Научная статья на тему 'Концептуализация функциональной роли промышленной политики в стратегии производственного потенциала России'

Концептуализация функциональной роли промышленной политики в стратегии производственного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PRODUCTION CAPACITY / МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / MODELS OF INDUSTRIAL POLICY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мечикова Мария Николаевна

Статья посвящена исследованию функциональной роли промышленной политики в развитии современной России. Дан анализ категориального аппарата, дано авторское определение понятию “промышленная политика”, а также проведена систематизация основных подходов к реализации промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the functional role of industrial policy in the development of modern Russia. The analysis of categorical apparatus of the author defines the notion of “industrial policy”, as well as the systematization of the main approaches to implementation of industrial policy.

Текст научной работы на тему «Концептуализация функциональной роли промышленной политики в стратегии производственного потенциала России»

Реализация указанных задач позволит активизировать эффективность социально-трудовых отношений как реальных инструментов, способствующих развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда, проводить мониторинг ситуации в сфере занятости и решать проблемы территориальных рынков труда.

Это означает, что кодекс трудового законодательства должен быть ориентирован на достижение компромисса между различными субъектами трудовых отношений, а не только на реализацию интересов одного из этих субъектов за счет другого. В связи с этим новые рыночные социально-трудовые отношения должны руководствоваться принципами социального партнерства. «К сожалению, сегодня, - пишет Т. В.Яковлева, - приходится констатировать, что в самых разных международных рейтингах эксперты ставят Россию на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса на последнее. Поэтому, перед законодательной и исполнительной властью поставлены амбициозные задачи по повышению социальной ответственности бизнеса и по упрочению взаимодействия государства и делового сообщества» [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государство поддержит малый бизнес! [Электронный ресурс] // «ZRPRESS.ru»: деловая Интернет-газета. -Электрон. дан. - 2009. - № 87. - Режим доступа: http://www.zrpress.ru/

2. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.donland.ru.

3. Политическая экспертная сеть [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.kreml.org/ opinions/200461159.

4. Рекомендации участников Международной конференции «Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.smb-support.org/news/recom.htm.

5. Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.government.ru.

6. Яковлева, Т. В. Вложение в развитие человеческого потенциала через партнерство государства и бизнеса -важное условие современного развития в России // Представительная власть. - 2008. - № 5-6 (84 - 85).

УДК 33 ББК 65.28

М. Н. Мечикова

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию функциональной роли промышленной политики в развитии современной России. Дан анализ категориального аппарата, дано авторское определение понятию "промышленная политика", а также проведена систематизация основных подходов к реализации промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, производство, производственный потенциал, модели промышленной политики, модернизация, Российская федерация.

M. N. Мechikova

CONCEPTUALIZATION OF THE FUNCTIONAL ROLE OF INDUSTRIAL POLICY IN THE STRATEGY OF INDUSTRIAL POTENTIAL OF RUSSIA

Abstract. The article is devoted to the study of the functional role of industrial policy in the development of modern Russia. The analysis of categorical apparatus of the author defines the notion of "i n-dustrial policy", as well as the systematization of the main approaches to implementation of industrial policy.

Key words: industrial policy, production, production capacity, models of industrial policy, modernization, the Russian Federation.

Модернизация промышленности, рассматриваемая как необходимое условие повышения конкурентоспособности российской экономики, в настоящее время является центральной проблемой концептуализации промышленной политики России и формирования действенного механизма ее реализации. Технологическое отставание отечественного промышленности от США, значи-

тельной части стран Юго-Восточной Азии и Европы привело к ориентации экономики на экспорт сырья и энергоносителей, что существенно усилило диспропорции производственного комплекса. Это негативно отразилось на экономическом развитии тех регионов, чья промышленность ориентирована на создание технологически сложной продукции, и существенно повысило в них социальную напряженность. Для выхода из создавшейся ситуации, отягощенной последствиями мирового экономического кризиса, требуется активное государственное воздействие, направленное на наращивание производственных мощностей страны.

В данной связи, целью исследования является раскрытие функциональной роли промышленной политики в рамках парадигмы модернизации производственного потенциала российской экономики, что требует исследования феномена промышленной политики и производственного потенциала, изучения российского и зарубежного опыта ведения промышленной политики, определения функций государства в процессе модернизации промышленного комплекса.

Следует отметить, что категория «промышленная политика» до настоящего времени не имеет достаточно устоявшегося и однозначно воспринимаемого всеми определения.

Отсюда возникает различие в понимании ее роли и места в процессе социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов. В соответствие с ФЗ № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» национальная промышленная политика (далее - промышленная политика) - система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» [1].

В соответствии с разработками Торгово-промышленной палаты РФ, промышленная политика определяется как совокупность мер государственно- правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции [2].

По мнению В. Никитаева промышленная политика - это ограниченное системой права (законодательством) взаимодействие соответствующих субъектов (органы власти разного уровня, компании, общественные объединения) по вопросам направлений, способов и средств развития промышленно -энергетического сектора экономики [3].

О. В. Мяснянкина определяет промышленную политику «как комплекс мер, сконцентрированных на целенаправленном изменении структуры экономики за счет создания условий для развития приоритетных секторов и производств» [4].

Изучение трактовок категории «промышленная политика» показывает, что ряд исследователей сосредотачивает внимание на мероприятиях, входящих с ее состав, в то время как некоторые авторы сужают данное понятие до перечисления хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, существующие дефиниции не полностью соответствуют как условиям современного экономического развития России, так и требованиям настоящего исследования, а именно структуризации функций и инструментов промышленной политики и соотнесение их с соответствующими уровнями государственного управления. В данной связи, существует объективная необходимость в авторском определении промышленной политики.

Промышленная политика (ПП) представляет собой законодательно ограниченный комплекс экономических, политических и организационных мероприятий, проводимых на всех уровнях национальной экономической системы в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности, направленных на: совершенствование ее производственно-технического, информационного и организационного потенциала; поддержку приоритетных отраслей и комплексов; создание оптимального режима конкуренции в отраслях промышленности; стимулирование развития малого и среднего бизнеса; реализацию крупномасштабных общенациональных проектов и программ; управление системой НИОКР; наращивание экспортного потенциала.

Таким образом, активная промышленная политика решает двойственную задачу: с одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем стимулирования экономического роста; с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны, путем наращивания ее производственного потенциала.

Под «производственным потенциалом» в общем виде А. Н. Азрилиан понимает реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов, а также имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов [5].

Под «производственным потенциалом национальной экономики» в рамках данного исследования понимается имеющаяся в распоряжении у государства совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ.

С настоящим момент наблюдается переход к интенсивному развитию на постиндустриальной основе, который изменяет тактику реализации промышленной политики, диктует иные подходы к определению приоритетных факторов развития промышленности. В индустриальном обществе наиболее применимыми были концепции промышленного роста, в соответствии с которыми увеличение количества создаваемых благ служило наилучшим измерителем прогресса, а между объемом применяемых факторов производства и конечным результатом существовала чёткая зависимость.

Этот переход сопровождается революционным преобразованием всей системы производства: средств и предметов труда, источников энергии, технологии, средств коммуникации и связи, форм организации производства. Научные знания, информация превращаются в важнейший самостоятельный ресурс и фактор промышленного производства. В значительной степени постиндустриализм снимает многие различия между материальным производством и тем, что раньше считалось непроизводственной сферой: по технической оснащенности, информационному обеспечению, характеру труда и назначению его продукта (удовлетворение потребностей). Сближаются они и по степени взаимного влияния друг на друга и на общественный прогресс в целом. Производство материальных благ остается элементарной основой жизни общества, но в то же время резко усиливается значение социокультурных, образовательных, психологических факторов [6].

Постиндустриализация означает для промышленности качественно новую ступень интеграционных процессов, выражающуюся в глобализации экономики. К традиционным факторам интернационализации производства, углублению международного разделения труда и развитию мирового рынка присоединяются новые. В их числе необходимость объединения усилий стран для осуществления больших проектов в области авиации, космической техники, создания мировой экономической инфраструктуры, стандартизации производства, транспорта и связи, решения глобальных экологических проблем, гидрометеослужбы, оповещения о возможных природных и техногенных катастрофах. Начинает складываться общемировое экономическое, финансовое, информационное, транспортное и телекоммуникационное пространство. Постиндустриализм создает предпосылки для разработки и реализации современной промышленной политики, с учетом формирующихся новых социально-экономических условий[7].

Все эти обстоятельства обуславливают приоритетность разработки и последовательной реализации промышленной политики на первый план в экономических реформах, определяют необходимость увязки с ней всех хозяйственных преобразований, включая акционирование, приватизацию, демонополизацию, антикризисное управление и т.д. При этом учитывают национальные цели экономического развития, систему приоритетов и распределения производственных ресурсов, механизмы реализации этих приоритетов. Основой для детализированной проработки промышленной политики призвана служить стратегия индустриального развития, выстраивающая его этапные задачи с учетом общих закономерностей внедрения инноваций, состояния производственной базы страны, тенденций изменения мировой хозяйственной конъюнктуры.

Разработка рациональной промышленной политики, ее корректировка в соответствии с происходящими изменениями актуализируется наиболее в переломные периоды, например, при переходе к рыночной экономике или в периоды кризисного или посткризисного развития экономической системы. При этом органы государственной власти не могут быть свободны от ответственности за неэффективное, не отвечающее интересам общества решение задач социально-экономического развития, замедление экономического, технологического, управленческого и гуманитарного прогресса в этот период. Необходимо учитывать, что промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса, повышению приспосабливаемости к объективным требованиям глобализации мировой экономики.

Систематизация основных подходов к определению моделей государственной промышленной политики приведена в таблице 1.

Таблица 1

Основные модели промышленной политики [8], [9], [10]

Классификационный признак Основные модели промышленной политики Признаки, характеризующие модель

Разделение сфер влияния Вертикальная стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот

Окончание таблицы 1

Горизо нтальная создание общих для всех отраслей возможностей развития производства

Степень Государственного воздействия "Жесткая" создание и развитие приоритетных отраслей экономики

"Мягкая" содействие росту конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности

Государственный режим Административно - командная (социалистическая) сильное государственное вмешательство в производственную сферу с целью контроля и регулирования

Демократическая (рыночно- ориентированная) стимулирование развития производства, поддержание конкуренции путем антимонопольного законодательства

Следует отметить, что приведенные в таблице 1 модели промышленной политики в целом отражают два основных подхода к государственному регулированию не только промышленной сферы, а и всей национальной экономики, именно "мягкий" и "жесткий", и либерально-демократический и командный подходы, соответствующие государственному режиму, политическому устройству. К государствам с "жесткой" промышленной политикой можно отнести Китай, Кубу, Россию советского периода и т.д. Различают административно-командную (социалистическую) и рыночно ориентированную (демократическую) промышленную политику.

Первая носит преимущественно вертикальный характер - правительство директивно управляет разработкой, финансированием и организацией производства. В проведенном в ряде стран Европы исследовании Д. Родлик показал, что в секторах, где государство активно участвует в обеих сторонах рынка (как поставщик и покупатель) или регулирует естественные монополии, промышленная политика, как правило, успешна (транспорт, электроэнергетика, телекоммуникации, оборонные отрасли). Там же, где рынки поделены между множеством участников и отличаются сильной конкуренцией, промышленная политика, как правило, терпит неудачу (текстильная промышленность, судостроение, электроника).

На противоположном полюсе - рыночно-ориентированная промышленная политика, в большей степени горизонтальная и направленная на создание благоприятной рыночной среды как для действующих, так и для новых предприятий. Вместо того, чтобы с переменным успехом воздействовать на промышленную структуру, она нацелена на формирование более эффективной системы мотивации (с помощью ориентированной на бизнес финансовой и налоговой политики), принятию новых программ подготовки рабочей силы, помощь фирмам в продвижении продукции на международный рынок и нужную ориентацию программ исследований и разработок.

В связи с этим разработка промышленной политики является одной из наиболее актуальных задач государства. Представляется важным отметить, что степень воздействия государства на промышленность в рыночных экономиках отличается по удельному весу государственной собственности в промышленности, размеру финансовой поддержки промышленности со стороны государства, внешнеэкономической политике, отношению между государством и промышленными структурами.

Масштабы и характер воздействия государства на промышленность страны зависят от особенностей ее институциональной структуры и уровня развития важнейших элементов (промышленные объединения и финансовые институты, система хозяйственного права, государственные институты, политические партии).

За последние десятилетия в России сменилось несколько концепций политики в промышленной сфере:

• жесткий административный контроль промышленности (советский период);

отрицание необходимости государственного регулирования промышленного развития (начало периода перестройки);

• принятие мер общей поддержки промышленности путем взаимозачета задолженности предприятий и льготного кредитования (середина 90-х годов);

• селективная поддержка отдельных производств по определенным государством приоритетам (конец 90-х);

• поддержка наиболее эффективных проектов (первые годы XXI века);

признание достаточности антиинфляционных мер для оживления инвестиционной деятельности (первое десятилетие XXI века);

• постановка вопроса о необходимости активной промышленной политики (настоящее время) [11].

В заключение следует отметить, что на настоящий момент в России созданы базовые макроэкономические условия для динамичного развития, возникли основные рыночные институты. Однако не следует забывать о том, что по ряду ключевых параметров своего функционирования российская экономика радикальным образом отличается от экономик развитых стран. Остается нерешенным целый ряд проблем, имеющих ключевое значение с точки зрения развития национальной промышленности, исследованию которых и предложениям по их преодолению будут посвящены дальнейшие разработки автора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://bill.consultant.ru/list/2008. (Дата обращения: 15.02.2013.)

2. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.tpprf.ru/ru. (Дата обращения 15.07.2012.)

3. Никитаев, В. Региональный аспект промышленной политики // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) [Электронный ресурс] // Выступления. - 2010. - Электрон. дан. - URL:http://www.minprom.gov.ru/ministry/dep/eapp. (Дата обращения: 22.08.2010.)

4. Мяснянкина, О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов // ИнВестРегион. -2008. - № 1. - С. 12-16.

5. Большой экономический словарь / авт.-сост. М. Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян; под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Изд-во ин-та новой экономики, 1999. - 1205 с.

6. Стрельникова, В. В. Промышленная политика в условиях трансформации и модернизации экономики России: дис. ... канд. экон. наук / В. В. Стрельникова. - Волгоград, 2005. - 196 с.

7. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. 2010. - P. 26-28.

8. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / под ред. Е. М. Примакова, В. Л. Макарова. - М., 2009. - С. 31-39.

9. Мяснянкина, О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов // ИнВестРегион. -2010. - № 1. - С. 12-16.

10. Татаркин, А. И. Промышленная политика и механизмы ее реализации: системный подход / А. И. Татаркин, О. А. Романова // Экономика региона. - 2006. - № 3. - С. 19

11. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / под ред. Е. М. Примакова, В. Л. Макарова. - М., 2004. - С. 31-39.

УДК 33 ББК 65.28

Д. В. Стаханов

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации организационных принципов природоохранных мероприятий и проведение их эколого-экономической оценки. На основе кластерного анализа даны рекомендации по совершенствованию природоохранных мероприятий в регионе.

Ключевые слова: организационные принципы, эколого-экономическая оценка, природоохранные мероприятия, ресурсно-сырьевой потенциал, территориально-производственные комплексы, стратегия регионального развития.

D. V. Stahanov

THE ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF ECOLOGICAL ECONOMICAL EVALUATION

OF ENVIRONMENTAL ACTIVITIES

Abstract. The article examines the problems of formation and implementation of the organizational principles of environmental protection measures and their environmental and economic assessment conduction. It also gives some recommendations for improving the environmental activities in the region, based on cluster analysis.

Key words: organizational principles, ecological and economic evaluation, environmental activities, resource-capacity, territorial-industrial complexes, strategy of regional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.