Научная статья на тему 'Проблемы концептуального определения и соотношения понятий «Туризм» и «Рекреация»'

Проблемы концептуального определения и соотношения понятий «Туризм» и «Рекреация» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3670
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОНЯТИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / РЕКРЕАЦИЯ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович

Предлагается концептуальное определение понятия «рекреация», а также рассматривается вопрос о соотношении понятий «туризм» и «рекреация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of conceptual definition and parity of concepts tourism and recreation

The paper proposes a conceptual definition of the concept recreation and discusses the question of the relationship between the concepts tourism and recreation.

Текст научной работы на тему «Проблемы концептуального определения и соотношения понятий «Туризм» и «Рекреация»»

УДК 914/919 (045)

М.А. Саранча

ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ТУРИЗМ» И «РЕКРЕАЦИЯ»

Предлагается концептуальное определение понятия «рекреация», а также рассматривается вопрос о соотношении понятий «туризм» и «рекреация».

Ключевые слова: концептуальное определение, понятие, потребности, рекреация, туризм.

Начинают исследования традиционно с дефиниций. Особенно актуален такой подход в областях знаний, в которых нет устоявшихся взглядов на ключевые понятия и термины. Несомненно, к таким областям знаний можно отнести географию туризма и рекреационную географию. К базовым понятиям туристско-рекреационной области знаний относят: досуг, свободное время, отдых, туризм и рекреацию. Остановимся на двух наиболее важных категориях географии туризма и рекреационной географии: туризме и рекреации.

Туризм. Слово «туризм» происходит от греческого tornos и латинского tornare, означающих токарный станок или круг, движение вокруг центрального пункта или оси. Значение слова несколько изменилось в современном английском языке, добавленный суффикс -ism отразил направленность сущности понятия на действие или процесс - движение по кругу, а суффикс -ist использовался для обозначения субъектов, осуществляющих данные действия. Таким образом, слово tourism в английском языке означало отъезд, поездку «по кругу», а затем возвращение к исходному пункту [47]. Во французском языке слово tour означало поездку, прогулку.

В советской рекреационной географии «туризм» понимался как одна из форм рекреации, связанной с пространственными перемещениями и активным отдыхом. Однако в зарубежных исследованиях туризма нередко туризм рассматривался и как сфера экономики и миграций людей. Так, П.Г. Олдак [21] выделял «традиционное, прямое, узкое» значение туризма (отдых, проводимый в путешествии) и «современное, научное, собирательное» (все виды движения населения, не связанные с переменой места жительства и работы, с самыми различными целями). Близкой является и позиция В.И. Азара [1], который под туризмом понимает одну из форм миграции населения, характерную временным его перемещением из одного района страны или из одной страны в другую, если оно не связанно с переменой места жительства или работы, иначе говоря, добровольное путешествие в целях отдыха, лечения, участия в научных, деловых и культурных встречах.

Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов туризм определили как совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное проживание или во временное занятие ради заработка [17].

На важный аспект в понимании туризма обращает внимание Б.Б. Родо-ман, который выделяет целевые установки путешествующих, которые отличают туриста от прочих перемещающихся субъектов: при совершении путешествия перемещение в пространстве становится определяющей целью туриста, получающего удовольствие от знакомства с местными особенностями территории [25].

Следует назвать работу В. С. Преображенского и В. А. Квартальнова, в которой, пожалуй, впервые в отечественной литературе отмечена антиномия туризма как одновременно социальной деятельности людей и экономической деятельности предприятий [24]. И.В. Зорин позже развернул эту мысль, выделив четыре основных понимания туризма: как отрасли экономики; как межотраслевого комплекса (туристского рынка); как экономической деятельности туристского предприятия; как деятельности самого туриста [11].

И все же, несмотря на широкое применение термина «туризм», он до сих пор не получил общепризнанного определения, учитывающего и включающего все его особенности. Причиной тому являются многосторонность понятия (представляет собой межкультурные взаимодействия, миграции, сферу хозяйства, форму освоения территорий и т.п.), сложность его состава (содержит в себе множество видов деятельности туристов, в том числе нередко полярных по своей сущности) и структуры (включает в себя людей, инфраструктуру, природные ресурсы и условия, нормативно-правовую базу, финансовые потоки, культурно-исторические объекты и многое другое), попытки его определения учеными разных отраслей науки (экономистами, социологами, географами, психологами, антропологами и др.), национальные и исторические особенности развития туризма и научных подходов к его исследованию и пониманию. При этом озвучиваются и такие мнения, что точное определение феномена «туризм» в принципе невозможно (см. напр.: [6; 34; 46]).

Пытаясь систематизировать подходы к определению понятия «туризм»,

Н. Лейпер выделил следующие типы дефиниций:

1) экономический тип - туризм как сфера бизнеса и как промышленность;

2) технический тип - прежде всего, ориентация на идентификацию туриста в целях обеспечения ведения туристской статистики;

3) холистический тип - определения должны выражать сущность категории «туризм» [37].

Однако большее признание в науке получила типология определений туризма, предложенная А.Д. Буркартом и С. Медликом [30]. Авторы, рассматривая исторические развитие термина, пришли к выводу, что все попытки определения понятия «туризм» сводились к их дифференциации на два типа: технический и концептуальный.

Технические дефиниции. Главной их функцией является разъяснение и идентификация понятия «туризм», выстраивание понятийных рамок в соответствии с поставленными целями - статистическими, законодательными, хозяйственными, исследовательскими и т.п. (см. табл. 1).

Таблица 1

Подходы к техническому определению сущности туризма

Маккин П. [40] Туризм представляет собой деятельность человека как акт самоосу-ществления, направленную на удовлетворение желания познать других людей с взаимной возможностью познания нас... поиски и одиссею, с целью увидеть или возможно даже познать всю заселенную землю.

Крачило Н.П. [16] Туризм - это вид рекреации, связанный с выездом за пределы постоянного места жительства, активный массовый отдых, во время которого восстановление работоспособности совмещается с оздоровительными, познавательными, спортивными и культурноразвлекательными целями.

Райн К. [44] В сущности, туризм необходимо рассматривать как перцепцию мест (пространств). Продукт туризма - не туристская дестинация, а перцепция этих пространств и деятельность, которая в них осуществляется как ряд внутренних и внешних взаимодействий.

ВТО [32] Деятельность людей, путешествующих и пребывающих за пределами среды постоянного обитания продолжительностью не более 1 года в целях досуга, бизнеса и других намерений.

Холл М. [33] Туризм - это коммерческое явление индустриального общества, которое включает человека (индивидуально или в группе), путешествующего от места к месту (физический компонент туризма) и/или из одного психического состояния в другое (рекреационный компонент туризма).

Мидделтон В. и Хокинс Р. [42] Хотя путешествие и туризм неизменно идентифицируются как промышленность, их лучше понимать как всеобщий рынок. который отражает образцы потребления посетителей и совокупный спрос к очень широкому диапазону связанных с путешествием продуктов.

Балобанов И., Балобанов А. [4] Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры. Обособленность туризма определяет его двойственность предназначения в экономике страны, так как хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ”» Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессиональноделовых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания

Концептуальные определения «туризма» отражают его сущность и являются основой формулирования технических дефиниций (см. табл. 2). В частности, А. Д. Буркарт и С. Медлик [30, 31] выделили пять базовых характеристик, относимых к концептуальному определению понятия «туризм»:

1) туризм - это совокупность явлений и отношений;

2) явления и отношения являются результатом перемещения людей в пространстве (динамический элемент) к месту пребывания (статический элемент);

3) поездка и пребывание осуществляются вне постоянной среды проживания и работы субъекта, что формирует основу для деятельности, отличной от повседневной;

4) имеет временный, краткосрочный характер с намерением возвратиться домой в течение нескольких дней, недель или месяцев;

5) дестинация посещается в целях, не связанных с оплачиваемой работой.

К указанным сущностным характеристикам туризма в определенной

степени также можно отнести следующие: требует значительного времени на перемещение в пространстве; осуществляется людьми в целях удовлетворения «туристских» потребностей; воздействует напрямую и опосредованно на все вовлекаемые в него процессы и явления; характеризуется значительным разнообразием «туристских» занятий; является, в первую очередь, социально-экономической сферой деятельности, в рамках которой взаимодействуют различные элементы общественной и природной сред (в том числе выделяются отношения гостя и хозяина, производителей и потребителей товаров и услуг) и т.п.

Считается, что одно из первых и наиболее точных концептуальных определений туризма было дано учеными Бернского университета (Швейцария)

В. Хунцикером и К. Крапфом, которое позже было развито Международной ассоциацией научных экспертов по туризму. Оно дано на основе системного подхода и содержит понимание туризма как совокупности отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы. В. Хунцикер и К. Крапф дали комплексную трактовку туризма, выделив его социальноэкономическую доминанту (см. [2, 12]).

Рекреация. Понятие рекреация (польск. гекгеада - отдых, от лат. гесгеайо - восстановление, воссоздание) изначально имело следующий смысл:

1) отдых, восстановление сил после труда;

2) в учебных заведениях: помещение для отдыха учащихся;

3) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее выражение) [5].

В научной литературе термин «рекреация» появился в США в конце

90-х гг. XIX в. как результат введения нормированного рабочего дня, двух выходных, летних отпусков. Поэтому под рекреацией подразумевались восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Специалисты Центра исследований политики национального туризма США подходят к определению понятия «рекреация» с позиций деятельности. Под рекреацией они понимают деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени, подчеркивая тем самым важность его наличия и использования [7].

В англоязычной научной литературе под рекреацией часто понимается деятельность, осуществляемая во время досуга. Причем понятие «досуг» в данном подходе рассматривается в качестве хронологической категории [29; 41]. Еще более распространенным пониманием рекреации является ее прак-

тически полное отождествление с отдыхом - совокупностью явлений и процессов, связанных с восстановлением сил в процессе отдыха и лечения [26], что является следствием прямого проникновения в определение генезиса понятия.

Таблица 2

Подходы к концептуальному определению сущности туризма

Хунцикер В. [35] Туризм - это совокупность явлений и отношений, возникающих во время путешествия и пребывания в месте назначения «нерезидентов» до тех пор, пока оно не становится их постоянным местом жительства и не связанно ни с какой деятельностью, направленной на получение доходов.

Джафари Д. [36] Туристские исследования исходя из сущности понятия направлены на изучение человека за пределами его постоянной среды обитания, промышленности, которая отвечает на его потребности, а также воздействия посетителей и промышленности на социально-культурную, экономическую и природную окружающую среду хозяина.

Лейпер Н. [37] Это система, включающая контролируемое путешествие и временное пребывание людей за пределами обычной среды обитания в течение одной или более ночей, за исключением туров, имеющих первичной целью получение доходов.

Мэтисон А., Уолл Д. [39] Это многогранные явления, которые включают временное путешествие и пребывание людей в туристской дестинации за пределами постоянных мест жительства и работы, деятельность, осуществляемая во время пребывания в месте предназначения, а также совокупность услуг, созданных для удовлетворения потребностей путешествующих. Туризм содержит динамические, статические и последовательные элементы.

Мерфи П. [43] Туризм - это совокупность путешествий «нерезидентов» (туристов, включая экскурсантов) к дестинации до тех пор, пока место пребывания не становится их постоянным местом жительства.

Монтанер Мон-техано [18] Туризм - это совокупность отношений и феноменов, вытекающих из перемещения и нахождения людей вне своего постоянного места жительства по причинам не связанным с трудовой деятельностью, в целях удовлетворения культурных, оздоровительных, релаксационных, развлекательных потребностей, получения удовольствия, а также по другим причинам, если они не связаны с оплачиваемой трудовой деятельностью по месту пребывания.

Несколько иными подходами к определению «рекреации» выделяются, например, американские ученые Д. Грэй и С. Гребен, которые определяют понятие как «эмоциональное состояние индивида, возникающее под влиянием чувства благополучия и внутреннего удовольствия», а также Г. Бернард, отождествляющий «рекреацию» с игрой, появлением инстинкта имитации, порождающего творческий акт (см. [22]).

В советской географической литературе понятие рекреации нередко означало часть свободного времени, связанного с восстановлением сил человека на специализированных территориях, чаще за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил. В литературе под таким специализированным местом неявно подразумевалась территориальная рекреационная система [20]. Так, Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов [17] под рекреацией понимают совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности на специализированных территориях.

Существенным событием в развитии отечественной рекреационной географии стала монография «Теоретические основы рекреационной географии» подготовленная в 1975 г. коллективом Института географии АН СССР (В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, Б.Н. Лиханов, Л.И. Мухина, Л.С. Филиппович и др.). В работе одним из базовых понятий стала «рекреационная деятельность», под которой подразумевается «деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью её процесса» [28].

В концепции А.С. Орлова [22; 23] термином «рекреация» заменяется понятие «отдых» и означается «специфическая биологическая и социальная активность субъекта, сопровождающаяся переживанием им рекреационного эффекта». Рекреационный эффект выражает сущность рекреации в двух аспектах:

1) в виде физиологических ощущений достижения регенерации организма (восстановление нарушенного равновесия между физическим и психическим состоянием индивида);

2) в виде психологического ожидания субъекта от рекреационной деятельности. На всех стадиях рекреации в сознании субъекта конструируются определённые образы деятельности, основанные на объективной реальности, которые вызывают субъективные переживания. Таким образом, складывается субъективный идеал отдыха.

А.С. Орлов выделяет следующие функции рекреации: восстановление затраченной в ходе энергозатратной деятельности человека его биологической и социальной энергии; выполнение роли биологического и социального «предохранителя» организма человека в экстремальных ситуациях; выполнение роли катализатора процессов энергообмена и энергопревращения; компенсация недоданных человеку природой некоторых биологических качеств, информационно-игровое начало в структуре сознания; соучастие в процессе видового отбора; соучастие в процессе социализации; воспроизводство рекреационных услуг.

По А.С. Орлову, восприятие какой-либо деятельности в качестве рекреации зависит от ожиданий, потребностей, установок и ориентаций индивида.

Следовательно, деятельность, воспринимаемая в качестве рекреации, обладает субъективной ценностью, ср.: досуг является внешней структурой деятельности, выделяемой в соответствии с объективными ценностями и нормами.

Д.В. Николаенко, Т.В. Николаенко [20] рекреацию (отдых) определяют как любую деятельность или бездеятельность, направленную на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами. В качестве основных признаков понятия они выделили: ориентацию на восстановление сил человеческого организма, отсутствие связи с производственной деятельностью и удовлетворением насущных потребностей, активность, как правило, за пределами основного места проживания.

Близкую точку зрения в определении сущности рекреационной деятельности имеет и А.Ю. Александрова [3]: «медико-биологическая доминанта принципиально разводит рекреацию с досугом и обнажает ее содержательное единство с отдыхом». Однако, не исключая и социального наполнения понятия, но менее значимого, выделяя, таким образом, тенденцию сближения понятий «рекреация» и «досуг», А.Ю. Александрова отмечает, что «рекреация имеет весьма широкие границы, она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до «перекуров» на работе и иные рутинные формы) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых».

И.В. Зорин и В.А. Квартальнов [12] рекреацию определяют как расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных). В последующей работе И.В. Зорин [10] под рекреационной деятельностью понимает деятельность, направленную на реализацию рекреационных потребностей; восстановление и развитие физических и духовных сил человека; его интеллектуальное совершенствование, характеризуемую самоценностью не только результатов, но и самого процесса.

Анализируя развитие рекреационных концепций, Д. Шиверс предложил их разделить на пять групп:

1) концепции, разъясняющие, когда происходит рекреация, то есть рекреация как досуг. При этом досуг и рекреация это не одно и то же. Досуг -это свободное время после работы. А рекреация - это восстановление сил и, что особенно важно, самовыражение. Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, однако - это поведение, которое имеет место независимо от времени, приносящее релаксацию и восстановление сил;

2) концепции, отвечающие на вопрос, почему происходит рекреация, то есть рекреация как результат основной мотивации. Эти концепции основаны на положении о том, что рекреация является самомотивирующей деятельностью, то есть осуществляется во имя себя самой, для получения удовольствия. Мотивация при рекреации имеет характер внутреннего побуждения;

3) концепции, выражающие рекреацию как свободу выбора. Следовательно, рекреация - это добровольное участие в любой деятельности, дающей человеку радость и удовлетворение, побуждающей его к активным действиям, восстановлению физических сил и морального духа;

4) концепция, сторонники которой выдвинули теорию активной рекреации как основного условия восстановления организма. Регенерация тела как восстановление равновесия возможна только в атмосфере радости и счастья от активной физической деятельности;

5) концепции, в которых рекреация рассматривается как добродетель. Эти концепции основаны на восприятии рекреации как поведения полезного и благотворного, конечным результатом которого является удовольствие. Отсюда следует важный вывод о том, что любое поведение человека, социально приемлемое или нет, может нести в себе ценности рекреации, зависимые от психологической потребности индивида и связанные с его этическими принципами, на основе которых удовлетворяются эти потребности (см. [8; 45]).

Однако все выделенные концепции Д. Шиверс подверг справедливой жесткой критике и признал за ними несостоятельность в концептуальности определения понятия «рекреационная деятельность».

В истории социопсихологических научных направлений также сложилось несколько общепризнанных концепций определения рекреации:

1) концепции, в которых признается в качестве основной действующей силы возникновения рекреации инстинкт;

2) гедонистические концепции, в которых рассматривается в качестве основного мотива рекреации удовольствие;

3) концепции гомеостаза, явления, связанного с поддержанием равновесия организма не только на физическом уровне, но и на психологическом путем определенной мотивации поведения человека.

Таким образом, если исключить, что под рекреацией понимаются специальные помещения для отдыха, то данное понятие рассматривается, прежде всего, как деятельность. Вся человеческая деятельность, в том числе и рекреационная, представляет собой формы удовлетворения потребностей. Понятие потребности в научной литературе рассматривается в трех взаимодополняющих аспектах: потребность-объект (как объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности); потребность-состояние (как состояние психики, отражающее нехватку чего-либо); потребность-свойство (как фундаментальное свойство личности, определяющее его отношение к миру) [9; 15]. Для определения сущности рекреации остановимся на последнем подходе. В.Н. Мясищев [19] рассматривает потребности как отношение по причине наличия в данном понятии трех конструирующих компонентов: «а) субъект, испытывающий потребность, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности». Следовательно, потребность представляет собой отношение личности к явлениям и объектам, которое выражается в противоречии между возможным и действительным, необходимым и желаемым, текущим и перспективным [13], то есть между тем, что нужно, требуется, и тем, чего не достает, не хватает. Следовательно, под потребностями можно понимать отношение личности (к явлениям и объектам), переживаемое как противоречие между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей - в случае духовных потребностей или

между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности - в случае материальных и выступающее движущей силой поведения [14].

«Однако сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Для того чтобы потребность «заработала», необходимо наличие особого «пускового механизма» в виде специального психологического явления, называемого мотивом. - это образ успешно завершенного действия по реализации потребности, чувственно окрашенное, притягательное представление будущей процедуры достижения и обладания благом (предметами и ценностями, способными удовлетворить данную потребность)» [15].

Существует множество подходов к типологии потребностей человека, наиболее известными в этом плане являются работы А. Маслоу [38], П.В. Симонова [27] и С.Б. Каверина [15]. Остановимся на последней. Типологию потребностей С.Б. Каверин базирует на следующих принципах: деятельности («все бесконечное разнообразие форм жизнедеятельности полностью исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация», каждая из которых соответствует своей группе потребностей) и доминирования («означающий, во-первых, что любая вышерасположенная потребность оказывает возвышающее, «руководящее» влияние на реализацию расположенной ниже, и, во-вторых, что нижележащая потребность рассматривается как опорная основа, «точка роста», базируясь на которой, можно осуществить возвышение потребности до более совершенного состояния»). «Взаимное расположение потребностей в матрице не является произвольным, не случайно, а отражает генетическое родство и историю возвышения человеческих потребностей, показывая, почему именно в этом, а не каком-то другом месте помещена данная потребность» (см. рис.) [14; 15]. В типологии филогенетическая линия развития потребностей повторяется в онтогенезе.

Согласно типологии рекреационная деятельность выделяется в отдельную основную форму жизнедеятельности человека со своей группой потребностей, впрочем, как и в типологии П.В. Симонова. При этом под рекреацией С.Б. Каверин понимает «восстановление сил человека во время отдыха и разнообразную деятельность, направленную на приумножение и развитие этих сил».

Вертикальный ряд рекреационных потребностей начинается с универсального свойства живых организмов — потребности в двигательной активности. Это бессмысленное движение есть тренировка двигательного аппарата и представляет собой необходимую форму подготовки ребенка к жизни. Затем, после психофизиологического уровня, заключающегося также в подготовке к продолжению жизнедеятельности благодаря восстановлению сил во сне или других формах отдыха, на уровне социогенном процесс социализации личности знаменует еще более сложную ступень, когда игровая деятельность ребенка вырастает в игру почти актерского типа, которая у взрослых «проявляется широчайшим спектром самоцельных и самоценных деятельностей от занятий спортом до изучения множества иностранных языков» [27], и таких явлений, как косметика, следование моде в одежде, самодеятельное

художественное творчество, разнообразные увлечения-хобби и т. д. Высший уровень развития этой потребности заключается в накоплении знаний, навыков и умений, которые могут оказаться необходимыми для удовлетворения самых разных потребностей, а также умении преодолевать «препятствия», тесно связанном с волевыми актами [15].

ДУХОВНЫЕ

I

ТРУД ОБЩЕНИЕ ПОЗНАНИЕ РЕКРЕАЦИЯ

Рис. Типология потребностей человека

Рассмотренный подход С.Б. Каверина и П.В. Симонова к определению сущности рекреации достаточно обоснован и развит, оригинален. Однако, с нашей точки зрения, понятие «рекреация» является более широким и основательным. Для его раскрытия еще раз обратим внимание на сущностный признак понятия «потребности» - отношение личности к явлениям и объектам, переживаемое как противоречие. Противоречие может переживаться человеком как диссонанс, дисгармония, кризис, уязвлённость, ущербность и т.п., является побудительной силой к их преодолению, восстановлению возникшего дисбаланса, то есть к рекреации. При этом чем сильнее противоречие, тем

возникает большая побудительная сила к деятельности. При таком подходе рекреация представляется как обширное и почти всеохватывающее понятие, которое можно определить следующим образом: рекреация - это самоценная и самоцельная деятельность/бездеятельность, в процессе которой субъект удовлетворяет свои потребности, тем самым снимая соответствующие этим потребностям противоречия. Необходимо отметить, что если получение «потреб-ностных» благ предполагается вне осуществления деятельности (до, после или параллельно), то такую деятельность назвать рекреационной нельзя (например, трудовые, учебные, непреложные и необходимые виды деятельности), так как само получение благ, ради которых осуществлялась деятельность, может и не произойти или будет происходить уже в рамках другой деятельности, которая и будет являться рекреационной. Однако, с другой стороны, те же самые виды деятельности для другого субъекта могут стать рекреационными, впрочем, как и для того же субъекта, однако в другое время и/или другом месте, и/или других обстоятельствах (например, при другом психическом состоянии, другом восприятии выполняемой деятельности и т.п.).

В представленных выше суждениях субъекты рассматривались как элементарные дискретные единицы. В действительности же человек представляет собой сложное образование, состоящее из различных подсистем. Поэтому в рамках одной деятельности часть подсистем человека и их составляющих может приходить в потребностное состояние, другая часть приходить к раз-балансировке (нарастанию противоречия), а третья - оставаться в квази-инертном состоянии. При этом рекреационная деятельность при чрезмерной интенсивности и продолжительности (при выходе за пределы оптимального состояния и режима функционирования) может сама стать той деятельностью, которая требует ответной рекреации (то есть приводит к новому противоречию с обратным «полюсом»).

Согласно законам диалектики рекреационная деятельность как процесс разрешения противоречий представляет собой не только восстановление, но и развитие человека, тем самым выполняя и креативные (от лат. сгеайо - созидание, создание, сотворение) функции. При этом если данный вопрос рассматривать в аспекте представленной типологии потребностей по С.Б. Каверину, то при смещении от биологических (нижнего уровня) к духовным потребностям (верхнему уровню) рекреационная деятельность от базовых восстановительных функций при движении «вверх» все более будет «насыщаться» функциями развития. Таким образом, рекреацию необходимо понимать как деятельность, направленную на восстановление и созидание человека в физическом, психическом, духовном, социальном и культурном аспектах.

Из контекста написанного можно заключить, что рассмотренные подходы к определению сущности рекреационной деятельности, несмотря на существенное несовпадение взглядов авторов, не являются противоречащими и спорными, так как они достаточно полно вписываются в структуру строения потребностей человека и способов их удовлетворения (см. рис.), однако учитывают лишь определенные их аспекты.

На биогенном и психофизиологическом уровне рекреационная деятельность действительно представляет собой реализацию потребностей, имеющих собственную побудительную силу, поэтому жёсткая детерминация понятия через свободное время и свободу выбора в данном аспекте является некорректной. Следовательно, в данном аспекте правы сторонники определения рекреационной деятельности как отдыха, восстановления организма и его отдельных подсистем (как от перегрузок, так и недогрузок), выдвигающие на первый план её медико-биологическую доминанту. Однако в процессе социализации человека, на базе потребностей нижнего «этажа», возникли потребности психофизиологического, социального и духовного уровней. Рекреационная деятельность на данных уровнях является самоценной и самоцельной, «реализуется через посредство эмоционального подкрепления, через процесс мотивообразования, а потребности высшего уровня обязательно осознаются и вербализируются как цель, или идеал, или мечта» [15. С. 124]. В данном аспекте правы сторонники определения рекреации как субъективно мотивируемой и/или в определенной степени социально детерминированной деятельности, осуществляемой в подавляющем числе случаев в свободное время в целях развития жизненных сил человека, самовыражения, получения удовольствия и т.п.

Таким образом, рассмотренные категории «туризм» и «рекреация» отражают разные подходы к описанию и анализу жизнедеятельности человека и не относятся к одному ряду - рекреация, прежде всего, представляет собой деятельность субъекта, а туризм - совокупность отношений и явлений, отрасль хозяйства и т.п. И несмотря на то что в зависимости от рассматриваемого контекста и подхода считается, что данные понятия могут совпадать, переплетаться, быть «нейтральными» и даже противоположными, по сути, понятия относятся к разным смысловым полям и между собой они практически не сопоставимы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. М.: Экономика, 1972. 184 с.

2. Александрова А.Ю. География туризма как научная дисциплина // География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008. С. 10-19.

3. Александрова А.Ю. География туризма: теоретические основания и пути развития // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. ун-т. Пермь, 2005. Вып. 1. С. 3-16.

4. Балобанов И.Т., Балобанов А.И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий, 2004.

6. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. 382 с.

7. Ветитнев А.М. Курортное дело. М.: КНОРУС, 2006. 528 с.

8. Георгинский Е.В. Концептуальные определения рекреации // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: материалы II Всерос. науч. чтений. Кемерово, 2002. С. 118-120.

9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978. С. 10.

10. Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физ. культуры. 2002. №11. С. 9-13.

11. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: монография. М.: Сов. спорт, 2001. 264 с.

12. Зорин И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2000. 368 с.

13. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М.: Мысль, 1986. С. 8.

14. Каверин С.Б. Мотивация труда. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 224 с.

15. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей// Вопр. психологии. 1987. №5. С. 121-129.

16. Крачило Н.П. География туризма. Киев: Вища шк., 1987. 208 с.

17. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 208 с.

18. Монтанер Монтехано Х. Структура туристского рынка: учеб. пособие / пер. с исп. Смоленск: Изд-во Смол. ун-та, 1997. 230 с.

19. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии // Учен. зап. ЛГУ. 1957. № 224. С. 7.

20. Николаенко Д.В., Николаенко Т.В. Рекреационная география: учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 288 с.

21. Олдак П.Г. Индустрия туризма - одно из ведущих направлений развития современной экономики // Проблемы развития индустрии туризма. Новосибирск, 1970.

С. 3-30.

22. Орлов А. С. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. 247 с.

23. Орлов А. С. Труд и рекреация // Социол. исслед. 1991. №10.

24. Преображенский В.С., Квартальнов В.А. Основные концепции и модели рекреа-логии // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989. С. 6-23.

25. Родоман Б.Б. Проблемы охраны и возрождения мобильного туризма // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989. С. 146-152.

26. Сазыкин А.М. Полемические заметки географа о проблемах терминологии в рекреационной географии и туризме // Туризм на Дальнем Востоке: бизнес, инвестиционные стратегии, образование и экология: материалы регион. науч.-практ. конф. Дальтур-2001, 16-17 мая 2001 г. Владивосток, 2002. С. 306-310.

27. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

28. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. В.С. Преображенский. М.: Наука, 1975. 222 с.

29. Boniface B.G., Cooper C. Worldwide Destinations Casebook: the geography of travel and tourism. L.: Butterworth-Heinemann, 2005. 259 p.

30. Burkart A.J., Medlik S. Tourism: Past, Present and Future. L.: Heinemann, 1981.

31. Burkart A.J., Medlik S. Tourism. Past, Present and Future. L.: Heinemann, 1974.

32. Concepts, definition and compendium for tourism statistics / WTO, 1995.

33. Hall C. M. Introduction to tourism: Development, dimensions and issues. Sydney: Pearson Education Australia, 1998.

34. Holloway J.C. The business of tourism. Harlow. Essex: Longman, 1994.

35. Hunziker W. Social tourism, its nature and problems. Geneva: Aliance International de Turisme, 1951.

36. Jafari J. Editor’s page // Annals of tourism research, 1977. Vol. 5. P. 6-11.

37. Leiper N. The framework of tourism: towards a definition of tourism, tourist, and the tourist Industry // Annals of Tourism Research. 1979. Vol. 6(4). P. 390-407.

38. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1960.

39. Mathieson A., Wall G. Tourism: economic, social and environmental impacts. L.: Longman, 1982.

40. McKean P.F. Toward a theoretical analysis of tourism: economic dualism and cultural introversion in Bali // Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism / ed. by V.L. Smith. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1989. P. 119-138.

41. Medlik S. Dictionary of Travel, Tourism and Hospitality. L.: UK: ButterworthHeinemann, 2003. 412 p.

42. Middelton V.T.C., Hawkins R. Sustainable Tourism: A Marketing Perspective. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1998.

43. Murphy P. Tourism: a community approach. L.: Routledge, 1985.

44. Ryan C. Recreational Tourism. L.; N.Y.: Routledge, 1991.

45. Simmons D.G. Recreation // Encyclopedia of tourism / ed. by J. Jafari. L.: Routledge, 2000. P. 488-490.

46. Smith S.L.J. Defining tourism: A supply-side view // Annals of Tourism Research. 1988. Vol. 15. P. 179-190.

47. Theobald W.F. The meaning, scope, and measurement of travel and tourism // Global tourism / ed. by W.F. Theobald. Burlington, MA: Butterworth-Heinemann, 2005. P. 5-24.

Поступила в редакцию 11.10.09

M.A. Sarancha, candidate of geography, associate professor

Problems of conceptual definition and parity of concepts “tourism” and “recreation”

The paper proposes a conceptual definition of the concept “recreation” and discusses the

question of the relationship between the concepts “tourism” and “recreation”.

Саранча Михаил Александрович, кандидат географических наук, доцент.

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет».

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: sma7 7 @rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.