Литература
5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Образование. Научно-публицистический альманах / СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2005. С. 26-44.
6. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для средних специальных учебных заведений. 2-е изд., с изм. (ГРИФ). М.: Магистр, 2010. 255 с.
7. Соловьёв В.Н. Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2004. № 3. С. 82-84.
НИКОЛАЕВА ЕЛЕНА ФРАНЦЕВНА - соискатель учёной степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKOLAEVA ELENA FRANCEVNA - a competitor of scientific degree of Pedagogical Sciences candidate of Pedagogics and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 37.018.1 ББК 74.03
Е.В. ТОЛСТОВА
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ БРАКА КАК ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА
Ключевые слова: брак, традиционные ценности, духовное воспитание, Реформация, кризис семьи.
Рассмотрены причины кризиса института брака и семьи, проанализированы семейные ценности эпохи Реформации на примере жизни и педагогического наследия М. Лютера, обоснована опасность девальвации ценности брака для жизнеспособности современного общества.
E.V. TOLSTOVA
CONCEPTUALIZATION OF MARRIAGE AS THE BASIS FOR SPIRITUAL FORMATION OF PERSONALITY IN THE WORKS OF MARTIN LUTHER
Key words: marriage, traditional values, moral education, the Reformation, the crisis of the family.
Considered are reasons for the crisis of marriage, family values of the Reformation are analyzed on an example of life and pedagogical heritage of Martin Luther, well grounded is the risk of depreciation of marriage value for the viability of the modern society.
Институт брака и семьи претерпел значительные метаморфозы в своем развитии и продолжает поражать разнообразием форм и содержания. В переполненном асоциальными явлениями обществе (детская преступность, социальное сиротство, алкоголизм, внебрачная рождаемость, суициды) ему уделяется недостаточное внимание, хотя он находится под постоянной опекой государства и распад семьи рассматривается как зло. Сегодняшнее общество в этом аспекте сравнимо с последними днями Римской империи незадолго до ее краха. Древний Рим страдал от тех же проблем, что и мы сегодня: в первые 500 лет Римской империи не было зарегистрировано ни одного развода, но уже к 234 г. н.э. развод у римлян был таким же частым явлением, как и женитьба, а римская аристократия открыла для себя романтическую любовь и стала пренебрегать традиционными ценностями брака; начались разводы, измены и, как следствие, снизилось деторождение [7]. Религиозный и политический мыслитель ХХ в. Иван Ильин писал: «История показала... великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи» [4].
Лютеровская педагогика считает сохранение брака одним из путей самосохранения и развития государства, семью - естественной школой любви, творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей: чтобы нить жизни не прервалась, молодому поколению следует привить, а старому - переосмыслить традиционные ценности. Известное завещание просветителя И.Я. Яковлева созвучно с учением немецкого реформатора: «Берегите семью: в семье опора народа и государства» [2. С. 330].
Исходя из теории К. Юнга о коллективном бессознательном, новые здоровые жизнеспособные ценности должны исходить из традиционных. В древней генетической памяти всех европейских народов хранятся традиции Библии, «Добротолюбия», «Домостроя», семьи как малой церкви. А когда рушатся извечные устои многих поколений, это ведет к нарушениям психики, невроти-зации представителей данного народа. В немецком языке слово ЕЬв (брак), происходящее от древневерхненемецкого ема, означало «обычай, закон». Брак для немцев издревле был не романтическим событием, а серьезным делом. Мнение родителей играло большую роль, обе стороны получали законные гарантии после вступления в брак. Немецкий язык словно говорит: кто посягает на брак, тот посягает на целостность немецкого народа. Слово ОэПв брало начало от «подходить, сходиться», т.е. в браке имел место не только расчет, но и совместимость людей. Мартин Лютер и говорил: «Благочестивый супруг или супруга нужны так же, как здоровая рука или нога» [8. С. 73]. Слово Hвirat (женитьба, замужество) произошло от ЬТга^ в древневерхненемецком оно означало «домочадцы и предметы домашнего обихода» (т.е. немцы в браке всегда видели и его экономическую функцию). НооЬгвй (свадьба) произошло от слова ЬоЬа двгП, что значит «высокий праздник». Женитьба считалась самым главным событием, её планировали и долго тщательно готовили.
Лучше всех словом и делом доказал ценность брака Мартин Лютер, по словам Г. Гейне, самый большой и самый немецкий человек во всей истории Германии [3. С. 232]. Решительным поступком в своей личной жизни - бракосочетанием - он оказал сильнейшее влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Сочетаясь браком во время боев Крестьянской войны, Лютер хотел восстановить почет брака как порядок Господа. Считая, что каждую минуту может погибнуть среди бушующих восставших крестьян, он не хотел покинуть этот мир, не подтвердив своим примером признания, что вынужденное безбрачие монахов и монашек достойно осуждения и является вмешательством в Божий порядок. Брак Лютера, заключенный так неромантично, с крестьянской деловитостью, стал образцом христианской семейной жизни.
Он считал брак настолько мощным средством нравственного воспитания, что предлагал сделать его заповедью: «такой же строгой, каковой являются заповеди Господа: Не убий. Не прелюбодействуй. Еще строже и нужнее будет заповедь: Должен жить ты в браке с женой или мужем» [8. С. 72]: сохранение брака - школа жизни, закрепленная опытом поколений. Лютер обрел в браке настоящее счастье. Личным примером он засвидетельствовал свою веру в него, больше, чем кто-либо другой, определив на последующие четыре века характер семейных отношений. Фактически семья была той единственной сферой, которую Реформация действительно затронула так глубоко. Семейный уклад воспринял ту полноту любви и благочестия, патриархальную атмосферу, которую Лютер утвердил в своей семье в качестве модели.
Лютеровскую оценку брака важно воспитывать в молодежи, чтобы она могла и хотела вступать в брак, наставлять в семейных ценностях, они послужат основанием для строительства крепких семей. Брак заменил великому немцу монастырь, который был для церкви инструментом для добродетели и надежно-
го пути на небеса. В его педагогическом наследии нами выявлены советы по воспитанию уважения к браку как к универсальному способу создания семьи. Прежде всего актуально формирование таких общечеловеческих ценностей, как:
а) любовь и уважение: так как наша жизнь построена на обмене, отдавая и получая, выигрывают оба - и дающий, и берущий. Любовь мужа и жены должна быть самой большой и чистой, важно научить любить бескорыстно, ибо «Любовь сама по себе является добродетелью и создает другие добродетели» [В. C. 220]. Есть смысл бороться за эти ценности. Средства массовой информации призваны формировать образ благополучной семьи, государству нужно содействовать созданию на телевидении положительного представления о семейных отношениях, воспитании подрастающего поколения через систему заказа на производство телепередач, художественных и документальных фильмов и его реализацию. Традиционное отношение к семье должно воспитываться через школьное образование постоянным повторением, что мы сможем сохранить разумное и человеческое в роде людском. Христианин должен любить свою жену, ибо обязан любить ближнего как самого себя, а жена -самый близкий человек. «Она и создана из ребра мужчины - из центра тела, значит, и относиться надо к ней, как к своей плоти...» [б]. А М. Лютер называл свою жену «госпожа моя», что свидетельствует о почтительном отношении к супруге. Посвятив свой комментарий к Посланию Павла галатам «моей Катарине фон Бора», Лютер отдал дань величайшего уважения супруге. Она же называла своего мужа не иначе как «доктор» и обращалась к нему на «Вы» [1];
б) верность так редка в сегодняшний век индивидуализма по причине, о которой древняя мудрость говорила: Wo man mit Eigennutz dungt, kann die Jugend nicht gedeihen (Где удобряют корыстью, там не процветает молодежь). Главная миссия родителей - развить способность детей к истинной бескорыстной любви, способности жить на благо других, отдавать и забывать, что отдал. Именно семья воспроизводит высшие ценности: любовь, веру, способность к жертвоприношению. Верность, по Лютеру, является основой нравственности. Он считает в браке достойным поведением, когда «один полностью отдает себя другому и обещает хранить верность и не подпускать никого другого» [б]. «Верность существенно определяет супружескую жизнь, и она она не только в том, чтобы любить друг друга, иначе распутные девки и парни тоже были бы супругами; она заключается в верности, когда один говорит другому: Я твой, а ты моя. Это и есть брак» [В. C. 73]. Лютер писал: «Верность есть причина и суть брака, человек полностью отдает себя». Свои письма к Катарине Лютер завершал словами: «Dir lieb und treu» (Любящий и верный тебе) [1]. В проповеди о браке он писал: «Насколько нежен и мил ты к своему телу - будь оно и черным - ты же не выбросишь и не прогонишь его; если оно болеет, то ты ухаживаешь за ним. - так и муж должен поступать с женой. И хотя другая женщина красивее, красноречивее, умнее, мудрее и здоровее твоей жены, но ты не должен любить ее больше, чем твое тело, нет, любить должен ты жену свою как плоть свою» [б]. В этой связи следует напомнить, что слова deutsche Frauen, deutsche Treue (немецкие женщины, немецкая верность) звучат и в гимне Германии;
в) трудолюбие отражено в изречении: «Муж должен прилежно трудиться, чтобы прокормить своих жену и детей» [В. C. 72], при этом «Муж должен кормить жену не иначе, как отец ребенка» [В. C. 74]. Согласно Лютеру, мужчина «должен тащить на своей шее работу, которая ему не нравится или не радует. Не должно быть мужчин, которые не чувствуют этого пота» [В. C. 22б]. Же-
нитьба принесла Лютеру новые финансовые обязанности, поскольку супруги не имели за душой ни гроша, все богатство состояло из книг и одежды Лютера, монастырь больше не давал финансовой помощи, за свои сочинения он ничего не получал, а университетского жалованья было недостаточно для существования семьи. Поэтому Лютер купил токарный станок, научился резьбе по дереву, чтобы в случае нужды иметь возможность прокормить семью, следуя пословице: Der FleiRige hat immer Brot, der MuRigganger kommt in Not (Прилежание всегда приносит хлеб, безделие - нужду).
Женщина же создана, по Лютеру, чтобы во всех делах помогать мужу. До самой смерти реформатор кроме прочего был занят хозяйственными вопросами и проблемами: составлением баланса расходов, планированием строительных работ, покупкой земельных угодий, приобретением предметов быта, получением и отправкой подарков. Хозяйством, которое вскоре приобрело размер среднесословного предприятия, заправляла его жена. Имущество Лютеров в конце концов стало одним из самых больших в Виттенберге. Чтобы покрыть растущую потребность в еде, Катарина расширяет земельные и садовые угодья. Лютер ухаживал за огородом, его жена присматривала за садом, заботилась о пруде, где разводили форелей, окуней, щук и карпов, Лютеры держали кур, уток, свиней и коров, Кати сама забивала скот, засаживала поля, пасла скотину, продавала коров. Через несколько лет Лютер приобрел хутор, где хозяйничала Кати [1]. На долю жены Лютера выпал большой объем тяжелого домашнего труда (и сегодня достаточно женщин на селе, работающих не меньше Катарины), которая руководствовалась мудростью предков: Der lebt wohl, der tut, was er soil (Тот живет хорошо, кто делает, что должен делать);
г) толерантность, по Лютеру, тоже своеобразна: он считал, что муж должен главенствовать над женой, но править должен с нежностью, обходиться с женой терпеливо, поступать так, как садовник поступает со слабой виноградной лозой - надо ее подвязать, ибо она слаба, а чтобы она могла приносить плоды, брать не железную большую цепь или грубую пеньковую веревку, а нежную тонкую соломинку. Управлять надо женщинами не кнутом, а приветливыми словами, жестами и кротостью, не запугивая. О себе Лютер говорил: «Вся моя жизнь требует терпения. Терпения требуют мои отношения с папой, с еретиками, с семьей и с Кати», хотя открыто признавал, что ему повезло [1]: у Лютеров было шестеро детей, кроме того они воспитали еще 11 осиротевших племянников и племянниц. Толерантность Лютера взаимосвязана с самоограничением: брак выступал как механизм самоограничения людей, вносил разум в природные инстинкты, делал людей предсказуемыми, а для общества он является механизмом поощрения этого самоограничения. Сегодня ситуация такова, что в 2011 г. в Германии 55% женщин и 63% мужчин не хотели иметь детей [10]. Одной из причин ослабления семьи является факт уменьшения деторождения в браке. 17% незамужних женщин, опрошенных в 41 стране, сообщили, что не намерены рожать после вступления в брак [9]. Налицо прямая связь между снижением рождаемости в развитых странах и увеличением количества образованных людей, которые отказываются воспроизводить себя.
Люди вступали в брак, потому что вместе было легче выжить. Это делалось не для удовольствия, не для личного удобства, а для жизни. Сейчас супруги вместе, пока им хорошо, иначе можно поменять континент, страну, работу, семью - рост свободы и благосостояния ослабил защитную функцию брака. О проблемных семьях, женщинах и детях государство заботится, однако социальная защита часто оборачивается их развращением: в Германии дей-
ствует столько социальных программ для помощи малоимущим семьям, которые сами не могут сделать над собой усилие и поставить во главу угла интересы собственных детей, жертвовать ради этого своими потребностями, своим комфортом; для них обременительно поддерживать порядок в квартире, стирать, убирать, и немецкое государство вынуждено посылать в такие семьи социальных работников и оплачивать их работу.
Парадоксально, но иногда хозяйственно-бытовая функция не работает из-за прогресса, в частности благодаря развитой сфере услуг. В больших городах хозяйки постепенно перестают готовить - полуфабрикатов в достатке в супермаркетах, дешевле перекусить в кафе. Для уборки, стирки приглашается специальный обученный персонал. Главной задачей становится заработать деньги, чтобы заплатить другим за благоустройство своей жизни, ибо сам он уже ничего не может и не хочет. Естественно, что человеку трудно и невозможно противостоять сложившемуся образу жизни, почти невозможно сойти с социально-технологического конвейера, т.е. мы - заложники прогресса.
Воспитательную функцию брака подрывает также неспособность родителей передавать детям необходимые трудовые навыки, знания о природе, человеке, окружающем мире, обрядовом поведении, традиционной культуре своего края или стремление современных женщин в угоду карьере быстрее получить свободу от домашних дел, в том числе и от воспитания собственных детей, переложив это дело на плечи «специалистов», которые вряд ли морально и этически подготовят молодое поколение к жизни лучше, чем семья.
Настоящее состояние семейно-брачных отношений, возможно, является болезненным переходом к новым формам, где двигателем социально полезного поведения становится более высокий принцип общего блага [5. C. 271]. Но общество не может долго находиться в идейном вакууме, когда под сомнение поставлены традиционные тысячелетние ценности и нет им замены, поэтому реставрация идеалов семьи и брака станет механизмом сохранения семьи.
Литература
1. Бейнтон Р. На сем стою. Жизнь Мартина Лютера [Электронный ресурс]. URL: http:www.otkrovenie.de/beta/xml/other/naSemStoju.xml/22 (дата обращения: 02.03.2013).
2. Волков Г.Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. Чебоксары: Изд-во Чебоксарского института экономики и менеджмента, 2004.
3. Мартин Лютер - реформатор, проповедник и педагог / сост. О.В. Курило. М.: Изд-во РОУ,
1996.
4. Мономенова М.А. На страже традиционных ценностей всея Руси // Русская народная линия: информационная аналитическая служба. 10.12.2012 [Электронный ресурс]. URL:
http://ruskline.ru/analitika/2012/12/10/na_strazhe_tradicionnyh_cennostej_vseya_rusi (дата обращения: 01.03.2013).
5. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: учеб. пособие. Новосибирск: СибУПК, 2003.
6. Eine Predigt vom Ehestand. URL: http://www.glaubensstimme.de/doku.php?id=autoren:l:lu-ther:e:eine_predigt_vom_ehestand.
7. Handschin H. Die Familie in sich wandelnden Zeiten. URL: http://www.familypeacefo-rum.org/ffes/ffesge/familie2.htm (дата обращения: 01.03.2013).
8. Lutherlexikon/ hrsg. Von Kurt Aland. - 4., durchges. Aufl. Nachdr. Gottingen: Vanderhoeck u. Ruprecht, 1989.
9. www.acnielsen.ru/news.php?news_id=15.
10. www.psychologies.ru/forum/post/33975/.
ТОЛСТОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TOLSTOVA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of World Economy and Tax Systems Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.