Научная статья на тему 'Концепция вспомогательных органов государственной власти: институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах'

Концепция вспомогательных органов государственной власти: институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
308
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ / ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ / КОНСТИТУЦИЯ / СОДЕЙСТВИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ / РУКОВОДИТЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА / ПОЛНОМОЧИЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / AUXILIARY BODY / ADMINISTRATION OF THE PRESIDENT OF RUSSIA / INSTITUTION OF PLENIPOTENTIARIES / CONSTITUTION / ASSISTANCE / IMPLEMENTATION OF POWERS / HEAD OF ADMINISTRATION OF THE PRESIDENT / POWERS / FUNCTIONING / FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ким В. В.

Автор в статье сопоставляет концепцию вспомогательных органов государственной власти с институтом полномочных представителей Президента России в федеральных округах, предварительно раскрыв признаки вспомогательных органов. Автором сформировано самостоятельное определение понятия «вспомогательные органы государственной власти». Показано, что концепция вспомогательных органов в российской школе права зародилась более 100 лет назад и имеет продолжение в трудах видных ученых современности. В статье с опорой на нормативную базу делается предположение о первичности Администрации Президента России перед институтом полномочных представителей в федеральных округах. Делается вывод о том, что институт полномочных представителей в федеральных округах, а точнее аппараты полномочных представителей Президента России в федеральных округах, не только в значительной мере вписываются в рассмотренную концепцию, но и имеют подлинно конституционно-правовой характер, поскольку создание данного института допускается Конституцией Российской Федерации (упоминание в гл. 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ким В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF AUXILIARY GOVERNMENT AGENCIES: THE INSTITUTION OF PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVES OF THE PRESIDENT OF RUSSIA IN FEDERAL DISTRICTS

After describing characteristics of auxiliary government agencies, the author compares auxiliary government agencies with the institution of plenipotentiary representatives of the President of Russia in federal districts and defines the concept of “auxiliary government agencies “ (auxiliary bodies of state power). The paper demonstrates that the concept of auxiliary bodies in the Russian legal doctrine originated more than 100 years ago. It has continued in the works of prominent scholars of modern times. The author relies on the regulatory framework in his assumption claiming the primacy of the Presidential Administration of Russia over the institution of plenipotentiaries in federal districts. It is concluded that the institution of plenipotentiary representatives in federal districts, or more precisely administrative officers of plenipotentiary representatives of the President of Russia in federal districts, not only substantially fit into the concept under consideration, but also have a genuine constitutional and legal character, since the establishment of this institution is permitted by the Constitution of the Russian Federation (reference in Chapter 4).

Текст научной работы на тему «Концепция вспомогательных органов государственной власти: институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

001: 10.17803/1994-1471.2020.116.7.022-029

В. В. Ким*

Концепция вспомогательных органов государственной власти: институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах

Аннотация. Автор в статье сопоставляет концепцию вспомогательных органов государственной власти с институтом полномочных представителей Президента России в федеральных округах, предварительно раскрыв признаки вспомогательных органов. Автором сформировано самостоятельное определение понятия «вспомогательные органы государственной власти». Показано, что концепция вспомогательных органов в российской школе права зародилась более 100 лет назад и имеет продолжение в трудах видных ученых современности. В статье с опорой на нормативную базу делается предположение о первичности Администрации Президента России перед институтом полномочных представителей в федеральных округах. Делается вывод о том, что институт полномочных представителей в федеральных округах, а точнее — аппараты полномочных представителей Президента России в федеральных округах, не только в значительной мере вписываются в рассмотренную концепцию, но и имеют подлинно конституционно-правовой характер, поскольку создание данного института допускается Конституцией Российской Федерации (упоминание в гл. 4). Ключевые слова: вспомогательный орган; Администрация Президента России; институт полномочных представителей; Конституция; содействие; реализация полномочий; руководитель Администрации Президента; полномочия; функционирование; федеральный округ.

Для цитирования: Ким В. В. Концепция вспомогательных органов государственной власти: институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 7. — С. 22—29. — DOI: 10.17803/1994-1471.2020.116.7.022-029.

© Ким В. В., 2020

* Ким Виссарион Владимирович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]

The Concept of Auxiliary Government Agencies: The Institution of Plenipotentiary Representatives of the President of Russia in Federal Districts

Vissarion V. Kim, Postgraduate Student, Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

[email protected]

Abstract. After describing characteristics of auxiliary government agencies, the author compares auxiliary government agencies with the institution of plenipotentiary representatives of the President of Russia in federal districts and defines the concept of "auxiliary government agencies " (auxiliary bodies of state power). The paper demonstrates that the concept of auxiliary bodies in the Russian legal doctrine originated more than 100 years ago. It has continued in the works of prominent scholars of modern times. The author relies on the regulatory framework in his assumption claiming the primacy of the Presidential Administration of Russia over the institution of plenipotentiaries in federal districts. It is concluded that the institution of plenipotentiary representatives in federal districts, or more precisely — administrative officers of plenipotentiary representatives of the President of Russia in federal districts, not only substantially fit into the concept under consideration, but also have a genuine constitutional and legal character, since the establishment of this institution is permitted by the Constitution of the Russian Federation (reference in Chapter 4).

Keywords: auxiliary body; Administration of the President of Russia; institution of plenipotentiaries; Constitution; assistance; implementation of powers; Head of Administration of the President; powers; functioning; federal district Cite as: Kim VV. Kontseptsiya vspomogatelnykh organov gosudarstvennoy vlasti: institut polnomochnykh predstaviteley Prezidenta Rossii v federalnykh okrugakh [The Concept of Auxiliary Government Agencies: The Institution of Plenipotentiary Representatives of the President of Russia in Federal Districts], Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020;15(7):22-29. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.116.7.022-029. (In Russ., abstract in Eng.)

Управление государством — сложный и многообразный процесс, требующий серьезной подготовки, качество которого определяется решением широкого круга задач, направленных на благо самого государства и общества, личности. Управление государством осуществляется посредством институциона-лизации тех или иных направлений развития государства и общества, для чего создаются органы государственной власти. Государственный орган — структурный элемент в системе управления государством, наделенный государственно-властными полномочиями и осуществляющий свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке. Государственные органы, как известно, составляют собой государственный аппарат. Представляется объективным, что этот аппарат включает в себя органы, призванные оказывать всякого рода содействие, — они имеют в своем арсенале совещательные, вспомогательные и прочие сходные функции. Эти функции устанавливаются орга-

нами государственной власти, при которых эти «вспомогательные» органы создаются. «Вспомогательный аппарат» есть собирательное название органов публичной власти, призванных обеспечивать каждодневную деятельность этих органов, выполнение их функций и (или) функций их руководящего состава.

Одним из пионеров концепции вспомогательных органов государственной власти стал знаменитый юрист начала XX в. Н. М. Коркунов, который выделил и обосновал существование вспомогательных органов, — в его концепции они именуются «решающими» и «содействующими».

Н. М. Коркунов говорил о вспомогательных органах следующее. По его мнению, состав государственных органов включает индивидов, имеющих право распоряжаться дарованной властью, и тех, кто оказывает содействие в распоряжении властью. На этой основе органы могут быть «решающие» (непосредственные) и «содействующие». То есть данная концепция

подразумевает трактовку термина «власть» как «полномочия». По Н. М. Коркунову, перечень форм и методов такого «содействия» является открытым, все зависит от рассматриваемых полномочий, предоставленных государственному органу1.

А. М. Осавелюк на этой основе выдвинул такое определение вспомогательных органов: «Вспомогательный государственный орган — это организация государственных служащих, профессионально выполняющих координационные, консультативные, экспертные и иные функции, установленные государством для обеспечения деятельности высших органов государственной власти»2.

Сходным следует признать подход А. Д. Дор-жиева. Он описывает вспомогательный орган как «структурный орган, который действует на постоянной основе, работа которого направлена на информационное, аналитическое, правовое, организационное, финансово-хозяйственное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности органа государственной власти»3. Д. Н. Петровский предлагал считать, что вспомогательные органы — это органы, которые призваны обеспечивать реализацию всех основных полномочий органа государственной власти, при котором они созданы4. Б. С. Эбзеев, говоря о вспомогательных органах государственной власти, заключает, что под вспомогательным государственным органом следует понимать «коллектив граждан, профессионально выполняющих координационные, консультативные, экспертные, организационные и иные функции, установленные государством для обеспечения деятельности высших органов государственной власти»5.

Все вышеуказанные терминологические предложения можно свести к такой мысли: профессиональное содействие органам государственной власти в реализации закрепленных законом полномочий, обеспечение выполнения поставленных перед органом власти задач — ключевая идея существования вспомогательных органов.

Резюмируя вышесказанное, следует выделить следующие тезисы касательно определения сущности вспомогательных органов государственной власти:

1. Вспомогательные органы не создаются сами по себе, они либо находятся в составе государственного органа, либо существуют отдельно, но в неразрывной связи с органом власти, которому оказывается содействие.

2. Цель создания вспомогательных органов — обеспечивать функционирование органов государственной власти или его руководителей, содействовать выполнению функций этих органов, при этом границы форм такого содействия не установлены, все зависит от предоставленных государственному органу полномочий.

3. Структурно-функциональная сущность вспомогательных органов утверждается актами органа государственной власти, при котором или в составе которого создается вспомогательный орган.

4. Вспомогательные органы не могут принимать акты нормативного характера, общеобязательные для всех; они вправе издавать акты распорядительного характера.

А. М. Осавелюк выделяет принципы, присущие вспомогательным органам6:

1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. : Юридич. центр-Пресс, 2013. С. 112.

2 Осавелюк А. М. Взаимоотношения депутатов с личными помощниками и персоналом вспомогательных органов парламентов // Государство и право. 1996. № 11. С. 67—74.

3 ДоржиевА.Д. Правовое положение аппарата Народного хурала Республики Бурятия : дис.... канд. юрид. наук. Томск, 2012. С. 98.

4 Петровский Д. Н. Понятие, признаки, виды и значение вспомогательных органов при главе государства // Право и жизнь. 2007. URL: http://thsp.ru/issues/issue0207/020705.htm (дата обращения: 20.11.2019).

5 Конституционное право России : учебник / ред.: Б. С. Эбзеев, А. С. Прудников. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2015. 688 с.

6 Осавелюк А. М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства : автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 24—27.

1. Принцип единства. Согласно этому принципу все вспомогательные государственные органы не могут существовать отдельно от тех органов государственной власти, чье функционирование они обеспечивают. Они неразрывны.

2. Принцип содействия органам государственной власти в осуществлении ими своей компетенции. Вспомогательные органы созданы только для содействия государственным органам, при которых они учреждаются, у них нет полномочий по изданию общеобязательных нормативных предписаний, их природа — содействие.

3. Принцип обеспечения координации деятельности ведомственных государственных органов, государственных органов других ветвей власти, а для федеративных государств — и органов государственной власти субъектов федерации.

Обратив внимание на описанные признаки, присущие вспомогательным органам власти, можно сформировать такое определение: это государственные органы, не обладающие полномочиями по изданию нормативных правовых актов, выполняющие функции, направленные на помощь в осуществлении полномочий органов государственной власти, для содействия которым они формируются.

Говоря о вспомогательных органах, ученые, как правило, имеют в виду аппараты, советы, приемные, организационные отделы, управления делами, секретариаты и т.п.7 В этом ключе интересно взглянуть на правовой статус полномочных представителей Президента России в федеральных округах.

По мнению Е. А. Абаевой, создание и развитие института полномочных представителей Президента России в федеральных округах (полномочных представителей) связано с тем, что в 1990—2000-х гг. особенно остро встал вопрос эффективности управления государством, а именно нужно было решать проблему контроля за надлежащим исполнением законодательства органами государственной власти в субъектах России, для чего и были созданы особые территориальные образования — федеральные округа, в рамках которых начали свое функционирование полномочные представители Президента8. Г. В. Дегтев говорил об институте полномочных представителей Президента в федеральных округах, что он учрежден на внеконсти-туционной основе для содействия Президенту в проведении политики центра в субъектах РФ и, как следствие, контроля за ее исполнением на местах9. В. А. Лебедев допускает, что институт полномочных представителей Президента в федеральных округах — временный, что он используется как антикризисный инструмент для проведения «мероприятий, инициируемых федеральной государственной властью»10.

Согласно тексту основного нормативного документа, устанавливающего правовой статус федеральных округов и полномочных представителей, — Указа Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»11, федеральные округа и полномочные представители создавались для того, чтобы обеспечивать реализацию полномочий Президента России, увеличить показатели эффективности деятельности органов государственной власти

7 Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма : Инфра-М, 2014. С. 376.

8 Абаева Е. А. Современная конституционно-правовая регламентация организации и деятельности полномочных представителей Президента в России // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. 2016. № 4. С. 464—472.

9 Дегтев Г. В. Современный российский федерализм : особенности правового статуса и основные направления его совершенствования : дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 109.

10 Лебедев В. А. Становление и развитие института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Вестник Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА). 2018. № 6 (46). С. 88-96.

11 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

на федеральном уровне, а также контролировать выполнение нормативных предписаний этими органами. То есть цель создания института полномочных представителей — содействие Президенту в решении задач, определяемых им в рамках своих конституционных полномочий.

В соответствии с текстом Указа Президента № 849, полномочный представитель — это федеральный государственный служащий, входящий в состав Администрации Президента России. Полномочный представитель находится в прямом президентском подчинении и обязан отчитываться перед главой государства. Механизм назначения полномочного представителя следующий: его назначает Президент, но только по представлению руководителя Администрации Президента. Срок действия его полномочий не регламентирован конкретным количеством лет, здесь имеет место дискреция Президента. Единственное, чем ограничен срок полномочий полномочного представителя, — срок полномочий Президента России. Полномочный представитель не может назначать себе заместителей, это делает руководитель Администрации Президента. Он же устанавливает количество заместителей. Руководитель Администрации Президента определяет порядок взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации Президента, определяет структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя. Аппарат полномочного представителя является подразделением Администрации Президента. Следует отметить, что нигде в обозначенном Указе Президента не сказано о возможности полномочного представителя издавать акты, несущие нормативный характер. Ему лишь предоставлено право издавать распоряжения, касающиеся вопросов деятельности его аппарата.

Подотчетность полномочного представителя Президенту заключается в следующем: по каждой отдельно взятой сфере жизни государства (экономика, безопасность, политика, социальная сфера) он готовит доклад по вверенному

федеральному округу. Частота предоставления таких докладов тем не менее не регламентируется Указом № 849.

Цели деятельности полномочного представителя обоснованы необходимостью обеспечения реализации президентской власти и заключаются в проведении на территории федерального округа основных направлений внешней и внутренней политики государства, которые предписываются Президентом России; в контроле за тем, чтобы решения федеральных органов государственной власти исполнялись надлежащим образом; в реализации кадровой политики главы государства. В своей деятельности полномочный представитель руководствуется Конституцией России, нормами федерального законодательства и, что естественно в данном случае, нормативными и распорядительными актами Президента России (указы, распоряжения, поручения). В целях достижения поставленных целей полномочный представитель имеет право направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа, запрашивать необходимые для своей деятельности материалы, документы во всех органах государственной власти (и федеральных, и органах субъектов), в том числе органах местного самоуправления.

Оценив в совокупности особенности деятельности института полномочных представителей, можно прийти к выводу о том, что полномочный представитель — и воплощение президентской власти на отдельно взятой территории, и самостоятельный руководитель федерального округа, фокусирующий свое внимание на поиске лучших моделей взаимодействия и функционирования органов государственной власти. При этом у полномочного представителя нет собственных полномочий, он делегат главы государства в федеральном округе. Мнение ученых-правоведов о полномочных представителях как о «звене» исполнительной власти12, о «кон-

12 ГаджиевА. К. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе: назначение, структура, полномочия // Рос. юстиция. 2014. № 1. С. 59—62.

тролере» реализации программных проектов развития субъектов РФ во всех федеральных округах13 следует признать справедливым.

О. Е. Кутафин, говоря о статусе Президента России, писал, что «основная существенная характеристика статуса Президента РФ заключается в том, что он, являясь главой государства, сочетает в себе два качества: органа государства и высшего должностного лица... Статус Президента РФ проявляется во всех его законодательно определенных функциях, в обобщенной форме сформулированных в ст. 80 Конституции РФ»14. Теоретически можно сделать вывод о том, что институт полномочных представителей — практическая реализация функции Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, что в целом соответствует концепции вспомогательных органов государственной власти. В. В. Комарова, говоря о полномочных представителях Президента России в федеральных округах, утверждает, что полномочные представители и федеральные округа суть новый правовой механизм в концепции «скрытых» полномочий Президента России, институционализированный Указом Президента15.

Что же обнаруживается? Институт полномочных представителей в федеральных округах учрежден Президентом для содействия Президенту в его полномочиях и задачах; полномочные представители, их заместители являются государственными служащими; полномочные представители не имеют возможности издавать нормативные правовые акты. Это означает, что институт полномочных представителей Президента в федеральных округах вписывается в концепцию вспомогательных органов, описанную в настоящей статье. И если со статусом института полномочных представителей в прямом

соотношении с концепцией вспомогательных органов все достаточно очевидно, то следует определить место Администрации Президента в таком соотношении. Ведь получается, что сами полномочные представители и их заместители входят в состав Администрации Президента, которая также является вспомогательным органом согласно обозначенным выше критериям, и при этом руководитель Администрации Президента формирует состав и структуру аппарата каждого полномочного представителя. Согласно Указу Президента России от 25.03.2004 № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации»16, что также сказано и в Указе № 849, аппараты полномочных представителей являются подразделениями Администрации Президента. То есть аппараты полномочных представителей являются частью другого вспомогательного органа Президента.

В этой связи следует обратиться к идеям Б. С. Эбзеева, а именно к его классификации вспомогательных органов. Б. С. Эбзеев среди вспомогательных органов особую роль отводит так называемым «конституционным» вспомогательным государственным органам. По его мнению, они занимают более существенное положение из всех вспомогательных органов и потому имеют более широкий функционал. Правовой базой для подобных органов является Конституция Российской Федерации, в отдельных ее положениях имеются предписания, создающие предпосылки для создания конституционных вспомогательных органов государственной власти. В качестве примера таких органов Б. С. Эбзеев приводит Совет Безопасности, который формируется Президентом самостоятельно17. Следуя его логике, можно причислить к конституционным вспомогательным государственным органам Администрацию

13 Черкасов К. В. Контроль как основное направление деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах// Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 22-25.

14 Кутафин О. Е. Глава государства. М., 2012. С. 7.

15 Комарова В. В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА). 2018. № 6 (46). С. 15—23.

16 СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188.

17 Конституционное право России : учебник.

Президента: согласно п. «и» ст. 83 Конституции России Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Что до полномочных представителей в федеральных округах, то Президент назначает их в силу п. «к» той же ст. 83 Конституции. То есть Конституция не предписывает отдельно создание аппаратов полномочных представителей, этим ведает уже сама Администрация Президента. Этим можно объяснить «вторичность» института полномочных представителей (их аппаратов) по отношению к Администрации Президента, помимо

ранее описанного факта о том, что сами полномочные представители — часть Администрации Президента. Но эта вторичность не повод для неотнесения их к вспомогательным органам Президента.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что институт полномочных представителей Президента в федеральных округах в достаточной мере соответствует концепции вспомогательных органов государственной власти и при этом имеет подлинно конституционно-правовой характер.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абаева Е. А. Современная конституционно-правовая регламентация организации и деятельности полномочных представителей Президента в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. — 2016. — № 4. — С. 464—472.

2. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие : в 2 т. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2014. — 912 с.

3. Гаджиев А. К. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе : назначение, структура, полномочия // Рос. юстиция. — 2014. — № 1. — С. 59—62.

4. Дегтев Г. В. Современный российский федерализм : особенности правового статуса и основные направления его совершенствования : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2001. — 183 с.

5. Доржиев А. Д. Правовое положение аппарата Народного хурала Республики Бурятия : дис. ... канд. юрид. наук. — Томск, 2012. — 222 с.

6. Комарова В. В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 6 (46). — С. 15—23.

7. Конституционное право России : учебник / ред.: Б. С. Эбзеев, А. С. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 688 с. — ISBN 978-5-238-02487—5.

8. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб. : Юридич. центр-Пресс, 2013. — 428 с.

9. Кутафин О. Е. Глава государства. — М., 2012. — 560 с.

10. Лебедев В. А. Становление и развитие института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 6 (46). — С. 88—96.

11. Осавелюк А. М. Взаимоотношения депутатов с личными помощниками и персоналом вспомогательных органов парламентов // Государство и право. — 1996. — № 11. — С. 67—74.

12. Осавелюк А. М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2006. — 45 с.

13. Петровский Д. Н. Понятие, признаки, виды и значение вспомогательных органов при главе государства // Право и жизнь. 2007. — URL: http://thsp.ru/issues/issue0207/020705.htm (дата обращения: 20.11.2019).

14. Черкасов К. В. Контроль как основное направление деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 4. — С. 22—25.

Материал поступил в редакцию 15 декабря 2019 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Abaeva E. A. Sovremennaya konstitucionno-pravovaya reglamentaciya organizacii i deyatel'nosti polnomochnyh predstavitelej Prezidenta v Rossii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya : Ekonomika. Upravlenie. Pravo. — 2016. — № 4. — S. 464—472.

2. Avak'yan S. A. Konstitucionnoe pravo Rossii : uchebnyj kurs : uchebnoe posobie : v 2 t. — 5-e izd., pererab. i dop. — M. : Norma : Infra-M, 2014. — 912 s.

3. Gadzhiev A. K. Apparat polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge : naznachenie, struktura, polnomochiya // Ros. yusticiya. — 2014. — № 1. — S. 59—62.

4. Degtev G. V. Sovremennyj rossijskij federalizm : osobennosti pravovogo statusa i osnovnye napravleniya ego sovershenstvovaniya : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2001. — 183 s.

5. Dorzhiev A. D. Pravovoe polozhenie apparata Narodnogo hurala Respubliki Buryatiya : dis. ... kand. yurid. nauk. — Tomsk, 2012. — 222 s.

6. Komarova V. V. Skrytye polnomochiya Prezidenta Rossii: voprosy teorii i praktiki // Vestnik Universiteta imeni O.E. KyTa^afina (MGYuA). — 2018. — № 6 (46). — S. 15—23.

7. Konstitucionnoe pravo Rossii : uchebnik / red.: B. S. Ebzeev, A. S. Prudnikov. — 6-e izd., pererab. i dop. — M. : Yuniti-Dana, 2015. — 688 s. — ISBN 978-5-238-02487—5.

8. Korkunov N. M. Lekcii po obshchej teorii prava. — SPb. : Yuridich. centr-Press, 2013. — 428 s.

9. Kutafin O. E. Glava gosudarstva. — M., 2012. — 560 s.

10. LebedevV. A. Stanovlenie i razvitie instituta polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kyra^afina (MGYuA). — 2018. — № 6 (46). — S. 88—96.

11. Osavelyuk A. M. Vzaimootnosheniya deputatov s lichnymi pomoshchnikami i personalom vspomogatel'nyh organov parlamentov // Gosudarstvo i pravo. — 1996. — № 11. — S. 67—74.

12. Osavelyuk A. M. Vspomogatel'nyj apparat vysshih organov gosudarstvennoj vlasti v mekhanizme gosudarstva : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2006. — 45 s.

13. Petrovskij D. N. Ponyatie, priznaki, vidy i znachenie vspomogatel'nyh organov pri glave gosudarstva // Pravo i zhizn'. 2007. — URL: http://thsp.ru/issues/issue0207/020705.htm (data obrashcheniya: 20.11.2019).

14. Cherkasov K. V. Kontrol' kak osnovnoe napravlenie deyatel'nosti polnomochnyh predstavitelej Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nyh okrugah // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. — 2009. — № 4. — S. 22—25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.