Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАУДСОРСИНГА КАК ФОРМЫ ДИАЛОГА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАУДСОРСИНГА КАК ФОРМЫ ДИАЛОГА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ / КРАУДСОРСИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров Олег Евгеньевич, Соколов Александр Владимирович

Ведущей тенденцией демократизации является усиление политического дискурса посредством его виртуализации и использования новых информационно-коммуникационных технологий. Общественность выражает и формулирует свои настроения, применяя при этом существующие возможности современных инструментов коммуникации, а власть, в лице муниципальных и региональных органов власти, стремится корректировать свои действия в зависимости от информации, полученной от населения. Происходит коммуникативная коллаборация власти и общественности, что, в конечном счёте, позволяет снизить социальное напряжение и содействует демобилизации, приводит к снижению вовлеченности граждан в протесты. Особое значение в рамках данных процессов играет применение современных информационных технологий, активная реализация проектов в рамках сети Интернет, поэтому возрастает роль такой технологии, как краудсорсинг. Реализация краудсорсинга в процессе функционирования органов управления и власти обосновано и целесообразно, имеет колоссальный потенциал дальнейшего развития. Включение данной технологии в политический процесс органов управления необходимо, так как они основаны на общих принципах и задачах, что имеет высокий потенциал для дальнейшего увеличения взаимной результативности. Практика применения краудсорсинга показывает, что органы управления сумели приспособить данную технологию в свой процесс для достижения определённых целей. Реализация краудсорсинговых проектов станет обязательным требованием для органов управления с ресурсной, в том числе и финансовой, поддержкой. Также возможна трансформация структуры управления органов власти, будут созданы специализированые отделы по краудсорсингу. Помимо этого, в ближайшем будущем возможна организация работы краудсорсинга в мессенджерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комаров Олег Евгеньевич, Соколов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CROWDSOURCING AS A FORM OF DIALOGUE OF GOVERNANCE AND SOCIETY

The leading trend in democratization is the strengthening of political discourse through its virtualization and the use of new information and communication technologies. The public expresses and formulates its sentiments, using the existing capabilities of modern communication tools, and the authorities, represented by municipal and regional authorities, seek to adjust their actions depending on the information received from the population. There is a communicative collaboration between the authorities and the public, which ultimately reduces social tension and promotes demobilization, and leads to a decrease in the involvement of citizens in protests. Of particular importance within the framework of these processes is the use of modern information technologies, the active implementation of projects within the Internet, therefore, the role of such technology as crowdsourcing is increasing. The implementation of crowdsourcing in the process of functioning of government and government bodies is justified and expedient, it has a tremendous potential for further development. The inclusion of this technology in the political process of governing bodies is necessary, since they are based on common principles and objectives, which has a high potential for further increasing mutual effectiveness. The practice of using crowdsourcing shows that the authorities were able to adapt this technology in their process to achieve certain goals. With progressive development, other things being equal, crowdsourcing is able to transform into an expert community, with a multilateral control system and additional measures to motivate participants. The implementation of crowdsourcing projects will become a mandatory requirement for management bodies with resource, including financial, support. It is also possible to transform the management structure of government bodies; specialized crowdsourcing departments will be created. In addition, in the near future, it is possible to organize crowdsourcing in messengers

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАУДСОРСИНГА КАК ФОРМЫ ДИАЛОГА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВА»

О.Е. Комаров, А.В. Соколов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАУДСОРСИНГА КАК ФОРМЫ ДИАЛОГА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВА *

Аннотация

Ведущей тенденцией демократизации является усиление политического дискурса посредством его виртуализации и использования новых информационно-коммуникационных технологий. Общественность выражает и формулирует свои настроения, применяя при этом существующие возможности современных инструментов коммуникации, а власть, в лице муниципальных и региональных органов власти, стремится корректировать свои действия в зависимости от информации, полученной от населения. Происходит коммуникативная коллаборация власти и общественности, что, в конечном счёте, позволяет снизить социальное напряжение и содействует демобилизации, приводит к снижению вовлеченности граждан в протесты. Особое значение в рамках данных процессов играет применение современных информационных технологий, активная реализация проектов в рамках сети Интернет, поэтому возрастает роль такой технологии, как краудсорсинг. Реализация краудсорсинга в процессе функционирования органов управления и власти обосновано и целесообразно, имеет колоссальный потенциал дальнейшего развития. Включение данной технологии в политический процесс органов управления необходимо, так как они основаны на общих принципах и задачах, что имеет высокий потенциал для дальнейшего увеличения взаимной результативности. Практика применения краудсорсинга показывает, что органы управления сумели при-

O. Komarov, А. Sokolov

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CROWDSOURCING AS A FORM OF DIALOGUE OF GOVERNANCE AND SOCIETY

Abstract

The leading trend in democratization is the strengthening of political discourse through its virtualization and the use of new information and communication technologies. The public expresses and formulates its sentiments, using the existing capabilities of modern communication tools, and the authorities, represented by municipal and regional authorities, seek to adjust their actions depending on the information received from the population. There is a communicative collaboration between the authorities and the public, which ultimately reduces social tension and promotes demobilization, and leads to a decrease in the involvement of citizens in protests. Of particular importance within the framework of these processes is the use of modern information technologies, the active implementation of projects within the Internet, therefore, the role of such technology as crowdsourcing is increasing. The implementation of crowdsourcing in the process of functioning of government and government bodies is justified and expedient, it has a tremendous potential for further development. The inclusion of this technology in the political process of governing bodies is necessary, since they are based on common principles and objectives, which has a high potential for further increasing mutual effectiveness. The practice of using crowdsourcing shows that the authorities were able to adapt this technology in their process to achieve certain goals. With progressive development, other things being equal, crowdsourcing is able to transform into

способить данную технологию в свой процесс для достижения определённых целей. Реализация краудсорсинговых проектов станет обязательным требованием для органов управления с ресурсной, в том числе и финансовой, поддержкой. Также возможна трансформация структуры управления органов власти, будут созданы специали-зированые отделы по краудсорсингу. Помимо этого, в ближайшем будущем возможна организация работы крауд-сорсинга в мессенджерах.

Ключевые слова:

краудсорсинг, власть, органы управления, гражданское общество, интернет, краудсорсинговые платформы.

an expert community, with a multilateral control system and additional measures to motivate participants. The implementation of crowdsourcing projects will become a mandatory requirement for management bodies with resource, including financial, support. It is also possible to transform the management structure of government bodies; specialized crowdsourcing departments will be created. In addition, in the near future, it is possible to organize crowdsourcing in messengers.

Key words:

crowdsourcing, government, governing bodies, civil society, internet, crowdsourcing platforms.

* Статья подготовлена в рамках исследования, финансируемого за счет гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МД-855.2020.6 «Мобилизация и демобилизация в современных практиках протестной активности».

Политическая и социально-экономическая модернизация в РФ будет напрямую связана с параллельным развитием информационных технологий. Интернет стал одним из важнейших элементов жизни общества, ключевым каналом передачи информации, пространством и средой для свободной коммуникации. В эпоху WEB 3.0 каждый пользователь имеет возможность не только пассивного получения информации, но и её создания, комментирования, обработки и критики [25, с. 21]. Роль информационных технологий значительно возрастает, Интернет оказывает значительное влияние на современное государственное строительство, формирование условий для развития гражданского общества в спектре электронной демократии.

Развитие ИКТ существенным образом стимулировало развитие сетевых принципов организации гражданской активности, вовлечения граждан в процесс принятия решений, и в результате, трансформации системы управления. Как отмечают исследователи, сетевое взаимодействие значительно облегчает генерацию идей, информации и их распространение [2, с. 35].

В связи с эти важно отметить те позитивные эффекты, которые позволяют достигать цифровые инструменты (в том числе, социальные сети и социальные медиа):

- облегчение мобилизации и вовлечения граждан [13, с. 340];

- стимулирование формирования коллективной идентичности [6, с. 52];

- формирование множественности каналов коммуникации [14];

- формирование условий для множественности источников информации [9, с. 321];

- стимулируют формирование доверия между участниками коллективного действия [10, с. 213];

- развивают интерес к общественным проблемам [3, с. 780].

Поэтому важно отметить выявленную значительную связь между

возможностью граждан влиять на принятие решений и использованием ими ИКТ, а также и активностью участия [4, с. 281]. В результате достигается повышение демократичности функционирования властной системы, повышение ее открытости, обеспечивается более легкая процедура учета мнения различных групп населения [14].

Новые реалии в условиях распространения COVID-19 определили ускоренное внедрение цифровых технологий в различные области деятельности человека и увеличение ценности невербальной коммуникации. Возрастающая роль мобильной связи и сети Интернет обеспечила переход к цифровому творчеству, генерации большого количества контента в режиме «онлайн».

Электронная демократия представляет собой такую форму демократии, в рамках которой органично сочетаются административные процессы на всех уровнях и эффективное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий. Эффективное совершенствование и развитие системы управления требует внедрения качественно новых инструментов и технологий. В частности, В.Н. Якимец и Л.Н. Никовская отмечают, что функции государства усложняются в связи с появлением новых геополитических, экологических и демографических рисков [31, с. 50]. Государство нуждается в поиске механизмов более тонкого отражения потребностей и интересов общества. При этом права граждан на свободный доступ к информации послужили дополнительным стимулом для актуализации вопроса о необходимости расширения степени участия населения в процессах управления и руководства государством, расширении возможностей и оптимизации направления предоставления государственных услуг. В связи с этим, на сегодняшний день различные уровни власти всё чаще начинают в рамках своей деятельности использовать актуальную технологию сотрудничества и взаимодействия с гражданами - краудсорсинг.

Теоретические основы изучения краудсорсинга

Краудсорсинг является безвозмездным или за сравнительно небольшую плату привлечением неограниченного круга лиц для решения существующих задач [26, с. 83]. На сегодняшний день краудсорсинг реализуется в качестве технологии решения любого вида существующих проблем и задач, которые относятся не только к государству, но и к обществу в целом. Краудсорсинг позволяет снизить сумму затрат и сократить время достижения результата, что обусловлено фактором передачи решения существующей проблемы неограниченному кругу лиц [19, с. 43]. В рамках стимулирования гражданской активности в России продуктивная реализация краудсорсинговых кампаний позволяет снижать социальное напряжение в обществе и содействовать снижению вовлеченности граждан в протесты, демобилизации протестной активности.

Ключевая идея технологии краудсорсинга заключается в выполнении необходимых действий не профессионалами, а любителями. Главная характерная черта - применение потенциала неограниченного числа граждан для решения существующих проблем. Соответственно, краудсорсинг представляет собой новый метод решения комплексных задач при помощи современных информационных технологий и Интернета с применением интеллектуального потенциала неограниченного круга лиц.

Изучение применения данной технологии вызывает интерес, как у зарубежных, так и российских учёных. О.В. Быхтин изучал краудсорсинг через призму мотивационных факторов, которые определяют участие граждан в его реализации [16, с. 47]. В результате проведенного в Белгородской области исследования им было выявлено, что определяющими мотивами интеграции граждан в краудсорсинг являются участие в чём-то важном не только для себя, но и для общества, материальная выгода, возможность самореализации. С.В. Лобова и Р.А. Долженко через изучение типологий и функций регионального краудсорсинга разработали показатели результативности его применения [27, с. 140]. И.В. Мирошниченко рассматривает краудсорсинг как форму взаимодействия сетевого гражданского общества и органов власти, которая способствует модернизации государства. Также в качестве одного из определяющих факторов участия граждан в реализации в краудсорсинговом проекте она определяет интерес граждан увидеть реализацию предложенных идей в публич-

ной практике [29, с. 37]. В.А. Сапрыка изучал краудсорсинг через описание его функций. Он выделил 7 наиболее важных функций краудсорсин-га: информационную, контрольную, исследовательскую, обучающую, коммуникативную, функцию легитимации и инновационную [35, с. 2]. Г.Н. Гайдукова через анализ барьеров участия в краудсорсинге приходит к выводам, что в системе государственного управления широкая реализация краудсорсингового потенциала не возможна [18, с. 86].

В.В. Буровым, Е.Д. Патаракиным и Б.Б. Ярмахиным был изучен кра-удсорсинг в качестве технологии доработки нормативно-правовых актов [32, с. 520]. Ими была предложена ранее апробированная функциональная схема сообщества, в рамках которого организована деятельность по улучшению отдельных статей и глав законодательного текста. Действия заинтересованных участников краудсорсинга основываются на базисе общего смыслового объекта. Т.А. Нестик рассмотрел краудсорсинг через призму его психологических особенностей. Краудсорсинг он определил как технологию разработки решений и прогнозирования будущего [30, с. 170].

В настоящее время многие учёные и исследователи занимались изучением феномена краудсорсинга, его практик, возможностей и барьеров. В частности, Д. Гайгер и другие исследователи в статье под названием «Управление толпой: к систематике краудсорсинговых процессов» представили попытку систематизации структуры краудсорсинговых проектов, обозначив 4 этапа процесс краудсорсинга [7, с. 108]:

- предварительный выбор участников;

- получение доступа к совместному участию;

- генерация идей и решений, сбор предложений;

- вознаграждение участников.

Данная система сосредоточена исключительно на механизмах и организационной структуре.

Краудсорсинг может рассматриваться как коллективные действия, в рамках которых участники приспосабливаются и меняют собственное поведение, подстраивают собственное поведение под других людей. Для достижения стратегических целей действия всех акторов должны быть взаимозависимы, используя возможности и ресурсы друг друга [5, с.272]. В данном случае участники краудсорсинга смотрят на своё поведение через призму отношения окружающих, на первый план выходят ожидания других участников. В краудсорсинге определённую роль играют социаль-

ные ожидания, они имеют возможность влияния на действия всех его участников. Граждане в повседневной жизни ведут себя таким образом, как требуют того установленные нормы, регламентированные правила. Обращение к краудсорсингу является реакцией на социальные вызовы, которые заключаются в необходимости объединения граждан для достижения общих целей. Н.А. Рябченко отмечает, что именно социальное действие является результатом функционирования краудсорсинговых площадок, оно рассматривается как «преднамеренное мотивированное действие» политических участников [34].

Рассматривая феномен краудсорсинга, нельзя не отметить работу российского исследователя Е.Б. Когана, который изучает краудсорсинг через фактор репутации [24, с. 132]. По его мнению, репутационный менеджмент заключается в необходимости создания открытой информационной среды для решения проблем, существующих у социальных субъектов. Краудсорсинг может выступать в данном случае как технология взаимодействия с аудиторией, фактора поднятия собственного имиджа. Данный подход наиболее актуален для органов управления и власти, для которых задача создания и поддержания собственного имиджа является одной из ключевых. Традиционные механизмы в данном случае значительно уступают и являются менее эффективными по отношению к представленным возможностям краудсорсинга. Коган также учитывает тот факт, что краудсорсинг выступает не только как фактор мотивации кра-удсорсинга, но и как инструмент формирования имиджа субъекта.

В настоящее время наиболее продуктивное применение краудсорсинга наблюдается в Интернете, так как данная сеть обеспечивает оперативную коммуникацию между неограниченным кругом лиц. Интернет оказал огромное влияние на формат и процесс данной коммуникации, который упростил доступ к субъектам управления и увеличил их количество [12, с. 340]. Интернет выступает в качестве катализатора развития кра-удсорсинга, позволяя гражданам донести свои взгляды и идеи большому кругу лиц абсолютно бесплатно или получить необходимую помощь в любое время в любом месте [11, с. 65].

Как считает А.В. Соколова, краудсорсинг является одной из форм реализации кооперации, которая представляет собой объединение сил различных групп общества для достижения конкретной цели. Также он считает, что краудсорсинг представляет собой «способ решения задач,

выполнения заданий посредством обращения за помощью к большому числу людей или организаций, чаще всего с использованием интернета» [38, с. 263]. Дешёвая и простая координация граждан для последующего взаимодействия в целях достижения конкретного результата стала возможной именно благодаря интернету.

Краудсорсинг - это большое сообщество потенциальных работников, которые имеют широкий спектр навыков и опыта, которые способны и готовы в кратчайшие сроки и по значительной стоимости решить задачу [15, с. 18]. Это, прежде всего, возможность воспитания преданных единомышленников. Краудсорсинг способствует не только привлечению талантливых граждан, но и поддержанию патриотического духа людей.

Учитывая широкую практику краудсорсинга в области политического процесса целесообразно выделение политологического подхода к изучению краудсорсинга. Политологический подход базируется на изучении краудсорсинга в качестве технологии передачи части функций и задач от органов власти к активной части населения с высокой гражданской активностью в рамках гражданского общества. Гражданское общество, по мнению Э. Геллнера, следует понимать такое общественное устройство, в рамках которого созданы условия для благоприятного развития личности гражданин и общественных ассоциаций [8, с. 225]. Это может быть реализовано в форматах бирж политических идей, участия населения в принятии управленческих решений, поиске и сборе информации, общественном контроле и прочее. Ключевым фактором остаётся то, что население самостоятельно решает задачи, которыми ранее занимались органы власти. Краудсорсинг выступает в качестве инструмента взаимодействия отдельных граждан и органов власти по вопросам участия в решении определённых вопросов, в рамках которого без каких-либо ограничений любой участник имеет возможность представить собственные идеи и решения.

Независимо от существующих различий в понимании феномена кра-удсорсинга в трактовках разных подходов, расхождениях взглядов их сторонников, всё же просматривается единое понимание идеи данной технологии. Краудсорсинг предстаёт как технология, которая обеспечивает взаимодействие субъектов при помощи социальных сетей и информационно-коммуникационных технологий.

Практика краудсорсинга в органах власти

Развитие информационных технологий не могло обойти стороной сферу государственное управление. Краудсорсинг в сфере государственного управления позволяет осуществить переход от вертикальных отношений между государством и обществом к горизонтальным (субъект-субъектным) и обеспечить комфортную среду для обратной связи. Внедрение данной технологии в систему управления имеет политический, социокультурный и технологический контекст. Степень влияния крауд-сорсинга на политический процесс и функционирование органов управления может быть определена через идентификацию функций краудсорсинга. Российские исследователи Т.В. Счастливенко и В.Н. Сапрыка выделили ряд направлений применения краудсорсинга в системе органов управления,а именно [36, с.725]:

- Инициирование социальных проектов;

- Участие в реальном самоуправлении;

- Контроль над качеством выполнения принятых ранее решений;

- Кадровый отбор претендентов в органы управления и другие.

В настоящее время наиболее популярны проекты, в рамках которых осуществляется сбор обращений граждан, фиксация существующих проблем, которые требуют непосредственного решения со стороны органов власти. Для данных платформ характерно выявление проблем при помощи активной части населения во всех сферах жизнедеятельности (ЖКХ, дорожное хозяйство, благоустройство общественных территорий, экологии, социальные вопросы и прочее). Это наиболее популярные в настоящее время по показателям активности и массовости краудсорсинговые платформы в региональном управлении на территории РФ. В общем виде, краудсорсинг данного типа представляет собой открытую площадку взаимодействия с органами власти, на которой активные граждане получают возможность напрямую высказаться о волнующих их проблемах. Население в данном случае выступает в качестве стороны, фиксирующей проблему, а органы управления как исполнитель, который на первом этапе осуществляет массовый сбор информации от населения, далее распределяет полученные проблемы по компетентным органам и уже потом занимается их исполнением. Проблемы, которые обозначены в обращениях граждан, находятся в компетенции органов управления. Нельзя не отметить, что в рамках данных проектов может осуществляться сбор исполни-

телями не только «жалоб», но и предложений и идей по улучшению качества жизни и благоустройства городской среды. Зачастую данный сбор осуществляется посредством проведения конкурса инноваций. Отличительной чертой данного типа проектов следует отметить отсутствие прямого участия граждан в политическом процессе. Данный тип краудсор-синга можно обозначить как краудсорсинг сбора идей.

Наиболее массовым проектом подобного типа является «Добродел» Московской области, который представляет собой сервис решения существующих проблем населения Московской области путём активного взаимодействия с органами власти без заполнения бумажных документов [21]. Данный проект был создан для того, чтобы каждый житель области при появлении какой-либо проблемы имел возможность сообщить об этом на площадке в определённые властные структуры и контролировать сроки решения данной проблемы. Тематикой обращения могут быть как проблемы в сфере ЖКХ и дорог, так и сферы привлечения инвестиций. В рамках функционирования данного портала граждане имеют возможность подачи обращений по существующим проблемам, далее происходит распределение проблемы по компетентным органам и уже исполнители в свою очередь решают данную проблемы в установленные сроки. Также исполнители обязаны предоставлять фотоотчёт решения проблемы, что значительно облегчает процесс контроля со стороны заявителя. По состоянию на 20 мая 2020 года на данном портале органами власти было получено 3 896 863 обращений, количество зарегистрированных пользователей равняется 2 220 220.

Еще одним из наиболее актуальных в настоящее время примеров применения данного типа краудсорсинга следует назвать краудсорсинго-вое исследование «Риски и возможности последствий пандемии COVID-19 для России». Данное исследование было инициировано Агентством стратегических инициатив и WikiVote в 2020 году [33]. Цель данного исследования заключалась в формировании комплекса предложений и идей по потенциальному снижению количества негативных последствий, которые связаны с пандемией коронавируса. Также были проработаны предложения по максимальному применению возможностей, появившихся в результате сложившейся эпидемиологической обстановки. За период с 26 марта по 10 апреля в рамках проекта приняло участие 1366 пользователей, которыми было представлено почти 1500 предложений. Нельзя не отметить,

что данные предложения подвергнуты масштабной дискуссии, в период реализации проекта было оставлено около 5000 комментариев. Это наглядно демонстрирует высокую степень активности на проекте, результативном применении инструментов коммуникации.

Граждане и эксперты вносили предложения на площадке, голосовали и обсуждали их по следующим направлениям:

- риски и возможности для граждан;

- риски и возможности для бизнеса;

- риски и возможности для городов и региональных властей;

- риски и возможности для государства;

- риски и возможности для общества.

Полученные результаты и лучшие предложения граждан внесены на рассмотрение в Правительство РФ. Один из участников исследования был рекомендован к включению в состав комиссии Государственной Думы РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Одной из первых площадок политического краудсорсинга в России стал проект «Российская общественная инициатива», созданный в 2013 г. Данный проект предполагает наличие возможности гражданам размещать общественные инициативы решения существующих проблем в областях совершенствования муниципального и государственного управления и социально-экономического развития страны. Разместить инициативу и проголосовать за неё может любой совершеннолетний гражданин РФ, ранее зарегистрированный на портале www.gosuslugi.ru. Необходимость строгой аутентификации личности является дополнительным фактором, определяющим снижение количества спама, повышение качества предлагаемых инициатив и увеличение степени объективности голосования.

Содержание предложенной инициативы в течение не более 2-х месяцев проходит предварительное рассмотрение в созданной экспертной группе на предмет соответствия нормативно-правовым актам, оценивается обоснованность предлагаемых инструментов решения проблемы. Следует отметить, что установленный срок экспертизы является длительным, особенно в ситуациях, когда существующая проблема требует незамедлительного решения и принятия каких-либо действий, актуальность данной проблемы на период экспертизы может потеряться. Решением может служить введение классификатора проблем по срочности прохождения экспертизы.

В случае, если инициатива успешно проходит предварительную экспертизу, она публикуется на официальном портале РОИ и автоматически становится доступной для голосования пользователей. Для попадания инициативы в экспертную группу необходимо набрать установленное количество голосов - на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, численность населения которых превышает 2 млн человек, необходимо набрать в поддержку инициативы не менее 100 000 голосов; на региональном и муниципальном необходимо набрать не менее 5% от численности зарегистрированного населения. Далее экспертной группой принимается решение о принимаемых мерах по реализации данной инициативы. Среди выявленных недостатков данной платформы следует отметить отсутствие контроля подсчёта полученных за инициативу голосов, наличие искусственно созданных инициатив и принятых по ним решениях. Примером этого может служить инициатива «5 шагов: как поддержать граждан России и её экономику». Её содержание заключается в том, чтобы обеспечить выделение денежных средств на поддержку населения в период коронавирусной инфекции. Данная инициатива была опубликована для голосования уже после решения обозначенной в ней проблемы, так как она была размещена на портале 15 мая 2020 года, но, при этом, решение по данным мерам было принято Президентом России значительно раньше. Решением этого может служить анализ актуальности проблемы в период экспертизы.

Также необходимо отметить краудсорсинговые проекты тестирования. В рамках данного типа осуществляются процедуры проверки населением предоставляемых органами управления услуг и программ. Данные программы и услуги предварительно создаются органами власти для наиболее результативного управления регионами и государством в целом. В качестве объектов апробации в рамках данного типа краудсорсинга могут также выступать сайты и мобильные приложения. По итогам реализации краудсорсинга осуществляется оценивание представленной услуги или программы и последующий отбор наиболее востребованных среди населения. В процессе оценивания граждане имеют возможность предлагать свои предложения по поводу улучшения качества представляемых услуг.

Третий тип - краудсорсинг контроля, в рамках которого осуществляются функции надзора населением за качеством исполнения полномочий органами управления, соблюдения регламентов, наличия нарушений

нормативно-правовых актов. Данные платформы в значительной мере повышают степень информированности населения о том, каким образом осуществляют свою деятельность органы власти. Данные платформы создаются чаще всего оппозиционно настроенной частью регионов с целью раскрытия фактов нарушений со стороны органов власти и попытки их разоблачения. Общая технология данного типа краудсорсинга заключается в следующем: граждане направляют руководителям данных платформ информацию о существующих нарушениях, а руководители выкладывают данную информацию на открытую для всех пользователей платформу. При этом важной чертой данного типа стоит отметить наличие рейтингов органов власти или конкретных персон, составляемых на основе полученной от населения информации. Одним из минусов данных платформ стоит отметить наличие неподтверждённых фактов нарушений, многие предложенные обращения основываются на слухах и предположениях, что в дальнейшем может искажать реальную картину при ранжировании органов управлении.

Набирает обороты популярность среди активных граждан краудсор-синговая платформа «100 городских лидеров» [1]. Цель данной платформы заключается в развитии городских сообществ для последующего вовлечения их в процесс совершенствования и улучшения городов. Данная площадка объединяет не только 150 000 обычных участников, но также в процесс реализации подключено более 1000 профессионалов в определённых областях, эксперты. В рамках данного проекта решаются следующие задачи:

- сбор идей и оценивание их силами экспертного сообщества;

- создание публичных баз знаний с указанием мнений известных экспертов и постоянное наполнение данных баз актуальной информацией;

- организация голосований за проекты и опросов среди населения городов;

- проведение конкурсных процедур;

- помощь участникам с проведением экспертизы заявок, которые подаются на конкурс.

По итогам отбирается 20 лучших заявок из 20 городов. По состоянию на март 2020 г. было отобрано 29 заявок из 600 на очный акселератор данной программы.

Перспективы развития краудсорсинга как формы диалога органов управления и общества

В настоящее время цифровые технологии активно проникают в сферу муниципального и государственного управления. Развитие цифровых технологий и Интернета определило проявление готовности и желания граждан быть участниками не только коммуникаций, но и различных процессов принятия социально-значимых решений, которые оказывают влияние на среду обитания и жизнь в целом [28, с.37]. Одним из ключевых трендов социального развития становится стремление населения к соучастию в управлении. Перед органами власти стоит задача оперативного внедрения и реализации цифровых технологий для обеспечения прозрачности и открытости собственной деятельности. В данном случае речь идёт о целенаправленной адаптации данных технологий для принятия наиболее результативных решений и создания условий для улучшения качества жизни населения, проживающего на определённой территории. Качество жизни населения объединяет в себе множество аспектов: от благоустройства окружающей среды до личной безопасности субъектов.

На сегодняшний день решение социально-значимых проблем в регионах страны может быть достигнуто только при помощи совместных усилий населения и органов власти. Для достижения общих целей необходимо выстраивание диалога и координация действий, создание условий для партнёрских отношений между обществом и властью. В данных условиях оптимальным вариантом решения указанной проблемы выступает создание в сети Интернет специализированных платформ, в рамках которых население и власть организуют диалог по вопросам наличия проблем и возможностях их решения.

Одним из инструментов формирования эффективного взаимодействия граждан и власти могут стать краудсорсинговые платформы обратной связи. Под краудсорсинговой платформой обратной связи органов власти с гражданами понимается площадка для интерактивного взаимодействия с органами власти в сети Интернет. Данные платформы открывают новые возможности для построения партнёрских отношений между властью и обществом, уменьшения уровня политической изоляции, совершенствования инклюзивных политических институтов, деэскалации протестной активности [23, с. 150]. Потенциально взаимодействие в формате деятельности цифровых платформ способствует повышению и поддержанию лояльности

населения, росту уровня доверия, увеличению прозрачности и открытости государственных услуг и их популяризации в общественных массах.

На сегодняшний день цифровые платформы эксплуатируются в рамках реализации пилотного проекта «Цифровая платформа обратной связи» Минкомсвязи России [17]. На первом этапе программы приняли участие 10 регионов страны. На официальных сайтах были размещены виджеты, которые позволяют гражданам направить жалобы в органы власти по различным вопросам, принять участие в голосованиях, опросах и общественных обсуждениях. По итогам первого этапа было проведено 780 опросов граждан, голосования по 135 объектам, поступило более 7100 обращений. Всего в рамках данного этапа приняло участие более 5000 граждан.

В настоящее время краудсорсинг применяются в различных областях жизнедеятельности человека. Касательно применения в рамках деятельности органов управления, краудсорсинг как технология генерации идей и предложений может быть применён в следующих направлениях:

- формирование задач и целей региональной политики;

- разработка методов выполнения, поставленных задач путём общественной экспертизы;

- разработка критериев оценки эффективности деятельности органов управления;

- контроль выполнения принятых органами управления решений;

- сбор, обработка, систематизация и анализ информации и данных в масштабе субъекта РФ;

- непосредственное участие населения в принятии решений существующих проблем;

- законотворческая деятельность и общественная экспертиза и других.

Для того, чтобы в ближайшем будущем увеличить эффективность

реализации данной технологии, необходима целенаправленная трансформация инструментария краудсорсинга с сохранением базовых принципов, что позволит максимально результативно применять данную технологию при значительном снижении влияния существующих недостатков. Следует предположить, что краудсорсинг из сообщества заинтересованных любителей трансформируется в экспертное сообщество с обязательной ужесточённой системой регистрации. По мнению Ф.Н. Гурова принятие решений с привлечением экспертов является целесообразной мерой в условиях недостатка знаний у государственных служащих [20, с.

110]. В данном случае следует говорить о постепенной частичной или полной трансформации краудсорсинга в ноосорсинг. Ноосорсинг предполагает передачу функций, которые связаны с производством различных знаний сообществам, которые объединяют экспертов и профессионалов [37, с. 61]. Ноосорсинг отличается краудсорсинга тем, что его участники имеют подтверждённые обязательства и компетенции. В отличие от аутсорсинга, в ноосорсинге обязательства не являются формальными, мотивация участников базируется на нематериальных принципах, представительство членов не является репрезентативным. Основой для ноосорсинга служит экспертная сеть, которая, в свою очередь, выступает как среда экспертизы и создания новых знаний.

В рамках функционирования органов управления в ближайшем будущем возможна интеграция краудсорсинга и ноосорсинга. Подобное слияние будет способствовать минимизации существующих барьеров при увеличении общей результативности. В частности, новая технология будет объединять как профессионалов и экспертов определённой области, так и любителей. Привлечение толпы экспертов будет способствовать увеличению показателя общего качества принятых решений, любители будут способствовать увеличению количества представленных идей и участников.

При этом необходимым условием необходимо считать разделение экспертов и любителей в зависимости от степени сложности поставленной задачи. Например, в рамках сбора информации о существующих проблемах одну из важнейших ролей играет количество идей (обращений), в связи с этим, целесообразным будет участие именно любителей. При этом в рамках экспертизы законопроектов, выставленных на общественное обсуждение, наиболее важным является именно качество предложенных вариантов, поэтому в данном случае оптимальным является участие профессионалов. Результатом данной интеграции станет возможность применения компетенций и опыта экспертов при сохранении разнообразия представленных идей от любителей. При этом, нельзя не отметить необходимость наличия условий для перехода участника из группы любителей в профессионалы, и наоборот. Данный инструмент выполняет фильтрацию профессионалов, оставляя только наиболее результативных, служит дополнительным стимулом для любителей примкнуть к группе профессионалов, и, в целом, позволяет избежать стагнации проекта, делая его более динамичным. В связи с этим,

обязательным инструментом краудсорсинга станет независимое и открытое рейтингование участников и исполнителей.

Реализация краудсорсинговых проектов станет обязательным требованием для региональных и местных органов управления с непосредственной ресурсной поддержкой государства и размещением информации о данных проектов на официальных порталах органов власти. Результаты экспертного опроса показали наличие в рамках реализации краудсорсинговых проектов такой проблемы, как отсутствие узнаваемости у проектов, отсутствие рекламы. Учитывая слова Президента в начале 2020 года о необходимости развития данного сектора, реализации проекта «Цифровая платформа обратной связи», который реализуется под контролем Минкомсвязи РФ, стоит предположить, что в ближайшем будущем со стороны государства будут предприняты значительные меры по внедрению краудсорсинга в деятельность органов управления. Степень заинтересованности и регулярность организационно-управленческой поддержки со стороны государственных и региональных властных структур оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие краудсорсинговых проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, стоит предположить, что будет создано большое количество краудсорсинговых платформ искусственно, учитывая директивы вышестоящего руководства. В данных проектах учитываться реальные потребности населения не будут, идея открытого и прямого диалога между населением и органами власти будет отходить на второй план. Подобные платформы не будут долгосрочными, интерес к их реализации исчезнет по истечению относительно короткого промежутка времени.

При этом наличие возрастающего внимания со стороны государства к функционированию краудсорсинговых проектов наводит на мысль о том, что в ближайшем будущем подобные проекты получат дополнительное финансирование государственных средств. Наличие дополнительных финансовых вливаний обеспечит возможность дополнительной рекламы данным проектам. Активное освещение практики краудсорсингового проекта в местных и региональных СМИ обеспечит привлечение новых участников [22, с. 99]. Учитывая внимание к данному направлению, стоит предположить, что одним из условий создания новых платформ станет необходимость размещения информации о них на официальных порталах регионов, что станет дополнительным фактором привлечения новых участников. Помимо этого, данная реклама должна включать в себя обучающие

сведения, обеспечивающие подготовку и обучение активистов работе на платформах подобного типа. Также необходимо размещение методических и методологических материалов, которые разъясняют доступным языком широким кругам населения сущность краудсорсинга, его принципы и ключевые особенности. Данные материалы должны быть ориентированы не только на население региона, но и сотрудников органов управления.

Финансирование также будет способствовать увеличению возможностей органов управления в области решения проблем, на которые ранее не было средств, что также обеспечит приток новых участников и увеличит общую результативность проекта. Выделение дополнительного финансирования приведёт к необходимости организации обязательного контроля функционирования данных краудсорсинговых платформ «сверху» и целевого использования финансовых вливаний. Данный фактор потенциально должен обеспечить отсутствие искусственно созданных платформ. При сохранении интереса государства к данному направлению в течение продолжительного времени возможно создание и результативная реализация краудсорсинговых платформ во всех регионах Российской Федерации, что обеспечит электронному участию граждан в деятельности органов управления выйти на качественно новый уровень.

Учитывая ранее сказанное, целесообразно предположение, что переход от традиционных форм диалога с населением к краудсорсингу приведёт к структурным изменениям в органах управления. Создание отдела краудсорсинга и современных информационно-коммуникационных технологий, который подчинялся бы непосредственно главе субъекта РФ, обусловлено необходимостью организации эффективного управления, пер-сонализации ответственности за реализацию краудсорсинга, распределения труда в рамках действующей структуры органа управления. Созданный отдел способен перераспределить ответственность, взяв на себя часть полномочий таких отделов, как отдел информации и общественных связей, отдел по работе с обращениями граждан, отдел контроля благоустройства, отдел организации проектной деятельности и других. Особое внимание следует обратить на то, что в ближайшие годы данный отдел имеет потенциал полностью заменить отдел по работе с обращениями граждан, учитывая тенденции по переходу населения в диалог режиме «онлайн» и развития информационно-коммуникационных технологий. Также особое влияние на потенциальный рост внимания к краудсорсингу

может оказать эпидемия коронавируса, которая определила необходимость социального дистанцирования и самоизоляции. Привычный для большинства населения порядок обращения в органы власти, предполагающий личное посещение здания органа власти, стал не доступен, в то время как краудсорсинг не ограничивает граждан временем и пространством, что делает данную технологию более удобной в применении.

Оптимальный состав отдела должен включать в себя специалиста по управлению инновационными проектами, специалиста-социолога, аналитика, 1Т-специалист. Помимо этого, в качестве претендентов на должность в отдел краудсорсинга и современных информационно-коммуникационных технологий можно рассмотреть специалистов в области социальных технологий, социологии управления, связи с общественностью, социального проектирования, государственного и муниципального управления. Учитывая тот факт, что в настоящее время краудсорсинг и, в целом, отношения в рамках инновационных проектов никак не регламентированы в действующем законодательстве и не подразумевают заключение юридически обязывающих соглашений, целесообразной мерой в рамках созданного отдела станет принятие положения об отделе краудсорсинга и современных информационно-коммуникационных технологий, которое будет отражать компетенции и обязанности специалистов, зону их ответственности, все направления деятельности, роль и место отдела в структуре органов управления региона. Материальное обеспечение отдела возможно за счёт средств, полученных с перераспределения функционала отделов, указанных ранее.

Учитывая существующие проблемы краудсорсинговых платформ в органах управления, особое внимание стоит обратить на необходимость контроля не только в целом проекта, но и процессов, происходящих в рамках него. В частности, стоит предположить о том, что в создаваемых проектах будет обеспечено условие необходимости внедрения многосторонней системы контроля, которая предполагает многоуровневую фильтрацию предложений и идей со стороны органов управления и возможность открытой проверки данных всех процессуальных этапов для участников краудсорсинговой платформы. Чтобы поднять собственный имидж в глазах общественности новые краудсорсинговые платформы должны стать более открытыми для населения, возможность прямого вмешательства со стороны организаторов на итоговые результаты функционирова-

ния проектов должна быть исключена, должны быть признаны интеллектуальный капитал и потенциал населения.

В рамках контроля краудсорсингового проекта необходимо внедрение системы санкций для исполнителей, которая сформирована на основе рейтинга и качества реализации представленных предложений, что позволит увеличить степень персональной ответственности за решение поставленных задач. Целесообразно формирование 3 зон для исполнителей в зависимости от полученного ими рейтинга за определённый период. Если исполнитель попал в красную зону, то к нему применяются штрафные санкции, для исполнителей с наиболее высокими рейтингами (зелёная зона) должны быть разработаны дополнительные меры поддержки. Промежуточной стадией будет являться жёлтая зона, в которой будут находиться исполнители со средними показателями рейтинга. Данная система будет мотивировать исполнителей попасть в зелёную зону, избегая возможности попадания в красную, что положительно будет сказываться на функционировании всего проекта в целом.

Для максимально оперативной и качественной фильтрации присылаемых инициатив одним из оптимальных инструментов может выступить введение системы контроля регистрации участников. Доступ к возможностям краудсорсингового проекта будет открыт в зависимости от места проживания потенциальных участников. Например, на проекте, организованном для решения проблем города Москва, будет ограничен доступ для жителей других регионов.

Нельзя не отметить, что коммуникативный процесс в краудсорсинге является двусторонним, следовательно, его эффективность зависит от позиции обоих контрагентов. К сожалению, в настоящее время можно констатировать, что пока к нему в полной мере не готовы не только население, но и государственные структуры. Особое внимание следует обратить на оперативность коммуникации и принятия решений. Пользователям приходится ожидать ответа от государственных структур значительное время, в данном случае может теряться актуальность существующей проблемы. Одним из решений данной проблемы может выступить организация краудсорсинга в мессенджерах, что позволит улучшить показатель оперативности и доступности государственно-гражданского взаимодействия. Мессенджер представляет собой программу для быстрого общения неограниченного круга лиц, позволяющая систематизировать коммуника-

цию. Создание локальных чатов и супергрупп городских районов и муниципалитетов также станет единения населения, что позволит сократить сроки сбора информации и контроля над ней органами управления.

В рамках анализа возможного перехода к новой форме, нельзя не отметить необходимость изменения системы мотивации участников органами власти. Меры поддержки и вознаграждения участников не должны быть ограничены только лишь социальными мотивами, необходимо придать им материальный характер. Материальное стимулирование является одним из наиболее результативных и способствующих к привлечению участия населения мотивационным фактором. Именно условия участия граждан влияют на качество и количество привлекаемых участников, определяющих итоговые результаты. Потенциальное развитие краудсорсин-говых проектов неизбежно приведёт к приобретению их массовости, и тогда встанет острый вопрос формирования целевой аудитории и удержания участников. Относительно сложно удержать пользователей, мотивация которых основана лишь не на материальных принципах, в связи с чем предлагается сделать особый акцент на материальном стимулировании наиболее положительно проявивших себя участников. К данным факторам следует отнести небольшие денежные вознаграждения, получения грантов, ценные подарки и призы и прочее. При этом при выборе поощрения необходима ориентация на взгляды и интересы целевой группы, на которую направлен краудсорсинговый проект. Полное исключение данных факторов из системы мотивации становится серьёзной угрозой для результатов реализации проектов. Ориентир исключительно на финансовое вознаграждение автоматически трансформирует краудсорсинг в аутсорсинг, ключевые принципы краудсорсинга исчезают на фоне найма за установленную сумму. Поэтому необходима комбинация и успешная интеграция всех мотивационных систем в краудсорсинговый проект, чтобы максимально использовать весь спектр существующих возможностей.

В масштабе Российской Федерации реализация краудсорсинга в секторе управления не только окажет влияние касательно экономического аспекта за счёт сокращения бюджетных расходов, но и даст определённый социальный эффект методом создания условий для развития гражданского общества. В данном случае следует говорить о гражданской активности населения, имеющего возможность оказывать непосредственное влияние на процесс принятия государственных решений. На региональном уровне резуль-

тативная реализация краудсорсинга может способствовать росту доверия населения к органам управления и принимаемым ими решениям.

Подводя итог, следует отметить, что результатом реализации крауд-сорсинга как инструмента диалога региональных органов управления с населением могут быть следующие предполагаемые результаты:

1. Формирование позитивного управленческого и политического имиджа органов власти;

2. Проведение общественной экспертизы может повысить общее качество нормативно-методических документов;

3. Формирование базы инновационных идей и решений;

4. Снижение бюджетных расходов как следствие применения коллективного разума;

5. Формирование базы экспертов определённых областей и включение их в кадровый резерв;

6. Сокращение сроков разработки документации и принятия политических решений.

Степень результативности краудсорсинга в деятельности органов управления в данной момент, учитывая количество вовлечённых людей, активность участников, уровень государственной поддержки и др., можно определить как среднюю относительно мировой практики применения. На фоне некоторые успешных региональных практик краудсорсинга выделяются серьезные недостатки в масштабе страны, среди которых особое место занимают разноплановость мнений органов управления и населения относительно роли друг друга в процессе принятия решений и низким уровнем взаимного доверия. Поддержка государства, изменение структурных особенностей реализации проектов и привлечение дополнительных финансовых средств позволит сделать краудсорсинг в качестве одной из ключевых технологий коммуникации населения и органов власти, объединившей взгляды населения и органов власти относительно решения общих задач и создавшей условия для внедрения инновационных инициатив в управление.

Новая форма краудсорсинга выступит в качестве инструмента для сотрудничества и кооперации власти и общества для решения общих задач, что является прекрасным шагом на пути к формированию доверительных, партнёрских отношений в государстве, исключающее социальное напряжение.

Литература

1. «100 городских лидеров» — обновленная платформа 100gorodov.ru начала работу // Новости краудсорсинга URL: http://crowdnews.forsyth.ru/?p=1757 (дата обращения 12.03.2021).

2. Bennett L., Segerberg A. The logic of connective action. Digital media and the personalization of contentious politics. Cambridge: Cambridge University Press. 2013.

3. Bennett W. L., Segerberg A. Digital media and the personalization of collective action: Social technology and the organization of protests against the global economic crisis // Information, Communication & Society. 2011. №14.

4. Brady H., Verba S., Schlozman K.L. Beyond Ses: A Resource Model of Political Participation // American Political Science Review. 1995. №89(2).

5. Compston H. Policy Networks and Policy Change. Putting Policy Network Theory to the Test. New York: Palgrave Macmillan, 2009.

6. Dalton R.J., Sickle A.V., Weldon S. The individual-institutional nexus of protest behavior // British Journal of Political Science. 2009. №40.

7. Geiger D. Task Recommendation in Crowdsourcing Systems. Springer.

2016.

8. Gellner E. Conditions of Liberty: Civil Society and its Rivals. Allen Lane: Penguin. 1994.

9. Gil de Zuniga H., Jung N., Valenzuela S. Social media use for news and individuals' social capital, civic engagement and political participation // Journal of Computer-Mediated Communication. 2012. №17.

10. Gilbert E., Karahalios K. Predicting tie strength with social media. In CHI '09: Proceedings of the 27th annual SIGCHI conference on Human Factors in Computing Systems. New York, NY: ACM Press. 2009.

11. Haichao Zh, Dahui L., Wenhua H. Task Design, Motivation, and Participation in Crowdsourcing Contests // International Journal of Electronic Commerce. 2011. Vol. 15. Iss. 4.

12. Lovejoy K., Saxton G. D. Information, community, and action: How nonprofit organizations use social media // Journal of Computer-Mediated Communication. 2012. №17.

13. Papacharissi Z. A networked self: Identity, community, and culture on social network sites. NY: Routledge. 2010.

14. Russell D.J., van Sickle A. The Resource, Structural, and Cultural Bases of Protest.Center for the Study of Democracy (CSD) Working Pa-

pers.University of California URL: http://escholarship.org/uc/item/3jx2b911 (дата обращения 15.02.2021).

15. Whitla P., Crowdsourcing and its applications in marketing activities // Contemporary Management Research. 2009. Vol. 5. No. 1.

16. Быхтин О.В. Мотивация к участию в краудсорсинговых проектах // Научный результат. Социология и управление. 2014. №1.

17. Второй этап опытной эксплуатации платформы обратной связи стартует в регионах с 1 августа// Новости. URL: https://d-russia.ru/vtoroj-jetap-jekspluatacii-platformy-obratnoj-svjazi-startuet-v-regionah-s-1-avgusta.html (дата обращения 21.10.2020).

18. Гайдукова Г.Н. Краудсорсинговый потенциал и барьеры его использования в практике муниципального управления // Управление городом: теория и практика. 2014. №2(13).

19. Головин Ю. А., Дан-Чин-Ю Е.Ю., Комаров О.Е. Развитие информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия органов региональной власти и общественных организаций // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. №9.

20. Гуров Ф.Н. Возможности краудсорсинга и геймификации в современной науке // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сб. ст. Межд. науч.-практич. конф. Ч. 2. Уфа, АЭТЕРНА. 2018.

21. Добродел // Официальный сайт «Добродел». URL: https://dobrodel.mosreg.ru/ (дата обращения 01.02.2021).

22. Исаев А.В. Технологии краудсорсинга в практике публичного управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. №6.

23. Камаев Р.А., Григорьева В.В. Качество государственных услуг малому бизнесу // Инновации и инвестиции. 2016. №11.

24. Коган Е. Краудсорсинг как фактор репутации // Проблемы теории и практики управления. Москва: Вектор развития. 2012.

25. Комаров М.М., Тестова А.Ю. Web 3.0 в сфере электронной коммерции // Бизнес-информатика. 2013. №2(24).

26. Комаров О. Е., Соколов А.В. Краудсорсинг в процессах гражданской кооперации // Материалы девятых Байкальских международных социально-гуманитарных чтений. Иркутск: Иркутский госуд. ун-т. 2016.

27. Лобова С.В., Долженко Р.А. Направления использования краудсорсинга для решения государственных и общественных задач в регионе // Рег. экон.: теория и практика. 2016. №2.

28. Майоров А.В. Цифровые технологии в управленческой деятельности: философско-антропологический и прикладной аспекты / А.В. Майоров, С.Г. Еремеева, А.М. Волкова, А.Д. Потапов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. №5.

29. Мирошниченко И В. Модернизационный потенциал краудсорсинга в современной публичной политике: российский опыт и зарубежные практики // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Вып. №6. Том 4.

30. Нестик Т.А. Краудсорсинг как модель управления знаниями: социально-психологические особенности и ограничения // Экономические стратегии. 2014. №6-7.

31. Никовская Л.И, Якимец В.Н. Формирование и отстаивание общественных интересов в России: от «административной» к партнерской модели. // Полис. Политические исследования. 2015. №5.

32. Патаракин Е.Д. Продвижение социальных инноваций через общественное конструирование документов // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2012. №2(15).

33. Риски и возможности последствий пандемии COVID-19 для России // Агентство стратегических инициатив. URL: http://kb.asi.ru/crowdsourcing-covid-19/ (дата обращения 13.01.2021).

34. Рябченко Н.А. Краудсорсинговые сети современной России: стохастический анализ акторов публичной политики. Социодинамика: методические и технологические вопросы изучения киберпространства. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/file/2226/2226.pdf (дата обращения 20.01.2021).

35. Сапрыка В.А. Интерактивная модель разработки и реализации социально-экономических проектов и программ межрегионального приграничного сотрудничества // Региональная экономика. 2010. №47.

36. Сапрыка В.А., Счастливенко Т.В. Технология краудсорсинга в системе управления ресурсами региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5.

37. Славин Б.Б. От краудсорсинга к ноосорсингу // Открытые системы. 2012. №1.

38. Соколов А.В. Краудсорсинг: новая технология гражданской кооперации // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты. Москва: МГГУ им. М.А.Шолохова. 2014.

References

1. «100 gorodskikh liderov» — obnovlennaya platforma 100gorodov.ru nachala rabotu // Novosti kraudsorsinga URL: http://crowdnews.forsyth.ru/?p=1757 (data obrashcheniya 12.03.2021).

2. Bennett L., Segerberg A. The logic of connective action. Digital media and the personalization of contentious politics. Cambridge: Cambridge University Press. 2013.

3. Bennett W. L., Segerberg A. Digital media and the personalization of collective action: Social technology and the organization of protests against the global economic crisis // Information, Communication & Society. 2011. №14.

4. Brady H., Verba S., Schlozman K.L. Beyond Ses: A Resource Model of Political Participation // American Political Science Review. 1995. №89(2).

5. Compston H. Policy Networks and Policy Change. Putting Policy Network Theory to the Test. New York: Palgrave Macmillan, 2009.

6. Dalton R.J., Sickle A.V., Weldon S. The individual-institutional nexus of protest behavior // British Journal of Political Science. 2009. №40.

7. Geiger D. Task Recommendation in Crowdsourcing Systems. Springer.

2016.

8. Gellner E. Conditions of Liberty: Civil Society and its Rivals. Allen Lane: Penguin. 1994.

9. Gil de Zuniga H., Jung N., Valenzuela S. Social media use for news and individuals' social capital, civic engagement and political participation // Journal of Computer-Mediated Communication. 2012. №17.

10. Gilbert E., Karahalios K. Predicting tie strength with social media. In CHI '09: Proceedings of the 27th annual SIGCHI conference on Human Factors in Computing Systems. New York, NY: ACM Press. 2009.

11. Haichao Zh, Dahui L., Wenhua H. Task Design, Motivation, and Participation in Crowdsourcing Contests // International Journal of Electronic Commerce. 2011. Vol. 15. Iss. 4.

12. Lovejoy K., Saxton G. D. Information, community, and action: How nonprofit organizations use social media // Journal of Computer-Mediated Communication. 2012. №17.

13. Papacharissi Z. A networked self: Identity, community, and culture on social network sites. NY: Routledge. 2010.

14. Russell D.J., van Sickle A. The Resource, Structural, and Cultural Bases of Protest.Center for the Study of Democracy (CSD) Working Pa-

pers.University of California URL: http://escholarship.org/uc/item/3jx2b911 (data obrashcheniya 15.02.2021).

15. Whitla P., Crowdsourcing and its applications in marketing activities // Contemporary Management Research. 2009. Vol. 5. No. 1.

16. Bykhtin O.V. Motivatsiya k uchastiyu v kraudsorsingovykh proektakh // Nauchnyi rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie. 2014. №1.

17. Vtoroi etap opytnoi ekspluatatsii platformy obratnoi svyazi startuet v regionakh s 1 avgusta// Novosti. URL: https://d-russia.ru/vtoroj-jetap-jekspluatacii-platformy-obratnoj-svjazi-startuet-v-regionah-s-1-avgusta.html (data obrashcheniya 21.10.2020).

18. Gaidukova G.N. Kraudsorsingovyi potentsial i bar'ery ego ispol'zovaniya v praktike munitsipal'nogo upravleniya // Upravlenie goro-dom: teoriya i praktika. 2014. №2(13).

19. Golovin Yu. A., Dan-Chin-Yu E.Yu., Komarov O.E. Razvitie informatsionno-kommunikativnykh tekhnologii v protsesse vzaimodeistviya organov regional'noi vlasti i obshchestvennykh organizatsii // Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 25. №9.

20. Gurov F.N. Vozmozhnosti kraudsorsinga i geimifikatsii v sovremennoi nauke // Proryvnye nauchnye issledovaniya kak dvigatel' nauki: sb. st. Mezhd. nauch.-praktich. konf. Ch. 2. Ufa, AETERNA. 2018.

21. Dobrodel // Ofitsial'nyi sait «Dobrodel». URL: https://dobrodel.mosreg.ru/ (data obrashcheniya 01.02.2021).

22. Isaev A.V. Tekhnologii kraudsorsinga v praktike publichnogo upravleniya // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2019. T. 14. №6.

23. Kamaev R.A., Grigor'eva V.V. Kachestvo gosudarstvennykh uslug malomu biznesu // Innovatsii i investitsii. 2016. №11.

24. Kogan E. Kraudsorsing kak faktor reputatsii // Problemy teorii i praktiki upravleniya. Moskva: Vektor razvitiya. 2012.

25. Komarov M.M., Testova A.Yu. Web 3.0 v sfere elektronnoi kommertsii // Biznes-informatika. 2013. №2(24).

26. Komarov O. E., Sokolov A.V. Kraudsorsing v protsessakh grazhdanskoi kooperatsii // Materialy devyatykh Baikal'skikh mezhdunarodnykh sotsi-al'no-gumanitarnykh chtenii. Irkutsk: Irkutskii gosud. un-t. 2016.

27. Lobova S.V., Dolzhenko R.A. Napravleniya ispol'zovaniya kraudsorsinga dlya resheniya gosudarstvennykh i obshchestvennykh zadach v regione // Reg. ekon.: teoriya i praktika. 2016. №2.

28. Maiorov A.V. Tsifrovye tekhnologii v upravlencheskoi deyatel'nosti: filosofsko-antropologicheskii i prikladnoi aspekty / A.V. Maiorov, S.G. Eremeeva, A.M. Volkova, A.D. Potapov // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2019. №5.

29. Miroshnichenko I V. Modernizatsionnyi potentsial kraudsorsinga v sovremennoi publichnoi politike: rossiiskii opyt i zarubezhnye praktiki // Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2011. Vyp. №6. Tom 4.

30. Nestik T.A. Kraudsorsing kak model' upravleniya znaniyami: sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti i ogranicheniya // Ekonomicheskie strategii. 2014. №6-7.

31. Nikovskaya L.I, Yakimets V.N. Formirovanie i otstaivanie obshchestvennykh interesov v Rossii: ot «administrativnoi» k partnerskoi modeli // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2015. №5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Patarakin E.D. Prodvizhenie sotsial'nykh innovatsii cherez obshchestvennoe konstruirovanie dokumentov // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society). 2012. №2(15).

33. Riski i vozmozhnosti posledstvii pandemii COVID-19 dlya Rossii // Agentstvo strategicheskikh initsiativ. URL: http://kb.asi.ru/crowdsourcing-covid-19/ (data obrashcheniya 13.01.2021).

34. Ryabchenko N.A. Kraudsorsingovye seti sovremennoi Rossii: stokhasticheskii analiz aktorov publichnoi politiki. Sotsiodinamika: metodicheskie i tekhnologicheskie voprosy izucheniya kiberprostranstva. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/file/2226/2226.pdf (data obrashcheniya 20.01.2021).

35. Sapryka V.A. Interaktivnaya model' razrabotki i realizatsii sotsial'no-ekonomicheskikh proektov i programm mezhregional'nogo prigranichnogo sotrudnichestva // Regional'naya ekonomika. 2010. №47.

36. Sapryka V.A., Schastlivenko T.V. Tekhnologiya kraudsorsinga v sisteme upravleniya resursami regiona // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №5.

37. Slavin B.B. Ot kraudsorsinga k noosorsingu // Otkrytye sistemy. 2012.

№1.

38. Sokolov A.V. Kraudsorsing: novaya tekhnologiya grazhdanskoi kooperatsii // Sotsial'nyi komp'yuting: osnovy, tekhnologii razvitiya, sotsial'no-gumanitarnye effekty. Moskva: MGGU im. M.A. Sholokhova. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.