Научная статья на тему 'Вопрос о детской языковой картине мира'

Вопрос о детской языковой картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1575
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / LINGUISTIC ''WORLD PICTURE'' / CHILDREN'S SPEECH / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / JUNIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Тарасенко Елена Валентиновна

В центре внимания в данной статье проблема существования особой «точки зрения» на мир детской языковой картины мира. Рассматривается один из этапов эволюции детской языковой картины мира младший школьный возраст, поскольку в этот период формируется все то, что способствует становлению уникального облика языковой личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of children's linguistic '' world picture''

This article is centered round the problem of the existence of a peculiar point of view on the world children's linguistic '' world picture''. Junior school age is considered as one of the stages of children's linguistic '' world picture's'' evolution, since during this period the qualities which make for the unique look of a child's linguistic personality are formed.

Текст научной работы на тему «Вопрос о детской языковой картине мира»

УДК 811.161 ББК 81.411.2-2

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск

Nikitina Elena Yuryevna

Doctor of Pedagogics,

Professor

Chelyabinsk

Тарасенко Елена Валентиновна

кандидат филологических наук г. Таганрог

Tarasenko Elena Valentinovna

Candidate of Philology Taganrog

Вопрос о детской языковой картине мира The Problem of Children's Linguistic ''World Picture''

В центре внимания данной статьи находится проблема существования особой «точки зрения» на мир - детской языковой картины мира. Рассматривается один из этапов эволюции детской языковой картины мира - младший школьный возраст, поскольку в этот период формируется все то, что способствует становлению уникального облика языковой личности ребенка.

This article is centered round the problem of the existence of a peculiar point of view on the world - children's linguistic ''world picture''. Junior school age is considered as one of the stages of children's linguistic ''world picture's'' evolution, since during this period the qualities which make the unique look of a child's linguistic personality are formed.

Ключевые слова: антропоцентризм, языковая картина мира, детская речь, младший школьный возраст.

Key words: anthropological approach, linguistic ''world picture'', children's speech, junior school age.

В современной лингвистике отмечается возросший интерес к когнитивному аспекту речевой деятельности, формированию образов сознания личности, проблеме отражения в языке картины мира. Создаваемая человеком картина мира изначально антропоцентрична: этот мир строится разумом человека, который проецирует реалии объективной действительности, опираясь на свои представления о соотношении индивида и мира.

Происхождение термина «картина мира» связано с работами Л. Винген-штейна, который в «Логико-философском трактате» (1921) сформулировал идею структурного сходства языка и мира: язык - это образ мира, представ-

ляющего собой мозаику атомарных фактов. Философ и лингвист В. Руднев определяет картину мира как «систему интуитивных представлений о реальности». Современные исследователи Н.С. Новиков и Н.В. Черемисина связывают трактовку этого термина с двумя рядами представлений современного концепта «мир»: вселенная, система мироздания и согласие в обществе, отсутствие войны.

Статус картины мира в современной методологии и философии определяется по-разному:

1) картина мира занимает промежуточное положение между двумя полюсами: наукой и мировоззрением, или же наукой и философией;

2) картина мира является мировоззрением, заключая в себе тип социальной практики;

3) картина мира представляет собой вид философской рефлексии (не-онатуралистическая картина мира);

4) картина мира представляет собой вид научного знания (сциентистская концепция НКМ).

Встречаются и различные классификации картин мира:

1) деление на статическую (закрепленная в словарях и энциклопедиях сумма знаний о каком-либо предмете или явлении) и динамическую (реализация системы понятий в речи или тексте) картины мира П.В. Чеснокова;

2) классификация Л.Н. Чурлиной, которая предполагает разделение на концептуальную (некая модель мира, отраженная человеческим сознанием -«субъективный образ объективной действительности») и языковую картину мира (совокупность знаний, «зафиксированных оппозициями словаря и грамматики»);

3) противопоставление языковой, научной и «наивной» (выделяемой вслед за Ю.Д. Апресяном) картин мира Е.В. Урысона, интерпретирующего последнюю как «отражение обиходных представлений о действительности».

Итак, названные выше классификации картин мира (концептуальных систем мира, моделей мира) исследуются различными науками, но только лин-

гвистика устанавливает связь картины мира и языка, изучает передачу мыслительного содержания средствами языка. Человеческий мир представлен в трех формах: реальная картина мира, концептуальная картина мира, языковая картина мира.

Концептуальная картина мира богаче языковой картины мира, поскольку в создании первой участвуют разные типы мышления, в том числе и невербальные. Языковая картина мира выполняет две основные функции:

1) означивание разнообразных элементов концептуальной картины мира;

2) экспликация средствами языка концептуальной картины мира в процессах коммуникации.

В свете современной концепции лингвистической философии язык толкуется как форма существования. Несмотря на то, что «проблема изучения языковой картины мира - зафиксированной в языке и специфической для данного языкового коллектива схемы восприятия действительности - имеет давнюю историю» [8, с. 9], интерес к данной проблемы не ослабевает, а в последнее время даже усиливается. Видимо, поэтому изучение языковой картины мира оказалось в последние годы особо значимым для всех сфер научного познания, и в первую очередь для лингвистики.

Язык участвует в двух процессах, связанных с картиной мира: во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, во-вторых, язык эксплицирует другие картины мира человека. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние. «Картина мира есть целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной и познавательной активности человека, а не какой-либо одной ее стороны. Важнейшая особенность картины мира состоит в ее внутренней безусловной достоверности для субъекта этой картины. Она рассматривается носителями как смысловой двойник мира. Субъект картины мира и является языковой личностью» [7, с. 124].

Картина мира - единство статики и динамики, она не вечна, подвижна, что неизменно находит отражение в изменениях в языковой системе.

По мнению Е.С. Кубряковой, «языковая картина мира - это особое образование, постоянно участвующее в познании мира и задающее образцы интерпретации воспринимаемого. Это - своеобразная сетка, накидываемая на наше восприятие, на его оценку, влияющее на членение опыта и виденье ситуации и событий через призму языка и опыта, приобретенного вместе с усвоением языка и включающего в себя не только огромный корпус единиц номинации, но и в известной мере и правила их образования и функционирования» [4, с. 47].

Поскольку языковая картина мира - это «языковое воплощение понимаемого мира» [3, с. 27], то ее изучение, прежде всего, важно потому, что с помощью языковой картины мира, возможно, понять и каким-либо образом систематизировать знания о мире.

Многочисленные факторы обуславливают различный облик мира в восприятии и речевом отображении его языковой личностью. Немаловажным в ряду таких факторов является возраст. Особенно это касается речи детей, так как в этот период процесс познания окружающего мира очень активен и своеобразен, но на основе отражения в речи он фактически не изучен.

Изучение процесса овладения родным языком в детском возрасте представляет большой теоретический интерес, так как является необходимым звеном в создании теории речевой деятельности, как части коммуникативной лингвистики. В этом отношении детская речь выявляет скрытые механизмы развития и функционирования языка.

Любая картина мира является проекцией целостного восприятия внешнего мира определенным типом человеческого сознания: индивидуальным, коллективным обыденным, коллективным научным. Представляется возможным поддержать гипотезу о существовании еще одного типа сознания - детского сознания, проецирующего особую «точку зрения» на мир.

«Ребенок - это особый тип языковой личности, формирующий свой, особый взгляд на мир и на себя в этом мире. Образ мира, запечатленный в языке детей, во многом отличается от «картины мира» взрослых носителей языкового сознания, что объясняется свойствами мышления детей, своеобразием их мироощущения и мировосприятия» [6, с. 316].

Вестник ЧГПУ 5'2009 116

В чем же специфика детской языковой картины мира и чем она обусловлена? Само формирование представлений о детской языковой картины мира может происходить на пересечении интересов лингвистики, психологии, педагогики и ряда других дисциплин. С точки зрения психологии раннего детства, следует опираться на работы К. Бюллера, В. Штерна, Ж. Пиаже, А. Валлона, С. Л. Рубинштейна, а также на психолингвистические разработки в области изучения особенностей детской речи Н.И. Жинкина, А.М. Шахнаровича, Е.И. Не-гневицкой, Н.М. Юрьевой, В.И. Голод, и др.

Вопрос о выделении особой детской языковой картины мира не праздный, и возник он не сегодня. В каком-то смысле он уже поднимался в научной литературе. С.Н. Цейтлин считает, что если языковое сознание взрослого человека отражает так называемую «наивную» картину мира, то детское языковое сознание служит отражением картины мира, которую можно было бы считать «наивнейшей».

Картина мира «... по своей природе являет собой соединение субъективного и объективного начал, поскольку она отражает объективный образ мира сквозь призму субъективного видения» [1, с. 4]. Поскольку картина мира строится человеком на протяжении всей его жизни, она находится в состоянии эволюции, один из этапов которой - детская картина мира. «Вхождение ребенка в мир языка - это не только постепенное знакомство его с обозначениями сущностей вокруг него и не только само удивительное открытие того, что у вещей есть имена, - пишет Е.С. Кубрякова. - Параллельно когнитивному развитию ребенка и способствуя этому развитию происходит ориентация ребенка с помощью языка в особенностях членения окружающего его мира, его осмысления и оценки» [5, с. 143]. Изучению детской картины мира посвящены немногочисленные исследования ученых (Е.С. Кубрякова, М.Я. Блох). В настоящее время она относится к числу малоизученных.

М.Я. Блох выдвигает положение о том, что на основании имеющихся данных о психологии и физиологии человека в процессе его возрастного развития возможно выделение семи этапов эволюции его целостной карти-

ны мира вместе с её оценочной частью в виде менталитета: «Эти последовательные сменяющие друг друга этапы - сменяющие друг друга картины мира можно назвать терминами, соответствующими градациям возрастного статуса человека: младенческая, детская, отроческая, юношеская, раннезреловозрастная, среднезреловозрастная и позднезреловозрастная ... Вторая картина мира - детская. Эта картина мира совмещает чувственную с развивающейся языковой. Её менталитетная часть находится в потенциальнозародышевом состоянии» [1, с. 5].

Детская языковая картина мира функционирует в детской речи (речь детей дошкольного и младшего школьного возраста). Возраст в данном случае является социальным параметром, детерминирующим дифференцированное использование языка. С этой точки зрения младший школьный возраст представляет особый интерес, ибо «младший школьник - начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной» [2, с. 226].

Наиболее исследованной областью в психологии детской речи является речь детей от 1-го года до 6-ти лет, а язык школьника изначально был исследован значительно меньше. Описания речи детей этого возраста содержит отрывочные сведения и касаются преимущественно вопросов понимания детьми тех или иных слов, круга представлений ребенка, особенностей его речевых реакций.

В нашем исследовании мы будем опираться на психологическую периодизацию речевого развития человека, созданную А.К. Марковой, которая включает следующие возрастные этапы:

1. Младенческий возраст (до 1 года).

2. Ранний (преддошкольный) возраст (1-3 года).

3. Дошкольный возраст (3-6(7) лет).

4. Школьный возраст (6(7) - 17 лет):

- младший школьный возраст (6-10 лет);

- средний школьный возраст (11-15 лет);

- старший школьный возраст (16-17 лет);

5. Зрелость (от 18 лет).

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к новому важному периоду своей жизни.

Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности. Надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Наиболее характерная черта периода с шести (семи) до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников.

Выявление специфики детской языковой картины мира младшего школьного возраста может способствовать выяснению закономерностей формирования языковой личности в онтогенезе. В частности, в содержательных единицах языка и их речевых реализациях представлен особый уровень видения и осмысления мира, особая «точка зрения» на мир. На наш взгляд, дальнейшая работа может вестись по следующим основным направлениям:

1) реконструкция детской языковой картины мира (например, осознание в языке младшим школьником картины мира посредством, овладения единицами всех уровней языка);

2) концептуализация детской языковой картины мира (например, исследование формирования типичных структурных схем ведущих синтаксических концептов в речи младшего школьника);

3) прагмалингвистический аспект понимания и отображения детской языковой картины мира (например, реконструкция языковой личности младшего школьника на базе дискурса).

Итак, логика развития антропоцентрической лингвистики приводит к необходимости развертывания исследований в области возрастной лингвистики (онтолингвистики) и в особенности сферы детской речи. Ведь именно детская речь с ее своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением выступает как основа языковой компетенции личности.

Библиографический список

1. Блох, М.Я. Проблема картины мира в современном философском языкознании / М.Я. Блох // Культура как текст: сб. научных статей. Вып. № б. - М.: Смоленск: Универсум, 200б.

- С. З-б.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480с.

3. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский.

- М.: Наука, 1990. - 112с.

4. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245с.

5. Кубрякова, Е.С. О формировании языковой картины мира у ребенка / Е.С. Кубрякова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iling.spb.ru/grammatikon/child/kub.html.

6. Тухарели, Н.Л. Имена «вещей» в детской языковой картине мира / Н.Л. Тухарели [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/russlin/02.php.

7. Швыдкая, Л.И. Языковая личность сквозь призму языковой системы и социокультурного контекста / Л.И. Швыдкая // Языковые и культурные контакты различных народов: матер. всероссийск. науч.-метод. конф. - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет, 2002. - С. 12З-12б.

8. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е.С. Яковлева. - М.: Гнозис, 1994. - З44с.

Bibliography

1. Blokh, M.Ya. The Problem of the “World Picture” in Modern Philosophical Linguistics/ M.Ya. Blokh // Culture as a Text: Collection of Scientific Articles. Issue № б. - M.: Smolensk: Universum, 200б. - PJ^.

2. Kolshansky, G.V. The Objective “World Picture“ in Cognition and Language / G.V. Kolshansky. - M.: Science, 1990. - 112 p.

3. Kubryakova, E.S., Demyankov, V.Z., Pankrats, Yu.G., Luzina, L.G. Concise Dictionary of Cognitive Terms/ E.S. Kubryakova, V.Z. Demyankov, Yu.G. Pankrats, L.G. Luzina.

- M.: Philological Faculty of МSU by МУ. Lomonosov, 199б. - 245 p.

4. Kubryakova, E.S. About a Child's Linguistic “World Picture” Forming / E.S. Kubryakova. [Electronic Resource]. -Access Mode: http://iling.spb.ru/grammatikon/child/kub.html.

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/russlin/02.php.

6. Shvydkaya, L.I. Linguistic Personality Through the Prism of Linguistic System and

Sociocultural Context / L.I. Shvydkaya. // Linguistic and Cultural Contacts of Various People:

Materials of All-Russian Scientific-Methodical Conference. - Penza: Penza State Pedagogical University, 2002. - P.123-126.

7. Tukhareli, N.L. Names of “Things” in Children's ”World Picture” / N.L. Tukhareli. [Electronic Resource]. - Access Mode: Yakovleva, E.S. Russian “World Picture” Fragments (The Models of Space, Time andPperception). / E.S.Yakovleva. - M.: Flinta, 1994. - 334 p.

8. Zimnaya, I.A. Pedagogical Psychology / I.A. Zimnaya. - Rostov-on-Don: Fenics,

1997. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.