Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты реформирования ракетно-космической промышленности в условиях сокращения гособоронзаказа'

Концептуальные аспекты реформирования ракетно-космической промышленности в условиях сокращения гособоронзаказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформирование ракетно-космической промышленности / государственный оборонный заказ / потребители инновационной продукции / дочерние предприятия / кадровый потенциал / научный потенциал / материально-технический потенциал / reformation of the rocket and space industry / state defense order / consumers of innovative products / subsidiaries / human resources / scientific potential / material and technical potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Г. Шелудько

В настоящее время особую роль в обеспечении национальной безопасности России, построении новой, инновационной структуры национальной экономики в интересах устойчивого развития государства выполняют предприятия ракетно-космической промышленности (РКП). Изменение условий функционирования и развития предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) требует формирования новой философии и стратегий государственных корпораций РКП, в частности, государственной корпорации «Роскосмос». Без их принятия невозможно определение приоритетов и выбор эффективной концепции использования ресурсов предприятий ракетно-космической промышленности. Необходимость решения перечисленных задач требует анализа состояния и тенденций развития внешней среды, истории, основных проблем и перспектив развития ракетно-космической промышленности, учета национальных интересов Российской Федерации. Актуальность и практическая значимость решения выделенных задач определила выбор темы исследования. Обобщен практический опыт, мнение экспертов и специалистов ракетно-космической промышленности Красноярского края, России в целом. Подчеркивается особая важность в реформировании ракетнокосмической промышленности двух моментов. Во-первых, формирование новых и (или) привлечение потребителей перспективной инновационной продукции (услуг) гражданского и оборонного назначения, в том числе в рамках реализации политики импортозамещения. Во-вторых, важность создания сети дочерних инновационных предприятий в структуре корпорации «Роскосмос», для повышения эффективности использования научного, кадрового и материально-технического потенциала ракетно-космической промышленности. Результатами исследования стали предложения по реформированию государственной политики в отношении корпорации «Роскосмос», а также предложения по дальнейшему развитию корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В Г. Шелудько

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASE IN USE EFFICIENCY OF RESOURCES OF THE ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX IN THE CONDITIONS OF GOSOBORONZAKZ’S REDUCTION

A special role in ensuring the national security of Russia, creating an innovative structure of the national economy in the interests of sustainable development of the state is played by the enterprises of the rocket and space industry (RCP). Changing the conditions for the operation and development of enterprises of the rocket and space industry requires the formation of a new philosophy and strategies of state corporations of the RCP, for example, the state Corporation Roscosmos. Without their adoption, it is impossible to determine priorities and choose an effective concept for the use of resources of the rocket and space industry. The need to solve these problems requires an analysis of the state and trends of the environment, history, main problems and prospects of the development of the rocket and space industry, taking into account the national interests of the Russian Federation. The relevance and practical significance of the solution of the selected problems determined the choice of the research topic. In the paper summarizes the practical experience, the opinion of experts and specialists of the rocket and space industry of the Krasnoyarsk region, Russia as a whole. The special importance in the reform of the rocket and space industry of two points is determined. First, the formation of new and (or) attracting consumers of promising innovative products (services) for civil and defense purposes, including in the framework of the policy of import substitution. Secondly, the importance of creating a network of subsidiaries of innovative enterprises in the structure of the Corporation ”Roscosmos“ to improve the efficiency of the use of scientific, human and material and technical potential of the rocket and space industry. The results of the study were proposals to reform the state policy towards the Corporation ”Roscosmos“, as well as proposals for the further development of the Corporation.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты реформирования ракетно-космической промышленности в условиях сокращения гособоронзаказа»

Раздел 2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ, И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

УДК 65.011.8

Для цитирования: Шелудько В. Г. Концептуальные аспекты реформироваия ракетно-космической промышленности в условиях сокращения гособронзаказа // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 26-30.

For citations: Sheludko V. G. Ways of increase in use efficiency of resources of the enterprises of defense industry complex in the conditions of gosoboronzakz's reduction // Social and economic systems management. 2017, No. 4, Рр. 26-30. (In Russ., abstr. in Engl.)_

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА

В. Г. Шелудько АО «Прима Телеком»

Российская Федерация, Красноярский край, 660021, г. Железногорск, Ленинградский просп., 3

E-mail: [email protected]

В настоящее время особую роль в обеспечении национальной безопасности России, построении новой, инновационной структуры национальной экономики в интересах устойчивого развития государства выполняют предприятия ракетно-космической промышленности (РКП).

Изменение условий функционирования и развития предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) требует формирования новой философии и стратегий государственных корпораций РКП, в частности, государственной корпорации «Роскосмос». Без их принятия невозможно определение приоритетов и выбор эффективной концепции использования ресурсов предприятий ракетно-космической промышленности. Необходимость решения перечисленных задач требует анализа состояния и тенденций развития внешней среды, истории, основных проблем и перспектив развития ракетно-космической промышленности, учета национальных интересов Российской Федерации. Актуальность и практическая значимость решения выделенных задач определила выбор темы исследования.

Обобщен практический опыт, мнение экспертов и специалистов ракетно-космической промышленности Красноярского края, России в целом. Подчеркивается особая важность в реформировании ракетно-космической промышленности двух моментов. Во-первых, формирование новых и (или) привлечение потребителей перспективной инновационной продукции (услуг) гражданского и оборонного назначения, в том числе в рамках реализации политики импортозамещения. Во-вторых, важность создания сети дочерних инновационных предприятий в структуре корпорации «Роскосмос», для повышения эффективности использования научного, кадрового и материально-технического потенциала ракетно-космической промышленности.

Результатами исследования стали предложения по реформированию государственной политики в отношении корпорации «Роскосмос», а также предложения по дальнейшему развитию корпорации.

Ключевые слова: реформирование ракетно-космической промышленности, государственный оборонный заказ, потребители инновационной продукции, дочерние предприятия, кадровый потенциал, научный потенциал, материально-технический потенциал.

WAYS OF INCREASE IN USE EFFICIENCY OF RESOURCES OF THE ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX IN THE CONDITIONS OF GOSOBORONZAKZ'S REDUCTION

V. G. Sheludko

JSC "Prima Telecom" 3, Leningrad Av, Zheleznogorsk, 660021, Krasnoyarsk région, Russian Fédération

E-mail: [email protected]

A special role in ensuring the national security of Russia, creating an innovative structure of the national economy in the interests of sustainable development of the state is played by the enterprises of the rocket and space industry (RCP).

Changing the conditions for the operation and development of enterprises of the rocket and space industry requires the formation of a new philosophy and strategies of state corporations of the RCP, for example, the state Corporation Roscosmos. Without their adoption, it is impossible to determine priorities and choose an effective concept for the use of resources of the rocket and space industry. The need to solve these problems requires an analysis of the state and trends of the environment, history, main problems and prospects of the development of the rocket and space industry, taking into account the national interests of the Russian Federation. The relevance and practical significance of the solution of the selected problems determined the choice of the research topic.

In the paper summarizes the practical experience, the opinion of experts and specialists of the rocket and space industry of the Krasnoyarsk region, Russia as a whole. The special importance in the reform of the rocket and space industry of two points is determined. First, the formation of new and (or) attracting consumers of promising innovative products (services) for civil and defense purposes, including in the framework of the policy of import substitution. Secondly, the importance of creating a network of subsidiaries of innovative enterprises in the structure of the Corporation "Roscosmos" to improve the efficiency of the use of scientific, human and material and technical potential of the rocket and space industry.

The results of the study were proposals to reform the state policy towards the Corporation "Roscosmos", as well as proposals for the further development of the Corporation.

Keywords: reformation of the rocket and space industry, state defense order, consumers of innovative products, subsidiaries, human resources, scientific potential, material and technical potential.

Введение. Изменение условий функционирования и развития ракетно-космической промышленности России требует необходимости вхождения предприятий РКП в систему рыночных отношений, на основе производства и реализации конкурентоспособной продукции гражданского и оборонного назначения. Данные аспекты определяют актуальность обоснования концептуальных положений совершенствования деятельности предприятия РКП. Последние годы много критики было высказано в адрес Госкорпорации «Роскосмос» и предприятий отрасли за систематические отказы при запуске средств выведения, космических аппаратов на орбите, отсутствии стратегии развития отрасли, сокращение доли коммерческих услуг зарубежным партнёрам на рынке и пр. Причины и следствия такого положения дел широко обсуждаются среди специалистов отрасли и научного сообщества, много дельных и конструктивных предложений, однако мало из них доходит до практической реализации. Теоретической базой определения концептуальных аскетов реформирования ракетно-космической промышленности страны послужил анализ программных федеральных документов [4; 7], обзор и систематизация мнения исследователей, экспертов и специалистов РКП [1-3; 5; 6; 8-13], а также многолетний опыт инженерной и управленческой деятельности автора.

Современное состояние, основные проблемы и перспективы развития ракетно-космической промышленности страны. Появление на рынке частной компании «Брасе-Х» Илона Маска, его амбициозные программы создания сравнительно дешёвых средств выведения космических аппаратов на орбиту, программы освоения Марса задав тренд на ближайшие годы вызвали недоверие и критику

чиновников отрасли, вместо того чтобы взять на вооружение ряд идей, что свидетельствует об их профессиональном уровне и компетенции. Технологическое отставание России от стран-лидеров растет. Чтобы двигаться дальше, не надо копировать существующие технические решения. Как говорят в Китае - надо двигаться дальше. Но для этого надо иметь своего Илона Маски, который сформулировал бы программу развития отрасли и пути её реализации. Речь идёт не о Государственной программе вооружении и Федеральной космической программе, а о стратегии научно-технологического и промышленного развития с привлечением Российской академии наук, отраслевых институтов, предприятий и Минобразования. Это позволит скоординировать фундаментальные и прикладные исследования на прорывных направлениях и сбалансировать ресурсы финансовые, производственные и кадровые. В условиях отсутствия идеи и цели, увязанной с интересами общества, а не элиты, «ручное управление» обеспечивает только точечное решение проблемы. Государство, самоустранившись от управления системообразующими ресурсами (нефть, газ, энергетика материалы), определяющими ценовую политику на внутреннем рынке, заложило базу неконкурентоспособности машиностроительной продукции российских предприятий, исключающую участие многих предприятий в поставке высокотехнологического оборудования из-за высокой цены ресурсов, доля которых в себестоимости продукции составляет 15-30 % и выше.

Тезис «кадры решают всё» сегодня очень актуален. Беда многих предприятий ракетно-космической промышленности в том, что при смене её руководителя, назначают специалистов, не имеющих

инженерного образования и опыта работы в данной отрасли. Основная их задача - не организовывать работу компании, а регулировать финансовые потоки. Отсутствует преемственность школы руководителей-государственников.

В последние годы много было попыток реанимировать высокотехнологические сектора экономики путём создания инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес инкубаторы, технологические платформы) фондов поддержки науки, бизнеса. Действий много, а движения к преодолению технологического и инновационного отставания нет. Основная причина - это отсутствие потребителя отечественных изделий, технологий и инноваций.

Коммерциализация рынка и его открытость позволила Государственным монополиям привлекать зарубежные компании, которые вытеснили российского производителя и науку с рынка. Конкурировать отечественной науке и производству с зарубежными поставщиками продукции сложно. Тезис правительства А. Гайдара «всё купим за рубежом» и его действия привели к стагнации отечественной науки и отраслевых институтов не востребованной потребителями. Не работает государственная политика защиты интересов отечественного производителя. Специалисты, принимающие решение о привлечении зарубежных компаний должны исходить из интересов развития отечественных науки, технологий, создания рабочих мест и роста качества жизни населения, живущего в России. Есть разные формы их привлечения, например, поставка оборудования с последующей передачей технологий, или создания совместного предприятия, покупка технологий или предприятий и другие формы.

Для сокращения отставания от ведущих стран нужна государственная политика, ориентированная на создание механизма увеличения спроса на инновационные технологии со стороны отечественных производителей. С сокращением гособоронзаказа в ближайшие 3-5 лет на предприятиях РКП высвобождаются значительные производственные мощности, которые необходимо направить на реализацию программы по импортозамещению и создание прорывных технологий в таких областях, как нанотехноло-гии, робототехника, аддитивные технологии, технологии виртуальной реальности, развитие отечественных операционных систем и др. Для реализации этих направлений необходимо провести реформу Госкорпорации и предприятий ракетно-космической промышленности, обязывающую их выделить перспективные проекты в отдельный бизнес путём создания дочернего предприятия. Порядок и регламент оговорён статьёй 105 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с Государственной программой вооружения в 2025 году планируется завершить основной этап перевооружения российской армии, что приведет к сокращению финансирования многих предприятий ракетно-космической промышленности по государственному оборонному заказу

(ГОЗ). Перед предприятиями ракетно-космической промышленности стоит задача в ближайшие 3-5 лет провести диверсификацию производства, ориентированного на выпуск продукции гражданского назначения, как на внутреннем рынке, так и на экспорт, в противном случае придется сокращать численность персонала или переводить работающих сотрудников на неполную рабочую неделю.

Наличие научной и производственной базы, технологий двойного назначения, компетенций персонала позволяет максимально задействовать высвобождаемые ресурсы и минимизировать издержки при освоении номенклатуры, востребованной на рынке, но для этого необходимо:

- провести анализ используемых активов предприятия с целью выявления резервов и вовлечение их в производственный процесс при выпуске новых видов продукции,

- подключить специалистов предприятия к поиску направлений бизнеса, опираясь на существующие технологии и компетенции персонала;

- проработать состав продукции, предусмотренной постановлением правительства РФ № 645 от 31.03.2015 г. об импортном замещении, а также Дорожную карту НТИ по развитию производственных технологий.

При определении направлений бизнеса, необходимо учитывать тенденции его развития. Так, в последние годы активно идет разработка и внедрение роботов, аддитивных технологий, новых материалов и др. Ряд предприятий стали осваивать ниши послепродажного обслуживания, включая монтаж, ремонт, эксплуатацию и утилизацию, идет смещение бизнес-процессов в сторону оказания услуг и их персонализации.

Для проработки выбранных проектов, востребованных на рынке, некоторые компании создают независимые автономно управляемые подразделения, занимающихся высокорискованными проектами. Данные проекты финансируются из специально созданных фондов собственных средств или средств привлечённых. Подразделения могут формироваться как на постоянной основе, так и на временной. Для реализации конкретных проектов создаются рабочие группы из специалистов подразделений предприятия с двойным подчинением, административно -руководителю подразделения, функционально - руководителю проекта. Данное решение позволит максимально сократить сроки проработки проекта и затраты. При успешном завершении проекта и дальнейшей его коммерциализации на рынке, данная группа специалистов может быть выделена и преобразована в дочернюю компанию.

В этом случае в соответствии со статьёй 105 Гражданского кодекса, материнская компания передает дочерней компании часть имущества в полное хозяйственное ведение и выделяет финансовые ресурсы на заработную плату, материальное, техническое обеспечение и прочие расходы. Имущест-

во может быть передано в долгосрочную арендную плату, за которую не будет взиматься, а будет капитализироваться по согласованной ставке дисконтирования и рассматриваться как взнос в уставной капитал. Дочерняя компания становится зависимой, если материнская компания имеет более 20 % её уставного капитала.

Плюсом при создании дочерней компании являются следующие условия ведения бизнеса:

- не стоит бояться банковских структур, так как материнская компания обязуется появившуюся задолженность гасить;

- не придётся производить расчёты с бюджетом, так как все расходы дочерней компании оплачивает материнская компания;

- не надо бояться конкуренции, так как это вопрос к материнской компании.

Минусами для дочерней компании являются следующие:

- нет свободы в принятии решений, так как приходится выполнять задачи, поставленные материнской компанией;

- нет возможности контролировать поставки материалов, комплектующих и оборудования, так как это делает материнская компания;

- всеми заработанными дочерней компанией средствами распоряжается материнская компания.

На этапе становления бизнеса данная модель управления снижает риски и ускоряет освоение новых ниш на рынке, но дальнейший процесс развития будет сдерживаться. Опираясь на производственные мощности материнской компании, дочерняя компания становится заложником загрузки мощностей подразделений и цехов более приоритетным Гособо-ронзаказом, что ставит под угрозу выполнение её обязательств перед потребителем. Недостаток оборотных средств, часто вынуждает материнскую компанию ставить в последнюю очередь закупку для дочерней компании материалов, комплектующих и оборудования. Высокие накладные расходы предприятий ОПК снижают конкурентоспособность выпускаемой продукции. Между дочерней и материнской компаниями возникает конфликт интересов. Разрешение этой ситуации возможно путем привлечения иных компаний и физических лиц в дочернюю компанию с передачей ей части своего имущества. В этом случае компания становится менее зависимой, имеет свои активы и имущество, может принимать все решения, необходимые для ведения бизнеса.

Заключение. В последние годы рынок продукции и услуг предприятий РКП быстро меняется, усиливаются протекционизм, монополизм, активно идёт процесс формирования холдингов, концернов с широкой диверсифицированной номенклатурой продукции, охватывающий весь жизненный цикл от проектирования до эксплуатации и утилизации. Создание дочерних предприятий, используя потенциал предприятий ракетно-космической промышленности, позволит не только привлечь наиболее

инициативных специалистов к управлению, но и создать базу для дальнейшего развития промышленности с целью успешной конкуренции на рынке. В интересах эффективного реформирования Госкорпорации «Роскосмос», ракетно-космической промышленности в целом, необходимо решить несколько концептуальных задач:

- определить новую философию и стратегии развития предприятий ракетно-космической промышленности, создающие концептуальные основы освоения и изучения космического пространства в интересах укрепления национальной безопасности, производства наукоемкой машиностроительной продукции гражданского назначения, удовлетворения потребностей гражданских отраслей в спутниковой связи, навигации;

- создание системы дочерних предприятий в рамках профильных холдингов в ракетно-космической промышленности с целью концентрации финансового и кадрового потенциала, повышения инвестиционной привлекательности предприятий ракетно-космической промышленности;

- совершенствование кадрового и научно-исследовательского потенциала предприятий ракетно-космической промышленности на основе восстановления и развития связей с академической наукой, профильными университетами страны, профильными средними профессиональными учреждениями;

- развитие корпоративной культуры дочерних предприятий формируемых профильных холдингов на основе воплощения лучших традиций советской, российской научной школы в сфере космонавтики;

- создание и непрерывное обновление банка перспективных научно-технических идей, разработка новых, конкурентоспособных образцов продукции оборонного и гражданского назначения;

- модернизация материально-технического потенциала в интересах производства новых, конкурентоспособных образцов продукции оборонного и гражданского назначения;

- привлечение средств российских и международных государственных и частных венчурных фондов;

- экспансия предприятий на мировые рынки космической продукции и услуг оборонного и гражданского назначения.

Библиографические ссылки

1. Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках [Электронный ресурс] : доклад экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ // Технопром : материалы V Междунар. форума технологич. развития. Новосибирск, 2017. URL: http://www.instrategy. ru/pdf/367.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

2. Ерыгин Ю. А., Цветцых А. В. Инструменты стратегического планирования инновационного развития предприятий ОПК : монография ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, Красноярск, 2009.

3. Итоги 2017 года для российского оборонно-промышленного комплекса [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/132942-itogi-2017-goda-dlya-rossiyskogo-oboronno-promyshlennogo-kompleksa. html/ (дата обращения: 12.12.2017).

4. Минобороны утвердило объем новой госпрограммы вооружений [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant. ru/doc/3475950/ (дата обращения: 28.11.2017).

5. Меньшиков В. В. Вертикально-интегрированные структуры - основа нового облика ОПК // Военная мысль. 2006. № 11.

6. От советского ОПК к ОПК новой России [Электронный ресурс]. URL: http://www.bujet.ru/ news/detail/ (дата обращения: 08.04.2017).

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 (с изм. на 30 декабря 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Концепция развития ОПК [Электронный ресурс] // Академия военных наук РФ. URL: http:// www.avnrf.ru/index.php/vse-novosti-sajta/394-kont-septsiya-razvitiya-opk/ (дата обращения: 10.11.2017).

9. Разрушительной реформе Роскосмоса дан зеленый свет [Электронный ресурс] // Livejournal. 19.09.2013. URL: https://vikt-myasnikov.livejournal. com/79307.html/ (дата обращения: 08.04.2017).

10. Реформа Роскосмоса пошла на второй виток [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». 22.01.2015. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 2650909/ (дата обращения: 08.04.2017).

11. Роскосмос и ОРКК: создание госкорпорации и ускорение реформы [Электронный ресурс // Информационное агентство «Оружие России». 23.01.15. URL: http://www.arms-expo.ru/news/ aviation_and_space/roskosmos_i_orkk_sozdanie_gosk orporatsii_i_uskorenie_reformy/? sphrase_id=1381801 5/ (дата обращения: 08.04.2017).

12. Шелудько В. Г. Конкурентоспособность российских космических аппаратов связи и телекоммуникации // V Междунар. аэрокосмич. конгресс IAC'06 (27-31 августа 2006 г., Москва).

13. Цветцых А. В., Лобков К. Ю., Полухин И. В., Арсентьев В. В. Инфраструктура коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности на зарубежных рынках: элементы и инструменты подбора // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 1. С. 32-38.

References

1. Diversification of the defense industry: how to win in civilian markets [Electronic resource] : Report of the expert Council of the Chairman of the military-industrial Commission of the Russian Federation. Prepared for the V international forum of technological development "TechnoProm". Novosibirsk, 2017. Available at: http://www.instrategy.ru/pdf/367.pdf (accessed: 12.11.2017).

2. Erygin Yu. V., Tsvettsykh A. V. Strategic planning of innovation development of agricultural enterprises : monograph ; Siberian State Aerospace University. Krasnoyarsk, 2009.

3. The results of 2017 for the Russian military-industrial complex [Electronic resource]. Available at: https://topwar.ru/132942-itogi-2017-goda-dlya-rossiyskogo-oboronno-promyshlennogo-kompleksa.html/ (accessed: 12.12.2017).

4. The Ministry of defence has approved the scope of the new state arms program [Electronic resource] // The Newspaper "Kommersant". Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3475950/ (accessed: 28.11.2017). (In Russ.)

5. Menshikov V. V. Vertically integrated structures -the basis of a new image of the defense // Military thought. 2006. № 11.

6. From the Soviet defense industry to the defense industry of new Russia [Electronic resource]. Available at: http://www.bujet.ru/news/detail/ (accessed: 08.04.2017).

7. On approval of the state programme For the development of the military-industrial complex of the Russian Federation" : Resolution of the Government of the Russian Federation No. 425-8 of 16 may 2016 " (as amended on 30 December 2017). Access from help.-legal system "ConsultantPlus"

8. The concept of development of the defense industry [Electronic resource] // the Academy of military Sciences of the Russian Federation. Available at: http://www.avnrf.ru/index.php/vse-novosti-sajta/394-kontseptsiya-razvitiya-opk/ (accessed: 10.11.2017).

9. The destructive reform of Roscosmos is given a green light [Electronic resource] // Livejournal. 19.09.2013. Available at: https://vikt-myasnikov. livejournal.com/79307.html/ (accessed: 08.04.2017).

10. Reform of the Russian space Agency went to the second round [Electronic resource] // The Newspaper "Kommersant". 22.01.2015. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2650909/ (accessed: 08.04.2017).

11. Roscosmos and ORK: creation of the state сorporation and acceleration of reform [Electronic resource] // News Agency "Arms of Russia". 23.01.15. Available at: http://www.arms-expo.ru/news/aviation_ and_space/roskosmos_i_orkk_sozdanie_goskorporatsii _i_uskorenie_reformy/?sphrase_id= 13818015/ (accessed: 08.04.2017).

12. Sheludko V. G. Competitiveness of Russian communication and telecommunication spacecraft. The fifth international aerospace Congress IAC'06 (27-31 August 2006, Moscow).

13. Tsvettsykh A. V., Lobkov K. Yu., Polukhin I. V., Arsentyev V. V. Infrastructure of commercialization of innovations of the enterprises of the space-rocket industry in the foreign markets: elements and instruments of selection // Social and economic systems management. 2017. № 1. Рр. 32-38.

© fflenygbKO B. T, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.