О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ
УДК 316.77
Н. С. Васильев
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются комплексный подход к изучению трансформации коммуникационных процессов под воздействием медиаконвергенции, динамика преобразования моделей коммуникации, а также основные направления развития моделирования будущей массово-коммуникационной практики.
Ключевые слова: коммуникация, конвергенция, средства массовой коммуникации, модели коммуникации.
N. S . Va s iliev
Moscow State University of Culture and Arts
ABOUT THE PROSPECT OF APPEARANCE OF NEW COMMUNICATION MODELS UNDER CONDITIONS OF MEDIACONVERGENCE
In the article the author takes the comprehensive approach to examine transformations of communication processes influenced by principle development trends of simulations of future mass communication practice.
Keywords: communication, convergence, mass media, communication models.
В широком смысле коммуникация — это обмен информацией. Согласно словарю терминов и понятий массмедиа И. И. Романовского [4], «коммуникация (лат. Сошшишсаге — совещаться с кем-либо) — общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем)» [4].
Исследования в области коммуникации начались ещё в античные времена, но считается, что лишь в 1928 году появилось одно
из самых первых, исчерпывающих определений этого явления. По мнению английского литературного критика И. Ричардса: «Коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другом сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом» [5, с. 176]. При этом следует отметить, что однозначного определения понятие «коммуникация» до сих пор так и не получило: на сегодняшний день существует более ста различ-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 213-217
213
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
ных толкований этого явления. Такое разнообразие обусловлено обилием способов словесно-знаковой фиксации передаваемой информации, а также параметрами передачи информации, её восприятия и способом её адресованности: массовая и конкретно направленная.
С помощью коммуникации осуществляется передача информации, в том числе и медийной, то есть «вербальной,невербальной, визуальной, аудиовизуальной, групповой, массовой, межличностной, внутриличност-ной, дистанционной,тактильной, контактной, конфликтной, культурной, межкультурной, социальной, педагогической и других видов информации» [6].
Особое внимание необходимо уделить вербальной коммуникации. Она имеет сложную многоярусную структуру: фонетическую, морфологическую, лексическую, синтаксическую, текстовую и интертекстовую, которая представляет собой континуум (от лат. соп^пи^ — сплошной, непрерывный) речевой деятельности. Вербальную коммуникацию характеризует информационный обмен с помощью языковых знаков. На вербальный язык молено «перевести» любое сообщение, созданное с помощью другой знаковой системы.
При этом вербальная коммуникация — понятие более широкое, чем текст. Она имеет многоуровневое воздействие и носит главенствующий характер в любых формах средств массовой информации (СМИ), которые являются вербальными каналами распространения информации.
Развитие современного общества заставляет исследователей обращать внимание на возрастающую роль когнитивных процессов в условиях технологического и интеллектуального развития медиакоммуникативной реальности.
Осуществление широкой междисциплинарной исследовательской программы необходимо для поиска форм управления неконтролируемым по своей природе процессом образования системы массовых коммуникаций (СМК).
В начале XX века Ч. Кули предложил концепцию, которую сегодня применяют для описания восприятия картины мира индивидом, вовлечённым в процесс массовых коммуникаций. Американский психолог писал о «приобщении» человека к «большому сознанию», что, в его понимании, является целой системой накопленных общественно значимых «состояний чувствования и воображения», тогда как коммуникация — есть средство актуализации «органически цельного мира человеческой мысли» [3].
«СМИ занимается сбором, анализом, переработкой, хранением и распространением актуальной, социально значимой информации. Тогда как СМК осуществляет общение социума, рассредоточенной аудитории на основе информации, а не только производство и передачу информации. Коммуникация не существует без информации» [7].
Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» уже активно вошли в наш язык, что связано с осмыслением особенностей поведения в рамках такого вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика». При этом необходимо учитывать и техногенный фактор — появление принципиально новых по своей специфике средств передачи информации. Так, огромное значение для технического и научного развития в коммуникационной сфере оказало появление Интернета, что позволило сделать процесс выстраивания коммуникационных связей более многогранным.
Средства коммуникации являются сущностной, базовой составляющей коммуникативного акта, при этом они всегда представляют собой целостную систему производства, хранения и распространения культурных ценностей в социуме.
Средства массовой коммуникации (СМК) — это технические средства (печать, радиовещание, кинематограф, телевещание, компьютерные сети), которые выполняют функцию распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на массовую рассредоточенную аудиторию, другими словами, это система
средств передачи и распространения информации, способствующих развитию межличностных контактов и общественной интеграции. При этом детальное семантическое исследование таких родственных понятий, как средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК), выявило, что первое является основной составляющей частью второго. Но это не тождественные явления — из общих признаков понятий молено выделить только возможность массового распространения информации. В то же время общность функций и схожесть структуры коммуникативного процесса делают эти понятия неотделимыми друг от друга. В международной практике тождественным понятием термину СМК является термин «массмедиа».
Для лучшего понимания феномена коммуникации стали пользоваться методом моделирования, который заключается в воссоздании характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникативного процесса в целом.
Наибольшую известность получила классическая линейная модель коммуникации, определившая особенности процессов социальных коммуникаций и ставшая основой для исследований политической коммуникации. Её предложил американский социолог Г. Лассуэл, сторонник междисциплинарного подхода в изучении поведения личности в различных сферах деятельности. Эта модель, разработанная ещё в первой половине XX века (кто, что, кому, как и с каким эффектом), постепенно трансформировалась в результате технического прогресса, увеличения разнообразия коммуникативных средств связи.
Американский математик Клод Шеннон и его соотечественник Уоррен Уивер добавили к уже имеющимся факторам ещё один, дисфункциональный — шум (помеха, искажение). Теория Шеннона и Уивера стала исходной точкой фундаментальных исследований в области детального моделирования ком-
муникативных процессов в 40-х и 50-х годах XX века.
Кроме того, Шеннон одним из первых ввёл понятие избыточности, то есть когда для понимания всего слова достаточно лишь части букв. Основоположник кибернетики Нор-берт Винер устранил основной недостаток предыдущей модели, добавив обратную связь. Т. Ньюкомбо внёс в линейную модель социально-психологический аспект, основанный на тенденции к симметрии, другими словами, субъекты общения стремятся друг к другу только при условии единого отношения к объекту.
В середине 50-х годов прошлого века появилась циклическая модель У. Шрамма, где адресат и адресант периодически меняются местами, все это сопровождается такими процессами, как кодирование, декодирование и интерпретация сообщения. Эта модель рассматривает коммуникацию как двусторонний и бесконечный процесс.
Модели коммуникации исследовали через призму межличностных отношений (Ла-зарсфельд и его коллеги из Колумбийского университета), в рамках когнитивных наук (Мински и другие), на основе речевых проблем (Якобсон, Хомский, Лотман) и другие [2].
Для реализации задач моделирования возможностей массово-коммуникационной деятельности некоторые исследователи (Б. Уилсон — 1991, В. Олешко — 2000) вводят понятие «сценарий», которое в их контексте означает схему, формируемую, как правило, на протяжении длительного времени различными медиа и определяющую поведение человека в том или ином случае.
Такой междисциплинарный характер изучения коммуникации предопределён отсутствием единообразного понятийного аппарата и подхода к изучению данной проблемы.
Между тем, систематизируя накопленные данные в этой области, необходимо отметить, что представленные модели не только пересекаются и дополняют друг друга, но и объединяются — в условиях, когда коммуникационным полем становится новое про-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
странство — Интернет. «По мере развития и распространения Интернета в современном обществе интернет-среда постепенно превращается в универсальное коммуникативное пространство, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, где виртуальность — неизбежный социальный эффект новых коммуникационных технологий, и прежде всего самой сети Интернет. Более того, развитие Интернета приводит к усилению плотности межличностных и межгрупповых коммуникаций, но что ещё более важно — создаёт возможность изменения потока этих коммуникаций и таким образом трансформирует социальную структуру общества» [1].
Новая модель коммуникации трансформируется вследствие того, что отношения с традиционными СМИ заменяются субъект-субъектными отношениями, когда коммуникация осуществляться как в формате один-к-одному, так и многие-многим, выстраиваются спиралевидные партиципатив-ные отношения адресантов и адресатов коммуникации и когда источник информации и получатель меняются ролями. В результате массовая коммуникация становится интерактивной, или транзактной.
Единицей информации в новом коммуникационном пространстве становится текст, который в результате дигитализации (от digitalization — в пер. с англ. «преобразование данных в цифровую форму») наделяется более глубоким смыслом и становится многоуровневым за счёт «гипероблака» — системы ссылок, видео-, аудио-, фотоматериалов и графики.
Более того, новые интерактивные техно= логии позволяют при осуществлении массовой коммуникации организовать прямой обмен информацией и обратную связь участ-
ников коммуникационного акта. При этом пользователь, в одном случае, по-прежнему остаётся частью массовой аудитории, которая потребляет информационный продукт, распространённый с помощью СМИ, а в другом случае, обмениваясь информацией в социальных медиа, обсуждая новости и принимая участие в создании сообщения, пользователь является участником коммуникационного акта.
Характеристики информации как основополагающей категории СМИ кардинально трансформируются, если производство переходит от медийного продукта к конвергентному контенту.
Именно этот аспект вызывает наибольшие споры исследователей. Одни считают, что целесообразно говорить не о новом виде коммуникации, а о подвиде все той же массовой. Другие предсказывают наступление эры глобальной коммуникации, как только информационные сети станут общедоступными.
Когнитивная и эмоциональная значимость средств массовой информации сегодня зависит не только от обработки знаний, полученных в процессе взаимодействия с массмедиа. Опираясь на психологическую уникальность личности, СМИ создают для нас реальность в новых пространственных и когнитивных областях. Самым динамическим фактором организации межсубъектных диалоговых отношений остаётся сфера креативности сознания, творческой деятельности человека, поэтому вопрос о том, что является объектом, предметом конвергентной среды ме-диакоммуникаций, остаётся актуальным
Последующее исследование медиаком-муникационной сферы должно развиваться именно в направлении комплексного изучения конвергентного пространства СМК.
Примечания
1. Горошко Е. И. Современные интернет-коммуникации: структура и основные характеристики // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. Москва : Наука ; флинта, 2012. С. 9—52.
2. Жукова Я., Ширков Ю. Модели массовой коммуникации. Научный отчёт. Москва : Гостелерадио СССР, 1989.
3. Кули Ч. Г. Значение Коммуникации // Читатель в условиях общественного мнения и коммуникации / под ред. Б. Берлсон, М. Яновиц. Нью-Йорк, 1953.
4. Романовский И. И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. Москва : Издательство Союза журналистов России, 2004. 480 с.
5. Ричардс И. А. Принципы литературной критики. Лондон ; Нью-Йорк, 1928.
6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиа-компетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.
7. Хлызова Н. Ю. Семантические различия понятий СМК и СМИ // Информационное поле современной России: практики и эффекты : [материалы V Международной научно-практической конференции 16—18 октября 2008 года] / под ред. В. З. Гарифуллина. Казань : Изд-во Казан. гос. ин-та, 2008. С. 225—231.
^У/СЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
УДК 070+378.14 А. Е. Зеленова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье ставится проблема медиаобразования студентов, обучающихся по специальности «Журналистика», на примере студентов кафедры журналистики Института МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры и искусств. Актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска более эффективных способов медиаобразования будущих журналистов, так как на данный момент можно говорить о падении общего профессионального уровня медиаспециалистов.
Ключевые слова: медиаобразование, медиабезопасность, журналистика, медиакомпетенция, медиавоз-действие.
A. E. Zelenova
Moscow State University of Culture and Arts
MEDIA-COMPETENCE PROBLEMS OF FUTURE JOURNALISTS
The article raises the issue of media education for students enrolled in journalism — based on examples of students from MASS MEDIA faculty at the Institute of Journalism (Moscow State University of Culture and Arts).
The relevance of the chosen topic is the need to find better ways to impart media education to future journalists. This is because at the moment we can observe a sharp decline in the overall professionalism of media specialists.
Keywords: media education, media safety, journalism, media-competence, media influence.
Медиакомпетентность личности есть ключевая концепция медиаобразования, то есть обучения теории и практическим навыкам овладения средствами массовой информации. В современном информационном обществе актуальность медиаобразования яв-
ляется аксиомой. Медиакомпетентность лее определяется как совокупность мотивов, знаний, умений, способностей личности (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операцион-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 217-220
217