Научная статья на тему 'Концептуальное обоснование и методическое обеспечение управления конкурентоспособностью регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств (на примере Волгоградской области)'

Концептуальное обоснование и методическое обеспечение управления конкурентоспособностью регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Л.Ю., Уланова И.А.

Развитие отечественного агропромышленного комплекса и его отраслей с максимальной степенью эффективности следует подчинить решению проблем продовольственной безопасности, что нуждается в концептуальном обосновании стратегии управления конкурентоспособностью и в разработке методического обеспечения инструментарием оценки и анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обоснование и методическое обеспечение управления конкурентоспособностью регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств (на примере Волгоградской области)»

УДК 332.021.8:63

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОЛОЧНО-ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Л. Ю. ФИЛОБОКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита E-mail: filobokova@list.ru Кисловодский институт экономики и права

И. А. УЛАНОВА,

старший преподаватель кафедры экономики природопользования

E-mail: Irina3011@yandex.ru Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Развитие отечественного агропромышленного комплекса и его отраслей с максимальной степенью эффективности следует подчинить решению проблем продовольственной безопасности, что нуждается в концептуальном обосновании стратегии управления конкурентоспособностью и в разработке методического обеспечения инструментарием оценки и анализа.

Ключевые слова: продовольствие, безопасность, концепция, инструментарий, управление.

Теория и практика стратегического управления рассматривают аграрную отрасль, пищевую промышленность в основном как замкнутые системы, которые в своем развитии должны ориентироваться на параметры существующей рыночной среды, и прежде всего в региональном аспекте. Трансформация к модели управления, формирующей среду

функционирования и развития, вместо того, чтобы приспосабливаться к существующим обстоятельствам, стала ключевым пониманием, к которому подошла теория стратегического управления. Предметом его исследования становятся природа возникновения и механизмы формирования конкурентных преимуществ той или иной социально-экономической системы в современных рыночных условиях.

Региональный комплекс молочно-перераба-тывающих производств (МПП) рассматривается авторами в качестве самостоятельной, открытой, активной, социально-экономической системы и подсистемы (элемента) систем более высокого порядка - региональная экономика, пищевая промышленность Российской Федерации. Эта система обладает свойствами самоорганизации и оказывает целенаправленное управляющее маркетинговое

воздействие, обеспечивая себе возможность эффективного функционирования.

Стратегическое управление региональным комплексом МПП в условиях системной модернизации необходимо направить на формирование и эффективное использование конкурентного потенциала для устойчивого развития всех элементов системы, рассматриваемого авторами в качестве условия обеспечения продовольственной безопасности на региональном и национальном уровнях (рис. 1).

Под конкурентоспособностью регионального комплекса МПП предлагается понимать социально-экономический эффект, характеризующийся степенью участия комплекса в обеспечении устойчивого развития и продовольственной безопасности системы регионального хозяйства, полученный за счет синергии внутреннего и внешнего потенциалов конкурентоспособности и их эффективного использования.

В авторской интерпретации дефиниции «конкурентоспособность регионального комплекса молоч-но-перерабатывающих производств» особое место принадлежит внешнему и внутреннему потенциалам, при этом выделяются ключевые элементы конкурентного потенциала комплекса (рис. 2).

Если инновационный, инвестиционный и финансово-экономический потенциалы определяются состоянием и внутренними возможностями системы, то ресурсная база и региональная политика в области развития агропромышленного комплекса, и в частности молочно-перерабатывающих производств - возможностями внешней среды в приращении социально-экономического эффекта, проявляющего в достижении устойчивого развития и обеспечения продовольственной безопасности социально-экономической системы региона.

Основу конкурентоспособности комплекса молочно-перерабатывающих производств в целом

Региональный комплекс молочно-перерабатывающих производств как система и его внутренняя конкурентоспособность

Внутренний потенциал конкурентоспособности как результат интегрирования:

- производственный потенциал;

- человеческий капитал;

- маркетинговый потенциал;

- предпринимательский потенциал;

- экономический потенциал;

- финансовый потенциал

II этап

I

III этап

IV этап

Внешняя рыночная среда, ее возможности, угрозы и риски, формирующие внешнюю конкурентоспособность

Внешний потенциал конкурентоспособности как результат интегрирования:

- ресурсный потенциал;

- клиентский потенциал;

- национальная политика в области продовольственной безопасности и развития АПК;

- региональная политика в области продовольственной безопасности и развития АПК

Установление глобальных, стратегических и локальных целей и задач

Разработка стратегии, направленной на обеспечение „ устойчивого развития и продовольственной безопасности

Разработка тактических решений и их ресурсное обеспечение

Рис. 1. Обоснованиеконцепциистратегическогоуправленияконкурентоспособностьюрегиональногокомплекса

молочно-перерабатывающихпроизводств

Ключевые элементы потенциала конкурентоспособности регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств

Рис. 2. Ключевые элементы, формирующие потенциал конкурентоспособности регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств

и отдельной организации, функционирующей в пищевой промышленности, составляет конкурентоспособность продукции. Она проявляется в результате деятельности конкретного производителя, осуществляемой им с помощью выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Именно в процессе такой деятельности всех субъектов рынка проявляется эффект невидимой руки Адама Смита - объективного рыночного механизма, который координирует решения покупателей и продавцов.

Часто конкурентоспособность продукта отождествляют с качеством продукта. При этом с позиции качества сравнимы лишь однородные товары, а конкурентоспособность включает в себя также потребительские и ценовые характеристики.

Из сути формирования и обеспечения конкурентоспособности продукта вытекает потребность в ее количественной оценке. На практике по каждому отдельно взятому товару должна быть своя методика оценки, по которой учитывались бы особенности формирования соответствующего рынка и основные тенденции научно-технического прогресса. Оценка конкурентоспособности продукта производится с помощью сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Иными словами, необходимы критерии, по которым можно оценить конкурентоспособность продукта.

Критерии измерения, оценки и управления конкурентоспособностью продукции делят на потребительские и экономические. Первые характеризуют потребительскую ценность (полезность) продуктов,

что выражается двумя характеристиками: качеством и ассортиментом. Именно эта группа критериев имеет наибольшее значение для индивидуальных потребителей (потребителей продуктов), так как они получают товар в неизменном виде, готовый к потреблению. Особое место занимает качество продукта. Здесь возникает проблема - несоответствие оценки качества товара, формируемого на этапе производства и проверенного перед реализацией, с потребительской оценкой качества. Разница между требованиями потребителей по качеству и его реальным уровнем существенно влияет на потребительские предпочтения, которые в итоге воздействуют на конкурентоспособность. Следовательно, меньше разница - выше конкурентоспособность продукта. Трудность здесь заключается в том, что потребитель, оценивая качество, опирается в большей степени не на установленные «бумажные» стандарты, а на личные вкусы и представления о качественном товаре. К важным показателям оценки качества продуктов питания относятся запах, вкус, консистенция и т. д. Здесь важным является удовлетворение потребностей определенных групп потребителей. С появлением идеологии здорового образа жизни большая часть производителей высококалорийных продуктов расширили свой ассортимент, начав выпуск диетических продуктов. Расширение ассортимента, продиктованное образом жизни населения, -это способ сохранить потребителей.

Отсюда видно, что потребительские критерии имеют наибольшее значение при определении конкурентоспособности товара. При этом не стоит

сбрасывать со счетов экономических критериев конкурентоспособности, главным из которых является цена. Для управления конкурентоспособностью продукции молочно-перерабатывающих производств предлагается идентификация критериев (рис. 3).

Для расчета, оценки и управления конкурентоспособностью продукции молочно-перерабаты-вающих производств на основе идентифицированных критериев необходима система локальных и агрегированных показателей, а также обоснование неформальных методических подходов к оценке.

Методологический принцип современного стратегического управления заключается в формировании стратегии не от прошлого к настоящему, а от будущего через прошлое к настоящему. Возник-новениеметодологиистратегическогоупр авления (как и инновационного менеджмента) принято рассматривать спозицииэволюции систем планирования как реакциихозяйствующихсубъектов наусложнение внешнихусловий ведеюм бизнеса. С помощьюконцепции или системыконцепций выражается основнаяточказрешм наисследуе-моеявление,задаютсянекоторые конструктивные рамки, определяющие сущностьинаправления развития этого явленш1.Составляемыена основе концептуальной моделипредставления,адекватно отражающие характерэтихпроцессов,вооружают ^(^с^Х^е^т^Е^ь^с^в ипрактиковинструментариемцеленап-

равленного воздействия на регулирование структуры самой социально-экономической системы и отношений между ее элементами для научно обоснованного приведения ее в желаемое состояние.

Основная целевая установка предлагаемого авторами стратегического подхода к управлению конкурентоспособностью регионального комплекса МПП основана на его признании элементом регионального хозяйства в качестве одной из сфер, обеспечивающих продовольственную безопасность систем мезо- и макроуровней, следовательно, повышение уровня жизни населения как глобальной цели устойчивого социально-экономического развития национальной экономики и заключается в обеспечении максимально возможного соответствия потребления продуктов питания установленному нормативному уровнюпо средством развитиякон-курентного потенциалаи

зования.Вкачестве базовых принциповуправлениш кош^р ентоспособностью регион£тьногокомпле кса молочно-перерабатывающих производствпредлага-е тся рассматривать:

- принципцелостности, врамках которого комплекс МПП рассматривается в качестве поде истемы р егиональногохозяйства,ор ганич-но встроенныйв социальное,эколопгаеское, экономическое взаимодействие, внешние и внутренниевзаимосвязи

вышестоящего уровня. Он призван развиваться

Критерии конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих

производств

Отражают потребительскую ценность (полезность):

- качество;

- ассортимент;

- упаковка;

- реклама

У

Отражают интересы покупателя и возможности товаропроизводителя-продавца:

- цена;

- уровень издержек;

- уровень дотаций и субсидий на разницу в ценах

У

Отражают степень участия в обеспечении продовольственной безопасности и повышении уровня жизни населения (соответствие фактического потребления нормам)

У

Отражают степень

экологической

безопасности:

- уровень загрязнения окружающей среды;

- экологическая безопасность продукта

V

Рис. 3. Критерии конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств

с целевой установкой обеспечения продовольственной безопасности региона как условия устойчивого развития в условиях императивов системной модернизации;

- принцип селективности, в рамках которого ресурсы, направляемые из федерального бюджета или региональных источников на развитие отдельных организаций, функционирующих в сфере переработки молочного сырья, распределяются по признаку приоритетности хозяйствующих субъектов, представляющих собой точки роста. Их эффективное функционирование и развитие обеспечивают развитие внутреннего потенциала конкурентоспособности и его эффективное использование;

- принцип комплексности и системности, в соответствии с которым стратегия, основанная на эффективном использовании ресурсов и развитии внутреннего потенциала конкурентоспособности регионального комплекса МПП, представляет собой комплексную, системную программу действий и взаимодействий по всем направлениям функционирования основных подсистем комплекса (отдельный хозяйствующий субъект, функционирующий в сфере МПП, трудовые ресурсы, основные средства, оборотный капитал и др.);

- принцип рациональной кластеризации, в рамках которого стратегия развития регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств предусматривает формирование и ускоренное развитие кластера «комплекс молочно-перерабатывающих производств» как единой системы, взаимодействующей в рамках технологических цепочек, для наращивания инновационного, инвестиционного, интеллектуального, финансово-экономического и маркетингового потенциалов, объема производства и продаж широкого ассортимента продукции, востребованной внутренним региональным рынком и поставляющей ему молочную продукцию, по объему и качественным характеристикам обеспечивающим решение проблем продовольственной безопасности;

- принцип налоговой дифференциации, в соответствии с которым товаропроизводители продукции МПП, обеспечивающие поставку на региональный рынок продукции, соответствующей заданным нормативным требованиям уровня ее конкурентоспособности, имеют

право на преференции и льготы по налогам, отчисляемым в бюджеты субъектов Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее - Доктрина) были утверждены руководящие принципы, направленные на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности, независимо от изменения внешних и внутренних условий, являются:

- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности;

- минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

- обеспечение безопасности пищевых продуктов. Доктрина предполагает увеличение к 2020 г.

доли российского зерна на отечественном рынке как минимум до 95 %, сахара - до 80 %, доли отечественного мяса и пищевой соли должны составлять не менее 85 %, растительного масла и рыбы - 80 %, картофеля - 95 %, молочной продукции - не ниже 90 %. В целом же в России через 10 лет должно производиться не менее 80 % от всех основных видов продуктов питания, потребляемых в стране. Также в Доктрине говорится о необходимости введения контроля за распространением генномодифици-

рованной продукции. При условии эффективной реализации поставленных задач, достижение заявленных целевых установок в среднесрочной перспективе возможно.

Разработанное концептуальное обоснование модели стратегического подхода к управлению конкурентоспособностью регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств полностью соответствует тем целям и задачам, которые закреплены в Доктрине.

Решение проблемы продовольственной безопасности, в том числе с участием комплекса мо-лочно-перерабатывающих производств, означает повышение конкурентоспособности регионального хозяйства, что соответствует требованиям системной модернизации национальной экономики.

Закон управления системой гласит, что управляющие воздействия должны быть направлены на то, чтобы движение (развитие) системы способствовало достижению поставленной цели. Степень достижения поставленной цели - эффективность управляющих воздействий (управления). Для оценки эффективности управления необходимо формализовать и измерить реальный (фактический или ожидаемый) и требуемый результат.

Конкурентоспособность регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств формируется конкурентоспособностью каждого отдельного хозяйствующего субъекта, входящего в состав комплекса. Конкурентоспособность организации, занятой переработкой молока, формируется широким спектром факторов, но основу составляет конкурентоспособность продукции, которую товаропроизводитель предлагает рынку и которая удовлетворяет покупателей по целому ряду признаков.

В силу данных обстоятельств разработке и обоснованию подлежат методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции молоч-но-перерабатывающих производств, организаций, функционирующих в качестве подсистемы региона. В каждом конкретном подходе к разработке методики необходимо идентифицировать критерии конкурентоспособности. По отношению к конкурентоспособности продукции молочно-перерабаты-вающих производств предлагается дифференцировать критерии на потребительские, экономические, социальные, экологические. В разрезе указанных критериев необходима система локальных и агрегированных показателей оценки. Система индика-

торов, отображающих потребительские параметры молочной продукции, должна быть информативной для расчета и оценки качества, ассортимента, упаковки и рекламы продукта.

Достаточно сложной представляется оценка потребительских свойств продукции молочно-перерабатывающих производств. В силу значительности ассортимента выпускаемой продукции авторы предлагают рассчитывать и оценивать конкурентоспособность отдельных видов продукции (единичный показатель конкурентоспособности) и общего объема продукции (групповой показатель конкурентоспособности). Авторы полагают, что в общей системе индикаторов, отображающих потребительские свойства молочной продукции, наиболее весомыми являются органолептические, и это предопределяет использование коэффициентов весомости (табл. 1).

Расчет единичного показателя (по отдельному виду продукции) конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств ЕКп предлагается производить с использованием следующей формулы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

Е х к

ЕКп = -,

п

где 1 - параметрический индекс;

х. - элемент соответствующего параметра; к - коэффициент весомости элемента; п - количество элементов соответствующего параметра.

Групповой показатель конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств по потребительским свойствам ГК предлагается рассчитывать по следующей формуле:

п

ГК = V ЕК ..

и/ , ш 1=1

Единичный показатель конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих произ-

Таблица 1

Значения весовых коэффициентов, используемых для оценки потребительских свойств продукции молочно-перерабатывающих производств

Параметр Весовое значение коэффициента

Органолептические показатели 0,5

Ассортимент 0,15

Упаковка и наличие торговой марки 0,2

Расходы на рекламу 0,15

Всего... 1

водств по экономическим параметрам КЕэ предлагается рассчитывать по следующей формуле:

Р

КЕЭ = ,

Э Рэ

где Р - рентабельность конкретного вида молочной продукции предприятия-товаропроизводителя;

Рэ - эталонная рентабельность конкретного вида молочной продукции на региональном рынке.

Групповой показатель конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств по экономическим параметрам ГКэ предлагается рассчитывать как среднюю арифметическую величину единичных показателей по всем видам реализованной продукции по формуле

п

ГКэ = ^-.

п

Единичный показатель конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств по социальным параметрам КЕс предлагается рассчитывать по следующей формуле:

КЕ= ДПп, с ДПЭ

где ДПп - доля потребления конкретного вида продукции в общем объеме продаж молочной продукции;

ДПэ - эталонная доля потребления конкретного вида продукции в общем объеме продаж молочной продукции.

Групповой показатель конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств по социальным параметрам предлагается рассчитывать посредством агрегирования единичных показателей.

Единичный показатель конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств по экологическим параметрам КЕэк предлагается рассчитывать по формуле

З

КЕЖ= ЗЧ

Зэ

где Зр - затраты на экологические и природоохранные мероприятия в расчете на 1 т реализованной молочной продукции; Зэ - эталонные затраты на экологические и природоохранные мероприятия в расчете на 1 т реализованной молочной продукции Групповой показатель конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих произ-

водств по экологическим параметрам предлагается рассчитывать посредством агрегирования единичных показателей.

Интегральный показатель конкурентоспособности отображает уровень конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств по отношению к конкурентам на рынке по всему набору параметров: потребительских, экономических, социальных, экологических. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств К предлагается производить по формуле

К = п - Ц/ГКп КЕс ГКэ КЕэк.

Конкурентоспособность отдельного хозяйствующего субъекта, действующего в сфере молочно-перерабатывающих производств, это возможность и способность опередить конкурентов на отраслевом рынке и обеспечить эффективность развития организации.

Авторы полагает, что конкурентоспособность отдельного хозяйствующего субъекта, действующего в сфере переработки молочного сырья, должна оцениваться, прежде всего, с позиции его потенциальных возможностей предложить региону конкурентоспособную стратегию развития, направленную на решение проблем продовольственной безопасности и обеспечение устойчивого развития системы регионального хозяйства.

Оценки конкурентоспособности относительно хозяйствующих субъектов, занятых в сфере мо-лочно-перерабатывающих производств, были бы более емкими и объективными, если бы в научный и хозяйственный оборот была введена рейтинговая оценка, основанная на комплексной оценке и интегрировании индикаторов состояния и использования элементов, формирующих потенциал внутренней конкурентоспособности организации, рассматриваемой в качестве системы.

К основным элементам, формирующим внутренний потенциал конкурентоспособности, относятся:

- инновационный потенциал; инвестиционный потенциал; интеллектуальный потенциал; маркетинговый потенциал;

- финансово-экономический потенциал.

Каждому из потенциалов для их оценки должна

соответствовать система локальных и интегрированных показателей. Авторы предлагают систему локальных индикаторов для оценки элементов,

формирующих внутренний потенциал конкурентоспособности организаций, занятых в молочно-перерабатывающем производстве (табл. 2).

Расчет рейтинга и классификация организаций по уровню значений позволяет не только применять эту методику для самоанализа уровня конкурентоспособности, но и ранжировать товаропроизводителей молочной продукции по степени их привле-

кательности для инвестирования государственных бюджетных средств на развитие каждого отдельного хозяйствующего субъекта.

Для последующего определения рейтинга организаций молочно-перерабатывающих производств по уровню их внутреннего потенциала конкурентоспособности необходимо обладать информацией об эталонном значении каждого из коэффициентов,

Таблица 2

Локальные показатели оценки внутреннего потенциала конкурентоспособности организаций,

занятых переработкой молочного сырья

Локальный показатель оценки Алгоритм расчета

Инновационный потенциал

Доля нематериальных активов в общей стоимости активов К1 = Среднегодовая стоимость нематериальных активов / Среднегодовая стоимость совокупных активов

Доля расходов на НИОКР К2 = Величина расходов на НИОКР за финансовый год / Общая величина расходов за финансовый год

Доля стоимости новых видов продукции в общем объеме выпуска К3 = Денежная оценка стоимости новых видов продукции, освоенных за финансовый год / Денежная оценка общего объема продукции, выпущенной за финансовый год

Инвестиционный потенциал

Величина капитальных вложений в основные средства к среднегодовой стоимости основных производственных фондов К4 = Объем капитальных вложений в основные производственные фонды за финансовый год / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Оборот капитала, полученный с каждого рубля чистых инвестиций К5 = Выручка от продаж / Объем капитальных вложений за финансовый год

Оборот капитала, полученный с каждого рубля финансовых инвестиций К6 = Выручка от продаж / Объем финансовых вложений

Прибыль до налогообложения, полученная с каждого рубля инвестиций (чистых и трансфертных) К7 = Прибыль до налогообложения / Общий объем инвестиционных потоков за финансовый год

Интеллектуальный потенциал

Уровень специалистов со специальным образованием К8 = Среднесписочная численность специалистов, имеющих высшее и среднее специальное профильное образование / Среднесписочная численность работающих за календарный год

Доля расходов на подготовку, переподготовку кадров и повышения квалификации К9 = Расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров за финансовый год / Общая сумма расходов за финансовый год

Доля работников, принимавших участие в выставках и ставших победителями К10 = Численность работников, ставших победителями на выставках / Среднесписочная численность работающих за календарный год

Маркетинговый потенциал

Результативность каналов сбыта К11 = Фактический объем продаж по каналам / Планируемый объем продаж по каналам сбыта

Результативность розничных посредников К12 = Фактический объем продаж с участием розничных посредников / Фактический объем продаж по всем каналам сбыта

Эффективность рекламы К13 = Прирост объема продаж в результате использования рекламных мероприятий / Общая сумма расходов на рекламу

Финансово-экономический потенциал

Доля собственного капитала в общем объеме источников К14 = Среднегодовая стоимость собственного капитала / Среднегодовая стоимость совокупного капитала

К текущей ликвидности К15 = Оборотные активы / Наиболее срочные и краткосрочные обязательс-

Рентабельность собственного капитала К16 = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала

Рентабельность совокупного капитала К17 = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость совокупного капитала

К обеспеченности собственными оборотными средствами К18 = Собственные оборотные средства / Оборотные средства

Окончание табл. 2

Локальный показатель оценки Алгоритм расчета

К годности основных производственных фондов К19 = Среднегодовая стоимость введенных основных производственных фондов / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

К росту стоимости совокупных активов К20 = Среднегодовая стоимость совокупных активов за отчетный финансовый год / Среднегодовая стоимость совокупных активов за предыдущий период

Фондоотдача основных производственных фондов К21 = Выручка от продаж / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

К оборачиваемости оборотных производственных фондов К22 = Выручка от продаж / Средние остатки оборотных производственных фондов

К конкурентоспособности продукции молочно-перерабатывающих производств Алгоритм расчета К20

в качестве которого предлагается использовать наилучший показатель, достигнутый каким-либо из хозяйствующих субъектов, функционирующих в исследуемой сфере. При расчете интегрального показателя внутреннего потенциала конкурентоспособности организаций молочно-перерабатывающих производств предлагается использовать формулу:

Rj =V(1 - у )2 + (1 - Х2j )2 + ... + (1 - X„j )2 ,

где R - интегральный показатель (рейтинг) внутреннего потенциала конкурентоспособности;

x - отношение значения частного показателя к

1

его максимальному значению по общей совокупности исследуемых предприятий (x1y. = a^ /

max a.).

у'

На основании полученной рейтинговой оценки организации упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания R.

Может возникнуть ситуация, когда R1 = 0. Это возможно при x1y.; x2y,..., x .. = 1, выражение в скобках будет равно нулю, подкоренное выражение равно нулю и в связи с эти R. = 0. Ноль (Ry. = 0) будет означать, что мы имеем дело с идеальным предприятием по всей совокупности оценочных показателей, ибо за единицу принято идеальное значение стандартизируемого показателя.

Чтобы x.. = 1, необходимо, чтобы a.. = max, где a.. - конкретный показательу-го предприятия. Следовательно, если по всем показателям x .. = 1, то предприятие идеально по всей совокупности показателей. Вероятность такого положения чрезвычайно мала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если по какому-либо показателю и произойдет совпадение с эталонным, то на другие показатели это не окажет влияния, так как на значение по другим элементам подкоренного выражения стоит знак «+», а не уменьшение.

Разработанные авторами концептуальное обоснование и методическое обеспечение стратегического подхода к развитию регионального комплекса МПП направлены на совершенствование систем управления как социо-эколого-экономической системой региона, так и его подсистемой, развитие которой необходимо с максимальной степенью эффективности направить на решение важнейшей задачи национального значения - обеспечение продовольственной безопасности.

Тестирование разработанного методического обеспечения произведено на информационной базе основных товаропроизводителей, входящих в состав комплекса молочно-перерабатывающих производств, занимавших наиболее емкую долю сегментации регионального рынка Волгоградской области в 2005 и 2009 гг.

По всем локальным индикаторам оценки инновационного потенциала в 2009 г. относительно соответствующего периода 2005 г. наблюдается рост уровня эталонного значения (табл. 3).

В 2009 г. по трем из четырех локальных показателей оценки инвестиционного потенциала относительно 2005 г. наблюдается снижение уровня эталонного значения (табл. 4).

В силу ограниченности информационного массива представляется возможным рассчитать только два локальных индикатора оценки интеллектуального потенциала, при этом в 2009 г. наблюдается прирост уровня эталонных значений (табл. 5).

Потенциал к продвижению продукции молоч-но-перерабатывающих производств на отраслевом рынке в 2009 г. выше соответствующего периода 2005 г. (табл. 6).

Ранжирование по уровню внутреннего потенциала конкурентоспособности выполнено по мере нарастания значения рейтинга. Эталонным призна-

Индикаторы инновационного потенциала за 2005 и 2009 гг.

Таблица 3

Организация 2005 2009

К1 К2 К3 К1 К2 К3

ОАО «Юнимилк», филиал «МК Волгоградский» 0,05 0,09 0,21 0,11 0,18 0,33

ОАО «МЗ № 3 «Волгоградский» 0,08 0,18 0,2 0,12 0,13 0,32

ОАО «Еланский МСК» 0,03 0,08 0,13 0,05 0,1 0,15

ОАО «Фроловомолоко» 0,02 0,05 0,09 0,03 0,07 0,13

ОАО «МСК Михайловский» 0,01 0,09 0,06 0,01 0,11 0,1

ОАО «МСК Волжский» 0,07 0,13 0,12 0,13 0,09 0,1

ОАО «МК Волгоградский» 0,12 0,07 0,09 0,15 0,08 0,12

ОАО «Урюпинский МК» 0,03 0,05 0,1 0,05 0,04 0,09

ОАО «МК Николаевский» 0,02 0,05 0,11 0,01 0,03 0,1

ОАО «МСК Камышинский» 0,06 0,03 0,05 0,08 0,07 0,08

Эталон 0,12 0,18 0,21 0,15 0,18 0,33

Индикаторы инвестиционного потенциала за 2005 и 2009 гг.

Таблица 4

Организация 2005 2009 г.

К4 К5 К6 К7 К4 К5 К6 К7

ОАО «Юнимилк», филиал «МК Волгоградский» 0,22 3,15 12,16 2,11 0,17 3,1 10,45 1,86

ОАО «МЗ № 3 «Волгоградский» 0,13 2,08 22,03 3,08 0,19 2,17 19,18 3,13

ОАО «Еланский МСК» 0,24 4,1 34,08 1,17 0,27 3,6 31,01 1,13

ОАО «Фроловомолоко» 0,16 3,19 31,12 0,78 0,19 2,98 28,14 1,01

ОАО «МСК Михайловский» 0,32 2,86 30,41 1,19 0,17 2,54 32,42 1,42

ОАО «МСК Волжский» 0,19 3,14 17,04 2,02 0,22 2,99 19,09 1,99

ОАО «МК Волгоградский» 0,28 3,57 11,59 2,64 0,3 3,01 30,41 3,05

ОАО «Урюпинский МК» 0,1 2,76 26,06 3,11 0,13 2,68 23,73 1,94

ОАО «МК Николаевский» 0,08 3,03 20,42 2,97 0,14 3,44 24,34 3,08

ОАО «МСК Камышинский» 0,15 3,93 19,41 2,11 0,17 3,77 17,12 2,46

Эталон 0,32 4,1 34,08 3,11 0,30 3,77 32,42 3,13

Индикаторы интеллектуального потенциала за 2005 и 2009 гг.

Таблица 5

Организация 2005 2009

К8 К9 К10 К8 К9 К10

ОАО «Юнимилк», филиал «МК Волгоградский» 0,42 0,13 - 0,54 0,11 -

ОАО «МЗ № 3 «Волгоградский» 0,49 0,15 - 0,47 0,17 -

ОАО «Еланский МСК» 0,58 0,09 - 0,61 0,06 -

ОАО «Фроловомолоко» 0,32 0,11 - 0,36 0,08 -

ОАО «МСК Михайловский» 0,28 0,1 - 0,34 0,09 -

ОАО «МСК Волжский» 0,51 0,13 - 0,62 0,17 -

ОАО «МК Волгоградский» 0,53 0,07 - 0,61 0,12 -

ОАО «Урюпинский МК» 0,43 0,06 - 0,48 0,08 -

ОАО «МК Николаевский» 0,37 0,11 - 0,49 0,09 -

ОАО «МСК Камышинский» 0,4 0,07 - 0,44 0,13 -

Эталон 0,58 0,15 - 0,62 0,17 -

Таблица 6

Индикаторы маркетингового потенциала за 2005 и 2009 гг.

Организация, входящая в комплекс 2005 2009

К11 К12 К13 К11 К12 К13

ОАО «Юнимилк», филиал «МК Волгоградский» 0,86 0,65 1,98 0,91 0,71 1,78

ОАО «МЗ № 3 «Волгоградский» 0,93 0,73 1,63 0,87 0,78 2,13

ОАО «Еланский МСК» 0,78 0,65 1,22 0,86 0,71 1,05

ОАО «Фроловомолоко» 0,93 0,6 1,23 0,95 0,65 1,17

ОАО «МСК Михайловский» 0,84 0,84 1,45 0,83 0,91 1,26

ОАО «МСК Волжский» 0,89 0,78 0,89 0,92 0,81 1,19

ОАО «МК Волгоградский» 0,84 0,65 1,37 0,83 0,78 1,39

ОАО «Урюпинский МК» 0,72 0,86 1,06 0,82 0,72 1,12

ОАО «МК Николаевский» 0,81 0,79 1,35 0,85 0,81 1,19

ОАО «МСК Камышинский» 0,9 0,71 1,07 0,93 0,77 1,11

Эталон 0,93 0,86 1,98 0,95 0,91 2,13

ется тот хозяйствующий субъект, у которого величина рейтинга имеет минимальное значение. Лидером в конкурентной борьбе в 2005 и 2009 гг. является ОАО «МЗ № 3 «Волгоградский» (табл. 7).

Исходя из состояния и уровня развития внутреннего потенциала конкурентоспособности регионального комплекса молочно-перерабатывающих производств Волгоградской области представляется возможным разработать инновационный, социально ориентированный сценарий стратегического развития комплекса.

В качестве миссии выдвигается формирование условий для решения проблем обеспечения продовольственной безопасности региона. Целевыми индикаторами оценки эффективности стратегии являются: повышение качества жизни населения в регионе; обеспечение нормативного уровня потребления молока и молочной продукции населением в регионе. Авторы предлагают реализацию стратегии в три этапа (табл. 8).

Целевые установки и решаемые в рамках стратегии задачи направлены на обеспечение продовольственной безопасности населения и повышение степени участия регионального комплекса в решении этих задач. В ходе реализации разработанной

Таблица 7

Рейтинг организаций молочно-перерабатывающего комплекса Волгоградской области по уровню внутреннего потенциала конкурентоспособности в 2005 и 2009 гг.

Организация 2005 2009

ОАО «Юнимилк» филиал «МК «Волгоградский» 1,62 1,32

ОАО «МЗ №3 «Волгоградский» 1,14 0,99

ОАО «Еланский МСК» 1,91 2,04

ОАО «Фроловомолоко 2,22 2,24

ОАО «МСК «Михайловский» 1,89 2,05

ОАО МСК «Волжский» 1,7 1,4

ОАО МК «Волгоградский» 1,49 1,28

ОАО «Урюпинский МК» 2,16 2,18

ОАО МК «Николаевский» 2,01 2,12

ОАО «МСК «Камышинский» 1,99 1,86

стратегии ожидаются изменения качественно-количественных показателей деятельности комплекса в формате его участия в решении проблем продовольственной безопасности (табл. 9).

Авторы полагают, что объем потребления молока и молочный продуктов к 2020 г. составит 90 % от установленного норматива, а к 2025 г. он должен быть доведен до уровня установленного норматива (рис. 4).

Этап Целевая установка Решаемые задачи Механизм реализации

1-й этап (2011-2015 гг) Доведение потребления молока и молочных продуктов на душу населения, проживающего в регионе, до 75 % от установленной нормы потребления - 292,5 кг Наращивание элементов, формирующих потенциал внутренней конкурентоспособности. Повышение эффективности использования ресурсов Совершенствование системы государственного регулирования. Запуск пилотного проекта «Молочно-перерабатывающий комплекс как точка роста региональной экономики». Развитие малого предпринимательства в подотрасли. Совершенствование общей системы менеджмента

2-й этап (2016-2020 гг.) Доведение потребления молока и молочных продуктов на душу населения, проживающего в регионе, до 90 % от установленной нормы потребления - 351 кг Развитие элементов, формирующих как внутренний, так и внешний потенциалы конкурентоспо собности. Эффективное использование ресурсов как обязательное условие хозяйствования Развитие общей системы менеджмента и в первую очередь менеджмента качества и финансового менеджмента. Поиск альтернативных источников финансирования, в том числе: государственно-частное партнерство, совместные предприятия, совместная деятельность без образования юридического лица

3-й этап (2021-2025 гг.) Доведение потребления молока и молочных продуктов на душу населения, проживающего в регионе, до 100 % от установленной нормы потребления - 390 кг Рост конкурентоспособности, обеспечивающий региональным товаропроизводителям до 90 % доли сегментации рынка молока и молочной продукции в Волгоградской области Совершенствование организационно-экономического, финансового и ресурсного механизмов. Поиск и обоснование новых точек роста. Применение высокотехнологичных, ресурсосберегающих технологий

Таблица 8

Реализация стратегии развития комплекса молочно-перерабатывающих производств Волгоградской области на период 2011-2025 гг.

Таблица 9

Перспективы развития комплекса молочно-перерабатывающих производств Волгоградской области на период до 2025 г.

Показатель 2009 2015 2020 2025 Абсолютное изменение 2025 г. к 2009 г.

Объем производства молока в год, тыс. т 604,6 836,6 1 023,2 1 105,7 501,1

Объем потребления молока в год, тыс. т 525,8 760,5 930,2 1 053 527,2

Объем потребления молока и молочных продуктов на душу населения в год, кг 202,3 292,5 351 390 187,7

Объем потребления молока и молочных продуктов в год, обеспеченный региональным комплексом, кг 143,2 219,5 281 351 207,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отклонение от нормы потребления молока и молочных продуктов на душу населения в год, кг 187,7 97,5 39 — —

Отклонение от нормы потребления молока и молочных продуктов населением в год, обеспеченной региональным комплексом, кг 246,2 170,5 109 39 -207,2

Рис. 4. Прогнозируемая динамика объема потребления молока и молочных продуктов на душу населения в год по Волгоградской области до 2025 г, кг

Доля проникновения на региональный рынок молочной продукции товаропроизводителей из других регионов должна сократиться с 29,8 до 10 % при соответствующем росте доли региональных товаропроизводителей.

Разработанное методическое обеспечение управления конкурентоспособностью комплекса молочно-перерабатывающих производств позволяет не только диагностировать состояние и уровень развития системы, но и обосновать стратегию ее развития, направленную на решение проблем продовольственной безопасности как одного из факторов устойчивого воспроизводственного развития России.

Список литературы

1. О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года: закон Волгоградской области от 21.11.2008 № 1778-ОД.

2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.