УДК 330© М. Н. Мечикова, Н.А.Новиков
М.Н. Мечикова, H.A. Новиков ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
В исследовании раскрывается функциональная роль промышленной политики в рамках парадигмы модернизации производственного потенциала российской экономики, что требует изучения феномена промышленной политики и производственного потенциала и определения функций государства в процессе модернизации промышленного комплекса.
Ключевые слова: промышленная политики, модернизация, производственный потенциал, экономическое развитие, промышленность России, механизм.
В современных условиях политики импорто-замещения промышленности, российской экономике требуется разработка эффективной промышленной политики. Центральной проблемой выступает концептуализации промышленной политики России и формирование действенного механизма ее реализации.
Технологическое отставание отечественного промышленности от США, значительной части стран Юго-Восточной Азии и Европы привело к ориентации экономики на экспорт сырья и энергоносителей, что существенно усилило диспропорции производственного комплекса. Это негативно отразилось на экономическом развитии тех регионов, чья промышленность ориентирована на создание технологически сложной продукции, и существенно повысило в них социальную напряженность. Для выхода из создавшейся ситуации, отягощенной последствиями мирового экономического кризиса, требуется активное государственное воздействие, направленное на наращивание производственных мощностей страны.
Значимость вышеперечисленных проблем предопределяет структуру исследовательских задач в направлении изучения возможностей формирования и реализации действенного механизма промышленной политики и многообразие направлений исследования данного вопроса.
Вопросы исследования инструментов реализации промышленной политики, разграничения полномочий между уровнями государственной власти по модернизации отечественного производства, излагаются в трудах О. Андрющенко, Н. Бекетова, О. Веселовой, А. Гретченко, С. Губановой,
В. Евтушенкова, Л. Зотовой, А. Керашева, Н. Кетовой, В. Кириченко, А. Кобилева,
Н. Межевича, Ю. Нестеренко, М. Николаева, П.Фишера, А. Цыгичко, Е. Ясина и др.
Подчеркивая значимость исследований вышеперечисленных ученых, многообразие подходов к анализу траектории развития промышленной политики, конструированию моделей и инструментов ее реализации, следует отметить явно недостаточную меру разработки вопроса о функциональной роли промышленной политики в процессе модернизации производственного потенциала России.
В данной связи целью исследования является раскрытие функциональной роли промышленной политики в рамках парадигмы модернизации производственного потенциала российской экономики, что требует исследования феномена промышленной политики и производственного потенциала, изучения российского и зарубежного опыта ведения промышленной политики, определения функций государства в процессе модернизации промышленного комплекса.
Следует отметить, что категория «промышленная политика» до настоящего времени не имеет достаточно устоявшегося и однозначно воспринимаемого всеми определения. Отсюда возникает различие в понимании ее роли и места в процессе социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов. В соответствие с ФЗ № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» национальная промышленная политика (далее - промышленная политика) - система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» [1].
В соответствии с разработками Торгово-промышленной палаты РФ, промышленная политика определяется как совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции [2].
По мнению В. Никитаева, промышленная политика - это ограниченное системой права (законодательством) взаимодействие соответствующих субъектов (органы власти разного уровня, компании, общественные объединения) по вопросам направлений, способов и средств развития промыш-ленно-энергетического сектора экономики [6].
О. В. Мяснянкина определяет промышленную политику "как комплекс мер, сконцентрированных на целенаправленном изменении структуры экономики за счет создания условий для развития приоритетных секторов и производств" [5].
Изучение трактовок категории «промышленная политика» показывает, что ряд исследователей сосредотачивает внимание на мероприятиях, входящих с ее состав, в то время как некоторые авторы сужают данное понятие до перечисления хозяйствующих субъектов.
Промышленная политика (ПП) представляет собой законодательно ограниченный комплекс экономических, политических и организационных мероприятий, проводимых на всех уровнях национальной экономической системы в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности, направленных на: совершенствование ее производственно-технического, информационного и организационного потенциала; поддержку приоритетных отраслей и комплексов; создание оптимального режима конкуренции в отраслях промышленности; стимулирование развития малого и среднего бизнеса; реализацию крупномасштабных общенациональных проектов и программ; управление системой НИОКР; наращивание экспортного потенциала.
Таким образом, активная промышленная политика решает двойственную задачу: с одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем стимулирования экономического роста; с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны путем наращивания ее производственного потенциала.
Под "производственным потенциалом" в общем виде А. Н. Азрилиян [3] понимает реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов, а также имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, обеспеченность его определяющими видами ресурсов.
Под "производственным потенциалом национальной экономики" в рамках данного исследования понимается имеющаяся в распоряжении у го-
сударства совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ.
В настоящий момент наблюдается переход к интенсивному развитию на постиндустриальной основе, который изменяет тактику реализации промышленной политики, диктует иные подходы к определению приоритетных факторов развития промышленности. В индустриальном обществе наиболее применимыми были концепции промышленного роста, в соответствии с которыми увеличение количества создаваемых благ служило наилучшим измерителем прогресса, а между объемом применяемых факторов производства и конечным результатом существовала чёткая зависимость [4].
Этот переход сопровождается революционным преобразованием всей системы производства: средств и предметов труда, источников энергии, технологии, средств коммуникации и связи, форм организации производства. Научные знания, информация превращаются в важнейший самостоятельный ресурс и фактор промышленного производства. В значительной степени постиндустриализм снимает многие различия между материальным производством и тем, что раньше считалось непроизводственной сферой: по технической оснащенности, информационному обеспечению, характеру труда и назначению его продукта (удовлетворение потребностей). Сближаются они и по степени взаимного влияния друг на друга и на общественный прогресс в целом.
При этом органы государственной власти не могут быть свободны от ответственности за неэффективное, не отвечающее интересам общества решение задач социально-экономического развития, замедление экономического, технологического, управленческого и гуманитарного прогресса в этот период. Необходимо учитывать, что промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых; ускорению научно-технического и управленческого прогресса, повышению приспо-сабливаемости к объективным требованиям глобализации мировой экономики.
Систематизация основных подходов к определению моделей государственной промышленной политики приведена в табл. 1.
Таблица 1
Основные модели промышленной политики
Классификационным признак
Основные модели промышленной политики
Признаки, характеризующие модель
Разделение сфер влияния
Вертикальная
стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот_
Горизонтальная
создание общих для всех отраслей возможностей развития производства
Степень государственного воздействия
"Жесткая"
создание и развитие приоритетных отраслей экономики
"Мягкая"
содействие росту конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности._
Государственный режим
Административно-
командная
(социалистическая)
сильное государственное вмешательство в производственную сферу с целью контроля и регулирования
Демократическая (рыноч-но-ориентированная)
стимулирование развития производства, поддержание конкуренции путем антимонопольного законодательства
Следует отметить, что приведенные в таблице 1 модели промышленной политики в целом отражают два основных подхода к государственному регулированию не только промышленной сферы, но и всей национальной экономики, именно "мягкий" и "жесткий", и либерально-демократический и командный подходы, соответствующие государственному режиму, политическому устройству. К государствам с "жесткой" промышленной политикой можно отнести Китай, Кубу, Россию советского периода и т.д. Различают административно-командную (социалистическую) и рыночно ориентированную (демократическую) промышленную политику [6].
Вместе с тем, что на практике в большинстве государств мира реализуется «смешанный» тип промышленной политики, тем не менее она так или иначе тяготеет либо к «мягкой», либо к «жесткой». В частности, промышленную политику современной России можно отнести к «смешанной», с преобладанием в ней инструментов, присущих «мягкой» промышленной политике.
За последние десятилетия в России сменилось несколько концепций политики в промышленной сфере:
• жесткий административный контроль промышленности (советский период);
• отрицание необходимости государственного регулирования промышленного развития (начало периода перестройки);
• принятие мер общей поддержки промышленности путем взаимозачета задолженности предприятий и льготного кредитования (середина 90-х гг.).
• селективная поддержка отдельных производств по определенным государством приоритетам (конец 90-х);
• поддержка наиболее эффективных проектов (первые годы XXI века);
• признание достаточности антиинфляционных мер для оживления инвестиционной деятельности (первое десятилетие XXI века);
• постановка вопроса о необходимости активной промышленной политики (настоящее время).
Основные проблемы промышленного сектора современной России:
1. В экономике сохраняются значительные диспропорции, унаследованные от советского периода.
2. Крайне неразвитым остается финансовый сектор.
3. Конкурентная среда бизнеса во многом непрозрачна, велики уровень монополизации рынка и коррупции в органах власти (в частности, несмотря на меры по антимонопольному регулированию, соотношения в общей доле рынка продолжает быть в пользу крупного бизнеса (рисунок
4. Сохраняется высокая неопределенность прав собственности.
В данной связи вопрос обоснования функциональной роли промышленной политики в процессе модернизации производственного потенциала российской экономики встает особенно остро, т.к. именно промышленная политика призвана внести свой вклад в преодоление вышеперечисленных трудностей.
и Средние
13% ж промышленны
е предприятия
■ Малые
промышленны
\ / е предприятия
V76% Крупные
промышленны
е предприятия
Рис. 1. Соотношение долей малых, средних и крупных предприятий в промышленности по показателю отгруженной промышленной продукции за 2014 год
Промышленность является ведущей отраслью экономики в России по следующим причинам:
1) развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения внедрения инноваций во всем народном хозяйстве;
2) промышленность, особенно тяжелая индустрия, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов России;
3) обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности;
4) от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления.
Обеспечение роста конкурентоспособности товаров отечественного производства на территории мирового экономического пространства требует:
повышения качества производимой продукции при одновременном снижении производ-
ственных затрат, не только сырьевых, но и энергозатрат, затрат на осуществление информационного обмена;
- обновления основных фондов, модернизации и технологического перевооружения производства;
- возрастания доли нематериальных затрат в промышленном производстве и т.д.
Проведение эффективной промышленной политики, являющейся базовой составляющей повышения национальной конкурентоспособности, напрямую связана с экономической политикой, в частности, структурной, институциональной, бюджетной, налоговой, финансовой, инвестиционной, инновационной и т.д. Более того, при рассмотрении вопросов формирования и реализации действенного механизма осуществления промышленной политики в качестве краеугольного камня модернизации отечественного производства, вышеназванные государственные политики могут представляться как основные направления или структурные элементы промышленной политики России, что отражено в таблице 3.
Таблица 2.
Основные структурные элементы промышленной политики России
Основные направления
Особенности реализации и основные инструменты
Структурная политика
Включает:
- стимулирование межсекторного, межотраслевого и межрегионального переливов капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности;
-оказание поддержки государством определенных отраслей и видов производств, (политики нацеливания)
- помощь национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке;
-реализацию инфраструктурных проектов, обслуживающих потребности отечественного бизнеса в целом, имеющих ограниченный потенциал с точки зрения прибыльности инвестиций частных компаний и т.д._
Бюджетная политика
Формируется из деятельности органов управления на всех уровнях в отношении: -финансирования сферы материального производства, науки; -создания резервных федеральных денежных фондов; -обслуживания государственного внутреннего долга;
-инвестирования в развитие производственной базы,"точек экономического роста" -дотаций, субсидий, субвенций;
-финансирование приоритетных производственных мероприятий_
Основные направления Особенности реализации и основные инструменты
Денежно-кредитная и финансовая политика Включает: -операции на открытом рынке (фондовом, валютном); -регулирование учётной ставки; -установление норм обязательных резервов коммерческих банков; -контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр.) .
Налоговая политика Предполагает: - установку величины (ставки) налогов и порядка налогообложения; - определение базы налогообложения и его субъектов; - льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации; - налоговые скидки и налоговые освобождения.
Институциональная политика Состоит из таких инструментов, как: - лицензии, нормативы, нормотворчество; -формирование эффективных организационно-хозяйственных структур; -преобразование отношений собственности; -обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой; разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру банкротства.
Внешнеэкономическая политика Включает: -стимулирование экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки); -импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, пошлины, квоты, антидемпинговые расследования); -установление технологических и экологических нормативов и стандартов; -членство в международных экономических организациях; -создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.
Инвестиционная политика Предполагает: -создание базовых правил, содействующих реализации предпринимательской инициативы, и организацию поддержки инвестиционных проектов (преимущественно в инновационной и инфраструктурной сфере), -стимулирование капиталовложений в развитие производства и производственной инфраструктуры позитивный эффект которых распространяется не только на компании-инвесторы, но и на компании, выступающие в роли поставщиков, клиентов; -совершенствования информационной и транспортной инфраструктуры. Инструменты представляет синтез разнообразных инструментов описанных выше политик и включают: - государственное финансирование, -законодательное обеспечение инвестиционного процесса, государственные заимствования; - налоговые льготы, амортизационную политику и т.д.
Инновацион-ная политика Способствует: - взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур; - формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности; - установлению государственных ориентиров инновационной модели развития; - созданию качественно новых технологий и производств и т.д. К основным инструментам можно отнести: -венчурное финансирование; -создание технопарков, наукоградов, научно-производственных комплексов; -экспериментальные разработки и т.п. в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники; -создание государственных фондов развития высоких технологий.
Сложно выделить какие-либо из исследованных политик в качестве приоритетных или оказывающих наибольшее влияние на процесс формирования и реализации развития государственной промышленной политики, повышение эффективности промышленной политики может быть достигнуто только при их совокупном воздействии.
Резюмируя вышеизложенное, с учетом реальных проблем, стоящих перед отечественной экономикой, а также целевых ориентиров ее развития, к числу ключевых государственных приоритетов модернизации экономики и промышленной политики можно отнести следующие:
1. Повышение конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
2. Создание стимулов для модернизации производства, активизации инновационной активности российских компаний и повышения доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
3. Содействие повышению удельного веса в экономике высокотехнологических отраслей промышленности и отраслей высокотехнологических и «интеллектуальных» услуг (информационные системы, связь, финансовые услуги, образование), опирающихся на имеющийся в стране потенциал человеческого капитала.
4. Стимулирование роста эффективности оте- национальных корпоративных структурах и т.д. чественных компаний за счет их участия в трансБиблиографический список
1. Федеральный закон № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс . URL: http://bill.consultant.ru/list/2008. (Дата обращения: 15.02.2015)
2. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru, свободный.
3. Большой экономический словарь [Текст]. Под редакцией А.Н. Азрилияна Авторы и составители. Агафонова М.Ю. Азрилиян А.Н. Изд-во: ИНСТИТУТ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ. М.1999. - 574 с.
4. Мечикова, М.Н. Структурно-уровневый подход к развитию институцинально-экономического механизма промышленной политики: дисс. канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону 2011.
5. Мяснянкина, О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов [Текст]// ИнВестРегион. М. 2008. № 1. С. 12-16.
6. Никитаев, В. Региональный аспект промышленной политики [Электронный ресурс]. // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) / Выступления. Режим доступа: http://www.minprom.gov.ru/ministry/, свободный.
References
1. Federal'nyj zakon № 98281-5 «О nacional'noj promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii» [About national industrial policy in the Russian Federation]. [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz spravochno-pravovoj sis-temy Konsul'tantPljus . URL: http://bill.consultant.ru/list/2008. (Data obrashhenija: 15.02.2015)
2. Oficial'nyj sajt Torgovo-promyshlennoj palaty RF [The official website of the chamber of Commerce of the Russian Federation] [Jelektronnyj resurs]// Rezhim dostupa: http://www.tpprf.ru/ru, svobodnyj.
3. Bol'shoj jekonomicheskij slovar' [The big economic dictionary] [Tekst]. Pod redakciej A.N. Azrilijana Avtory i sostaviteli. Agafonova M.Ju. Azrilijan A.N. Izd-vo: INSTITUT NOVOJ JeKONOMIKI. M.1999. - 574 s.
4. Mechikova, M.N. Strukturno-urovnevyj podhod k razvitiju institucinal'no-jekonomicheskogo me-hanizma promyshlennoj politiki [Structural-level approach to development institucionalno-economic mechanism of industrial policy]: diss. kand. jekon. nauk. - Rostov-na-Donu 2011.
5. Mjasnjankina, О. V. Opredeljajushhaja rol' promyshlennoj politiki v razvitii regionov [Defining the role of industrial policy in the development of regions] [Tekst]// InVestRegion. M. 2008. № 1. S.12-16.
6. Nikitaev, V. Regional'nyj aspekt promyshlennoj politiki [Regional aspect of industrial policy] [Jelektronnyj resurs]. // Ministerstvo promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii (Minpromtorg Rossii) / Vystu-plenija. Rezhim dostupa: http://www.minprom.gov.ru/ministry/, cvobodnyj.
FUNCTIONAL ROLE OF INDUSTRIAL POLICY IN THE STRATEGY OF MODERNIZATION OF INDUSTRIAL
POTENTIAL OF RUSSIA
Maria N. Mechikova,
associate professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of Rostov state economic university Ni ko lay A. Novikov, Director of open company «KSK «Olimp»»
Abstract. The study reveals a functional role of industrial policy within the paradigm of modernisation of the production potential of the Russian economy, which requires the study of the phenomenon of industrial policy and productive capacity and define the functions of the state in the modernization process of the industrial complex.
Keywords: industrial policy, modernization, production capacity, economic development, industry, mechanism.
Сведения об авторах:
Мечикова Мария Николаевна - кандидат экономических наук, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического унивенситета (РИНХ) (г. Таганрог, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Новиков Николай Алексеевич - директор ООО «КСК «Олимп»», кандидат философских наук, до цент, e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 22.12.2015.