УДК 351.862.1
Куанышбаев M.С., Доброе А.В.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ ПО СТЕПЕНИ ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ ПРИЕМА ЭВАКУИРУЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ
В КАЗАХСТАНЕ
В статье рассматривается концептуальная модель, в которой отражены информационные потоки между абстрактными операторами системы выбора территории для размещения эвакуируемого населения по жизнеобеспечению при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории области Республики Казахстан.
Ключевые слова: эвакуация, концепция, чрезвычайная ситуация, жизнеобеспечение.
Kuanyshbayev M., Dobrov А.
CONCEPTUAL MODEL OF THE ZONING OF THE TERRITORY FOR ACCOMMODATION OF THE EVACUEES IN THE KAZAKHSTAN
The article discusses the conceptual model, which reflects the information flows between the abstract operators of the territory choice system, of to accommodate the evacuated people on life support with the threat or occurrence of emergency situations in the region of the Republic of Kazakhstan. Keywords: evacuation, concept, emergency, life support
В современных условиях существующее зонирование территорий областей Республики Казахстан по пригодности их к приему эвакуируемого населения не удовлетворяет изменившимся требованиям, так как районы временного размещения эвакуируемого населения определены без учета времени года, в которое будет проводиться эвакуация, а также изменяющейся численности эвакуируемых. Учет вышеуказанных требований влечет изменение требований к жизнеобеспечению эвакуируемого населения, а именно по размещению, по обеспеченности водой, продуктами питания, электроэнергией, средствами связи и оповещения; изменениям в медицинском и санитарном обеспечении, в обеспечении эпидемиологической безопасности, возможностей транспортной инфраструктуры [1].
Проведенный системный анализ проблемы зонирования территории по степени пригодности к приему эвакуированного населения [2], свидетельствует об отсутствии научно обоснованной методики выбора территории для размещения эвакуируемого населения.
Для выделения основных элементов, необходимых для построения математической модели зонирования территории, определения связей и взаимосвязей между ними, информационных потоков и содержания циркулирующей информации, была построена концептуальная модель зонирования территории области по степени пригодности для приема эвакуируемого населения [3, 4, 5, 6].
Концептуальная модель представляет собой теоретико-множественную модель, в которой элементы представлены абстрактными операторами (рисунок 1), а результаты их работы — множествами. Погрешности, вызванные работой операторов, представлены множествами погрешности, вызванные недостоверностью сведений от потенциально опасных объектов, базы данных и базы знаний, а также связанные с задержкой и ошибками при получении информации при проведении разведки — множествами Ф(г = 1,16) — значение индекса соответствует номеру оператора.
Территория, которая приемлема для эвакуации населения, должна находиться вне зон по-
ражения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах или в результате активизации одного или нескольких опасных природных явлений — источников опасности. Величина таких зон зависит от множества особенностей источника опасности (Е) и
где Их — множество данных об источниках угроз и источниках опасности из базы данных области (каталога угроз, паспорта безопасности территории, плана ликвидации ЧС природного и техногенного характера, плана гражданской обороны, паспортов безопасности и планов гражданской обороны потенциально опасных объектов);
— множество данных об источниках
А2: V х 5 х М х х
где Б — множество данных, поступающих от службы наблюдения и лабораторного контроля;
М — множество данных метеоусловий, поступающих от метеостанций и гидрологических постов АО «Казгидромет»;
^2 — множество данных об источниках угроз и источниках опасности, поражающих факторах и характеристиках территории из базы данных;
где Бз — множество данных об источниках угроз и источниках опасности, поражающих факторах и характеристиках территории и, о количестве и составе эвакуируемых из соседних областей и столицы из базы данных;
— множество данных об источниках угроз и источниках опасности, поражающих факторах и характеристиках территории, количестве и составе эвакуируемых из соседних областей и столицы из базы знаний;
фз — множество данных от местных испол-
множества характеристик поражающих факторов. Для определения характеристик поражающих факторов в концептуальную модель вводится оператор А1, результатом его работы является множество характеристик поражающих факторов (множество — У).
(1)
угроз и источниках опасности из базы знаний;
Р — множество данных разведки территории;
х
ПИЯ.
На основании информации о характеристиках поражающих факторов, определяются границы зон поражения (множество — 11). Эту задачу решает оператор А2.
^2 х Р х Ф2 X ^2 ^ и, (2)
— множество данных об источниках угроз и источниках опасности, поражающих факторах и характеристиках территории из базы знаний.
Основываясь на информации о границах зон поражения (множество — и), с учетом плана эвакуации Республики Казахстан, оператор АЗ формирует данные о количестве жителей подлежащих эвакуации (множество — Ьз).
(3)
нительных органов городов и районов области о количестве и составе жителей, подлежащих эвакуации, и об оснащенности эвакуируемых продуктами питания и средствами индивидуальной защиты.
Определение границ зон поражения позволяет выделить безопасные районы, которые необходимо оценить по возможности приема эвакуируемого населения. Оценка территории по имеющемуся жилью, а также возможности расселения эвакуируемых в гостиницах, до-
А1: Е х А х гх х Р х Фх х ^ V,
А3 : и х Б3 х г3 х Р х ф3 х Ф3 х ц,3 ^ Ь3,
мах отдыха, санаториях и других приспособленных для данных целей помещениях, реализует-
где О4 — множество данных об имеющемся жилье: гостиницах, кемпингах, домах отдыха, санаториях, детских оздоровительных лагерях и т. д., а также нормах для размещения эвакуируемого населения из базы данных;
.......... множество данных об имеющемся жилье из базы знаний;
К — множество критериев оценки; ф4 — множество информации от местных исполнительных органов об имеющемся жилье: гостиницах, кемпингах, домах отдыха, санато-
ся оператором А4.
(4)
риях, детских оздоровительных лагерях и т.д.;
^4 — множество данных от обслуживающих организаций (кооперативы собственников квартир, гостиницы, общежития, ведомственное жилье и т. д.);
¿4 — множество оценок территории по имеющемуся жилью.
Оценка территории по возможности установки временного жилья (палатки, юрты и др.) реализуется оператором А5.
А4 : У х и х И4 х Z4 х Р х К х ф4 х О4 х Ф4 х ц,4 ^ Ь4,
А5 : У х и х И5 х Z5 х Р х К х ф5 х О5 х Ф5 х ^ Ь5,
где ^5 — множество данных о наличии и количестве на данной территории временного жилья, нормах для размещения эвакуируемого населения, местах возможной установки временного жилья из базы данных;
— множество данных о возможностях данной территории по установке лагеря временного размещения эвакуируемых из базы знаний;
ф5 — множество данных от местных исполнительных органов о наличии временного жи-
(5)
лья и мест возможной установки лагеря временного размещения;
^5 — множество данных от обслуживающих организаций (воинские части, склады длительного хранения и т.д.);
¿5 — множество оценок территории по возможности установки временного жилья.
Оценка территории по обеспеченности питьевой и технической водой реализуется оператором А6.
А6 : У х и х Бб х Zб х Р х К х фб х Об х Фб х ^ Ьб,
где Иб — множество данных о наличии и количестве на данной территории действующих и законсервированных водоисточников, нормах обеспечения эвакуируемого населения из базы данных;
— множество данных о возможностях данной территории по обеспечению водой эвакуируемого населения из базы знаний;
фб — множество данных от местных исполнительных органов об обеспеченности водой
(6)
территории;
Об — множество данных от обслуживающих организаций (городской водоканал, районный водоканал, АО «Тобол - торгайская бассейновая инспекция»);
Ьб — множество оценок территории по обеспеченности водой.
Оценка территории по обеспеченности электроэнергией и возможности установки резервных источников реализуется оператором А7.
А! : У х и х Б7 х х Р х К х ф7 х х Ф7 х ¡л7 ^ Ь7, (7)
где — множество данных о наличии и количестве на данной территории основных и резервных источников электроэнергии, а также нормах обеспечения эвакуируемого населения из базы данных;
%7 — множество данных о возможностях данной территории по обеспечению электроэнергией эвакуируемого населения из базы знаний; ф7
нительных органов об обеспеченности террито-
где — множество данных о наличии и количестве на данной территории складов и баз продуктов питания, нормах обеспечения эвакуируемого населения из базы данных;
— множество данных о возможностях данной территории по обеспечению продуктами питания эвакуируемого населения из базы знаний; ф8
нительных органов об обеспеченности террито-
где Ид — множество данных о наличии, количестве, работоспособности, а также нормах обеспечения эвакуируемого населения средствами связи и оповещения населения из базы данных;
— множество данных о возможностях данной территории по обеспечению средствами связи и оповещения эвакуируемого населения из базы знаний;
ф9 — множество данных от местных исполнительных органов об обеспеченности террито-
где Ию — множество данных о наличии, состоянии и пропускной способности авиационных сообщений, железнодорожных и автомо-
рии электроэнергией;
О7 — множество данных от обслуживающих организаций (АО «Межрегионэнерготранзит», АО «ЭПК - Форфайт»);
¿7 — множество оценок территории по обеспеченности электроэнергией.
Оценка территории по обеспеченности продуктами питания, с учетом возможностей складов длительного хранения, реализуется оператором А8.
(8)
рии продуктами питания;
^8 — множество данных от обслуживающих организаций (Управления и отделы предпринимательства городов и районов области Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан);
¿8 — множество оценок территории по обеспеченности продуктами питания. Оценка территории по обеспеченности средствами связи и оповещения реализуется оператором А9.
(9)
рии средствами связи и оповещения;
Од — множество данных от обслуживающих организаций (АО «Казахтелеком» и др.);
Ьд — множество оценок территории по обеспеченности средствами связи и оповещения.
Оценка территории по обеспеченности транспортной сетью, а также пропускной способности автомобильных и железнодорожных дорог республиканского и местного значения, реализуется оператором А10.
(10)
бильных дорог, а также нормах обеспечения эвакуируемого населения из базы данных;
2— множество данных о возможностях
А8 : У х и х И8 х Z8 х Р х К х ф8 х О8 х Ф8 х ц,8 ^ Ь8,
А9 : У х и х Ид х Zg х Р х К х фд х Од х Фд х Ц,д ^ Ьд,
А10 : У х и х Ию х Zl0 х Р х К х фю х Ою х Фю х ах0 ^ Ьх0,
транспортной сети данной территории из базы знаний;
Ф10 — множество данных от местных исполнительных органов об обеспеченности территории транспортной сетью;
010 — множество данных от обслуживающих организаций (ОАО «Международный аэропорт Костанай», ОАО «Казахстантемиржолы»,
где Иц — множество данных о наличии и количестве на данной территории медицинских организаций, количестве и качестве медицинского персонала, нормах обеспечения эвакуируемого населения из базы данных;
211 — множество данных о возможностях медицинского обеспечения из базы знаний;
фи — множество данных от местных исполнительных органов о медицинском обеспеченности территории;
011 — множество данных от обслуживаю-
где ^12 — множество данных о наличии и количестве на данной территории санитарно-эпидемиологических организаций, количестве и качестве медицинского персонала, нормах обеспечения эвакуируемого населения из базы данных;
%12 — множество данных о возможностях санитарно-эпидемиологического обеспечения данной территории из базы знаний; ф12
нительных органов о возможностях санитарно-эпидемиологического обеспечения данной территории;
012 — множество данных от обслужи-
АО «Казавтодор», АО «Казавтожол»);
L\q — множество оценок территории по обеспеченности транспортной сетью и пропускной способности дорог.
Оценка территории по возможности медицинского обеспечения, возможности лечебных учреждений, количества и качества медицинского персонала, реализуется оператором А11.
(11)
щих организаций (Управления и отделы здравоохранения городов и районов области Министерства здравоохранения Республики Казахстан);
Ьц — множество оценок территории по медицинскому обеспечению.
Оценка территории по санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическо-му обеспечению, возможностям противоэпидемических и противочумных бригад отрядов и групп, реализуется оператором А12.
(12)
вающих организаций (Управления и отделы санитарно-эпидемиологического надзора городов и районов области Департамента защиты прав потребителей);
Ь\2 — множество оценок территории по санитарно-эпидемиологическому обеспечению.
Множество оценок территории по возможности приема эвакуируемого населения, реализуемых операторами А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10, АН, А12, являются входными параметрами для работы оператора А13, который формирует данные множества районов пригодных для размещения эвакуируемого населения (множество — J).
А11 : Y х U х D11 х Z11 х Р х К х фц х Qn х Фц х /лц ^ Ьц,
А12 : Y х U х D12 х Z12 х Р х К х ф12 х Q12 х Ф12 х ^12 ^ L12,
А13 : L3 х L4 х L5 х L6 х L7 х L8 х Lg х L10 х L11 х L12 х D13 х Z13 х Р х К х ф13 х Ф13 х ^ J, (13)
где ^13 — множество данных о возможностях территории по жизнеобеспечению населения из базы данных;
Zlз — множество данных о возможностях по жизнеобеспечению населения территории из базы знаний;
ф13 — множество данных от местных исполнительных органов о возможностях данной тер-
ритории по жизнеобеспечению населения.
Оператор А14 из множества пригодных районов выбирает несколько, на территорию которых будет проведена эвакуация конкретного количества человек в определенное время года (множество — в). Работа оператора А14 представлена соотношением (14).
А14 : 3 х И14 х г14 х
где ^14 — множество данных о возможностях территории по жизнеобеспечению населения из базы данных;
214 — множество данных о возможностях по жизнеобеспечению населения территории из базы знаний;
Р х К х Ф14 х v ^ G, (14)
ф 14 — множество данных от местных исполнительных органов о возможностях данной территории по жизнеобеспечению населения.
Оператор А15, основываясь на результатах работы операторов А14, АЗ и А10 прокладывает маршруты эвакуации (множество — W).
А15 : С х Ь3 х Ь10 х И15 х х Р х К х ф15 х Ф15 х ^ Ш, (15)
где ^15 — множество данных об авиа, желез- Данные о количестве эвакуируемого насе-
нодорожной и автомобильной инфраструктуре ления (множество — ЬЗ), районов размещения
из базы данных; эвакуируемого населения (множество — О) и
^15 — множество данных об авиа, желез- маршрутах эвакуации (множество — \¥), яв-
нодорожной и автомобильной инфраструктуре ляются исходными данными для абстрактного
территории из базы знаний; оператора А16, результатом работы которого ф15
нительных органов об авиа, железнодорожной роприятий (множество — и автомобильной инфраструктуре.
А16 : L3 х G х W х D16 х
где D\6 — множество разнородных данных о возможностях территории из базы данных;
Z\6 — множество разнородных данных о возможностях территории из базы знаний;
ф!б — множество разнородных данных от местных исполнительных органов о возможностях данной территории.
Таким образом, разработанная концептуальная модель позволила:
— выявить структуру системы принятия ре-
^16 х фю х Ф16 х ^16 ^ д, (16)
шения по зонированию территории для размещения эвакуируемого населения;
— определить источники и потребителей информации, необходимой для зонирования территории по степени пригодности к приему эвакуированного населения;
— сформировать стратегическое направление деятельности органа управления по разработке планов эвакуационных мероприятий.
Рисунок 1 Концептуальная модель зонирования территории области но степени пригодности
д.ля приема эвакуируемого населения Al А16 абстрактные операторы системы, Е множество данных о потенциально опасных объектах, S множество данных от службы наблюдения и лабораторного контроля, М множество данных метеоусловий, Dn множество данных из базы данных, Zn множество данных из базы знаний, Кп — множество критериев, Рп — множество данных разведки, — множество данных от местных исполнительных органов, wn — множество данных от обслуживающих организаций, Psin — множество внешних погрешностей, ^п — множество внутренних погрешностей, Y множество характеристик поражающих факторов, U множество данных о границах зон поражения поражающих факторов, L3 множество данных
о количестве людей, подлежащих эвакуации, L4 множество оценок территории по имеющемуся жилью, L множество оценок территории по возможности установки временного жилья, L6 множество оценок территории по обеспеченности водой, L7 множество оценок
территории по обеспеченности электроэнергией, L8 множество оценок территории но обеспеченности продуктами питания, L9 множество оценок территории по обеспеченности средствами связи и оповещения, LIO множество оценок территории но обеспеченности транспортной сетью, L11 множество оценок территории по медицинскому обеспечению, L12 множество оценок территории по санитарно-эпидемиологическому обеспечению, .J множество районов для размещения эвакуируемого населения, G районы, пригодные для размещения эвакуируемого населения. W множество маршрутов эвакуации, Q множество планов
эвакуации.
Литература
1. СН PK В.1.1-13-2000 «Инструкция по проектированию и строительству инженерных участков для размещения эвакуируемого населения», Астана: Kazgor — 2000.
2. Куанышбаев М.С. Рациональный выбор территории для размещения эвакуируемого населения в Республике Казахстан. // Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции «Предупреждение. Спасение. Помощь». — Химки: ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2016. С. 44-48
3. Добров A.B. Математические модели. Часть первая: чебное пособие / A.B. Добров. Академия гражданской защиты МЧС России, — Но-вогорск 2000 г. — 76 с.
4. Добров A.B. Имитационное моделирование: учебное пособие / A.B. Добров. Академия гражданской защиты МЧС России, — Новогорек 2001 г. — 119 с.
5. Мухин В.П., Малин A.C. Исследование систем управления: Часть 1 Концептуальные основы исследования систем управления, курс лекций, Академия гражданской защиты МЧС России — Химки 2009 г. — 103 с.
6. Мухин В.П., Малин A.C. Исследование систем управления: Часть 2 Концептуальные основы исследования систем управления, курс лекций, Академия гражданской защиты МЧС России — Химки 2009 г. — 143 с.
Рецензент: доктор военных наук, профессор Мазаник А.И.