Научная статья на тему 'Концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива'

Концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / STUDENT''S COLLECTIVE / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / CONDITIONS OF EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT MECHANISMS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Л. Н.

В статье описана концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива: обозначены принципы педагогического управления, определена его цель, исходя из государственных образовательных стандартов, выделены условия эффективной реализации педагогического управления, представлены механизмы педагогического управления, дана их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF STUDENT'S COLLECTIVE

In article the conceptual model of pedagogical management is described by functioning and development of student's collective: principles of pedagogical management are designated, its purpose, proceeding from the state educational standards is defined, conditions of effective realization of pedagogical management are allocated, mechanisms of pedagogical management are presented, their characteristic is given.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива»

Библиографический список

1. Справочник учителя математики / авт.-сост. Н.А. Ким. - Волгоград, 2011.

2. Паскевич, Н.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся старшего подросткового возраста в процессе дифференцированного обучения (на примере обучения математике): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пенза, 2009.

3. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. - Е.С. Рапацевич. - Мн., 2005.

4. Глазков, Ю.А. Программа-тренажер «Призмы» // Математика в школе. - 1993. - № 5.

5. Бигельдинова, Б.Н. Взаимотренаж на уроках математики // Математика в школе. - 1995. - № 2.

6. Королева, Т.Г. Математический тренажер по алгебре для VII-IX классов // Математика в школе. - 2001. - № 8.

7. Зайкин, М.И. Рабочие тетради по математике: учеб. пособие для 5-6 классов общеобразоват. учреждений / М.И. Зайкин, З.П. Матушкина, Н.С. Подходова / под. ред. М.И. Зайкина. - М., 1996.

8. Зайкин, М.И. Виртуальный класс в дополнительном образовании сельских школьников: учебно-методическое пособие / М.И. Зайкин, С.В. Арюткина, С.В. Менькова, А.А. Статуев, М.И. Фокеев. - Арзамас, 2008.

9. Фокеев, М.И. Организационные и методические основы занятий по подготовке сельских школьников к единому государственному экзамену по математике на базе виртуального класса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2009.

Bibliography

1. Spravochnik uchitelya matematiki / avt.-sost. N.A. Kim. - Volgograd, 2011.

2. Paskevich, N.V. Formirovanie i razvitie poznavateljnoyj aktivnosti uchathikhsya starshego podrostkovogo vozrasta v processe differencirovannogo obucheniya (na primere obucheniya matematike): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Penza, 2009.

3. Pedagogika: boljshaya sovremennaya ehnciklopediya / sost. - E.S. Rapacevich. - Mn., 2005.

4. Glazkov, Yu.A. Programma-trenazher «Prizmih» // Matematika v shkole. - 1993. - № 5.

5. Bigeljdinova, B.N. Vzaimotrenazh na urokakh matematiki // Matematika v shkole. - 1995. - № 2.

6. Koroleva, T.G. Matematicheskiyj trenazher po algebre dlya VII-IX klassov // Matematika v shkole. - 2001. - № 8.

7. Zayjkin, M.I. Rabochie tetradi po matematike: ucheb. posobie dlya 5-6 klassov obtheobrazovat. uchrezhdeniyj / M.I. Zayjkin, Z.P. Matushkina, N.S. Podkhodova / pod. red. M.I. Zayjkina. - M., 1996.

8. Zayjkin, M.I. Virtualjnihyj klass v dopolniteljnom obrazovanii seljskikh shkoljnikov: uchebno-metodicheskoe posobie / M.I. Zayjkin, S.V. Aryutkina, S.V. Menjkova, A.A. Statuev, M.I. Fokeev. - Arzamas, 2008.

9. Fokeev, M.I. Organizacionnihe i metodicheskie osnovih zanyatiyj po podgotovke seljskikh shkoljnikov k edinomu gosudarstvennomu ehkzamenu po matematike na baze virtualjnogo klassa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Saransk, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 371.01: 373

Pavlova L.N. CONCEPTUAL MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF STUDENT'S COLLECTIVE. In article the conceptual model of pedagogical management is described by functioning and development of student's collective: principles of pedagogical management are designated, its purpose, proceeding from the state educational standards is defined, conditions of effective realization of pedagogical management are allocated, mechanisms of pedagogical management are presented, their characteristic is given.

Key words: principles of pedagogical management, pedagogical management, student's collective, conditions of efficiency of pedagogical management mechanisms of pedagogical management.

Л.Н. Павлова, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: pavlovawe@gmail.com

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье описана концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива: обозначены принципы педагогического управления, определена его цель, исходя из государственных образовательных стандартов, выделены условия эффективной реализации педагогического управления, представлены механизмы педагогического управления, дана их характеристика.

Ключевые слова: принципы педагогического управления, педагогическое управление, ученический коллектив, условия эффективности педагогического управления механизмы педагогического управления.

Целью статьи является разработка концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива. Предлагаемая концептуальная модель синтезирует принципы, цель, задачи, механизмы педагогического управления и критерии, характеризующие его управленческую эффективность (рис.1).

В основу разработки концептуальной модели педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектив положены ряд принципов.

1. Комплексность педагогического управления, под которым нужно понимать его многоаспектность. Реальное вопрощение этого принципа находит свое отражение в сложном комплексе управления в виде иерархии управления, видов и форм (административное, педагогическое управление, самоуправление педагогов и обучающихся) на протяжении всех этапов цикла управления образовательным учреждением.

Практика управления образовательными учреждениями, для которых ориентация на формирование компетентности обучающихся стала «философией» их деятельности, показывает необходимость использования принципа комплексности. Сегодня проблема организации и согласования процессов управления

в рамках функционирования структурных элементов системы управления образовательным учреждением, определение «активных зон» каждого вида управления и формы управления с целью эффективности их использования, должны быть отнесены к важнейшим задачам управления.

2. Целостность управления, которая указывает на иерархичность внутренних связей взаимодействующих механизмов педагогического управления, направленных на выполнение конкретных задач. В этой связи структура механизмов педагогического управления должна быть адекватной по сложности, динамичности, полноте охвата всех процессов и проблем достижения единой цели управления образовательным учреждением на протяжении всех этапов жизненного цикла. Отсюда привычный функциональный подход к разработке структуры механизмов уже устарел и необходим переход к проблемно-целевому подходу, суть которого заключается в целенаправленном выявлении проблем, слежении за процессом их развития и упреждающем их разрешения.

3. Административность педагогического управления, которая обеспечивает целенаправленное изменение параметров данного процесса в соответствии с изменениме внешней сре-

ды. Указанный принцип обусловлен тем, что динамика и разнообразие факторов внешней и внутренней среды, а так же требований предъявляемых к педагогическому управлению на каждом этапе цикла управления вызывает необходимость своевременного внесения корректив в систему управления.

4. Синергичность педагогического управления как необходимое условие получения положительного педагогического результата, путем интеграции организационных и инновационных резурсов управления данным процессом.

Такое интегрирование позволяет снизить общий уровень управленческих затрат, обеспечить координацию действий механизмов педагогического управления развитием ученического коллектива, повысить комплексность и эффективность контроля за развитием коллектива, а также получить преимущества по реализации педагогического управления.

5. Динамичность педагогического управления указывает на то, что последовательная реализация механизмов педагогического управления развитием ученического коллектива, не только сохраняется при воздействии динамичных факторов внешней и внутренней среды, но и может характеризоваться степенью непрерывности, так как дискретные оценки не дают возможности заменить скачкообразные отклонения, возникающие под воздействием указанных факторов.

Своевременное обнаружение недопустимых отклонений позволяет управляющей подсистеме предпринимать необходимые действия и отрегулировать течение процесса педагогического управления. Поэтому представляется необходимой оорга-низация мониторинга педагогического управления как системы, который позволил бы не только решать оперативно возникающие проблемы, но и задачи стратегической направленности (развитие ученического коллектива до возможного уровня самоуправления в нем).

6. Информативность педагогического управления, которая заключается в необходимости разработки информационного обеспечивания данного процесса. Процессы получения, обработки и передачи информации необходимо представить системы тесно взаимодействующей с общим управлением образовательного учреждения.

Реализация современных информационных технологий делает возможным получение преимуществ за счет своевременной обработки и анализа информации. Что предопределяет необходимость использования данного принципа при разработке стратегии управления образовательным учреждением в целом и педагогического управления, в частности.

Целевое начало педагогического управления определено объединением всех структурных элементов данного управления, преследующих определенные цели. Если миссия педагогического управления задает общие ориентиры, направления их функционирования, выражающие смысл их существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится педагогическое управление, фиксируются в виде их целей.

Исходя из вышесказанного, целью разработки педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива является определение его значимости при формировании ключевых компетенций обучающихся на основе самоуправления коллектива и личности.

Для достижения поставленной цели необходимо постоянное повышение уровня организационной и интеграционной устойчивости на каждом этапе педагогического управления. Результативность выбранной стратегии педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива обеспечивается реализацией следующих механизмов:

> механизм педагогического управления, обеспечивающий требуемые свойства ученического коллектива;

> механизм педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива;

> механизам педагогического управления, обеспечивваю-щий режим самоуправления ученического коллектива.

Оценки, диагностики и мониторинг педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива должны соответствовать механизму педагогического коллектива (например, оценка механизма педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива; диагностика механизма педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива; мониторинг механизма педагогического управления, обеспечивающий престижность ученического коллектива).

В комплексе механизм педагогического управления может быть представлен в разработке структуры управления и в координации действий субъектов образовательного процесса. В области решений механизм педагогического управления реализуется через разработки, согласования, введение новшеств, правил и пр. С нашей точки зрения, механизм педагогического управления можно рассматривать как средство, обеспечивающее (или не обеспечивающее) реальную возможность управления.

Механизм педагогического управления осуществляется на основе методов, критериев и системы оценок; на информационной системе управления; на основе интегрирования всякой деятельности. Механизм управления является характеристикой системы и процесса управления, а педагогическое управление - объектом качественного совершенствования управления на основе частных и специализированных управленческих механизмов.

Механизм педагогического управления - это система внутренних и внешних связей и отношений образовательного учреждения.

Механизмы педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива представляется в виде выполнения ряда конкретных операций с периодичным повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения. Механизмы ступеней педагогического управления различаются по содержанию их элементов. На первой ступени механизм обеспечивает процесс педагогического управления, следовательно, это механизм функционирования, который обеспечивает качество управления. На второй и третьей ступени педагогического управления мы можем говорить о механизме развития, т.к. речь идёт о деятельности и механизмы педагогического управления предназначены для осуществления развития ученического коллектива.

Г.Н. Сериков рассматривает управление с точки зрения системного подхода и предлагает «предписать специальный термин «системное управление образованием». Рассматривая системное управление как деятельность субъектов образования, автор считает, что имеет смысл выделять административную деятельность (распорядительно-исполнительную) и само-управленческую (привлечение к выполнению функций). В этой связи можно рассматривать педагогическое самоуправление, самоуправление учащихся и внешнее управление образовательным процессом. Взаимодействие этих элементов является признаком системного управления. Г.Н. Сериков в работе «Элементы теории системного управления образования» характеризует управленческую деятельность на основе внутреннего плана и внешнего плана. К внутреннему плану относит потребность человека, действующего на себя для достижения цели. Это аспект индивидуального самоуправления. Внешний план управленческой деятельности учёный предлагает рассматривать как реализацию общегрупповых целей, Это коллективное самоуправление, при котором существует разделение управленческих функций между всеми участниками. При этом речь идёт как о детском коллективе и личности ребёнка, так и о педагогическом коллективе и личности педагога. «Индивидуальное самоуправление как внутриличностная управленческая деятельность неустранима в принципе», - замечает Г.Н. Сериков. «Самоуправление целесообразно относить к важному аспекту управленческого взаимодействия участников образования» [1, с. 56-57]. Внутренний уровень управления образовательного учреждения выстраивается следующим образом: административное управление, педагогическое самоуправление, ученическое самоуправление.

В.Н. Бурков и В.А. Ириков предлагают процесс управления разбить на функции управления по классам. Первый класс -функции управления, обеспечивающие в определённом смысле устойчивое, стабильное функционирование организационной системы (не развивается). Второй класс - функции управления по изменению механизма управления (возможно структуры системы управления). Этот класс называют механизмом развития. «Механизм развития - это совокупность процедур, методов, информационных технологий, позволяющих создавать (проектировать) новые механизмы управления с требуемыми свойствами» [2, с. 4].

РХ. Шакуров подразделяет функции управления на группы: целевые (социальная и производственная), социально-психологические (организация, сплочение, активизация, совершенствование, развитие самоуправления), операционные функции (планирование, инструктирование и контроль) [3, с. 56].

Управление рассматривается как постоянный, с различными видами управленческого воздействия, уровень участия коллектива школы в соответствии с требованиями программных задач, ситуаций, условий и т.п. Различные уровни участия составляют своеобразную иерархию. На первом уровне прилагаются усилия для улучшения общения и межличностных отношений сотрудников. На втором уровне - сформировано активное участие коллектива школы в повышении качества образования. На третьем уровне - члены коллектива рассматриваются как партнеры в управлении образовательным учреждением [2, с. 34].

Анализ периодической печати подтверждает, что проблема управления образовательным учреждением обсуждается адресно с представителями административных органов управления. Об этом свидетельствуют публикации в журналах «Директор школы», « Стандарты и мониторинг в образовании», «Народное образование», «Образование в современной школе», «Практикум административной работы» и др.

Для нашего исследования имеет существенное значение позиция выделения понятия «педагогическое управление» из общетеоретического понятия «управление».

Функциональное предназначение педагогического управления - это подсистема управления образовательным учреждением, деятельность которого направлена на интеграцию отдельных элементов для достижения целей.

Содержательно интеграция педагогического управления в режиме функционирования и развития представляется как единство компонентов организационной структуры, стратегии управления и механизма функционирования.

Под понятием «педагогическое управление» мы рассматриваем педагогическую деятельность с целью создания условий для формирования и развития самоуправления ученического коллектива и развития личности обучающихся.

Исходя из целостного представления об управлении образовательным учреждением, самоуправление ученического коллектива является подсистемой управления, т.е. реализует определённые, присуще только данному этапу развития и предоставленных полномочий управленческие функции. Следовательно, самоуправление ученического коллектива может быть представлено как механизм педагогического управления.

Эффективное функционирование любого процесса связано с условиями. Условия характеризуются обстоятельствами и предпосылками, способствующих чему-либо. Для педагогической деятельности, как правило, условиями являются совокупность мер образовательного процесса. Комплекс педагогических условий нами выявлен на основе анализа научной литературы по педагогическому управлению.

Принципы педагогического управления функционированием и развитием ученическим коллективом

Комплексность Целостность Адаптивность йшшш Динамичность Информативность

Цель-формирование ключевых компетенций обучающихся на основе самоуправления коллектива и личности

Задачи педагогического управления

Условия эффективного педагогического управления

Механизмы педагогического управления функционирования и развития ученического коллектива

Механизм, обеспечиваю щийтребуемые свойства ученического коллектива

Механизм, обеспечивающий престижность ученического коллектива

Механизм, обеспечивающий режим самоуправления

Критерии оценки реализации педагогического управления

Рис. 1. Концептуальная модель педагогического управления функционированием и развитием ученического коллектива

Условиями эффективности педагогического управления ученического коллективом мы называем следующие:

- интеграция воспитательных воздействий на школьный детский коллектив при консолидации коллектива воспитателей, в ходе которой происходит упрочнение связей между данными субъектами образовательного процесса;

- расширение сферы ученического самоуправления через компоненты, составляющие систему образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (интеллектуальная, мотивационная, волевая, саморегуляция, предметно-практическая, экзистенциональная);

- подготовка педагогов к управленческой деятельности как направленное воздействие, имеющее целью повышение профессиональной компетентности педагогов, способствующей развитию мотивации к дальнейшему самосовершенствованию.

Интеграция воспитательных воздействий - это сторона процесса развития, связанная с расширением образовательного пространства учреждения, характеризуется ростом объёма и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между субъектами образовательного процесса и социальными партнёрами образовательного учреждения, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением

качественно новых свойств. Целостное образование представляется в виде системы и содержания образовательных программ разных предметов и предметных областей, целевых и интегративных программ в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса с социальными партнёрами.

Расширение сферы ученического самоуправления реализуется через компоненты, составляющие систему образовательного процесса с целью удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, направленных прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов; повышению социальной компетенции, развитию социальных навыков поведения и установки на самостоятельное принятия решений в проблемных социальных ситуациях.

Подготовка педагогов к управленческой деятельности связана с субъективными и объективными требованиями и предпосылками, реализуя которые педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Главным объективным требованием к педагогической деятельности является достижение успеха в формировании у обучающихся потребности и способности самоопределения и самореализации.

Реализация объективных требований к деятельности педагогов проявляется в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, в рациональном использовании средств, способов для достижения целей образовательного процесса. Субъективными предпосылками эффективности деятельности педагогов являются его компетентность, обеспечивающая выполнение педагогических задач. К предпосылкам относятся также профессионально важные качества педагогов, педагогические способности, особенности психических процессов. Субъективные предпосылки можно сгруппировать и выделить среди них базовые (личностные) и процессуальные (ситуативные). К базовым предпосылкам относятся: знания, умения, навыки; положительные черты направленности личности педагогов; проявление темперамента, адекватного требованиям педагогической деятельности; организаторские способности. К ситуативным предпосылкам относятся: ясное понимание педагогов текущих задач своей деятельности и деятельности учащихся; достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению стоящих целей и др. В числе условий эффективной деятельности педагогов есть ориентация на развитие личности учащихся,

его диалогическое общение и стремление к установлению с ними необходимых отношений.

Педагогическое управление развитием ученического коллектива будет решаться более эффективно при реализации специально созданного механизма, рассматриваемого в виде выполнения ряда процедур с периодичным повторением, которые каждый раз осуществляются на более высоком уровне.

Предложенные нами механизмы, которые обеспечивают педагогическое управление как процесс развития самоуправления ученического коллектива, характеризуется определённым порядком деятельности педагога. На первой ступени - это совокупность процедур, обеспечивающих развитие коллектива во времени, проектирование пространства развития ученического коллектива, использование актива и органа самоуправления ученического коллектива как инструмента управления и метода организации деятельности ученического коллектива. На второй ступени - это программирование и реализация деятельности ученического коллектива, использование явления лидерства и самоуправления в коллективе как способа его деятельности и метода развития коллектива. На третьей ступени - это создание условий для самоопределения и самореализации ученического коллектива, использование личного опыта обучающегося, предвнесение положительного социального опыта ученика в коллектив, передача части управленческих действий: определение структуры взаимосвязи педагога и учеников, планирование и организация деятельности, оценочная деятельность ученического коллектива.

На основании проделанной работы нами выделено три уровня развития ученического коллектива на основании определения ступеней педагогического управления и соотвтственно им механизма развития ученического коллектива. Данный механизм представляется в виде выполнения ряда конкретных одинаковых процедур с периодичным повторением каждый раз на более высоком уровне исполнения. Механизмы ступеней педагогического управления различаются по содержанию их элементов. На первой ступени механизм обеспечивает процесс педагогического управления, следовательно, это механизм функционирования, который обеспечивает качество управления. На второй и третьей ступени педагогического управления мы можем говорить о механизме развития, т.к. речь идёт о деятельности и механизмы предназначены для осуществления развития школьного детского коллектива.

Библиографический список

1. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Основные понятия и задачи. - Челябинск, 1995. - Ч. 2.

2. Бурков, В.И. Модели и методы управления организационными системами / В.И. Бурков, В.А. Ириков. - М., 1994.

3. Шакуров, РХ. Социально-психологические основы управления. - М., 1990.

Bibliography

1. Serikov, G.N. Ehlementih teorii sistemnogo upravleniya obrazovaniem. Osnovnihe ponyatiya i zadachi. - Chelyabinsk, 1995. - Ch. 2.

2. Burkov, V.I. Modeli i metodih upravleniya organizacionnihmi sistemami / V.I. Burkov, V.A. Irikov. - M., 1994.

3. Shakurov, R.Kh. Socialjno-psikhologicheskie osnovih upravleniya. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 70

PlahotnikovA.G. PROGNOSTIC MODEL OF MODERNIZATION OF THE PROGRAM OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING IN PREPARATION OF THE TEACHER OF THE FINE ARTS AND DESIGN IN ELEMENTARY GRADES. It

is presented by the purpose of increase of qualitative potential in effective creative thinking in sphere of training graphic, it is decorative - applied art, to design and art designing. And also revealing of socially-pedagogical conditions in interests of self-development of the creative person of students of an average is art-vocational training. Problems systems of development of average vocational training of the person of the master-artist defining the basic direction consist in formation: active thinking, skills of independent creative work, realization of own is art-creative activity, development the subject - of subject relations.

Key words: active thinking, creativity, subject relations, self-development, the person, the teacher, the artist, a trade.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.