ФУНДАМЕНТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
УДК 355.588.2
Ю.Н. Рейхов, А.Ю. Лебедев
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПУНКТОВ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрена практика организации работы пунктов временного размещения (ПВР) в Ростовской области. Рассмотрена структура ПВР. Приведены основные проблемы и направления совершенствования работы ПВР на приграничных территориях.
Ключевые слова: пункт временного размещения; беженец; вынужденный переселенец; жизнеобеспечение; приграничная территория.
Y. Reykhov, A. Lebedev
THE PRACTICE OF ORGANIZATION OF WORK OF THE TEMPORARY ACCOMMODATION CENTRES IN THE BORDER AREAS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article considers the practice of organization of work of the temporary housing in the Rostov region. The structure PTS. The main problems and directions ofperfection of work ofPTS.
Keywords: temporary accommodation; refugee; IDP and life support.
Массовые антиправительственные акции начались в юго-восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на волну откровенно националистических настроений в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона, предоставляющего русскому языку статус регионального. Центром противостояния пророссийски настроенных граждан с властью в Киеве стал Донбасс (Донецкая и Луганская республики). С началом военных действий, как и прогнозировалось, на территорию Российской Федерации хлынул поток «беженцев».
В соответствии с Федеральным законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» под термином беженец понимается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений [1].
Беженец - это определённый статус, юридически оформленный. Важно, что лица, соответствующие этому определению, автоматически беженцами с правовой точки зрения не являются.
Для получения этого статуса требуется обращение с ходатайством и проведение ряда правовых процедур. Часть жителей Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации не получают статус беженца по различным причинам.
В то же время в Российской Федерации действует Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах». Согласно статье 1 этого закона, под вынужденным
- 3
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'3
переселенцем понимается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершённого в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [2].
Граждане Украины не являются гражданами Российской Федерации. В связи с этим в настоящее время используется термин «граждане, вынужденно покинувшие Украину».
В МЧС России разработаны Методические рекомендации по организации первоочерёдного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения [3].
Методическими рекомендациями определены цель и задачи создания ПВР пострадавшего населения.
Главной целью создания ПВР пострадавшего населения в ЧС является создание и поддержание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения ЧС.
ПВР предназначен для приёма, временного размещения, учёта и первоочерёдного жизнеобеспечения населения, отселённого (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС.
При выборе места размещения ПВР следует предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских организаций, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т. п.) инфраструктур населённого пункта, в границах которого или рядом с которым размещается ПВР.
Категория пострадавшего населения, нуждающегося в первичной медико-санитарной помощи, беременные женщины, кормящие матери, семьи с детьми дошкольного возраста, больные с тяжёлыми (хроническими) заболеваниями должны быть размещены в стационарных ПВР, пригодных для жилья и имеющих системы жизнеобеспечения и медицинское обслуживание. Проживание этой категории населения в ПВР допускается только на период эвакуации его из зон бедствия.
При размещении ПВР в сельской местности необходимо предусмотреть возможность выездного обслуживания пострадавшего населения предприятиями и учреждениями ближайшего города.
Выбор места развертывания ПВР осуществляется исходя из недопущения нанесения ущерба естественным экологическим системам и необратимых изменений в окружающей природной среде.
Основными задачами ПВР при повседневной деятельности являются:
планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приёму населения, выводимого из зон возможных ЧС;
разработка необходимой документации;
заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;
обучение администрации ПВР действиям по приёму, учёту и размещению пострадавшего населения в ЧС;
практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации
ПВР;
участие в учениях, тренировках и проверках, проводимых территориальными органами МЧС России, органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы по ГО и ЧС).
Основными задачами ПВР при возникновении ЧС являются:
полное развёртывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приёму и размещению людей;
организация учёта прибывающего населения и его размещения;
установление связи с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности (КЧС и ПБ) и эвакоприёмной комиссией, с ЕДДС, с организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения; организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения; представление донесений о ходе приёма и размещения населения в КЧС и ПБ; подготовка пострадавшего населения к отправке в пункты длительного проживания (при продолжительном периоде восстановительных работ).
В целях организации работы ПВР его администрацией отрабатываются следующие документы:
приказ руководителя организации о создании ПВР;
функциональные обязанности администрации ПВР;
штатно-должностной список администрации ПВР;
табель оснащения медицинского пункта ПВР;
календарный план действий администрации ПВР;
схема оповещения и сбора администрации ПВР;
схема связи и управления ПВР;
журнал регистрации размещаемого в ПВР населения;
журнал полученных и отданных распоряжений, донесений и докладов в ПВР;
журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения;
анкета качества условий пребывания.
Для обеспечения функционирования ПВР необходимы:
указатели расположения элементов ПВР и передвижения населения;
перечень сигналов оповещения и порядок действий по ним;
электрические фонари;
электромегафоны;
инвентарь для уборки помещений и территории.
Все помещения и вся прилегающая к ПВР территория должны быть хорошо освещены. Все вопросы жизнеобеспечения эвакуируемого населения начальник ПВР решает с КЧС и ПБ.
При ЧС регионального, межрегионального и федерального характера расходы на проведение мероприятий по временному размещению пострадавшего населения и его первоочередному жизнеобеспечению, в первую очередь, осуществляются за счёт ресурсов субъекта Российской Федерации, а при их недостаточности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи.
Для размещения граждан, вынужденно покинувших Украину, и их жизнеобеспечения на территории Российской Федерации были развернуты пункты временного размещения. В настоящее время МЧС России и органами местного самоуправления РФ используется следующая технология: в приграничных районах развёрнуты пункты временного размещения (как правило, палаточные лагеря), где осуществляется приём, регистрация и распределение граждан Украины. В этих палаточных ПВР граждане находятся 2-3 суток. В дальнейшем их распределяют (по их собственному желанию) в различные регионы России. Доставка осуществляется всеми видами транспорта.
В настоящее время (по состоянию на 1 июля 2014 года) в пунктах временного размещения в РФ находятся более 26 тыс. граждан, вынужденно покинувших территорию Украины.
Всего развернуто 397 пунктов временного размещения, в которых находятся более 26,5 тыс. человек, в том числе свыше 10 тыс. детей. Интенсивность приёма и перераспределения граждан Украины только на одном ПВР доходила до 360 человек в сутки в период прекращения огня.
Дополнительно развёрнуты и готовы к приёму восемь мобильных пунктов временного размещения вместимостью свыше 3,7 тыс. человек.
Основными задачами ПВР на приграничных территориях являются:
приём, регистрация, временное размещение и жизнеобеспечение эвакуируемого населения;
информирование эвакуируемого населения об изменениях в сложившейся обстановке;
представление донесений в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) муниципального образования о количестве принятого эвакуируемого населения;
обеспечение и поддержание общественного порядка в ПВР;
обеспечение эвакуируемого населения водой, продуктами питания, одеждой, предметами первой необходимости;
оказание медицинской и психологической помощи;
подготовка эвакуируемого населения к отправке в пункты длительного проживания.
В период с 24 по 30 июня 2014 года в Ростовской области оперативно-исследовательская группа ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России» работала на пунктах пропуска и ПВР г. Донецк, г. Гуково, г. Новошахтинск в приграничной зоне Ростовской области.
Период работы совпал с объявленным прекращением боевых действий со стороны властей Украины. Практически эти действия не прекращались. Базовым пунктом размещения был ПВР «Донецк», развёрнутый в 1 км от МАПП «Донецк» (Изварино) на окраине города Донецк Ростовской области.
ПВР организован на базе спасательного центра и представлял собой образцовый пример организации действий по приёму пострадавших
На рис. 1 - 4 представлены элементы пункта временного размещения г. Донецк Ростовской области.
Рис. 1. Первая линия палаточного городка ПВР, Рис. 2. Столовая и полевая кухня
г. Донецк
Рис. 3. Детские песочницы в ПВР
Рис. 4. Часовня
При затяжном характере чрезвычайной ситуации или невозможности возвращения в места постоянного проживания проводится перемещение населения с ПВР в пункты длительного проживания, находящиеся на территории муниципального образования или за его пределами, где возможно длительное проживание и всестороннее обеспечение.
Состав администрации пунктов длительного проживания определяется в каждом отдельном случае в зависимости от территориального размещения, вместимости, наличия и возможностей инженерных и коммунальных сетей.
Под пункты длительного проживания используются профилактории, базы отдыха, пансионаты, туристические базы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения, а также не исключается возможность подселения на жилую площадь.
Для обеспечения правового режима в СРФ, принимающих эвакуируемых из Украины, введены режимы ЧС.
Кроме того, в ПВР Ростовской области дополнительно реализованы следующие задачи: организация круглосуточной работы по приёму и отправке граждан, вынужденно покинувших Украину с учётом их согласия;
обеспечение круглосуточно питанием пострадавших;
духовная (религиозная помощь);
приём и распределение гуманитарной помощи;
обеспечение работы и организация взаимодействия с представителями ФМС, прокуратуры РФ, следственного комитета, прессы;
оборудование детских площадок, организация детского досуга.
Рассмотрим организацию работы ПВР на приграничных территориях на примере пункта временного размещения г. Донецк Ростовской области. На рис. 5 приведена схема пункта временного размещения в г. Донецк Ростовской области.
Пункт временного размещения функционирует круглосуточно. Вынужденных переселенцев с Украины подвозят школьным автобусом с МАПП «Донецк - Изварино». Также пострадавшие прибывают пешком (удаление ПВР от КПП составляет 1 км) и на личных автомобилях. Во время обстрела приграничной территории люди бегут через поле, минуя КПП пункта пропуска.
По прибытию в ПВР вынужденные переселенцы проходят регистрацию на получение и оформление миграционной карты для пребывания на территории Российской Федерации в палатке ФМС.
Рис. 5. Схема ПВР в г. Донецк Ростовской области
В это же время им бесплатно предлагаются сим-карты для сотовой связи. Прибывающие опрашиваются представителями прокуратуры и следственного комитета России. Все прибывающие проходят медосмотр.
В ПВР для прибывающих организовано лёгкое питание - чай, кофе с бутербродами. В лагере вместе с сотрудниками и офицерами МЧС России работают добровольцы из числа вынужденных переселенцев и молодёжных патриотических организаций г. Донецка Ростовской области. В палатке-клубе постоянно работает широкоформатный телевизор с блоком новостных программ. Для зрителей предусмотрены сидячие места.
Команда размещения из военнослужащих МЧС России после регистрации размещает вынужденных переселенцев, учитывая необходимость расположения семьями, на свободные места в палатках, имеющих нумерацию. Количество прибывших сообщается в ОМСУ и ЦУКС ГУ МЧС России по Ростовской области и Южный региональный центр МЧС России постоянно.
ФМБА России по запросу оказывает помощь, располагаясь на ближнем к входу на ПВР фланге в 2-х палатках. В лагере дежурит автомобиль ФМБА России с медицинским имуществом. При необходимости сотрудники ФМБА России оказывают помощь раненым и больным.
По прибытии автотехники на въезд в ПВР (место погрузки) из регионов России, дежурный персонал ПВР оповещает проживающих вынужденных переселенцев о погрузке на транспорт. Для оповещения используются ручные громкоговорители. Дежурный указывает пункт конечного маршрута и предлагает желающим (выбор дальнейшего перемещения зависит от самих переселенцев). Принимаются меры к постоянному движению пострадавших в регионы России на стационарные ПВР и места расселения (иногда с предоставлением рабочих мест). Наиболее проблемными являются пожилые, малотранспортабельные и требующие ухода переселенцы. Их и остальной состав обеспечивают широким диапазоном средств гигиены. Особое внимание уделено женщинам с грудными детьми. Детское питание для детей было в достатке. Для детей в ПВР построены песочницы с песком, спортгородок (ПВР был развёрнут на городском стадионе), а также работала приглашенная группа цирковых артистов-клоунов.
Горячее питание вынужденных переселенцев организовано 3 раза в день на полевой кухне в палатке-столовой. В первую смену приём пищи принимал обслуживающий персонал. Проблемы с
8 _
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'3
полноценным питанием возникали при встрече групп переселенцев ночью. В этом случае использовались консервы гуманитарной помощи. Сил для приготовления пищи, имеющих санитарные книжки, недостаточно. Повара в ПВР работают от Южного регионального центра МЧС России по контракту аутсорсинга.
У каждой палатки установлены урны для мусора. Мусор собирается ежедневно персоналом ПВР. Санитарный режим в ПВР поддерживается. Мойка туалетов проводится расчётом АРС 2 раза в сутки. Помывка граждан горячей водой ежедневно в вечернее время. Запас воды хранился в автоцистерне на 5 т и в резервных ёмкостях.
Уборка в палатках организовывается их обитателями принудительно. Для семей с детьми выдавались тазы для стирки белья и моющие средства. Для глажки предусмотрена палатка-бытовка.
Туалеты выполнены из семи стандартных пластиковых кабин биотуалетов, установленных над выгребными ямами в ряд на специальных основаниях. Помывка туалетов эффективна. Чистота поддерживалась.
В целом необходимо отметить эффективную работу органов управления ПВР города Донецка Ростовской области. ПВР «Донецк», развернутый спасательным центром стал образцом организации приёма и распределения граждан, вынужденно покинувших Украину.
Но имеется и ряд проблем, которые следует учитывать в практике:
часть ПВР в Ростовской области были расположены неоправданно близко к государственной границе в небезопасных, с точки зрения возможного поражения артиллерийским и стрелковым оружием, зонах, что в итоге привело к необходимости передислокации их (г. Гуково, г. Донецк Ростовская обл.) 14.07.2014 на удаление до 20 км от МАПП;
территория ПВР в ночное время ярко освещается и заметна с сопредельной стороны; в ПВР не хватает громкой связи для оповещения граждан;
присутствие в ПВР среди граждан Украины и сотрудников МЧС России людей в камуфляжной форме армейского образца;
отсутствуют средства защиты (каски, бронежилеты) для сотрудников ПВР. В целях совершенствования организации структуры и работы пунктов временного размещения необходимо:
использование современных материалов для ПВР (более лёгких, прочных, тёплых и т. д.); сокращение обслуживающего персонала;
использование одноразовых средств (одноразовая посуда, постельные принадлежности и т. д.); включение в табель оснащения средств защиты (каски, бронежилеты) на весь персонал пункта временного размещения;
использование городских сетей коммунально-энергетического хозяйства (временное подключение к городским сетям);
наличие громкоговорящей связи (в том числе электросирены) для оповещения и доведения информации;
организация эффективной работы санпропускника для всех прибывающих в ПВР (особенно ночью) с целью выявления раненых и больных лиц.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 "О беженцах".
2. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
3. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (утв. МЧС России 25.12.2013 № 2-4-87-37-14);
4. ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.
5. ГОСТ Р 22.3.05-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения.