Научная статья на тему 'Анализ работы полевых пунктов временного размещения вынужденных переселенцев с юго-востока Украины, развёрнутых на территории Ростовской области'

Анализ работы полевых пунктов временного размещения вынужденных переселенцев с юго-востока Украины, развёрнутых на территории Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВЫЕ ПУНКТЫ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ / FIELD POINT OF TEMPORARY DISTRIBUTION / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / INTERNALLY DISPLACED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Александр Иванович, Иванченко Дмитрий Иванович

В статье рассмотрен анализ работы полевых пунктов временного размещения (ППВР) на территории Ростовской области. Приведены основные проблемы организации работы органов управления при развёртывании ППВР и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузьмин Александр Иванович, Иванченко Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYS FUNCTIONING OF THE FIELD POINT OF TEMPORARY DISTRIBUTION OF FORCED IMMIGRANT FROM THE SOUTH-EAST OF UKRAINE, DEPLOYED ON THE TERRITORY OF THE ROSTOV REGION

In the article the analysis functioning of the field point of temporary distribution in the Rostov region is considered. The main problems of organization, operating controls when deploying and solutions of the field point of temporary distribution are shown.

Текст научной работы на тему «Анализ работы полевых пунктов временного размещения вынужденных переселенцев с юго-востока Украины, развёрнутых на территории Ростовской области»

УДК 355.588.2

А.И. Кузьмин, Д.И. Иванченко

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПОЛЕВЫХ ПУНКТОВ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ С ЮГО-ВОСТОКА УКРАИНЫ, РАЗВЁРНУТЫХ НА

ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрен анализ работы полевых пунктов временного размещения (ППВР) на территории Ростовской области. Приведены основные проблемы организации работы органов управления при развёртывании ППВР и пути их решения.

Ключевые слова: полевые пункты временного размещения; вынужденные переселенцы.

A. Kuzmin, D. Ivanchenko

ANALYS FUNCTIONING OF THE FIELD POINT OF TEMPORARY DISTRIBUTION OF FORCED IMMIGRANT FROM THE SOUTH-EAST OF UKRAINE, DEPLOYED ON THE

TERRITORY OF THE ROSTOV REGION

In the article the analysis functioning of the field point of temporary distribution in the Rostov region is considered. The main problems of organization, operating controls when deploying and solutions of the field point of temporary distribution are shown.

Keywords: field point of temporary distribution; internally displaced persons.

Ведение боевых действий в юго-восточной части Украины, увеличение количества жертв среди мирного населения, нарушение систем жизнеобеспечения и невозможность эвакуации населения в западные районы республики стали причиной самостоятельного прибытия большого количества украинских граждан на территорию приграничных районов Ростовской области Российской Федерации.

В связи с наплывом беженцев с юго-востока Украины губернатор Ростовской области распоряжением от 4 июня 2014 г. вводит режим чрезвычайной ситуации на территории 15 районов области для органов управления и сил территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Ростовской области [7].

Размещение граждан, прибывающих с Украины, осуществляется в пунктах временного размещения (далее - ПВР) как стационарных, развёрнутых в общежитиях, на территориях детских оздоровительных лагерей и т. д., так и полевых - в палаточных городках. Развертывание ПВР осуществляется на основании постановлений глав муниципальных образований «О создании пунктов временного размещения граждан, вынужденно покинувших территорию Украины».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2014 года бюджету Ростовской области предоставлена финансовая помощь в размере до 240 млн. рублей на развёртывание и содержание пунктов временного проживания и питания граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и временно размещённых на территории России.

Пункт временного размещения населения, пострадавшего в ЧС природного и техногенного характера, предназначен для создания условий сохранения жизни и здоровья людей в период после возникновения ЧС природного и техногенного характера (на срок до 10 суток).

Основными задачами ПВР являются:

приём, регистрация и временное размещение пострадавшего населения при ЧС;

организация оказания медицинской помощи пострадавшим и больным;

информирование населения, размещённого на ПВР, об изменениях в сложившейся обстановке;

представление донесений в эвакуационную комиссию о количестве принятого эвакуированного населения;

обеспечение и поддержание общественного порядка на ПВР;

информирование населения, размещённого на ПВР, о нахождении пунктов питания, медицинских учреждений, отделений связи и сберегательных касс, о порядке работы бытовых учреждений и их местонахождении;

подготовка эвакуируемого населения к отправке на пункты длительного проживания [9].

С увеличением количества прибывающих граждан из Украины по просьбе губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева в конце июня Министерством по чрезвычайным ситуациям России принято решение о дополнительном развёртывании 4-х полевых пунктов временного размещения (далее - ППВР) на 2000 человек в городах. Новошахтинск, Гуково, Донецк, Матвеево -Курган.

Развёртывание и организация работы ППВР в полевых условиях представляет собой определённые сложности, которые необходимо учитывать в будущем при выполнении мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях как конфликтного характера, так и бесконфликтного.

Организацию развёртывания и работы ППВР в Ростовской области рассмотрим на примере трёх из них, развёрнутых в городах Донецк, Гуково, Новошахтинск. Расчётная вместимость каждого ППВР - до 500 человек.

А,

г

*

Рис. 1. Полевой пункт временного размещения в г. Донецк Ростовской области

ППВР в г. Донецк Ростовской области (рис. 1) развёрнут 4.06.2014 силами 495 Спасательного центра МЧС России и расположен в 700 м от поста многостороннего автомобильного пункта пропуска (далее - МАПП) Донецк Миллеровской таможни на территории бывшего футбольного поля. Из 75 палаток пункта 69 предназначены для размещения населения. Администрацией г. Донецк предусмотрен рейсовый автобус для перевозки граждан Украины от МАПП до ППВР. В сутки в ППВР г. Донецк прибывало от 90 до 400 человек (из них до 40 % - дети).

Рис. 2. Полевые пункты временного размещения а) в г. Гуково Ростовской области б) в г. Новошахтинск Ростовской области

ППВР г. Гуково Ростовской области (рис. 2а) развёрнут 18.06.2014 также силами 495 Спасательного центра МЧС России в 100 м от государственной границы (демаркационной линии). Из 49 палаток пункта 40 предназначены для размещения граждан Украины.

Общее количество граждан, прошедших регистрацию на ППВР за период с 16 июня по 2 июля 2014 года, составило более 1700 человек (из них 43 % - дети).

ППВР г. Новошахтинск Ростовской области (рис. 2б) развёрнут силами департамента предупреждения ЧС Ростовской области 20 июня 2014 года и состоит из 45 палаток, 40 из которых предназначены для размещения людей.

В период с 20 июня по 1 июля 2014 года на ППВР зарегистрированы и направлены в пункты длительного пребывания более 1413 человек, из них 428 - дети.

В каждом из перечисленных пунктов временного размещения процесс приёма, регистрации и размещения граждан Украины начинается с КПП, где сотрудники МЧС России встречают население и отправляют в штабную палатку, в которой представители администрации органов местного самоуправления и сотрудники МЧС России регистрируют и проводят опрос по форме:

состав семьи;

наличие родственников на территории Российской Федерации и возможность проживания у

них;

наличие среднего специального или высшего образования,

специальность и последнее место работы, для возможности трудоустройства на территории Российской Федерации.

Так как не все граждане Украины прибывают на территорию Российской Федерации законным путём, через таможенные пункт пропуска, на территории ППВР организована круглосуточная работа представителя ФМС, где можно оформить и получить миграционную карту, для пребывания на территории Российской Федерации. Также вновь прибывшие граждане Украины проходят медицинский осмотр, а представителями прокуратуры и следственного комитета России производится опрос по своему направлению.

После регистрации сотрудник МЧС России выдаёт чистое постельное бельё (две простыни, наволочка и два полотенца) и размещает вновь прибывших людей в палатки, с учётом семейного положения и половой принадлежности. В жилых палатках создан минимальный интерьер: стулья, стол, кровати.

На территории ППВР круглосуточно открыта палатка-клуб с постоянно работающим телевизором, где можно посмотреть программы новостей. В этой же палатке сотрудниками ППВР раздаётся бесплатный чай и кофе с бутербродами.

Охрану общественного порядка на территории ППВР осуществляет полицейский экипаж. Лагерь снабжён телефонной и интернет-связью, имеется бесплатный доступ к Wi-Fi. Гражданам Украины бесплатно раздают сим-карты российских операторов сотовой связи.

Особое внимание уделено созданию необходимых санитарных условий. На территории ППВР имеются: полевая баня, которая работает ежедневно с 16:00-22:00, время для женщин 16:00-18:00, с 18:00-20:00 время для мужчин, с 20:00-22:00 время для сотрудников ППВР, умывальники и шесть биотуалетов, которые дезинфицируют несколько раз в день.

На территории ППВР имеется православная часовня. Для детей предусмотрена игровая зона. В палатках с гуманитарной помощью граждане Украины при необходимости имели возможность выбрать одежду для себя и членов своих семей.

В ППВР организовано трёхразовое питание. Завтрак включает в себя кофе, бутерброд и кашу с мясом, обед - первое блюдо, макароны или кашу с мясом, напиток, ужин - чай и кашу с мясом. Для детей разных возрастов предусмотрено детское питание, фрукты.

Ежедневно в каждом ППВР формировались колонны автобусов с гражданами Украины для убытия их в пункты длительного пребывания в другие субъекты Российской Федерации.

При развёртывании ППВР и организации их работы органы управления столкнулись с рядом проблем. Среди них хотелось бы отметить приведённые ниже.

1. Размещение переселенцев и создание необходимых условий для их проживания не входят в функции РСЧС, однако при возникновении межнациональных конфликтов или военных действий силы и средства РСЧС привлекаются для решения задач эвакуации и жизнеобеспечения пострадавшего в результате этих конфликтов населения. В этих случаях ППВР могут быть использованы в качестве временных пунктов приёма беженцев и переселенцев до решения вопроса на федеральном уровне соответствующими органами исполнительной власти об их расселении на постоянные места жительства по России или возврате в места постоянного проживания [9]. Но в данном случае граждане Украины не являются ни беженцами, ни переселенцами. То есть, граждане Украины просто «гости», прибывшие в большом количестве на территорию Российской Федерации.

Согласно федеральному закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений [2].

Представляется целесообразным внесение соответствующих дополнений в нормативную правовую базу по определению статуса населения, которое не подходит под статус беженца или вынужденного переселенца, но нуждается в защите.

2. Отсутствие необходимого количества палаток, для развертывания ППВР в г. Гуково Ростовской области привело к тому, что приходилось использовать палатки, которые по срокам хранения подходили под списание или уже были на этот момент списаны. Общее количество таких палаток составляло в порядка 30 %. А при развёртывании ППВР в г. Новошахтинск департаменту предупреждения ЧС Ростовской области пришлось запрашивать необходимое количество палаток у пяти муниципальных образований Ростовской области.

3. ППВР в г. Новошахтинск Ростовской области изначально был развёрнут в 100 м от МАПП Новошахтинск. Но его вынуждены были перемещать в более безопасное место из-за начавшейся стрельбы и взрывов в районе сопредельного пункта пропуска «Должанский» (Украина). В настоящий момент ППВР находится в 4 км от МАПП Новошахтинск в хуторе Черников. Первоначальный выбор размещения ППВР был осуществлён с нарушением требований методических рекомендаций по организации работы ППВР [9], в которых при выборе места размещения ППВР следует

предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских организаций, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т. п.) инфраструктур населённого пункта, в границах которого или рядом с которым размещается ППВР.

4. Гражданский персонал не всегда готов работать в полевых условиях. В частности, это повара, которые не подготовлены и не обучены готовить пищу на полевых кухнях. К примеру, в ППВР г. Гуково несколько раз был нарушен технологический процесс приготовления пищи, что привело к её негодности. Данной проблемы можно было избежать, если согласно тем же методическим рекомендациям [9] осуществлять: «заблаговременную подготовку помещений, инвентаря и средств связи; обучение администрации ППВР действиям по приёму, учёту и размещению пострадавшего населения в ЧС; практическую отработку вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ППВР; участие в учениях, тренировках и проверках, проводимых территориальными органами МЧС России, органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Кроме того, учитывая специфику складывающейся в Украине обстановки, необходимости в ряде случаев решать задачи защиты населения других государств, упорядочения и юридической поддержки деятельности органов управления, представляется необходимым расширить перечень уровней чрезвычайных ситуаций за счёт введения понятия «трансграничная чрезвычайная ситуация».

«Трансграничная чрезвычайная ситуация» - это обстановка на определённой территории, поражающие факторы которой выходят за пределы государства, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию государства.

Учитывая вероятность повторения подобных ситуаций в других регионах России необходимо законодательно определить порядок создания необходимых запасов материальных средств для своевременного развертывания пунктов временного размещения. В первую очередь это касается приграничных субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Конвенция о статусе беженцев Женева, 28 июля 1951 г.

2. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

6. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

8. Распоряжение губернатора Ростовской области от 04.06.2014 № 150 «О введении режима чрезвычайной ситуации».

9. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения от 25.12.2013 № 2-4-87-37-14.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.