Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ КРАУДСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ КРАУДСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРИМЕНЕНИЕ КРАУДСОРСИНГА / УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Светлана Викторовна, Долгова Ирина Владимировна, Киселева Наталья Николаевна

В статье дается теоретическое обоснование модели применения краудсорсинга, позволяющей интенсифицировать перспективные тренды развития местного самоуправления на основе получаемых социально-экономических эффектов. Предлагаемая модель отражает взаимосвязь всех элементов процесса реализации краудсорсинга и описывает его основные функциональные возможности: информационные, контрольные, исследовательские, коммуникативные, инновационные. Подчеркивается роль механизмов вовлечения и самоорганизации населения, стимулирования их социальной активности, создания информационной платформы и фасилитационной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Светлана Викторовна, Долгова Ирина Владимировна, Киселева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF CROWDSOURCING APPLICATION IN MUNICIPAL EDUCATION MANAGEMENT

The article provides atheoretical substantiation ofthe model of crowdsourcing application, which makes it possible to intensify promising trends in the development of local self-government on the basis of the obtained socio-economic effects. The proposed model reflects the interconnection of all elements of the crowdsourcing implementation process and describes its main functionalities: information, control, research, communication, innovative. The role of mechanisms for involving and self-organizing the population, stimulating their social activity, creating an information platform and facilitating support is emphasized.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ КРАУДСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

УДК 316.014

Алиева С.В.1 Долгова И.В.2 Киселева Н.Н.3

концептуальная модель применения краудсорсинга в управлении муниципальным образованием

Аннотация. В статье дается теоретическое обоснование модели применения краудсорсинга, позволяющей интенсифицировать перспективные тренды развития местного самоуправления на основе получаемых социально-экономических эффектов. Предлагаемая модель отражает взаимосвязь всех элементов процесса реализации краудсорсинга и описывает его основные функциональные возможности: информационные, контрольные, исследовательские, коммуникативные, инновационные. Подчеркивается роль механизмов вовлечения и самоорганизации населения, стимулирования их социальной активности, создания информационной платформы и фасилитационной поддержки.

Ключевые слова: модель, применение краудсорсинга, управление муниципальным образованием.

Alieva S.

Dolgova I.

Kiseleva N.

CONCEPTUAL MODEL OF CROWDSOURCING APPLICATION IN MUNICIPAL EDUCATION MANAGEMENT

Abstract. The article provides atheoretical substantiation ofthe model of crowdsourcing application, which makes it possible to intensify promising trends in the development of local self-government on the basis of the obtained socio-economic effects. The proposed model reflects the interconnection of all elements of the crowdsourcing implementation process and describes its main functionalities: information, control, research, communication, innovative. The role of mechanisms for involving and self-organizing the population, stimulating their social activity, creating an information platform and facilitating support is emphasized.

Keywords: model, application of crowdsourcing, management of the municipality.

1 Алиева Светлана Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, [email protected]

Svetlana Alieva, Doctor of Sociolgy, Associate Professor, Head of the Department of Management and Business Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, [email protected]

2 Долгова Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, [email protected].

Irina Dolgova, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Business Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, [email protected].

3 Киселева Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, [email protected]

Natalia Kiseleva, Doctor of Economics, Professor, Deputy Director North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, [email protected]

Проблема концептуализации в последнее время находится в фокусе внимания современных исследователей. При этом особую научную значимость приобретает концептуальная модель как теоретическая схема, объясняющая изучаемые явления и позволяющая находить решения исследуемой проблемы. В связи с этим предметом нашего интереса является разработка такой модели, с помощью которой можно проводить системное описание реализации технологии краудсорсинга, прогнозирование получения разнообразных эффектов и их концептуальное измерение.

При разработке концептуальной модели следует придерживаться определенного методологического подхода, позволяющего очерчивать необходимые границы и определять ракурсы исследования. Отечественные авторы (Бургин М.С., Кузнецов В.И., Масленников Е.В., Никаноров С.П.) в качестве такого подхода предлагают применять неформально-аксиоматический, который включает концептуальный анализ и концептуальное проектирование [1]. Под концептуальным анализом принято понимать определенный метод уточнения концептов. Он необходим в тех случаях, когда требуется разъяснение некоторой позиции для формулирования концептуально-теоретической схемы. Концептуальный анализ может применяться наряду с системным анализом, структурно-функциональным структурно-нормативным подходами. Концептуальное проектирование представляет собой переконструирование окружающего мира. Применительно к социальным системам его целью является формирование и внедрение управленческих механизмов, которые позволят создать условия для рациональной самоорганизации. По мнению Е.В. Масленникова, концептуальный анализ и концептуальное проектирование базируются не только на структуралистической парадигме, но и на принципах восхождения от абстрактного к конкретному [2]. Тем самым они создают условия для концептуального моделирования и получения новых знаний о существующих связях и отношениях объектов.

В соответствии с наиболее распространенной трактовкой концептуализации как процесса разработки концептуальной схемы исследуемого объекта, необходимо выполнить ряд та-

ких этапов, как разработка методологического конструкта, сопоставление составляющих его элементов и теоретическое описание этого фрагмента социальной реальности. Следует также уточнить понятие «модель», под которой понимается образец, передающий наиболее значимые характеристики реального объекта. Более развернутое определение дает Масленников Е.В., акцентируя внимание на таком аспекте, как промежуточное состояние некоторого объекта. В частности, по его мнению, модель - это вспомогательная система, которая может выступать в виде естественной или искусственной знаковой системы, полученной в результате моделирования. А моделирование, в свою очередь, он определяет как метод практического и теоретического опосредованного оперирования объектом, в ходе которого исследуется непосредственно не сам интересующий объект, а некоторая промежуточная вспомогательная [3].

Следовательно, концептуальная модель представляет собой совокупность взаимосвязанных понятий, схематическую диаграмму ключевых влияний, определяющих смысловую структуру рассматриваемой предметной области и лежащие в основе исследовательского дизайна. Ее эвристическая функция выражается в том, что она помогает выбору направлений проектирования, оптимальной организации процесса.

Основными характеристиками концептуальной модели будут структура моделируемой системы, свойства её элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели. Основываясь на таком понимании, концептуальная модель может рассматриваться как «идеальный образ», являющийся основой будущего проекта. При этом объект моделирования можно представить в виде системы с входом, выходом, прямой и обратной связью. На вход поступают ресурсы, затем происходит их преобразование, а на выходе образуются определенные эффекты [4].

Поскольку модель представляет собой структурно-логическую схему соподчинения компонентов управления процессами, то она должна создавать вполне адекватное представление об объекте и происходящих в нем процессах. Поэтому часто концептуальная модель представлена в графической или

повествовательной форме, благодаря чему четко прослеживаются основные моменты, требующие изучения: факторы, конструкты, переменные и их предполагаемые связи друг с другом. Она структурирует процесс исследования, позволяет увязать теорию и эмпирические данные, направляет сбор данных и их последующую интерпретацию [5].

При построении концептуальной модели главное внимание уделяется анализу имеющихся теоретических положений, структурированию объекта, четкой интерпретации основных понятий. Разработка концептуальной модели начинается с предварительного представления о том, какие факторы важны и как они могут быть объединены в логическую схему [6]. Уточняющие понятия возникают после первых эмпирических результатов, полученных, например, в ходе наблюдения или первых глубинных интервью. Подобный процесс развития модели в процессе исследования характерен для качественных исследований, использующих «мягкую» методологию [7]. В количественных исследованиях с применением «жесткой» методологии разработанная концептуальная модель становится основой рабочих гипотез и методических инструментов и не подвергается пересмотру в процессе сбора данных. При построении концептуальной модели важно стараться не описывать переменные на очень глобальном уровне, так как потом трудно будет найти для них эмпирические референты [8].

Для того чтобы концептуальная модель могла служить основной для разработки методик сбора данных, построения схем анализа и интерпретации данных и т. д., понятия, составляющие концептуальную модель, должны быть конкретизированы, и по возможности для них должны быть найдены эмпирические референты, т. е. признаки, по которым можно «опознать» явление в реальности. Для осуществления дальнейшей конкретизации концептуальной модели применяется процедура интерпретации основных понятий.

Понятие «краудсорсинг» можно проинтерпретировать через такие индикаторы, как осознание потребности в решении проблем путем вовлечения большого числа участников, заинтересованных в получении результатов, значительно улучшающих качество жизни в муниципальном

социуме, поиск новых идей, оценка вариантов решений и т.п. Таким образом, концептуальная модель детализируется и становится более конкретной, апеллирующей к конкретным наблюдаемым фактам, а не только к более или менее абстрактным понятиям и категориям [9].

Разработка концептуальной модели служит основой применения краудсорсинга в муниципальном управлении с целью получения значимых социально-экономических эффектов. Вначале дадим описательное представление концептуальной модели. Первоначально необходимо обозначить проблемы, возникающие в муниципальном образовании, с которых начинается процесс разработки и применения крауд-сорсинга. Затем происходит включение инициаторов в разработку их решения, обозначаются основные цели и направления решения. На достижение этих целей направлены действия в виде последовательных этапов: привлечение заинтересованной общественности к решению проблемы; организация процесса решения проблемы, генерация идей; отбор лучших идей и на завершающем этапе происходит оценка вклада участников в решение проблемы.

Затем разрабатываются мероприятия по достижению предполагаемых эффектов и осуществляется фасилитационная поддержка. Так, для вовлечения граждан в разработку кра-удсорсингового проекта необходимо их информирование через СМИ и создание информационных платформ. Организация же самого процесса потребует создания дискуссионных площадок и разработку механизмов стимулирования вовлечения граждан. Для реализации следующего этапа, отбора лучших идей, необходимо разработать систему критериев оценки. Наконец, чтобы провести объективную оценку вклада участников краудсорсингового проекта, целесообразно разработать балльно-рейтинговую систему [10].

Как уже было отмечено, понятия, составляющие концептуальную модель, должны быть конкретизированы, и, по возможности, для них должны быть найдены эмпирические референты. Для этого нами проводились социологические исследования, которые дали возможность на основе анализа эмпирических материалов выявить следующие тенденции: недостаточная информированность граждан о возможностях

участия в жизни местного сообщества и реализации общественных инициатив; невысокий уровень информационной грамотности определенных категорий граждан; присутствие патерналистских настроений среди опрошенных и наличие сомнений у значительной части респондентов в перспективах распространения краудсорсинга в управлении муниципальным образованием. На устранение этих преград в применении технологии краудсорсинга направлены наши рекомендации, суть которых сводится: во-первых, в создании возможности повышении информационной грамотности жителей всех муниципальных образований и улучшения информационного обеспечения граждан; во-вторых, при инициации краудсорсинговых проектов и вовлечения граждан в их разработку в большей степени опираться на такие мотивы, как возможность самореализации и творчества, повышения собственной значимости, развитие личностного потенциала и удовлетворение потребности в общении с единомышленниками.

Среди наиболее заметных эффектов в ходе обоснования целесообразности внедрения краудсорсинга как технологии, позволяющей использовать скрытые потенциалы социальной системы и построения теоретической модели краудсорсинга, нами были выделены такие эффекты, как экономический, коммуникативный, мотивационный, образовательный, административный, организационный, управленческий и репутационный. Для того чтобы обеспечить достижение выявленных эффектов, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на создание соответствующих условий в направлении каждого из обозначенных эффектов. Разработка концептуальной модели краудсорсинга была связана с выявлением социально-экономических эффектов и разработкой мероприятий по их достижении. Выполненное теоретическое обоснование функций краудсорсинга позволило выявить следующие основные эффекты: административный, коммуникативный, образовательный, управленческий, мотивацион-ный, репутационный и экономический.

Административный эффект состоит в возможности построения реального открытого диалога с населением, приобрести доверительные партнерские отношения и дополнительный ресурс влияния на ситуацию в ре-

гионе в виде поддержки жителей. Помимо этого, четкие представления о правомерности и легитимности действий позволят реализовать своевременно инновационные идеи. Следовательно, для его достижения необходимо разработать пакет нормативных правовых документов, регламентирующих и легитимизирующих деятельность по разработке и реализации краудсорсинговых проектов.

Коммуникативный эффект - это вовлечение большого числа заинтересованных лиц в решение местных проблем, создание интегрального интеллекта в масштабах муниципалитета, способного генерировать инновационные идеи, направленные на повышение качества жизни жителей муниципальных образований. На его достижение будут направлены такие действия, как создание информационных площадок на территории муниципального образования, проведение круглых столов, конференций, семинаров, в том числе в режиме онлайн.

Мотивационный эффект - это достижение наивысшего уровня удовлетворенности свой деятельностью. В процессе работы над краудсор-синговым проектом это возможность проявить себя, продемонстрировать свои сильные стороны, удовлетворить социальные и личные потребности собственные честолюбивые замыслы. Следовательно, разработка соответствующей системы стимулов может создать действенную эффективную систему мотивации, которая станет движущей силой вовлечения населения в краудсорсинговую деятельность.

Репутационный эффект - это изменение оценочных суждений в отношении деятельности представителей органов муниципальной власти, повышение доверия, получение позитивных оценок и создание благоприятного имиджа местных чиновников. Для его достижения необходимо освещать в средствах массовой информации деятельность органов власти, события, связанные с реализацией популярных проектов, направленных на повышение качества жизни населения муниципалитета.

Образовательный эффект - это повышение уровня компетенций, в том числе коммуникативных, информационных, управленческих, методических и развитие способностей, позволяющих участвовать в реализации краудсорсинга. На его достижения должны быть направлены такие мероприятия, как обучающие и развиваю-

щие тренинги, кейс-стадии, издание методических пособий по применению краудсорсинга.

Управленческий эффект - выявление наиболее острых проблем с точки зрения их наивысшей актуальности для населения муниципального образования, разработка оптимальных управленческих решений, учитывающих мнение большинства граждан, снижение риска принятия непопулярных, антисоциальных решений. Для его достижения необходимо разработать систему обратной связи населения с органами муниципальной власти в режиме реального времени.

Экономический эффект определяется сокращением расходования средств бюджетов муниципальных образований за счет экономии при использовании «коллективного разума» вместо высоких расходов на оплату привлеченных специалистов, позволяет сосредоточить уси-

лия на тех направлениях, которые поддержаны большинством жителей и сосредоточить их на более значимых проектах. Он может быть достигнут путем оптимизации количества и повышения качества поступающих идей; построения более эффективной процедуры отбора и одобрения идей, позволяющей сразу отсеивать непригодные идеи и не проводить их 100% экспертизу; снижения трудозатрат на проведение экспертизы идей за счет сокращения сроков ее проведения. Графическое изображение модели представлено на рисунке 1.

Таким образом, предлагаемая модель дает возможность не только представить структурно-логическое описание исследуемого объекта, но и прогнозировать социально-экономические эффекты и возможные риски, разрабатывать на основе мониторинга комплекс мероприятий по их достижению.

Рисунок 1. Концептуальная модель применения краудсорсинга в муниципальном образовании

Статья выполнена в рамках реализации гранта РФФИ, проект №20-011-00433 А «Моделирование социально-экономических эффектов краудсорсинга в управлении муниципальным

образованием»

библиографический список

1. Никаноров С.П. Теоретико-системные конструкты для концептуального анализа и проектирования. М., 2008.

2. Никаноров С.П., Масленников Е.В. Социологические исследования и концептуальный анализ // Социология: методология, методы, математические модели (4М). 1996. № 7. С. 59-60.

3. Масленников Е.В. Принципы формирования концептуальной модели предмета исследования в методологическом контексте социологического измерения // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. С. 111-132. Режим доступа: file:///C:/ Users/1/Downloads/printsipy-formirovaniya-kontseptualnoy-modeli-predmeta-issledovaniya-v-metodologicheskom-kontekste-sotsiologicheskogo-izmereniya%20(5).pdf

4. Аверин Ю.П. Построение концептуальной модели как инструмента социологического исследования социальной действительности // Тезисы докладов III Всероссийской науч. конференции «Сорокинские чтения. Социальные процессы в современной России: традиции и инновации» / Под ред. В.И. Добренькова и др. Т. 1. М., 2007.

5. Гаффорова Е.Б., Меркушова Н.И. Анализ использования краудсорсинга в инновационных бизнес-моделях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №40. C. 2-11.

6. Кучкаров З.А., Шаляпина С.К. Некоторые методические аспекты концептуализации предметных областей (на примере построения концептуальной схемы «друзья и враги») // Социология (4М). 1996. № 7.

7. Масленников Е.В. Некоторые принципы формирования концептуальной модели предмета в социологическом исследовании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 1. С. 158-169.

8. Шапкин, В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций / В.А. Шапкин, А.С. Шап-кин. - М.: Дашков и К°, 2007.

9. Долженко Р.А. Некоторые аспекты оценки эффективности использования краудсорсинга в организации // Инновации и инвестиции. 2014. №36. С. 30-38.

10. Лобова С.В., Долженко Р.А. Направления использования краудсорсинга в решении государственных и общественных задач в регионе // Региональная экономика: теория и практика 2016. №2. С. 135-148.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Nikanorov S.P. Theoretical and system constructs for conceptual analysis and design. Moscow, 2008.

2. Nikanorov S.P., Maslennikov E.V. Sociological research and conceptual analysis // Sociology: methodology, methods, mathematical models (4M). 1996. No. 7. PP. 59-60.

3. Maslennikov E.V Principles of forming a conceptual model of the subject of research in the methodological context of the sociological dimension/ / Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2011. PP. 111-132. Access mode: file:///C:/Users/1/ Downloads/printsipy-formirovaniya-kontseptualnoy-modeli-predmeta-issledovaniya-v-metodologicheskom-kontekste-sotsiologicheskogo-izmereniya%20(5).pdf

4. Averin Yu.P. Building a conceptual model as a tool for sociological research of social reality // Abstracts of the III All-Russian Scientific conference "Sorokin readings. Social Processes in Modern Russia: Traditions and Innovations" / Edited by V.I. Dobrenkov et al., vol. 1. M., 2007.

5. Gafforova E.B., Merkushova N.I. Analysis of the use of crowdsourcing in innovative business models // Economic analysis: theory and practice. 2013. №40. C. 2-11.

Вестннк экспертного совета, № 1 (28), 2022

6. Kuchkarov Z.A., Chaliapina S.K. Some methodological aspects of the conceptualization of subject areas (on the example of building a conceptual scheme «friends and enemies») // Sociology (4M). 1996. No. 7.

7. Maslennikov E.V. Some principles of the formation of the conceptual model of the subject in sociological research // Vestn. Moscow. un-ta. Ser. 18. Sociology and Political Science. 2003. No. 1. pp. 158-169.

8. Shapkin, V.A. Risk theory and modeling of risk situations / V.A. Shapkin, A.S. Shapkin. - M.: Dashkov and Co., 2007.

9. Dolzhenko R.A. Some aspects of evaluating the effectiveness of crowdsourcing in an organization // Innovation and investment. 2014. No.36. PP. 30-38.

10. Lobova S.V., Dolzhenko R.A. Directions of using crowdsourcing in solving state and public problems in the region//Regional economy: Theory and practica2016. No.2. PP. 135-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.