КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ЛЮБОВЬ» (НА ПРИМЕРЕ РЯДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ)
Золотухин Г.Ю.
Золотухин Георгий Юрьевич - аспирант, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: целью статьи является исследование лексемы «любовь» методом обобщения информации и понимание ее функционирования. В статье приводятся причины и следствия употребления эмотивных лексем и лексемы «любовь», а также определяются логические отношения между частями речи.
Ключевые слова: семантика, лексемы, эмоции, любовь, классификация, литература.
Язык проявляется в речи. Носитель языка может говорить только с опорой на известные ему тексты, он распределяет информацию по существительным, которые предполагают определённое значение как совокупность признаков и веру в их существование как людей или вещей. Выражение лексем предполагает существование говорящего, слушающего, цели, способы выражения лексем, окружения: сообщение одному человеку может отличаться от сообщения многим людям. Подлежащими чаще всего являются существительные и именно на их основе удобнее производить классификацию лексики. Далее носитель языка определяет отношения между ними, выражаемые глаголами и предлогами (а отношения между глаголами определяются союзами или их замещением - знаками препинания). Наиболее разработанной классификацией лексики является классификация, представленная в «Русском семантическом словаре» под общ. ред. Н.Ю. Шведовой [7].
Проще исследовать сначала основные мнения и конкретные лексемы, а затем новые мнения и абстрактные лексемы. «...сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, миллиарды раз встречающееся...» [3, с. 318]. Для логического выделения и сообщения о важности лексемы могут использоваться синтаксические средства, средства невербальной коммуникации и лексема «важность». Лексемы можно разделить по сферам их использования или по формам познания: наука, религия, мораль, этикет, искусство, право, описание общей картины; размер, вес, форма, число, местонахождение людей и количество вещей; взаимодействие людей и вещей (сюда также можно отнести сферы спорта, игры); направление действия, начало и окончание действия, время протекания действия, скорость протекания действия, средство совершения действия, вероятность, частота и обычный результат действия (истинность, норма), которые пересекаются с предметными (денотатными) лексико-семантическими полями. В образовании, в науке, в религии, в работе, в спорте, возможно, и в искусстве существует некоторая иерархия степеней, способностей. Возникновение диалога обеспечивается новым для участника диалога мнением, он обретает значение сопоставления двух и более предложений или лексем на основании одной лексемы. Для понимания лексемы необходимо представлять, в чём заключается связь и различие между лексемами. Связь лексем даже порождает связь текстов, поскольку в тексте новые лексемы связаны с предыдущими. В этом отношении имеет значение расположение текстов по хронологии. Субъекты описываются при помощи их признаков, признаков производимых ими действий. Субъекты выполняют определённые функции в тексте: они совершают некоторые действия в некотором порядке. Субъекты могут быть выражены и неопределённо. Можно разделить субъекты на инициаторов и исполнителей действия.
В языке действуют отношения включения, исключения, разделения, замещения и причинно-следственные связи. Дополнение мнения проявляется как в вопросах (что чаще происходит при диалоге как высказывание гипотез и их постоянные проверки), так и в утвердительных предложениях: объединение действий, которое предполагает порядок их совершения; появление дополнительного значения слова, которое означает раскрытие
значения путём разложения его на составляющие и может выражаться и с помощью противопоставительных союзов. Признание высказывания истинным может основываться на точном отражении субъектов; осведомлённость позволяет избежать опасности. Высказывание может заявлять о порядке субъектов и действий. Следующим этапом становится описание, т. е. составление ситуации из её элементов. После этого становится возможным её изменение (изменение в целях морали, в эстетических целях, в целях политики, в целях экономики). Человек может считать, что он или другой человек совершает хаотические изменения и усложняет жизнь себе и другим людям, что может стать причиной отшельничества.
Эмоции проявляются в речи и в искусстве. Человек, побуждаемый эмоцией, может совершать поступки, которые могут иметь положительную или отрицательную или нейтральную (наблюдение за проявлением эмоции) оценку. Любой субъект может оцениваться положительно и отрицательно. Положительная оценка может оцениваться отрицательно, и отрицательная оценка может оцениваться положительно. Эмоции можно разделить на гнев, удивление, испуг, радость, сочувствие, грусть и отсутствие эмоций -спокойствие. Эмоции чаще всего вызывают люди, но их вызывают и явления природы. Причинами гнева являются ошибки, ложь, недоговорки, неудовлетворённая потребность изменить другого, месть за другого и за собственную честь, шум и тишина, причиной удивления является нарушение ожидания, причинами испуга являются нарушение ожидания и неудовлетворённая потребность, причинами грусти являются неудовлетворённая потребность, лень и расставание. Фразеологизм «излить гнев» существует и в китайском языке [6, с. 2]. В «Слове о полку Игореве» грусть сравнивается с огнём. Последствиями гнева являются насилие, ярость, месть за другого и за собственную честь и аскеза, испуг вызывает стрессовое расстройство, неврастению и фобии, радость вызывает экстаз и эйфорию, последствиями грусти являются депрессия и действия, совершённые за грустящего человека другими людьми. Причинами спокойствия являются спорт, молитва, успокоительные (антидепрессанты), усталость, любимые люди и пейзажи, творчество, тишина, развлечения (юмор, музыка, танец, живопись, скульптура, алкоголь, табак, наркотики). Человек не может вынести абсолютной тишины и слишком сильного шума. Радость проявляется в создании произведения искусства, в ярких красках.
Список литературы
1. Библия. Пер. М.Г. Селезнёва и др. М. Российское библейское общество, 2011.
2. Корнель П. Пьесы. Пер. с фр. М.Л. Лозинского; М. Московский рабочий, 1984.
3. Ленин В.И. К вопросу о диалектике / Ленин. Полное собрание сочинений. М. Изд-во политической литературы, 1969.
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. Изд -во Моск. ун-та, 1971.
5. Ли Х. Убить пересмешника. Пер. с англ. Норы Галь и Р.Е. Облонской. М. Молодая гвардия, 1964.
6. Лю Цзоянь. «Водная» и «огненная» метафоры эмоций в русском и китайском языках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1325227787.pdf/ (дата обращения: 19.04.2015).
7. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам значений и слов. Под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. М. «Азбуковник», 1998.
8. Соловьёв В.С. Любовь. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 томах (82 тт. и 4 доп.). Под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева и Е.Е. Петрушевского; Т. XVIII: Лопари - Малолетние преступники. СПб. Типо-литография И.А. Ефрона, 1896.
9. Статусы для одноклассников, вконтакте и аськи. Status4me.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.status4me.ru/search/9736/ (дата обращения: 19.04.2015).
10. Эпос о Гильгамеше (о всё видавшем). Пер. с аккадск. И.М. Дьяконова. М.-Л. Изд-во Академии наук СССР, 1961.
11. Palmenfelt Ulf. Ordsprak i tiden / Kristianstad, Sveriges Radios förlag, 1991.
26
12. [Electronic resource]: pikabu.ruURL: http://pikabu.ru/story/samoe_tikhoe_mesto_v_mire_nakh oditsya_v_yuzhnom_minneapolise_v_laboratoriyakh_orfild_518772 (date of access: 19.04.2015).
13. Theoi Greek Mythology. Exploring Mythology in Classical Literature & Art. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theoi.com/Daimon/Maniai.html/ (date of access: 19.04.2015).
РАЗВИТИЕ МОДНЫХ ЖУРНАЛОВ ЗА РУБЕЖОМ Исхакова О.С.
Исхакова Ольга Сергеевна - ассистент, кафедра иностранных языков для профессиональной коммуникации, Институт экономики, финансов и бизнеса, Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация: статья посвящается выявлению отличительных признаков модных периодических изданий XVII - XXI вв. Цель исследования заключается в изучении истории развития журналов о моде в зарубежных странах. В ходе исследования устанавливается значение таких терминов, как «журнал», «глянцевый журнал», а также описываются характерные черты модных журналов.
Ключевые слова: журнал, глянцевый журнал, гламур, гламурный мир, кукла Пандора.
Одним из важных явлений в истории зарубежной культуры становится появление периодических печатных изданий. Журналы являются неотъемлемой составляющей современной жизни многих женщин. Данные издания превращаются в некий путеводитель, в котором сообщается как о новинках фэшн-индустрии, культурных мероприятиях модного мира, так и о предпочтениях известных личностей. Цель данной статьи - проследить историю развития журналов о моде в зарубежных странах. Для достижения поставленной цели необходимо уточнить значение таких терминов, как «журнал», «глянцевый журнал», а также установить отличительные особенности модных журналов XVI - XXI вв.
Термин «журнал» (франц. journal - первоначально - дневник) трактуется либо как печатное периодическое издание, или как периодическое издание в виде книги, в которой содержатся художественные произведения, статьи и иллюстрации [4; 5]. В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля «глянец» определяется как «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность» [1]. Толкование термина «глянцевый журнал» формируется из двух значений данного понятия: прямого (использование глянцевой бумаги) и переносного (блеск, лоск, идеальность) [3]. Необходимо отметить, что глянцевые журналы воплощают идеологию гламура. В английском языке «glamour» означает «волшебство, чары», во французском - «обаяние, привлекательность», в итальянском - «шарм, очарование» [6; 7]. Гламурный мир - это так называемый рай для потребителей, в котором успех стоит во главе многочисленных ценностей. В данном мире быстро взбираются по карьерной лестнице, с легкостью путешествуют в разнообразные страны, ездят на автомобилях премиум класса, носят дорогую одежду. Таким образом, под глянцевым журналом о моде необходимо понимать энциклопедию гламурной жизни, красочную картинку, набор публикаций, которые учат читателя, как жить, что читать и смотреть, а также как одеваться, чтобы соответствовать гламурному образу т.н. селебрити. Основной целью данного периодического издания является создание специфического стиля жизни у читателя [2]. Предоставляется перейти к рассмотрению периодических печатных изданий XVII-XXI вв.
Глянцевый журнал не всегда был иконой модных течений, в 40 -е годы XVII в. его роль исполняли восковые куклы Пандоры, которые зачастую изготовлялись в
27