Научная статья на тему 'Язык как средство социализации младшего школьника'

Язык как средство социализации младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
932
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОНЦЕПТ / LANGUAGE / LINGUISTIC IDENTITY / SOCIALIZATION / LINGUISTIC PERSONALITY / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дёмышева Алина Станиславовна

Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании человека. Особое внимание уделено языку как средству социализации личности. Овладение русским языком младшими школьниками является одним из социально значимых средств социализации, причем язык рассматривается не только как средство, но и как важнейший инструмент познания и становления индивидуальности ребенка. Автор дает обобщенную характеристику лексических средств, отражающих картину мира в языковом сознании индивида, и процессу формирования языковой личности. В статье рассматриваются основные направления развития языковой личности младшего школьника как субъекта коммуникативной деятельности. Описывается структура языкового сознания носителя языка, представляющая систему психоглоссов. Определяются фрагменты действительности, формируемые в языковом сознании младшего школьника в процессе коммуникации и социализации личности. Автор определяет лексические группы слов, представляющие картину мира в языковом сознании, и объединяет их в рамках одной концептуальной системы. В младшем школьном возрасте лексикон представлен концептом «Человек как социальное существо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE AS A MEANS OF SOCIALIZATION of primary school pupils

The article is devoted to the problem of worldview formation in linguistic consciousness of a person. Special attention is paid to language as a means of socialization and the process of mastering the Russian language by primary school children as the basis of socialization. Mastering the Russian language by primary school children is one of the socially important means of socialization, and language is seen is not only as a means but also as an important tool of cognition and formation of personality of the child. The author gives generalized characteristics of the lexical means, reflecting the view of the world in linguistic consciousness of an individual, and the process of formation of linguistic identity. The article considers the main trends in the development of language personality of a schoolchild as a subject of communicative activity. It describes the structure of language consciousness of native speakers, constituting a system of psycho glosses and defines fragments of reality formed in linguistic consciousness of a primary school pupil in the process of communication and socialization. The author defines lexical groups of words that represent the worldview in linguistic consciousness, and combines them into a single conceptual system. Primary school age lexicon is presented by the concept of "Man as a social being."

Текст научной работы на тему «Язык как средство социализации младшего школьника»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.46

ББК 4426.819=411.2-243

ГСНТИ 14.25.05

Код ВАК 13.00.01

Дёмышева Алина Станиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет , 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: язык; языковая личность; социализация; картина мира; языковое сознание;

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании человека. Особое внимание уделено языку как средству социализации личности. Овладение русским языком младшими школьниками является одним из социально значимых средств социализации, причем язык рассматривается не только как средство, но и как важнейший инструмент познания и становления индивидуальности ребенка. Автор дает обобщенную характеристику лексических средств, отражающих картину мира в языковом сознании индивида, и процессу формирования языковой личности. В статье рассматриваются основные направления развития языковой личности младшего школьника как субъекта коммуникативной деятельности. Описывается структура языкового сознания носителя языка, представляющая систему психоглоссов. Определяются фрагменты действительности, формируемые в языковом сознании младшего школьника в процессе коммуникации и социализации личности. Автор определяет лексические группы слов, представляющие картину мира в языковом сознании, и объединяет их в рамках одной концептуальной системы. В младшем школьном возрасте лексикон представлен концептом «Человек как социальное существо».

Demysheva Alina Stanislavovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Russian and Methods of its Teaching in Primary School, Institute

of Education and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University. Ekaterinburg, Russia.

KEY WORDS: language; linguistic identity; socialization; linguistic personality; linguistic consciousness;

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of worldview formation in linguistic consciousness of a person. Special attention is paid to language as a means of socialization and the process of mastering the Russian language by primary school children as the basis of socialization. Mastering the Russian language by primary school children is one of the socially important means of socialization, and language is seen is not only as a means but also as an important tool of cognition and formation of personality of the child. The author gives generalized characteristics of the lexical means, reflecting the view of the world in linguistic consciousness of an individual, and the process of formation of linguistic identity. The article considers the main trends in the development of language personality of a schoolchild as a subject of communicative activity. It describes the structure of language consciousness of native speakers, constituting a system of psycho glosses and defines fragments of reality formed in linguistic consciousness of a primary school pupil in the process of communication and socialization. The author defines lexical groups of words that represent the worldview in linguistic consciousness, and combines them into a single conceptual system. Primary school age lexicon is presented by the concept of "Man as a social being."

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

концепт.

LANGUAGE AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

concept.

обучения и на учет их индивидуальных, возрастных и психологические особенностей. Необходимо обращать внимание на специфику личностно-предметного моделирования мира ребенка, особенности отражения картины мира в его сознании. Обучение, развитие и воспитание ребенка - это процессы формирования его как члена социума, процессы становления его как личности, и, безусловно, эти процессы находят свои отражения в лексиконе младшего школьника.

ращены не только к знаниям, но и к человеку, к процессам его развития и становления его индивидуальности. Поэтому в методике обучения русскому языку человек это, прежде всего, индивид, овладевающий системой языка и реализующий ее в своей деятельности. Акцент на антропоцентричность предполагает некоторый пересмотр подходов к преподаванию языка в школе. В образовательном пространстве весь процесс обучения ориентирован на взаимодействие субъектов

В педагогике и методике начального образования по-разному трактуют содержа-

© Дёмышева А. С., 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 3

101

тельные характеристики личности. Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, под личностью следует понимать индивида, вступающего в систему социальных отношений и владеющего системой социально-значимых для формирования личности средств [6]. Ребенок формируется как личность в ходе освоения социальных ролей, выполняемых в групповой и коллективной деятельности, то есть овладевает системой социальных отношений. Для младшего школьника это, прежде всего, учебная деятельность. В процессе овладения необходимыми универсальными действиями он вступает в систему отношений в рамках педагогического процесса, а также в общении во внеурочное время. Дома он является членом семьи, в свободное внеурочное время - членом определенного спортивного общества или сообщества, связанного общими интересами.

Процесс социализации будет успешен, если использовать особый инструмент для освоения всех социальных ролей ребенка и вступления его в социальные отношения. Все это имеет прямое отношение к процессу усвоения языка. Язык является не только одним из компонентов социализации, но и ее инструментом. Развитие личности человека на протяжении всей его жизни происходит при взаимодействии с окружающей средой. Этот процесс ориентирован на усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самоорганизацию в обществе. В младшем школьном возрасте социализация характеризуется овладением системой средств, необходимых для освоения социальных ролей, осознанием себя носителем культуры и формированием первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового пространства страны.

Язык является отражением реального мира, в котором живет человек. Овладение языком позволяет ребенку проникать в процесс социальных отношений в обществе. Именно поэтому лингвистическое образование как процесс формирования научных представлений о системе и структуре родного языка, представлений о языке как части окружающего мира является приоритетным направлением в речевом развитии ребенка.

Материальным воплощением сознания человека является язык, непосредственно связанный своей содержательной стороной с мыслительными процессами индивида. Язык как социальное явление - это знаковый механизм общения, система знаков, служащих для общения и способных выразить всю совокупность представлений человека о мире [4].

В реализации любого вида деятельности явления реальной действительности, воспринимаемые человеком, фиксируются в его сознании в виде временных, пространственных и причинных связей явлений, событий, предметов и эмоциональных оценок, вызываемых их восприятием. Языковая способность личности - это механизм, обеспечивающий речевую деятельность, формирующаяся в сознании человека в виде системы компонентов, служащих обобщенным отражением всей системы языка [6]. Таким образом, языковая способность рассматривается не только как социальное явление, но и как результат речевой деятельности. Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека. Это та деятельность, с которой начинается процесс развития и познания. Формирование языкового сознания в процессе речевой деятельности и лингвистического образования является синтезом всех знаний и представлений о языке, правилах и закономерностях функционирования его структурных элементов.

В контексте методики обучения языку под языковым сознанием понимается один из видов обыденного сознания, который является средством формирования, хранения и переработки языковых знаков и выражаемых ими значений, правил их сочетания, употребления, отношения к ним человека. Языковое сознание представлено в виде концептуальной системы, закрепленной в языковых значениях, что позволяет определять языковое сознание как совокупность мыслительных образов, выраженных в языке, и возникающих в сознании человека при взаимодействии с окружающим миром. Отражение системы языка в сознании его отдельного носителя составляет основу индивидуального языкового сознания. По утверждению В. В. Наумова, статус носителя предполагает наличие в языковом сознании индивида некой «совокупности общих, присущих другим носителям языка представлений, что не исключает возможность реализации индивидуального потенциала в речевой деятельности» [9, с. 17]. Безусловно, младший школьный возраст отличается резким увеличением общих представлений об окружающей действительности в связи с овладением учебной деятельностью. Именно в этот период закладывается база для формирования отдельных фрагментов языкового сознания.

Речевое поведение - это проявление речевого сознания индивида. Поэтому, имея в виду языковое сознание личности, надо иметь в виду особенности речевого поведения индивидуума, определяемые коммуникативной ситуацией, индивидуальным

102

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

языковым и культурным статусом, принадлежностью к определенной социальной категории, возрасту, полу, обладающего мировоззренческими характеристиками, фактами биографии. Правила организации языковых знаков, их порядок и сочетание входят в структуру языкового сознания и являются результатом отражения реальности и представлений человека о ней.

Описывая структуры языковой личности и языкового сознания Ю. Н. Караулов выдвинул гипотезу, в которой единицей языкового сознания является психоглосса. [3]. Она отражает определенную черту языкового строя или системы родного языка на уровне языковой личности, которая обладает высокой устойчивостью к изменениям и стабильностью во временном промежутке. Согласно этой гипотезе существует три вида психоглосс: грамматические, когнитивные и мотивационные. Сознание человека представляет собой упорядоченную структуру, состоящую из знаний грамматики родного языка, из типичных категорий познания образа мира и знаний, отражающих национальный характер и мотивационные категории. Гипотеза психоглосса полностью отражает сущность процесса овладения языком как средства общения и вербализации окружающей деятельности. Так и в младшем школьном возрасте ребенок начинает овладевать грамматическими категориями осознанно, с опорой на окружающую его действительность, которую он познает и преобразует в виде лексических единиц в своем лексиконе.

Попытка моделирования деятельности человека с точки зрения владения им языком является объектом изучения современных методик обучения языку. Владение языком - это деятельность, предполагающая некий результат: «знание тех или иных способов материализации мысли, законов и форм построения языковых единиц и структур» [9, с. 17.] Уровень владения родным языком не может быть одинаковым у всех носителей языка. Фактически все носители языка являются индивидуумами, наделенными одинаковыми потенциальными возможностями в отношении родного языка, равно как и язык представляет носителям одинаковые возможности для использования своего потенциала в формировании языковой личности. Так и у ребенка, наделенного первоначальными представлениями об окружающем мире, в процессе овладения языком расширяется лексикон. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого каждую новую лексическую единицу соотносит с фрагментом действительности, и формирует в своем сознании концептуальную систему.

О сформированности картины мира в сознании человека позволяют судить не столько отдельные слова, сколько принципы группировки и классификации понятий, находящих формальное выражение в системе языка. Картина мира складывается из отдельных ее фрагментов. Поэтому система информации о мире представляет собой концептуальную систему, то есть систему определенных концептов, представлений человека о мире. Данная система конструируется самим человеком как членом общности, активно познающим ее. Соотнесение языка и окружающей действительности - это кодирование языковыми средствами определенных фрагментов картины мира. Кодирование осуществляется в рамках концептуальной системы и реализуется в лексических единицах. В начальных классах данная концептуальная система укладывается в виде отдельных фрагментов - лексико-семантических групп слов.

Закономерным шагом в становлении антропоцентрической парадигмы современного образования считается выделение концепта как ментального образования, где язык является одним из путей формирования концептов в человеческом сознании. Образование концептов возникает благодаря тому, что человек отражает в своем сознании факты действительности, без чего невозможна реальная ориентация человека в мире и познание им этого мира. Если говорить о младшем школьном возрасте, то можно выделить наиболее актуальный для ребенка концепт «Человек как социальное существо». Содержание этого концепта определяется группами лексических репрезентантов. К таким группам можно отнести, например, лексику оценки, событий и явлений, социальных отношений. Овладение новыми видами деятельности позволяет включить в значимые фрагменты лексику, обозначающую школьные принадлежности, профессии, транспорт и другие. Все фрагменты действительности, связанные с социализацией, укладываются в данную концептуальную систему. Безусловно, круг этих единиц довольно ограничен, но и процессы освоения новых социальных ролей и обучения языку непрерывны, что позволяет развивать лексикон ребенка.

Таким образом, с одной стороны, язык действует как социализирующая сила, объединяющая носителей языка в языковой коллектив, с другой - язык является одним из наиболее надежных и эффективных средств формирования индивидуальности. Процесс овладения языком в младшем школьном возрасте необходимо рассматривать, прежде всего, как средство вербализации школьником окружающей его действи-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 3

1G3

тельности, что подтверждается условиями развития ребенка и целевыми ориентирами его образования. Уровень владения языком непосредственно зависит от объема знаний о возможностях системы родного языка и умения материализовать эти знания в речевой деятельности.

Система общественных отношений и социально значимых средств, необходимых для вхождения в эту систему, отражается в сознании человека в виде картины мира, которая является воплощением явлений, событий и фактов его жизнедеятельности. В процессе развития ребенка как личности происходит планомерный процесс перехода от элементарных до развитых форм созна-

тельного отражения действительности, что определяет закономерности формирования картины мира в его языковом сознании.

В младшем школьном возрасте получаемые знания структурируются в виде упорядоченной системы лексических единиц, относящихся к различным сферам окружающей его действительности. Пройдя ступени непосредственного восприятия и осмысления, в процессе познания ребенок овладевает номинативными единицами языка, что позволяет судить о формировании его словаря, отражающего объективную картину мира, связанную с социально-историческим опытом и культурно-национальными особенностями общества, его потребностями и желаниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2002.

2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. M. : КомКнига. 2006.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. M. : ЛКИ, 20l0.

4. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. M. : Наука, 2006.

5. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. M. : ЧеРо, 2003.

6. Кусова M. Л., Демышева А. С. Языковая личность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (монография) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009.

7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. M. : ВЛАДОС, 2004.

8. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. M. : КомКнига, 2006.

9. Наумов В. В. Лингвистическая идентификация личности. M. : Ком Книга, 2006.

10. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика. M. : АСТ: Восток-Запад, 2007.

11. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. M. : Госуд. ин-т рус. яз. им. Пушкина, 2004. - 204 с.

12. Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Нач. шк. 2006. № 4. С. 27-31.

13. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. M. : Наука, 20l0.

14. Уфимцева Н. В. Ассоциативный тезаурус русского языка как модель сознания русских // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей. Изд. Алтайского государственного университета. Институт языкознания РАН. 2004.

15. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. M. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

16. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. M. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2007.

LITERATURE

1. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. SPb. : Piter, 2002.

2. Akhmanova O. S. Slovar' lingvisticheskikh terminov. M. : KomKniga. 2006.

3. Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost'. M. : LKI, 2010.

4. Kolshanskiy G. V. Ob"ektivnaya kartina mira v poznanii i yazyke. M. : Nauka, 2006.

5. Kornilov O. A. Yazykovye kartiny mira kak proizvodnye natsional'nykh mentalitetov. M. : Che-Ro, 2003.

6. Kusova M. L., Demysheva A. S. Yazykovaya lichnost' rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta (monografiya) / Ural.gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2009.

7. Levushkina O. N. Slovarnaya rabota v nachal'nykh klassakh. M. : VLADOS, 2004.

8. Leont'ev A. A. Slovo v rechevoy deyatel'nosti: Nekotorye problemy obshchey teorii rechevoy deyatel'nosti. M. : KomKniga, 2006.

9. Naumov V. V. Lingvisticheskaya identifikatsiya lichnosti. M. : Kom Kniga, 2006.

10. Popova Z. D. Kognitivnaya lingvistika. M. : AST: Vostok-Zapad, 2007.

11. Prokhorov Yu. E. V poiskakh kontsepta. M. : Gosud. in-t rus. yaz. im. Pushkina, 2004. - 204 s.

12. Sautina E. V. Ispol'zovanie leksicheskogo materiala s tsel'yu razvitiya yazykovoy lichnosti mladshego shkol'nika // Nach. shk. 2006. № 4. S. 27-31.

13. Stepanov Yu. S. V trekhmernom prostranstve yazyka: Semioticheskie problemy lingvistiki, filosofii, iskusstva. M. : Nauka, 2010.

14. Ufimtseva N. V. Assotsiativnyy tezaurus russkogo yazyka kak model' soznaniya russkikh // Yazykovoe soznanie: teoreticheskie i prikladnye aspekty. Sbornik statey. Izd. Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. Institut yazykoznaniya RAN. 2004.

15. Tseytlin S. N. Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoy rechi. M. : Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2000.

16. Shchukin A. N. Lingvodidakticheskiy entsiklopedicheskiy slovar': bolee 2000 edinits. M. : Ast-rel' : AST : Khranitel', 2007.

Статью рекомендует д-р филол. наук, профессор А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.