КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АЛЕКСАНДРОВА Н.М.
В статье представлены методологические подходы к изучению особенностей развития современной высшей школы в условиях современных социальноэкономических преобразований, раскрыты ресурсы региональной образовательной среды в решении задач подготовки специалистов.
In article methodological approaches to studying of features of development of the modern higher school in the conditions of modern social and economic transformations are presented, resources of the regional educational environment in the decision of problems of preparation of experts are opened.
В ходе эксперимента проанализирована динамика (за 1994 - 2006 гг.) важнейших индикаторов развития профессиональной культуры молодежи. В процессе социальнопедагогического анализа выделено 6 базовых параметров, раскрывающих положительную динамику развития личности учащихся с точки зрения формирования важнейших компонентов их профессиональной культуры:
1. толерантность к более успешным социальным группам (за указанный период положительный прирост показателя составил 53,6%);
2. стремление учащихся к социально ориентированному обществу (прирост равен 36,6%);
3. готовность личности к социальной мобильности (прирост равен 28,7%);
4. стремление выразить себя в профессиональной сфере (прирост равен 19,3%);
5. профессионализм как ценностно значимое явление (прирост равен 18,7%);
6. готовность личности к инновациям (прирост равен 13,7%).
На правовое поведение учащихся в первую очередь оказывают влияние характеристики самих подростков (51,0%). Второе по значимости место имеют факторы учебнопедагогической среды (42,7%). Наименьшее влияние оказывают социально-экономические и политические факторы (6,3%).
Наибольшее влияние на конкуренто-рыночные характеристики оказывает система социально-экономических факторов (43,4%). На втором месте находятся личностные факторы (35,9%). На третьем - факторы учебно-педагогической среды (20,7%).
Выяснилось, что в постперестроечный период среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей непрерывно росла доля тех, кто совмещал свою учебу с работой в свободное от учебы время (с 43,0% до 68,9%). Под влиянием рыночного хозяйственного уклада качественно изменилась структура сферы самостоятельной работы учащейся молодежи: если в 1994г. здесь доминировали виды производительного труда, выполняющегося учащимися непосредственно в стенах лицея или колледжа - 76,0% респондентов, то в 2010 г. таковым стал труд подростков вне учебного заведения - в современных рыночных структурах - 97,5% опрошенных нами учащихся.
В процессе исследования социокультурного и профессионального становления учащихся лицеев и колледжей мы исходили из того, что их свободное время является важнейшим фактором их развития.
Обратимся к результатам изучения экспериментальных данных по преподавателям и мастерам производственного обучения профессиональных училищ, лицеев и колледжей. Участвовало около 400 педагогов, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Великого Новгорода, Ульяновска, Петрозаводска.
Результаты исследования доказали, что педагоги осознают свою деятельность как социально, личностно и профессионально значимую.
К общезначимой деятельности мы отнесем деятельность по передаче общей культуры человека и передаче знаний, умений и навыков значимых для эффективности обучения, построения мировоззрения учащегося, формирования его личных ценностей.
Структура общепрофессиональной деятельности учителя школы и педагога профессионального учебного заведения включает одинаковые подгруппы такие как управленческая и
Профессиональное образование. Столица | № 11 2010 1
организационная деятельность, дидактическая деятельность, воспитывающая и развивающая личность школьника, учащегося профессионального училища, лицея и студента колледжа, вуза деятельность, воспитание и развитие социально и профессионально важных качеств личности.
Каждая подгруппа видов общепрофессиональной деятельности педагога состоит из нескольких отдельных видов.
В противовес учителям преподаватели профессиональных учебных заведений начального и среднего уровня в своей общепрофессиональной деятельности часто используют выработку индивидуальных маршрутов обучения и всегда поддерживают интерес обучаемого к профессии.
Около 65% опрошенных учителей школ не создает учебно-наглядных пособий, дидактических материалов; не организует работу по подбору технологий и технических средств обучения, в то время как 90% преподавателей профессиональных учебных заведений начального и среднего уровня осуществляют данную работу.
Преподаватели профессиональной школы на сегодняшний день более подготовлены к работе на компьютере и владеют большим набором компьютерных программ. Преподавателям профессиональной технической школы в силу их технического образования проще усвоить новые технологии обучения и разработать новые средства обучения, что они с успехом осуществляют. 77% мастеров производственного обучения выдвинули выполнение деятельности по воспитанию и развитию личности обучаемого на первое место, из них 73% мастеров занимаются воспитанием и развитием профессионально важных качеств личности будущих специалистов.
Определение трудоемкости образовательного процесса преподавателей в учреждениях начального и среднего профессионального образования показало следующие результаты: более 50% рабочего времени занимает осуществление учебно-воспитательного процесса с учащимися, 12% рабочего времени посвящается подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, 23% рабочего времени занимает работа с документацией и обеспечение внутреннего режима учебного заведения, 9% времени уделяется работе с родителями, 2% времени посвящено самообразованию, 25% своего времени тратят учителя школы и педагоги профессиональных училищ, лицеев и колледжей на выполнение частнопрофессиональной (методической и организационно-технологической, связанной со специализацией будущего выпускника).
Условиями, влияющими на ход и результат педагогической деятельности, по мнению педагогов, могут быть: наличие современного материально-технического оснащения учебных занятий (92% преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования); личные качества (72% преподавателей и мастеров производственного обучения начальной и средней профессиональной школы и 47% учителей).
Библиографический список:
1. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. / Под ред. В.А.Ядова. - М.: Феникс, 1994.
2. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Основные тенденции развития образования за рубежом: Аналитический доклад. - М.: Изд-во УРАО, 1998.
Ключевые слова: структура общепрофессиональной деятельности, виды общепрофессиональной деятельности, новые средства обучения, трудоемкость образовательного процесса, условия необходимы для эффективной деятельности педагога.
Keywords: the professional work structure, the professional work kinds, new tutorials, labor input of educational process, condition are necessary for effective activity of the teacher.