Научная статья на тему 'КРАУДСОРСИНГ И КРАУДФАНДИНГ КАК ТЕХНОЛОГИИ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

КРАУДСОРСИНГ И КРАУДФАНДИНГ КАК ТЕХНОЛОГИИ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
283
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / КРАУДФАНДИНГ / КРАУДВОТИНГ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПАРТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CROWDSOURCING / CROWDFUNDING / CROWDVOTING / TECHNOLOGY / PARTICIPATORY GOVERNANCE / MUNICIPAL UNIT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиева Светлана Викторовна, Агеева Екатерина Александровна

В статье рассматриваются технологии краудсорсинга и краудфандинга, основанные на социальных отношениях и выступающие важным инструментом управления муниципальным образованием. Это особенно важно в ракурсе партисипативного управления, когда возрастает значимость человеческого ресурса и активизируется вовлеченность граждан в управление общественными и государственными делами. Применение новых практик управления муниципальным образованием, отказ от стереотипов и клише, поиск новых рычагов управленческого воздействия - все это направлено на эффективное решение существующих проблем и обеспечение устойчивого развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алиева Светлана Викторовна, Агеева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDSOURCING AND CROWDFANDING AS TECHNOLOGIES OF PARTICIPATIVE MANAGEMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

The article discusses crowdsourcing and crowdfunding technologies that are based on social relations and are an important tool for municipal management. This is especially important from the perspective of participatory management, when the importance of human resources increases and citizens ‘ involvement in the management of public and state Affairs becomes more active. The application of new municipal management practices, the rejection of stereotypes and cliches, the search for new levers of managerial influence-all this is aimed at effectively solving existing problems and ensuring sustainable development of the territory.

Текст научной работы на тему «КРАУДСОРСИНГ И КРАУДФАНДИНГ КАК ТЕХНОЛОГИИ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

УДК 352/354-1

Алиева С.В.1 Агеева Е.А.2

КРАУДСОРСИНГ И КРАУДФАНДИНГ КАК ТЕХНОЛОГИИ

ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются технологии краудсорсинга и краудфандинга, основанные на социальных отношениях и выступающие важным инструментом управления муниципальным образованием. Это особенно важно в ракурсе партисипативного управления, когда возрастает значимость человеческого ресурса и активизируется вовлеченность граждан в управление общественными и государственными делами. Применение новых практик управления муниципальным образованием, отказ от стереотипов и клише, поиск новых рычагов управленческого воздействия - все это направлено на эффективное решение существующих проблем и обеспечение устойчивого развития территории.

Ключевые слова: краудсорсинг, краудфандинг, краудвотинг, технология, партисипативное управление, муниципальное образование.

Alieva S.

Ageeva Е.

CROWDSOURCING AND CROWDFANDING AS TECHNOLOGIES OF PARTICIPATIVE MANAGEMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

Abstract. The article discusses crowdsourcing and crowdfunding technologies that are based on social relations and are an important tool for municipal management. This is especially important from the perspective of participatory management, when the importance of human resources increases and citizens ' involvement in the management of public and state Affairs becomes more active. The application of new municipal management practices, the rejection of stereotypes and cliches, the search for new levers of managerial influence-all this is aimed at effectively solving existing problems and ensuring sustainable development of the territory.

Keywords: crowdsourcing, crowdfunding, crowdvoting, technology, participatory governance, municipal unit.

В условиях происходящих глобальных изменений, сопровождающихся социально-экономическими рисками и угрозами, местные

власти поставлены перед необходимостью поиска оптимальных решений сложных проблем муниципального социума. В числе наиболее

1 Алиева Светлана Викторовна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой СевероКавказского института - филиала РАНХиГС

Svetlana Alieva, Doctor of Sociolgy, Head of Department of The North Caucasus institute-branch of the Russian academy of national economy and public administration at the President of the Russian Federation, e-mail: svet_al55@mail.ru

2 Агеева Екатерина Александровна, кандидат политических наук, доцент, директор центра дополнительного образования Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС

Ekaterina Ageeva, PhD of Political Science, Head of Department of The North Caucasus institute-branch of the Russian academy of national economy and public administration at the President of the Russian Federation, e-mail: kay79@ yandex.ru

остро стоящих проблем находятся низкое качество медицинских услуг, изношенность объектов жилищно-коммунального хозяйства, сокращение объектов социально культурной сферы и др., что соответственно привело к снижению уровня и качества жизни населения. Для решения этих проблем необходимы эффективные практики сотрудничества, которые бы позволили объединить усилия всех заинтересованных сторон и привлекли бы инвестиции для развития территории.

Зрелое гражданское общество способно влиять на вектор инициатив органов публичной власти и обеспечить диалог общества и власти на равных условиях. Способность объединений граждан как зарегистрированных, так и объединенных на временной основе без организации юридического лица к соучастию во всех вопросах, так или иначе влияющих на современные политические процессы, экономические процессы, проблемные социальные вопросы создают необходимый баланс в диалоге между властью и обществом.

Равнодушие и нежелание общества принять участие в постановке задач решения социальных проблем, межнациональных проблем и многих других перед органами государственной власти воспитывают целое поколение молодых людей, безучастно наблюдающих происходящие вокруг изменения, реформы институтов.

Многообразие проблем, стоящих перед современными управленческими командами регионов и муниципалитетами, актуализируют практику разработки инновационных путей их решения, основанных на трансформации управленческих систем и практике совершенствования инструментов управления. Причиной пересмотра традиционных подходов к организации и поиску актуального формата разрешения противоречия между формами реализации целей муниципального управления и удовлетворением общественных интересов послужили выросшая плюрализация общественного мнения, сложность взаимоотношений между населением и представителями публичной власти, виртуальный формат коммуникации и др. Гражданская позиция сегодня находит отражение в интернет

пространстве. Ресурсы Интернет при их грамотном и рациональном использовании позволяют сформировать систему оперативной обратной связи и управления ситуацией как в регионе в целом, так и в муниципалитетах, особенно проблемных. Тем самым, формируется площадка для доступа к государственным деятелям для создания позитивной повестки дня среди различных категорий населения.

В 2018 году среди тысячи респондентов в возрасте от 18 лет методом телефонного интервью ВЦИОМ был проведен опрос о взаимодействии населения с органами власти различных уровней. Опрос показал, что 49% граждан для взаимодействия с органами власти пользуются интернет-сервисами, 32% — мобильными приложениями, 35% посещают официальные сайты. Интернет-сервисы (ими пользовались 52%) и официальные сайты (44%) за последний год чаще всего становились платформой для взаимодействия граждан с органами власти, еще 33% заходили в мобильные приложения. Лично посещали те или иные ведомства, госучреждения 36% граждан [3]. Е.В. Фролова в статье, размещенной в журнале «Социс», отмечает «крайне низкую общественную поддержку работы органов местного самоуправления в РФ (27,7%)». В 2016 году 42% руководителей органов местного самоуправления оценили уровень общественной активности жителей как низкий и еще 3% как крайне низкий. При этом, руководители органов местного самоуправления подчеркивают острую потребность в поддержке населением их деятельности [4].

Многие идеи краудсорсинга стали применяться еще задолго до появления этого термина, поскольку для решения большинства проблем необходимо использование коллективного интеллекта. Можно привести примеры использования совместных решений в таких областях, как наука, образование, контроль за выполнением решений в органах местной власти и др. Оправдали себя подобные проекты в Москве «Активный гражданин», в Подмосковье «Наше Подмосковье», в Ханты-Мансийском автономном округе.

Повышение гражданской активности поможет сформировать основу в виде генериру-

ющей прослойки общества, которая способна инициировать социальные проекты, проекты по экологии, образованию, просвещению, межнациональных отношений и многие другие. В целом, вопрос повышения гражданской активности формирует так необходимый уровень доверия населения к власти, который, по мнению Президента России, является ключевым показателем эффективности работы глав регионов и руководителей муниципалитетов.

Теоретическое осмысление новой роли местного самоуправления, обусловлено происходящей сменой жесткой иерархической пирамиды управления и появлением новой структуры управления, основанной на доверии и кооперативном сотрудничестве. Главной ее особенностью является интеракция двух основных субъектов - органов муниципальной власти и населения, организуемая в рамках партисипативного управления. Последнее в переводе с английского (participative management) означает «коллективное управление», применительно к публичному управлению - вовлеченность граждан в управление общественными и государственными делами. Отсюда возникает проблема поиска доступных и эффективных способов вовлечения населения в управление муниципальным образованием.

Одним из современных инструментов партисипативного управления являются кра-удтехнологии, получившие широкое распространение в органах публичного управления во многих странах мира. Наиболее известной является технология «краудсорсинга» (от англ. crowd - толпа и sourcing - источник, использование ресурсов). Первоначально этот термин стал использоваться в управлении промышленными предприятиями, поскольку возникла необходимость в решении новых нестандартных задач, требующих творческого подхода и коллективного взаимодействия, часто не связанных с выполнением должностных обязанностей сотрудников. Это могут быть задачи разного типа, относящиеся к маркетингу, инновациям, социальным процессам [2].

Краудсорсинг, в зависимости от специфики решаемых задач, может быть представлен технологиями, предполагающими разработку концеп-

ций, сбор общественного мнения и объединение денежных средств. Соответственно появляются такие разновидности, как: «краудкриэйшн» (сгс^сгеайоп), «краудвотинг» (crowvoting) и «краудфандинг» (сгс^А^^) [1].

В практике муниципального управления в последнее время применяется технология краудфандинга. Ее рассматривают в качестве инновационного финансового инструмента реализации краудсорсинга [5]. По сути, это такая же социальная технология, как и другие крауд-технологии, но ее основное отличие состоит в том, что она предназначена для финансирования проектов или мероприятий. Ее появление обусловлено рядом причин, оказывающих влияние на роль человека в современном обществе.

В связи с переходом к информационному обществу произошли существенные изменения в образовательном уровне людей, росте их личностных запросов. Они стали более активными и инициативными, готовыми участвовать в разработке различных проектов. Однако, как показывает практика, многие проекты, особенно социальные, прекращают свое существование уже на стадии замысла. Одна из причин - отсутствие государственного финансирования, что и побудило обращение к народному финансированию путем сбора денежных средств через краудфандинговые платформы. При этом происходящий процесс формирования сбора средств основан исключительно пользователями социальных сетей, без обращения в банк и независимо от него, что является одним из его ключевых преимуществ.

Такая оригинальная схема привлечения финансовых средств для реализации проектов появилась сравнительно недавно. Ее основными участниками являются изобретатели, ученые, работники сферы здравоохранения, образования, культуры, государственные и муниципальные служащие и наконец, самые обычные люди, которые решили разработать свой собственный проект.

Сегодня краудсорсинг применяется в различных областях деятельности, отличается степенью открытости, количеством участников и видами деятельности. В этой связи, эксперты

выделяют различные типы краудсорсинга. Например, по степени открытости различают:

- массовый краудсорсинг, в котором задействовано максимально возможное количество участников проекта независимо от их персонификации;

- открытый краудсорсинг, в который активно приглашается определенная целевая аудитория, но доступ других участников не ограничивается. Для эффективной реализации проекта необходимо участие определенного количества представителей целевой аудитории в зависимости от сложности темы, рассматриваемой области и т.п.;

- закрытый краудсорсинг, доступ в который предоставляется ограниченному кругу персонифицированных участников, прошедших специализированный отбор.

Сравнительно новыми являются виды кра-удсорсинга, различающиеся по области деятельности:

- краудрекрутинг применяется для массового поиска талантливых людей, которые способны принять участие в разработке и реализации краудфантинговых проектов;

- краудконсалтинг является технологией оказания услуг в сфере инвестинга и крауд-фантинга;

- краудворкинг применяется для создания справочников и энциклопедий;

- краудпроизводство представляет собой коллективную разработку брендов, производственных инноваций, кадровых технологий.

Примерами применения краудсорсинга в решении населением местных проблем являются: инициация социальных проектов; организация территориального самоуправления; контроль за выполнением принятых решений. Для реализации краудсоринга должны сложиться определенные условия, среди которых: наличие критической массы креативных и компетентных индивидов; наличие проблем, требующих решения и не решающихся; потребность граждан в самореализации; понимание органами публичной власти возможности решения задач ресурсами местных сообществ.

Наиболее применимыми технологиями для решения проблем муниципального образования являются технологии краудсорсинга и краудфантинга. Это объясняется тем, что большинство проблем требуют не только совместного решения, но и привлечения инвестиций. Схема взаимодействия потенциальных участников в решении проблем представлена на рисунке 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение качества

жизни населения

Рисунок 1 — Схема взаимодействия потенциальных участников решения местных проблем на основе краудсорсинга и краудфантинга.

В Ставропольском крае программа поддержки местных инициатив реализуется с 2007 года. За 10 с лишним лет реализовано 1100 проектов на сумму 3 млрд. рублей. Среди часто встречающихся инициатив - ремонт дорог, благоустройство общественных пространств, ремонт библиотек и домов культуры, строительство детских и спортивных площадок. С точки зрения пространственного развития многие инициативы являются целесообразными и своевременными. Краудсорсинговыми эти проекты можно назвать потому, что на их реализацию направлены средства регионального и местного бюджетов, деньги предпринимателей и жителей, труд добровольцев.

При этом, такие проблемы, как сохраняющееся взаимное недоверие власти и общества, «привыкание» к невыполнению решений, предпочтение решения личных повседневных задач, равнодушие препятствуют развитию краудсорсинговых технологий. Не способствуют этому и несовершенство законодательства по защите интеллектуальной собственности проектов, а также недостаток информации о возможностях краудсорсинга. Следует отметить, что необходимо отличать использование краудсорсинга для реальных и искусственно созданных задач, например, для подтверждения открытости, доступности, искренности руководителей регионов и муниципалитетов. Так, голосование жителей за установление выходного дня 31 декабря очевидно

указывает на инструментализм технологии, а создание мобильного приложения для указания места несанкционированных мусорных свалок - действительно полезный ресурс. Все это подтверждает значимость краудсорсин-га как многофункционального инструмента управления. Следовательно, в условиях циф-ровизации и жителям, и руководству муниципальных образований необходимо учиться использовать эти технологии для оптимизации решения социально значимых задач.

В завершении отметим, что крауд-техно-логии все больше приобретают актуальность благодаря появившимся возможностям использования информационно-коммуникативных технологий XXI века, росту социальной активности местного сообщества и личностных запросов граждан. Преимущества применения этих технологий очевидны. Они позволяют повысить доверие к местным властям, реализовать на практике открытость и подотчетность их работы, увеличить скорость решения сложных проблем, интегрировать интересы общества, власти и бизнеса и в большей степени использовать ресурсные возможности территории.

Статья выполнена в рамках реализации гранта РФФИ, проект №20-011-00433 А «Моделирование социально-экономических эффектов краудсорсинга в управлении муниципальным образованием»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеева А. Партисипативные социальные технологии принятия муниципальных управленческих решений в зарубежных странах // Juvenis scientia. - 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/partisipativnye-sotsialnye-tehnologii-prinyatiya-munitsipalnyh-upravlencheskih-resheniy-v-zarubezhnyh-stranah

2. Мусорина В. Коллективный разум // Прямые инвестиции. - 2011. - № 11 (115). - С. 50-53.

3. Опрос показал отношение россиян к органам власти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20180216/1514777165.html

4. Фролова Е.В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_4/59-64_ Frolova_.pdf

5. Чуланова О.Л. Современные крауд - технологии: краудсорсинг, краудфандинг, крау-динвестинг, краудлендинг/ Материалы Афанасьевских чтений. - 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kraud-tehnologii-kraudsorsing-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.