Научная статья на тему 'Концепция устойчивого развития и принципы регулирования сельскохозяйственного природопользования'

Концепция устойчивого развития и принципы регулирования сельскохозяйственного природопользования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
796
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / THE ECOLOGICAL FACTOR / AGRICULTURAL WILDLIFE MANAGEMENT / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Процун С. И.

В статье рассматриваются такие аспекты, как взаимодействие экономики и окружающей среды, формирование механизмов регулирования развития на циональной экономики, ее отдельных регионов и секторов, в той или иной сте пени ориентированных на экологический фактор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of a sustainable development and principles of regulation of agricultural wildlife management

In article such aspects, as economy and environment interaction, formation of mechanisms of regulation of development national economy, its separate regions and sectors, in this or that extent focused on the ecological factor are considered.

Текст научной работы на тему «Концепция устойчивого развития и принципы регулирования сельскохозяйственного природопользования»

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРОЦУН С.И.,

аспирант, Южный федеральный университет, e-mail: kafedra_mo@inbox.ru

В статье рассматриваются такие аспекты, как взаимодействие экономики и окружающей среды, формирование механизмов регулирования развития национальной экономики, ее отдельных регионов и секторов, в той или иной степени ориентированных на экологический фактор.

Ключевые слова: экологический фактор; сельскохозяйственное природопользование; устойчивое развитие.

In article such aspects, as economy and environment interaction, formation of mechanisms of regulation of development national economy, its separate regions and sectors, in this or that extent focused on the ecological factor are considered.

Keywords: the ecological factor; agricultural wildlife management; a sustainable development.

Коды классификатора JEL: Q56, Q58.

Кризисная ситуация в сельском хозяйстве и усиление деградации земельно-водных ресурсов, наряду с просчетами в стратегии и тактике аграрного реформирования, отсутствие обоснованной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики во многом обусловлены противоречивостью и непоследовательностью подходов к выработке эффективной политики экологического регулирования аграрного сектора и рационализации сельскохозяйственного природопользования, ориентацией на преимущественно экстенсивные формы развития сельского хозяйства. Сказывается и недостаточная теоретическая и методологическая проработка механизмов регулирования использования природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, их слабая привязка к природным, социально-экономическим и национальным особенностям.

Отсутствие реальных стимулов рационализации земле- и водопользования и охраны природы привело к чрезвычайно низкой эффективности использования земельно-водных ресурсов, механизма природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Ежегодно десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, прежде всего орошаемых земель, выводятся из хозяйственного оборота. Угрожающими становятся прогрессирующие темпы нарастания деградации агроэкосистем, снижения плодородия почвы, загрязнения компонентов окружающей среды. Более того, затянувшийся экономический кризис, спад производства, рост безработицы, расширение ареала бедности, гражданская война и т.д. отодвинули экологические цели в списке приоритетов государственной политики на одно из последних мест [1].

Вместе с тем переход к новой стратегии развития, основанной на постепенном отказе от природо-разрущающей (природоемкой) техногенной парадигмы и переходе к модели (стратегии) экологически устойчивого и экономически сбалансированного развития, является жизненно важным этапом социальноэкономического прогресса. В целом, обострение экологической ситуации становится препятствием на пути устойчивого социально-экономического развития страны, ведет к ограничениям в размещении производства и инфраструктуры, потере конкурентоспособности национальной экономики, росту уровня бедности, социальной напряженности, усилению негативного влияния экологического фактора на состояние агроэкосистем, здоровья населения и др. [9].

В связи с этим происходящие в аграрном секторе процессы предполагают необходимость осмысления и разработки более совершенной концепции государственного управления и регулирования ими, применения новых подходов при осуществлении аграрно-экономических преобразований, требуют уг-

© С.И. Процун, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

лубления и развития теоретических и методологических основ формирования экологической политики и совершенствования механизмов регулирования природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.

Негативные последствия экологической несбалансированности и игнорирования законов взаимодействия общества и природы ощутимо проявляются и в аграрном секторе. Они связаны, кроме всего прочего, с деградацией и истощением земельного фонда, сокращением площади лесных ресурсов, загрязнением ландшафта, оскудением генетического разнообразия, ухудшением качества воды и воздуха, изменением климата. Сельское хозяйство в последние годы по масштабам загрязнения вышло на одно из первых мест. Это связано с двумя обстоятельствами. Первое — увеличение строительства крупных животноводческих комплексов при отсутствии какой-либо очистки образующихся отходов и их утилизации и второе — рост применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности.

Не менее тяжелые негативные последствия связаны с быстрым ростом площади пустынь, деградацией земель в засушливых, полузасушливых и сухих регионах. Среди наиболее важных причин — низкая культура земледелия, чрезмерная нагрузка на пастбища и выпас скота, уничтожение лесов и засоление орошаемых земель. В настоящее время опустынивание потенциально угрожает странам, обладающим засушливыми землями. Таким образом, человечество стоит на пороге глобального кризиса, преодоление которого объективно требует осуществления кардинальных изменений в экономической, социальной, экологической и нравственно-этической сферах, максимально согласованных с законами развития биосферы и вытекающими отсюда ограничениями и запретами [2].

Сравнительный анализ национальных концепций ряда стран показывает, что главной целью устойчивого развития для них является сохранение здоровья и экосистем и параллельно — рост благосостояния населения на базе экономического развития. Отличаться могут механизмы и соответствующий набор инструментов, необходимых для осуществления стратегии устойчивого развития [1,3]. Если исходить из необходимости интеграции экологической политики с социальной и экономической политикой, то наибольший эффект обеспечивает сочетание различных инструментов: правовых, экономических, в том числе рыночных, участие общественности в процессе принятия решений по вопросам природопользования и др. А для стран (регионов) с преобладанием природоэксплуатирующих отраслей интересными представляются следующие элементы политики перехода к модели устойчивого развития: тенденции к регионализации политики природопользования; использование в регионах с высоким уровнем биоразнообразия методов прямого и косвенного (рыночного) регулирования природопользования; рассмотрение видов природопользования (водо-, земле- и лесопользования) как ключевых элементов региональных (национальных) стратегий устойчивого развития и др. [6].

Очевидно, что движение по этой стратегии не будет легким и коротким, и решение основных задач и повсеместная ориентация на цели устойчивого развития предполагают, в свою очередь, решение целого ряда глобальных экономических, социальных, ресурсных, демографических и даже политических проблем. Так, достижение устойчивого характера развития будет зависеть, по крайней мере, от решения трех глобальных вопросов:

• первый — будут ли развивающиеся страны иметь право конкурировать на справедливых условиях на мировом рынке;

• второй — каким образом должны быть мобилизованы ресурсы, крайне необходимые для целей развития;

• третий — самый сложный — могут ли люди, живущие сегодня на этой планете, улучшить свою жизнь не за счет будущих поколений, а таким образом, чтобы их дети и внуки пользовались благами этой жизни.

Как отмечалось выше, для решения задач обеспечения устойчивого природопользования необходимо проводить научно обоснованную политику интеграции принципов устойчивого развития в национальную экономическую политику и программы, а также в политику сокращения потерь природных ресурсов. Весьма важным при разработке национальных концепций является возможность использования системного подхода при обеспечении устойчивого развития, включающего регулирование различных факторов производственно-хозяйственной деятельности с учетом минимизации социальных, экономических и экологических последствий ведения хозяйства. Метод рационального природопользования должен быть главным при обеспечении устойчивого развития, что, на наш взгляд, совершенно закономерно. Принципиально важным также является определение полномочий между различными субъектами государственного регулирования природоохранной деятельности, позволяющей максимизировать достижение экологоэкономических результатов.

С другой стороны, концепция устойчивого развития, признавая губительную опасность попытки достижения уровня потребления развитых стран, ставит вопрос не о прекращении экономического роста, а о прекращении роста истощительного использования природных ресурсов и деградации окружающей среды [4]. Поскольку последнее представляется трудно осуществимым в условиях растущей конкуренции,

роста производительности и объема прибыли как основных показателей экономической деятельности и экономического роста вообще, то очевидным становится решение проблемы на государственном уровне путем создания эффективных систем эколого-экономического регулирования.

Таким образом, важнейшей предпосылкой перехода к устойчивому развитию является необходимость регулирования природопользования в рамках территориальных и отраслевых эколого-экономических систем, особенно в тех, функционирование и развитие которых в значительной степени связаны с эксплуатацией природных ресурсов и условий окружающей среды. Аграрный сектор является одним из основных природоэксплуатирующих секторов, негативно влияющих на состояние региональной и глобальной среды. Поэтому проблема регулирования аграрного природопользования в контексте перехода сельского хозяйства к устойчивому развитию приобретает особое значение.

Важнейшей предпосылкой здесь служит то обстоятельство, что потребность в рационализации природопользования и охраны окружающей среды не может быть реализована вне рамок производственной деятельности. Учитывая важность природы для развития общества, следует констатировать, что решение задачи соединения природоохранной деятельности государства с его экономической деятельностью невозможно без сознательного, планомерного регулирования природопользования и охраны окружающей среды [5].

В связи с этим при обосновании необходимости постепенного перехода к стратегии экологически сбалансированного, экономически эффективного и социально-ориентированного развития сельскохозяйственного производства, в основе которого лежит принцип максимального сочетания целей интенсификации производства с задачами сохранения окружающей природной среды путем регулирования сельскохозяйственного и другого природопользования, следует учитывать ряд важных обстоятельств, которые определяют контуры развития аграрного сектора в ближайшем будущем.

Во-первых, в сельском хозяйстве «первая и самая важная функция устойчивого развития — это обеспечение продуктами питания растущего населения». Это означает, что при формировании пищевых запасов необходимо учесть требование устойчивого развития, заключающееся в том, чтобы реализация этой функции не сопровождалась разрушением окружающей природной среды.

Во-вторых, на протяжении последних десятилетий сельское хозяйство многих регионов, в том числе Ростовской области, претерпело значительные изменения. Сам факт существования развитого аграрного сектора выступает как обязательное условие и признак благополучия экономики. Если исходить из того, что аграрная сфера деятельности человечества является еще и определяющей для его существования, то, очевидно, что сложившееся традиционно потребительское отношение к естественным ресурсам, в том числе к земельно-водным, будет обусловливать необходимость перестройки хозяйства, изменения мировоззрения человека, всей системы ценностей.

В-третьих, расширение ареала аграрных производственных структур, отсутствие объективных оценок последствий деградации окружающей среды в сельском хозяйстве (эрозия почв, загрязнение земель и подземных вод вредными (токсичными) соединениями, нарушение сельских ландшафтов и накопление вредных для человека веществ в продуктах питания) поставили под угрозу не только нормальное развитие аграрного сектора, но и здоровье производителей и потребителей сельскохозяйственной и продовольственной продукции, поскольку перенос загрязнения по сельскохозяйственным территориям является главной причиной снижения экологического благополучия региона в целом.

Следует отметить, что с этими и другими проблемами, порожденными качественно новым характером воздействия человека на природу в процессе хозяйственной деятельности, в настоящее время в той или иной степени столкнулись практически все страны мира, независимо от состояния природно-климатических параметров и уровня экономического и социального развития. Однако, несмотря на это, природоохранная политика в аграрном секторе часто ограничивается проведением отдельных, разрозненных мероприятий по ликвидации ущерба и предотвращению негативных последствий интенсификации сельскохозяйственного производства, не всегда согласованных с основными направлениями аграрной политики в целом.

В-четвертых, необходимость решения проблем оптимизации природопользования в сельском хозяйстве вытекает из признания равноценности экологических и экономических интересов в результатах хозяйственной деятельности, поскольку предприятия-природопользователи (сельскохозяйственные, лесохозяйственные и др.) связаны не только технологическими процессами, совместно используемыми природными ресурсами (земельные, водные, лесные и др.), но и результатами эффекта от природоохранной деятельности. Такая постановка задачи обусловлена необходимостью формирования системы требований к экологически сбалансированному использованию земельно-водных ресурсов в сельском хозяйстве, обеспечения нормального уровня жизни населения и поддержания качества окружающей природной среды. Последнее требует проведения активной природоохранной политики и соответствующего совершенствования экономического механизма регулирования природопользования и природоохранной деятельности в аграрном секторе [7].

В-пятых, необходимо поставить сельскохозяйственные (и промышленные) предприятия в такие условия, чтобы они были заинтересованы в рационализации природопользования и осуществлении охра-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ны природы, ощущали ущерб от нерационального природопользования и выгоду от выполнения природоохранных мероприятий. Иначе говоря, необходимо строить природоохранную деятельность на основе рентабельности, материальной заинтересованности и ответственности.

В-шестых, комплексный характер экологических отношений в сельском хозяйстве обусловливает соответствующий характер их регулирования. Комплексный подход к регулированию природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве включает рациональное использование и охрану не только земель, но и всех других природных объектов, используемых в аграрном производстве. Более того, природопользование и охрана окружающей среды в аграрном секторе экономики под влиянием специфики сельского хозяйства не укладываются в рамки традиционного поресурсного (отраслевого) экологоэкономического регулирования. Поэтому возникающие в сельском хозяйстве экологические отношения регулируются не только нормами земельного, горного, водного, лесного кодексов, но и других отраслей законодательства. Таким образом, комплексный подход к регулированию эколого-экономических отношений в аграрном секторе экономики открывает широкие возможности для учета всех воздействующих факторов сельскохозяйственного производства на окружающую среду в целом. Это позволяет минимизировать уровень воздействия сельскохозяйственного производства на окружающую среду и наоборот [8].

В-седьмых, в настоящее время различные концепции развития основных отраслей агропромышленного комплекса республики (сельское хозяйство и др.) не имеют достаточно обоснованных комплексных оценок влияния антропогенных нагрузок и соответствующей экоемкости зон орошаемого (и богарного) земледелия. Вместе с тем поддержание устойчивых темпов экономического и социального развития Ростовской области возможно при условии соблюдения эколого-экономических балансов в различных ее областях. Однако методические подходы к подготовке нормативов, определяющих эколого-экономический баланс или граничные условия при размещении производственных структур АПК в природных комплексах, разрабатываются крайне медленно [9].

Положение осложняется тем, что в настоящее время в комплексных программах развития сельского хозяйства и всего АПК трудно учесть (или они вообще отсутствуют) альтернативные стратегии развития, что затрудняет поиск варианта, позволяющего выявить не только экономические, но и экологические критерии. В регионально-отраслевых обоснованиях развития аграрного сектора не отражена и естественная иерархия природных процессов, которая должна определять не только приоритет основных целей экологизации агропромышленного производства, но и оценку социально-экономических последствий внедрения природоохранных мероприятий с выделением относительно самостоятельных уровней: глобального (стратегия развития страны в условиях, например, меняющегося климата, роста глобального загрязнения, исчерпания природных ресурсов), регионального (стратегия развития отдельных природноэкологических зон) и локального (сохранение качества окружающей среды в локальных условиях производственной деятельности).

В связи с этим в рамках сельскохозяйственного природопользования необходимо выделить три группы первоочередных научных проблем:

♦ оценка экологического потенциала сельского хозяйства отдельных районов и страны в целом;

♦ прогнозы изменения экологической ситуации в аграрном секторе при различных альтернативных стратегиях развития;

♦ оценка экологической совместимости основных программ (направлений) развития отраслей сельского хозяйства.

Реализация современной политики экологически сбалансированного развития сельского хозяйства (и АПК в целом) должна исходить из того, что смягчение противоречий между необходимостью дальнейшего развития аграрного сектора и возможностью сохранения окружающей природной среды возможно лишь при условии параллельного и одновременного решения двух задач: первая — изменения характера сельскохозяйственного производства и, вторая, — превращение его в экологически безопасную и «чистую» отрасль экономики. Решение этой стратегически важной задачи во многом зависит от формирования и эффективности политики сочетания производственной и природоохранной деятельности в сельском хозяйстве, направленной на обеспечение экономического роста и сохранение качества аграрных и других экосистем.

Следует отметить, что в аграрной науке имеется множество разнообразных взглядов и предложений по изменению экологических параметров ведения сельского хозяйства, которые в большинстве своем сводятся к оценке влияния предпринимаемых мер на процессы воспроизводства. При этом вопросам формирования сбалансированного эколого-экономического механизма аграрного природопользования не уделяется достаточного внимания, а предлагаемые экономические решения практически продолжают обосновывать техногенные природоемкие подходы к развитию сельскохозяйственного производства.

Для обеспечения реального решения экологических проблем при формировании действенных механизмов регулирования природопользования в сельском хозяйстве последнее должно рассматриваться с позиции конечных экономических результатов, целостной природно-продуктовой системы и снижения техногенной нагрузки на природную среду с целью обеспечения стабильного, сбалансированного и равновесного развития аграрной экономики с учетом экологических ограничений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 407.

2. Америка и устойчивое развитие. Новая концепция / Под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна. М., 1996. С. 5.

3. Бакланов П.Я., Бровко П.Ф., Воробьева Т.Ф. и др. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления. М.: Логос, 2002.

4. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету. М.: Весь Мир, 2003. С. 272.

5. Кирюшин В.И. Экологизация земледелия и технологическая политика. М.: МСХА, 2000. С. 28.

6. ПигуА. Экономическая теория благосостояния. Т. 1. М., 1985.

7. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М.: Экос-информ. 1996. № 9.

8. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России. М., 1993. С. 4.

9. Лысенко Е.Г. Эколого-экономические основы эффективности сельского хозяйства. М.: МСХ РФ, 2000. С. 33. 10. Экологические проблемы современного общества / Отв. ред. Т.Г. Пархалина. М., 2001. С. 1.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.