Научная статья на тему 'Концептуальная систематика речевых и когнитивных стратегий формулировки поисковых запросов в интернет-дискурсе'

Концептуальная систематика речевых и когнитивных стратегий формулировки поисковых запросов в интернет-дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
430
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА / ЗАПРОС / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА / РЕЧЕВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / INTERNET-DISCOURSE / SEARCH SYSTEM / SEARCH REQUEST / CONCEPTUAL SYSTEMATICS / SPEECH AND COGNITIVE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Распопина Екатерина Юрьевна

В рамках данной статьи представлены теоретические положения, обобщенные и разработанные автором в отношении Интернет-дискурса, речевой и когнитивной стратегии, образа поисковой информации, концептуальной структуры поискового запроса, описан метод и представлены результаты анализа поисковых запросов с целью выделения речевых и когнитивных стратегий их формулировки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of markers of English conversational discourse

The article explores the functioning of markers in conversational discourse. Different classifications and features of discourse markers are observed. We argue that discourse markers are typical of spoken discourse which is the primary form of language existence. Discourse markers are important means of cohesion and coherence which are necessary for successful communication.

Текст научной работы на тему «Концептуальная систематика речевых и когнитивных стратегий формулировки поисковых запросов в интернет-дискурсе»

УДК 81’22 ББК 81.2

Е.Ю. Распопина

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА РЕЧЕВЫХ И КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ФОРМУЛИРОВКИ ПОИСКОВЫХ ЗАПРОСОВ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

В рамках данной статьи представлены теоретические положения, обобщенные и разработанные автором в отношении Интернет-дискурса, речевой и когнитивной стратегии, образа поисковой информации, концептуальной структуры поискового запроса, описан метод и представлены результаты анализа поисковых запросов с целью выделения речевых и когнитивных стратегий их формулировки.

Ключевые слова: Интернет-дискурс; поисковая система; запрос; концептуальная систематика; речевые и когнитивные стратегии

Е. Yu. Raspopina

CONCEPTUAL SYSTEMATICS OF SPEECH AND COGNITIVE STRATEGIES OF SEARCH REQUEST WORDING WITHIN INTERNET-DISCOURSE

This article presents theoretical propositions generalized and developed by the author in relation to Internet-discourse, speech and cognitive strategies, search information image, conceptual structure of search requests. The author describes the method and the results of search request analysis aimed at singling out speech and cognitive strategies of search request wording.

Key words: Internet-discourse; search system; search request; conceptual systematics; speech and cognitive strategies

Исследования Интернета как коммуникативного пространства ведутся не первый десяток лет многими лингвистами. Целью большинства из них является определить объект исследования и выделить его общежанровые и / или частножанровые лингвистические особенности [Галичкина, 2001; Денисов, 2004; Смирнов, 2004; Асмус, 2005; Абрамова, 2005; Макаров, 2005; Овчарова, 2008; Горош-ко, 2006; Кутузов, 2006; Лутовинова, 2007; Herring, 2004; Crystal, 2004], а также те или иные коммуникативные стратегии, реализующиеся в рамках сети Интернет [Баоянь, 2008; Жичкина,1999; Кузнецов, 2001].

Интернет-дискурс представляет собой сложную текстовую структуру, определённую экстралингвистическими социо-культурными факторами и специфической ситуацией вступления в языковой контакт посредством компьютера и иных электронных устройств как пользователей друг с другом в сети Интернет, так и пользователей с дискурсивным Интернет-пространством. Особый научный интерес в данной области вызывает исследование когнитивной природы способов вос-

приятия, обработки и поиска информации пользователем сети в лингвистическом аспекте, что представляет важную проблему теоретического и прикладного языкознания. В современной лингвистической науке данное поле исследований является новаторским, особо сложным для лингвистического анализа. Настоящая статья представляет собой попытку наметить один из возможных путей решения данной проблемы посредством анализа когнитивных и речевых стратегий формулировки пользователем запроса на естественном языке, обращённого к поисковой системе как одной из основных услуг информационного жанра Интернет-дискурса.

Речевая стратегия формулировки поискового запроса в рамках Интернет-дискурса рассматривается нами как организованный набор совокупностей разноуровневых языковых элементов, обладающий поверхностной и глубинной структурами [Распопина, 2008, 2010]. К поверхностной структуре речевой стратегии поискового запроса относится определенный набор значений семантического, синтаксического и прагматического маркеров, кото-

рые «закладываются» в форму запроса пользователем, формулирующим его (генератором запроса). Под глубинной структурой речевой стратегии поискового запроса мы понимаем её когнитивную импликацию, или когнитивное основание, которое может объединять целый ряд различных речевых стратегий. Другими словами, глубинная структура от одной до множества речевых стратегий представляет собой когнитивную стратегию, которая отвечает за механизм получения новых знаний генератором запроса, следовательно, за построение концептуальной структуры поискового запроса. «Речевые стратегии зачастую представляют собой лишь спроецированные в область речевого взаимодействия когнитивные стратегии, нацеленные на эффективное манипулирование производимыми умозаключениями» [ван Дейк, 2000, с. 299].

Поисковый запрос представляет собой вербализованную концептуальную структуру, которая содержит представления о смыслах, отражающих имеющийся опыт и знания человека, на основе которых она призвана найти и воспринять новые смыслы, сформировать новые знания и опыт. В целях анализа информации, закладываемой в запрос его генератором, мы предприняли попытку представить её в виде образа, который имеется у генератора запроса. Данный образ имеет три уровня, каждый из которых концептуализируется в трёх соответствующих слоях концептуальной структуры поискового запроса. Рассмотрим их подробнее (в скобках даны примеры поисковых запросов и выделен ключевой концепт данного слоя).

1. Основной слой. В нем концептуализируется наименование предмета поиска, т.е. предмета, процесса, явления или человека, информация о котором необходима пользователю {дом из кирпича). Знание наименования предмета поиска предполагает наличие у пользователя знания (или предположения) о том, что данный предмет поиска действительно существует.

2. Уточняющий слой представляет собой концептуализированные знания генератора запроса о любых характеристиках предмета поиска, т.е. концептуализирует всю дополнительную уточняющую информацию о предмете поиска, которая более точно выделяет его из числа подобных {дом из кирпича).

3. Внешний слой отвечает за возможные связи образа информации с существующими знаниями и опытом генератора запроса. Этот концептуальный слой представляет собой указание, точное или предполагаемое, на место предмета поиска в концептуальной сети ментальных репрезентаций пользователя, а иногда - на отношение пользователя к предмету поиска.

В двух первых слоях концептуальной структуры поискового запроса генератор запроса маркирует поисковую информацию семантически (семантическими маркерами) и / или синтаксически (синтаксическими маркерами), в третьем - прагматически (прагматическими маркерами).

Семантические маркеры - это не что иное, как ключевые слова, ключевые концепты того смыслового образа информации, который сформировал для себя генератор запроса. Ключевыми словами, выполняющими функцию семантического маркера, мы считаем только слова, отобранные непосредственно генератором запроса на основании его семантической памяти, знаний, опыта и т.п. Генератор запроса отбирает ключевые концепты и сочетает их так, чтобы они смогли более точно передать сформированный им образ информации поисковой системе. Формулирование поискового запроса, в таком случае, представляется как некий когнитивный акт, ответственный за порождение смыслов. Данный когнитивный акт предполагает обращение к уже имеющимся знаниям о предмете поиска, которые могут включать его наименование, характеристики, представления об отношениях к другим объектам реального или виртуального мира. «Реальный» или «виртуальный» мир в данном контексте означает то, что знания о предмете поиска, используемые генератором запроса, не всегда являются объективными. При отсутствии объективных, точных, проверенных знаний о предмете поиска генератор запроса делает предположения, строит гипотезу того, как может называться предмет поиска, какими он может обладать характеристиками или как относиться к другим объектам, через которые можно получить знания о них.

Генератор запроса также может маркировать вкладываемую в него информацию синтаксическими маркерами. Синтаксические

маркеры могут представлять собой всю или часть формы запроса, к ним относятся все слова, а чаще словосочетания и «готовые формы», которые были употреблены генератором запроса не в результате их осмысления и сочетания, работы его семантической памяти и т.д., а в результате наличия у него знаний тех или иных «готовых форм», готовых сочетаний концептов, которые можно использовать для более эффективного маркирования поисковой информации. К таким «готовым формам» относятся: конкретные наименования предмета поиска, цитаты (строка из песни, статьи и т.д.), а также такие устоявшиеся формы, как определения, или дефиниции (использование тире и слова «это»: « - это»), различные формы вопроса и др.

Кроме того, в запросе могут содержаться слова, которые, по предположению генератора запроса, могут содержаться на сайте с необходимой ему информацией, поэтому использование таких слов в запросе существенно ускоряет поиск {скачать, смотреть, продам, бесплатно, без регистрации и др.).

Об отношениях между генератором запроса и информацией, которую он в него закладывает, можно судить по прагматическому маркеру. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения прагматическими маркерами оказываются определённый выбор, сочетаемость и организация соответствующих каждому конкретному запросу семантических и / или синтаксических маркеров. Именно прагматический маркер ответственен за конечную структуру поискового запроса, и именно он обусловливает переформулировку запроса в том случае, если предыдущая попытка поиска не привела генератора запроса к конечной цели, т.е. нахождению релевантной информации, которую он мог бы использовать для получения требующихся знаний.

Особенности Интернет-пространства обусловливают необходимость использовать при формулировке запроса любые имеющиеся знания о предмете поиска (чаще всего, как минимум, знание его наименования), которые актуализируются в запросе в форме ключевых слов или «готовых форм», а являются ли эти знания объективными или предполага-

емыми, проверяемыми, гипотетическими, т.е. субъективными - можно судить по сочетаемости ключевых слов: объективной или субъективной. Наличие четких логических связей между ключевыми словами - объективная сочетаемость - говорит о том, что генератор запроса использует объективные, проверенные знания. Отсутствие логических связей, часто очень неожиданные смысловые комбинации ключевых слов - субъективная сочетаемость - свидетельство того, что генератор запроса либо не имеет, либо не может концептуализировать объективные знания и использует предположения и гипотезы, при этом сама поисковая система часто выполняет функцию «тестирующего устройства», так как по результатам поиска (даже без перехода по предлагаемым ссылкам), чаще всего, генератор запроса может сделать вывод о том, являлась ли его гипотеза верной. Синтаксические маркеры также могут отображать объективный или субъективный характер знаний генератора запроса о «готовых формах», которые он использует. Часто «готовая форма» актуализирует собой некое воспоминание и узнавание генератором запроса какой-либо формы, хранящейся в его памяти, либо его предположение, верность которого призвана проверить поисковая система.

Можно сделать вывод, что при формулировке поискового запроса стратегии речевого поведения генератора строятся на выборе семантических маркеров, использовании синтаксических маркеров, а также прагматической организации тех или других в единство, передающее образ той информации, поиск которой осуществляет пользователь.

Проанализированные нами формы поисковых запросов (около 1000 единиц) были систематизированы по группам в соответствии со значениями семантического, синтаксического и прагматического маркера.

Значениями семантического маркера яв-вляются:

(а) наличие или отсутствие в запросе ключевых слов (слов, отобранных непосредственно генератором запроса на основании его семантической памяти, знаний, опыта и т.п.);

(б) количество слов (одно или несколько);

(в) наличие или отсутствие наименования предмета поиска.

Значениями семантического маркера (при его наличии) считаются:

(а) наличие в запросе конкретного названия предмета поиска, его адреса в Интернете и подобной информации, являющейся для генератора запроса «готовой»,

(б) использование слов, часто применяемых на Интернет-сайтах;

(в) использование готовой фразы или её части, формы вопроса или набора слов.

Значения прагматического маркера (при его наличии) сводятся к определению объективной или субъективной сочетаемости ключевых слов, которая также характеризует отношения между генератором запроса и предметом поиска.

Запросы были систематизированы по группам на основе объединяющих их речевых стратегий, что в результате позволяет построить их концептуальную систематику [Ко-стюшкина, 2009].

Концептуальная систематика запросов:

Речевая стратегия Примеры поисковых запросов

наименование предмета поиска Гороскоп спортбокс знакомства сатурн воздуховод

наименование предмета поиска с представлением объективной информации о нём погода в Москве на 10 дней народные песни стоимость почтового конверта фильмы 2011

«пустые звенья» в цепи ключевых слов лотос татуировка значение библия глобус книжный адреса

указание предмета поиска, основанное на объективных знаниях одноклассники вконтакте вместилище mail.ru песня а ты такая модная круговорот песня

указание предмета поиска, основанное на субъективных знаниях самые хорошие сигареты классные картинки прикольные статусы

использование цитаты или готовой фразы шаганэ ты моя шаганэ в сердце твоём я знаю то что ничего не знаю ул. Пограничная, 6 офис 2Б

употребление слов, используемых на Интернет-сайтах доктор хаус онлайн скачать музыку без регистрации бесплатно скачать мультфильмы про пиратов смотреть фото красивые девушки продам бензопилу сниму комнату без посредников

использование формы дефиниции объективация - это амортизация капитала это

введение словоформы полагаю никогда сравни паранормальные

«фрагмент проблемы» стал свидетелем ДТП бледная кожа лица снятся мёртвые на компьютере нет иБВ порта ребёнок во сне не спит и плачет хочу создать проект дома

«вопрос другу» к чему снится собака сколько стоит ()-7 чем лечить ухо как создать свой сайт я страшная что делать на чем разбогатели люди? как привязать к себе парня?

гипотеза логической сочетаемости галлюциногенная лягушка фильмы с участием денег гайд по набиванию репы в норте стихи девушка у фонтанов

использование слов из предполагаемой фразы джулиан ассанж бомж единая россия партия воров

Раскрытие глубинной структуры речевой стратегии предполагает проецирование набора указанных маркеров в когнитивный план и выявление мыслительных операций, которые указывают цель и представляют собой способ

поиска информации в сети Интернет генератором запроса. Выделение когнитивной стратегии позволяет более точно и глубоко рассмотреть речевые стратегии запроса и выявить их системную организацию (систематику).

Учёт характера представленных в запросе знаний генератора и преобразование образа информации о предмете поиска, имеющегося у генератора, в модель структуры знания о предмете поиска позволил нам осуществить переход от речевых стратегий к когнитивным. Так, рассмотрение образа информации о предмете поиска с точки зрения представления в каждом его слое знаний генератора, позволило сделать вывод о том, что каждый слой образа информации о предмете поиска представляет собой элемент структуры знания генератора запроса о предмете поиска (знание наименования предмета поиска, знание уточняющих характеристик предмета поиска, знание о связях предмета поиска с другими объектами, знаниями о которых обладает генератор), рис. 1.

вой фразы или вопроса; прагматический маркер выполняет второстепенные функции. Данная когнитивная стратегия представлена следующими речевыми стратегиями: «фрагмент проблемы», «вопрос другу». Стратегия определения предмета поиска реализуется в том случае, когда генератор запроса сам чётко не представляет, что конкретно он ищет. В этом случае он не в состоянии включить в структуру запроса наименование предмета поиска и, чаще всего, какие-либо из его характеристик. Другими словами, перед ним встаёт какая-либо проблема, и он обращается за информацией в Интернет, формулируя эту проблему в виде «фрагмента» или «вопроса другу», рис. 2.

Рис. 1. Структура знания генератора запроса о предмете поиска (1111)

Данная модель позволяет выделить в каждой речевой стратегии знания, представленные в концептуальной структуре запроса, а также определить направление, в котором осуществляется получение генератором запроса нового знания. В результате, было выделено пять когнитивных стратегий формулировки поискового запроса.

1. Стратегия определения предмета поиска (постановки проблемы). Для данной когнитивной стратегии характерны следующие значения маркеров: семантического - отсутствие наименования предмета поиска, синтаксического - форма предполагаемой гото-

Рис. 2. Модель знания о предмете поиска (1111) и направление достраивания данного знания при реализации когнитивной стратегии определения предмета поиска

Пунктиром на рис. 2 обозначены элементы, отсутствующие в структуре знания о предмете поиска и достраиваемые генератором запроса; стрелки показывают направление, в котором осуществляется данное достраивание: от результата (проблемы), причиной которого, очевидно, стал данный предмет поиска, возможно, через его характеристики, к наименованию предмета поиска. При этом наименование предмета поиска может являться промежуточной целью генератора запроса, целью в рамках исключительно данной когнитивной стратегии, и использоваться им в дальнейшем для формулировки нового поискового запроса, в котором реализуются другие когнитивные стратегии.

2. Стратегия первичной категоризации предмета поиска (определения значения / анализа употребления слова). Для дан-

ной когнитивнои стратегии характерно наличие одного ключевого слова, при этом оно может не являться обозначением предмета поиска (речевая стратегия ввода словоформы). При наличии нескольких ключевых слов их сочетаемость является субъективной (речевая стратегия указания предмета поиска, основанного на субъективных знаниях). Синтаксический маркер представлен только в речевой стратегии использования формы дефиниции. Кроме перечисленных речевых стратегий к данной когнитивной стратегии также относится речевая стратегия наименования предмета поиска. Когнитивная стратегия первичной категоризации предмета поиска реализуется в том случае, когда генератор запроса обладает знанием только наименования предмета поиска и его целью является узнать, какими характеристиками обладает данный предмет поиска и / или как соотносится с другими предметами, знания о которых он имеет (рис. 3).

/

промежуточный слои

У

\

I

\

внешний слон (свяш с другнші объектами)

когнитивная стратегия представлена следующими речевыми стратегиями: речевая стратегия наименования предмета поиска с представлением объективной информации о нём и речевая стратегия «пустых звеньев» в цепи ключевых слов. Стратегия последующей категоризации предмета поиска реализуется в том случае, когда генератор запроса обладает знанием наименования предмета поиска, некоторых его характеристик и / или отношений с другими предметами и его целью является расширить эти знания. В этом случае он включает в структуру запроса не только наименование предмета поиска, но и известные ему характеристики и / или обозначения характера связей с другими предметами, знания о которых он имеет (рис. 4).

\

промежуточный слои

У

\

внешний спой (связи с другими объектами)

Рис. 3. Модель знания о предмете поиска (1111) и направление достраивания данного знания при реализации когнитивной стратегии первичной категоризации предмета поиска

Пунктиром на рис. 3 обозначены элементы, отсутствующие в структуре знания о предмете поиска и достраиваемые генератором запроса; стрелки показывают направление, в котором осуществляется данное достраивание: от наименования предмета поиска к его характеристикам и функциям по отношению к другим объектам.

3. Стратегия последующей категоризации предмета поиска (приращения знания). Основным маркером данной когнитивной стратегии является семантический; обязательно наличие наименования предмета поиска и некоторой информации о нём. Данная

Рис. 4. Модель знания о предмете поиска (1111) и направление достраивания данного знания при реализации когнитивной стратегии последующей категоризации предмета поиска

Пунктиром на рис. 4 обозначены элементы, отсутствующие в структуре знания о предмете поиска и достраиваемые генератором запроса; стрелки показывают направление, в котором осуществляется данное достраивание: от наименования предмета поиска, его характеристик и / или функций по отношению к другим объектам к другим характеристикам и / или функциям данного предмета поиска.

4. Стратегия проверки объективности знаний о предмете поиска. Значения маркеров: семантического - несколько ключевых слов, чаще всего наличие наименования предмета поиска, синтаксического - наличие предполагаемой готовой фразы / части фразы, прагматического - субъективная сочетаемость ключевых слов. Данная когнитивная стратегия представлена следующими речевы-

ми стратегиями: речевая стратегия гипотезы логической сочетаемости и речевая стратегия использования слов из предполагаемой фразы. Стратегия проверки объективности знаний о предмете поиска реализуется в том случае, когда генератор запроса не обладает точными, проверенными знаниями о наименовании предмета поиска и / или некоторых его характеристиках и / или его отношениях с другими предметами, поэтому его целью является сделать предположение, выдвинуть гипотезу относительно этих знаний и проверить данное предположение или гипотезу на правильность с помощью информации, полученной из Интернет-пространства. В этом случае он может включать в структуру запроса любую информацию, известную ему, и сочетать такую информацию экспериментальным путём (рис. 5).

внешний слон (связи с другими объектами)

Рис. 5. Модель знания о предмете поиска (1111) и направление достраивания данного знания при реализации когнитивной стратегии проверки объективности знаний о предмете поиска

Пунктиром на рис. 5 обозначены элементы структуры знания о предмете поиска, которые могут быть представлены в структуре поискового запроса как концептуализированные предположения или гипотезы генератора запроса и которые будут достроены им в случае подтверждения их правильности; волнистые стрелки показывают направление, в котором может осуществляется данное предполагаемое генератором достраивание.

5. Стратегия получения предмета поиска («от знания - к опыту, действию»). Данная когнитивная стратегия только условно может быть названа когнитивной, так как она несёт самую малую когнитивную нагрузку (нагрузку только со стороны концептуали-

зации в поисковом запросе определённой информации), потому что её целью является не получить информацию с дальнейшей переработкой её в знание, а получить определенный носитель информации, определённые данные (аудио-, видео-, текстовые и другие файлы) на свой компьютер, что обусловлено спецификой содержимого Интернет-пространства. Основным маркером является синтаксический, он представлен наличием в запросе конкретного названия предмета поиска, указанием адреса сайта, использованием цитат, готовых фраз, часто используемых на Интернет-сайтах слов и т.п. Данная когнитивная стратегия представлена речевой стратегией указания предмета поиска, основанного на объективных знаниях, речевой стратегией использования цитаты или готовой фразы, речевой стратегией использования слов, часто употребляемых на Интернет-сайтах.

Таким образом, определение концептуальной структуры поискового запроса и значений её маркеров, а также создание модели образа поисковой информации и модели структуры знания генератора запроса о предмете поиска позволило нам выделить 13 речевых и объединить их в 5 когнитивных стратегий формулировки запросов в поисковых системах сети Интернет. Данные стратегии, на наш взгляд, раскрывают сущность когнитивных процессов, руководящих деятельностью пользователя при генерировании поискового запроса в рамках Интернет-дискурса.

Библиографический список

1. Абрамова, А.Г. Лингвистические особенности электронного общения [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / А.Г. Абрамова. - М., 2005.

2. Асмус, Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства [Текст]: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.19 / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2005.

3. Баоянь, У Коммуникативные стратегии и тактики и языковые средства их реализации в русскоязычной неформальной межличностной дискуссии (на материале Интернет-дневников) [Электронный ресурс] / У Баоянь. - 2008. - Режим доступа: Шр://\у\у\у. medstudio.ru/view_ art.php?art=4&page= 12&Ш=0 (дата обращения: 10.10.2010).

4. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций) [Текст]: ато-реф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001.

5. Горошко, Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра / Е.И. Горошко // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. - Орел, 2006. - Вып. 4. - С. 165-175.

6. Дейк, ТА. ван. Когнитивные и речевые стратегии выражения этнических предубеждений [Текст] / Т.А. ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация.

- Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. -

С. 268-304.

7. Денисов, А.В. Веб-сайт как жанр Интернет-коммуникации (на материале региональных компаний) [Текст]: Лингвистический ежегодник Сибири / А.В. Денисов. - Красноярск: Красноярский ГУБ, 2004.-С. 184-193.

8. Жичкина, А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1999. - Режим доступа: http://inetpsy.ru/2011/01/ ] 1с11кта-ЬсПп5кауа-51га1с§п-5апюргс/сгиасп (дата обращения: 25.09.2010).

9. Костюшкина, ГМ. Систематика: к вопросу о многозначности термина / Г.М. Костюшкина // Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности: материалы 3-й Всерос. науч. конф. (Иркутск, 13-14 октября 2009 г.). - Иркутск: ИГЛХ 2009.

10. Кузнецов, ММ. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета [Электронный ресурс] / М.М. Кузнецов. - 2001. - Режим доступа: http://testpsy.chat.ru/litra/2-mclw.html (дата обращения: 25.09.2010).

11. Кутузов, А.Б. Коммуникативные особенности дискурса компьютерных сетевых форумов [Электронный ресурс] / А.Б. Кутузов. - 2006. - Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/kutuzov_discourse.pdf (дата обращения: 20.09.2010).

12. Лутовинова, О.В. Виртуальный дискурс: к определению понятия [Электронный ресурс] / О.В. Луто-

винова. - 2007. - Режим доступа: www.lingvomas-ter.ru/files/178.pdf (дата обращения: 15.03.2009).

13. Макаров, М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? [Текст] / М.Л. Макаров // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 2005. - Вып. 4. - С. 336-351.

14. Овчарова, К.В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования [Текст]: автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.02.19 / К.В. Овчарова. - Краснодар, 2008.

15. Распопина, Е.Ю. Взгляд на природу речевых стратегий [Текст] / Е.Ю. Распопина // Проблемы концептуальной систематики языка и речевой деятельности: материалы 4-й Всерос. науч. конф. (Иркутск, 14-15 октября 2010 г.). - Иркутск: ИГЛХ 2010.-С. 284-292.

16. Распопина, Е.Ю. Виртуальный, электронный и компьютерный дискурс: проблема определения [Текст] / Е.Ю. Распопина // Проблемы концептуальной систематики языка и речевой деятельности: материалы 2-й Всерос. науч. конф. (Иркутск, 12-13 октября 2008 г.). - Иркутск: ИГЛУ, 2008. -

C. 254-266.

17. Смирнов, Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках [Текст]: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук : 10.02.19 / Ф.О. Смирнов. - Ярославль, 2004.

18. Crystal, D. Language and the Internet [Текст] /

D. Crystal. - Cambridge University Press, 2004. -P. 284.

19. Herring, Susan. Computer-mediated discourse anal-

ysis: An approach to researching online behavior // Designing for Virtual Communities in the Service of Learning [Electronic resource]/ Susan Herring. - 2004.

- URL: http://assets.cambridge.org/052181/7552/

frontmatter/0521817552 _frontmatter.htm (дата обращения: 15.10.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.