ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.46
ББК 4426.819=411.1,0
ГСНТИ 14.25.0
Код Вак 13.00.02
Дёмышева Алина Станиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В СОЗНАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: язык, языковая личность, картина мира, лексика, фразеология, языковое сознание, концепт, период детства.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании младшего школьника. Рассматривается возможность реализации концептуального подхода языковом образовании младшего школьника. Описывается понятие картины мира как одного из способов концептуализации действительности. Определяются фрагменты действительности, формируемые в языковом сознании младшего школьника в процессе коммуникации и социализации личности, такие как: Быт, Семья, Транспорт, Спорт, Производство, Образование, Развлечение, Искусство, Оценка, Эмоции и чувства, Населенный пункт, Средства массовой информации, Родная страна. Автор, определяя лексические группы слов, представляющие картину мира в языковом сознании («Явления и события» и «Социальные отношения»), и объединяя их в рамках одной концептуальной системы «Человек как социальное существо», приходит к выводу, что реализация концептуального подхода обеспечивает формирование наиболее полной картины мира в языковом сознании и становление индивидом языковой личностью. Обращение к понятию «картина мира» акцентирует деятель-ностный подход к пониманию процесса соотношения индивида с действительностью.
Demysheva Alina Stanislavovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Russian and Methods of its Teaching in Primary School, Institute of Education and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University. Ekaterinburg, Russia.
CONCEPTUAL ASPECTS OF THE LINGUISTIC WORLDVIEW IN THE CONSCIOUSNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
KEYWORDS: language, linguistic personality, worldview, lexicon, phraseology, linguistic consciousness, concept, period of childhood.
ABSTRACT. The article is devoted to an urgent problem of worldview formation in the linguistic consciousness of junior schoolchildren - the possibility of realization of conceptual approach to linguistic education of primary school children. The author describes the concept of the worldview as one of the ways of conceptualizing reality and defines certain fragments of reality formed in the linguistic consciousness in the process of communication and socialization. Such fragments include the following: Everyday Life, Family, Transport, Sports, Production, Education, Recreation, Arts, Evaluation, Emotions and Feelings, Place of Residence, Mass Media, Native Land, etc. While defining the lexical groups of words which represent the worldview in the linguistic consciousness ("Events and Phenomena" and "Social Relations"), and combining them into a single conceptual system of "Man as a Social Creature", the author comes to the conclusion that the realization of the conceptual approach provides the formation of a more complete worldview in the linguistic consciousness and turns the person into a linguistic personality. The use of the notion of the "worldview" highlights the activity approach to the understanding of the process of interaction between the person and the surrounding reality.
и:
■ ознание окружающей действительности процесс многогранный и ступенчатый. Ребенок, осваивая мир вокруг себя, осознает себя частью этого мира и ее активным участником. На основе этих знаний в сознании уже дошкольника начинает вербализоваться картина мира. В ее формировании принимают участие все стороны психической деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и заканчивая высшими ее формами -мышлением и самосознанием человека. Особенно активен этот процесс в период
детства, когда ребенок не только ощущает и созерцает мир, но и пытается его постичь, познать, понять. Именно в этот период начинается осмысление и интерпретация окружающей действительности. Все новые познания формируются в сознании человека в виде определенной картины, структурированной и многофрагментарной.
Понятие «картина мира» относится к числу фундаментальных понятий, отражающих специфику самого человека, его взаимоотношения с миром. Но одним из главных показателей картины мира в созна-
© Демышева А. С., 2016
нии человека является осознание возможностей познания мира и языка важнейшими условиями существования человека в этом мире. Безусловно, термин «картина мира» впервые появился в философских трудах, но в дальнейшем он начинает активно внедряться и в терминологию других наук, центром изучения которых является человек и его взаимодействие с окружающим миром.
Картина мира позволяет представить мир как сложно организованную и структурированную систему, в которой человеку отведены определенное место и роль. Картина мира реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему. Но познание окружающего мира невозможно без этой системы, основным средством которой является язык. Так и в лингвистике появляется представление о картине мира как о некой упорядоченной совокупности знаний о действительности, сформировавшейся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании [3]. Современные лингвисты рассматривают картину мира как идеальное образование, которое состоит из структурно организованных компонентов, обладает определенными свойствами, выполняет присущие ему функции и закономерно развивается.
В целом картину мира с точки зрения языка можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения совокупности знаний об окружающем мире (концептов) и как систему специальных языковых знаков, которые несут информацию о картине мира. Но какой бы из данных подходов не выходил на первый план, прежде всего, картина мира - это отражение в сознании человека окружающей действительности с помощью специальных знаков, несущих информацию об этой действительности. Таким образом, язык, не только средство передачи информации или общения, но и средство формирования мировоззрения человека через отражение реальной действительности.
Обозначая отдельный предмет, язык созидает и формирует для говорящего на нем народа картину мира. Язык как система мировидения и мироощущения оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение, в зависимости от значения и репрезентации языка. При этом языковые значения (лексические, фразеологические, морфологические) формируют единую систему взглядов для всех носителей данного языка в качестве обязательной.
В языковой картине мира фиксируются результаты всей человеческой деятельности, находит отражение информация из всех областей человеческого знания, именно поэтому она выделяется из всех других картин
мира (художественной, мифологической, естественнонаучной, химической и т.д.) своей универсальностью и интегральностью. Данное утверждение вытекает из самого понимания языка как универсального средства передачи и хранения информации.
Таким образом, языковая картина мира может быть определена как совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике. Языковая картина - это некая своеобразная материальная форма, в которой закрепляется и реализуется представление человека об окружающей действительности.
Уже с дошкольного возраста человек, пройдя ступени непосредственного восприятия и логического осмысления мира, создает номинативные единицы языка в своем сознании, формируя словарный состав. Именно эти единицы языка и отражают объективную картину мира, связанную с социально-историческим опытом и культурно-национальными особенностями общества.
В современной лингвистике выделяется несколько видов языковой картины мира в зависимости от единиц языка, с помощью которых происходит вербализация действительности. В соответствии с типом языковых единиц выделяются морфологическая, лексическая, синтаксическая, фразеологическая картины мира. Среди перечисленных картин мира приоритетная позиция принадлежит лексической картине мира. Это связано, прежде всего, с тем, что количество лексических единиц в языке неизмеримо больше, чем каких-либо других. Отсюда и возникают ее огромные преимущества по сравнению с иными видами языковой картины мира. Лексика современного русского языка представляет собой сложную систему, в которую входят обширные группы слов различного происхождения, сферы употребления, стилистической окраски. Лексические единицы языка непосредственно обращены к действительности и быту, в ней отражаются все жизненные преобразования человека. Лексикон человека меняется на протяжении всей жизни, и лексический состав языка находится в непрерывном движении. В отличие, например, от морфологической или синтаксических картин мира, которые представляют мир весьма абстрактно и обобщено, лексическая система языка позволяет создать ту модель мира, в которой проще «мировоззренческую» природу языковой картины мира. Именно в лексической картине мира в большей степени отражается связь языка и действительности.
Но не стоит забывать и о том, что в языковом сознании в содержание концептов зачастую включаются и фразеологические единицы, которые являются отраже-
нием культурно-исторического опыта познания мира. Именно фразеологическая картина мира предает устойчивость языковой картине мира, так как характеризуется незначительным пополнением новыми единицами в процессе развития общества и представлений о нем. Таким образом, фразеология является отражением знаний человека о мире на уровне обыденного сознания и является неотъемлемой частью языкового сознания человека.
Языковая картина мира не отдельный, удобный для анализа фрагмент лексики или фразеологии, а как картина в целом, целостное изображение языком всего того, что существует в нас и вокруг нас. На основании выделенных особенностей под языковой картиной мира понимается универсальная система знаний о мире, зафиксированных в языковой форме и характерных для всех носителей языка [2].
Одним из важнейших компонентов культуры любого народа является язык как продукт социальной активности человека и одновременно одной из форм созданной человеком культуры. Язык отражает весь познанный и практически освоенный человеком мир, сам же человек как часть этого объективно существующего мира использует язык для познания и интерпретации данных об этом мире. В этом смысле языковая личность - это звено, соединяющее реально существующий мир и язык, отражающий этот мир.
Ребенок познает окружающий мир достаточно хаотично, но все эти познания фиксируются не отдельными словами, а определенными фрагментами. О сформированности картины мира в сознании позволяют судить не столько отдельные слова, сколько принципы группировки и классификации понятий, находящих формальное выражение в виде лексических и фразеологических единиц. Поэтому система информации о мире представляет собой концептуальную систему представлений человека о мире. Данная система конструируется самим человеком как членом когнитивной общности. Единицы языка, соотносимые с отдельными объектами и явлениями действительности, позволяют выстроить концептуальную систему. Соотнесение языка и окружающей действительности, осуществляемое концептуальной системой, - это кодирование языковыми средствами определенных фрагментов картины мира.
В условиях современного образования и акцентировании внимания образовательного процесса на антропоцентрическую парадигму, выделение концепта является закономерным шагом, и именно язык становится одним из средств формирования концептов в человеческом сознании. Концепты,
формируемые в сознании младшего школьника, не могут существовать изолировано от других подобных себе единиц. Все фрагменты действительности образуют целостную систему, компоненты которой, взаимодействуя между собой, устанавливают постоянные связи, переплетаются.
Каждая концептуальная система посредством естественного языка опирается на специфические, значимые, принятые в обществе социальные, культурные и другие ценности, на социально значимую картину мира. Отражением исторических и культурных ценностей общества, в котором воспитывается ребенок, являются фразеологические единицы. Лексические единицы, в свою очередь, придают языковой картине мира вариативность и являются тем средством, при помощи которого концепты взаимодействуют друг с другом. Ни один концепт не может рассматриваться как нечто фиксированное, сформированное.
У младшего школьника появление нового концепта всегда связано с решением какой-либо задачи, с оперированием этим концептом, включением его в деятельность. Так, например, с включением учащихся в театрализованную деятельность в их лексиконе появляются такие лексические единицы и фразеологизмы, как декорация, костюм, акт, инсценировка, театр одного зрителя, театр начинается с вешалки и другие.
Лингвистическое образование и развития мышления в процессе обучения и воспитания - это, прежде всего, проблема формирования в сознании обучающихся стандартных, принятых в данном обществе за образец концептов. В этом случае реализуется коммуникативная функция языка для пояснения значений слов, происходит формирование в сознании учащихся соответствующих концептов.
Исследование и формирование любого концепта начинается с анализа его ядерного репрезентанта, имени концепта. Анализируя его словарные толкования, характер лексической сочетаемости, используя данные ассоциативного эксперимента, можно прийти к интересным выводам относительно того объекта, который скрывается за словом. Так, например, вступая в систему социальных отношений, младший школьник проходит сложный процесс социализации личности. Анализ ядерного репрезентанта позволяет включить в структуру концепта такие фрагменты действительности: Образование, Средства массовой информации, Оценка, События и явления и другие.
Все концепты, в свою очередь, опираются на некоторые предельные базовые инварианты человеческой жизни: групповая общность, телесность, иерархия групп и от-
ношения означивания. В структуру концепта входит как все то, что определяет значение и смысл понятия, так и то, что делает его фактом культуры: этимология, история, применение в научных дисциплинах, сопутствующие социальные оценки. Концепт переживается, это целостный «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций.
Как видим, концепт рассматривается не только с точки зрения заключенной в нем ментальной информации о том или ином фрагменте действительности, но и одновременно как единица культуры. Включение концептуальной системы в процесс образования в начальной школе важно не только для формирования языковой системы и лексикона детей, но и для изучения концептов в культурологическом аспекте, то есть как ментальных культурно-специфических структур, что представляется чрезвычайно важным для раскрытия содержания культуры народа. При этом любая культура - это совокупность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически; культура воспитывается и усваивается с детства и передается из поколения в поколение [1].
В младшем школьном возрасте формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, происходит формирование большинства необходимых учебных навыков и умений. Активно развиваются формы мышления, позволяющие дальнейшее усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Именно в этом возрасте складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Но все это было бы невозможно без учета той социальной обстановки, в которую вынужденно погружается ребенок. Именно поэтому рассмотрение концепта «Человек как социальное существо» и его лексическое представление является отражением тех мыслительных изменений, которые обусловлены психологическими и возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. В данный возрастной промежуток ребенок активно включается в систему социальных отношений и начинает осознавать себя частью этого социума. При определении структуры концепта «Человек как социальное существо» необходимо опираться на предметно-практическую деятельность ребенка младшего школьного возраста.
Концепт в сознании ребенка складывается в виде определенной схемы, в которой четко просматриваются выделенные фрагменты. Все компоненты в структуре концепта имеют свое отражение в жизнедея-
тельности младшего школьника. Учащийся начальной школы при освоении социальной действительности воспринимает определенные фрагменты действительности и отражает их в своем языковом сознании. К таким фрагментам относятся: Быт, Семья, Транспорт, Спорт, Производство, Образование, Развлечение, Искусство, Оценка, Эмоции и чувства, Населенный пункт, Средства массовой информации, Родная страна. Выделенные фрагменты действительности определяют основные структурные компоненты концепта, накладываясь в сознании человека, они формируют картину мира. Если проанализировать все лексические и фразеологические единицы, нашедшие свое отражение в языковом сознании младшего школьника, то мы увидим, что, пересекаясь, они образуют область Социальные отношения. Данный фрагмент действительности определяется в свете усвоения ребенком социальной среды и отношений в ней. Это те лексические репрезентанты, которые позволяют объединить разрозненные единицы в концептуальную систему и обеспечить целостность восприятия мира в сознании младшего школьника. Все фрагменты реализуются также через систему процессов, происходящих в них, а именно через Явления и события. Таким образом, два фрагмента: «Явления и события» и «Социальные отношения» - занимают особое место в структуре концепта, так как выполняют объединяющую функцию в его рамках. В центре концепта «Человек как социальное существо» расположены лексические единицы, относящиеся к Социальным отношениям.
Итак, основой концепта «Человек как социальное существо» является человек, который нами рассматривается как общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В процессе своей деятельности человек познает окружающую его действительность, осваивает те сферы жизни, которые ему необходимы для успешной социализации. Реализация концептуального подхода обеспечивает формирование наиболее полной картины мира в языковом сознании и становление индивидом языковой личностью. Обращение к понятию «картина мира» акцентирует деятельностный подход к пониманию процесса соотношения индивида с действительностью.
Картина мира представляет собой чрезвычайно сложное явление, она вариативна, изменчива. Одновременно в ней есть константы, присущие каждому индивиду, обеспечивающие взаимопонимание людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багичева Н. В. Формирование общей культуры ребенка дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства : материалы Всеросс. науч.-практич. конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 15-16 апреля 2014 года; отв. ред. Е. Б. Плаксина / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 5-9.
2. Кусова М. Л., Демышева А. С. Развитие языковой личности ребенка в период детства: лингвистический, психолингвистический, лингводидактический аспекты : монография. Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2009. 246 с.
3. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2002. 59 с.
LITERATURA
1. Bagicheva N. V. Formirovanie obshchey kul'tury rebenka doshkol'nogo vozrasta // Filologicheskoe obrazovanie v period detstva : materialy Vseross. nauch.-praktich. konferentsii «Soderzhanie filologicheskogo obrazovaniya v period detstva», Ekaterinburg, 15-16 aprelya 2014 goda; otv. red. E. B. Plaksina / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2014. S. 5-9.
2. Kusova M. L., Demysheva A. S. Razvitie yazykovoy lichnosti rebenka v period detstva: lingvisticheskiy, psikholingvisticheskiy, lingvodidakticheskiy aspekty : monografiya. Ekaterinburg : Izdatel' Kalinina G. P., 2009. 246 s.
3. Popova Z. D., Sternin I. A. Yazyk i natsional'naya kartina mira. Voronezh. gos. un-t. Voronezh, 2002. 59 s.