Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

КОНЦЕПТУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич, Чухина Елена Викторовна

Представление общих положений педагогической концепции, прежде всего, ориентирует на понимание ее назначения, и поэтому в содержательном плане дает общее представление о цели разрабатываемой концепции, ее правовой и методической основе, источниках построения, месте в теории педагогики и системе междисциплинарного знания, а также возможностях и пределах ее эффективного использования. Цель исследования было конструирование содержания социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников на концептуально-содержательном (теоретическом) уровне проектирования концепции. В ходе теоретический исследования нами установлено, что концепцию социокультурной обусловленности формирования российской гражданской идентичности школьников правомерно рассматривать как совокупность идей, раскрывающих качественные изменения адекватные современной социокультурной ситуации, происходящие в базисных элементах содержания гражданского образования школьников. Проектирование концепции социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников осуществляется в нашем исследовании на трех уровнях: парадигмальном, концептуально-содержательном, процессуально-технологическом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чухин Степан Геннадьевич, Чухина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL-CONTENTAL LEVEL OF DESIGNING SOCIO-CULTURAL CONDITIONING FOR FORMATION OF SCHOOLCHILDREN’S CIVIL IDENTITY

Research background: the presentation of the general provisions of the pedagogical concept, first of all, focuses on understanding its purpose, and therefore, in terms of content, gives a general idea of the purpose of the concept being developed, its legal and methodological basis, sources of construction, place in the theory of pedagogy and the system of interdisciplinary knowledge, and as well as the possibilities and limits of its effective use. Purpose of the research: constructing the content of the socio-cultural conditionality of the formation of the civic identity of schoolchildren at the conceptual-content (theoretical) level of designing the concept. Methods: theoretical analysis and study of psychological and pedagogical literature on the research problem. Results and novelty: the concept of socio-cultural conditioning of the formation of the Russian civic identity of schoolchildren can be legitimately considered as a set of ideas that reveal qualitative changes adequate to the modern socio-cultural situation, occurring in the basic elements of the content of civic education of schoolchildren (general provisions; conceptual and categorical apparatus; theoretical and methodological foundations; core; content and semantic content, pedagogical conditions for the effective functioning and development of the phenomenon under study, verification).

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

DOI: 10.25198/1814-6457-236-67 УДК 37.017.4

Чухин С.Г., Чухина Е.В.

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия E-mail: [email protected] ; [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Представление общих положений педагогической концепции, прежде всего, ориентирует на понимание ее назначения, и поэтому в содержательном плане дает общее представление о цели разрабатываемой концепции, ее правовой и методической основе, источниках построения, месте в теории педагогики и системе междисциплинарного знания, а также возможностях и пределах ее эффективного использования. Цель исследования было конструирование содержания социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников на концептуально-содержательном (теоретическом) уровне проектирования концепции.

В ходе теоретический исследования нами установлено, что концепцию социокультурной обусловленности формирования российской гражданской идентичности школьников правомерно рассматривать как совокупность идей, раскрывающих качественные изменения адекватные современной социокультурной ситуации, происходящие в базисных элементах содержания гражданского образования школьников. Проектирование концепции социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников осуществляется в нашем исследовании на трех уровнях: парадигмальном, концептуально-содержательном, процессуально-технологическом.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, концепция, социокультурная обусловленность.

Chukhin S.G., Chukhina E.V.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia E-mail: [email protected] ; [email protected]

CONCEPTUAL-CONTENTAL LEVEL OF DESIGNING SOCIO-CULTURAL CONDITIONING FOR FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S CIVIL IDENTITY

Research background: the presentation of the general provisions of the pedagogical concept, first of all, focuses on understanding its purpose, and therefore, in terms of content, gives a general idea of the purpose of the concept being developed, its legal and methodological basis, sources of construction, place in the theory of pedagogy and the system of interdisciplinary knowledge, and as well as the possibilities and limits of its effective use.

Purpose of the research: constructing the content of the socio-cultural conditionality of the formation of the civic identity of schoolchildren at the conceptual-content (theoretical) level of designing the concept.

Methods: theoretical analysis and study of psychological and pedagogical literature on the research problem.

Results and novelty: the concept of socio-cultural conditioning of the formation of the Russian civic identity of schoolchildren can be legitimately considered as a set of ideas that reveal qualitative changes adequate to the modern socio-cultural situation, occurring in the basic elements of the content of civic education of schoolchildren (general provisions; conceptual and categorical apparatus; theoretical and methodological foundations; core; content and semantic content, pedagogical conditions for the effective functioning and development of the phenomenon under study, verification).

Key words: identity, civic identity, concept, socio-cultural conditioning.

Введение. В теории и практике педагогики до настоящего времени отсутствует однозначная трактовка понятия «концепция». Проведенный нами анализ определений и философских подходов к данному вопросу показал, что термин «концепция», как правило, используется в двух основных контекстах: внутреннем или внешнем по отношению к процессу изучения явления, а именно, как направляющая идея исследования или как форма представления результатов научной работы. В последнем случае концепция представляет собой определенную теоретическую конструкцию и потому должна иметь

четко выраженную логическую структуру. Концепция (лат. сопсерйо - понимание, система) -определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения. Ведущий замысел, конструктивный принцип для осуществления различных видов деятельности.

Основной задачей этой статьи является описание проектирования концепции социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников, что включает: теоретический анализ сущности,

функций, компонентов структуры и уровней проектирования педагогической концепции; проектирование концепции на парадигмальном (объективно-заданном) уровне в процессе теоретического анализа патриотической, правовой и системной парадигм гражданского образования в формировании гражданской идентичности школьников в соответствии со структурой организации педагогического процесса; конструирование содержания социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников на концептуально-содержательном (теоретическом) уровне проектирования концепции; обоснование содержания процессуально-технологического (практико-ориентированного) уровня проектирования концепции.

Обзор литературы. Исследования феномена гражданской идентичности личности многоаспектны. В психологии исторически первой социально-психологической концепцией идентичности следует считать концепцию «Я», предложенную Mead [1]. Согласно, этой концепции, идентичность связана со способностью человека относиться к себе рефлексивно. Это становится возможным, так как взаимодействующий субъект предвосхищает установку партнёра и может воспринять себя с его точки зрения. Э. Эриксон представил явление идентичности в разработанной им теории стадий психосоциального развития. В работе Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис» [2] дано определение термина эго-идентичности как целостности личности; тождественности и непрерывности нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. С точки зрения Эриксона, «двумя основными вопросами, встающими перед современной молодежью, являются: «Кто я такой?» и «Как я впишусь в мир взрослых?». В культуре с жесткими социальными нормами, где действует большое количество предписанных социальных и половых ролей, эти проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможностей. Демократическая система предполагает осознание школьниками себя, «обжи-вание» ситуации через демократизацию самоуправления и т. д. По этой причине на молодежи лежит значительная ответственность, связанная с осознанием того, кто они есть и как им най-

ти свою собственную нишу в мире взрослых» [3]. Г.М. Андреева в учебном пособии «Психология социального познания» [4] рассмотрела различные аспекты формирования социальной идентичности в психологии. А.С. Шаров [5] предлагает рассматривать идентичность через осознание личностью этнокультурных ценностей и их инкультурацию с целью последующей реализации в социальных практиках, что предполагает целостно и системно исследовать роль культуры и ее механизмов в развитии, образовании и жизнедеятельности человека.

Также следует выделить аспекты исследований формирования гражданской идентичности, представленные в современной отечественной педагогической периодике. Теоретические походы к формированию гражданской идентичности рассматривались в исследованиях: М.В. Шакуровой «Российская гражданская идентичность как личностный результат образования» [6], Д.В. Григорьева «Как школа формирует у детей российскую гражданскую идентичность» [7], «Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл» [8]; А.Ю. Шадже «Влияние социокультурных рисков на идентификационные процессы» [9]; Е.А. Николаевой «Привязанность как психологическая категория» [10]; В. Л. Хайкина и Д.В. Григорьева «Педагогика как практика порождения и воспитания ответственности» [11]; Ю.С. Мануйлова «Воспитание средой: управленческие задачи» [12]; Е.В. Боровской «Образ жизни ребенка школьного возраста и воспитание» [13]. Исследованию ведущих педагогических технологий формирования гражданской идентичности школьников посвящены статьи: М.Р. Мирошкиной «Технологии самоорганизации в подъезде, доме, дворе» [14]; С.В. Кривцовой «Судьбоносная «Встреча взрослого с ребенком» [15], или как тренировать совесть»; М.В. Тарасова «Образ Родины как инновационный ресурс патриотического воспитания» [16]; И.Ю. Шустовой «Школьные события как фактор становления воспитательной системы школы» [17], «Детско-взрослая общность и ее роль в воспитании школьника», «Ситуативная педагогика: событийный подход к воспитанию школьников» [18]; М.В. Шакуровой «Воспитание и педагогическое сопровождение: точки соприкосновения в контексте

со-бытийного подхода» [19]; Б.В. Куприянова «Уклады школьной жизни» [20]; Т.В. Болотиной и Т.Г. Новиковой «Управление процессами демократизации школьного сообщества» [21]; М.В. Циулиной «Использование возможностей социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников» [22]; О.В. Паратуно-вой «Патриотическое воспитание человека: от мероприятийности - к контексту живых отношений» [23]; Ю.С. Мануйлова «Язык «Со-» [24]. Проблемы связанные с реализацией педагогом субъектной позиции в формировании гражданской идентичности обучающихся нашли отражение в работах: М.В. Шакуровой «Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога» [25]; Е.В. Боровской «Образ жизни школьника как показатель труда учителя» [13].

Обсуждение

1. Общие положения концепции

Российская (гражданская) идентичность человека - это свободное отождествление им себя с российским народом, имеющее для него значимый смысл; ощущение и осознание причастности к прошлому, настоящему и будущему России. Наличие российской идентичности предполагает, что для человека не существует «этого города», «этой страны», «этого народа», но есть «мой (наш) город», «моя (наша) страна».

Педагогу и обучающимся важно осознать, что гражданская позиция личности вырабатывается в рефлексивном осмыслении своих поступков, в соотнесении их с ценностно-ориентированной гражданственностью. Наиболее эффективный путь решения задач воспитания гражданственности состоит в развитии рефлексивного отношения учащихся и собственного проявления гражданской позиции, а также в поддержке различных творческих объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, многообразие которых характерно для гражданского общества.

Базовыми для формирования российской идентичности называют: этнонациональные общности (в качестве стержневой рассматривается этническая или национальная идентичность); государственно-гражданские общности (в качестве стержневой рассматривается гражданская и геополитическая идентичность); ре-

гиональные общности (в качестве стержневой рассматривается региональная или территориальная идентичность).

Именно гражданскую идентичность образовательной практике «по силам» формировать, а педагогической науке - исследовать. И именно гражданскую идентичность возможно представить в структуре горизонтальной системы образовательной практики, то есть, педагогической системы или педагогического процесса. Компонентами структуры педагогического процесса являются: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Но в настоящее время экспертами признается недостаточная результативность общего образования в формировании следующих навыков: соотносить свое поведение с требованиями коллектива; умение согласовывать личные и общественные интересы; ответственно взаимодействовать с различными социальными группами.

2. Понятийно-категориальный аппарат кон -цепции

Основные понятия концепции: гражданин, гражданское воспитание, гражданское образование, идентичность, гражданская идентичность, формирование гражданской идентичности школьника, социокультурная обусловленность формирования гражданской идентичности школьника, структура идентичности, коммеморация, коммеморативная практика, паттерн, симулякры, скрипты, точка бифуркации. Вспомогательные понятия концепции: воспитание, обучение, образование, социализация, самореализация, адаптация, мотивы социальной деятельности, «со-бытие», образовательная ситуация, «живая ситуация», позиция, социальное взаимодействие, педагогическое взаимодействие, рефлексия, педагогическое сопровождение, общность, сообщество, событийная общность, ситуативная со-бытийная общность, уклад школы, образ жизни ребенка, пространство детства, позитивная социализация.

3. Теоретико-методологические основания педагогической концепции

Методологические основы исследования определены: социокультурным подходом, социализирующим подходом, системно-генетическим подходом, системно-функциональным подходом. Каждый методологический подход

предполагает размещение исследуемого социального явления в определенной рамке и рассмотрение его под определенным углом зрения.

Социокультурный подход к анализу развития идей гражданской идентичности в истории философско-педагогической мысли предполагает применение трех основных методов: метода периодизации, сравнительно-сопоставительного метода, историко-структурного метода, конструктивно-генетического метода. Социокультурный подход к анализу развития идей гражданской идентичности в истории фило-софско-педагогической мысли предполагает применение трех основных методов: метода периодизации, сравнительно-сопоставительного метода, историко-структурного метода, конструктивно-генетического метода. Таким образом, социокультурная обусловленность формирования гражданской идентичности школьника - это зависимость формирования гражданской идентичности школьника, с одной стороны, от внешних системообразующих факторов социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности (исторически обусловленные социокультурные симулякры и идентификационные скрипты социализации личности гражданина; соцокуль-турные архетипы (мифологемы) российского общества; черты (особенности) российского менталитета; глобальные социально-экономические, культурные и политические условия социализации личности) и, с другой стороны, от внутренних системообразующих факторов социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности (родственное окружение, близких людей, с которыми проходило детство ребенка, его, так сказать, родовые корни, историю предков, собственный внутренний мир формирующейся личности. К таким субъективным факторам гражданской социализации личности относятся: общий культурный потенциал воспитанника, его начитанность, знание истории и культуры его в том числе малой Родины, ее географии, осведомленность о жизни ярких личностей).

Социализирующий подход (В.Г. Бочарова [26], М.А. Галагузова [27], А.В. Мудрик [28], М.В. Шакурова [19], В.Р. Ясницкая [29]) представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность вос-

питанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т. е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения. Социализирующий подход к воспитанию уделяет специальное внимание организации воспитательных функций основных институтов социализации - семье, школе, сообществу сверстников. Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта.

Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Состояние системы представлено множеством элементов, которые образуют некоторое единство, благодаря своим общесистемным качествам. Актуальные (эмержентные) свойства системы не могут быть сведены к качествам отдельных элементов, и выступают в качестве следствия их взаимодействия. Как правило, в системе выделяется ядро и системообразующая связь элементов. В педагогических исследованиях мы, как правило, имеем дело с применением системного подхода для рассмотрения явлений образовательной практики как открытых, энтропийных и вероятностных систем. Причем любая проблематика образовательной реальности выступает как элемент более широкой социальной системы, элемент, который помещен в рамки системы под названием «педагогическая система» или «педагогический процесс». То есть, исследование социальных явлений в образовательной практике предстает как «изучение системы в формате системы».

Педагогический процесс является направленным и организованным для взаимодействия взрослых и детей, которые реализуют цели образования и воспитания в реализации педагогической системы. Компонентами структуры педагогического процесса являются: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Так как, педагогическая система или педагогический процесс являются наиболее технологичным форматом исследования социальных явлений педагогической наукой как систем, то представляется наиболее верным утверждать,

что речь в педагогических исследованиях идет не об исследовании системы как таковой, а исследовании вариантов моделей крупных социальных систем, например, системы идентичности. Для педагогического исследования максимально доступной является подсистема семьи, детского сада, школы. Поэтому исследование модели гражданской идентичности как элемента открытой, энтропийной, вероятностной системы идентичности будет осуществляется нами через структуру педагогический системы или педагогического процесса.

Таким образом, социальное явление идентичности выступает в качестве системы, обладающей всеми системными параметрами - структурой, процессом, функциями, состояниями, системными эффектами, возможностью структурной оптимизации. Если применить положения теории экологических систем У. Брон-фенбреннера [30], то явление идентичности в динамике формируется в подсистемах социализации: микросистема школы, семьи и дошкольной образовательной организации; мезосистема как локальная среда для проживания и общения; экзосистема представленная крупными социальными организациями, которые не оказывают значительного воздействия на формирование личности; макросистема, которая формируется как совокупность социально-экономических факторов, определенных национальных обычаев и ценностей культуры; хроносистема, призванная учитывать историческую обусловленность экологической составляющей остальных уровней.

Важно иметь представление и о структуре идентичности как системного явления: когнитивно-смысловой компонент, эмоционально-ценностный компонент, деятельностный компонент.

Системообразующим ядром идентичности выступает идентификация, то есть, опознание, отождествление чего-либо с чем-либо, сличение одного объекта с другими. В психологии идентификация - процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу, а также процесс эмоционального или иного самоотождествления человека с другим человеком или группой. Идентификация может быть полной или частичной. Идентификация позволяет субъекту

рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

4. Ядро педагогической концепции

Гражданская идентичность является моделью общей системы идентичности. Гражданская идентичность - это инкультурация личностью ценностей гражданского общества, обретение субъектом гражданской аутентичности личности благодаря осознанию себя как гражданина и принятию референтной группой этой новой для субъекта социальной роли в результате экстраполяции субъектом схем и приемов реализации гражданской позиции. Гражданская идентичность проявляется в ответственности за свое саморазвитие («я патриот самого себя»); по отношению к своей семье, роду («я - гражданин своей семьи»); по отношению к своей школе («я - гражданин своей школы»); по отношению к своей стране «я - гражданин своей страны»). Гражданская идентификация -это процесс ценностного самоопределения, осознания (рефлексии) и реализации гражданской ответственности личности (т. е. ответ на вопросы: «кто Я?» (самопознание), «с кем Я?» (поиск референтной группы), «зачем Я?» (смыс-ложизненные ориентиры), «почему именно Я?» (принятие гражданской ответственности).

Атрибутивные закономерности социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности определены тем, что все социальные процессы протекают во времени, имеют протяженность, время выступает как универсальный контекст социальной жизни. Его освоение означает адекватное использование социальных ролей, востребованных временем, т. е. способствует тому, чтобы лучше вписаться во время своей эпохи. Если сформировано представление о причинно-следственных связях событий в своей жизни, то это способствует и адекватному соотнесению этих событий с событиями, происходящими в определенный временной период и в жизни общества. Потеря территории, предметов, ее наполняющих, или символов, репрезентирующих эти предметы, способствует потере ориентации человека в мире, что есть обязательное условие сохранения идентичности. Важнейшим компонентом образа мира являются представления о характере отношений между происшедшими, происходящими и предстоящими событиями

собственной жизни человека в соотнесении с событиями в жизни общества.

Закономерности обусловленности социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников:

- взаимообусловленность типа привязанности и социального поведения субъекта;

- принадлежность к группе обуславливает конструирование образа этого мира совместно с другими членами группы;

- включение индивида в социум развертывается от «узкого» (микросоциального) к «широкому» (макросоциальному) соотнесению, человек начинает идентифицировать себя с определенной ролью; чем стабильнее и очевиднее взаимоотношения и взаимодействия, тем проще механизм формирования идентичности;

- формирование гражданской идентичности зависит от конкретных условий и обстоятельств жизни индивидов, определяемых в том числе и региональной принадлежностью;

- потеря коммеморативных территорий, предметов, их наполняющих, или символов, репрезентирующих эти предметы, способствует потере ориентации человека в мире, что есть обязательное условие сохранения идентичности;

- идентификация с определенным типом среды есть важнейший компонент образа - Я;

- уровень принятия ценностей гражданского общества тем выше, чем выше уровень интеллекта субъекта; если утеряна стратегия жизни, то аннулируется и стратегия воспитания.

Закономерностей эффективности социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников:

- обеспечение первичного представления о своей «естественной» принадлежности к государству, этносу и его культуре;

- обеспечение понимания гражданской идентичности как особого образа жизни и определенных обязательств перед государством как высшей инстанцией;

- осознание себя как субъекта государственности и своих возможностей идентифицировать свое самоутверждение с утверждением общественно-государственных интересов;

- осознание потребности и проявления себя в роли транслятора гражданских ценностей и практик полезной для общества деятельности.

Компонент «Принципы или Установки».

Ведущими принципами ядра педагогической концепции социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников выступают: принцип укладности, принцип организации воспитывающей среды, принцип событийности, принцип индивидуального подхода в воспитании, принцип позитивной социализации, принцип саморазвития личности, принцип педагогического сопровождения.

5. Содержательно-смысловое наполнение педагогической концепции

В соответствии с положениями системной парадигмы гражданского образования социализация гражданина осуществляется на трех основных уровнях: микроуровень жизненной среды включает взаимодействие индивида с его ближайшим окружением (семьей, детским садом, школой); мезоуровень, или мезосистема, образуется, когда формальные или неформальные связи возникают между двумя или более микросистемами (например, между семьей и школой, семьей и группой сверстников); эк-зоуровень охватывает широкую социальную среду, непосредственно не связанную с опытом индивида, но косвенно влияющую на него (общественные организации); макроуровень, или макросистема, образует культурный и исторический контекст ценностей, традиций, законов (правительственные программы). Основным продуктом комплексной реализации технологий с позиций системной парадигмы гражданского образования выступает статус школьной идентичности обучающегося.

В качестве внешних системообразующих факторов социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников выступают исторически обусловленные социокультурные симулякры и идентификационные скрипты социализации личности гражданина; соцокультурные архетипы (мифологемы) российского общества; черты (особенности) российского менталитета; глобальные социально-экономические, культурные и политические условия социализации личности.

На макроуровне менталитета рода, этноса, социума и политической идеологии государства социокультурная обусловленность формирования гражданской идентичности школьников ха-

растеризуется наличием скриптов и симулякров социализации личности гражданина и кризиса российской гражданской идентичности.

Симулякр (от лат. simulacrum < simulo -«изображение» от «делать вид, притворяться») - «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности. Скрипт - это описание цепи последовательных действий, уместных в данной ситуации и организованных вокруг какой-либо цели. Поэтому иногда скрипт определяется как такое перечисление эпизодических следствий в определенных социальных ситуациях, которое сближает его со сценарием. Функции скриптов: объяснительная функция, прогностическая функция, регулятивная функция, функция консенсуса.

Ментальным стержнем традиционного культурно-цивилизационного уклада является системообразующий миф, представляющий собой взаимосвязанный комплекс стержневых мифологем. Соцокультурные архетипы (мифологемы) российского общества: мифологема «Святая Русь», мифологема «Империя», антиномия Должного и Сущего, мифологема «Образ золотого века», языческие основы ментально-сти, мифологема «Государство», феодальная / квазифеодальная империя, мифологема «Ордынское иго» мифологема идеального подданного империи, мифологема «Особый мир» России.

Черты (особенности) российского менталитета: духовность, языческие ценности, религиозность, эсхатологизм, мифологическое истолкование реальности, мечтательность, идеализм, максимализм (большевизм), социальный фатализм и долготерпение, синкретизм, диглоссия, государственность, власть, соборность или всеединство, уравнительность. Главные черты российского менталитета - духовность, народность и державность.

Социализация и инкультурация большинства ныне живущих россиян проходила в советский период, что вызвало серьезные трудности в адаптации к постсоветскому ускорению исторической и социокультурной динамики. Социокультурные симулякры социализации советского человека: школьный класс, коммунар-ское поведение, игры в «тайную организацию», психологический механизм «поиска врага»,

«диглоссия». Идентификационные скрипты советского общества: «Советский народ», коллективизм, единство Власти и Морали, Империя, образ Врага, милитаризация.

На уровне исторически обусловленных глобальных социально-экономических, культурных и политических условий социализации личности формирование гражданской идентичности школьников характеризуется такими факторами: переосмысление феномена гражданственности в условиях перехода к постмодерну; отсутствие общественной поддержки в создании условий для актуализации потребности в совершении гражданского поступка; недостаточной актуализацией потребности личности в создании идеалов гражданственности в социуме; имитация актов гражданского действия через виртуальные эффекты средств массовой информации и официозные идеологические мероприятия; расхождение объективных критериев социальной успешности с существующими стереотипными нормами гражданского поведения; традиционной акцентуацией гражданственности на военно-патриотической принадлежности к государству в условиях процессов глобализации; превращением труда и профессионализма в условиях постмодернистского общества в «спорт для избранных» и недостаточной актуализацией этих составляющих как неотъемлемых качеств гражданина в современной социокультурной практике.

Песонализированное общество создает оптимальные условия для самоактуализации и саморазвития личности, которые представлены новыми социокультурными симулякрами социализации: индивидуализированный прагматичный подход к решению социальных задач; критичный и поисковый «склад мышления»; готовность к самостоятельным решениям, нестандартным ситуациям. Но в то же время пе-сонализированное общество создает и социокультурные факторы риска для социализации современного россиянина: сверхвыбор, нестабильная идентичность, снижение авторитета взрослых в социализации ребенка, низкий уровень развития родительской мотивации, изменение возрастных границ социализации, детское ТВ и Интернет-пространство, гипермаркет как институт современной социализации.

Становление гражданского общества возможно только как следствие самоактуализации личности, обретения ею внутренней свободы. Но глубокие сущностные изменения в стране и характере народа происходят медленно, они сопровождаются приходом новых поколений с новыми привычками, стереотипами поведения, социальными взглядами, этическими нормами и эстетическими предпочтениями. Значительную роль в этом играют направленность и методы воспитания.

Таким образом, в качестве ведущих внутренних системообразующих факторов социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников можно определить: индивид стремится сохранить позитивную идентичность; процесс формирования позитивной идентичности характеризуется сравнением собственной социальной группы с иными позитивными социальными группами и также с негативно воспринимаемыми социальными группами; результативное сравнение нуждается в надежных отличительных чертах «моих» и «чужих» социальных групп; специфика дифференциаций обусловлена степенью идентификации личности со своей социальной группой. Данные внутренние системообразующие факторы возможно объединить в три основных: фактор значимых Других и референтных групп; фактор развития и воспитания личности в общности; фактор социокультурного центра.

Компоненты «Методы и Средства (Технологии)».

В системной парадигме гражданского образования воспитательные технологии рассматриваются как проектирование среды, воспитывающей в человеке систему личностных черт и социальных компетенций, способных обеспечить качество его отношения с другими людьми, с окружающим миром и с самим собой.

В качестве ведущей воспитательной деятельности в реализации системной парадигмы гражданского образования выступают практики гражданской памяти, комплекс которых может быть оптимально применен с помощью определенных технологий: технология событийности, технология формирования школьной укладно-сти, технология средообразования, технология создания общности, технология создания воспитательной системы школы, технология при-

ключения, технология позитивного социального становления, технология воспитательных очагов.

Компонент «Формы организации».

В образовательной ситуации должен быть заложен потенциал для развития ребенка, раскрытия им своих новых возможностей в построении образа себя, в самоопределении. Здесь форма процесса задаваемая педагогом должна находить резонанс с внутренними условиями развития личности ребенка, приближать его к новому видению и пониманию себя, своих стремлений и способностей. В качестве ведущих форм воспитательной деятельности в реализации системной парадигмы гражданского образования выступают: событие, детско-взрос-лая общность, событийная общность, уклад школьной жизни.

Заключение. Концепцию социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников правомерно рассматривать как совокупность идей, раскрывающих качественные изменения адекватные современной социокультурной ситуации, происходящие в базисных элементах содержания гражданского образования школьников. Проектирование концепции социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников осуществляется в нашем исследовании на трех уровнях: парадиг-мальном, концептуально-содержательном, процессуально-технологическом. Проектирование концепции на парадигмальном (объективно-заданном) уровне включает представление общих положений педагогической концепции, прежде всего, ориентирует на понимание ее назначения, и поэтому в содержательном плане дает общее представление о цели разрабатываемой концепции, ее правовой и методической основе, ведущих парадигмах гражданского образования, которые в течение определенного времени предлагают научному сообществу модели постановки проблем формирования гражданской идентичности, направления и способы их решения. Кон -цептуально-содержательный (теоретический) уровень проектирования концепции направлен на построение понятийно-категориального аппарата концепции; определение теоретико-методологических оснований; проектирование

содержания ядра и содержательно-смыслового наполнения педагогической концепции. Содержание процессуально-технологического (практико-ориентированного) уровня проектирования концепции заключается в определении

педагогических условий эффективного функционирования и развития исследуемого феномена и верификации заявленных в педагогической концепции установочных положений относительно решения проблемы исследования.

20.06.2022

Список литературы:

1. Mead G. H. Mind, Self and Society / Ed. by C.W.Morris Chicago Press, Univ. of Chicago. 1975. - 248 p.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

4. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

5. Шаров А. С. Психология культуры, образования и развития человека: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ 2013. - 299 с.

6. Шакурова М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. -2014. - №1. - С. 44-57.

7. Григорьев Д. Как школа формирует у детей российскую идентичность //Воспитательная работа в школе. - 2014. - №10. - С. 28-32.

8. Григорьев Д. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл //Воспитательная работа в школе. - 2015. - №5. -С. 29-31.

9. Шадже А. Ю. Влияние социокультурных рисков на идентификационные процессы // Социально-гуманитарные знания. -2014. - №4. - С. 300-309.

10. Николаева Е. Привязанность как психологическая категория // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №6. - С. 5-13.

11. Хайкин В., Григорьев Д. Педагогика как практика порождения и воспитания ответственности // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №10. - С. 22-25.

12. Мануйлов Ю. Воспитание средой: управленческие задачи // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №10. - С. 57-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Боровская Е. Образ жизни школьника как показатель труда учителя // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №8. - С. 83-85.

14. Мирошкина М. Технологии самоорганизации в подъезде, доме, дворе // Воспитательная работа в школе. - 2014. - №5. - С. 87-91.

15. Кривцова С. Судьбоносная «Встреча взрослого с ребенком», или как тренировать совесть // Воспитательная работа в школе. - 2014. - №4. - С. 89-98.

16. Тарасов М. В. Образ родины как инновационный ресурс патриотического воспитания молодежи // Инновации в образовании. - 2015. - №6. - С. 124-129.

17. Шустова И. Ю. Школьные события как фактор становления воспитательной системы школы // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №8. - С. 7-12.

18. Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика: событийный подход к воспитанию школьников // Воспитательная работа в школе. - 2015. - №3. - С. 5-12.

19. Шакурова М. В. Воспитание и педагогическое сопровождение: точки соприкосновения в контексте со-бытийного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - №5 (20). - С. 64-73.

20. Куприянов Б. В. Уклады школьной жизни // Воспитательная работа в школе. - 2015. - №6. - С. 54-63.

21. Болотина Т., Новикова Т. Управление процессами демократизации школьного сообщества // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №6. - С. 34-61.

22. Циулина М. Использование возможностей социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №1. - С. 19-29.

23. Паратунова О. Патриотическое воспитание человека: от мероприятийности - к контексту живых отношений // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №6. - С. 17-26.

24. Мануйлов Ю. Язык «Со» // Воспитательная работа в школе. - 2013. - №1. - С. 14-18.

25. Шакурова М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. - 2014. -№3. - С. 83-91.

26. Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1991. -401 с.

27. Галагузова М. А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. - Ека-теинбург: УрГПУ; УГППУ 1995. - Вып. 1. - С. 46-60.

28. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1980. - 414 с.

29. Ясницкая В. Р. Формирование гуманистического микроклимата школьного класса: На материале подростковых классов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 234 с.

30. Бронфенбреннер У. Два мира - два детства. Дети в США и в СССР. - М.: Прогресс, 1976. - 168 с.

Referenees:

1. Mead, G.H. Mind, Self and Society. Ed. by C.W.Morris Chicago Press, Univ. of Chicago, 1975, 248 p.

2. Erickson E. Identichnost': junost'i krizis [Identity: youth and crisis]. Translated from English. M.: Flinta, 2006, 342 p.

3. Khjell L., Ziegler D. Teorii lichnosti [Theories of personality]. St. Petersburg: Peter, 2006, 607 p

4. Andreeva G. M. Psihologija social'nogopoznanija [Psychology of social cognition]. Textbook for students of higher educational institutions]. M.: Aspect Press, 2000, 288 p.

5. Sharov A.S. Psihologija kul 'tury, obrazovanija i razvitija cheloveka [Psychology of culture, education and human development]. Textbook. allowance. Omsk: OmGPU Publishing House, 2013, 299 p.

6. Shakurova M.V. Russian civil identity as a personal result of education. Klassnyj rukovoditel [Classroom teacher], 2014, No. 1, pp. 44-57.

7. Grigoriev D. How the school forms Russian identity in children. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2014, No. 10, pp. 28-32.

8. Grigoriev D. Child-adult community in education: not to lose the meaning. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2015, No. 5, pp. 29-31.

9. Shadzhe A.Yu. Influence of sociocultural risks on identification processes. Social'no-gumanitarnyeznanija [Social and humanitarian knowledge], 2014, No. 4, pp. 300-309.

10. Nikolaeva E. Attachment as a psychological category. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2013, No. 6,pp. 5-13.

11. Khaikin V., Grigoriev D. Pedagogy as a practice of generating and educating responsibility. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2012, No. 10, pp. 22-25.

12. Manuilov Yu. Education by the environment: management tasks. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2012, No. 10, pp. 57-58.

13. Borovskaya E. The way of life of a student as an indicator of the work of a teacher. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2012, No. 8, pp. 83-85.

14. Miroshkina M. Technologies of self-organization in the entrance, house, yard. Vospitatel 'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2014, No. 5, pp. 87-91.

15. Krivtsova S. The fateful "Meeting of an adult with a child", or how to train conscience. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2014, No. 4, pp. 89-98.

16. Tarasov M.V. The image ofthe motherland as an innovative resource for the patriotic education of youth. Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2015, No. 6, pp. 124-129.

17. Shustova I.Yu. School events as a factor in the formation of the educational system of the school. Vospitatel 'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2012, No. 8, pp. 7-12.

18. Shustova I.Yu. Situational pedagogy: an event approach to the education of schoolchildren. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2015, No. 3, pp. 5-12.

19. Shakurova M.V. Education and pedagogical support: points of contact in the context of the co-existential approach. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2014, No. 5 (20), pp. 64-73.

20. Kupriyanov B.V. Ways of school life. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2015, No. 6, pp. 54-63.

21. Bolotina T., Novikova T. Management of the processes of democratization of the school community. Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2013, No. 6, pp. 34-61.

22. Tsiulina M. Using the opportunities of the socio-educational environment in the patriotic education of schoolchildren. Vospitatel 'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2013, No. 1, pp. 19-29.

23. Paratunova O. Patriotic education of a person: from activities to the context of living relationships. Vospitatel'naja rabota vshkole [Educational work at school], 2013, No. 6, pp. 17-26.

24. Manuylov Yu. Language «So». Vospitatel'naja rabota v shkole [Educational work at school], 2013, No. 1, pp. 14-18.

25. Shakurova M.V. Formation of the Russian civil identity of the individual: the problem of the teacher. Pedagogika [Pedagogy], 2014, No. 3, pp. 83-91.

26. Bocharova V.G. Social microenvironment as a factor in the formation of the student's personality. Doctor's thesis. M., 1991, 401 p.

27. Galaguzova M. A. The evolution of the concept of «education». Ponjatijnyj apparatpedagogiki i obrazovanija: Sb. nauch. tr. [Conceptual apparatus of pedagogy and education: Collection of scientific papers]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University; UGPPU, 1995, Issue. 1, pp. 46-60.

28. Mudrik A.V. Communication as a factor in the education of schoolchildren. Doctor's thesis. M., 1980, 414 p.

29. Yasnitskaya V.R. Formation of the humanistic microclimate of the school class: On the material of teenage classes. Candidate's thesis. M., 1997, 234 p.

30. Bronfenbrenner U. Dva mira — dva detstva. Deti v SShA i v SSSR [Two worlds - two childhoods. Children in the USA and in the USSR]. M.: Progress, 1976, 168 p.

Сведения об авторах:

Чухин Степан Геннадьевич, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

ORCID iD: 0000-0001-7593-6223 E-mail: [email protected]

Чухина Елена Викторовна, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

ORCID iD: 0000-0002-2088-6545, E-mail: [email protected]

644099, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.