Научная статья на тему 'Концепция web 2. 0 как ключевой драйвер современного образовательного киберпространства'

Концепция web 2. 0 как ключевой драйвер современного образовательного киберпространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
396
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАРЫНОК / МЕДИАТЕКСТЫ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КРЕОЛИЗОВАННЫЕ ТЕКСТЫ / МЕДИАСТИЛИСТИКА / КОНЦЕПЦИЯ WEB 2.0 / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Музыкант В. Л.

Статья раскрывает инновационные методы деятельности педагога, на практике реализующего концепцию WEB 2.0, выступающую в виде одной из стержневых составляющих медиакомпетентности современного преподавателя. Работа педагога в работе с медиатекстами предполагает формирование новых управленческих методик с целью оперативного создания оригинального информационного продукта для его дальнейшего размещения в разных медийных средах и фокусирования внимания целевой аудитории. Экспансия современных креолизованных текстов, базирующихся на вербальных, иконических и аудиальных элементах, стала возможной, благодаря предыдущим эпохам средств массовой коммуникации. Наряду с возросшим интересом к миру коммуникаций на педагога ложится особая ответственность: необходимо поддерживать и развивать культуру понимания взаимосвязи нынешней системы средств массовой коммуникации с предыдущими. В статье особый акцент сделан на анализе проблем взаимосвязи коммуникационной культуры и генезиса общества, медиаобразования, как важнейшего компонента модернизации России, роли педагога в формировании современной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция web 2. 0 как ключевой драйвер современного образовательного киберпространства»

A

Медиакул ьтура

Media Culture

Концепция WEB 2.0 как ключевой драйвер современного образовательного

киберпространства

В.Л. Музыкант, доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198

\тоигука@таИ-ги

Аннотация. Автором рассматриваются новые компетентностипедагога высшей школы как ключевые факторы меняющегося образовательного пространства. Статья раскрывает инновационные методы деятельности педагога, на практике реализующего концепцию WEB 2.0, выступающую в виде одной из стержневых составляющих медиакомпетентности современного преподавателя. Работа педагога в работе с медиатекстами предполагает формирование новых управленческих методик с целью оперативного создания оригинального информационного продукта для его дальнейшего размещения в разных медийных средах и фокусирования внимания целевой аудитории. Экспансия современных креолизованных текстов, базирующихся на вербальных, иконических и аудиальных элементах, стала возможной, благодаря предыдущим эпохам средств массовой коммуникации. Наряду с возросшим интересом к миру коммуникаций на педагога ложится особая ответственность: необходимо поддерживать и развивать культуру понимания взаимосвязи нынешней системы средств массовой коммуникации с предыдущими. В статье особый акцент сделан на анализе проблем взаимосвязи коммуникационной культуры и генезиса общества, медиаобразования, как важнейшего компонента модернизации России, роли педагога в формировании современной образовательной среды.

Ключевые слова: медиапространство, медиарынок, медиатексты, конвергенция, интеграция, креолизованные тексты, медиастилистика, концепция WEB 2.0, медиакомпетентность.

Abstract. The author examines the new competencies of the higher school teacher as key factors in the changing educational space. The article reveals the innovative methods of the teacher's activity, in practice realizing the concept of WEB 2.0, acting in the form of one of the core components of the media competence of the modern teacher. The teacher's work with media texts presupposes the formation of new management techniques with the aim of quickly creating an original information product for its further placement in different media environments and focusing the attention of the target audience. The expansion of modern creolized texts, based on verbal, iconic and auditory elements, became possible, thanks to the previous systems of mass media communication. Along with the increased interest in the world of communication, the educator has a special responsibility: it is necessary to maintain and develop a culture of understanding the relationship between the current system of mass media and the previous ones. The article focuses on the analysis of the problems of interrelation between the communication culture and the genesis of society, media education as an important component of Russia's modernization, the role of the teacher in the formation of a modern educational environment.

Key words: media space, media market, media texts, convergence, integration, creolized texts, media stylistics, WEB 2.0 concept, media competence.

Web2.0 concept as its main driver of Contemporary Education cyberspace

Prof. Dr. Valerii Muzykant Peoples' Friendship University of Russia (PFUR) 6, Miklukho-Maklay St., Moscow, 117198 [email protected]

Введение

Этапы человеческого развития вовлекали в свою орбиту систему СМК, все элементы этой подсистемы - адресантов - тексты - адресатов, которые вместе со всем человечеством переживали эти революционизирующие исторические моменты. В первую очередь это касается смены общественно-исторических, социально-экономических формаций в рамках развития цивилизаций и отсюда - изменения социальных функций человека, функций его как существа общественного в его общественном бытии в целом и в общественном производстве, в частности.

Объективные количественные показатели свидетельствуют, что возникновение новых медиа уже привело к качественным изменениям конфигурации медиапространства и происходящим в нем процессам. Россия вышла на шестое место в мире по размеру интернет-аудитории, уверено штурмуя новые вершины. Внедрение цифровых технологий - компьютерных, вещательных, телекоммуникационных - повлекло за собой масштабные преобразования как медийных структур, так и медиарынка в целом, где ведущими становятся процессы конвергенции и интеграции [Уразова, 2011, с. 287-293].

Современные медиатексты, как тексты принципиально нового типа, уже оказали существенное влияние на процессы, протекающие непосредственно в стилистической системе русского языка. В настоящее время индивид интерпретирует увиденное им через призму собственного социокультурного опыта, и понятного семиотического поля. В данном контексте семиосфера, как структура, требующая раскодирования закодированного текста, обладает рядом отличительных признаков, а ее декодирование и предполагает пересечение границы при условии, что при кодировании текстового сообщения исходные языковые параметры учли специфику той самой семиотической системы, к которой принадлежит адресат [Лотман, 1998, с. 22-34].

Издревле в любой семиосфере игнорирование культуры страны, на жителей которой направлено сообщение, приводило к разрушению коммуникационного диалога, а закодированные тексты так и остаются неправильно раскодированными из-за наличия скрытых смыслов, сложнопонимаего контекста, подтекста и, разумеется, затекста [Музыкант, 2001, с. 517]. Не случайно, как отмечал в свое время историк культуры П. Гнедич, римлянин смотрел на характер меркантильного грека - идеалом которого был хитроумный Одиссей - свысока. То, что в Древнем Риме клеймилось как порок, в Греции считалось чуть ли не за доблесть. Древний грек, в свою очередь, также подтрунивал над чванством римлянина, над отсутствием в нем настоящего художественного чутья. Он подшучивал над тем, что римлянин корчил из себя мецената, что он в высших слоях общества принял греческий язык за модный, оставив свой, родной, достоянием плебса [Гнедич,1907].

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы исследования автор использует описательно-аналитический и метод сопоставительного анализа с привлечением метода наблюдения, интерпретации, систематизации, классификации для обработки результатов исследования. Кроме того, автор опирается на методы культурологии и теории средств массовой коммуникации, социологии культуры. В работе использованы приемы количественного анализа, контент-анализа, дающего методологическое преимущество по сравнению с иными методами интерпретации изучаемых процессов и явлений, и также методы статистической обработки материала. В связи с тем, что работа носит междисциплинарный характер, автором задействован системный подход с фокусом на коммуникативистику. Актуальность, достоверность и представительность полученных результатов обеспечивается применением проверенных теоретико-методологических

97

принципов, а также репрезентативностью данных эмпирических исследований, научно-обоснованной методикой сбора информации и ее интерпретации; логикой построения выводов.

Дискуссия

Как-то незаметно на наших глазах произошло дополнение и наполнение традиционных СМИ совершенно новыми функциями.Доклассовая, родовая пропаганда, носившая сугубо внутренний характер, позволила распространять обычаи и традиции, закрепляя их среди членов рода на его собственной основе, что имеет весьмаважное значение для воспроизведения рода. В ССМК-I (системе средств массовой коммуникации) человек, являясь составной частью неразделенной коллективной деятельности, еще не выступает из сплоченной массы целого народа. Однако с отделением адресанта от адресата - сначала в ССМК-II и III, а затем окончательно в CCMK-IV,V - начал вытесняться сам текст-образ, помогавший раскрыть органичные, бесконечные связи события. Отделившийся от своих создателей и аудитории текст,начал рвать эти связи, нередко подменяя их корыстными интересами политического или коммерческого рынка (таблица 1).

Безусловная заслуга современных инструментов новых медиа в том, что они позволили четко задавать критерии целевой аудитории и проецировать информацию именно на требуемую группу людей, отстраиваясь, таким образом, от нецелевого сегмента. Персонификация информации и открывшиеся возможности, имманентно присущие адресанту, диктуют ряд требований к последнему. Как раз компетенции педагога-адресанта в эпоху современных ССМК заключаются в том, чтобы не потерять живое слово-образ, но превратив его в живой текстовый образ действительности. При этом, напомним, слово из разоренного словесного гнезда, оторванное от национально-идеологических корней, может всего лишь отражать событие как сенсацию, превращает животворный текст в мертвящую рекламу, т.е. специально направленное на куплю-продажу произведения.

Таблица 1. Революционные преобразования в ССМК

Система средств массовой коммуникации/ССМК Организационный уровень Вид текста Особенности коммуникационной деятельности

ССМК-1 Первобытное общество Я = Мы Карнавал Прото-тексты

ССМК-11 Средние века Я > Мы Собрание, церковная проповедь Устная коммуникация

ССМК -III Изобретение печатного станка Адресант - Текст -Адресат Бумажный носитель Тираж бумажных изданий

ССМК -IV Эра радио и телевидения Адресанты - Тексты -Адресаты Электронный носитель Рейтинг как критерий успеха

ССМК -V Изобретение сети Интернет, появление социальных сетей Я=Мы Мы = Мы Цифровой носитель. «Карнавал» в социальных сетях Глобализация, индивидуализация информации

Примечательно, что в ряде стран как Великобритания, Германия, Дания, Нидерланды, Финляндия, Норвегия, Швеция, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Китай, доля интернета уже превысила долю телевидения.Качественно изменилась и медийная структура мирового рынка за десятилетие структурно изменилась: лидировавшие в 2005 году печатные издания, уступили пальму первенства телевидению (37.5%), 29,1% - у

сегмента интернет и только 19.4% - у печатных СМИ. За последние десять лет сегмент печатных СМИ сократился в два раза, а доля интернета выросла в шесть раз.Структура мировых расходов по медиа в 2005, 2010 и в 2015 гг. представлена в таблице 2, доля в %[Advertising Expenditure Forecast, 2015].

Таблица 2. Структура мировых расходов по медиа

медиа сегмент 2005 год 2010 год 2015 год (опенка)

Телевидение 37.0 39.0 37.5

Печатные издания 42.0 30.5 19.4

Интернет 5.4 15.9 29.1

Радио 8.5 7.1 6.5

Наружные носители 6.6 6.9 6.8

Кинотеатры 0.5 0.6 0.6

Маркетинг в соцсетях, являясь по сути средством управления платформами социальных медиа - площадкой, где пользователи заводят связи и общаются с целью рекламирования продукции или услуг - стал еще одной лат. Теггатео^Иа для педагогов, утративших связь с техническим прогрессом. Данный аспект, на наш взгляд, важен, если принять во внимание, тот факт, что развивается и укрепляется так называемая современная экономика лояльности или «пожизненная ценность клиента» (CustomerLifetimeValue, англ.) -текущая ценность вероятных будущих доходов, полученных от конкретного покупателя.

Таким образом, процессы конвергенции переместились в сферу медиа, характеризуя изменениякак на технологическом, так и на других направлениях: экономическом, пространственном, профессиональном, культурном [Уразова, 2011, с. 289-293]. Как следствие, произошло формирование новых управленческих методик для оперативного создания оригинального информационного продукта с целью его размещения в разных медийных средах для дальнейшего фокусирования внимания целевой аудитории. Сам по себе процесс интеграции традиционных и новых медиа традиционно сопровождается дублированием контента. В данной ситуации перед обществом в целом и перед педагогом, в частности, возникает закономерный вопрос: как быть с традиционными площадками, которые постепенно утрачивают свою актуальность. Ответ на вопрос пока так и не получен.

Вот как на него ответилиздатель С. Кларк-Джонсон, определяя конвергенцию через термин «интеграция»: «моя газета, а также несколько других американских газет активно осваивают конвергенцию, или то, что мы сейчас называем медиаинтеграцией. Речь идет о совмещении возможностей и преимуществ ТВ, Интернета и газет» [Стратегии конвергенции, 2007, с. 2]. Нередко термины «конвергенция» и «интеграция» употребляются как синонимы, если речь идет об объединении трех платформ - печатной, интернет-версии издания, а также вещательного ресурса.

Прислушаемся к приведенному мнению: с началом эры средств индивидуализированной информации потребители хотят получать то, что интересует именно их. Поэтому они начинают все больше использовать поисковые системы, и, таким образом, общественно-политические СМИ теряют популярность в тех странах, где у людей есть и достаточный доступ, и достаточный выбор в сети Интернет. Что же касается педагогики и смежных дисциплин, то конвергенция, инициирующая появление

медиапродукта нового качества в результате развития и интеграции технологий распространения СМИ, дала ей, как и в целом коммуникативистике, качественно новый импульс для проведения реформ медиа, включая пересмотр «ряда теоретических основ, практических методов деятельности [Уразова, 2011, с. 289].

Именно генезис новых медиа, начавшийся с появления WEB 1.0 в период с 1989 по 1995 гг., характеризуется появлением языка гиперссылок и HTML, а также производством содержания (контента) узкой группой специалистов для последующего потребления основной массой пользователей сети. Сравнивая версию WEB 1.0 с версией WEB 2.0 обратим внимание на дифференцирующие признаки. Концепция WEB 1.0 получила развитие, благодаря персональным сайтам, оплате рекламы по количеству показов,идентификации и регистрации или приобретению доменных имён для их перепродажи с целью получения прибыли, извлечению данных из HTML. Новая концепция WEB 2.0 прославилась своей блогосферой и поисковой оптимизацей, оплатой рекламы по количеству переходов, соавторством и возможностями синдикации контента.

По сути, концепция WEB 2.0 была реализована в 2005 г. благодаря появлению браузеров Netscape и Internet Explorer. Новшество позволило самостоятельно производить контент и начать активный обмен информацией между пользователями. Это период возникновения социальных сетей и их экспансия. WEB 3.0 оформилась 10 марта 2007 г. и характеризуется наличием профессиональногоконтента. Качественно новые изменения в сети привели новообразованию Web 3.0, ознаменовавшемуся созданием рекомендательных сервисов в сети, формируемых исключительно на основе мнений потребителей. Итогом стала разработка схемы классификации коммуникационных технологий, используемых социальными институтами в процессе коммуникации.

В качестве классификационного критерия был своевременно предложен тип основного ресурса, который используется инициатором коммуникации (адресантом -В.М.) для достижения поставленной цели. При этом типология используемых в процессе коммуникации видыресурсов -

информационные: общественное информирование, дезинформирование; логико-диалогические: убеждение, диалог «черная риторика»; манипулятивные: управление коммуникационной ситуацией, использование провокативных высказываний и действий, технологии социальной ответственности;

суггестивные: внушение, технологии социальной индукции,

нейролингвистическое программирование, технологии психологического насилия. На горизонте следующий уровень развитияэмотивной сети WEB 4.0. В данной ситуации не вызывает удивления, что система средств массовой коммуникации - ССМК всесторонне изучается специалистами как с точки зрения ее структуры, так и генезиса. В данном контексте педагогу стоит помнить, что современная медиасреда органично включает как электронные, так и «живые» СМК, представляя симбиоз разнообразных видов коммуникаций, адекватно отражающих качество комуникационного диалога в системе «адресант-текст-адресат». Очевидно, на различных этапах человеческой истории на первый план выходит собственно общность людей и особый тип коммуникации, которая соответствует различным системам СМК. В этом смысле справедливо утверждение, что социальная система состоит не из людей, а из коммуникаций.

Массовое распространение медиатехнологий высветило ряд проблем в сфере медиакомпетентности, медиаграмотности и медиаобразования. Предметом особой заботы специалистов являются сбои в понимании коммуникационной цепочки «адресант-текст-адресат», где на педагога-адресанта ложится особая ответственность. Данная проблематика детально рассматривается зарубежными исследователями как Д. Бэкингем [Buckingham, 1991, pp.12-35], Дж Феррес и Дж. Писчителли [Ferres, Piscitelli, 2012] и др.

так и видными российскими исследователями проблем медиакомпетентности. Вопросы актуальности в области медиакомпетентности и качеств личности педагога в частности исследуются в работах А.В. Федорова [Федоров, 2007], Д.С. Глухарёва [Глухарев, 2011, с. 109-111] и др.

Закономерно, что педагог должен рассматриваться одним из важнейших организаторов массовых информационных процессов, который в процессе обучения не должен полагаться лишь на естественный самотек информации к аудитории и от нее, но генерировать приток данных адресату после критической переработки последних. Мы поддерживаем позицию, рассматривающую самопроектирование и медиакомпетентность как необходимые компетентности современного педагога. На наш взгляд, данные характеристики могут и должны рассматриваться как совокупность знаний, умений, мотивации, личностных качеств, которые позволят преодолевать информационные барьеры, проектировать учебно-познавательную, научно-исследовательскую, профессионально-педагогическую деятельность в медиасфере и непрерывное саморазвитие медиакомпетентности с учетом текущих изменений медиасферы.

Согласимся, что «такая готовность позволяет формировать не только медиакомпетентность, но и способность к ее саморазвитию, что актуально в условиях постоянного реформирования образования и изменений медиасферы [Разлогов, 2016, с.40]. Вот почему, наряду с возросшим интересом к миру коммуникаций на педагога еще ложится и особая ответственность: необходимо поддерживать и развивать культуру понимания взаимосвязи нынешней системы средств массовой коммуникации (ССМК-У) с предыдущими.По справедливому высказыванию исследователя-практика

В.И. Козловского [Козловский, 2012, с. 202], межкультурные коммуникации способны развиваться по двум направлениям: за счет межкультурного обмена и внутреннего воспроизводства саморазвития. Коммуникации - закономерный результат культурогенеза. Они представляют собой особую социальную форму, динамичные трансформации которой обусловлены изменениями, которые происходят как на макро-, так и на микроуровне культурной системы.

Педагогу, на наш взгляд, важно понимать закономерную корреляцию этапов развития человеческого общества с системами СМК и, как следствие, видеть преобладание тех или иных социальных коммуникаций. В ССМК (системе средств массовой коммуникации) первобытного социума общими были не только маски адресантов, но и первичные жанровые структуры. В языке, в мифе и эпосе, как главных деятелях эпохи, определенно складывалось коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека.

Вглядимся в историческое прошлое. В эпоху ССМК-1, тексты, в виде знаков родовых отличий, как и вся необходимая социально значимая информация, содержались на теле и лицах. Так, у арабских женщин до конца XIX начала XX века татуировки украшали не только подбородок, но и лоб. На подбородке - знак племени и замужества, на лбу - сколько у нее детей. У арабских племен полноправный член племени был полностью свободен в том смысле, что никто не мог ему ничего приказать. Он никому не платил налогов, он был волен молиться любым богам и идти любым путем; даже во время войны он мог оставаться дома - не было ни полиции, ни армии, которые могли бы силой принудить его отправиться на войну или делать какую-нибудь работу.

Торжественные обряды со стройным пением кантов вокруг капища, ответными песнями хоров, костюмами и масками, соответствующими изображаемым лицам, послужили началом мистерий в Древней Греции. Все египетские храмы строились по одному образцу: в виде удлиненного параллелограмма, обращенного главным фасадом к Нилу. У самого входа ставились обелиски - монолитные колонны, которые, суживаясь кверху, представляли собой усеченный, вытянутый вверх четырехгранный столб, вершина

которого заканчивалась полой пирамидкой. Бока обелисков были, конечно, испещрены надписями.

«Живые», естественные СМК, сыграли, пожалуй, главную роль в рождении общественных организаций. Именно в ССМК-1 человек, как составная часть еще интегрирован в коллективное целое, является одновременно и адресантом и адресатом. Являясь по своей сути синкретичным и полуфункциональным, первобытное искусство хранило и распространяло идеологию первобытных людей. Искусство палеолита -следствие непонятной человечеством богатой мифологии, сложившейся в условиях длительного развития своеобразного общинно-родового уклада жизни «палеолитических охотников» [Окладников, 1967, с. 86].

Историческим рубежом в развитии человечества явилось становление классового общества, завершившее разложение первобытно-общинного строя. Здесь полифункционализм и обезличенные отношения свойственны всем участникам системы СМК, которую невозможно разделить на действующих лиц, исполнителей, зрителей, т.е. на источник общественно значимой информации и аудиторию. В доклассовом обществе человек, являясь носителем родовой идеологии, и сам выступал как часть текста: если египтянин хотел написать слово «лев», он рисовал крохотную фигурку льва, если нужно было сказать «ходить», то рисовались ноги. Если же нужно было сказать «великий», «слава», то приходилось прибегать к ребусу, т.е. рисовался ряд предметов, каждый из которых представлял известную букву. Египтяне писали и справа налево, и сверху вниз, само начертание фигур непосредственно указывало читателю направление чтения: куда смотрит голова зайца, указывает нога, рука - навстречу им оттуда и читали.

Со временем умножилось количество элементов в структуре системы СМК-П. Материально закрепленный текст привел, в конечном счете,«к отчуждению действия не только от адресата, но и от адресанта [Буданцев, 1979; Буданцев, 1995, с. 37, 38]. Тексты в виде определенного действа начали жить самостоятельно, как в Древнем Риме: в день похорон знатных особ особый глашатай зазывал желающих отдать последний долг покойнику такими словами: «Гражданин умер, кто из вас желает проводить его в гроб? Час для этого настал, сегодня вынос». Погребальный кортеж открывался музыкой; за ним шли плакальщицы, исполнявшие погребальные песни. В позднейшие времена за плакальщицами следовали актеры, декламировавшие соответствующие тексты и иногда представлявшие разные сцены. Главой этих артистов, или мимов, был архимим, который должен был в жестах и походке подражать покойному.

Живое распространение текстов, как сгустка социально значимой информации, были активными элементами «летучей публицистики». Именно «летучая публицистика речи - ораторское искусство крестьян», создаваемая на основе народной молвы, включала в себя «слухи и толки, оформляла их в развернутое повествование, объединяла сами требования в определенную систему» [Базанов, 1974, с. 154]. В древности, эпоху ССМК-II, «функции вольной литературы выполняла народная словесность, прежде всего народные говоруны, юродивые с их дипломатическим краснобайством» [Базанов, 1973, с. 77-78]. Поэтому-то в некоторых регионах «песенники и песенницы служат органами общественного мнения и заменяют до некоторой степени наши журналы и газеты. Критика этих певцов бывает иногда так ядовита, что ведет к сильным ссорам и распрям...» [Бахтин, 1990, с. 22-31]. В акте коммуникации уже появляются зачатки индивидуального профессионального творчества, отчуждения творчества от других элементов системы СМК.

Как видим, в период домедийной эпохи великолепно использовались устные массово-коммуникативными жанровые формы: дискуссию, беседу, призыв, заклинание, плач, загадку, восхваление, приказ, мольбу, угрозу, поношение, наставление, рассказ и т.д. [Бахтин, 1990, с.70]. На наш взгляд, в условиях общинно-родового строя венцом устного,

словесного творчества людей стали «Илиада» и «Ригведа» («Илиада» завершена в К-УШ веках до н.э., «Ригведа» - Х-К веках до н.э.) - полное и достаточно адекватное отражение живых коммуникаций, господствовавших в период общинно-родового строя.

И лишь только после разрушения господства обратных связей между элементами системы СМК первобытной общины возникли тексты, отчужденные от живого действия. Казенная речь, тексты ретранслируемые глашатаями предполагают опосредованную связь между адресантами и адресатами. Они все еще связаны между собой, но уже опосредованно, не на уровне обратной, а на уровне прямой связи. При этом между адресантами, не участвующими в действии, как и отчужденными от участия в действии адресата, возвышаетсяуже само действие.

С развитием ССМК-Ш, окончательно разделившей коммуникационный процесс на адресантов и адресатов, полифункционализм расщепляется, внутренняя программа действий в пределах общины разрывается. Глобализация рынков объективно влечет за собой увеличение удельного веса собственно текста и персонификацию последнего. Появлением материально закрепленного текста привело к отчуждению действия от всех элементов коммункационной цепочки, продолжается дальнейшееопосредование связей между исполнителями и аудиторией.

Поскольку доклассовая, родовая пропаганда носила сугубо внутренний характер, обычаи и традиции распространялись и закреплялись среди членов племени на его собственной основе. Она имела также ключевое значение для воспроизведения рода. Общей для племени оставалась собственная территория собственный диалект, отсутствие интекста, общие религиозные представления в СМК-1 в период господства массово-коммуникативного уровня общения. Так, в отношении «мы=мы»превалируют формы: собрание - отчет (опрос); собрание - суд; собрание - инициация. Именно в этих самых ранних по времени возникновения структурах родились маски «глашатая», «трибуна», «учителя», «рассказчика») (таблица 3).

При этом межличностный уровень общения носил диалоговый характер- самоотчет; исповедь; медитация; пожелание (клятва). Вданном контексте следует рассматривать отношения с «чужими» «я = он», т.е. разговор с отсутствующим собеседником, диатрибу. Автор способен обсуждать содержание разговора других, основываясь на живом распространении текстов, основой «летучей публицистики». Как раз народная словесность в лице народных говорунов, «юродивых» с их дипломатическим краснобайством проявила себя в полной мере в басне и шутке.Толки и слухи, как элементы летучей публицистики речи начали в ССМК-11 оформляться развернутое повествование, объединяя сами требования в определенную систему[Базанов, 1974, с. 154].

Радио-, а позже и ТВ-тексты предложили особый тип взаимоотношений между адресантом и адресатом:увеличивается число элементов системы СМК, а производимый продукт является зрелище - «для других» и «по заказу других», а исполнителями являются «один» или «немногие». Так, например, подход, культивируемый Голливудом, продемонстрировал попытки создания телевизионных роликов с отпечатком господства доминирующей до этого эпохи радио. В первых фильмах зрители ожидали услышать с экрана уже знакомые по радиопередачам фразы. Голливудские приемы демонстрировали все признак нового стиля - максимально упрощенного, с аудиовизуальными образами, понятными массовому зрителю.

У американцев быстро угас интерес к французскому, итальянскому и английскому кинематографу, так как европейское киноискусство имело мало общего с повседневной американской действительностью. Европредставление об американцах в картинах европейцев было совершенно неверным, что возмущало жителей США: «Хотя мы и верхогляды, - сетовали в середине 1950-х годов американские кинокритики, - мы все же

поверхностно серьезны. При этом «даже худший американский фильм излучает больше энергии, чем зарубежный» [Kael, 1956, р. 68].

С развитием средств массовой информации в ССМК-IV с огромной аудиторией стало работать значительно проще: достаточно было несколько модернизировать и сделать динамичнее пьесы У. Шекспира, как они становились «доступнее и понятнее» массовому зрителю. Согласно итогам многочисленных опросов, массовый зритель ниже всего оценивал на телевидении информацию о серьезных событиях и выше всего -сообщения о катастрофах, террористических актах, военных действиях, личных трагедиях и прочих новостях сенсационного характера. По мнению тележурналистов, уступая вкусам публики, они дошли до той черты, за которой начинается подрыв престижа телевидения как источника информации. Облегченные сюжеты, сбалансированные образы и ценности приучают массового зрителя к «удобной и предположительно неидеологической позиции середины» [Talbot, 1970, р. 285].

Имиджирование выступило в роли регулятора общественного согласия, которое достигалось, благодаря тому, что все телезрители видели одни и те же образцы товаров, прибегали к стандартным услугам и в конечном счете приучались к определенному образу жизни. В эру доминирования ССМК-Ш было замечено, что большинство грамотных читали только информационные материалы, игнорируя оценки аналитиков, развлекательные статьи вытесняли серьезные образовательныематериалы [Hughes, 1940, рр. XII-XIII]. Наиболее чувствительными темами оказались - любовь и насилие.

Анализ 1000 текстов, посвященных продвижению американских кинофильмов за период с 1935 по 1955 год, показывает, что две трети текстов, подвигавших кинопродукцию, содержали сексуальные мотивы, элементы насилия либо все вместе.Сам упоминание слова «любовь» звучало почтив каждом из 1000 объявлений, но лишь в 27 содержалось уточнение о брачном союзе (таблица 3).

Таблица 3. Результаты анализа содержания тысячи американских фильмов (19351955) с целью определения доли присутствия в них сцен насилия и секса

Годы выпуска фильмов Доля сексуальных сцен ( %) Доля сцен с изображением насилия (%)

Довоенный период 50 8

1941 - 1942 гг. 69 11

1951 г. 70 -

После 1951 г. 50 17

По данным американского исследования «Television and Social Behavior», сцены насилия на американском телевидении в середине 1970-х годов в среднем демонстрировались до 8 эпизодов в час. Примечательно, самый высокий процент показа подобных эпизодов наблюдался и в детских мультфильмах.

Только в печатных СМИ ежегодные инвестиции в продвижение кинофильмов, созданных в Голливуде, составляли в послевоенные годы около $50 млн. [Handel, 1950, р. 74]. Желание «пощекотать» нервы адресата сценами разрушительными сюжетами, сценами насилия и криминальными историями оказались наиболее востребованными. Фильмы, наряду с другими СМИ использующими техническую составляющую, сделали все возможное для удовлетворения потребностей адресата. Так формировался массовый зритель, жаждущий острых ощущений, желающий отключиться от ежедневных проблем [While, Alberts, 1957, рр. 443-450].

Губительность подобных последствий обнаруживается и в России -многочисленные ток-шоу на «волнующие» темы уже делают свое дело. Где как не в университетских аудиториях педагоги чувствуют падение общего образовательного уровня студентов. К примеру, во время сессии я с удивлением узнал, что отправленный на пересдачу курса студент является популярным блогером с числом подписчиков под 100 тысяч человек. Интересно, о чем он рассказывает своим визави?

В ССМК-I человек, будучи частью общества, все еще остается интегрированным в коллективное целое, выступая одновременно и отправителем и получателем сообщения. В современной, с доминированием типом технически развитого общества ССМК-V, полная техническая составляющая работает чрезвычайно эффективнона всех уровнях: она обеспечивает коммуникационное единство больших сообществ. И в письменных жанрах, что неудивительно, легко обнаруживаются целые залежи, пласты устных, «живых» жанров. Практика свидетельствует - при анализе внутренних связях в коллективах, в области образования, менеджмента могут эффективно решаться при помощи других типов ССМК.

Именно в эпоху господства WEB 2.0 срезы информационной культуры все чаще позиционируются в качестве «зоны переходности» к более эффективным интерактивным взаимодействиям. Границы инновационных технологий прослеживаются на всех социокультурных уровнях, они воздействуют на образование различных культурных пространств, движущихся в социуме по разным траекториям и с разными скоростями [Савинков, 2010]. Иерархия каналов коммуникаций полностью подтверждает данный тезис, как раз во многом объясняющий популярность распространения социальных сетей:

1. Разговор «лицом к лицу».

2. Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.

3. Выступление перед большой аудиторией.

4. Телефонный разговор.

5. Письмо, личное письменное обращение.

6. Текст, набранный на компьютере.

7. Сообщение на большую аудиторию.

8. Материал, отправленный прямой почтовой рассылкой (DM).

9. Статья в виде информационного письма компании.

10. Новости в печатных СМИ.

11. Уличные щиты [PR-Reporter, 1995].

Качественно новая смешанная коммуникация, не исключающая, но дополненная «живыми» СМК, - по Ю.П.Буданцеву, есть ноосферный тип ССМК, - способ относительно легко поменять отношение людей по всему миру к своей стране. Для этого при использовании новых технологий оказалось достаточно как минимум 20 лет, т.е. жизни одного поколения. Примером тому служит работа над изменением имиджа Колумбии, продолжающаяся по настоящее время: «Colombia is Passion» (Колумбия - это страсть) and «The only riskis wanting to stay» (Чем еще вы рискуете? Тем, что захотите еще здесь остаться) [Colombia - Back on the Map of World Tourism, 2008].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Австралия - еще один лидер, сумевший интегрироваться в ССМК-V, максимально присутствующий на социальных платформах. Австралийское агентство по туризму сфокусировалось на социальных медиа в 2010 году, и уже к 2012 году число поклонников на странице Facebook возросло с 1,2 млн. до 4,1 млн., а просмотры страницы достигали 1 млн. Причем 95% всего онлайн контента было произведено самими пользователями. Идея «больше фотографий и больше перепостов фотографий» центральная для кампании. Бесплатным WIFI обеспечили многочисленные прогулочные катера, чтобы туристы, глядя на Большой барьерный риф, выставляли фотографии и делали свои комментарии [Pew Research Center].

Позиционирование бренда Австралии, фокусировалось на стимулировании к обмену фотографиями Австралии в сети Интернет. Подход привлекал местных жителей к услугам туропеатооров, учитывавших существующие онлайн-тренды. Кредо звучало весьма амбициозно: «Мы хотим, чтобы наши четыре с лишним миллиона подписчиков в Facebook, 23 миллиона жителей и 6 миллионов туристов, посетивших страну в прошлом году, стали посланниками Австралии в социальных сетях». В декабре 2012 в сети активно поднималась тема конца света по календарю Майа. Австралийцы даже выпустили мем, разлетевшийся по всему миру: «Не беспокойтесь о сегодняшнем конце света. В Австралии уже наступило завтра». А для вовлечения в диалог жителей Китая, одного из ключевых игроков рынка туризма, Австралия весьма успешно провела кампанию на китайских социальных платформах Sina Weibo и Tudou. Это примерно эффективного использования новых технологий при сохранении собственной аутентичности.

Рис.1 Виды интерактивной коммуникации, используемой брендами время (Ключевые тенденции рынка интернет-рекламы)

Mobile

Ф smm • RTB Video другое ф ничего

В итоге в 2013 году Instagram-аккаунт Австралии стал получать больше фотографий, чем Facebook. Был введен хештэг #SeeAustralia, благодаря которому каждый человек, где бы он не находился, мог посмотреть фотографии и «подключиться» к кампании. В том же 2012 году Агентством по туризму Австралии издано приложение -интерактивный персонализированный гид, интегрированный с социальными медиа, которое наконец позволило путешественникам объединяться в сообщество со своими друзьями, чтобы планировать каникулы в Австралии. По сути, Австралия первой успешно использовала новые технологии с фокусом на социальные медиа для популяризации своего территориального бренда [Самая большая в мире соцмедиа-команда].

Поколение студентов, вовлеченное в цифровые технологии, отчасти подвержено концепции вечной молодости, его представители даже в провинции находят возможности для ускоренного развития, чтобы потом перебраться в Москву или Санкт-Петербург. Существуют мнения, что это поколение в принципе не очень любит работать много и подолгу - «хочет получать, а не отдавать». При этом не следует утверждать, что это «поколение потребителей». При этом поколение Y, по сравнению со своими предшественниками на порядок лучше приспосабливается к технологическим новинкам, а Интернет стал для них главным источником информации о финансовых продуктах в возрастной группе 18-24 лет для 54%, и в группе 25-34 лет для 51% [Gemius, 2014].

У молодого поколения давно стало обыденным явлением оплачивать телефон, благодаря мобильному банку, при помощи «одного СМС». Поколение, родившееся после 1980 г. - и, особенно на стыке миллениумов, - обязательно вначале изучает веб-сайт

банка: финансовые порталы посещают 32%, финансовые ресурсы - 40% потребителей в молодом возрасте. Молодые пользователи активно управляют своими банковскими счетами с помощью сети Интернет: 73% в возрастной группе 18-24 лет и 82% в группе 2534 лет, где проверяют баланс своего счета (96% и 98%), историю операций (93% и 96%), оплату счетов (93% и 92%) и пополняют баланс телефона (50% и 58%)[Gemius, 2014]. Но знают ли об этом педагоги, и способны ли выполнить эти простейшие операции? Практика показывает, что далеко не всегда.

Как отмечалось выше, в данном контексте темой отдельного исследования, на наш взгляд, должна стать глобальная сеть WEB 2.0 как пространство, где пользователь уже не объект - пассивный участник коммуникационного процесса, а активный субъект. Анализ СМИ, вовлеченных в коммуникационную активность, позволяет прийти к выводу, что специалисты по коммуникациям успешно используют симбиоз вербальных и визуальных средств, создавая креолизованные типы текстов [Сорокин, Тарасов, 1990].

Обратим особое внимание и на следующий технический факт: чтение текста с экрана монитора имеет особенности по сравнению с текстом, напечатанным на бумаге. Проведенные в США в конце 1990-х гг. эксперименты с попыткой упразднить печатные издания, заменив их тестами из онлайн, закончились неудачей. Кроме того, данные о поведении пользователей при просмотре текста на экране монитора свидетельствуют, что скорость чтения с монитора на четверть ниже, чем чтение с бумажного листа. Делая свои выводы, О. Тоффлер исходил из того, что система «адресант-текст-адресат», пережив два вида цивилизации, дописьменную, письменную - теперь погрузилось в эру электронную.

С этим не поспоришь. Однако при этом нельзя не обратить внимание на факт, что компьютер, в некотором смысле, возвращает коммуникантов в период изобретения печатного станка И. Гуттенбергом: он как книга по аналогии с электронным устройством требует перелистывания страниц. В свое время Н.М.Карамзин называл перевод Библии Кириллом и Мефодием «бессмертным плодом» их трудов (Карамзин,1996, с.122). Важно, что азбука, как своеобразная раскодировочная сетка, традиционно выявляет духовный смысл нашего языка, начавшего жить на тысячелетия ее создания. Она обнаруживает меру духовности, закрепленной в тексте. Думается, что нравственное измерение - должно оставаться ключевым параметром при работе и в ССМК - V.

Как здесь не вспомнить что о концепциях М.Маклюэна, О.Тоффлера знают все специалисты, а о вкладе В.И.Вернадского в разработку теории и истории СМК мало что известно даже современному педагогу. Между тем, мера духовности, по-прежнему зависит от меры духовности личности автора, как было в предыдущие эпохи. Ключевое значение типа личности в речевом общении в тех же социальных сетях - очевидно. Именно личности, взятой во всей полноте ее жизнедеятельности.

С этой личностью ускоренными темпами происходят значительные качественные изменения, особенно в сфере медиапотребления. Особо отметим количественный скачок в росте медиапотребления телевидения в начале второй декады миллениума - со 120 мин в день в 1997 году до 225 мин в 2012 году, тогда как потребление радио за тот же период выросло втрое. Эта общеевропейская тенденция, по данным маркетинговой компания [IP Deutschland, 2011], проводившей исследование в 2010 году, показала в качестве лидера, возглавлявшего список несколько лет подряд, - Сербию с 316 минутами в год (тогда как у США только 283 минуты), у Македонии - 293 минуты и Венгрии - 284 минуты.

Общее время ежедневного телесмотрения возросло в 27 из 35 европейских стран. В такой стране как Великобритания показатель возрос на 17 минут, достигнув 242 минут, в Германии на 11 минут, достигнув 223 минуты, во Франции на 7 минут или в целом 212 минут.Такая обильная демонстрация чужих традиций, речи может привести и уже приводит к предчувствию множества значений, которые вначалене замечаются. Постепенно при всей их неощутимости несомненно влияние на нас соответствующих

связей слова с его и другими словесными гнездами и древами. Это бесконечное словесное переплетение составляет идеологию каждого национального языка. Язык становится идеологией.

В данном контексте педагогу важно помнить, что неосторожное обращение со словом влияет на всю совокупность его связей с другими словами, может вызвать лавинообразное изменение в идеологии языка. И если язык - самая ценная часть ноосферы, то именно она, разрушаясь, качественно меняет всю ноосферу. Светскому профессионалу эта ответственность за язык незнакома, чужда и непонятна, как незнакома, чужда и непонятна строжайшая дисциплина речевого общения.

В подтверждение данного тезиса отметим, что необратимые метаморфозы в системе «адресант-текст-адресат» позволили некоторым российским распространителям медиаконтента прямо делать заявления о невероятном образовательном эффекте просмотра телепрограмм. Так, «Триколор ТВ» в рекламных паузах даже напоминает о том, телевидение выполняет важнейшую образовательную функцию, как «источник знаний». Действительно, данный факт уже сложно невозможно отрицать. Эра цифровизации и растущее влияние коммуникационных технологий привели к реорганизации способов производства и обмена символическим контентом, к резкому увеличению его объёма и снижению «общественной значимости» [Горький, 1953, с. 5-6]. Однако и в данной ситуации именно «живые» коммуникации, интегрированные в данный сюжет, по-прежнему играют существенную роль, если обратить внимание на подтекст и затекст цитируемой нами рекламной паузы.

Выводы

В ССМК-1 обращают н себя внимание праэлементы, включающие «непосредственных участников действия», само «действие», «воспринимаемую форму действия», «материально закрепленные текстовые формы-средства», «адресанты», «адресаты». В ССМК-1 каждый выделенный элемент - человеческий индивид существует без закрепления за ним какой-то одной внутрисистемной функции. В первый тип входят: собрания, массовые действия карнавального типа, народные демонстрации, народный театр, обрядовые действия (условно - «собрание», «карнавал»).

С возникновением ССМК-2 происходит первое в развитии систем СМК разделение на адресантов и адресатов, закрепление функций. При этом полифункционализм начинает ломаться, расщепляться. Второй тип включает современный театр, иерархически проводимые митинги, собрания формальных и неформальных групп, церковная служба как действие и т.д. (условно - «театр», «церковная служба»).

Для ССМК-3 характерно появление в процессе «производство - потребление» материально закрепленного текста, который приводит к отчуждению действия не только от адресата, но и от адресанта. Наблюдается отчуждение от текста от самих исполнителей, дальнейшее опосредование связей между исполнителями и аудиторией. Прямая и обратная связи в этой системе СМК, являясь выражением функциональных отношений между элементами системы, претерпевают значительные, а затем и качественно новые изменения. Третий тип: библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация (условно -«книга»).

Естественные СМК претерпевают окончательную трансформацию в полную техническую систему СМК-ГУ в эпоху господства современных классовых обществ, в новое и новейшее время, Эта технизация является очередной и третьей революцией в развитии систем СМК. Здесь своеобразное многоязычие в пределах одного текста закономерно, он уже задано направлен на «всех». Четвертый тип представлен кинематографом, телевидением, радио, печатью (условно - «фильм»).

Для ССМК-IV и, особенно ССМК-V, свойственно открытое функционирование. В данных метаморфозах вербальный компонент мотивирует адресата, реализуя прагматическую функцию, а иконические или изобразительные средства удачно дополняют языковой компонент, образовывая единое семантическое пространство, иногда требующее двойного декодирования заложенной в нем информации.

Разумеется, тип медианосителя вносит свои коррективы в методы производства информационного продукта, «включая конструкцию, концепцию построения форм, жанровые характеристики, стилистическую направленность, процентное соотношение вербального, графического, аудиального, аудиовизуального наполнения и т. д.» [Уразова, 2011,c. 287-293]. Однако, в конечном итоге, ценность того или иного типа коммуникации зависит от присутствия в передаваемой информации подлинно гуманистического, «человеческого содержания», а оно может содержаться, какестественных СМК, так и в информации, передаваемой техническими средствами. Собственно об этом и концепция WEB 2.0, по праву ставшая ключевым драйвером современного образовательного киберпространства.

Мы убеждены, системное качество учебников и учебных пособий способно проявляться в формировании многомерных представлений о развитии систем СМК как части формационно-цивилизационного развития человечества. В классификации систем СМК: живая, естественная, и техническая коммуникации, как виды коммуникации, и типы систем СМК, обусловленные формационно-цивилизационным развитием.

Собственно СМК и аудитория рассматриваются как равноправные подсистемы, в равной мере «управляющие» и «управляемые», «средства массовой коммуникации», а сама система СМК - как подсистема более общей системы. Системы СМК включены в иерархию бесконечного множества живых систем, в своей заданности гармонично взаимодействующих друг с другом.

Отметим, фокус перехода к новым стандартам (ФГОС 3+) по реализации образовательных программ, закономерно направлен на универсализацию, в том числе и общекультурных компетенций студентов-бакалавров, студентов-магистров. Обратившись к компетентностям адресанта, т.е. педагога, заметим, что для достижения нужного результата преподаватель как раз и должен обладать той самой медиакомпетентностью, определяемой как интегративное качество личности преподавателя, способного критически анализировать как формы, так и жанры медийных текстов.

Литература

Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 4.

Базанов В. Г. От фольклора к книге народной. Л., 1973.

Базанов В.Г. Русские революционные демократы и народознание. Л., 1974.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Буданцев Ю.П. В контексте жизни. М.: 1979.262 с.

Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии. М.: МНЭПУ, 1995.

Глухарёва Д.С. Медиапространство как элемент информационной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки . 2011. № 9 (226).

Горький М. (1953). Разрушение личности (1908). Собр. соч. в 30 т. М.: Гослитиздат, 1953. Т. 24.

История Искусствъ П.П.Гнедича. Т. I. СПб, 1907. 594 с.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-IV. Калуга, 1996. С.122

Ключевые тенденции рынка интернет-рекламы на 2014 год.

http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/klyuchevye-tendentsii-rynka-internet-reklamy-na-2014-god Козловский В.И. Рекламная коммуникация как социокультурная форма: работа разума и духа. Вестник МГУКИ. 2012. № 2.

Лотман Ю.М. (1998). Динамическая модель семиотической системы // Ученые записки Тартуского ун-та. Т. 10. Семиотика культуры. 1998. Вып. 463.

Музыкант В.Л. .Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М.: Армада-пресс, 2001. 686 с. Окладников А.П.. Ранние формы искусства. М.-Л., 1967.

Разлогов К.Э. Медиаобразование как ресурс устойчивого развития // Медиаобразование. 2016. № 4. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии в формировании международного имиджа России и продвижении национальной культуры за рубежом // Знание. Понимание.Сила. 201. № 4. http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-v-formirovanii-mezhdunarodnogo-imidzha-rossii-i-prodvizhenii-natsionalnoy-kultury-za-rubezhom

Самая большая в мире соцкоманда.URL:http://gov-gov.ru/?p=3178 (Дата обращения 04.04.2017).

Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты иих коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия.

M.: Наука, 1990.

Сорокин Ю.А. Стратегии конвергенции: 1999-2007//Медиа-интеграция: новая бизнес-модель. Тезисы выступления. С. Кларк-Джонсон из The Arizona Republic (США). ГИПП. 2007. С. 2.

Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2011. № 5.

Федоров А.В. (2007). Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с. Advertising Expenditure Forecast. Zenith Optimedia. December, 2015.

Buckingham, D. (1991). Teaching about Media. In: Lusted, D. (Ed.). The Media Studies Book. London - New York: Routledge, pp.12-35.

Colombia Back on the Map of World Tourism, World Tourism Organization. Madrid.

http://www2.unwto.org/agora/colombia-back-map-world-tourism (Дата обращения 02.04.2017).

Ferres, J., Piscitelli, A. (2012). Media Competence: An Articulated Proposal of Dimensions and Indicators.

Communicar. 2012. № 7. http://www.revistacomunicar.com/pdf/preprint/38/En-08-PRE-13470.pdf

Gemius (2014). http://adindex.ru/publication/mediaoutlook/99608/2014/03/31/108543 .phtml

Handel, L. (1950). Hollywood Looks At Its Audience. Urbana: University of Illinois Press.

Hughes, N.M. (1940). Introduction to News and the Human Interest Story. Chicago: University of Chicago Press.

IP Deutschland (2011). http://www.ip-deutschland.de/ipd/unternehmen/presse/presse_archive/archiv_201

/television_ 2011_key_facts.cfm

Kael, P. (1956). Movie, the Desperate Art // The Berkley Book of Moderen Writingю. № 3.The Berkley Publishing, Corp. N.Y.

Pew Research Center. PR-Reporter, 1995.

Talbot, D. (Ed.) (1970). Film: An Anthology. Cal.: University of California Press.

While, D.M., Alberts, R.S. (1957). Hollywood's Newspaper Advertising: Stereotype of Nation's Taste in «Mass Culture». Ed. by B. Rosenberg and D.M. White. London: The Free Press of Glencoe.

References

Advertising Expenditure Forecast (2015). Zenith Optimedia. December.

Anisimova, E.E. (1992). Paralinguistic and text (to the problem of creolized and hybrid texts). Questions of Linguistics. 1992. № 4.

Bakhtin, M.M. (1990). Creativity Francois Rabelais and the folk culture of the middle Ages and the Renaissance. Moscow, 1990.

Bazanov, V.G. (1973). From folklore to the folk book. Leningrad, 1973.

Bazanov, V.G. (1974). Russian revolutionary democrats and nationalism. Leningrad, 1974.

Buckingham, D. (1991). Teaching about Media. In: Lusted, D. (Ed.). The Media Studies Book. London - New York: Routledge, pp.12-35.

Budantsev,Y.P. (1979). In the context of life. Moscow. 1979. 262 p. Budantsev,Y.P. (1995). Essays on noocommunicology. Moscow, 1995.

Colombia Back on the Map of World Tourism, World Tourism Organization. Madrid. http://www2.unwto.org/agora/colombia-back-map-world-tourism (Дата обращения 02.04.2017). Fedorov, A.V. (2007). Development of media competence and critical thinking of students at a pedagogical university. Moscow, 2007. 616 p.

Ferres, J., Piscitelli, A. (2012). Media Competence: An Articulated Proposal of Dimensions and Indicators.

Communicar. 2012. № 7. http://www.revistacomunicar.com/pdf/preprint/38/En-08-PRE-13470.pdf

Gemius (2014). http://adindex.ru/publication/mediaoutlook/99608/2014/03/31/108543 .phtml

Glukharyova, D.S. (2011). Media space as an element of information security. Vestnik SUSU. 2011. № 9 (226).

Gorky, M. The Destruction of the Personality (1908). Moscow: Goslitizdat, 1953.

Handel, L. (1950). Hollywood Looks At Its Audience. Urbana: University of Illinois Press.

Hughes, N.M. (1940). Introduction to News and the Human Interest Story. Chicago: University of Chicago Press.

IP Deutschland (2011). http://www.ip-deutschland.de/ipd/unternehmen/presse/presse_archive/archiv_201 /television_ 2011_key_facts.cfm

Kael, P. (1956). Movie, the Desperate Art // The Berkley Book of Moderen Writingm. № 3.The Berkley Publishing, Corp. N.Y.

Karamzin, N.M. History of Russian State. Vol. I-IV . Kaluga, 1996.

Key trends in the online advertising market for 2014. http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/klyuchevye-tendentsii-rynka-internet-reklamy-na-2014-god

Kozlovsky, V.I. (2012). Advertising communication as a sociocultural form: the work of mind and spirit. Bulletin of MGUKI. 2012. № 2.

Lotman, Y.M. (1998). Dynamic model of the semiotic system. Uchenye zapiski Tartuiskogo universitets. Vol. 10. 1998. № 463.

Muzykant, V.L. (2001). Advertising and PR-technologies in business, commerce, politics. Moscow: Armada-press, 686 p.

Okladnikov, A.P. (1967). Early forms of art. Moscow-Leningrad., 1967. Pew Research Center. PR-Reporter, 1995.

Razlogov, K.E. (2016) Media education as a resource for sustainable development. Media education. 2016. N. 4. Savinkov, V.I. (2010). Communicative Strategies in the Formation of the International Image of Russia and the Promotion of National Culture Abroad. Knowledge. Understanding. Force. 2010. № 4. http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-strategii-viro-formirovanii-mezhdunarodnogo-imidzha-rossii-i-prodvzhenii-natsionalnoy-kultury-za-rubezhom

Sorokin, Y.A. (2007). Convergence strategies: 1999-2007. Media integration: a new business model. Theses of the

speech. S. Clark-Johnson of The Arizona Republic (USA). GIPP. 2007.

Talbot, D. (Ed.) (1970). Film: An Anthology. Cal.: University of California Press.

Tarasov, E.F. (1990). Creolized texts and their communicative function. Optimization of speech influence. Moscow: Science, 1990.

The History of Art P.P Gnedich (1907). Vol. I. St. Petersburg. 1907. 594 p.

The world's largest social team. http: //gov-gov.ru/? P = 3178 ((Date of reference 04.04.2017).

Urazova, S.L. (2011). Convergence as a factor of the viability of mass media in the digital environment. Theoretical

aspect. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. 2011. № 5.

While, D.M., Alberts, R.S. (1957). Hollywood's Newspaper Advertising: Stereotype of Nation's Taste in «Mass Culture». Ed. by B. Rosenberg and D.M. White. London: The Free Press of Glencoe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.