УДК 37.034
Д. А. Зотова
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИЦ В ПРОЦЕССЕ ЖЕНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Обоснованы отдельные компоненты концепции воспитания нравственных добродетелей у младших школьниц с позиций гендерного (женского) воспитания как инновационного направления российского школьного образования. Сформулировано рабочее определение понятия нравственных добродетелей у младших школьниц с позиций гендерной педагогики и современной теории нравственного воспитания. Раскрывается их сущность, содержание и классификация.
Ключевые слова: концепция, гендерное (женское) воспитание, нравственное воспитание, сущность и содержание нравственных добродетелей у младших школьниц, классификация женских нравственных добродетелей.
Актуальность исследования проблемы формирования нравственных женских добродетелей и духовно-нравственного потенциала личности у девочек, обучающихся в начальной школе, обусловлена нарастающей негативной тенденцией снижения социально-правового и экономического статуса женщины в семье и обществе в России, ухудшением ее физического и духовно-нравственного здоровья, падением престижа материнства в общественном сознании, отсутствием у женщин возможности поэтапной и последовательной реализации своих жизненных планов и предпочтений [1, с. 135]. Налицо имеется противоречие между традиционно сложившимся в российском обществе представлением о роли женщины, эталоне женских нравственных добродетелей и реальном статусе женщины в российском обществе.
Особое место среди инноваций современного школьного образования занимает раздельное обучение детей разного пола с элементами гендерного воспитания. Появление такой формы организации образования - это ренессанс досоветских, российских традиций. Однако в настоящее время гендерное воспитание достаточно вариативно, т. е. представлено различными формами: это женские школы, гимназии, кадетские училища, раздельно-параллельные классы для девочек и мальчиков в одной школе, разделение класса на мальчиков и девочек для углубленного изучения разных учебных дисциплин, раздельное обучение школьников разного пола на разных ступенях обучения и др. Возникшая снизу, по инициативе учителей, такая форма организации образования пока не имеет методического обоснования и осуществляется в отдельных школах по-разному, но всегда на основе педагогической интуиции и энтузиазма опытных специалистов. Раздельное обучение мальчиков и девочек с элементами гендерного воспитания не лишено перспектив в силу его социально-воспитательных, педагогических и медицинских достоинств [2].
Раздел педагогики, изучающий процессы обучения и воспитания на основе гендерных характеристик личности, называется гендерной педагогикой [3, с. 27]. Гендерное воспитание - это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования [4, с. 2-3]. «Внедрение категории “гендер” в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности школьников в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки/ девушки, каждого мальчика/юноши, неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношения полов» [4, с. 4]. В дополнение к этой проблеме добавляется проблема воспитания женских и мужских добродетелей. Современная общеобразовательная школа, воспитывающая младших школьников, не достаточно учитывает различий в женских и мужских биологических и социальных функциях. Это вызывает у них многочисленные проблемы в будущей личной жизни и в других общественных сферах.
Целью создания концепции является оснащение педагогов теоретическими знаниями о сущности нравственных добродетелей младших школьниц и педагогических условиях их воспитания в начальной школе. Сделана попытка сформулировать рабочее определение женских нравственных добродетелей у младших школьниц с позиций гендерной педагогики и разработать их классификацию, обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность гендерного (женского) воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Концепция представляет собой ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, в нашем случае в качестве педагогического явления мы берем воспитание нравственных женских добродетелей у младших школьниц.
В основу нашей концепции воспитания нравственных добродетелей у младших школьниц в процессе женского воспитания в начальной школе положены основные понятия гендерной педагогики. Применительно к нашему исследованию возможно такое определение: гендерная педагогика - это совокупность подходов, направленных на создание комфортных условий в школе для социализации детей, важной составной частью которой является гендеризация ребенка как мальчика или девочки [5, с. 247]. Применение гендерного подхода в воспитании нравственных добродетелей у младших школьниц предлагает новый способ познания действительности, при котором происходит содействие укоренению биологических детерминистических представлений о сущности «женского» в личности воспитанниц, изучению природы половых и ролевых женских стереотипов.
Сущность и содержание нравственных добродетелей у младших школьниц
Актуальность формулирования рабочего определения понятия нравственных добродетелей у младших школьниц с позиций гендерной педагогики обусловлена обострением ряда противоречий между:
- известным в обществе набором женских нравственных добродетелей и неподготовленностью учителей начальных классов к работе по их воспитанию в связи с отсутствием научно обоснованных методик и технологий;
- исторически сложившейся системой нравственных женских добродетелей в российском обществе и появлением новых личностных качеств у младших школьниц в связи с изменением социально-экономических условий развития страны;
- растущей потребностью младших школьниц в творческой продуктивной деятельности по приобретению и реализации первоначально сформированных у них нравственных женских добродетелей и использованием учителями устаревших методик, имеющих преимущественно вербальный характер.
Анализ практики женского образования в современной России и странах СНГ свидетельствует о разном смысловом значении нравственных женских добродетелей у младших школьниц. В своей педагогической деятельности учителя встречаются со многими трудностями. Одна из них: отсутствие научно обоснованного определения нравственных женских добродетелей у младших школьниц и их классификации.
Нами выявлены сущность и содержание понятия «женские нравственные добродетели» в истории человечества и российской культуре, обосновано содержание эталона женской красоты и поведения с точки зрения современных младших школьниц, учителей и родителей.
На протяжении многих веков просветители, философы, педагоги проявляли большой интерес к нравственным добродетелям. Вместе с тем взгляды на нравственные женские добродетели так и не сложились в подлинно научную трактовку, дающую достаточно полное и точное представление об этом понятии.
Основные особенности женского воспитания определялись целью воспитания, заключавшейся в подготовке девочек к семейной жизни. С позиций православной педагогики, ценностными ориентирами духовно-нравственного потенциала личности женщин и женского воспитания являлись идеи нравственности и христианской добродетели (вера, надежда, любовь, милосердие, долготерпение, заботливость, уважение и почитание ближних, добродушное и радостное отношение к жизни, гуманизм и др.).
Что же можно считать истинной женственностью? Она понималась как богатейшая интуиция, высокая способность к пониманию других, к сопереживанию и отзывчивости, как тонкость чувств, нежность, богатая эмоциональность, обостренная восприимчивость к прекрасному, чувство вкуса, грация и изящество, способность к перевоплощению, вечная женская загадочность и социальная гибкость, компромиссность, осторожность и осмотрительность, стремление к стабильности, терпеливость к будничности и домовитость.
Фемининные качества морали XIX в. - нежность, красота, мягкость, ласковость - продолжали оставаться идеалом «вечной женственности». Истинная женственность определяется как удивительный сплав доброты и нежности, силы и слабости, доверчивости и преданности, достоинства и безграничной готовности понять другого человека.
В представлениях современных мужчин в женщине видится красота, которая выражается в изящной, кокетливой игривости, нежной привлекательности, доброте и терпеливости и, в известной мере, целомудренной невинности, все это и многое из того, что трудно выразить словами, составляет красоту, обаяние и истинную добродетельность женщины.
В соответствии с этими исторически сложившимися представлениями в обществе сформировалась установка на то, как должна выглядеть и вести себя женщина, или так называемые традиционные гендерные стереотипы. В соответствии с этими стереотипами до сих пор воспитываются девочки.
Формирование нравственных женских добродетелей является частью нравственного воспитания младших школьников. Эта деятельность сосредоточена на таком субъекте воспитания, как девочки, обучающиеся в начальной школе. Младшие школьницы - это биосоциальные существа, отличающи-
еся по своим биологическим и социальным характеристикам от младших школьников - мальчиков. Функциональная подготовка последних к труду, защите Отечества и т. д. отличается от функциональной подготовки девочек.
Не говоря о биологическом развитии тех и других, можно сказать, что основное социальное назначение женщины - обеспечить воспроизводство и нравственное воспитание новых поколений с позиций культуры общества. Поэтому девочка с раннего возраста подготавливается быть хорошей матерью. Как известно, нравственный облик матери существенным образом отличается от нравственного облика отца. Поэтому из всего множества черт, характеризующих женщину как человека, как члена общества, основное внимание уделяется развитию нравственных черт будущей матери.
Вслед за Аристотелем, нравственные черты, по своей природе, подразделяются на добродетели (положительные черты) и пороки (отрицательные черты). Следует отметить, что в педагогике не существует научного обоснования понятия нравственных добродетелей и их отличий от нравственных качеств личности, присущих девочкам младшего школьного возраста. В связи с этим у нас возникла необходимость сформулировать свое рабочее определение этому понятию.
Мы не считаем термин «нравственные добродетели» устаревшим, книжным понятием, взятым из античных этических источников. Его использование, применительно к детям младшего школьного возраста, и в частности к девочкам, обучающимся в начальной школе, не противоречит современной теории нравственного воспитания) [6], а подчеркивает лишь сложный и интегративный характер этого педагогического явления.
Приобретение и усвоение нравственных добродетелей младшими школьницами является начальным уровнем в освоении моральных норм общества и промежуточным результатом в формировании положительных нравственных качеств личности воспитанниц на первой ступени обучения. Использование понятия «нравственные добродетели» подчеркивает процессуальную и поведенческую составляющие в качестве оценки уровней нравственной воспитанности младших школьниц.
Нравственные добродетели, присущие младшим школьницам, - это сплав женских нравственно ценных, положительных качеств личности, направленных на благодеяние, совершение социально одобряемых моральных поступков и ориентацию поведения в соответствии с ролевой ориентацией женщин, сложившейся в современном российском обществе.
Нравственные добродетели у младших школьниц проявляются через систему представлений,
знаний, чувств, оценок, ценностных ориентаций и личностных смыслов в отношении прежде всего к самой себе как представительнице женской половины человечества и будущей матери, осознание своей женской сущности, гендерной роли в соответствии с социокультурными установками современного общества.
Нравственные женские добродетели у младших школьниц приобретаются в условиях семьи и посредством начального школьного образования. Девочки приобретают жизненно важные умения, навыки и способы деятельности, традиционно присущие женщинам, которые в дальнейшем им понадобятся для успешной жизнедеятельности в обществе, проявления социально одобряемого, типично гендерного (женского) поведения в различных жизненных ситуациях.
Следует отметить, что существует ограниченный набор типично мужских или женских добродетелей. Однако нас интересуют лишь те из них, которые являются общественной ценностью и достоянием каждого человека независимо от его полоролевой принадлежности и должны быть присущи большинству людей, в том числе и девочкам. Эта доминанта в отборе общих нравственных добродетелей (мужских и женских) положена нами в основу классификации именно женских нравственных добродетелей, наполненных специфическим содержанием. Это так называемые присущие женщинам типичные нравственные добродетели, которые постепенно перерастут в нравственные качества личности. Женские нравственные добродетели в своем качественном содержании и личностном проявлении имеют некую гендерную окрашенность и присущи именно женщинам, девочкам в определенных жизненных ситуациях. Это положение особо важно учитывать при отборе критериев, качественных характеристик и показателей нравственной воспитанности младших школьниц, которые должны быть наполнены специфическим смыслом применительно к субъекту нравственного воспитания, а именно девочкам младшего школьного возраста.
Важность и значимость построения классификации женских нравственных добродетелей и обоснования типично женского добродетельного поведения, присущих младшим школьницам, подчеркиваются возможностью ее использования в процессе гендерного (женского) нравственного воспитания в начальной школе.
В концепции представлена развернутая классификация нравственных добродетелей, присущих младшим школьницам, и дана их содержательная характеристика. У девочек, обучающихся в начальной школе, должны быть сформированы первоначальные основы для проявления следующих нравствен-
ных добродетелей: ответственность, скромность, честность, аккуратность, трудолюбие, искренность, вера, надежда, любовь, милосердие, сочувствие, человечность, чуткость, терпеливость, благодеяние, вежливость, активность, самостоятельность, организованность, заботливость, нежность, доброта, деликатность, сдержанность, строгость, женское здоровье. В основу нашей классификации положены разные качественные характеристики проявления женских нравственных добродетелей у воспитанниц с позиций культуры общества в зависимости от результатов духовно-нравственного, трудового, эстетического, физического, интеллектуального воспитания, а также саморазвития и самовоспитания.
Таким образом, наличие концепции воспитания нравственных добродетелей у младших школьниц явилось одним из важных педагогических условий для разработки содержания (модели) и технологии женского нравственного воспитания в начальной школе, ее экспериментальной апробации и проверки эффективности. Концептуальное обоснование
проблемы позволило разработать содержание (модель) воспитания нравственных добродетелей у младших школьниц на уроках по окружающему миру и технологии, литературному чтению, риторике, введению в историю, а также на внеклассных общеразвивающих занятиях.
Итогом такой работы должно стать содействие в личностном развитии и нравственном воспитании младших школьниц. Девочки научатся выбирать индивидуальную траекторию развития личности, у них появится потребность в самопознании и самосовершенствовании, в приобретении положительного опыта нравственного поведения и приобщении к здоровому образу жизни, где важно обращать внимание не только на внешнюю сторону красоты женщины, но и на ее внутреннюю сущность и духовный потенциал личности. У девочек сформируются первоначальные нравственно ценные и социально одобряемые качества и черты женского характера и поведения, усилятся интерес к домоводству и внимание к семье.
Список литературы
1. Варнакова Л. А. Духовно-нравственный потенциал женщины в социокультурных представлениях молодежи (по результатам исследований в нижегородских вузах) // Вестн. Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 1 (6). С. 135-140.
2. Куинджи Н. Н. Не пора ли решиться? // 1 сентября. Здоровье детей. 2010. № 4. URL: http//zdd.1september.ru/view_article.php?id=201000406
3. Ерофеева Н. Ю. Гендерная педагогика - педагогика возможностей // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докл. междунар. науч. заоч. конф. Ч. I. Педагогические науки. Липецк: Издат. центр «Де-факто», 2009. С. 26-31.
4. Горшкова Т. А. Формирование готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 26 с.
5. Ерофеева Н. Ю. Гендерная педагогика: учеб. пос. Ижевск: Изд-во «ERGO», 2010. 312 с.
6. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002 . URL: http://pedagogik.mgou.ru/index.php?page=r691f2d6&directory=6#p_53
Зотова Д. А., ст. преподаватель, соискатель.
Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования.
Ул. Большевистская, 210, г. Пермь, Пермский край, Россия, 614068.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.06.2010.
D. A. Zotova
CONCEPTUAL SUBSTANTIATION OF THE PROBLEM OF EDUCATION OF MORAL VIRTUES AT YOUNGER SCHOOLGIRLS IN THE COURSE OF FEMALE EDUCATION IN THE ELEMENTARY SCHOOL
The article demonstrates separate components of the concept of education of moral virtues at younger schoolgirls from positions of gender (female) education as innovative direction of the Russian school education. Working definition of concept of moral virtues at younger schoolgirls from positions of gender education and the modern theory of moral education is formulated. Their essence, the maintenance and classification are shown.
Key words: the concept, gender (female) education, moral education, essence and the maintenance of moral virtues at younger schoolgirls, classification offemale moral virtues.
Perm Regional Institute of Professional Development of Educators.
Ul. Bolshevistskaya, 210, Perm, Perm territory, Russia, 614068.
E-mail: [email protected]