УДК: 008; 502/504 DOI 10.24412/2713-1831-2021-1-6-12
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ГЛОБАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
МАМЕДОВ Низами Мустафаевич
доктор философских наук, профессор, действительный, член Российской академии естественных наук и Российской экологической академии, эксперт ЮНЕСКО, профессор ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ
Аннотация. В 1992 г. на конференции Организации Объединенных Наций в Рио-де-Жанейро была принята концепция перехода современного общества к устойчивому развитию. Она ориентировалась на достижение гармонии в отношениях между людьми и между обществом и природой на основе изменения материальной и духовной культуры. Концепция устойчивого развития неявно ставит задачу изменения традиционной траектории исторического процесса и предстает не столько как программа конкретных действий, сколько как новое мировоззрение и новая методология. Глобальные идеи, аргументированные в концепции, на региональном уровне нуждаются в уточнении и конкретизации. Так, реализация концепции устойчивого развития в условиях России возможна только при условии учета ее неординарных природных, социальных и культурных особенностей. Необходимо учесть зависимость России, ее экономики, культуры, образа жизни людей от сурового климата, бескрайнего пространства, характера народонаселения.
Ключевые слова: концепция устойчивого развития, культура устойчивого развития, образование для устойчивого развития, глобальное и региональное в устойчивом развитии, природа России, вечная мерзлота, евразийская культура.
Введение
Мир к концу ХХ века подошел к экологическому порогу, требующему радикального изменения ценностно-мировоззренческих, экономических, технологических основ социального развития. Стало очевидно, что человечество, преследуя одностороннюю прагматическую цель использования ресурсов природы, стремительно приближается к глобальному экологическому кризису.
В связи с этим в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята «Концепция устойчивого развития». В материалах конференции дана всесторонняя оценка планетарной ситуации развития человечества на тот период [10].
В них, в частности, отмечается, что основные показатели глобальной социоприродной системы — численность населения, промышленное производство, потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды — находятся в состоянии экспоненциального роста; что противоречие между сложившимся характером развития цивилизации и природной средой достигло своего предела.
Основными факторами, обусловившими необходимость принятия концепции устойчивого развития, можно считать: демографический взрыв на планете; истощение запасов доступных горючих и минеральных ресурсов; глобальное физико-химическое загрязнение природной среды; сокращение биологического разнообразия и площади пахотных земель; угроза уменьшения объемов пресной воды.
Производными этих изменений были признаны: вероятность повышения температуры поверхности Земли, наметившееся изменение климата, снижение уровня и качества жизни населения.
Сущность концепции устойчивого развития
Сущность концепции устойчивого развития сводится к определению предпосылок и условий неопределенно длительного существования человечества. Согласно данной концепции, каждое поколение людей должно таким образом жить и удовлетворять свои потребности, чтобы не нарушались меры природных, биосферных процессов, не ставились под угрозу предпосылки и условия жизни будущих поколений.
Признана необходимость взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития. При рассмотрении экологической проблематики нельзя ограничиваться только проблемами окружающей природной среды. Как подчеркивает в предисловие к докладу ООН «Наше общее будущее» Г.Х. Брундт-ланд, «Это было бы непоправимой ошибкой. Окружающая среда не существует в изоляции от человеческой деятельности, от нужд и желаний людей. Попытки защитить ее, не принимая во внимание удовлетворение человеческих потребностей, привели к тому, что в некоторых политических кругах к этим попыткам стали относиться как к чему-то наивному, оторванному от жизни ... Окружающая среда — это место нашей жизни, а развитие — это наши действия по улучшению нашего благосостояния в ней. Оба эти понятия неразделимы» [6].
Таким образом, на передний план выходит обеспечение сбалансированного, двуединого развития экономики и экологии, точнее, социально-экономического и экологического развития. В целом предполагается, что устойчивое развитие должно характеризоваться экономической эффективностью, биосферо-совместимостью, социальной справедливостью и всесторонней безопасностью.
Прошедшее после указанной Конференции время подтверждает, что переход к устойчивому развитию является единственным
спасительным путем для человечества. Стало очевидно, что в условиях глобализации стихийное развитие становится еще более опасным. Глобализация может обрести гуманистическую ориентацию только при устойчивом развитии.
Устойчивое развитие предполагает также стабильность в развитии политической, социальной, культурной сфер общества, их взаимосвязь и взаимодействие. По мере осмысления проблем и перспектив перехода современного общества к устойчивому развитию происходит обобщение концепции устойчивого развития. Она превращается в теорию исторического процесса, отображающую социальную и природную (социоприродную) действительность в единстве и в развитии [4].
Реализация концепции устойчивого развития предполагает системно-футурологические исследования закономерностей развития биосферы, экономики, техники, обеспечивающих целенаправленное «конструирование» будущего, движение к качественно новому состоянию общества. Это новое состояние общества будет в целом отличаться от предшествующего, прежде всего, культурой, создающей возможность устойчивого развития.
Культура устойчивого развития
Все достижения человека, все формы, в которых протекает его деятельность, так или иначе, определяются культурой. Культура выполняет регулятивную, управляющую функцию в социальном развитии, историческом процессе в целом. Решение проблем современной цивилизации связано не только с экологизацией экономики, развитием науки и технологий, но и с развитием человеческих качеств. Сейчас общепризнано, что среди конкретных задач перехода к устойчивому развитию на первое место необходимо поставить формирование культуры устойчивого развития. Важным шагом в обосновании культуры устойчивого развития стали международные конференции ЮНЕСКО, проходившие в Баку (Азербайджан) в 2011-2013 гг. [2] и в 2013 г. в г. Ханчжоу (Китай) [10].
Культура — синкретичное понятие, отражающее квинтэссенцию эпохи, основополагающие черты материальной и духовной жизни
общества. Отношение людей друг к другу и их отношение к природе составляют двуединую основу культуры и определяют ее особенности. С нашей точки зрения, культура — это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей [3].
Культура устойчивого развития предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. Это требует необходимости постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.
В современных условиях в связи с бурным развитием средств коммуникации происходит интенсивное взаимодействие различных культур. Формирующееся ныне информационное общество рождает беспрецедентные перспективы кооперации в культурной сфере. Межкультурный диалог приобретает важное значение, содействуя постижению сущности многообразных национальных культур.
Проблема понимания, простирающаяся от межличностного общения до коммуникации культур, обретает особую значимость. Несмотря на несхожесть национальных культур, всегда есть некие предельные основания, обусловливающие принципиальную возможность их диалога. Это культурные универсалии, которые являются воплощением социокультурного опыта. Они во все времена определяли категориальный строй индивидуального и коллективного сознания. Сегодня на вопрос: «На какой основе в культуре должны сочетаться самобытность и универсальность, национальное и общечеловеческое?» можно ответить: «На основе установок устойчивого развития».
Глобальная озабоченность безопасностью существования человека в единстве с безопасностью его жизненной среды является предпосылкой нового культурного синтеза. Человечество сейчас оказалось перед выбором: либо сохранить сложившийся тип деятельности и погибнуть в экологической катастрофе, либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений. Поскольку второй вариант единственно приемлем, человечеству предстоит на основе осознания новых реалий преобразовать не только сформировавшийся
преимущественно разрушительный тип деятельности, но и всю систему ценностей.
В целом для достижения устойчивого развития, по меньшей мере, требуются:
• политическая система, содействующая участию широких масс населения в принятии решений, касающихся в том числе природопреобразующей деятельности;
• правовая система, основанная на принципах правового государства;
• экономическая система, ориентированная на менее энерго- и ресурсоемкое производство и справедливое распределение;
• социальная система, обеспечивающая снятие конфликтных ситуаций;
• международная система, способствующая устойчивости коммуникативных, торговых и финансовых связей;
• информационная система, обеспечивающая гласность и получение новой информации;
• образовательная система, формирующая экологическое сознание, культуру устойчивого развития;
• технологическая система, ориентированная на высокие и биосферосовме-стимые технологии, и др.
Эти требования носят преимущественно характер целей, которые должны лежать в основе региональных и глобальных действий в области социально-экономического развития [6]. В широком смысле эти требования — условия трансформации культуры современного общества, ее перехода к качественно новому состоянию.
В целом осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет основу экологического мировоззрения и основную ось культуры устойчивого развития. Если культура вообще представляет собой способ социального развития, определяющий, каким образом люди с помощью материальных и духовных средств обеспечивают свое сохранение и развитие как социальных существ, то культура устойчивого развития — это способ согласованного социоприродного развития, при котором возможно обеспечить сохранение фундаментальных показателей
биосферы. Если культура, как социальный феномен, «творение человеческих рук» всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития должна стать способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания и понимания сущности природных явлений.
Становление культуры устойчивого развития предполагает необходимое многогранное движение современного общества по пути модернизации его материальных и духовных сфер на основе индикаторов устойчивого развития. Методология реализации культуры устойчивого развития при этом предполагает формирование гражданского общества, социального капитала, преодоление диспропорций в различных областях общественной жизни и расслоения в социально-экономической сфере; создание благоприятного, гуманистического духовного климата в обществе.
Культура устойчивого развития может формироваться вследствие целенаправленных действий общества. Основой данного процесса призваны выступать: 1) система образования, 2) информационная политика, 3) новая волна художественной литературы и искусства.
Система образования традиционно соответствует эпохе, отражает уровень и структуру общественного сознания. Противоречия, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются на образовании. Откликаясь на них, образование способно оказывать конструктивное влияние на разрешение этих противоречий. В масштабе исторического времени это проследить не сложно. Не представляет труда подобрать примеры, подтверждающие и раскрывающие данную диалектическую связь. Сейчас большинство проблем образования являются производными от наметившихся социальных, политических, экономических, экологических противоречий. Важнейшей предпосылкой их решения является продуманная трансформация образования, его содержания, методологии. В этом плане государственная политика в сфере образования должна учитывать приоритетность устойчивого развития, безопасность страны. Содержание образования, соответственно, должно быть нацелено на раскрытие духовного богатства человека, формирование интеллектуальных основ устойчивого развития, укрепление и совершенствование
гражданского общества, основ правового государства.
Современное образование должно быть ориентировано на будущее. В связи с переходом к устойчивому развитию очевидна необходимость обеспечения опережающего образования. Образование в интересах устойчивого развития многогранно, нацелено на решение самых различных вопросов. Вместе с тем сложная структура образования для устойчивого развития должна восходить к экологическому образованию, призванному не просто проникнуть в структуру образования, а стать одним из ее важнейших оснований.
Еще на саммите ООН в Йоханнесбурге в 2002 г. было объявлено о необходимости проведения Декады образования для устойчивого развития, которая в 2005-2014 гг. была успешно реализована. Однако в эти годы усилились процессы глобализации, возросла неоднозначность социально-политических и экономических трансформаций в мире, участились масштабные естественно-природные и техногенные катастрофы, реальным стало изменение климата. Все это обусловило поэтапное корректирование исходных целей Декады образования для устойчивого развития, конкретизацию его задач в новых условиях.
Вместе с тем, несмотря на осознание важности реформирования образования в интересах устойчивого развития, данный процесс носит противоречивый характер. Это связано как с социально-политическими, экономическими, так и научно-педагогическими, методологическими обстоятельствами. Например, такие глобальные тенденции как неравномерность характера народонаселения в мире, сохранение и увеличение различий в его качественных и количественных показателях, усиление противостояния развитых и развивающихся стран, возрастание национализма и фундаментализма, и некоторые другие не содействуют реформированию образования в интересах устойчивого развития.
Стали очевидными и научно-педагогические проблемы. Образование для устойчивого развития ориентировано на будущее, тогда как педагогические методы связаны с усвоением знаний, отражающих реальные связи и отношения в природной и социальной среде. Будущее всегда в той или иной степени неопределенно. И его размытые контуры,
расплывчатое содержание трудно представить в качестве основы образования. Данное противоречие определяет необходимость разработки принципиально новых педагогических технологий, нацеленных на видение будущего, возможности управления им.
Образование, несомненно, будет и впредь занимать центральное место в становлении культуры устойчивого развития, но его развитие требует адекватного управления. Согласно официальным документам ЮНЕСКО, принятым после 2015 г., необходимо обеспечивать инклюзивное, справедливое качественное образование, создавать для всех возможности обучения на протяжении всей жизни. ЮНЕСКО при этом считает одной из своих главных задач координацию и мониторинг процесса реформирования образования в интересах устойчивого развития на глобальном уровне [1]. По мнению экспертов, начало этому процессу дает публикация всемирного доклада по мониторингу образования. Несомненно, это позволяет реально оценить состояние образования в различных регионах мира и принимать решения в соответствии с целями формирования культуры устойчивого развития.
Другое необходимое условие формирования культуры устойчивого развития — информационная политика. В настоящее время, как мировая, так и национальная информационная политика не ориентирована должным образом на установки устойчивого развития. Эпизодические выступления на эту тему, разумеется, недостаточны, необходима системная политика в данной области. Как традиционные, так и электронные средства массовой информации могут внести существенный вклад в формирование культуры устойчивого развития, учитывая их влияние на состояние общественного сознания.
Свой неоценимый вклад в данный процесс могут внести представители литературы и искусства. Однако создание подлинных художественных произведений, вызывающих глубокие душевные переживания у читателя и зрителя и меняющие его сознание, предполагает глубокое проникновение самого творца в суть проблемы. Для этого, по меньшей мере, предстоит преодолеть отчуждение большинства писателей, художников, композиторов, кинематографистов от экогумани-тарной проблематики.
Сегодня формирование культуры устойчивого развития становится мерой цивилизованности общества. Это становится не чем-то желательным, а обязательным требованием жизни к мировому сообществу. Разработка, как теоретических основ данной культуры, так и эффективных методов ее формирования становится программой деятельности человечества в XXI столетии.
Особенности российской действительности
Имеются существенные различия в естественных, культурных, экономических, политических показателях отдельных стран. Это отражается в различии образа жизни людей, социальных потребностей, общественных отношений. Не случайно саммит ООН по устойчивому развитию, проходивший в 2002 г. в Йоханнесбурге определил, что субъектами устойчивого развития являются национальные государства, они несут ответственность за состояние природной среды на локальном и региональном уровнях [8].
Переход к устойчивому развитию России невозможно представить без учета ее огромных пространств, разнообразия природы, населения, культуры, особенностей экономики, региональной структуры. Сильная зависимость России, ее истории, культуры от естественных факторов, сурового климата, бескрайнего пространства, характера народонаселения в должной мере еще не осознается. Как ни странно, почти все социально-экономические реформы, предпринятые в истории России, не учитывали не только особенности ее культуры, но и ее природные, экологические отличия. Так, три масштабные попытки модернизации России — 1) Петра I и Екатерины II в XVII -XVIII веках; 2) советская модернизация прошлого века; 3) либеральная модернизация Е. Гайдара и Б. Ельцина — не привели к должному результату. Не здесь ли следует искать причины их неудач?
Нужно понять, что Россия не только самая большая и богатая горючими ресурсами страна, но и самая холодная страна в мире, где «вечная мерзлота» охватывает более половины территории, где доминирует преимущественно экстремальная экологическая среда,
где рождаемость носит неустойчивый характер. В ближайшей перспективе уменьшение плотности населения (особенно в восточных регионах) будет создавать сложные геополитические проблемы.
Ключевое значение в данном случае приобретает и культурный фактор. Актуальным остается традиционный вопрос о характере российской культуры в контексте ее взаимодействия с культурами Запада и Востока. В России исторически сформировался особый «евразийский» тип культуры. Это не столько результат синтеза европейской и азиатской культур, сколько качественно иной культурный тип [9]. Российская культура, устремленная своими духовными интенциями к Европе, но укоренившаяся материальными основаниями в общинных укладах Азии — уникальное сочетание этих противоположных традиций.
Соответственно, подлинная модернизация России возможна на основе евразийских ценностей. Это подчеркивает сейчас и В.В. Путин: «Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, так же далеки от реальности, как и сторонники западного либерализма». Выбор падает на теорию, выходящую за рамки эпохи модерна и связывающую все этапы тысячелетней русской истории. Речь идёт об идеологии евразийства. «На сегодня принципы евразийства для России — это единственная возможность, сохранив целостность, сохранить идентичность» [7].
В целом в связи с задачами перехода к устойчивому развитию следует обратить внимание на следующие особенности России:
Литература
• Наличие большой и неоднородной территории. С одной стороны, это обеспечивает экологическую устойчивость страны, с другой — создает ряд сложностей при создании систем коммуникации, управления, передачи энергии.
• Идеология евразийства должна стать в России методологической основой социальной и политической деятельности, информационной политики.
• Необходимым условием перехода России к устойчивому развитию является устойчивое развитие ее регионов. Управление регионами должно осуществляться в структуре федеральной политики устойчивого развития, а его формы и методы определяться с учетом особенностей конкретного региона.
• Российское образование должно развиваться на научной основе, в контексте мировых тенденций в педагогике, но в соответствии с ценностями российской цивилизации. В этой связи представляются непродуктивными попытки однозначного копирования западных систем образования.
• Важнейшая предпосылка устойчивого развития России — это формирование гражданского общества, которое может обеспечить эффективный контроль за властью и преодолеть коррупцию на различных уровнях.
Особое внимание должно быть уделено вопросам демографии и управления миграционными процессами. Следует принимать на государственном уровне дополнительные усилия для роста народонаселения на юге Дальнего Востока и Восточной Сибири.
1. Документы Исполнительного совета ЮНЕСКО,196 EX/8, от 17 марта 2015 г.
2. Культура устойчивого развития: от идеи к реальности. Составитель и ответственный редактор Н.М. Мамедов. — Баку, 2013.
3. Мамедов Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. — 2010, № 2, С.33-47.
4. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. — М.: РЭФИА, 1996.
5. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). — М.1989. — 242 с.
6. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. — Женева, 1993. — 300с.
7. Путин В.В. Выступление на заседании клуба «Валдай», 9 сентября 2013 г.// rg.ru>2013/09/19/stenogramma-site.html
8. Саммит ООН по устойчивому развитию, Йоханнесбург, 2002 г. // studopedia.ru>itogamsammita-v-yohannesburge. html
9. Трубецкой Н.К. О туранском элементе и русской культуре // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология — М.: Наука, 1994. — 367с.
10. The Hangzhou Declaration: Placing culture at the heart of sustainable development policies. http://unesdoc.unesco.org/ images/0022/002212/221238m.pdf
Ссылка для цитирования
Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития: глобальное видение и российская действительность // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен
Mamedov N.M. Sustainable development concept: global vision and Russian reality // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2021. — Vol.2, №1. - URL: http://en.ecopoiesis.ru