Научная статья на тему 'Концептуальное исследование лексемы "любовь" (на примере ряда художественных текстов)'

Концептуальное исследование лексемы "любовь" (на примере ряда художественных текстов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / ЛЕКСЕМЫ / ЭМОЦИИ / ЛЮБОВЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Золотухин Георгий Юрьевич

Целью статьи является исследование лексемы «любовь» методом обобщения информации и понимание ее функционирования. В статье приводятся причины и следствия употребления эмотивных лексем и лексемы «любовь», а также определяются логические отношения между частями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальное исследование лексемы "любовь" (на примере ряда художественных текстов)»

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ЛЮБОВЬ» (НА ПРИМЕРЕ РЯДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ)

Золотухин Г.Ю.

Золотухин Георгий Юрьевич - аспирант, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: целью статьи является исследование лексемы «любовь» методом обобщения информации и понимание ее функционирования. В статье приводятся причины и следствия употребления эмотивных лексем и лексемы «любовь», а также определяются логические отношения между частями речи.

Ключевые слова: семантика, лексемы, эмоции, любовь, классификация, литература.

Язык проявляется в речи. Носитель языка может говорить только с опорой на известные ему тексты, он распределяет информацию по существительным, которые предполагают определённое значение как совокупность признаков и веру в их существование как людей или вещей. Выражение лексем предполагает существование говорящего, слушающего, цели, способы выражения лексем, окружения: сообщение одному человеку может отличаться от сообщения многим людям. Подлежащими чаще всего являются существительные и именно на их основе удобнее производить классификацию лексики. Далее носитель языка определяет отношения между ними, выражаемые глаголами и предлогами (а отношения между глаголами определяются союзами или их замещением - знаками препинания). Наиболее разработанной классификацией лексики является классификация, представленная в «Русском семантическом словаре» под общ. ред. Н.Ю. Шведовой [7].

Проще исследовать сначала основные мнения и конкретные лексемы, а затем новые мнения и абстрактные лексемы. «...сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, миллиарды раз встречающееся...» [3, с. 318]. Для логического выделения и сообщения о важности лексемы могут использоваться синтаксические средства, средства невербальной коммуникации и лексема «важность». Лексемы можно разделить по сферам их использования или по формам познания: наука, религия, мораль, этикет, искусство, право, описание общей картины; размер, вес, форма, число, местонахождение людей и количество вещей; взаимодействие людей и вещей (сюда также можно отнести сферы спорта, игры); направление действия, начало и окончание действия, время протекания действия, скорость протекания действия, средство совершения действия, вероятность, частота и обычный результат действия (истинность, норма), которые пересекаются с предметными (денотатными) лексико-семантическими полями. В образовании, в науке, в религии, в работе, в спорте, возможно, и в искусстве существует некоторая иерархия степеней, способностей. Возникновение диалога обеспечивается новым для участника диалога мнением, он обретает значение сопоставления двух и более предложений или лексем на основании одной лексемы. Для понимания лексемы необходимо представлять, в чём заключается связь и различие между лексемами. Связь лексем даже порождает связь текстов, поскольку в тексте новые лексемы связаны с предыдущими. В этом отношении имеет значение расположение текстов по хронологии. Субъекты описываются при помощи их признаков, признаков производимых ими действий. Субъекты выполняют определённые функции в тексте: они совершают некоторые действия в некотором порядке. Субъекты могут быть выражены и неопределённо. Можно разделить субъекты на инициаторов и исполнителей действия.

В языке действуют отношения включения, исключения, разделения, замещения и причинно-следственные связи. Дополнение мнения проявляется как в вопросах (что чаще происходит при диалоге как высказывание гипотез и их постоянные проверки), так и в утвердительных предложениях: объединение действий, которое предполагает порядок их совершения; появление дополнительного значения слова, которое означает раскрытие

значения путём разложения его на составляющие и может выражаться и с помощью противопоставительных союзов. Признание высказывания истинным может основываться на точном отражении субъектов; осведомлённость позволяет избежать опасности. Высказывание может заявлять о порядке субъектов и действий. Следующим этапом становится описание, т. е. составление ситуации из её элементов. После этого становится возможным её изменение (изменение в целях морали, в эстетических целях, в целях политики, в целях экономики). Человек может считать, что он или другой человек совершает хаотические изменения и усложняет жизнь себе и другим людям, что может стать причиной отшельничества.

Эмоции проявляются в речи и в искусстве. Человек, побуждаемый эмоцией, может совершать поступки, которые могут иметь положительную или отрицательную или нейтральную (наблюдение за проявлением эмоции) оценку. Любой субъект может оцениваться положительно и отрицательно. Положительная оценка может оцениваться отрицательно, и отрицательная оценка может оцениваться положительно. Эмоции можно разделить на гнев, удивление, испуг, радость, сочувствие, грусть и отсутствие эмоций -спокойствие. Эмоции чаще всего вызывают люди, но их вызывают и явления природы. Причинами гнева являются ошибки, ложь, недоговорки, неудовлетворённая потребность изменить другого, месть за другого и за собственную честь, шум и тишина, причиной удивления является нарушение ожидания, причинами испуга являются нарушение ожидания и неудовлетворённая потребность, причинами грусти являются неудовлетворённая потребность, лень и расставание. Фразеологизм «излить гнев» существует и в китайском языке [6, с. 2]. В «Слове о полку Игореве» грусть сравнивается с огнём. Последствиями гнева являются насилие, ярость, месть за другого и за собственную честь и аскеза, испуг вызывает стрессовое расстройство, неврастению и фобии, радость вызывает экстаз и эйфорию, последствиями грусти являются депрессия и действия, совершённые за грустящего человека другими людьми. Причинами спокойствия являются спорт, молитва, успокоительные (антидепрессанты), усталость, любимые люди и пейзажи, творчество, тишина, развлечения (юмор, музыка, танец, живопись, скульптура, алкоголь, табак, наркотики). Человек не может вынести абсолютной тишины и слишком сильного шума. Радость проявляется в создании произведения искусства, в ярких красках.

Список литературы

1. Библия. Пер. М.Г. Селезнёва и др. М. Российское библейское общество, 2011.

2. Корнель П. Пьесы. Пер. с фр. М.Л. Лозинского; М. Московский рабочий, 1984.

3. Ленин В.И. К вопросу о диалектике / Ленин. Полное собрание сочинений. М. Изд-во политической литературы, 1969.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. Изд -во Моск. ун-та, 1971.

5. Ли Х. Убить пересмешника. Пер. с англ. Норы Галь и Р.Е. Облонской. М. Молодая гвардия, 1964.

6. Лю Цзоянь. «Водная» и «огненная» метафоры эмоций в русском и китайском языках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1325227787.pdf/ (дата обращения: 19.04.2015).

7. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам значений и слов. Под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. М. «Азбуковник», 1998.

8. Соловьёв В.С. Любовь. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 томах (82 тт. и 4 доп.). Под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и Е.Е. Петрушевского; Т. XVIII: Лопари - Малолетние преступники. СПб. Типо-литография И.А. Ефрона, 1896.

9. Статусы для одноклассников, вконтакте и аськи. Status4me.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.status4me.ru/search/9736/ (дата обращения: 19.04.2015).

10. Эпос о Гильгамеше (о всё видавшем). Пер. с аккадск. И.М. Дьяконова. М.-Л. Изд-во Академии наук СССР, 1961.

11. Palmenfelt Ulf. Ordsprak i tiden / Kristianstad, Sveriges Radios förlag, 1991.

26

12. [Electronic resource]: pikabu.ruURL: http://pikabu.ru/story/samoe_tikhoe_mesto_v_mire_nakh oditsya_v_yuzhnom_minneapolise_v_laboratoriyakh_orfild_518772 (date of access: 19.04.2015).

13. Theoi Greek Mythology. Exploring Mythology in Classical Literature & Art. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theoi.com/Daimon/Maniai.html/ (date of access: 19.04.2015).

РАЗВИТИЕ МОДНЫХ ЖУРНАЛОВ ЗА РУБЕЖОМ Исхакова О.С.

Исхакова Ольга Сергеевна - ассистент, кафедра иностранных языков для профессиональной коммуникации, Институт экономики, финансов и бизнеса, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: статья посвящается выявлению отличительных признаков модных периодических изданий XVII - XXI вв. Цель исследования заключается в изучении истории развития журналов о моде в зарубежных странах. В ходе исследования устанавливается значение таких терминов, как «журнал», «глянцевый журнал», а также описываются характерные черты модных журналов.

Ключевые слова: журнал, глянцевый журнал, гламур, гламурный мир, кукла Пандора.

Одним из важных явлений в истории зарубежной культуры становится появление периодических печатных изданий. Журналы являются неотъемлемой составляющей современной жизни многих женщин. Данные издания превращаются в некий путеводитель, в котором сообщается как о новинках фэшн-индустрии, культурных мероприятиях модного мира, так и о предпочтениях известных личностей. Цель данной статьи - проследить историю развития журналов о моде в зарубежных странах. Для достижения поставленной цели необходимо уточнить значение таких терминов, как «журнал», «глянцевый журнал», а также установить отличительные особенности модных журналов XVI - XXI вв.

Термин «журнал» (франц. journal - первоначально - дневник) трактуется либо как печатное периодическое издание, или как периодическое издание в виде книги, в которой содержатся художественные произведения, статьи и иллюстрации [4; 5]. В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля «глянец» определяется как «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность» [1]. Толкование термина «глянцевый журнал» формируется из двух значений данного понятия: прямого (использование глянцевой бумаги) и переносного (блеск, лоск, идеальность) [3]. Необходимо отметить, что глянцевые журналы воплощают идеологию гламура. В английском языке «glamour» означает «волшебство, чары», во французском - «обаяние, привлекательность», в итальянском - «шарм, очарование» [6; 7]. Гламурный мир - это так называемый рай для потребителей, в котором успех стоит во главе многочисленных ценностей. В данном мире быстро взбираются по карьерной лестнице, с легкостью путешествуют в разнообразные страны, ездят на автомобилях премиум класса, носят дорогую одежду. Таким образом, под глянцевым журналом о моде необходимо понимать энциклопедию гламурной жизни, красочную картинку, набор публикаций, которые учат читателя, как жить, что читать и смотреть, а также как одеваться, чтобы соответствовать гламурному образу т.н. селебрити. Основной целью данного периодического издания является создание специфического стиля жизни у читателя [2]. Предоставляется перейти к рассмотрению периодических печатных изданий XVII-XXI вв.

Глянцевый журнал не всегда был иконой модных течений, в 40 -е годы XVII в. его роль исполняли восковые куклы Пандоры, которые зачастую изготовлялись в

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.