленных революциях социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.
В цифровом бизнесе:
1. источником производительности и роста являются знания, которые применяются во всех областях экономической деятельности; [11] Примечательно, что автор термина «экономика зна-ний»?-?Фриц Махлуп ?-?не делал различия между информацией и знаниями, т.е. трактовал «знания» максимально широко. [12]
2. появляется возможность радикального снижения трансакционных издержек, прежде всего, издержек поиска информации и заключения договоров, а в качестве следствия?-?появления новых форм бизнеса, исключение посредников и прямое взаимодействие потребителя и поставщика. Об этом говорит, в том числе, чрезвычайно удачный опыт Дона Тап-скотта, сумевшего еще в 1995 году предсказать многое из того, что произошло в следующие 20 лет, опираясь на очень скромный арсенал инструментов [13] Таким инструментом для него стала совсем небольшая часть теории трансакци-онных издержек, изложенная в ранней работе Р. Коуза по теории фирмы. [14]
3. растет значение профессий, связанных с производством и использованием информации и знаний.
Страны, вступившие в стадию развития цифрового бизнеса, характеризуют-
ся, прежде всего, изменениями в структуре экономики на макроуровне - увеличивается доля информационного сектора в ВНП, повышается доля работников, занятых обработкой и передачей информации в общей численности трудовых ресурсов. Доля цифрового бизнеса в экономике стран - лидеров гораздо выше за счет так называемого вторичного информационного сектора, к которому относятся подразделения фирм, производящие информацию для собственных нужд, для внутрифирменного потребления. Если объем производства информации в первичном секторе - товарном производстве поддается точному подсчету, то продукция вторичного информационного сектора не имеет самостоятельной рыночной оценки и включается в рыночную цену выпускаемого неинформационного товара. Динамика распределения трудовых ресурсов по отраслям производства также свидетельствует о возрастающем значении информационного сектора -доля занятых в нем непрерывно увеличивается.
«Наиболее острые проблемы инновационной политики на современном этапе: повышение конкурентоспособности экономики за счет эффективного использования цифровых технологий в отрасли». [15, 1420] Не исключено, что благодаря их применения можно будет снижать издержки оппортунистического поведения, как минимум, в некоторых областях деятельности. Однако для этого надо научиться прогнозировать такие издержки и давать им численные оценки или найти какие-то альтернативные подходы.
Уже сейчас понятно, что по мере цифровизации бизнеса все чаще встречаются виды бизнеса и процессы с возрастающей отдачей на масштаб, а не с убывающей, как в старых отраслях реальной экономики и традиционных моделях экономики. В частности это можно показать, сопоставляя трансакционные издержки ex-ante и ex-post. [16] В целом из всего изложенного выше следует, что ЦБ - это огромная область исследований и консультационных услуг, связанных между собой общим предметом изучения (знаниями в различных видах и формах), но различных в используемых подходах к этому предмету. «Системообразующим для нашей страны должен стать концепт сбережения и развития России. А для этого ей «необходимо встать на путь пореформенного перестроения ... устремленного к новому - к новой России, но не по форме и внешним признакам, а по сути, по духу, по концепту» [17, 22].
О
3
в
S
г
3
CM
со £
Б
а
2 ©
Выводы Цифровой бизнес органично вписывается в потребности институциональной и финансовой глобализации, поскольку обеспечивает решение двух проблем - немедленного доступа к максимальному объему информации и увеличению продаж с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных цифровых технологий. Он движется к максимально широкому рынку, в пределе всемирного, в онлайновом режиме. Тем самым способствует росту цифровой экономики, становясь эффективной торговой площадкой в системе глобализации мирового рынка.
Основное положение цифровой экономики - рассмотрение цифровых данных как специфических ресурсов, характеристики которых отличаются от традиционных факторов производства: труд, земля, капитал. Самовозрастание цифровой информации в процессе распространения делает этот ресурс неисчерпаемым. Понятие редкости к такому ресурсу неприменимо. Это положение находит подтверждение в экономической практике.
Прогностическая сила ЦБ обеспечивается, прежде всего, вниманием к трансакционным издержкам, их точной идентификацией и детализацией. Понимая то, как будут меняться те или иные трансакционные издержки, можно прогнозировать изменение форм ведения бизнеса и многие деструктивные последствия цифровизации. Но можно идти дальше, детализируя трансакционные издержки, делая их измеримыми и управляемыми.
Развитие ЦБ в России упирается в недостаточные размеры производства и искаженную мотивацию российских предпринимателей, банкиров и других финансовых институтов в его целесообразности. Однако без ЦБ не может эффективно развиваться экономика. Развитие ЦБ должно сопровождаться согласованными действиями между заинтересованными государственными и коммерческими структурами, и сочетаться с усилиями мирового сообщества. В этом случае цифровой бизнес окажется стимулом для структурной и технологической перестройки и модернизации национальной экономики.
ЦБ объединяет людей в процессе потребления производимых товаров и услуг, он делает их заинтересованными в их производстве; он как бы вовлекает их в воспроизводственную цепочку, делает людей соучастниками стратегического развития страны. Сначала потребитель
изучает цену товара или услуги, а затем он действует, исходя из собственных предпочтений, что делает экономику многоотраслевой, а товары разнообразными. Благодаря ЦМ сужается время удовлетворения потребностей и увеличивается масштаб скорее индивидуального производства, чем массового. Именно здесь и проявляется роль малого и микро бизнеса. ТНК становятся открытыми к взаимодействию с компаниями малого и индивидуального бизнеса на региональных рынках других стран. В современных условиях мы видим, как меняется потребитель. При выборе он исходит из своего стиля жизни. Сегментация потребителя по общепринятым признакам (географическому, половозрастному) становится все менее актуальной. Меняется потребитель, меняется и поставляемый на рынок товар. Новый потребитель хочет оригинальности, новизны, идентификации со своей личностью. Как следствие, меняется и характер маркетинга. Он становится более дифференцированным, происходит еще большая его цифрови-зация.
ЦБ делает прибыльной информацию, ЦИФРУ. Информации имеет цену. В некоторых случаях цены могут быть завышена. Теперь миром правит информация. Она молниеносно пронзает виртуальный мир. Мгновенно может изменить финансовую ситуацию страны, региона, предприятия, организации, семьи, отдельного человека. Это совсем другая экономика, совсем другой бизнес.
Литература
1. КиГкоу, В.М. Российская необходимость: от маневрирования - к стратегии прорыва. // Российская необходимость: от маневрирования - к стратегии прорыва // Философия хозяйства. 2019. № 1. С. 22-27.
2. Последствия Санкций Для России - Новостная лента [Электронный ресурс]https://go.mail.ru/search?q/(дата обращения 04.01.2019).
3. Путин: без цифровой экономики у России нет будущего. [Электронный ресурс].https://forklog.com/putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego/(дата обращения 11.03.2019).
4. Катастрофа XII (Свобода 1) [Электронный ресурс]
https://egor-23.livejournal.com/ 736671 ^т1(дата обращения 12.03.2019).
5. Носова С.С. Стратегия инновационной экономики в режиме коллабора-
ции. «Экономические стратегии». - 2018. - № 6
6. Nosova, S. S., Kolodnyaya G. V., Novikova N. N., Medvedeva A. M., Makarenko A. V. The Strategy of the Digital Transformation of the Russian Economy in the XXI Century// International Journal of Civil Engineering and Technology 10(2), 2019, pp. 1638-1648.
7. Как строится проектное управление цифровой экономикой [Электронный ресурс]//https://Www.itweek.ru/gover/ article/detail.php?ID=199193 (дата обращения 12.03.2019).
8. Носова С.С., Дубаневич Л.Э., Воронина В.Н. Цифровые технологии как инструмент роста инновационности современной экономики России// Инновации и инвестиции, 2018, №12, с.9-14
9.Носова С. , Первунин С., Широкова Л. Цифровой маркетинг и новые возможности экономического роста российских промышленных предприятий //Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1. - С.512-518
10. Шесть шагов к построению успешного цифрового бизнеса по версии Gartner [Электронный ресурс]. http:// channel4it.com/publications/Shest-shagov-(дата обращения 04.11.2018).
11. Нонака И., Такеучи Х. (2003), Ком-пания?-?создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2003.?-?320 с.
12. Ф. Махлуп (1962) Производство и распространение знаний в США. М: Прогресс. 1962.
13. Tapscott, D, (2014), The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril In the Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 2014.
14. Coase, Ronald. The Nature of the Firm // Economica, 1937 Vol. 4, No. 16, November
15. Nosova, S. S. and other. Digital Technologies as New Vector In The Growth of Innovativeness and Competitiveness of Industrial Enterprises//International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) Vol. 9, Issue 6, June 2018
16. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, отношенческая контрактация. пер. с англ. - СПб. : Лениздат ; SEV Press, 1996. - 702 с.
17. Осипов Ю.М. Большая игра -российский миттельшпиль - «русская рулетка» // Философия хозяйства. 2018. № 6. С. 11 - 24.
Business transformation in the modern
Russian economy Nosova S. S., Shirokova L.V., Makarenko
A. V.,
National research nuclear University «MEPhI», Gzhel state University, Moscow state Institute of international relations (MGIMO) In the article reveals the economic content of digital business as the economic growth of Russian companies and the Russian economy as a whole. It is emphasized that the problems associated with the formation of digital business, attracted the natural interest of foreign and Russian scientists. Our research is devoted to the analysis of problems of development of digital technologies contributing to business transformation, new forms of management and reorganization of collaboration of subjects in the conditions of network economy. The specific features of the concept of modern digital business are noted. The results of digital business are considered from three positions: first of all, from the mode of production of a new digital product that contributes to the growth of labor productivity and high-tech production in all sectors of the Russian economy, the formation of competencies and technological breakthrough; then from the position of digital management, which includes regulatory regulation, project approach in management, the involvement of external consultants, min management risks, as well as the creation of national cyberphysical systems. From the position of digital marketing proved the need to attract potential customers and retain them as consumers, collaboration between representatives of science, business, government and institutions in order to accelerate the digitalization of the business environment. The logic of the impact of digital technologies on changes in the principles of doing business and, accordingly, the formation of the digital economy, which contributes to the competitiveness of economic entities, increase income and effective demand for goods and services, as well as the expansion of international economic relations and the attraction of foreign capital. The rapid development of the digital economy raises the question of the future of human society. It is proved that integrated digital technologies built into the reproduction process enable companies to achieve more at a lower cost, identify and analyze valuable information, plan strategies, predict results and cooperate within the framework of common experience. It is proved that digital technologies accelerate the reproduction process. Those companies that do not use digital technologies in business,
they lag behind those who implement them. In this regard, the article assesses the role of digital business as a factor of innovation growth, concentration of production and spatial development of the Russian economy, which ultimately contributes to the creation and application of digital technologies, digital platform, a new technological basis for overcoming turbulence in the modern Russian economy and solving the problems of coordination of actions on a global scale. It is argued that digital technologies create favorable conditions for interaction between the manufacturer and the end user. Hence, the main objectives of the digital business are the production and set of tactics to promote products, services and brands. The production itself, of course, is primary. If it is not, then there is no consumption. Digital technologies help production to find loyal customers, increase the number of customers and, accordingly, timely reduce the transformation and transaction costs and get the expected profit. It is proved that the digital transformation of business radically changes the world and has a huge impact on the formation of the structure of the economy. In the foreseeable future, you can see the emergence of several tens or even hundreds of new industries, with a different scale, life cycle and management system. These changes will affect all system indicators of measurement and evaluation in the current economy: GDP, investment, consumption, employment, inflation. Key words: digital economy, digital business, digital technologies, digital product, digital infrastructure, transaction costs.
References
1. Kul'kov, V. M. Russian necessity: from maneuvering to breakthrough strategy. // Russian necessity: from maneuvering to breakthrough strategy // Philosophy of economy. 2019. No. 1. P. 22-27.
2.The impact of Sanctions on Russia - News [Electronic resource]https://go.mail.ru/ search?q/(accessed04.01.2019).
3. Putin: without the digital economy, Russia has no
future. [Electronic resource].https:// forklog.com/putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego/(accessed 11.03.2009).
4. Catastrophe XII (Freedom 1) [Electronic resource]
https://egor-23.livejournal.com/ 736671.html(accessed 12.03.2019).
5. Nosova S. S. Strategy of innovative economy in
the mode of collaboration. «Economic strategy.» - 2018. - № 6
5. Program «Digital economy of the Russian
Federation» Approved order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 № 1632-p
6. Nosova, S. S., Kolodnyaya G. V., Novikova N. N.,
Medvedeva M. A., Makarenko V. A. The Strategy of the Digital Transformation of the Russian Economy in the XXI Century// International Journal of Civil Engineering and Technology 10(2), 2019, pp. 1638-1648. 7. How is the project management of the digital economy [Electronic resource]//https:// www.itweek.ru/gover/article/ detail.php?ID=199193 (date of application 12.03.2009).
8. Nosova S. S., Dubanevich L. E., Voronina V. N.
Digital technologies as a tool for the growth of innovation in the modern Russian economy/ /Innovations and investments, 2018, №12, p. 9-14
9. Nosova S., Pervunin S., Shirokova L. Digital
marketing and new opportunities for economic growth of Russian industrial enterprises // Economics and entrepreneurship. - 2018. -№ 1.
10. Six steps to building a successful digital business according to Gartner [electronic resource]. http://channel4it.com/publications/ Shest-shagov (date of application 04.11.2018).
11. Nonaka I., Takeuchi H. (2003), the company is the Creator of knowledge. The origin and development of innovation in Japanese firms. M.: Olympus-Business, 2003.?- 320 p.
12. Machlup F. (1962) the Production and distribution of knowledge in the United States. M: Progress. 1962.
13. Tapscott, D, (2014), the Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 2014.
14. Coase, Ronald. The Nature of the Firm // Economica, 1937 - Vol. 4, No. 16, November 15. Nosova, S. S. and other. Digital Technologies as New Vector in the Growth of Innovation and Competitiveness of Industrial Enterprises//International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET) Vol. 9, Issue 6, June 2018
16. Williamson O. I. Economic institutions of capitalism. Firms, markets, relational Contracting. English lane. - SPb. : Lenizdat; SEV Press, 1996. - 702 p.
17. Osipov Yu. M. Big game - Russian middlegame - «Russian roulette» / / Philosophy of economy. 2018. No. 6. Pp. 11 - 24.
О À
В
S
i? w