Научная статья на тему 'Концептуальные и методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий аграрной сферы'

Концептуальные и методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий аграрной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КАПИТАЛ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сугаипова Ирина Владимировна, Воблая Ирина Николаевна

Представлены концептуальные и методические подходы к оценке инвестиционного потенциала предприятий аграрной сферы. Рассмотрены системно-оценочные аспекты управления инвестиционной привлекательностью предприятия с точки зрения различных авторов, а также методы оценки инвестиционных проектов: метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли; метод расчета периода окупаемости проекта, метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV); метод внутренней нормы рентабельности (IRR).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные и методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий аграрной сферы»

УДК 338.24:336.6 ББК 65.42 С 89

И.В. Сугаипова

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры учета и финансирования

Адыгейского государственного университета. Тел. (928)665-77-30, e-mail:

sugaipova @rambler. ru

И.Н. Воблая

Соискатель кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета.

Тел. (918)454-37-27

Концептуальные и методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала предприятий аграрной сферы

(Рецензирована)

Аннотация. Представлены концептуальные и методические подходы к оценке инвестиционного потенциала предприятий аграрной сферы. Рассмотрены системно-оценочные аспекты управления инвестиционной привлекательностью предприятия с точки зрения различных авторов, а также методы оценки инвестиционных проектов: метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли; метод расчета периода окупаемости проекта, метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV); метод внутренней нормы рентабельности (IRR).

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный проект, капитал, методы оценки, прибыль.

I.V. Sugaipova

Doctor of Economics, Professor, Professor of Account and Financing Department of Adyghe State

University. Ph.: (928)665-77-30, e-mail: sugaipova@,rambler.ru

I.N. Voblaya

Competitor for a Candidate’s degree of Economy and Management Department of Adyghe State

University. Ph.: (918)454-37-27

Conceptual and methodical approaches to an estimation of investment appeal and investment potential of the enterprises of agrarian sphere

Abstract. The paper discusses conceptual and methodical approaches to an estimation of investment potential of the enterprises of agrarian sphere. The authors consider system-estimated aspects of management by investment appeal of the enterprise from the point of view of various authors, as well as methods of an estimation of investment projects: a method of simple (accounting) rate of return; a method of calculation of the period of a recoupment of the project, a method of pure present (current) cost (NPV); a method of internal norm of profitability (IRR).

Key words: investment appeal, the investment project, the capital, estimation methods, profit.

Высокая инновационность современного бизнеса часто требует для его успешного развития привлечения внешних финансовых ресурсов. Известно, что кредитный риск связан с возможностью невыполнения заемщиком своих финансовых обязательств. Одним из подходов, направленным на снижение кредитного риска, является оценка инвестиционной привлекательности заемщика. Совокупность показателей, выбираемая для оценки инвестиционной привлекательности, зависит от многих условий, среди которых можно выделить несколько основных: цель кредита, сумма кредита, характер деятельности заемщика, кредитная и коммерческая репутация заемщика и т.д.

Цель оценки инвестиционной привлекательности не определить положение дел у заемщика, а оценить риск возможного вложения средств. Для решения этой задачи в практике кредитования существует система показателей, с помощью которых оценивается инвестиционная привлекательность заемщика.

Однако при оценке неформальных показателей (компетентность руководства; коммерческая репутация и т.д.) сложность заключается в том, что специалист должен применять подходы, позволяющие в максимальной степени избегать субъективности. На наш взгляд, субъективность в значительной степени может быть преодолена, если один и тот же неформальный показатель для различных компаний будет оцениваться одинаковыми процедурами и иметь некоторые критериальные значения. В связи с этим становится актуальной проблема разработки системы показателей, анализ которых позволит любому предприятию повысить свою инвестиционную привлекательность. Важнейшим фактором, воздействующим на решение конкретного инвестора, является уровень риска, связанный с вложением капитала в тот или иной инвестиционный проект. Поэтому проблемы идентификации факторов неопределенности, регулирования требуемой проектной рентабельности, количественной оценки и контроля уровня риска становятся актуальными на каждом этапе подготовки и реализации управленческих инвестиционных решений.

С. Конторович [1], исследуя системно-оценочные аспекты управления инвестиционной привлекательностью предприятия, считает, что на первом этапе оценки инвестиционной привлекательности, независимо от характера предстоящей кредитной сделки, заемщик должен быть идентифицирован. Идентификация позволяет четко определить характер деятельности заемщика и наметить примерный набор показателей для оценки инвестиционной привлекательности. На втором этапе оценивается кредитная история заемщика и его коммерческая репутация. Очевидно, что формальные показатели, рассчитываемые на основе данных о собственном капитале предприятия, его размерах и структуре, являются первостепенными при оценке инвестиционной привлекательности, которыми предприятие имеет возможность управлять самостоятельно, без поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. Неформальные показатели могут быть оценены только экспертами: они не имеют формул для расчета и четкого набора исходных данных. Комплексная оценка финансовой отчетности представляет собой структурный анализ деятельности заемщика. Оценка коммерческой репутации - это комплексное экспертное заключение, которое является своего рода рекомендацией о протяжении сотрудничества с заемщиком. Таким образом, после идентификации заемщика и определения набора формальных и неформальных показателей кредитор переходит к непосредственному расчету и получению экспертного заключения. По нашему мнению, инвестиционную привлекательность предприятия можно определить как систему экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его рыночной конкурентоспособности. Данные отношения определяются совокупностью показателей оценки различных аспектов деятельности предприятия.

Поскольку инвестиции - это динамический, протяженный во времени процесс, поэтому при анализе инвестиционных проектов необходимо учитывать привлекательность проектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов владельцев предприятия при приемлемой степени риска, рискованность проектов, временную стоимость денег.

Существует широкий спектр методов оценки инвестиционных проектов, к основным из которых относятся: метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли; метод расчета периода окупаемости проекта, метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV); метод внутренней нормы рентабельности (IRR) и др.

Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли базируется на расчете отношения

средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибыли и средней величины инвестиций (затраты основных и оборотных средств) в проект. Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли. Основным достоинством данного метода является его простота для понимания, доступность информации, несложность вычисления. Недостатком его нужно считать то, что он не учитывает неденежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизации) и связанную с этим налоговую экономию, возможности реинвестирования получаемых доходов, времени притока и оттока денежных средств и временную стоимость денег.

В основе метода расчета периода окупаемости проекта лежит вычисление количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Проект с наименьшим сроком окупаемости считается наилучшим. Но этот метод, к сожалению, игнорирует возможности реинвестирования доходов и временную стоимость денег. В рамках этого метода часто применяется также дисконтный метод окупаемости проекта. Определяется срок, через который дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными денежными потоками затрат. При этом используется концепция денежных потоков, учитывается возможность реинвестирования доходов и временная стоимость денег. Обе модификации данного метода просты в понимании и применении и позволяют судить о ликвидности и рискованности проекта, поскольку длительная окупаемость означает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) и повышенную рискованность проекта. Однако обе модификации игнорируют денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта. Они успешно применяются для быстрой оценки проектов, а также в условиях значительной инфляции, политической нестабильности или при дефиците ликвидных средств, то есть в обстоятельствах, ориентирующих предприятие на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки.

Чистая текущая стоимость проекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков затрат, то есть как чистый денежный поток от проекта, приведенный к настоящей стоимости. Коэффициент дисконтирования при этом принимается равным средней стоимости капитала. Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля. К недостаткам данного метода можно отнести то, что он не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта. Использование данного метода осложняется трудностью прогнозирования ставки дисконтирования (средней стоимости капитала) и/или ставки банковского процента.

При рассмотрении единственного проекта или выборе между независимыми проектами применяется метод, равноценный методу внутренней ставки рентабельности; при выборе между взаимоисключающими проектами применяется как метод, отвечающий основной задаче финансового менеджмента - приумножение доходов владельцев предприятия.

При использовании метода внутренней нормы рентабельности (IRR) все поступления и затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости по ставке дисконтирования, полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта, которая определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости затрат, т.е. чистая настоящая стоимость проекта равна нулю. Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется с чистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормой рентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности). Данный метод предполагает сложные вычисления и не всегда выделяет самый прибыльный проект. Метод предполагает малореалистичную ситуацию реинвестирования всех промежуточных денежных поступлений от проекта по ставке внутренней доходности.

Однако метод учитывает изменения стоимости денег во времени.

Каждый из методов анализа инвестиционных проектов дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Наиболее эффективным способом оценки и выбора инвестиционных проектов нужно признать комплексное применение всех основных методов при анализе каждого из проектов.

Следует признать, что существует определенная специфика оценки инвестиционных проектов, начинающихся «с нуля» и в рамках уже функционирующих предприятий. Очевидно, что, когда мы имеем дело с оценкой проекта на действующем предприятии, необходимо выяснить, как факт наличия текущей деятельности влияет на результаты анализа проекта. А это, в свою очередь, зависит от целей анализа и от целого ряда факторов, из которых А. Щербаков [2] выделяет наиболее существенные.

С какой точки зрения оценивается проект? Проект может оценивать само предприятие (его акционеры), проект может быть оценен с точки зрения внешнего инвестора (нового акционера), проект может оценивать банк или лизинговая компания с целью определения возможности своего участия в его финансировании, и, наконец, проект могут рассматривать государственные учреждения, например в случаях, когда предполагается государственная поддержка проекта.

Сопоставимость масштабов предприятия и проекта. Возможна ситуация, когда сравнительно небольшое предприятие реализует масштабный проект, и ситуация, когда крупное предприятие осуществляет относительно небольшой проект.

Степень использования проектом активов предприятия. Проект может заключаться в изменении существующей технологии и быть, таким образом, полностью завязанным на действующее производство, а может быть полностью независимым, в том числе и территориально от действующего производства.

На какой стадии находится проект? Предприятие может выбирать проект из множества возможных, может поводить комплексную оценку проекта до момента начала его финансирования. И бывают случаи, когда необходимо оценить проект (для принятия каких-либо решений по поводу этого проекта), когда часть вложений уже сделана.

В общем случае, комплексная оценка проекта предполагает оценку финансовой состоятельности проекта и оценку его экономической эффективности. Однако, например, банк или нового внешнего инвестора не интересует финансовая состоятельность отдельного проекта. Если они собираются вкладывать деньги в предприятие в целом, их интересует финансовая состоятельность предприятия, осуществляющего инвестиционный проект.

С другой стороны, предприятие при оценке проекта может ставить вопрос о финансовой состоятельности выделенного проекта, например, если это незначительный по масштабам проект или это территориально обособленный проект.

То же касается вопросов экономической эффективности. Банк может профинансировать проект, имеющий невысокие показатели эффективности в случае, если он уверен в возвратности средств от результатов действующего производства. Если крупное предприятие реализует небольшой по объёму проект, то вопросы эффективности проекта, с точки зрения банка, могут быть вторичны по отношению к вопросам финансовой состоятельности предприятия в целом. В то же время, эффективность масштабного проекта, для реализующего его предприятия, принципиально важна для принятия решения о кредитовании.

С точки зрения предприятия, выбирающего инвестиционные проекты для инвестирования, вопросы их финансовой состоятельности на этапе первичного отбора проектов скорее второстепенны. Необходимо, прежде всего, определить наиболее эффективные способы вложений средств, а затем уже определяться с тем, каким образом обеспечить финансовую состоятельность проекта и предприятия. И наоборот, если большая часть средств уже вложена, то эффективность новых вложений будет вероятнее всего весьма значительна (стоимость завершения проекта сравнивается с эффектами, обусловленными преимущественно ранее осуществлёнными вложениями) и, соответственно, точное

определение параметров эффективности не представляет особого интереса. В то же время вопрос о финансовой состоятельности ранее начатого проекта может стать с особой остротой в ходе его реализации.

Таким образом, необходимо рассматривать два уровня финансовой состоятельности — состоятельность обособленного проекта и состоятельность предприятия, осуществляющего проект.

Исходя из этого, применяют различные методы анализа инвестиционных проектов, осуществляемых на действующем предприятии.

Так, например, метод условного выделения целесообразно применим тогда, когда проект физически обособлен от предприятия и может рассматриваться независимо. Для этого проект, представляющий собой часть предприятия, условно представляют как отдельное юридическое лицо со своими активами и пассивами, выручкой и затратами. Метод позволяет оценить эффективность проекта и его финансовую состоятельность. При этом вопрос о финансовой состоятельности предприятия, осуществляющего проект, остаётся открытым. Тем не менее, для класса обособленных от предприятия проектов, метод обладает такими преимуществами, как лёгкость в проведении расчётов, отсутствие необходимости строить финансовый план предприятия в целом.

При использовании метода анализа изменений исследуются только изменения (приращения), которые вносит проект в показатели деятельности предприятия. Метод особенно удобен, когда суть проекта заключается в модернизации или расширении текущего производства. Причём суть проекта может заключаться как в росте выручки (от увеличения объёмов или качества продукции), так и в уменьшении текущих затрат. Задача состоит в том, чтобы сравнить прирост чистых доходов предприятия с объёмом инвестиций, требуемых для обеспечения этого прироста. Главным достоинством метода является относительная простота подготовки исходных данных (в расчёт закладываются только изменения параметров). Недостаток метода в том, что он не позволяет оценить финансовую состоятельность предприятия, реализующего проект. По сути, анализируется только экономическая эффективность, поскольку и о финансовой состоятельности собственно проекта в данном случае трудно говорить, поскольку проект слишком тесно связан с предприятием для того, чтобы эти понятая можно было разделить. Сложность метода состоит в том, чтобы корректно выделить все изменения, которые вносит проект в деятельность предприятия, в том числе и изменения, связанные с исчислением и уплатой налогов (например, возмещение НДС).

Метод объединения направлен на анализ финансовой состоятельности предприятия, осуществляющего проект, но не позволяет говорить об эффективности проекта. Приоритетность данного метода возникает тогда, когда масштабы проекта сопоставимы с масштабами действующего производства. Метод предполагает построение финансового плана предприятия, осуществляющего инвестиционный проект. Это включает построение прогноза отчёта о прибыли, отчёта о движении денежных средств и прогнозного баланса предприятия, основанного на начальном балансе и закладываемых в финансовый план параметров. При моделировании деятельности реального предприятия часто возникают вопросы о степени детализации плана (выделения наиболее существенного), о необходимости моделирования различных нестандартных ситуаций, в частности ситуации, когда имеющиеся величины статей оборотного капитала не соответствуют нормативным значениям. Поэтому важно хорошо знать предприятие и его историю, изучить его отношения с кредиторами и контрагентами, что и позволяет делать более достоверные прогнозы на будущее.

Достоинство метода — возможность получить ответы на все интересующие вопросы с различных точек зрения. Однако имеются и недостатки. Это громоздкость всех построений, условность отдельного от предприятия описания проекта (проект, связанный с модернизацией, изменением технологии действующего производства трудно поддаётся отдельному описанию) и некоторая искусственность в процессе наложения (не все функции обладают свойством аддитивности, например, в том, что касается определения суммы

налогов). Суть метода сравнения заключается в том, что сначала, как и в методе объединения, описывается финансовый план предприятия, осуществляющего проект («предприятие с проектом»), затем описывается действующее производство («предприятие без проекта» или деятельность предприятия в случае, если т откажется реализовывать инвестиционный проект). На основе финансового анализа предприятия с проектом проводится оценка финансовой состоятельности предприятия, осуществляющего инвестиционный проект. Для оценки эффективности проекта необходимо сравнить чистые доходы предприятия с проектом с чистыми доходами предприятия без проекта. Разница покажет эффект собственно от проекта.

Достоинство метода - возможность комплексной оценки любого, а не только отделимого от предприятия проекта. Достоинством также является отсутствие условных построений, не нужно задумываться о том, как описать проект отдельно от предприятия. Недостаток, по сравнению с методом наложения, заключается в отсутствии выводов о финансовой состоятельности собственно проекта (это может потребоваться при управлении проектами в крупных компаниях). По сравнению с другими методами недостатком является большая сложность построений.

Все балансовые методы предполагают, что собственный капитал, представленный в балансе, определяется как разница между всеми активами предприятия и всеми пассивами (обязательствами). Этот показатель можно назвать балансовой стоимостью собственного капитала предприятия. Применение метода чистой балансовой стоимости материальных активов предполагает, что из балансовой стоимости предприятия будет вычтена стоимость нематериальных активов по оценке, зафиксированной в бухгалтерской отчетности, и затем будут осуществлены вышеуказанные процедуры. К недостаткам этого метода Гленн М. Десмонд и Ричард Э. Келли [3] относят то, что он не отражает реальной рыночной стоимости материальных активов и не учитывает нематериальных активов. Среди достоинств выделяют простоту, поскольку практически сразу получается готовый показатель, понятный для большинства пользователей.

Второй метод чистой рыночной стоимости материальных активов предполагает корректировку материальных активов на отражение рыночных показателей стоимости. В первую очередь, по мнению В. В. Григорьева и М.Л.Федотовой [4], корректировка должна быть осуществлена на учет влияния инфляции. Кроме того, необходимо учесть и специальные рыночные корректировки. С.В. Валдайцев [5] рекомендует осуществлять корректировки с привлечением специалистов товарных рынков (биржевых и внебиржевых брокеров, специалистов оптовой торговли). Скорректированная балансовая стоимость материальных активов гораздо предпочтительнее балансовой стоимости, определенной на основе бухгалтерской документации. В.М. Родионова [6] резюмирует, что использование указанных двух популярных методов «наиболее целесообразно для оценки предприятий, обладающих значительными материальными и/или финансовыми активами, а также в случае невозможности достаточно точного определения прибыли в будущем».

Метод оценки стоимости замещения оценивает предприятие, исходя из наличия объекта — бизнеса аналогичной полезности; метод оценки стоимости воссоздания позволяет оценить предприятие из затрат на его полное восстановление. Оба метода предполагают рыночную оценку активов. Стоимость восстановления определяется как стоимость создания точной копии оцениваемого сооружения с использованием тех же материалов и спецификаций, но по текущим ценам. Стоимость замещения определяется как стоимость строительства на этом же участке современного сооружения эквивалентной полезности с использованием текущих стандартов, материалов, дизайна и текущих цен. Существенный недостаток этих методов: они не учитывают доходность бизнеса.

Применение метода оценки ликвидационной стоимости оправдано в случае ликвидации предприятия (бизнеса). Предприятие прекращает свои операции, распродает активы, погашает свои обязательства. Ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при

ликвидации предприятия, раздельной распродаже его активов и после расчетов со всеми кредиторами.

Сравнительный подход, именуемый также подходом с точки зрения анализа рыночных данных или методом компании-аналога или просто рыночным подходом, включает методы рынка капитала, метод сделок (продаж) и метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала предполагает определение стоимости оцениваемого предприятия с помощью различных мультипликаторов. К последним относятся специальные соотношения рыночной цены акции предприятия к чистой прибыли или к текущему денежному потоку, к балансовой стоимости материальных активов, к чистому денежному потоку, к выручке от реализации, к собственному капиталу. Рыночная цена акции любого предприятия — важный показатель. Как отмечает Дж. Ван Хорн, «оценивая истинную стоимость компании, инвесторы обращают внимание в основном на цену ее акций; она отражает потенциальную прибыль компании, дивиденды на ее ценные бумаги, деловой риск, структуру ее капитала, стоимость активов и другие факторы, поддающиеся оценке» [7, с.680]. Оценщик находит предприятие-аналог и применяет имеющиеся соотношения-мультипликаторы к оцениваемому предприятию. К недостаткам этого метода Гленн М. Десмонд и Ричард Э. Келли [3] относят сложные вопросы сопоставимости оцениваемых предприятий-аналогов, трудности применения мультипликаторов к компаниям закрытого типа. В то же время у данного метода есть несомненное достоинство — его простота.

Метод сделок (продаж) позволяет определить стоимость многих активов предприятия. Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании представляет собой скорректированную стоимость, скорректированную продажную цену аналогичного предприятия. Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости -принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам. Использование данного метода ограничено скудностью и ненадежностью данных о сопоставимых продажах.

Метод отраслевых коэффициентов называют также методом отраслевых соотношений или правилом «золотого сечения». Этот метод предполагает наличие отраслевых, достаточно стабильных мультипликаторов.

Подход с точки зрения «потока наличности», или доходный подход, включает два основных метода: капитализации нормализованного дохода, дисконтирования будущих денежных потоков и их разновидности.

Метод капитализации чистого дохода определяет поток дохода и преобразует его в текущую стоимость путем применения нормы капитализации (коэффициента капитализации): стоимость = чистый доход/коэффициент капитализации.

Как правило, под чистым доходом подразумевают прибыль предприятия, причем Ричард П. Риис [8] считает, что лучше всего использовать среднегодовое значение прибыли за последние годы и до вычета налогов. Важным условием использования данного метода является применение процедуры нормализации прибыли, которая предполагает исключение в первую очередь единовременных расходов и доходов. Значение прибыли должно быть характерно для нормально действующего бизнеса.

Коэффициент капитализации не менее важен при использовании этого метода. Д. Фридман и Н. Ордуэй [9] называют коэффициент капитализации ставкой, которая, будучи отнесенной к текущим доходам, дает оценочную стоимость или же «представляет собой такую величину, что частное от деления прибыли на нее равно капиталу, который дает норму прибыли, определяемую ставкой капитализации» [3, с. 107]. Последнее «тавтологическое» определение ставки капитализации определяет саму суть этого показателя — это норма прибыли. Коэффициент капитализации должен отражать текущую ситуацию на рынке, т. е. он должен быть получен из рыночных данных для альтернативных инвестиций.

Метод капитализации используют обычно, если ожидается, что будущие чистые

доходы будут равны (приблизительно) текущим или, если темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми, доход должен быть значительной положительной величиной, а в активах предприятия преобладает быстроизнашивающееся оборудование. К недостаткам данного метода можно отнести «ограничение зоны использования», то есть невозможность его применения для любого предприятия, а также проблемы получения данных для сравнительного анализа, определения прибыли и ставки капитализации. Несмотря на значительные ограничения Гленн М. Десмонд и Ричард Э. Келли замечают, что «метод капитализации чистой прибыли отражает фактическое состояние рынка и позволяет корректировать данные применительно к конкретной ситуации» [3, с.109].

Метод дисконтирования будущих доходов получил широкое распространение в зарубежной практике оценки. Экономический смысл дисконтирования денежных потоков иногда трактуют как приведение их к определенному моменту времени — на дату оценки. Прагматичная точка зрения на понимание смысла дисконтирования денежных потоков рассматривает любое предприятие как инвестиционный проект и, соответственно, его стоимость как чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта (NPV) [5].

Применение большинства из перечисленных методических подходов к анализу инвестиционной привлекательности предприятий АПК вполне пригодно. Использование на практике данных подходов позволит управлять параметрами инвестиционной

привлекательности предприятий с целью направления финансовых ресурсов в агропромышленный комплекс и создания точек экономического роста инновационного характера.

Примечания:

Конторович С.Л. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия (системно-оценочный аспект). URL: http://www.publish.cis2000.ru/books/book_17/chl_l.shtml.

Щербаков А.И. Оценка инвестиционных проектов, осуществляемых на действующем предприятии. URL: http://www. deloshop.ru/menu_5-text_maloe_0-15-254.html

Десмонд Гленн М., Келли Ричард Э. Руководство по оценке бизнеса. М.: РОО, 1994. 274 с.

.Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. М.: Инфра-М, 1997. 318 с.

Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филинъ, 1997. 336 с.

Родионова В.М., Федотова М.П. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. 100 с.

Хорн ван Дж.К. Основы управления финансами: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. 800 с.

Риис Ричард П. Основы оценки бизнеса // Финансовая газета: информационный выпуск. 1994. № 43. С. 32.

Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. М.: Дело лтд, 1995. 462 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.