Научная статья на тему 'Концептуальное определение понятия «Рекреация»: взгляд географа'

Концептуальное определение понятия «Рекреация»: взгляд географа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3223
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
географический подход / концептуальное определение / концепции / потребности человека / РЕКРЕАЦИЯ / противоречия / the geographical approach / conceptual definition / Concepts / requirements of the person / Recreation / contradictions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович

Рассматриваются основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к определению сущности понятия «рекреация». На основе деятельностного подхода, теории потребностей человека и диалектического понимания «рекреации» предлагается концептуальное определение сущности «рекреации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Саранча Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In paper the basic approaches of domestic and foreign researchers to definition of essence of concept «recreation» are considered. Being based on the approach of activity, the theory of needs of the person and dialectic understanding of «recreation», the author the conceptual definition of essence of «recreation» is offered.

Текст научной работы на тему «Концептуальное определение понятия «Рекреация»: взгляд географа»

УДК 911.338 (045)

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РЕКРЕАЦИЯ»: ВЗГЛЯД ГЕОГРАФА

© 2009 г. М.А. Саранча

Удмуртский государственный университет Udmurt State University,

ул. Университетская, 1, г. Ижевск, 426000, Universitetskaya St., 1, Izhevsk, 426000,

rector@uni.udm.ru rector@uni.udm.ru

Рассматриваются основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к определению сущности понятия «рекреация». На основе деятельностного подхода, теории потребностей человека и диалектического понимания «рекреации» предлагается концептуальное определение сущности «рекреации».

Ключевые слова: географический подход, концептуальное определение, концепции, потребности человека, рекреация, противоречия.

In paper the basic approaches of domestic and foreign researchers to definition of essence of concept «recreation» are considered. Being based on the approach of activity, the theory of needs of the person and dialectic understanding of «recreation», the author the conceptual definition of essence of «recreation» is offered.

Keywords: the geographical approach, conceptual definition, concepts, requirements of the person, recreation, contradictions.

В современной науке традиционным является начало исследования с дефиниций. Особенно актуален такой подход в областях знаний, в которых нет устоявшихся взглядов на ключевые понятия и термины. К таким областям знаний можно отнести и рекреационную географию. Решение соответствующей задачи не является простым, так как рассматриваемая наука являются молодой и ее понятийный аппарат ещё находится в стадии становления. Кроме того, множество аспектов и связей туристско-рекреационной деятельности с другими видами деятельности способствует формированию разных подходов к исследованию и пониманию ее сущности не только среди разных отраслей науки, но и в рамках рекреационной географии.

Целью представленной работы является определение сущности понятия «рекреационная деятельность». Для решения поставленной цели и выработки автором соответствующей концепции был исследован значительный объем подходов к определению сущности рекреационной деятельности.

Понятие «рекреация» (от лат. гесгеайо - восстановление, воссоздание) изначально имело следующий смысл [1]: отдых, восстановление сил после труда; в учебных заведениях: помещение для отдыха учащихся; праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее выражение).

Рассмотрим понятие «рекреация» в деятельност-ном аспекте.

В научной литературе термин «рекреация» появился в США в конце 90-х гг. XIX в. как результат введения нормированного рабочего дня, двух выходных, летних отпусков. Поэтому под рекреацией подразумевались восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Специалисты Центра исследований политики национального туризма США подходят к определению понятия «рекреация» с позиций деятельности. Под рекреацией они понимают деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени, подчеркивая тем самым важность его наличия и использования [2].

В английской туристской литературе часто под рекреацией понимается совокупность явлений и процессов, связанных с восстановлением сил в процессе отдыха и лечения [3].

Несколько иными подходами к определению «рекреации» выделяются, например, Д. Грэй и С. Гребен, которые определяют понятие как эмоциональное состояние индивида, возникающее под влиянием чувства благополучия и внутреннего удовольствия, а также Г. Бернард, отождествляющий рекреацию с игрой, появлением инстинкта имитации, порождающего творческий акт [4].

В советской географической литературе понятие рекреации нередко означало часть свободного времени, связанного с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за

пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил. В литературе под таким специализированным местом неявно подразумевалась территориальная рекреационная система [5]. Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов [6] под рекреацией понимают совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности на специализированных территориях.

Существенным событием в развитии отечественной рекреационной географии стала монография, подготовленная в 1975 г. коллективом Института географии АН СССР [7]. В работе одним из базовых понятий стала «рекреационная деятельность», которая подразумевает деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся по сравнению с другими направлениями деятельности относительным разнообразием поведения людей и самоценностью её процесса. На сегодняшний момент это определение и его модификации являются наиболее распространёнными в отечественной географической литературе.

М.А. Розов, Л.Ю. Одинокова [8] под рекреационными занятиями понимают рефлексивно преобразованные акты трудовой деятельности, внешне не отличимые, но имеющие симметрично противоположные целевые установки.

Д.В. Николаенко, Т.В. Николаенко [5] рекреацию (отдых) определяют как любую деятельность или бездеятельность, направленную на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.

Близкую точку зрения в определении сущности рекреационной деятельности имеет и А.Ю. Александрова [9]: медико-биологическая доминанта принципиально разводит рекреацию с досугом и обнажает ее содержательное единство с отдыхом (однако не исключая и социального наполнения понятия, но менее значимого, выделяя, таким образом, тенденцию сближения понятий «рекреация» и «досуг»). А.Ю. Александрова отмечает, что рекреация имеет весьма широкие границы, она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до перекуров на работе и иные рутинные формы) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых.

И.В. Зорин и В.А. Квартальнов [10] рекреацию определяют как расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных). В последующей работе И.В. Зорин [11] под рек-

реационной понимает деятельность, направленную на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемую самоценностью не только результатов, но и самого процесса. Тем самым авторы продолжают придерживаться базовых взглядов советской рекреационной географии и выделяют в функциях рекреационной деятельности не только аспекты восстановления (компенсации), но и развития.

В концепции А.С. Орлова [4] термином «рекреация» заменяется понятие «отдых» и означает специфическую биологическую и социальную активность субъекта, сопровождающуюся переживанием им рекреационного эффекта. Рекреационный эффект выражает сущность рекреации в двух аспектах:

1) в виде физиологических ощущений достижения регенерации организма (восстановление нарушенного равновесия между физическим и психическим состоянием индивида);

2) в виде психологического ожидания субъекта от рекреационной деятельности. На всех стадиях рекреации в сознании субъекта конструируются определённые образы деятельности, основанные на объективной реальности, которые вызывают субъективные переживания. Таким образом, складывается субъективный идеал отдыха.

По А.С. Орлову, восприятие какой-либо деятельности в качестве рекреации зависит от ожиданий, потребностей, установок и ориентаций индивида. Следовательно, деятельность, воспринимаемая в качестве рекреации, обладает субъективной ценностью. В сравнении, досуг является внешней структурой деятельности, выделяемой в соответствии с объективными ценностями и нормами.

В западной науке разработка философских и психологических теорий создала возможность выработки рекреационных концепций. Дж. Шиверс предлагает разбить их на пять групп [12]:

1. Концепции, разъясняющие, когда происходит рекреация, т.е. рекреация как досуг. При этом досуг и рекреация это не одно и тоже. Досуг - это свободное время после работы. А рекреация - это восстановление сил и, что особенно важно, самовыражение. Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, однако это - поведение, которое имеет место независимо от времени, приносящее релаксацию и восстановление сил.

2. Концепции, отвечающие на вопрос: почему происходит рекреация, т.е. рекреация как результат основной мотивации. Эти концепции исходят из положения о том, что рекреация является самомотивирующей деятельностью, т.е. осуществляется во имя себя самой, для получения удовольствия. Мотивация при рекреации имеет характер внутреннего побуждения.

3. Концепции, выражающие рекреацию как свободу выбора. Следовательно, рекреация - это добровольное участие в любой деятельности, дающей человеку радость и удовлетворение, побуждающей его к активным действиям, восстановлению физических сил и морального духа.

4. Концепция, сторонники которой выдвинули теорию активной рекреации как основного условия

восстановления организма. Регенерация тела как восстановление равновесия возможна только в атмосфере радости и счастья от активной физической деятельности. Однако Д. Шиверс подчёркивает, что такое суждение о сфере рекреации неправомерно.

5. Концепции, рассматривающие рекреацию как добродетель. Эти концепции исходят из восприятия рекреации как поведения полезного и благотворного, конечным результатом которого является удовольствие. Из нее следует важный вывод о том, что любое поведение человека, социально приемлемое или нет, может нести в себе ценности рекреации, зависимые от психологической потребности индивида и связанные его этическими принципами, на основе которых удовлетворяются эти потребности.

В истории социопсихологических научных направлений также сложилось несколько общепризнанных теорий [12]:

1. Теории, основанные на признании инстинкта как основного действующего мотива в рекреационной деятельности.

2. Теории, рассматривающие в качестве основного мотива рекреации удовольствие.

3. Теория гомеостаза, явления, связанного с поддержанием равновесия организма не только на физическом уровне, но и на психологическом путем определенной мотивации поведения человека.

Таким образом, если исключить, что под рекреацией понимают специальные помещения для отдыха, то данное понятие необходимо, прежде всего, рассматривать как деятельность. Вся человеческая деятельность, в том числе и рекреационная, представляет собой формы удовлетворения потребностей. Понятие потребности в научной литературе рассматривается в трех взаимодополняющих аспектах: потребность-объект (как объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности); потребность-состояние (как состояние психики, отражающего нехватку чего-либо); потребность-свойство (как фундаментальное свойство личности, определяющее его отношение к миру) [13, 14]. Для определения сущности рекреации остановимся на последнем подходе. В.Н. Мясищев рассматривает потребности как отношение по причине наличия в данном понятии трех конструирующих компонентов: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности. Следовательно, потребность представляет собой отношение личности, которое выражается в противоречии между возможным и действительным, необходимым и желаемым, текущим и перспективным, т.е. между тем, что нужно, требуется, и тем, чего не достает, не хватает. Таким образом, под потребностями можно понимать отношение личности (к явлениям и объектам), переживаемое как противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей - в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности - в случае материальных) и выступающее движущей силой поведения [15].

«Однако сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Для того что-

бы потребность «заработала», необходимо наличие особого «пускового механизма» в виде специального психологического явления, называемого мотивом... -это образ успешно завершенного действия по реализации потребности, чувственно окрашенное, обязательно приятное и притягательное представление будущей процедуры достижения и обладания» благом (предметами и ценностями, способными удовлетворить данную потребность) [14].

Существует множество подходов к классификации потребностей человека, наиболее известными являются работы А. Маслоу, П.В. Симонова и С.Б. Каверина. Остановимся на последней, наиболее обоснованной классификации. С.Б. Кавериным [14] классификация потребностей базируется на следующих принципах: деятельности (все бесконечное разнообразие форм жизнедеятельности полностью исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: трудом, общением, познанием и рекреацией, каждая из которых соответствует своей группе потребностей) и доминирования (означающий, во-первых, что любая вышерасположенная потребность оказывает возвышающее, «руководящее» влияние на реализацию расположенной ниже, и, во-вторых, что нижележащая потребность рассматривается как опорная основа, «точка роста», базируясь на которой можно осуществить возвышение потребности до более совершенного состояния). Взаимное расположение потребностей в матрице (рисунок) не является произвольным, не случайно, а отражает генетическое родство и историю возвышения человеческих потребностей, показывая, почему именно в этом, а не каком-то другом месте помещена данная потребность. В классификации филогенетическая линия развития потребностей повторяется в онтогенезе.

ДУХОВНЫЕ

Потребности в творчестве, творческом труде

Потребность быть личностью <—> Нравственная эстетическая потребность i—» Потребность смысла жизни <—» Потребность в подготовленности и потребность преодоления

СОЦИОГЕННЫЕ

Потребность в самоутверждении > Потребность в общении i—» Потребность в познании <—> Потребность в самовыражении

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ j

Гедонистеческие потребности (включая сексуальную) Потребность в эмоциональном насыщении <—> Потребность в свободе > Потребность в восстановлении

БИОГЕННЫЕ

Потребность в безопасности, самосохранении <—> Потребность эмоционального контакта > Ориентировочная потребность <—> Потребность в двигательной активности

! I ! I

ТРУД ОБЩЕНИЕ ПОЗНАНИЕ РЕКРЕАЦИЯ

Классификация потребностей человека [14]

Как видно из классификации, рекреационная деятельность выделяется в отдельную основную форму жизнедеятельности человека со своей группой по-

требностей, впрочем, как и в классификации П.В. Симонова. Под рекреацией С.Б. Каверин понимает восстановление сил человека во время отдыха и разнообразную деятельность, направленную на приумножение и развитие этих сил.

Рассмотренный подход С.Б. Каверина и П.В. Симонова к определению сущности рекреации достаточно обоснован, развит, оригинален. Однако с нашей точки зрения понятие «рекреация» является более широким. Для раскрытия сущности этого понятия еще раз уделим внимание сущностному признаку понятия «потребности» (ее диалектической составляющей) - отношению личности, переживаемому как противоречие. Противоречие может переживаться человеком как диссонанс, дисгармония, кризис, уязвлённость, ущербность и т.п., что и является побудительной силой к преодолению возникшего дисбаланса. Чем сильнее противоречие, тем больше побудительная сила к какой-либо деятельности, и в частности к рекреации. При таком подходе рекреация представляется как обширное и почти всеохватывающее понятие, которое можно определить следующим образом: рекреация представляет собой самоценную и самоцельную деятельность/бездеятельность, в процессе которой субъект удовлетворяет собственные потребности, тем самым снимая соответствующие противоречия. Необходимо отметить, что само получение благ, ради которых осуществлялась деятельность, для различных субъектов будет происходить в рамках других видов деятельности, которая и будет для каждого их них являться рекреационной.

В представленных выше суждениях субъекты рассматривались как элементарные дискретные единицы. В действительности человек представляет собой сложное образование, состоящее из различных подсистем. Поэтому в рамках одной деятельности часть подсистем человека и их составляющих может приходить в потребностное состояние, другая часть - приходить к разбалансировке (нарастанию противоречия), а третья - оставаться в квазиинертном состоянии. При этом рекреационная деятельность при чрезмерной интенсивности и продолжительности (при выходе за пределы оптимального состояния и режима функционирования) может сама стать той деятельностью, которая требует ответной рекреации (т.е. приводит к новому противоречию с обратным «полюсом»).

Согласно законам диалектики, рекреационная деятельность как процесс разрешения противоречий представляет собой не только восстановление, но и развитие человека, тем самым выполняя и креативные (от лат. сгеаИо - созидание, создание, сотворение) функции. Если данный вопрос рассматривать в аспекте представленной классификации потребностей, то при смещении от биологических (нижнего уровня) к духовным потребностям (верхнему уровню) рекреационная деятельность от базовых восстановительных функций при движении «вверх» все более будет «насыщаться» функциями развития. Таким образом, рекреацию необходимо понимать как деятельность, направленную на восстановление и созидание человека в физическом, психическом, духовном, социальном и культурном аспектах.

В контексте написанного можно заключить, что рассмотренные подходы к определению сущности рекреационной деятельности, несмотря на существенное несовпадения взглядов авторов, не являются противоречащими и спорными, так как они достаточно полно вписываются в иерархическую структуру строения потребностей человека и способов их удовлетворения. На биогенном и психофизиологическом уровне рекреационная деятельность действительно представляет собой реализацию потребностей, имеющих собственную побудительную силу, поэтому жёсткая детерминация понятия через свободное время и свободу выбора в данном аспекте является некорректной. Следовательно, в данном аспекте правы сторонники определения рекреационной деятельности как отдыха, восстановления организма и его отдельных подсистем (как от перегрузок, так и недогрузок), выдвигающие на первый план её медико-биологическую доминанту. Однако в процессе социализации человека на базе потребностей нижнего «этажа» возникли потребности психофизиологического, социального и духовного уровней. Рекреационная деятельность на данных уровнях является самоценной и самоцельной, реализуется посредством эмоционального подкрепления, через процесс мотиво-образования, а потребности высшего уровня обязательно осознаются и вербализируются как цель, или идеал, или мечта [14]. В данном аспекте правы сторонники определения рекреации как субъективно мотивируемой и/или в определенной степени социально детерминированной деятельности, осуществляемой в подавляющем числе случаев в свободное время в целях развития жизненных сил человека, самовыражения, получения удовольствия и т.п. [16].

Таким образом, в ходе исследования были рассмотрены и проанализированы основные подходы западных и отечественных исследователей к определению сущности «рекреации», выявлено их соотношение, а также дано авторское концептуальное определение сущности искомого понятия.

Поступила в редакцию

Литература

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 [Электронный ресурс]: Электрон. дан. и прог. М., 2004. 2 CD-ROM.

2. ВетитневА.М. Курортное дело. М., 2006. 528 с.

3. Сазыкин А.М. Полемические заметки географа о проблемах терминологии в рекреационной географии и туризме // Туризм на Дальнем Востоке: Бизнес, инвестиционные стратегии, образование и экология : материалы регион. науч.-практ. конф. Дальтур-2001, 16-17 мая 2001 г. Владивосток, 2002. С. 306-310.

4. Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995. 247 с.

5. Николаенко Д.В., Николаенко Т.В. Рекреационная география : учеб. пособие. М., 2001. 288 с.

6. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М., 1981. 208 с.

7. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. В.С. Преображенский. М., 1975. 222 с.

8. Розов М.А., Одинокова М.Ю. Общественно-территориальные системы как системы с рефлексией // Вторые сократические чтения по географии (Плес, 26-29 мая 2001) : сб. докл. / под. ред. В.А. Шупера. М., 2001. С. 35-51.

9. Александрова А.Ю. География туризма: теоретические основания и пути развития // География и туризм : сб. науч. тр. / Пермский университет. Пермь, 2005. Вып. 1. С. 3-16.

10. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма : справочник. М., 2000. 368 с.

11. Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 11. С. 9-13.

12. Георгинский Е.В. Концептуальные определения рекреации // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России : материалы II Всерос. науч. чтений. Кемерово, 2002. С. 118-120.

13. ДодоновБ.И. Эмоции как ценность. М., 1978. С. 10.

14. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 121-129.

15. Каверин С.Б. Мотивация труда. М., 1998. 224 с.

16. Рысин И.И., Саранча М.А. Рекреационный потенциал Удмуртской Республики: географический анализ и оценка с использованием геоинформационных технологий. Ижевск, 2007. 184 с.

5 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.