• постановка вопроса о необходимости активной промышленной политики (настоящее время) [11].
В заключение следует отметить, что на настоящий момент в России созданы базовые макроэкономические условия для динамичного развития, возникли основные рыночные институты. Однако не следует забывать о том, что по ряду ключевых параметров своего функционирования российская экономика радикальным образом отличается от экономик развитых стран. Остается нерешенным целый ряд проблем, имеющих ключевое значение с точки зрения развития национальной промышленности, исследованию которых и предложениям по их преодолению будут посвящены дальнейшие разработки автора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://bill.consultant.ru/list/2008. (Дата обращения: 15.02.2013.)
2. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.tpprf.ru/ru. (Дата обращения 15.07.2012.)
3. Никитаев, В. Региональный аспект промышленной политики // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) [Электронный ресурс] // Выступления. - 2010. - Электрон. дан. - URL:http://www.minprom.gov.ru/ministry/dep/eapp. (Дата обращения: 22.08.2010.)
4. Мяснянкина, О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов // ИнВестРегион. -2008. - № 1. - С. 12-16.
5. Большой экономический словарь / авт.-сост. М. Ю. Агафонова, А. Н. Азрилиян; под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Изд-во ин-та новой экономики, 1999. - 1205 с.
6. Стрельникова, В. В. Промышленная политика в условиях трансформации и модернизации экономики России: дис. ... канд. экон. наук / В. В. Стрельникова. - Волгоград, 2005. - 196 с.
7. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. 2010. - P. 26-28.
8. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / под ред. Е. М. Примакова, В. Л. Макарова. - М., 2009. - С. 31-39.
9. Мяснянкина, О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов // ИнВестРегион. -2010. - № 1. - С. 12-16.
10. Татаркин, А. И. Промышленная политика и механизмы ее реализации: системный подход / А. И. Татаркин, О. А. Романова // Экономика региона. - 2006. - № 3. - С. 19
11. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / под ред. Е. М. Примакова, В. Л. Макарова. - М., 2004. - С. 31-39.
УДК 33 ББК 65.28
Д. В. Стаханов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации организационных принципов природоохранных мероприятий и проведение их эколого-экономической оценки. На основе кластерного анализа даны рекомендации по совершенствованию природоохранных мероприятий в регионе.
Ключевые слова: организационные принципы, эколого-экономическая оценка, природоохранные мероприятия, ресурсно-сырьевой потенциал, территориально-производственные комплексы, стратегия регионального развития.
D. V. Stahanov
THE ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF ECOLOGICAL ECONOMICAL EVALUATION
OF ENVIRONMENTAL ACTIVITIES
Abstract. The article examines the problems of formation and implementation of the organizational principles of environmental protection measures and their environmental and economic assessment conduction. It also gives some recommendations for improving the environmental activities in the region, based on cluster analysis.
Key words: organizational principles, ecological and economic evaluation, environmental activities, resource-capacity, territorial-industrial complexes, strategy of regional development.
Национальные интересы России в области экономики и экологии определены ключевыми в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды». Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и других форм негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в данном документе определены:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; -атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство [1, 18].
Располагая большим природно-ресурсным потенциалом, Российская Федерация, однако, в последние годы накопила ряд серьезных эколого-экономических проблем, не позволяющих использовать его в полной мере, а именно:
- снижение уровня разведанных запасов минерального сырья;
- недостаточное использование лесных ресурсов, в части их переделы в промышленные изделия;
- неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, снижение качества поверхностных водных источников, что создает проблемы промышленного и питьевого водоснабжения, подтопление урбанизированных территорий.
Объем добычи рыбы и других водных биологических объектов сократился с 6,3 до 3,2 млн. тонн, то есть почти вдвое за последнее десятилетие. Сложилась ситуация, что при наличии используемого потенциала водных биоресурсов в стране около 30 процентов потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта [2, 125].
При этом следует отметить, что ресурсно-сырьевой потенциал отдельных регионов и страны в целом является главным условием размещения его производительных сил, а количественные и качественные показатели реального производства, с экосистемами региона обеспечивает создание оптимальной природно-хозяйственной инфраструктуры данной территории, организацию рационального размещения населения и соблюдение социально-эколого-экономических интересов. Так масштабное освоение значительных запасов природных ресурсов на отдельных территориях способствует возникновению крупных промышленных центров; формируются территориально-производственные комплексы (ТПК) [3, 22].
Общим недостатком развития территориально-производственных комплексов и реализации соответствующих природоохранных мероприятий, является несовершенство эколого-экономи-ческого механизма и законодательной базы.
Остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются [4, 88]:
- загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ);
- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (города Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и др.);
- постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);
- загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.
Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды в бассейне реки Волги. В 90-х годах был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
Кроме того, причинами неудовлетворительного выполнения указанных программ являлись:
- недостаточно четкое определение программных приоритетов, что в условиях слабого финансового обеспечения отрицательно сказалось на концентрации средств на главных направлениях;
- несогласованность, недостаточная координация и взаимоувязка при разработке и реализации программ различного уровня;
- нецелевое использование выделенных финансовых ресурсов;
- отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий в области реализации федеральных программ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нагнетавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный, системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствую-
щих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.
Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:
- изучение и воспроизводство ресурсного потенциала недр для обеспечения текущих и перспективных потребностей России в минеральном сырье;
- государственное регулирование использования государственного фонда недр и минерально -сырьевых ресурсов;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и информационное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- техническое перевооружение материально-технической базы геологоразведочных работ, лабора-торно-аналитической базы, строительство и реконструкция производственных и социально-культурных объектов [5, 89].
Процесс специализации отдельных экономических районов и предприятий, происходящих в результате территориального разделения труда, является объективной предпосылкой процесса образования региональных комплексов, который позволяет преодолевать пространственные диспропорции использования природно-ресурсного потенциала. В области природопользования диспропорции выражаются в формировании четко выраженных сырьевых регионов интенсивной формой использования лишь отдельных видов ресурсов, нерациональным использованием природных ресурсов, в том числе топливно-энергетических, минерально-сырьевых, последствием чего является разрушение естественных экосистем, перегрузка природной среды отходами производства, ухудшение качества окружающей природной среды.
С учетом имеющихся теоретико-методологических основ: таксоны систем «природа - общество», необходимо учитывать, что комплексное (комбинированное) использование ресурсов, важнейший принцип размещения производства, имеющее существенное значение и для организации рационального природопользования, снижения природоемкости производства. Значительные резервы ресурсосбережения и снижения природоемкости продукции имеются в энергетике, агропромышленном и жилищно-коммунальных секторах экономики. Комбинированные, т.е. соединение в одном предприятии разных отраслей промышленности, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо ступеней играющих вспомогательную роль одной по отношению к другой позволяет интенсифицировать работу существующих и вновь вводимых производственных фондов, уменьшить давление со стороны производства на окружающую природную среду.
Важнейшими и принципиальными экономико-организационными положениями о размещении и территориальной организации производства, определяющими региональные особенности природопользования следует считать:
- сформировавшийся в результате хозяйственной деятельности в пределах определенной территориальной единицы, отраслей и предприятий, которые отражают уровень концентрации и возможного комбинирования производства;
- взаимодействие отраслей и предприятий, проходящее как по вертикальным и горизонтальным связям, так и по связям между производством и непроизводственной сферой (например, жилищно-коммунальное хозяйство), транспортом;
- приближение производства к источникам как первичного, так и вторичного сырья требует комплексной оценки востребованности данного вида сырья на всей территории;
- планово-проектные решения по размещению и территориальной организации на отдельных предприятиях, и производственных комплексов эффективного функционирования экономического района, валового регионального продукта с учетом охраны окружающей среды.
Предпосылкой возникновения территориально-промышленных комплексов (ТПК) можно считать приобретение им дополнительных экономических и экологических качеств в результате его формирования. Экономически приобретенные качества выражаются в повышении эффективности ТПК за счет: устойчивого характера взаимных связей и ритмичности производственного процесса участников комплекса; рационального использования природных ресурсов и сырья, и как следствие уменьшение антропогенного давления на окружающую среду; увеличения доли использования «местных» ресурсов и сырья в экономике региона.
В современных российских экономических реалиях с разрушенными экономическими связями между отраслями и хозяйствующими субъектами комплексность территориальной организации территориальной организации ТПК, завершенность его структуры в соответствии с поставленными задачами и целями функционирования имеют особое значение для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в «старопромышленных» регионах с высокой плотностью населения и развитым сельским хозяйством, например, Ростовская область. В структуре природоохранных мероприятий органично должны развиваться три системы - эконо-
мическая, социальная и природная. Первая включает объекты производственного назначения производственной инфраструктуры и природно-хозяйственный механизм. В социальную систему входит население и социальная инфраструктура, обеспечивающая его жизненные условия. В природную систему включаются: земля, природные ресурсы, атмосфера, биологические ресурсы, естественные экосистемы и эколого-экономический механизм. При этом, в контексте рационального природопользования и охраны окружающей среды, выделим следующие этапы трансформации ТПК: извлечение полезных компонентов из отходов производства с использованием технологий очистки от загрязнений, их аккумуляция; переход от извлечения отходов к организации малоотходного производства; концентрация на основе развития кооперации внутри ТПК с целью приближения к замкнутой схеме потоков сырья и отходов.
Разработка стратегии регионального развития в РФ должны соответствовать современным стратегиям регионального управления, основанные на изучении лучшего отечественного и мирового опыта. Сложившиеся диспропорции регионального развития вызывают существенные социально-экологические проблемы и проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала, что актуализирует решение данного вопроса. Это предопределяет необходимость разработки модели действий, направленных на достижение поставленных целей регионального развития. В качестве такой модели возможен кластерный подход к развитию региона, который на наш взгляд, является современным развитием модели территориально-производственных комплексов советской экономики.
Кластерная политика или «новый институт развития» провозглашена Министерством экономического развития и торговли РФ в начале 2006 года. Интерес к данной проблеме и незавершенность концепции отражают множество подходов к определению содержания категории кластера и методов анализа его деятельности.
М. Портер в книге « Конкуренция» выделяет основные определения кластера по его прямым и косвенным характеристикам, как: конкуренция компаний по географическому признаку; группировка географически соседствующих взаимосвязанных компаний; системы просто взаимосвязанных фирм и организаций; формы сети близко расположенных фирм и организаций, наблюдающаяся в пределах географического региона. Таким образом, под кластером, как определенной системой, следует понимать некую сетевую организацию, представляющую собой совокупность специализированных единиц (фирм, предприятий), деятельность которых координируется системой горизонтальных и вертикальных связей. Кластер, как важнейший элемент эффективной рыночной экономики, фактически представляет собой комплекс взаимодополняющих друг друга компаний и производств: производственных, поставщиков оборудования и услуг, логических центров, которые работают вместе для усиления конкурентных преимуществ конечного продукта.
Так в Ростовской области целесообразно сделать ставку на развитие группы агропромышленных кластеров, топливно-энергетического и туристического. При этом необходимо учесть и проанализировать многочисленные обратные связи и возможные синергетические эффекты, с которыми сопряжено не только развитие новых высокотехнологических отраслей региональной экономики, но и реализация малоотходных и энергоэффективных технологий в контексте экологически устойчивого развития региона.
Ориентация региональной экономики на необходимость защиты окружающей среды должны решаться с системных позиций по всем направлениям с учетом как минимум равноприоритет-ности экономических и экологических факторов, т.е. соблюдение экологического императива при сохранении экономического роста региона. В данном контексте формирование вышеназванных кластеров должно соответствовать основным принципам функционирования природных систем [6, 22]:
- локальности, заключающийся в использовании локальных материальных энергетических ресурсов и отходов в качестве вторичных регионов региональными производственными системами, взаимодействии и кооперировании между хозяйствующими субъектами экономики, что позволит адаптировать производство к локальным природным факторам и условиям, ограничивающим развитие региона, и снизить антропогенное воздействие на окружающую среду;
- разнообразия. Развивает кооперативные связи между разнообразными предприятиями, происходящими или могущими производить продукцию для участников регионального рынка, что способствует региональному использованию природных ресурсов.
Кроме того, указанные принципы следует дополнить принципом системности, позволяющим учитывать взаимосвязь и взаимозависимость производственных, социальных и природных процессов.
В рамках разработки территориальной комплексной схемы развития Ростовской области экспертами ФГУП РосНИПИ Урбанистики было проведено районирование территории области по степени остроты экологической ситуации в муниципальных образованиях Ростовской области [5, 67].
Районы с относительно удовлетворительной обстановкой занимают северо-восток и юго-восток области. Для них характерна очень слабая антропогенная нагрузка и умеренное загрязне-
ние природной среды. Состояние здоровья населения изменяется от удовлетворительного в Ду-бовском, Ремонтненском и Зимовниковском районах до катастрофического в Кашарском, а в целом оценивается как промежуточное между напряжённым и критическим.
В северо-западной, восточной и южной частях области выявлена напряжённая ситуация. Антропогенное воздействие возрастает здесь до критического, причём доминирует в основном сельскохозяйственная нагрузка, особенно в Мартыновском, Куйбышевском, Веселовском, Мат-веево-Курганском, Егорлыкском и Песчанокопском районах. Степень загрязнения окружающей среды немного выше, чем в предыдущей группе районов, а здоровье населения значительно хуже.
Районы с критической обстановкой сосредоточены, в основном, в центре и на юго-западе области. Для них характерно усиление антропогенного воздействия, причём сельскохозяйственная нагрузка во всех районах достигает максимума, исключая Белокалитвенский, где доминирует промышленная. Уровень загрязнения среды определяется как промежуточный между напряжённым и критическим и обусловлен высоким загрязнением сельхозпродукции. Состояние здоровья населения в целом аналогично предыдущей группе.
Наиболее экологически опасная группа районов (с кризисной ситуацией) находится на западе и юго-западе региона. Здесь отмечается очень высокий уровень антропогенного воздействия (с примерно равными соотношениями всех его видов), значительное загрязнение всех природных сред, крайне неудовлетворительное состояние здоровья населения». Нейтрализация указанных рисков и должна стать задачей органов власти Ростовской области.
Совершенствование природопользования и охраны окружающей природной среды в рамках формирования региональных кластеров следует проводить по следующим направлениям:
- рациональное потребление (использование) природных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов повышающих степень использования ими природно-ресурсного потенциала, так и производственных отходов;
- проведение комплексных природоохранных мероприятий по обезвреживанию отходов производства, уменьшению их вредного воздействия на природную среду;
- разработка и реализация региональной системы управления природоохранной деятельностью, соответствующей требованиям международных стандартов и направленное на постоянное совершенствование природоохранной деятельности и снижение воздействия на окружающую среду;
- трансформация ряда региональных производственных структур агропромышленного теплоэнергетического и жилищно-коммунального комплексов в промышленные кластеры на принципах функционирования природных систем для достижения экономического роста существенного увеличения нагрузки на окружающую среду.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон об охране окружающей среды. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.
2. Ростовская область: статистический ежегодник. 2012 - Ростов н/Д.: Ростовский комитет государственной статистики, 2011 - 756 с.
3. Бобров, А. Л. Экономическое развитие России и рациональное природопользование / А. Л. Бобров, К. В. Па-пенов // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2011. - № 2.
4. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)».
5. Федеральная целевая программа «ЮГ России (2008-2012 годы)».
6. Сенкус, В. В. Экологические аспекты природопользования / В. В Сенкус, В. Ф. Майер // Экономика природопользования. Обзорная информация. - 2002. - № 2.
УДК 33 ББК 65.291.2
Д. В. Стаханов, К. А. Мамонтова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается применение методов логистического анализа в региональных системах товародвижения. Авторы попытались проследить влияние логистических процессов, на макроэкономические показатели. Рассмотреть логистический менеджмент, который выраженный в совокупности средств и форм управления экономическими потоками в региональных системах товародвижения.
Ключевые слова: логистическая организация, система, менеджмент, управление, товародвижение, логистика, логистическая система функций.